Удаляй от себя печаль ибо печаль многих убила а пользы в ней нет

П.Пикассо. Арлекин и его подружка. 1901. Москва ГМИИ
«С тобой, моя печаль, мы старые друзья:
Бывало, дверь на ключ ревниво запирая,
Приходишь ты ко мне, задумчиво-немая,
Во взорах темное предчувствие тая».
Дмитрий Мережковский.
На эмоции тоже бывает мода. «Серебряный век» был щедр на печаль.
В стихотворении Игоря Северянина даже пианино погружено в сплин, который, Александр Сергеевич Пушкин называл «русской хандрой»:
«Грустила ночь…
Она встает, отбрасывая шаль,
И медленно подходит к пианино
Будить его от грезящаго сплина».
Игорь Северянин, «Ванда. Октавы.»
Даже в явлениях природы, которые обычно пробуждают ощущение полноты жизни, поэты серебряного века видели причины для грусти. У Анны Ахматовой «лето пышное» поет «печальным голосом иволги», и несмотря на пышность, оно «ущербное». Так видел мир глаз поэта, которого эпоха призывала считать печаль непременным атрибутом хорошей поэзии.
«Я слышу иволги всегда печальный голос
И лета пышного приветствую ущерб,
А к колосу прижатый тесно колос
С змеиным свистом срезывает серп».
Анна Ахматова.
Печаль – это сложная эмоция. Ее нельзя считать однозначно отрицательно окрашенной. Иногда она приходит на помощь человеку. Позволяет наедине с собой пережить жизненные трудности. Это относится к кратковременной печали. Затянувшись, эта эмоция может играть в жизни человека разрушительную роль.
Причиной возникновения печали всегда служит неудовлетворенность человека. Диапазон неудовлетворенности бывает широк: от бытовых обстоятельств до неразрешимости вселенских вопросов.
Печаль противоположна радости, она подруга и спутница тоски, грусти и скорби, хотя и не так глубока. Ей присущи меланхолическая созерцательность и пассивность.
Печальные люди склонны считать себя особенными:
«Грубым дается радость,
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль».
С.Есенин.
Для печали могут быть объективные причины: болезнь, потеря близкого человека, разрыв отношений. Естественна печаль человека любящего, но уже не любимого.
«Моя печаль, любовь моя
Ведь я тебя еще люблю
Прожить смогу и без тебя,
Но без тебя, я не хочу…»
Терентiй Травнiкъ.
Даже радостное событие прошлого, которое может больше не повториться отзывается грустью в сердце. Такую печаль надо пережить. Она имеет развитие, проходит несколько стадий, и постепенно оставляет человека.
Если печаль стала привычной, пора искать причину такому состоянию. Печаль не проработанная может перерасти в депрессию.
Печаль часто бывает спутницей пожилых людей, когда приходит осознание, что лучшие годы жизни уже прожиты.
«Книга жизни моей перелистана – жаль!
От весны, от веселья осталась печаль.
Юность – птица: не помню, когда прилетела
И когда унеслась, легкокрылая, в даль».
Омар Хайям.
Надо ли говорить человеку, пребывающему в печальном настроении: «Не грусти», «Улыбнись»? Если печаль не глубока, такие подбадривающие слова могут быть уместны. Но, если печаль стала привычной маской человека, значит он сам не готов пока расстаться с этим состоянием, в котором многие находят своего рода удовлетворение. Как говорит Русская пословица: «Своя печаль чужой радости дороже».
Вернёмся к поэтам Серебряного века.
«Сумрак дня несет печаль.
Тусклых улиц очерк сонный,
Город, смутно озаренный,
Смотрит в розовую даль.
Видит с пасмурной земли
Безнадежный глаз столицы:
Поднял мрак свои зеницы,
Реют ангелы вдали».
Александр Блок.
Зная, какая эпоха наступила после «Серебряного века», и что пришлось пережить замечательным поэтам, сочувствуешь им еще большее и их печаль обретает особый вес. Все они – будущие жертвы.
Истинные поэты – всегда одарены пророческим видением будущего.
Печаль, в этом свете, видится предчувствием жертвенности.
Это характерно и для отдельного человека с его личной печалью.
Долгая печаль должна настораживать, она может быть «печалью жертвы».
Такой человек чувствует себя несправедливо обделенным жизнью.
Может, не долюбили в детстве, возможно, не по талантам жизнь сложилась: много обещала, но мало предоставила шансов проявить себя.
О печали пишет Кэррол Э. Изард в книге «Психология эмоций». К.Э. Изард – один из создателей теории дифференциальных эмоций:
«Эмоция печали переживается как грусть, уныние, хандра. Опечаленный человек может сказать, что у него «тяжело на сердце». Но это чувство тяжести повсеместно — мы ощущаем тяжесть в лице, в груди, в конечностях, это ощущение разливается по всему телу, словно вся тяжесть мира взвалена на наши плечи. В печали мы часто ощущаем вокруг себя мрак и пустоту, жизнь кажется нам лишенной красок и тепла, мы не находим человека, который разделил бы с нами это чувство пустоты и одиночества.
