Учения философов о пользе философских знаниях

Копилка

  • Как на крыльях бабочек создается защитное изображение змеи

    Бабочки, конечно, ничего не знают о змеях. Зато о них знают птицы, охотящиеся на бабочек. Птицы, плохо распознающие змей, чаще становятся…

  • Если octo на латыни «восемь», то почему октава содержит семь нот?

    Октавой называется интервал между двумя ближайшими одноименными звуками: до и до, ре и ре и т. д. С точки зрения физики «родство» этих…

  • Почему важных особ называют августейшими?

    В 27 году до н. э. римский император Октавиан получил титул Август, что на латыни означает «священный» (в честь этого же деятеля, кстати,…

  • Чем пишут в космосе

    Известная шутка гласит: «NASA потратило несколько миллионов долларов, чтобы разработать специальную ручку, способную писать в космосе….

  • Почему основа жизни — углерод?

    Известно порядка 10 миллионов органических (то есть основанных на углероде) и лишь около 100 тысяч неорганических молекул. Вдобавок…

  • Почему кварцевые лампы синие?

    В отличие от обычного стекла, кварцевое пропускает ультрафиолет. В кварцевых лампах источником ультрафиолета служит газовый разряд в парах ртути. Он…

  • Почему дождь иногда льет, а иногда моросит?

    При большом перепаде температур внутри облака возникают мощные восходящие потоки. Благодаря им капли могут долго держаться в воздухе и…

Источник

Агностицизм – учение, отрицающее возможность познания мира (Кант)

Аксиология – учение о ценностях (Лотце)

Альтруизм – учение о том, чтобы жить ради других людей (Конт)

Антропоцентризм – учение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Аскетизм – учение, призывающее к ограничению в потреблении материальных благ (Диоген)

Атеизм – учение, отрицающее существование Бога (Маркс)

Волюнтаризм – учение, где воля – высший принцип бытия (Шопенгауэр)

Гедонизм – учение, утверждающее удовольствие как высшую цель (Эпикур)

Герменевтика – учение о принципах интерпретации текстов (Гадамер)

Гилозоизм – учение о всеобщей одушевлённости материи.

Гносеология – учение о познании.

Гуманизм – учение о ценности человека как личности (Паскаль)

Деизм – учение о том, что Бог, сотворив мир, не вмешивается в его развитие.

Диалектика– учение о становлении и развитии бытия и познания (Гераклит)

Догматизм – учение о признании абсолютных истин.

Дуализм – учение, признающее равноправие двух начал: духа и материи (Аристотель)

Идеализм – учение о том, что сознание первично, а материя вторична (Платон, Беркли, Гегель). Объективный идеализм утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания. Субъективный идеализм отрицает наличие какой- либо реальности вне сознания человека.

Иррационализм – учение об утверждении основой миропонимания инстинкта (Фрейд)

Космоцентризм – учение о приоритетности мира как предмета философии.

Логика – наука о наиболее общих законах правильного мышления.

Материализм – учение о признании того, что материя первична, а сознание вторично (Демокрит, Маркс)

Монизм– учение о том, что бытие имеет одно начало.

Нигилизм – учение, отрицающее преемственность в развитии

Номинализм – учение о том, что качества предметов существуют реально, в то время, как общие понятия существуют только в мышлении человека.

Онтология – учение о бытии и его сущности

Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с миром.

Патристика – учение об авторитете отцов церкви.

Персонализм – учение о возвеличении личности в обществе

Плюрализм – учение о том, что бытие имеет множество начал.

Прагматизм – учение о том, целью всего является успешное действие, выгода

Рационализм – учение о признании разума основой познания и поведения людей (Декарт)

Редукционизм – стремление объяснять сложные явления на основе более простых явлений.

Релятивизм – учение об относительности всего.

Сенсуализм – учение, согласно которому ощущения – основа достоверного знания (Локк)

Синергетика – учение о самоорганизации сложных систем

Скептицизм – учение, характеризующееся сомнением в существовании критерия истины (Пиррон)

Стоицизм – учение, согласно которому нужно стремиться к апатии, жить по законам природы.

Теизм – понимание Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира.

Теология – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.

Теоцентризм – согласно этому воззрению Бог является центром и высшей целью мироздания.

Фатализм – представление о неотвратимой предопределённости событий в мире.

Феноменология – учение об явлениях сознания (совести, вере, любви).

Эвдемонизм – учение о том, что счастье – высшая цель человеческого существования.

Эгоизм – учение о собственной пользе и сосредоточенности на своём индивидуальном «я».

