Умственная нагрузка польза и вред

Умственная нагрузка польза и вред thumbnail

“Труд облагораживает человека…” Наверное, об этом высказывании хочется (или все таки необходимо) задуматься после долгой череды майских праздников.

Хоть эти слова приписывают перу В. Белинского, их в свое время на разные лады воспроизводили многие: Маркс, Толстой, Геббельс и т.д.

Что несет в себе эта мысль и каким образом на человека действует физический и умственный труд? В чем различия между физическим и умственным трудом? Обо всем этом можно узнать в нашей статье.

Гигиена умственного и физического труда

В медицине, а точнее, в санитарно-гигиеническом деле существует отдельный раздел, который так и называется – гигиена труда. Ее задача состоит в том, чтобы изучить влияние разного рода работы на организм человека и разработать профилактические, гигиенические и лечебные мероприятия для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье работающих людей, а также стремится к тому, чтобы повысить их выносливость и производительность.

Ученые, которые занимаются этим вопросом, говорят о том, что важно различать понятия «работа» и «труд». Работа – это, скорее, термин из физики, который являет собой процесс преобразования одного вида энергии в другую. И когда говорят про работу и человека, то имеют ввиду его мышечный аппарат. Труд, в свою очередь, направлен на создание чего-то, ценностей; того, что имеет вес в социальной жизни (несмотря на то, что основой труда являются все те же физиологические процессы организма).

Фридрих Энгельс в своей работе, которая имеет всемирную известность, «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал, что трудовая деятельность, проходящая в благоприятных условиях, стимулировала развитие как человеческого тела, органов чувств, моторики рук, так и интеллекта и способности к абстрактному мышлению.

Сейчас не только специалисты всех стран мира говорят о том, что рациональное сочетание физического и умственного труда приводит к гармоничному существованию и позволяет человеческому организму развиваться во всех направлениях. В этом убеждены все люди, которые сумели совместить одно с другим.

Как бы там ни было, различия между физическим и умственным трудом существенны и нам предстоит ознакомиться с ними.

Польза и вред физического труда

Польза и вред физического труда

Для физического труда характерно вовлечение в процесс мышечного аппарата и различных систем организма. И основной характеристикой физического труда является тяжесть труда.

Тяжесть труда – это характеристика уровня трудового процесса, которая отражает величину нагрузки на опорно-двигательный аппарат и системы жизнеобеспечения организма (дыхательная, сердечно-сосудистая и т.д.).

Тяжесть труда имеет следующие характеристики, которые принципиально важны в процессе определения уровня нагрузки:

  • Масса груза, который поднимают и перемещают

  • Количество повторений

  • Характер позы

  • Глубина наклона тела

  • Перемещение в пространстве

  • Физическая динамическая нагрузка

  • Величина нагрузки в покое

Чем же физический труд полезен? В первую очередь, он помогает поддерживать тело в форме. Так или иначе. А это, к слову, повышает самооценку. Люди, занимающиеся ручным трудом, более приспособлены к жизни и «выживанию». Также польза физического труда заключается в том, что он делает человека более дисциплинированным и терпеливым. Да и что тут говорить, когда человек видит результат своих усилий и он приносит радость и пользу другим, то это делает его счастливым.

И не забывайте о таком полезном и приятном виде физической активности как… секс. А чем именно он так полезен для здоровья, вы можете прочесть в нашей статье “7 причин заняться любовью”.

Вред… помимо установленной гигиенистами категории «профессиональные болезни» (то есть, определенные заболевания, которые могут возникать от определенного вида деятельности), есть еще один существенный минус, который может таить физическая работа – травматизм. И он, как вы понимаете, может иметь существенные последствия.

Еще одна побочная реакция (присуща всем видам физической активности) – усталость. Сложно сказать, при какой разновидности занятий, усталость может принести больше вреда, но в случае физического труда, она может стать причиной травматизма. Поэтому очень важно рационально чередовать физическую активность и отдых (сон).

Особенности питания людей, занятых физическим трудом

Ручной труд, точнее, труд, который связан с физической нагрузкой, требует много силы, потому что во время его выполнения в расход идет мышечная энергия. Учитывая это, энергетическая ценность поглощаемых продуктов, как и количество белков, жиров, углеводов увеличивается пропорционально выполняемой работе.

