Учения философов о пользе философских знаниях
Копилка
- Как на крыльях бабочек создается защитное изображение змеи
Бабочки, конечно, ничего не знают о змеях. Зато о них знают птицы, охотящиеся на бабочек. Птицы, плохо распознающие змей, чаще становятся…
- Если octo на латыни «восемь», то почему октава содержит семь нот?
Октавой называется интервал между двумя ближайшими одноименными звуками: до и до, ре и ре и т. д. С точки зрения физики «родство» этих…
- Почему важных особ называют августейшими?
В 27 году до н. э. римский император Октавиан получил титул Август, что на латыни означает «священный» (в честь этого же деятеля, кстати,…
- Чем пишут в космосе
Известная шутка гласит: «NASA потратило несколько миллионов долларов, чтобы разработать специальную ручку, способную писать в космосе….
- Почему основа жизни — углерод?
Известно порядка 10 миллионов органических (то есть основанных на углероде) и лишь около 100 тысяч неорганических молекул. Вдобавок…
- Почему кварцевые лампы синие?
В отличие от обычного стекла, кварцевое пропускает ультрафиолет. В кварцевых лампах источником ультрафиолета служит газовый разряд в парах ртути. Он…
- Почему дождь иногда льет, а иногда моросит?
При большом перепаде температур внутри облака возникают мощные восходящие потоки. Благодаря им капли могут долго держаться в воздухе и…
Агностицизм – учение, отрицающее возможность познания мира (Кант)
Аксиология – учение о ценностях (Лотце)
Альтруизм – учение о том, чтобы жить ради других людей (Конт)
Антропоцентризм – учение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Аскетизм – учение, призывающее к ограничению в потреблении материальных благ (Диоген)
Атеизм – учение, отрицающее существование Бога (Маркс)
Волюнтаризм – учение, где воля – высший принцип бытия (Шопенгауэр)
Гедонизм – учение, утверждающее удовольствие как высшую цель (Эпикур)
Герменевтика – учение о принципах интерпретации текстов (Гадамер)
Гилозоизм – учение о всеобщей одушевлённости материи.
Гносеология – учение о познании.
Гуманизм – учение о ценности человека как личности (Паскаль)
Деизм – учение о том, что Бог, сотворив мир, не вмешивается в его развитие.
Диалектика– учение о становлении и развитии бытия и познания (Гераклит)
Догматизм – учение о признании абсолютных истин.
Дуализм – учение, признающее равноправие двух начал: духа и материи (Аристотель)
Идеализм – учение о том, что сознание первично, а материя вторична (Платон, Беркли, Гегель). Объективный идеализм утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания. Субъективный идеализм отрицает наличие какой- либо реальности вне сознания человека.
Иррационализм – учение об утверждении основой миропонимания инстинкта (Фрейд)
Космоцентризм – учение о приоритетности мира как предмета философии.
Логика – наука о наиболее общих законах правильного мышления.
Материализм – учение о признании того, что материя первична, а сознание вторично (Демокрит, Маркс)
Монизм– учение о том, что бытие имеет одно начало.
Нигилизм – учение, отрицающее преемственность в развитии
Номинализм – учение о том, что качества предметов существуют реально, в то время, как общие понятия существуют только в мышлении человека.
Онтология – учение о бытии и его сущности
Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с миром.
Патристика – учение об авторитете отцов церкви.
Персонализм – учение о возвеличении личности в обществе
Плюрализм – учение о том, что бытие имеет множество начал.
Прагматизм – учение о том, целью всего является успешное действие, выгода
Рационализм – учение о признании разума основой познания и поведения людей (Декарт)
Редукционизм – стремление объяснять сложные явления на основе более простых явлений.
Релятивизм – учение об относительности всего.
Сенсуализм – учение, согласно которому ощущения – основа достоверного знания (Локк)
Синергетика – учение о самоорганизации сложных систем
Скептицизм – учение, характеризующееся сомнением в существовании критерия истины (Пиррон)
Стоицизм – учение, согласно которому нужно стремиться к апатии, жить по законам природы.
Теизм – понимание Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира.
Теология – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.
Теоцентризм – согласно этому воззрению Бог является центром и высшей целью мироздания.
Фатализм – представление о неотвратимой предопределённости событий в мире.
Феноменология – учение об явлениях сознания (совести, вере, любви).
Эвдемонизм – учение о том, что счастье – высшая цель человеческого существования.
Эгоизм – учение о собственной пользе и сосредоточенности на своём индивидуальном «я».