Эмпиризм – учение, признающее чувственный опыт источником достоверного знания (Ф. Бэкон)

Экзистенциализм – учение, о том, что человек осознаёт своё существование в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть)

Эпистемология – теория научного познания.

Эстетика – наука о красоте.

Этика – учение о морали.

Источник

 

Íà íàøåì ñàéòå ìû èñïîëüçóåì cookie äëÿ ñáîðà èíôîðìàöèè òåõíè÷åñêîãî õàðàêòåðà è îáðàáàòûâàåì IP-àäðåñ âàøåãî ìåñòîïîëîæåíèÿ.
Ïðîäîëæàÿ èñïîëüçîâàòü ýòîò ñàéò, âû äàåòå ñîãëàñèå íà èñïîëüçîâàíèå ôàéëîâ cookies.
Çäåñü âû ìîæåòå óçíàòü, êàê ìû èñïîëüçóåì ýòè äàííûå.

Учения философов о пользе философских знаниях
Áóääà

Ñèääõàðòõà Ãàóòàìà (Áóääà) (VI â. äî í.ý. — V â. äî í.ý.)

Áóääèçì — äðåâíåéøàÿ èç ìèðîâûõ ðåëèãèé… Çà äâà ñ ïîëîâèíîé òûñÿ÷åëåòèÿ ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ áóääèçì ñîçäàë íå òîëüêî ðåëèãèîçíûå ïðåäñòàâëåíèÿ è ôèëîñîôèþ, íî è êóëüòóðó, èñêóññòâî, ñèñòåìó îáðàçîâàíèÿ.

Êèòàéñêèé ôèëîñîô Ëàî-öçû

Ëàî-Öçû (êîíåö VII — ñåðåäèíà VI ââ. äî íàøåé ýðû)

Èìÿ ýòîãî ôèëîñîôà ìîæíî ïåðåâåñòè êàê «Ñòàðûé ó÷èòåëü» èëè «Âå÷íûé ðåáåíîê», à ìîæíî è íàîáîðîò: «Ñòàðûé ðåáåíîê» è «Âå÷íûé ó÷èòåëü». Ëþáîé âàðèàíò íå áóäåò ëèøåí ñìûñëà.

«Íåáî è çåìëÿ äîëãîâå÷íû ïîòîìó, ÷òî îíè ñóùåñòâóþò íå äëÿ ñåáÿ».

«Äàî-äý öçèí»

Êèòàéñêèé ôèëîñîô Êîíôóöèé

Êîíôóöèé (Êóí-Öçû) (551 ã. äî í.ý. — 479 ã. äî í.ý.)

Ó÷åíèå Êîíôóöèÿ âåñüìà ìíîãîãðàííî: îíî âêëþ÷àåò â ñåáÿ ñîâîêóïíîñòü äóõîâíûõ è ñîöèàëüíûõ íîðì, ïåðåäàâàâøèõñÿ èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèå íà ïðîòÿæåíèè 2,5 òûñÿ÷åëåòèé. Ïðàâèëà ýòè êàñàëèñü âîñïèòàíèÿ ÷åëîâåêà, îïðåäåëÿëè åãî ïîâåäåíèå â ñåìüå, íà ñëóæáå è â îáùåñòâå. Öåëü êîíôóöèàíñòâà — ñîçäàòü îáùåñòâåííûé ïîðÿäîê, îñíîâàííûé íà ýòèêå è êóëüòóðå ëè÷íîñòè…

Ãðå÷åñêèé ôèëîñîô Ïèôàãîð

Ïèôàãîð (570 ã. äî í.ý. — 490 ã. äî í.ý)

ΠÏèôàãîðå-îñíîâàòåëå ïåðâîé â èñòîðèè ôèëîñîôñêîé øêîëû èçâåñòíî ãîðàçäî ìåíüøå, ÷åì î Ïèôàãîðå-ìàòåìàòèêå. Ìåæäó òåì, ôèëîñîôñêàÿ øêîëà, îñíîâàííàÿ èì, äàâàëà íå ïðîñòî çíàíèÿ. Ýòî áûëà ñèñòåìà âîñïèòàíèÿ, îñíîâàííàÿ íà ïðîáóæäåíèè äóøè; îáðàç æèçíè, ïîçâîëÿþùèé æèòü òåì, ÷òî ïîçíàåøü, è òåì ñàìûì ñòàòü ãëóáæå, ñèëüíåå, âíóòðåííå ñâîáîäíåå. Íåñëó÷àéíî ïîýòîìó ê Ïèôàãîðó ïðèõîäèëè ó÷èòüñÿ ñî âñåãî Ñðåäèçåìíîìîðüÿ. À ó÷åíèêîâ ôèëîñîôà ïðèãëàøàëè â êà÷åñòâå ñîâåòíèêîâ ìíîãèå ïðàâèòåëè òîãî âðåìåíè.