Переживание печали включает в себя комплекс чувств, и эти чувства обычно сопровождаются конкретными образами, мыслями, воспоминаниями. Переживание печали вызывает воспоминания о других печальных событиях, зачастую определяя наше восприятие мира, который кажется нам серым и унылым, словно мы смотрим на него сквозь запыленное стекло или видим лишь его тусклое отражение.
Интенсивное переживание печали доставляет человеку боль. Человек может чувствовать болезненные ощущения в лице, в груди…
спазмы лицевых мышц и болезненные ощущения в груди, которыми сопровождается интенсивная печаль, могут представлять собой психический эквивалент физической боли. Печаль может вызывать психическую боль, и зачастую эта боль переживается человеком глубже и острее, чем физическое страдание…
согласно теории дифференциальных эмоций, печаль по сравнению с другими негативными эмоциями характеризуется самым низким уровнем напряжения. Это значит, что человек гораздо легче переносит печаль, чем страх или любую другую негативную эмоцию».
Насколько печаль стала управлять жизнью человека, легко проверить: в его суждениях и мыслях будет преобладать категоричность: если плохо- то ВСЕ, если не любит – то НИКТО, хорошего уже не будет НИЧЕГО и, вообще, смысла в жизни нет НИКАКОГО. Эти мысли – обман. Если трезво разобраться в жизни такого человека, все будет не так печально, но ему трудно расстаться с привычными негативными установками. Понадобятся терпение, труд и желание развернуть свою жизнь навстречу радости. Перемене участи всегда предшествует перемена мыслей. Надо серьезно работать над мысленными установками.
Существует несколько способов регуляции печали. Снизить интенсивность переживания печали можно путем активация другой эмоции.
Как ни банально это прозвучит, но избавиться от печали можно только с помощью радости. Надо призвать на помощь все, что приносит радость. Это может быть музыка, путешествие, спорт и общение. И, конечно же, позитивные мысли.
Хороший результат дает когнитивная регуляция эмоций. В основе этого метода лежит положительная перефокусировка, подавление нежелательной эмоции или контроля над ней, переключение мышления и внимания в сторону позитива.
Третий способ – моторная регуляция. Путем физической активности снижается интенсивность эмоционального переживания. Используются упражнения для саморегуляции эмоционального состояния.
Печаль не та эмоция, с которой стоит идти по жизни.
«Люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль,
ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет». (Сирах 30:24:25).
ÓÍÛÍÈÅ, ÎÒ×ÀßÍÈÅ, ÏÅ×ÀËÜ, ÁÅÑÏÎÊÎÉÑÒÂÎ. ÃÐÅÕÈ È ÏÎÐÎÊÈ – ÁÎËÅÇÍÈ ÄÓØÈ.
Óíûíèå îäíî èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ áîëåçíåé íàøåãî âðåìåíè. È, òåì íå ìåíåå, îíî ÿâëÿåòñÿ ñìåðòíûì ãðåõîì, êðàéíå îïàñíûì äëÿ äóøè.  íàøè äíè åãî èìåíóþò äåïðåññèåé, ïðè êîòîðîé ïîäàâëÿþòñÿ æèçíåííûå ñèëû îðãàíèçìà, ÷üåé ïðè÷èíîé ñ÷èòàþò óâåëè÷åíèå ñòðåññîâ â ñîâðåìåííîì ìèðå. Íà ñàìîì äåëå, ïðè÷èíû óíûíèÿ è êðàéíåé åãî ñòåïåíè îò÷àÿíèÿ èìåþò ãîðàçäî áîëåå ãëóáîêèå ïðè÷èíû è ñâÿçàíû îíè ñ ïîâàëüíûì îáðàùåíèåì ÷åëîâå÷åñòâà ê âíåøíåìó ìèðó, ïîòåðåé èñòèííîé îïîðû íà Áîãà.
Óíû;íèå (äð.-ãðå÷. ;;;;;; áåççàáîòíîñòü, áåñïå÷íîñòü) îòðèöàòåëüíî îêðàøåííîå íàñòðîåíèå, ïîäàâëåííîå ñîñòîÿíèå äóõà, ñîïðîâîæäàþùååñÿ îáùèì óïàäêîì ñèë.
Óíûíèå ÿâëÿåòñÿ ñìåðòíûì ãðåõîì, ïîòîìó ÷òî, ïðîÿâëÿÿ ýòîò ãðåõ, ÷åëîâåê ñîçíàòåëüíî ãàñèò ñâîè æèçíåííûå ñèëû, óáèâàÿ ñàì ñåáÿ. Ïðè óíûíèè ÷åëîâåê âêëþ÷àåò ïðîãðàììó ñæàòèÿ, óãàñàíèÿ, ñìåðòè. Îí çàêðûâàåòñÿ, îòâîðà÷èâàåòñÿ îò äåéñòâèÿ Äóõà Ñâÿòîãî, äàþùåãî æèçíü è îáíîâëåíèå. Ïðàêòè÷åñêè, ýòî åñòü ýíåðãåòè÷åñêîå ñàìîóáèéñòâî.