Эмпиризм – учение, признающее чувственный опыт источником достоверного знания (Ф. Бэкон)
Экзистенциализм – учение, о том, что человек осознаёт своё существование в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть)
Эпистемология – теория научного познания.
Эстетика – наука о красоте.
Этика – учение о морали.
Íà íàøåì ñàéòå ìû èñïîëüçóåì cookie äëÿ ñáîðà èíôîðìàöèè òåõíè÷åñêîãî õàðàêòåðà è îáðàáàòûâàåì IP-àäðåñ âàøåãî ìåñòîïîëîæåíèÿ.
Ïðîäîëæàÿ èñïîëüçîâàòü ýòîò ñàéò, âû äàåòå ñîãëàñèå íà èñïîëüçîâàíèå ôàéëîâ cookies.
Çäåñü âû ìîæåòå óçíàòü, êàê ìû èñïîëüçóåì ýòè äàííûå.
|
Ïðåäìåò, ñòðóêòóðà, ôóíêöèè è îñíîâíîé âîïðîñ ôèëîñîôèè.
Ïëàí
1.Ôèëîñîôèÿ êàê ðàçíîâèäíîñòü ìèðîâîççðåíèÿ.
2.Ïðåäìåò, ìåòîäû è ôóíêöèè ôèëîñîôèè.
3.Îñíîâíîé âîïðîñ ôèëîñîôèè è îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ôèëîñîôèè.
1. ÔÈËÎÑÎÔÈß ÊÀÊ ÐÀÇÍÎÂÈÄÍÎÑÒÜ ÌÈÐÎÂÎÇÇÐÅÍÈß.
ÌÈÐÎÂÎÇÇÐÅÍÈÅ – öåëîñòíûé âçãëÿä íà ìèð è ìåñòî ÷åëîâåêà â íåì.
 èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà âûäåëÿþòñÿ òðè îñíîâíûå ôîðìû ìèðîâîççðåíèÿ:
1. Ìèôîëîãèÿ
2. Ðåëèãèÿ
3. Ôèëîñîôèÿ
ÌÈÔÎËÎÃÈß ôîðìà îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ, ìèðîâîççðåíèå äðåâíåãî îáùåñòâà, êîòîðîå ñîâìåùàåò â ñåáå êàê ôàíòàñòè÷åñêîå, òàê è ðåàëèñòè÷åñêîå âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.
Ðåëèãèÿ ôîðìà ìèðîâîççðåíèÿ, îñíîâàííàÿ íà âåðå â íàëè÷èå ôàíòàñòè÷åñêèõ, ñâåðõúåñòåñòâåííûõ ñèë, êîòîðûå âëèÿþò íà æèçíü ÷åëîâåêà è îêðóæàþùèé ìèð.
Îñíîâíûìè ìèðîâûìè ðåëèãèÿìè ÿâëÿþòñÿ:
1. Õðèñòèàíñòâî.
2. Èñëàì.
3. Áóääèçì.
Ôèëîñîôñêîå ìèðîâîççðåíèå îòëè÷àåòñÿ îò ðåëèãèîçíîãî è ìèôîëîãè÷åñêîãî òåì, ÷òî îíî:
1. Îñíîâàíî íà çíàíèè (à íà âåðå ëèáî âûìûñëå);
2. Ðåôëåêñèâíî (èìååò ìåñòî îáðàùåííîñòü ìûñëè íà ñàìó ñåáÿ);
3. Ëîãè÷íî (èìååò âíóòðåííåå åäèíñòâî è ñèñòåìó);
4. Îïèðàåòñÿ íà ÷åòêèå ïîíÿòèÿ è êàòåãîðèè.
ÔÈËÎÑÎÔÈß – îñîáûé, íàó÷íî-òåîðåòè÷åñêèé òèï ìèðîâîççðåíèÿ, ýòî íàóêà î ìèðå â öåëîì, îá îáùèõ ïðèíöèïàõ è çàêîíîìåðíîñòÿõ åãî áûòèÿ è õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèñòåìàòè÷íîñòüþ, ïîëíîòîé è àðãóìåíòèðîâàííîñòüþ ðàññìîòðåíèÿ ìèðîâîççðåí÷åñêèõ ïðîáëåì, èñïîëüçîâàíèåì ñïåöèàëüíûõ ôèëîñîôñêèõ ïîíÿòèé è ìåòîäîâ. Ñëåäîâàòåëüíî, ôèëîñîôèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ìèðîâîççðåíèå è ÿâëÿåòñÿ ìèðîâîççðåí÷åñêèì çíàíèåì. Áîëåå òîãî, ïîíÿòèå «ìèðîâîççðåíèå» ãîðàçäî øèðå, ÷åì ïîíÿòèå «ôèëîñîôèÿ».