С этой целью, во время разработки гигиенических норм питания людей было выделено 4 группы интенсивности труда, в зависимости от которых и определяли, какое количество питательных веществ должен получить той или иной человек, исходя из его возраста, пола и рода занятий. Это если сильно углубляться, но в целом вы должны знать, что людям, которые интенсивно работают физически, необходимо употреблять: куриные яйца, кисломолочные продукты, фрукты (бананы, киви, ананасы), устрицы и лосось, крупы (овсянка в приоритете), орехи и сухофрукты, томатный и апельсиновый сок, имбирь, черный шоколад, мед.

Сколько тратится калорий (ккал) при различных видах активности, можно легко найти в интернете, все эти данные представлены в виде разнообразных и удобных для восприятия таблиц.

Польза и вред умственного труда

Польза и вред умственного труда

Чтобы знать, как правильно организовать режим умственного труда и извлечь из него максимальную пользу, нужно знать его критерии.

Читайте также:  Газета с пользой для дела

Напряженность интеллектуального труда характеризуется:

  • Объемом информации, которую нужно обработать/запомнить

  • Скорость поступления информации

  • Скорость принятия решения

  • Степень ответственности за принятое решение и возможные ошибки

При умственном труде основная нагрузка приходится на головной мозг (точнее, на его кору).

Представители умственного труда ведут сидячий образ жизни и чаще всего не занимаются ни физическими нагрузками, ни спортом. Гиподинамия, психофизиологическая утомляемость, напряжение зрительного, слухового анализаторов, нервное напряжение – все это сопровождает людей, которые трудятся умственно.

Польза умственного труда заключается в том, что человек постоянно стимулирует свой мозг и «прокачивает» его способности: память, абстрактное мышление, фантазию и т. д.

Особенности питания людей, занятых умственным трудом

Люди, уделом которых является интеллектуальный труд, как правило, ведут малоподвижный образ жизни, во время организации их питания это нужно учитывать. Потому, составляя их меню, нужно помнить, что содержание белков, жиров и углеводов, наряду с энергетической ценностью продуктов, должно быть существенно ниже, чем у людей, занимающихся физическим трудом. При этом, количество витаминов и минералов должно быть идентичным, потому что интеллектуальный труд требует достаточного количества гормонов и ферментов.

Людям, занимающимся умственным трудом, нужно налегать на рыбу (лосось), зеленые листовые овощи (шпинат, капуста), яйца, морковь, помидоры, свеклу, коричневый рис, овсяную крупу, фасоль, чернику, орехи и семечки (грецкие, миндаль, тыквенные), авокадо, яблоки, виноград, черный шоколад, зеленый чай. Так любимый всеми кофе попробуйте иногда заменять на более полезные напитки.

Вместо резюме

Вместо резюме

Как вы видите (а может быть, уже успели ощутить на себе) – нельзя заниматься одним видом работы. Нужно чередовать. Физический труд с умственным (чтение книг, решение различных задач, искусство) и умственный с физическим (посещение тренажерного зала, бассейна, занятие бегом, фитнесом, каким-то видом единоборства).

Даже самый здоровый и жизнерадостный человек порою испытывает упадок сил. Попробуйте внедрить в свой распорядок дня 10 привычек, помогающих улучшить самочувствие.

Но также важно помнить об чередовании труда и отдыха, чтобы давать возможность организму отдохнуть от вашей бурной деятельности и набраться сил для новых свершений.

Теги:

физический труд,
умственный труд,

Читайте нас в социальных сетях

Подпишитесь на обновления

Источник

Отрицательное влияние умственной нагрузки на здоровье

Умственная работа сопровождается значительными изменениями в организме, часто неблагоприятного характера (В. Г. Крыжановский, В. П. Соловьева, С. А. Косилов, О. В. Обоницкая, Ю. М. Пратусевич, 1964; А. И. Киколов и др.).

Наблюдения за студентами и научными сотрудниками, проведенными В. Г. Крыжановским, свидетельствуют о резком снижении мышечной деятельности при напряженной умственной работе, приводящем к нарушению кровообращения, ухудшению функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Монотонная работа, когда почти полностью отсутствует физическая нагрузка и напряжена вторая сигнальная система, характеризуется появлением тормозного процесса в центральной нервной системе, а также изменением нормальной суточной периодики ряда вегетативных функций (Э. С. Рутенбург, Е. Л. Склярчик, М. Г. Цибина).