«…È óíûë âî ìíå äóõ ìîé, îíåìåëî âî ìíå ñåðäöå ìîå» (Ïñ.142:4).
Óíûíèå âîçíèêàåò êàê ñëåäñòâèå íåïðàâèëüíîãî îæèäàíèÿ ÷åëîâåêîì ÷åãî-ëèáî èçâíå, íåæåëàíèÿ ìåíÿòü ñåáÿ è ïðåîäîëåâàòü ïðåïÿòñòâèÿ. Ýòî, ñâîåãî ðîäà, îáèäà íà Áîãà è îòêàç îò îáùåíèÿ ñ Íèì, ïðîòåñò ÷òî, ïî ñóòè, åñòü ñìåðòü. Ýòî íåâåðèå â Ïðîìûñë Áîæèé è â Åãî Ëþáîâü. Âèäèìî, ñëåäóåò ÷òî-òî ïåðåñìîòðåòü è îò ÷åãî-òî îòêàçàòüñÿ, ÷òî-òî åùå ðàñêðûòü â ñåáå. Ýòî òðåáóåò óñèëèé.
Óíûíèå ãîâîðèò î òîì, ÷òî ÷åëîâåêîì âî ìíîãîì äâèæóò ñòðàñòè, êîòîðûå òÿãîòÿò ê âíåøíåìó ìèðó:
«Åñëè õî÷åøü èçáàâèòüñÿ îò ïå÷àëè, íå ïðèâÿçûâàéñÿ ñåðäöåì íè ê ÷åìó è íè ê êîìó. Ïå÷àëü ïðîèñõîäèò îò ïðèâÿçàííîñòè ê âèäèìûì âåùàì» (ïðåï. Íèêîí Îïòèíñêèé (Áåëÿåâ);
«Êòî ÷àñòî ïå÷àëèòñÿ è ïðèïèñûâàåò ñåáå áåññòðàñòèå, òîò ïîäîáåí áîëüíîìó, ïðèòâîðÿþùåìóñÿ çäîðîâûì; èáî êàê áîëüíîé âèäåí ïî öâåòó ëèöà, òàê ñòðàñòíîãî èçîáëè÷àåò ïå÷àëü» (Íèë Ñèíàéñêèé);
«Ëþáîñòÿæàòåëüíûé, ïîíåñÿ óòðàòó, ãîðüêî ïå÷àëèòñÿ, à ïðåçðåâøèé èìóùåñòâî áåñïå÷àëåí. Ñëàâîëþáèâûé ïå÷àëèòñÿ, êîãäà òåðïèò áåñ÷åñòèå, à ñìèðåííîìóäðûé ïðèíèìàåò åãî êàê ñîòîâàðèùà. Ïå÷àëü ìîæåò âîçíèêíóòü è îò áåññèëèÿ îòîìñòèòü îïå÷àëèâøèì, è êàê îò÷àÿíèå îò íåóäîâëåòâîðåííûõ îáèä» (ñâ. Ôåîôàí Çàòâîðíèê).
Ïî ó÷åíèþ Îòöîâ Öåðêâè, óíûíèå åñòü ïîòåðÿ òîé äóõîâíîé ðàäîñòè î Áîãå, êîòîðàÿ ïèòàåòñÿ íàäåæäîé íà Åãî ìèëîñåðäíîå ïðîìûøëåíèå î íàñ.
Ïî ñëîâàì Èîàííà Ëåñòâè÷íèêà, «óíûíèå åñòü ðàññëàáëåíèå äóøè, èçíåìîæåíèå óìà, ïðåíåáðåæåíèå èíî÷åñêîãî ïîäâèãà, íåíàâèñòü ê îáåòó, óáëàæàòåëü ìèðñêèõ, îáîëãàòåëü Áîãà, áóäòî Îí íåìèëîñåðä è íå÷åëîâåêîëþáèâ» (Ëåñòâèöà 13:2).
Áûâàåò ïå÷àëü è ñâåòëàÿ, äóõîâíàÿ. Ýòî ïå÷àëü î ãðåõàõ íå â ïëàíå òîãî, êàê âñå ïëîõî è áåçíàäåæíî, ÷òî âûçûâàåò óïàäîê ñèë, à ñòûä ïî ïîâîäó íåäîñòàòî÷íîé ÷èñòîòû â äóøå, êîòîðûé ðîæäàåò èìïóëüñ ê ïîêàÿíèþ è èçìåíåíèþ ñåáÿ.