Ãðå÷åñêèé ôèëîñîô Ïëàòîí

Ïëàòîí (428 ã. äî í.ý. — 348 ã. äî í.ý)

«Ñïðàâåäëèâîñòü ñòîëü æå õðàíèò ãîñóäàðñòâî, ñêîëü è ÷åëîâå÷åñêóþ äóøó, ïîýòîìó ðàç íåâîçìîæíî âñåãäà ñîõðàíÿòü ïðàâèëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå óñòðîéñòâî, íåîáõîäèìî ïîñòðîèòü åãî âíóòðè ñåáÿ».

Ïëàòîí

Ãðå÷åñêèé ôèëîñîô Ñîêðàò

Ñîêðàò (îê. 470 — 399 ãã. äî í.ý.)

Âåëè÷àéøèé ôèëîñîô, âîñïèòàâøèé öåëóþ ïëåÿäó ó÷åíèêîâ — îñíîâàòåëåé ôèëîñîôñêèõ øêîë, íî çàÿâëÿâøèé, ÷òî çíàåò òîëüêî, ÷òî íè÷åãî íå çíàåò, Ñîêðàò ñ÷èòàë, ÷òî ìóäðîñòü çàêëþ÷åíà íå â ãëóáîêèõ ïîçíàíèÿõ, à â ñëåäîâàíèè äàéìîíó — âíóòðåííåìó ãîëîñó, ãîëîñó äóøè, ñîâåñòè. Îí íå íàâÿçûâàë èñòèíó, à ïîìîãàë ó÷åíèêàì íàéòè åå ñàìèì â ñîáñòâåííîé äóøå. Âñòðå÷à ñ Ñîêðàòîì ñòàíîâèëàñü äëÿ ÷åëîâåêà âñòðå÷åé ñ ñàìèì ñîáîé. Åãî ïðîñòûå âîïðîñû äî ñèõ ïîð çàñòàâëÿþò íàñ ïåðåîñìûñëèâàòü ñâîþ æèçíü.

Ðèìñêèé ôèëîñîô Ñåíåêà

Ñåíåêà (îê. 4 ã. äî í.ý. — 65 ã. í.ý.)

Ðèìñêèé ñåíàòîð è ïîýò Ëóöèé Àííåé Ñåíåêà — îäèí èç òåõ ëþäåé, êîòîðûõ ñàìà áåñïîùàäíàÿ æèçíü ïîñòàâèëà ïåðåä íåîáõîäèìîñòüþ áûòü ôèëîñîôàìè. Ôèëîñîôèÿ ñòîèöèçìà ïîçâîëèëà íå ïîòåðÿòüñÿ â îáùåì õàîñå, öàðèâøåì íà ðóáåæå âåëèêèõ ýïîõ, ïîíÿòü ãëóáîêèé ñìûñë ïðîèñõîäÿùåãî è íàéòè â íåì ïóòü è ñèëû îñòàòüñÿ ñîáîé.

«Äóøó íåïðåêëîííóþ, áëàãîðîäíóþ, âûñîêóþ ìîæíî íàçâàòü íå èíà÷å, êàê Áîãîì, íàøåäøèì ïðèþò â òåëå ÷åëîâåêà».

Ëóöèé Àííåé Ñåíåêà

Ðèìñêèé èìïåðàòîð-ôèëîñîô Ìàðê Àâðåëèé

Ìàðê Àâðåëèé Àíòîíèí (26 àïðåëÿ 121 ã. í.ý. — 17 ìàðòà 180 ã. í.ý.)

Ôèëîñîôèÿ èìïåðàòîðà Ìàðêà Àâðåëèÿ, çàìå÷àòåëüíî îòðàæåíà â åãî äíåâíèêîâûõ çàïèñÿõ.
«Èñêóññòâî æèòü ïîõîæå ñêîðåå íà èñêóññòâî áîðüáû, ÷åì òàíöà, ïîòîìó ÷òî íàäî ñòîÿòü òâåðäî è ñ ãîòîâíîñòüþ ê íåîæèäàííîìó, à íå ê èçâåñòíîìó çàðàíåå».

Ìàðê Àâðåëèé, «Ðàçìûøëåíèÿ», êíèãà 7

Ôèëîñîôèÿ Ïëîòèíà

Ïëîòèí (îê. 205 ã. í.ý. — 270 ã. í.ý.)