Обследование операторов, у которых преобладает умственное напряжение, и газовырубщиков, выполняющих в основном физическую работу, показало, что у первых частота нормальных суточных кривых температуры тела составляет 50%, а у вторых — 77%. И те и другие данные позволили Э. С. Рутенбург и Н. И. Наследовой заключить, что умственная работа вызывает большее утомление, чем физическая.

Недостаточная двигательная активность вызывает ослабление защитных, холинергических и симпатоингибиторных механизмов и приводит к относительному преобладанию симпатического тонуса (В. В. Рааб). В качестве лечебных мероприятий, по мнению автора, следует применять «антисимпатические» воздействия и такие естественные методы восстановления равновесия симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, как физическая работа и эмоциональная нагрузка.

умственная нагрузка

По данным С. А. Косилова, первичные функциональные изменения, происходящие в организме при умственной работе, следует искать в процессах нервной регуляции и особенно в высшей нервной деятельности. Исследованиями Т. Н. Павловой и В. П. Соловьевой установлено, что при умственном труде выраженность изменений во второй сигнальной системе значительнее, чем в первой, и более значительна, чем при физическом труде.

После 6—7 часов умственной работы взрослых О. В. Обоницкая наблюдала у них выраженную стадию запредельного торможения в коре больших полушарий головного мозга и извращение рефлекторных сосудистых реакций.

Напряженный умственный труд приводит в конце, рабочего дня к ухудшению исследованных показателей (В. А. Нови).

Известны наблюдения конца XIX века русских врачей И. Сикорского, Ф. К. Телятника, А. С. Вирениуса, А. П. Доброславина, Ф. Ф. Зрисмана, Д. Д. Бекарюкова, свидетельствующие о прямой связи различных отклонений в состоянии здоровья учащихся с длительной учебной нагрузкой. Эти наблюдения были подтверждены в более поздних работах М. В. Антроповой, Г. П. Сальниковой и др. На неблагоприятное состояние физиологических систем организма человека в условиях исключительно умственной деятельности указывают К. Георгиев, П. Болевски, Janda, Haider.

В то же время при сочетании умственной деятельности с физической многие авторы не обнаружили резких признаков утомления в течение дня и недели, когда ежедневная суммарная продолжительность труда подростков составляла 4, 6 и даже 8 часов.

– Также рекомендуем “Значение физического труда для подростков. Феномен Сеченова”

Оглавление темы “Условия труда подростков на производствах”:

  1. Нормы труда и ее производительность у подростков на сельскохозяйственном производстве
  2. Условия труда подростка на хлопководстве – сборе хлопка
  3. Работа подростков и условия труда на виноградниках – виноградстве
  4. Условия труда подростка на производстве табака – табаководстве
  5. Режим труда и отдыха подростков на полях выращивания, производства табака
  6. Образование подростка на производстве. Значение обучения детей труду
  7. Отрицательное влияние умственной нагрузки на здоровье
  8. Значение физического труда для подростков. Феномен Сеченова
  9. Физиология трудовой и учебной деятельности подростка
  10. Нервная система в условиях умственной и трудовой деятельности

Источник

Очень интересная статья на тему информационной загрузки. Будет актуально всем, кто работает в сфере умственной нагрузки, обработки информации, литературы, научных данных и т.д.

file

Современные технологии постоянно атакуют наш мозг, обрушивая на него небывалые объемы информации. Кто-то верит, что многозадачность возможна, но многие ученые считают, что такой режим общения с окружающим миром совсем не идет нам на пользу. Вопрос в том, как защититься от его побочных эффектов, не превратившись в информационного аскета. Нейробиолог, музыкант и писатель Дэниэл Левитин из Университета Макгилла недавно презентовал свою новую книгу «The Organized Mind: Thinking Straight in the Age of Information Overload» на лекции в Кембриджском университете. И объяснил, почему многозадачность негативно сказывается на нашей продуктивности и как с этим бороться.