«Ïå÷àëü ðàäè Áîãà ïðîèçâîäèò íåèçìåííîå ïîêàÿíèå êî ñïàñåíèþ; à ïå÷àëü ìèðñêàÿ ïðîèçâîäèò ñìåðòü» (2 Êîð.7:10);
«…Òà ïå÷àëü, êîòîðàÿ ñîäåëûâàåò ïîêàÿíèå êî ñïàñåíèþ íåñîìíåííî âåðíîìó, áëàãîïîêîðëèâà, ïðèâåòëèâà, ñìèðåííà, êðîòêà, ïðèÿòíà è òåðïåëèâà, òàê êàê îíà, èñõîäÿ èç ëþáâè ê Áîãó
èìååò â ñåáå âñå ïëîäû Äóõà Ñâÿòîãî» (ñâ. Ôåîôàí Çàòâîðíèê).
Òàêæå îòöû Öåðêâè ó÷àò: Óíûíèå èíà÷å èìåíóåòñÿ çëûì ðàçëåíåíèåì. Óíûíèå ÷àñòî áûâàåò ïîñëåäñòâèåì çàáûòîãî ãðåõîïàäåíèÿ èëè ñêðûòîé, íåçàìåòíîé äðóãîé ñòðàñòè: çàâèñòè, áëóäíîãî ðàçææåíèÿ, ÷åñòîëþáèÿ, ñðåáðîëþáèÿ, æåëàíèÿ îòìùåíèÿ îáèä÷èêó. Ïðè÷èíîé óíûíèÿ áûâàåò è ïåðåóòîìëåíèå îò ãíåòóùèõ çàáîò. ×àñòî óíûíèå ïðîèñõîäèò îò ÷ðåçìåðíûõ è ñàìî÷èííûõ ïîäâèãîâ ó îñîáî ðåâíîñòíûõ õðèñòèàí. Êðàéíåå èçíåìîæåíèå äóøè íàçûâàåòñÿ îò÷àÿíèåì, è ýòî ñëåäñòâèå óíûíèÿ, åñëè òîëüêî ÷åëîâåê âîâðåìÿ íå ñïðàâèòñÿ ñ ýòèì ãðåõîì.
«Îò÷àÿíèå íàçûâàåòñÿ òÿã÷àéøèì ãðåõîì èç âñåõ ãðåõîâ íà ñâåòå, èáî ýòîò ãðåõ îòâåðãàåò âñåìîãóùåñòâî Ãîñïîäà íàøåãî Èèñóñà Õðèñòà, îòâåðãàåò äàðîâàííîå Èì ñïàñåíèå ïîêàçûâàåò, ÷òî â ýòîé äóøå ïðåæäå ãîñïîäñòâîâàëè ñàìîíàäåÿííîñòü è ãîðäîñòü, ÷òî âåðà è ñìèðåíèå áûëè ÷óæäû åé» (ñâò. Èãíàòèé Áðÿí÷àíèíîâ);
«Îò÷àÿíèå îáëè÷èòåëü íàõîäèâøèõñÿ â ñåðäöå íåâåðèÿ è ñàìîñòè: âåðóþùèé â ñåáÿ è óïîâàþùèé íà ñåáÿ íå âîññòàíåò èç ãðåõà ïîêàÿíèåì» (ñâò. Ôåîôàí Çàòâîðíèê);
«Îò÷àÿíèå ãèáåëüíî íå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî çàòâîðÿåò äëÿ íàñ âðàòà Íåáåñíîãî Ãðàäà è ïðèâîäèò ê âåëèêîé áåñïå÷íîñòè è íåðàäåíèþ… íî è ïîòîìó, ÷òî ââåðãàåò â ñàòàíèíñêîå áåçóìèå» (Èîàíí Çëàòîóñò).
Ïå÷àëü ýòî íåêîå âðåìåííîå îùóùåíèå, ñâÿçàííîå ñ êàêèì-òî íåïðèÿòíûì ïðîèñøåñòâèåì, íî ýòî ÷óâñòâî ïðîõîäÿùåå. ×òî êàñàåòñÿ óíûíèÿ, òî ýòî äëèòåëüíîå, õðîíè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, ïðè÷åì çà÷àñòóþ, äëÿ íåãî íåò âðîäå áû íèêàêîé ÿâíîé ïðè÷èíû.
«Íå ïðåäàâàéñÿ ïå÷àëè äóøåþ òâîåþ è íå ìó÷ü ñåáÿ ñâîåþ ìíèòåëüíîñòüþ; âåñåëüå ñåðäöà æèçíü ÷åëîâåêà, è ðàäîñòü ìóæà äîëãîäåíñòâèå; ëþáè äóøó òâîþ è óòåøàé ñåðäöå òâîå è óäàëÿé îò ñåáÿ ïå÷àëü, èáî ïå÷àëü ìíîãèõ óáèëà, à ïîëüçû â íåé íåò» (Ñèð.30:22-25).