Åñòü òàêèå îñîáåííûå ëþäè… âû÷åðêíè èõ èç íàøåé èñòîðèè, è îíà ñòàíåò íàìíîãî áåäíåå. Ïî ñëåäàì, êîòîðûå îíè îñòàâèëè, ìû èäåì äî ñèõ ïîð, äàæå åñëè íå çíàåì èõ èìåí. Îäèí èç òàêèõ ëþäåé — Ïëîòèí. Âåëèêèé ôèëîñîô, ðîäèâøèéñÿ â íà÷àëå III âåêà â Åãèïòå è îñíîâàâøèé îäíó èç ñàìûõ çàãàäî÷íûõ è ãëóáîêèõ ôèëîñîôñêèõ øêîë. Åãî ó÷åíèå — íåîïëàòîíèçì — êðàñíîé íèòüþ ïðîøëî ÷åðåç âñþ èñòîðèþ Åâðîïû: èäåè Ïëîòèíà âäîõíîâëÿëè ñðåäíåâåêîâûõ ìèñòèêîâ, õóäîæíèêîâ Âîçðîæäåíèÿ è ïîýòîâ Ñåðåáðÿíîãî âåêà; îíè âîïëîòèëèñü â óñòðåìëåííûå ââûñü ñâîäû ãîòè÷åñêèõ ñîáîðîâ, ïðîíèçàííûõ ëó÷àìè ñâåòà, è äàëè îñíîâó èíòåãðàëüíîìó èñ÷èñëåíèþ.

Ôèëîñîôèÿ Äæîðäàíî Áðóíî

Äæîðäàíî Áðóíî (1548 — 17 ôåâðàëÿ 1600 ã.)

Òèòàí ýïîõè Âîçðîæäåíèÿ, âåëèêèé ôèëîñîô, ïîýò, ó÷åíûé è ìèñòèê. Πíåì ÷àñòî ãîâîðÿò, ÷òî îí ðîäèëñÿ ðàíüøå ñâîåãî âðåìåíè, òàê êàê ëèøü ñïóñòÿ 400 ëåò ïîñëå åãî ñìåðòè íàóêà, ôèëîñîôèÿ è èñêóññòâî ÕÕ âåêà ñòàëè ïðèíèìàòü ìíîãèå åãî ïðåäïîëîæåíèÿ è ó÷åíèÿ êàê àêòóàëüíûå è èñòèííûå.

Áëàâàòñêàÿ

Åëåíà Ïåòðîâíà Áëàâàòñêàÿ (12 àâãóñòà 1831 ã. — 8 ìàÿ 1891 ã.)

Ÿ íàçûâàëè Côèíêñîì XIX âåêà. Ïîÿâëåíèå íà êóëüòóðíîé, èíòåëëåêòóàëüíîé è äóõîâíîé ñöåíå XIX âåêà òàêîé óäèâèòåëüíîé ôèãóðû, êàê Åëåíà Ïåòðîâíà Áëàâàòñêàÿ è åå íå èìåþùèõ àíàëîãîâ òðóäîâ ñòàëî íàñòîÿùèì ïîòðÿñåíèåì è ñîâåðøèëî, êàê ñîâåðøàåò è â íàøè äíè, ïåðåâîðîò â ñîçíàíèè ìíîãèõ ëþäåé.

Íèêîëàé Ðåðèõ

Íèêîëàé Êîíñòàíòèíîâè÷ Ðåðèõ (9 îêòÿáðÿ 1874 ã. — 13 äåêàáðÿ 1947 ã.)

Íèêîëàé Êîíñòàíòèíîâè÷ Ðåðèõ — çíàìåíèòûé ðóññêèé õóäîæíèê, ôèëîñîô, èññëåäîâàòåëü, ïóòåøåñòâåííèê, îáùåñòâåííûé äåÿòåëü. Πíåì íàïèñàíî ñòîëüêî, ÷òî áûëî áû ñòðàííî ïûòàòüñÿ ñêàçàòü íå÷òî íîâîå. Íî, ñ äðóãîé ñòîðîíû …

Õîðõå Àíõåëü Ëèâðàãà

Õîðõå Àíõåëü Ëèâðàãà (3 ñåíòÿáðÿ 1930 ã. — 7 îêòÿáðÿ 1991 ã.)