Мы действительно живем в эпоху, когда мир оказался перегружен информацией. По оценкам Google, человечество произвело на свет уже около 300 эксабайт информации (это 300 с 18 нулями). Всего лишь 4 года назад количество существующей информации оценивалось в 30 эксабайт. Получается, что за последние несколько лет мы произвели больше информации, чем за всю историю человечества. Каждый день нам приходится обрабатывать в 5 раз больше данных, чем 25–30 лет назад. Это все равно что прочитывать от корки до корки 175 газет в день! Я хочу сказать, что информационная перегрузка — это реальность. Это несоответствие между производимой информацией и нашей способностью ее обработать.

Помимо того, что мы пытаемся справиться с эксабайтами информации в сети, мы перегружены новыми ежедневными задачами. Если 30 лет назад путешествия организовывали турагентства, нужный товар в магазине выдавали продавцы, пробивали его кассиры, а вести переписку деловым людям помогали машинистки, то теперь мы вынуждены делать все сами. Множество профессий попросту исчезло. Мы сами бронируем билеты и отели, сами регистрируемся на рейс, сами выбираем продукты и даже сами их пробиваем на стойках самообслуживания. Более того, счета за коммунальные услуги теперь тоже надо добывать самостоятельно на специальном сайте! Например, в Канаде их просто перестали присылать. То есть мы стали выполнять работу за десятерых и при этом еще пытаемся не отстать от собственной жизни: заботиться о детях, родителях, общаться с друзьями, находить время на работу, хобби и любимые телепередачи. В сумме мы тратим около 5 часов в неделю на задачи, которые раньше выполняли за нас другие люди.

Нам кажется, что мы выполняем несколько дел одновременно, что мы многозадачны, но на самом деле это очень большое заблуждение. Эрл Миллер, нейробиолог из Массачусетского технологического института и один из ведущих экспертов в области внимания, утверждает, что наш мозг вовсе не создан для многозадачности. Когда люди думают, что заняты несколькими делами одновременно, они на самом деле просто очень быстро переключаются с одной задачи на другую. И каждый раз на это уходят определенные ресурсы.

Переключая внимание с одной задачи на другую, мозг сжигает глюкозу, которая также нужна для сохранения концентрации. Из-за постоянного переключения топливо быстро расходуется, и мы чувствуем себя уставшими уже через несколько минут, потому что в прямом смысле исчерпали питательные ресурсы мозга. Это ставит под угрозу качество как умственной, так и физической работы.

Кроме того, частое переключение между задачами вызывает чувство тревоги, повышается уровень гормона кортизола, отвечающего за стресс. Это может привести к агрессивному и импульсивному поведению.

Однако от привычки переключаться между задачами сложно избавиться, поскольку каждая новая задача провоцирует выброс допамина, гормона, отвечающего за «вознаграждение» мозга. Таким образом, человек получает удовольствие от переключения, впадает в зависимость от него.

Еще один аргумент в пользу того, что многозадачность не работает, — недавнее исследование нейробиолога из Стэнфорда Расса Полдрака. Он обнаружил, что запоминание информации в режиме многозадачности приводит к тому, что информация сохраняется в неправильном месте. Если дети учат уроки и одновременно смотрят телевизор, то информация из учебников попадает в полосатое тело, отдел мозга, отвечающий за условные рефлексы, поведение и навыки, но не за хранение фактов и идей. Если отвлекающих факторов нет, информация попадает в гипоталамус, где она структурируется и категоризируется по разным критериям, что облегчает доступ к ней в дальнейшем. Таким образом, люди не способны к многозадачности. Это все самообман. Наш мозг обманываться рад, но на самом деле наша работа становится менее творческой и эффективной.

«Не хочу ничего решать» — серьезный сигнал от мозга

Ко всему прочему, многозадачность требует от нас постоянного принятия решений. Ответить на сообщение сейчас или потом? Как на него ответить? Как и где сохранить это сообщение? Продолжать ли работать или сделать перерыв? Все это незначительные решения требуют столько же энергии, сколько важные и значимые, поэтому они так же утомляют мозг. Мы тратим кучу сил на мелкие решения, но есть риск, что мы не сможем сделать правильный выбор, когда это будет необходимо. Мы вроде бы понимаем, что для нас важно, а что нет, но в мозге при этом происходят одинаковые процессы. На решение, какого цвета взять ручку, и на решение, заключать ли договор с той или иной компанией, затрачиваются одинаковые ресурсы.