Óíûíèå ýòî èìåííî ñîñòîÿíèå äóøè, è íàñòóïèòü îíî ìîæåò ïðè ïîëíîì âíåøíåì áëàãîïîëó÷èè, à íà âîïðîñ: «×åãî ñîáñòâåííî òåáå íå õâàòàåò?» ñòðàäàëåö äàæå íå ñìîæåò âðàçóìèòåëüíî îòâåòèòü.
«Âåñåëîå ñåðäöå áëàãîòâîðíî, êàê âðà÷åâñòâî, à óíûëûé äóõ ñóøèò êîñòè» (Ïðò÷.17:22).
Óíûíèå ýòî ðàçðóøåííîå ñàìîìíåíèå î ñåáå. ×åëîâåê âïàäàåò â óíûíèå, êîãäà íå ìîæåò äîñòèãíóòü òîãî, ÷åãî õîòåë, èëè íå çíàåò, êàê ðåøèòü ïðîáëåìó, òî åñòü îí ïîïàë â íåêèé òóïèê.
«Íå äóìàé, ÷òî òû îäèí òåðïèøü ñêîðáåé áîëüøå âñÿêîãî. Êàê æèâóùåìó íà çåìëå íåâîçìîæíî èçáåãíóòü ýòîãî âîçäóõà, òàê ÷åëîâåêó, æèâóùåìó â ýòîì ìèðå, íåâîçìîæíî íå áûòü èñêóøåííûì ñêîðáÿìè è áîëåçíÿìè. Çàíÿòûå çåìíûì îò çåìíîãî èñïûòûâàþò è ñêîðáè; à ñòðåìÿùèåñÿ ê äóõîâíîìó î äóõîâíîì è áîëåçíóþò. Íî ïîñëåäíèå áóäóò áëàæåííû; ïîòîìó ÷òî ïëîä èõ îáèëåí î Ãîñïîäå» (ñâ. Ôåîôàí Çàòâîðíèê).
Ñ ãðåõàìè óíûíèÿ, ïå÷àëè ñâÿçàíî è òàêîå ÿâëåíèå êàê òðåâîæíîñòü è áåñïîêîéñòâî. Èñòîê îíè èìåþò òîò æå, ÷òî è óíûíèå íåäîñòàòîê äîâåðèÿ Áîãó, ñòðàñòíûå ïðèâÿçêè ê ÷åìó-ëèáî èëè ê êîìó-ëèáî. Õðèñòîñ ãîâîðèë:
«Èòàê íå çàáîòüòåñü è íå ãîâîðèòå: ÷òî íàì åñòü? èëè ÷òî ïèòü? èëè âî ÷òî îäåòüñÿ? ïîòîìó ÷òî âñåãî ýòîãî èùóò ÿçû÷íèêè, è ïîòîìó ÷òî Îòåö âàø Íåáåñíûé çíàåò, ÷òî âû èìååòå íóæäó âî âñåì ýòîì. Èùèòå æå ïðåæäå Öàðñòâà Áîæèÿ è ïðàâäû Åãî, è ýòî âñå ïðèëîæèòñÿ âàì. Èòàê íå çàáîòüòåñü î çàâòðàøíåì äíå, èáî çàâòðàøíèé [ñàì] áóäåò çàáîòèòüñÿ î ñâîåì: äîâîëüíî äëÿ [êàæäîãî] äíÿ ñâîåé çàáîòû» (Ìô.6:31-34).