Òàêèì îáðàçîì, ôèëîñîôèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âûñøèé óðîâåíü è âèä ìèðîâîççðåíèÿ, îòëè÷àþùèéñÿ ðàöèîíàëüíîñòüþ, ñèñòåìíîñòüþ, ëîãèêîé è òåîðåòè÷åñêîé îôîðìëåííîñòüþ.
Ôèëîñîôèÿ êàê ìèðîâîççðåíèå ïðîøëà òðè îñíîâíûå ñòàäèè ñâîåé ýâîëþöèè:
1. ÊÎÑÌÎÖÅÍÒÐÈÇÌ – ôèëîñîôñêîå ìèðîâîççðåíèå, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò îáúÿñíåíèå îêðóæàþùåãî ìèðà, ÿâëåíèé ïðèðîäû ÷åðåç ìîãóùåñòâî, âñåñèëüíîñòü áåñêîíå÷íîñòü âíåøíèõ ñèë Êîñìîñà.
2.ÒÅÎÖÅÍÒÐÈÇÌ – òèï ôèëîñîôñêîãî ìèðîâîççðåíèÿ, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò îáúÿñíåíèå âñåãî ñóùåãî ÷åðåç ãîñïîäñòâî íåîáúÿñíèìîé, ñâåðõúåñòåñòâåííîé ñèëû-Áîãà.
3.Àíòðîïîöåíòðèçì – òèï ôèëîñîôñêîãî ìèðîâîççðåíèÿ, â öåíòðå êîòîðîãî ñòîèò ïðîáëåìà ÷åëîâåêà.
Ãëàâíîå îòëè÷èå ôèëîñîôèè îò âñåõ èíûõ íàóê çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ôèëîñîôèÿ ÿâëÿåòñÿ òåîðåòè÷åñêîé ñèñòåìîé ìèðîâîççðåíèÿ, ïðåäåëüíûì îáîáùåíèåì ðàíåå íàêîïëåííûõ ÷åëîâå÷åñòâîì çíàíèé.
2. ÏÐÅÄÌÅÒ, ÌÅÒÎÄÛ È ÔÓÍÊÖÈÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ.
Ïðåäìåòîì íàóêè íàçûâàåòñÿ êðóã âîïðîñîâ, êîòîðûå îíà èçó÷àåò. Îáùóþ ñòðóêòóðó ÏÐÅÄÌÅÒÀ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ – ôèëîñîôñêîãî çíàíèÿ ñîñòàâëÿþò ÷åòûðå îñíîâíûõ ðàçäåëà:
1. Îíòîëîãèÿ (ó÷åíèå î áûòèè).
2. Ãíîñåîëîãèÿ (ó÷åíèå î ïîçíàíèè).
3. ×åëîâåê.
4. Îáùåñòâî.
Îñíîâíûìè ÌÅÒÎÄÀÌÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ (ïóòÿìè, ñðåäñòâàìè, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî îñóùåñòâëÿåòñÿ ôèëîñîôñêîå èññëåäîâàíèå) ÿâëÿþòñÿ:
1. Äèàëåêòèêà.
2. Ìåòàôèçèêà.
3. Äîãìàòèçì.
4. Ýêëåêòèêà.
5. Ñîôèñòèêà.
6. Ãåðìåíåâòèêà.
1.ÄÈÀËÅÊÒÈÊÀ ìåòîä ôèëîñîôñêîãî èññëåäîâàíèÿ, ïðè êîòîðîì âåùè, ÿâëåíèÿ ðàññìàòðèâàþòñÿ ãèáêî, êðèòè÷åñêè, ïîñëåäîâàòåëüíî ñ ó÷åòîì èõ âíóòðåííèõ ïðîòèâîðå÷èé, èçìåíåíèé, ðàçâèòèÿ, ïðè÷èí è ñëåäñòâèé, åäèíñòâà è áîðüáû ïðîòèâîïîëîæíîñòåé.
2.ÌÅÒÀÔÈÇÈÊÀ ìåòîä, ïðîòèâîïîëîæíûé äèàëåêòèêå, ïðè êîòîðîì îáúåêòû ðàññìàòðèâàþòñÿ:
à) Îáîñîáëåííî, êàê ñàìè ïî ñåáå (à íå ñ òî÷êè çðåíèÿ èõ âçàèìîñâÿçàííîñòè).