Безусловно, как бы мы ни стремились избежать выполнения нескольких задач одновременно, совсем уйти от этого не получится. Тем не менее существуют действенные способы навести порядок в собственной голове, стать более продуктивным и получать больше удовольствия от жизни.

Разделите работу на циклы

Что общего у авиадиспетчеров и синхронных переводчиков? Эти профессии очень стрессовые, поскольку требуют постоянного переключения внимания между задачами. Поэтому люди таких профессий работают «циклами» и часто делают небольшие перерывы. На работе нас все больше заваливают письмами, поручениями, звонками. Попробуйте делать 15-минутные перерывы каждый час или два. Можно прогуляться, подышать свежим воздухом. Тогда, вернувшись, вы сможете работать быстрее и эффективнее. Исследования показывают, что переработки снижают эффективность: на работу, требующую 20 минут, уставшие сотрудники тратят час.

Меняйте режим концентрации

Перерывы тесно связаны с двумя режимами внимания, в которых может работать мозг. Первый — это режим концентрации, так называемый central-executive mode, второй — режим «блуждания» (mind-wandering mode). Последний активизируется при чтении литературы, любовании искусством, прогулках или дневном сне. 15 минут в таком режиме позволяют «перезагрузить» мозг и почувствовать себя свежим и отдохнувшим. Мысли в это время просто бессвязно возникают в голове, вы их не контролируете. Надо заставлять себя периодически переходить в режим «блуждания», отключаться от интернета и электронной почты.

Кроме того, у вас наверняка есть задачи, которые требуют большого количества времени на выполнение, и задачи, которым достаточно выделить несколько минут. Не стоит весь день перескакивать с одного типа задач на другой. Лучше выделить на проверку почты определенное время (например, дважды в день) и прочитывать сразу все поступившие сообщения, а не заходить в почту после каждого уведомления.

Принимайте важные решения с утра

Был такой эксперимент: людей пригласили в лабораторию поучаствовать в опросе. Но сначала их засыпали вопросами: какого цвета ручку вы хотите? Черную или синюю? Как расположить лист бумаги? Вертикально или горизонтально? Вы хотите кофе? Две ложки сахара или три? С молоком или без? А после этого раздали опросник, где ставились действительно важные философские проблемы. Большинство людей уже не могло с этим справиться, им нужен был перерыв. Они чувствовали себя уставшими после предшествовавшей серии принятия мелких решений. Вывод из этого эксперимента — важные решения нужно принимать в начале дня.

Создавайте «расширители» мозга

«Расширители» мозга — это все, что переносит информацию из нашей головы в реальный мир: календари, блокноты, списки дел, коробка для ключей в прихожей. Например, если вы слушаете прогноз погоды и диктор объявляет, что завтра будет дождь, то вместо того, чтобы пытаться не забыть взять зонтик, положите его сразу у входной двери. Теперь сама окружающая среда напоминает вам о зонтике. Суть в том, что все эти блоки информации борются за место и ресурсы в нашей голове, сбивая ваши мысли. В итоге вам все сложнее уделять внимание тому, чем вы заняты в настоящий момент.

Живите «в моменте»

Мне кажется, что неправильно физически находиться в одном месте, а мыслями в другом. Но такое часто случается. На работе мы думаем о том, что нужно еще погулять с собакой, забрать ребенка из сада и позвонить тете. А когда оказываемся дома, вспоминаем обо всех не сделанных за день рабочих делах. Я не призываю всех превратиться в роботов, но, я считаю, это важно — уметь выполнять на работе свои задачи и иметь больше времени на отдых, приключения, общение, искусство. Если находиться мыслями в другом месте, то получаешь гораздо меньше удовольствия от жизни. Когда вы общаетесь с человеком, представляйте, что сейчас это единственный человек на земле, отдавайте ему все свое внимание. Тогда и работа, и отдых начнут приносить больше удовольствия.

Не переусердствуйте

Важная вещь в погоне за эффективностью — не потратить слишком много времени на упорядочивание своей жизни. Если вам кажется, что вы и так быстро со всем справляетесь, то не стоит тратить время.

Источник