Òåì íå ìåíåå, áîëüøèíñòâî ëþäåé ïîëíîñòüþ ïîãëîùåíî çåìíûìè çàáîòàìè, íè÷åãî íå îñòàâëÿÿ äëÿ äóøè íè ñèë, íè âðåìåíè, íè âíèìàíèÿ. Îñîáóþ çàáîòó è áåñïîêîéñòâî íàì, îáû÷íî, äîñòàâëÿþò íàøè áëèçêèå. Íî òî, ÷òî ÷åëîâåê ïîìåñòèë íà ãëàâåíñòâóþùåå ìåñòî ñòàíîâèòñÿ èäîëîì è îòáèðàåò è ðàäîñòü, è ïîêîé. È âîò óæå ÷åëîâåêó âñå âðåìÿ êàæåòñÿ, ÷òî ÷òî-òî ñëó÷èòñÿ ñ åãî áëèçêèìè, è åãî çàõëåñòûâàåò ñòðàõ, âûáèâàÿ ïî÷âó èç-ïîä íîã. Åìó êàæåòñÿ, ÷òî îí ÷åãî-òî íå çíàåò, íå äîñìîòðåë, íå ñóìåë ñäåëàòü è ýòà ìûñëü ââîäèò â îöåïåíåíèå è ëèøàåò ñèë. Òî æå ïî ïîâîäó ìàòåðèàëüíûõ ïðîáëåì ñòðàõ áóäóùåãî, ñòðàõ áåçäåíåæüÿ, ñòðàõ ïîòåðè ðàáîòû è ïðî÷. ñëåäóþò çà ÷åëîâåêîì êàê ïðèçðàêè. Òàêæå áåñïîêîéñòâî î ñàìîì ñåáå ñìîãó ëè, óñïåþ ëè, íå çàáîëåþ, íå áóäåò ëè ìíå ïëîõî, êàê ìåíÿ âîñïðèìóò, ïîëó÷ó ëè òî, ÷òî õî÷ó âî âñåì ýòîì îò÷åòëèâî ñëûøåí ãîëîñ ñàìîñòè. Òðåâîæíîñòü è áåñïîêîéñòâî ìîãóò áûòü êàê è äðóãèå ñòðàñòè â ðàçíûõ ñòàäèÿõ. Ìîãóò äîñàæäàòü òîëüêî â ìûñëÿõ, âûçûâàÿ äèñêîìôîðò, à ìîãóò çàâëàäåòü è ýìîöèÿìè, æåëàíèÿìè è áóêâàëüíî ðóêîâîäèòü ÷åëîâåêîì, íå äàâàÿ åìó âîçìîæíîñòè îñâîáîäèòüñÿ îò ýòîãî âèõðÿ. Òðåâîæíîñòü ìîæåò êàñàòüñÿ ãëîáàëüíûõ âåùåé, à ìîæåò ïðîñà÷èâàòüñÿ è â ëþáóþ ìåëî÷ü «À íå îïîçäàþ ëè ÿ íà àâòîáóñ», «Íå ïîïàäó ëè â ïðîáêó», «Ñìîãó ëè âîâðåìÿ ñäàòü îò÷åò», «Ïðèäåò ëè òàêîé-òî ÷åëîâåê íà âñòðå÷ó, èëè âäðóã åìó ÷òî-òî ïîìåøàåò». Ïðè áîëüøîé ñòåïåíè òðåâîæíîñòè ÷åëîâåêà òðÿñåò ïðè êàæäîì äóíîâåíèè âåòðà, êîòîðûé ìîæåò ïðåäâåùàòü íå÷òî ïëîõîå. Ò.å. òàêîå, ê ÷åìó ÷åëîâåê íå ãîòîâ.
Òðåâîæíîñòü âîçíèêàåò êàê ñëåäñòâèå íåóäà÷ è óäàðîâ â ïðîøëîì, êîòîðûå áûëè âûçâàíû äåéñòâèåì ñòðàñòåé, è ïåðåíîñ ýòîãî íåãàòèâà íà áóäóùåå, ò.ê. ýòè íåóäà÷è íå áûëè ïðàâèëüíî îñîçíàíû è âûçâàâøèå èõ ïðè÷èíû íå óáðàíû. È ÷åëîâåêó ïîòîìó êàæåòñÿ, ÷òî ïðîáëåìû ìîãóò ïðèéòè íèîòêóäà, îí íå âèäèò ðåàëüíî, ÷òî íàä âñåì ïðîèñõîäÿùèì äåéñòâóåò Áîæèé Ïðîìûñë è âñå èìååò ñâîè ïðè÷èíû è äâèæåòñÿ ïî ñâîèì çàêîíàì. Ñìåùåíèå öåíòðà Ìèðîçäàíèÿ íà ñàìîãî ñåáÿ èñêàæàåò âñå, è òîëêàåò ÷åëîâåêà íà òî, ÷òîáû ñàìîìó çàùèùàòü ñåáÿ, ÷òî åìó íèêàê íå ïîä ñèëó. Ïîòîìó îí è âêëþ÷àåò ìåõàíèçìû ïðîãðàììèðîâàíèÿ áóäóùåãî ïûòàÿñü ðàçóìîì ïðîñ÷èòàòü òî, ÷òî ìîæåò ñëó÷èòüñÿ. È ðàçóì, îïèðàÿñü íà ïðîøëûé îïûò, êîòîðûé îí íå â ñîñòîÿíèè ïðàâèëüíî ðàçîáðàòü, ïðåäñêàçûâàåò îäíó ïðîáëåìó çà äðóãîé.  ìîìåíò ïðîÿâëåíèÿ áåñïîêîéñòâà èäåò ñèëüíåéøàÿ ñòÿæêà ýíåðãèè Áëàãîäàòè ñ ÷åëîâåêà, êîòîðàÿ óõîäèò â àäñêèå ìèðû. È îí, îáåñòî÷åííûé, òåì íå ìåíåå, ïðîäîëæàåò âåñòè ñâîþ áèòâó ñ íåèçâåñòíîñòüþ.