á) Ñòàòè÷íî (èãíîðèðóåòñÿ ôàêò ïîñòîÿííûõ èçìåíåíèé, ñàìîäâèæåíèÿ, ðàçâèòèÿ).
â) Îäíîçíà÷íî (âåäåòñÿ ïîèñê àáñîëþòíîé èñòèíû, íå óäåëÿåòñÿ âíèìàíèÿ ïðîòèâîðå÷èÿì, íå îñîçíàåòñÿ èõ åäèíñòâî).
3. ÄÎÃÌÀÒÈÇÌ âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåãî ìèðà ÷åðåç ïðèçìó äîãì ðàç è íàâñåãäà ïðèíÿòûõ óáåæäåíèé, íåäîêàçóåìûõ, «äàííûõ ñâûøå» è íîñÿùèõ àáñîëþòíûé õàðàêòåð. Äàííûé ìåòîä áûë ïðèñóù ñðåäíåâåêîâîé òåîëîãè÷åñêîé ôèëîñîôèè.
4. ÝÊËÅÊÒÈÊÀ ìåòîä, îñíîâàííûé íà ïðîèçâîëüíîì ñîåäèíåíèè ðàçðîçíåííûõ, íå èìåþùèõ åäèíîãî òâîð÷åñêîãî íà÷àëà ôàêòîâ, ïîíÿòèé, êîíöåïöèé, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî äîñòèãàþòñÿ ïîâåðõíîñòíûå, íî âíåøíå ïðàâäîïîäîáíûå, êàæóùèåñÿ äîñòîâåðíûìè âûâîäû.
5. ÑÎÔÈÑÒÈÊÀ- ìåòîä, îñíîâàííûé íà âûâåäåíèè èç ëîæíûõ, íî èñêóñíî è íåêîððåêòíî ïîäàííûõ êàê èñòèííûå ïîñûëîê (ñóæäåíèé), íîâîé ïîñûëêè, ëîãè÷åñêè èñòèííîé, íî ëîæíîé ïî ñìûñëó ëèáî ëþáîé èíîé âûãîäíîé äëÿ ïðèíèìàþùåãî äàííûé ìåòîä.
6. ÃÅÐÌÅÍÅÂÒÈÊÀ – ìåòîä ïðàâèëüíîãî ïðî÷òåíèÿ è èñòîëêîâàíèÿ ñìûñëà òåêñòîâ. Øèðîêî ðàñïðîñòðàíåí â çàïàäíîé ôèëîñîôèè.
Îäíîâðåìåííî è ÍÀÏÐÀÂËÅÍÈßÌÈ â ôèëîñîôèè, è ÔÈËÎÑÎÔÑÊÈÌÈ ÌÅÒÎÄÀÌÈ ÿâëÿþòñÿ:
1. ÌÀÒÅÐÈÀËÈÇÌ.
2. ÈÄÅÀËÈÇÌ.
3. ÝÌÏÈÐÈÇÌ.
4. ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌ.
1. Ïðè ÌÀÒÅÐÈÀËÈÑÒÈ×ÅÑÊÎÌ ìåòîäå äåéñòâèòåëüíîñòü âîñïðèíèìàåòñÿ êàê ðåàëüíî ñóùåñòâóþùàÿ, ìàòåðèÿ êàê ïåðâè÷íàÿ ñóáñòàíöèÿ, à ñîçíàíèå- åå ìîäóñ- åñòü ïðîÿâëåíèå ìàòåðèè.
2. Ñóòü ÈÄÅÀËÈÑÒÈ×ÅÑÊÎÃÎ ôèëîñîôñêîãî ìåòîäà- ïðèçíàíèå â êà÷åñòâå ïåðâîíà÷àëà è îïðåäåëÿþùåé ñèëû èäåè, à ìàòåðèè êàê ïðîèçâîäíîé îò èäåè, åå âîïëîùåíèåì.
3. ÝÌÏÈÐÈÇÌ- ìåòîä è íàïðàâëåíèå â ïîçíàíèè, ñîãëàñíî êîòîðîìó â îñíîâå ïîçíàâàòåëüíîãî ïðîöåññà, çíàíèÿ ëåæèò îïûò, ïîëó÷àåìûé ïðåèìóùåñòâåííî â ðåçóëüòàòå ÷óâñòâåííîãî ïîçíàíèÿ.
4. ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌ ôèëîñîôñêèé ìåòîä è íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, â ñèëó êîòîðîãî èñòèííîå. Àáñîëþòíî äîñòîâåðíîå çíàíèå ìîæåò áûòü äîñòèãíóòî òîëüêî ñ ïîìîùüþ ðàçóìà (òî åñòü âûâåäåíî èç ñàìîãî ðàçóìà) áåç âëèÿíèÿ îïûòà è îùóùåíèé.
ÔÓÍÊÖÈÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ïðèìåíåíèÿ ôèëîñîôèè, ÷åðåç êîòîðûå ðåàëèçóþòñÿ åå öåëè, çàäà÷è, íàçíà÷åíèå.
Ïðèíÿòî âûäåëÿòü ÔÓÍÊÖÈÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ:
1. Ìèðîâîççðåí÷åñêóþ.
2. Ìåòîäîëîãè÷åñêóþ.
3. Ãíîñåîëîãè÷åñêóþ.
4. Êðèòè÷åñêóþ.
5. Àêñèîëîãè÷åñêóþ.
6. Ñîöèàëüíóþ.
7. Âîñïèòàòåëüíî-ãóìàíèòàðíóþ.
8. Ïðîãíîñòè÷åñêóþ.
1. ÌÈÐÎÂÎÇÇÐÅÍ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ öåëîñòíîñòè êàðòèíû ìèðà, ïðåäñòàâëåíèé îá åãî óñòðîéñòâå, ìåñòå ÷åëîâåêà â íåì, ïðèíöèïîâ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îêðóæàþùèì ìèðîì..
2. ÌÅÒÎÄÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ôèëîñîôèÿ âûðàáàòûâàåò îñíîâíûå ìåòîäû ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.
3. ÃÍÎÑÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß îäíà èç îñíîâîïîëàãàþùèõ ôóíêöèé ôèëîñîôèè èìååò öåëüþ ïðàâèëüíîå è äîñòîâåðíîå ïîçíàíèå îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè (òî åñòü ìåõàíèçì ïîçíàíèÿ)
4. Ðîëü ÊÐÈÒÈ×ÅÑÊÎÉ ôóíêöèè ïîäâåðãàòü ñîìíåíèþ îêðóæàþùèé ìèð è ñóùåñòâóþùåå çíàíèå, èñêàòü èõ íîâûå ÷åðòû, êà÷åñòâà , âñêðûâàòü ïðîòèâîðå÷èÿ.
5. ÀÊÑÈÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ ôèëîñîôèè (â ïåðåâîäå ñ ãðå÷åñêîãî axios öåííûé) – çàêëþ÷àåòñÿ â îöåíêå âåùåé, ÿâëåíèé îêðóæàþùåãî ìèðà ñ òî÷êè çðåíèÿ ðàçëè÷íûõ öåííîñòåé ìîðàëüíî-íðàâñòâåííûõ, ýòè÷åñêèõ, ñîöèàëüíûõ, èäåîëîãè÷åñêèõ è äð. Öåëü àêñèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèè áûòü «ñèòîì», ÷åðåç êîòîðîå ïðîïóñêàòü âñå íóæíîå, öåííîå è ïîëåçíîå è îòáðàñûâàòü òîðìîçÿùåå è îòæèâøåå.
6. ÑÎÖÈÀËÜÍÀß ôóíêöèÿ îáúÿñíèòü îáùåñòâî, ïðè÷èíû åãî âîçíèêíîâåíèÿ, ýâîëþöèþ, ñîâðåìåííîå ñîñòîÿíèå, åãî ñòðóêòóðó, ýëåìåíòû, äâèæóùèå ñèëû; âñêðûòü ïðîòèâîðå÷èÿ, óêàçàòü ïóòè èõ óñòðàíåíèÿ èëè ñìÿã÷åíèÿ, ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ îáùåñòâà.
7. ÂÎÑÏÈÒÀÒÅËÜÍÎ-ÃÓÌÀÍÈÒÀÐÍÀß ôóíêöèÿ ôèëîñîôèè ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû êóëüòèâèðîâàòü ãóìàíèñòè÷åñêèå èäåàëû è öåííîñòè, ïðèâèâàòü èõ ÷åëîâåêó è îáùåñòâó.