 ýòîò ìîìåíò ÷åëîâåêó áû âñïîìíèòü õîðîøåå, îòâëå÷üñÿ îò òÿãîñòíûõ ìûñëåé, îáðàòèòüñÿ îò äóøè ê Áîãó è òîãäà îí áû óâèäåë, ÷òî íàõîäèòñÿ â íàâàæäåíèè, çà êîòîðûì íåò òîãî, ÷åãî îí áîèòñÿ. Äàæå åñëè ÷òî-òî è äîëæíî ïðîèçîéòè â æèçíè ó íàñ íà ýòî âñåãäà åñòü ñèëû è âîçìîæíîñòè.
Âñå ïåðå÷èñëåííûå ãðåõè ïîáåæäàþòñÿ âåðîé â Áîãà, â Åãî ïðîìûñë, íàäåæäîé íà òî, ÷òî âïåðåäè Ñâåò, áëàãîäàðåíèåì Åìó çà âñå.
«… ñêîðáÿõ íàèïà÷å áóäü áëàãîäàðåí; ïîòîìó ÷òî ÷ðåç íèõ ÿñíåå îùóùàåòñÿ áëàãîäàòü çàñòóïëåíèÿ. Òàê, áëàãîäàðåíèåì ïðîãîíÿÿ ïå÷àëü îò ïîñòèãàþùèõ òåáÿ ñêîðáåé, íå îìðà÷èøü òû áëèñòàòåëüíîé êðàñîòû ìóæåñòâåííîãî áëàãîäóøèÿ» (Íèë Ñîðñêèé)
Óíûíèå è áåñïîêîéñòâî ïðîõîäÿò òîãäà, êîãäà ÷åëîâåê ïåðåñòàåò íàäåÿòüñÿ òîëüêî íà ñâîè ñèëû, ïîïèðàåò â ñåáå ñàìîñòü, ãîðäûíþ, òùåñëàâèå, è îáðåòàåò èñòèííóþ Ëþáîâü, êîòîðàÿ, êàê èçâåñòíî «âñå ïåðåíîñèò, âñåãî íàäååòñÿ…»
«Ñêàçàë òàêæå èì ïðèò÷ó î òîì, ÷òî äîëæíî âñåãäà ìîëèòüñÿ è íå óíûâàòü» (Ëê.18:1);
«×òî óíûâàåøü òû, äóøà ìîÿ, è ÷òî ñìóùàåøüñÿ? Óïîâàé íà Áîãà, èáî ÿ áóäó åùå ñëàâèòü Åãî, Ñïàñèòåëÿ ìîåãî è Áîãà ìîåãî» (Ïñ.41:6).
50 цитат и изречений из Библии
1. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
(Притч. 15. 17)
2. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…
(Мф. 7. 7-9)
3. … Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека…
(Мф. 15. 11, 16-19)
4. Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать… время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий… время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
(Еккл. 3. 1-2, 5, 8)
5. Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
(Еккл. 7. 10)
6. Если плоть стала существовать из-за духа, это – чудо. Если же дух из-за тела, это – чудо из чудес. Но я, я изумляюсь тому, как такое большое богатство поместилось в такой бедности.
(Фом. 29)
7. Итак, хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу.
(Прем. 1. 11)
8. Не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя, и не слишком удаляйся, чтобы не забыли о тебе.
(Сир. 13. 13)
9. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Мф. 5. 48)
10. Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Мф. 6. 19-21)
11. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
(Евангелие от Матфея 7 глава)
12. … Какою мерою мерите, такою отмерено будет и вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
(Мк. 4. 24-25)
13. …Разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?
(Иер. 8. 4)
14. Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день.
(Притч. 27. 1)
15. Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
(Пс. 102. 15-16)
16. Но не всегда будет мрак там, где теперь он огустел.
(Ис. 8. 22)
17. Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое – братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга.
(Фил. 10)
18. … Люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет.
(Сир. 30. 22-27)
19. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
(Мф. 6. 23)
20. …Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
(2 Кор. 4. 16)
21. Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный.
(2 Кор. 5. 1)
22. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
(Мф. 7. 6)
23. Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни.
(Притч. 13. 12)
24. Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя.
(Сир. 8. 22)
25. Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его.
(Сир. 11. 2)
26. Сын мой! не берись за множество дел: при множестве дел не останешься без вины. И если будешь гнаться за ними, не достигнешь, и, убегая, не уйдешь. Иной трудится, напрягает силы, поспешает, и тем более отстает.
(Сир. 11. 10–11)
27. Если те, которые ведут вас, говорят вам: смотрите, Царство в небе! – тогда птицы небесные будут впереди вас. Если они говорят вам, что оно в море, – тогда рыбы опередят вас. Но Царство – оно внутри вас, и оно глаз ваш! Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны, и вы поймете, что вы – дети Отца Живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы пребудете в бедности и вы – бедность.
(Фом. 3)
28. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим.
(Иер. 6. 16)
29. …Видимое временно, а невидимое вечно.
(2 Кор. 4. 18)
30. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; и этот храм – вы.