8. ÏÐÎÃÍÎÑÒÈ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû íà îñíîâàíèè èìåþùèõñÿ ôèëîñîôñêèõ çíàíèé îá îêðóæàþùåì ìèðå è ÷åëîâåêå, äîñòèæåíèÿõ ïîçíàíèÿ ñïðîãíîçèðîâàòü òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ, áóäóùåå ìàòåðèè, ñîçíàíèÿ, ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ, ÷åëîâåêà, ïðèðîäû è îáùåñòâà.
3.ÎÑÍÎÂÍÎÉ ÂÎÏÐÎÑ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ È ÎÑÍÎÂÍÛÅ ÍÀÏÐÀÂËÅÍÈß ÔÈËÎÑÎÔÈÈ.
ÎÑÍÎÂÍÛÌ Â ÔÈËÎÑÎÔÈÈ òðàäèöèîííî Ñ×ÈÒÀÅÒÑß ÂÎÏÐÎÑ ÎÁ ÎÒÍÎØÅÍÈÈ ÌÛØËÅÍÈß Ê ÁÛÒÈÞ, À ÁÛÒÈß Ê ÌÛØËÅÍÈÞ (ñîçíàíèþ).
ÌÀÒÅÐÈß È ÑÎÇÍÀÍÈÅ (äóõ) äâå íåðàçðûâíûå è â òî æå âðåìÿ ïðîòèâîïîëîæíûå õàðàêòåðèñòèêè áûòèÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì ñóùåñòâóþò ÄÂÅ ÑÒÎÐÎÍÛ ÎÑÍÎÂÍÎÃÎ ÂÎÏÐÎÑÀ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ îíòîëîãè÷åñêàÿ è ãíîñåîëîãè÷åñêàÿ.
1. ÎÍÒÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß (áûòèéíàÿ) ñòîðîíà îñíîâíîãî âîïðîñà ôèëîñîôèè çàêëþ÷àåòñÿ â ïîñòàíîâêå è ðåøåíèè ïðîáëåìû: ÷òî ïåðâè÷íî ìàòåðèÿ èëè ñîçíàíèå?
2. Ñóòü ÃÍÎÑÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÉ (ïîçíàâàòåëüíîé) ñòîðîíû îñíîâíîãî âîïðîñà: ïîçíàâàåì èëè íåïîçíàâàåì ëè ìèð, ÷òî ïåðâè÷íî â ïðîöåññå ïîçíàíèÿ?
 çàâèñèìîñòè îò îíòîëîãè÷åñêîé è ãíîñåîëîãè÷åñêîé ñòîðîí â ôèëîñîôèè âûäåëÿþòñÿ îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ñîîòâåòñòâåííî ìàòåðèàëèçì è èäåàëèçì, à òàêæå ýìïèðèçì è ðàöèîíàëèçì.
ÌÀÒÅÐÈÀËÈÇÌ (òàê íàçûâàåìàÿ «ëèíèÿ Äåìîêðèòà») íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ñòîðîííèêè êîòîðîãî ñ÷èòàëè. ×òî â îòíîøåíèÿõ ìàòåðèè è ñîçíàíèÿ ïåðâè÷íîé ÿâëÿåòñÿ ìàòåðèÿ.
Ñëåäîâàòåëüíî:
1. Ìàòåðèÿ ðåàëüíî ñóùåñòâóåò
2. Ìàòåðèÿ ñóùåñòâóåò íåçàâèñèìî îò ñîçíàíèÿ (òî åñòü ñóùåñòâóåò íåçàâèñèìî îò ìûñëÿùèõ ñóùåñòâ è îò òîãî, ìûñëèò î íåé êòî-ëèáî èëè íåò)
3. Ìàòåðèÿ ÿâëÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ñóáñòàíöèåé íå íóæäàåòñÿ â ñâîåì ñóùåñòâîâàíèè íè â ÷åì, êðîìå ñàìîé ñåáÿ;
4. Ìàòåðèÿ ñóùåñòâóåò è ðàçâèâàåòñÿ ïî ñâîèì âíóòðåííèì çàêîíàì.
5. Ñîçíàíèå (äóõ) åñòü ñâîéñòâî (ìîäóñ) âûñîêîîðãàíèçîâàííîé ìàòåðèè îòðàæàòü ñàìó ñåáÿ (ìàòåðèþ).
6. Ñîçíàíèå íå ÿâëÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ñóáñòàíöèåé, ñóùåñòâóþùåé íàðÿäó ñ ìàòåðèåé.
7. Ñîçíàíèå îïðåäåëÿåòñÿ ìàòåðèåé (áûòèåì).