(1 Кор. 3. 16-17)
31. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их… Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут… Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
(Мф. 6. 26, 28, 34)
32. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены…
(Пс. 36. 1-2)
33. Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю…
(Ос. 8. 7)
34.И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
(Лк. 12. 48)
35. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.
(Мк. 4. 22)
36. Твердо стой в завете твоем и пребывай в нем и состарься в деле твоем.
(Сир. 11. 19)
37. И от четырех демонов происходят страсти. От печали – зависть, ревность, горе, беспокойство, боль, бессердечность, забота, беда и прочее. От удовольствия происходит много злодеяний, и пустое хвастовство, и подобные вещи. И от желания – гнев, ярость и горечь, и горькая страсть, и жадность, и подобные вещи. И от страха – изумление, льстивость, смятение, стыд. Все они того рода, что и полезны, и вредны.
(Ап. Ин. 18)
38. Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
Притч 17:13
39. Что за жизнь без вина? оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре.
(Сир. 31. 32-34)
40. Не бойся плоти – и не люби ее. Если ты боишься ее, она будет господствовать над тобой. Если ты полюбишь ее, она поглотит тебя, она подавит тебя.
(Фил. 62)
41. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
(1 Ин. 4. 18-20)
42. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон… люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона.
(Рим. 13. 8-10)
43. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
(1 Кор. 13. 1-10)
44. Ибо в ком есть свет добрых дел в помышлении, то и тьма убегает от него.
(Завет. 12. 5)
45. Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
(Притч. 4. 19)
46. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
(Пс. 38. 6–7)
47. …Тот, кому завидуют, всегда цветет, завидующий же увядает.
(Завет. 2. 3)
48. Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
(Еккл. 11. 4)
49. Сказал Иисус: Я – свет, который на них на всех. Я – все: все выходит из Меня и все приходит в Меня. Расколи дерево, Я – там; подними камень, и ты найдешь Меня там.
(Фом. 77)
50. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
(Притч. 19. 21)
ОБОЗНАЧЕНИЯ
Ветхий Завет
( Быт. ) Бытие
( Исх .) Исход
( Лев. ) Левит
( Чис. ) Числа
( Втор. ) Второзаконие
( 1 Цар. ) Первая книга Царств
( 3 Цар. ) Третья книга Царств
(2 Пар.) Вторая книга Паралипоменон
( 2 Езд. ) Вторая книга Ездры
(Тов.) Книга Товита
(Иудифь.) Книга Иудифи
(Иов.) Книга Иова
(Пс.) Псалтирь
(Притч.) Притчи Соломона
(Еккл.) Книга Екклесиаста, или Проповедника
(Песн.) Песнь песней Соломона
(Прем.) Книга Премудрости Соломона
(Сир.) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
(Ис.) Книга пророка Исаии
(Иер.) Книга пророка Иеремии
(Плач.) Плач Иеремии
(Посл. Мер.) Послание Иеремии
(Вар.) Книга пророка Варуха
(Иез.) Книга пророка Иезекииля
( Дан. ) Книга пророка Даниила
(Ос.) Книга пророка Осии
(Ам.) Книга пророка Амоса
(Mux.) Книга пророка Михея
( Авв. ) Книга пророка Аввакума
( Зах .) Книга пророка Захарии
(Мал.) Книга пророка Малахии
( 2 Мак. ) Вторая книга Маккавейская
( 3 Езд .) Третья книга Ездры
Новый Завет
(Мф.) От Матфея святое благовествование
( Мк. ) От Марка святое благовествование
( Лк. ) От Луки святое благовествование
( Ин. ) От Иоанна святое благовествование
( Деян. ) Деяния святых апостолов
( Иак. ) Послание Иакова
( 1 Пет.) Первое послание Петра
( 2 Пет.) Второе послание Петра
( 1 Ин. ) Первое послание Иоанна
(Рим.) Послание к Римлянам
( 1 Кор.) Первое послание к Коринфянам
( 2 Кор.) Второе послание к Коринфянам
(Гал.) Послание к Галатам
(Еф.) Послание к Ефесянам
( Флп. ) Послание к Филиппийцам
( 1 Фес; 1 Сол.) Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам.)
( 2 Фес; 2 Сол) Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам.)
( 1 Тим.) Первое послание к Тимофею
( 2 Тим.) Второе послание к Тимофею (Евр.) Послание к Евреям
(Откр; Апок.) Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Апокрифы
( Эф. ) Книга Еноха. «Эфиопский текст»
( 1 Слав.) Книга Еноха Праведного. «Славянский Енох»
( 2 Слав. ) Книга Святых тайн Еноха. «Славянский Енох»
( Юб. ) Книга Юбилеев, или Малое Бытие
( Завет. ) Заветы двенадцати патриархов
( Сол .) Псалмы Соломона
( Оды .) Оды Соломона
( Фом .) Евангелие от Фомы
( Ап. Ин .) Апокриф Иоанна
( Фил .) Евангелие от Филиппа