Ê ìàòåðèàëèñòè÷åñêîìó íàïðàâëåíèþ ïðèíàäëåæàëè òàêèå ôèëîñîôû, êàê Äåìîêðèò, ôèëîñîôû Ìèëåòñêîé øêîëû (Ôàëåñ, Àíàêñèìàíäð, Àíàêñèìåí); Ýïèêóð; Áýêîí, Ëîêê; Ñïèíîçà; Äèäðî è èíûå ôðàíöóçñêèå ìàòåðèàëèñòû; Ãåðöåí; ×åðíûøåâñêèé; Ìàêñ; Ýíãåëüñ;Ëåíèí.
ÈÄÅÀËÈÇÌ («ëèíèÿ Ïëàòîíà») íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ñòîðîííèêè êîòîðîãî â îòíîøåíèè ìàòåðèè è ñîçíàíèÿ ïåðâè÷íûì ñ÷èòàëè ñîçíàíèå (èäåþ, äóõ).
 èäåàëèçìå âûäåëÿþòñÿ äâà ñàìîñòîÿòåëüíûõ íàïðàâëåíèÿ:
1. ÎÁÚÅÊÒÈÂÍÛÉ èäåàëèçì (Ïëàòîí, Ëåéáíèö, Ãåãåëü è äð.)
2. ÑÓÁÚÅÊÒÈÂÍÛÉ èäåàëèçì (Áåðêëè, Þì).
Îñíîâàòåëåì îáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà ñ÷èòàåòñÿ ÏËÀÒÎÍ. Ñîãëàñíî Ó×ÅÍÈÞ îáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà:
1. Ðåàëüíî ñóùåñòâóåò òîëüêî èäåÿ.
2. Èäåÿ ïåðâè÷íà.
3. Âñÿ îêðóæàþùàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü äåëèòñÿ íà «ìèð èäåé» è «ìèð âåùåé».
4. «Ìèð èäåé» (ýéäîñîâ) èçíà÷àëüíî ñóùåñòâóåò â Ìèðîâîì Ðàçóìå (Áîæåñòâåííîì Çàìûñëå è ò.ä.).
5. «Ìèð âåùåé» – ìàòåðèàëüíûé ìèð íå èìååò ñàìîñòîÿòåëüíîãî ñóùåñòâîâàíèÿ è ÿâëÿåòñÿ âîïëîùåíèåì «ìèðà èäåé».
6. Áîëüøóþ ðîëü â ïðåîáðàçîâàíèè «÷èñòîé èäåè» â êîíêðåòíóþ âåùü èãðàåò Áîã-Òâîðåö.
7. Îòäåëüíûå èäåè («ìèð èäåé») îáúåêòèâíî ñóùåñòâóþò íåçàâèñèìî îò íàøåãî ñîçíàíèÿ.
 ïðîòèâîïîëîæíîñòü îáúåêòèâíûì èäåàëèñòàì, ÑÓÁÚÅÊÒÈÂÍÛÅ èäåàëèñòû (ÁÅÐÊËÈ, ÞÌ, ÔÈÕÒÅ è äð.) ñ÷èòàëè, ÷òî:
1. Âñå ñóùåñòâóåò òîëüêî â ñîçíàíèè ïîçíàþùåãî ñóáúåêòà (÷åëîâåêà).
2. Èäåè ñóùåñòâóþò â ðàçóìå ÷åëîâåêà.
3. Îáðàçû (èäåè) ìàòåðèàëüíûõ âåùåé òàêæå ñóùåñòâóþò òîëüêî â ðàçóìå ÷åëîâåêà ÷åðåç ÷óâñòâåííûå îùóùåíèÿ.
4. Âíå ñîçíàíèÿ îòäåëüíîãî ÷åëîâåêà íè ìàòåðèè, íè äóõà (èäåé) íå ñóùåñòâóåò.
Íàðÿäó ñ ïîëÿðíûìè (êîíêóðèðóþùèìè) ãëàâíûìè íàïðàâëåíèÿìè ôèëîñîôèè – ìàòåðèàëèçìîì è èäåàëèçìîì ñóùåñòâóþò ÏÐÎÌÅÆÓÒÎ×ÍÛÅ (êîìïðîìèññíûå) ÒÅ×ÅÍÈß – ÄÓÀËÈÇÌ È ÄÅÈÇÌ.
ÄÓÀËÈÇÌ êàê ôèëîñîôñêîå íàïðàâëåíèå áûë îñíîâàí Äåêàðòîì. Ñóòü äóàëèçìà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ñóùåñòâóþò äâå íåçàâèñèìûå ñóáñòàíöèè ìàòåðèàëüíàÿ (îáëàäàþùàÿ ñâîéñòâîì ïðîòÿæåíèÿ) è äóõîâíàÿ (îáëàäàþùàÿ ñâîéñòâîì ìûøëåíèÿ).
ÄÅÈÇÌ íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ñòîðîííèêè êîòîðîãî (ïðåèìóùåñòâåííî ôðàíöóçñêèå ïðîñâåòèòåëè 18 âåêà) ïðèçíàâàëè íàëè÷èå Áîãà, êîòîðûé, ïî èõ ìíåíèþ, åäèíîæäû ñîòâîðèâ ìèð, óæå íå ó÷àñòâóåò â åãî äàëüíåéøåì ðàçâèòèè è íå âëèÿåò íà æèçíü è ïîñòóïêè ëþäåé.
ÃÍÎÑÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß(ïîçíàâàòåëüíàÿ) ñòîðîíà îñíîâíîãî âîïðîñà ôèëîñîôèè ïðåäñòàâëåíà:
1. ÝÌÏÈÐÈÇÌÎÌ (ñåíñóàëèçìîì).Îñíîâàòåëåì ýìïèðèçìà ÿâëÿåòñÿ Ô.Áýêîí.
Ýìïèðèñòû ñ÷èòàëè, ÷òî â îñíîâå ïîçíàíèÿ ìîãóò ëåæàòü ëèøü îïûò è ÷óâñòâåííûå îùóùåíèÿ («Íåò íè÷åãî â ìûñëÿõ ( â ðàçóìå), ÷åãî áû íå áûëî äî ýòîãî â îïûòå è ÷óâñòâåííûõ îùóùåíèÿõ».
2. ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌÎÌ. Îñíîâîïîëîæíèêîì ðàöèîíàëèçìà (îò ëàò. ratio ðàçóì) ñ÷èòàåòñÿ Ð.Äåêàðò. Îñíîâíàÿ èäåÿ ðàöèîíàëèçìà â òîì, ÷òî èñòèííîå (äîñòîâåðíîå) çíàíèå ìîæåò áûòü âûâåäåíî òîëüêî íåïîñðåäñòâåííî èç ðàçóìà è íå çàâèñèò îò ÷óâñòâåííîãî îïûòà.
 êà÷åñòâå îñîáîãî íàïðàâëåíèÿ âûäåëÿåòñÿ ÈÐÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌ (Íèöøå, Øîïåíãàóýð). Ñîãëàñíî èððàöèîíàëèñòàì ìèð õàîòè÷åí, íå èìååò âíóòðåííåé ëîãèêè, à ñëåäîâàòåëüíî, íèêîãäà íå áóäåò ïîçíàí ðàçóìîì.
Ñ ãíîñåîëîãè÷åñêîé ñòîðîíîé îñíîâíîãî âîïðîñà ôèëîñîôèè ñâÿçàíû ïîíÿòèÿ ãíîñòèöèçìà è àãíîñòèöèçìà.
Ïðåäñòàâèòåëè ÃÍÎÑÒÈÖÈÇÌÀ (êàê ïðàâèëî, ìàòåðèàëèñòû) ñ÷èòàþò, ÷òî:
1. Ìèð ïîçíàâàåì.
2. Âîçìîæíîñòè ïîçíàíèÿ íåîãðàíè÷åííû.
Ïðîòèâîïîëîæíîé òî÷êè çðåíèÿ ïðèäåðæèâàþòñÿ ÀÃÍÎÑÒÈÊÈ (êàê ïðàâèëî, èäåàëèñòû):
1. Ìèð íåïîçíàâàåì.
2. Âîçìîæíîñòè ïîçíàíèÿ îãðàíè÷åíû ïîçíàâàòåëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ, íåñìîòðÿ íà òûñÿ÷åëåòíèå èñêàíèÿ ôèëîñîôîâ, îñíîâíîé âîïðîñ ôèëîñîôèè äîñòîâåðíî íå ðåøåí íè ñ îíòîëîãè÷åñêîé, íè ñ ãíîñåîëîãè÷åñêîé ñòîðîíû è ôàêòè÷åñêè ÿâëÿåòñÿ èçâå÷íîé (íåðàçðåøåííîé) ôèëîñîôñêîé ïðîáëåìîé.