Õîðõå Àíõåëü Ëèâðàãà — âûäàþùèéñÿ ôèëîñîô è óäèâèòåëüíûé ÷åëîâåê. Åãî ôèëîñîôñêîå íàñëåäèå îãðîìíî, îíî çàêëþ÷åíî â êíèãàõ, ñòàòüÿõ, ëåêöèÿõ, ïðîãðàììå ñîçäàííîé èì ôèëîñîôñêîé øêîëû. Ìû áû õîòåëè ïîáëèæå ïîçíàêîìèòü ÷èòàòåëåé ñ ëè÷íîñòüþ ýòîãî ÷åëîâåêà…

×èòàéòå òàêæå:

  • Ñîâåòû íà êàæäûé äåíü
  • Ðóññêèå ôèëîñîôû î Ðîññèè è î æèçíåííîì ïóòè ÷åëîâåêà
  • Ìåæäóíàðîäíûé äåíü ôèëîñîôèè
Учения философов о пользе философских знаниях

Источник

Ïðåäìåò, ñòðóêòóðà, ôóíêöèè è îñíîâíîé âîïðîñ ôèëîñîôèè.

                Ïëàí

1.Ôèëîñîôèÿ êàê ðàçíîâèäíîñòü ìèðîâîççðåíèÿ.
2.Ïðåäìåò, ìåòîäû è ôóíêöèè ôèëîñîôèè.
3.Îñíîâíîé âîïðîñ ôèëîñîôèè è îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ôèëîñîôèè.

                1. ÔÈËÎÑÎÔÈß ÊÀÊ ÐÀÇÍÎÂÈÄÍÎÑÒÜ ÌÈÐÎÂÎÇÇÐÅÍÈß.

ÌÈÐÎÂÎÇÇÐÅÍÈÅ – öåëîñòíûé âçãëÿä íà ìèð è ìåñòî ÷åëîâåêà â íåì.
 èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà âûäåëÿþòñÿ òðè îñíîâíûå  ôîðìû ìèðîâîççðåíèÿ:
1. Ìèôîëîãèÿ
2. Ðåëèãèÿ
3. Ôèëîñîôèÿ

ÌÈÔÎËÎÃÈß – ôîðìà îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ, ìèðîâîççðåíèå äðåâíåãî îáùåñòâà, êîòîðîå  ñîâìåùàåò â ñåáå êàê ôàíòàñòè÷åñêîå, òàê è ðåàëèñòè÷åñêîå âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.
Ðåëèãèÿ – ôîðìà ìèðîâîççðåíèÿ, îñíîâàííàÿ íà âåðå  â íàëè÷èå ôàíòàñòè÷åñêèõ,  ñâåðõúåñòåñòâåííûõ  ñèë, êîòîðûå  âëèÿþò íà æèçíü ÷åëîâåêà è îêðóæàþùèé ìèð.
Îñíîâíûìè ìèðîâûìè ðåëèãèÿìè ÿâëÿþòñÿ:
1. Õðèñòèàíñòâî.
2. Èñëàì.
3. Áóääèçì.

Ôèëîñîôñêîå ìèðîâîççðåíèå îòëè÷àåòñÿ îò ðåëèãèîçíîãî è ìèôîëîãè÷åñêîãî òåì, ÷òî îíî:
1. Îñíîâàíî íà çíàíèè (à íà âåðå ëèáî âûìûñëå);
2. Ðåôëåêñèâíî (èìååò ìåñòî îáðàùåííîñòü ìûñëè íà ñàìó ñåáÿ);
3. Ëîãè÷íî (èìååò âíóòðåííåå åäèíñòâî è ñèñòåìó);
4.      Îïèðàåòñÿ íà ÷åòêèå ïîíÿòèÿ è êàòåãîðèè.

ÔÈËÎÑÎÔÈß – îñîáûé, íàó÷íî-òåîðåòè÷åñêèé  òèï ìèðîâîççðåíèÿ,  ýòî íàóêà î ìèðå â öåëîì, îá îáùèõ ïðèíöèïàõ è çàêîíîìåðíîñòÿõ åãî áûòèÿ è õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèñòåìàòè÷íîñòüþ, ïîëíîòîé è àðãóìåíòèðîâàííîñòüþ ðàññìîòðåíèÿ ìèðîâîççðåí÷åñêèõ ïðîáëåì, èñïîëüçîâàíèåì ñïåöèàëüíûõ ôèëîñîôñêèõ ïîíÿòèé è ìåòîäîâ. Ñëåäîâàòåëüíî, ôèëîñîôèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ìèðîâîççðåíèå è ÿâëÿåòñÿ ìèðîâîççðåí÷åñêèì çíàíèåì. Áîëåå òîãî, ïîíÿòèå «ìèðîâîççðåíèå» ãîðàçäî øèðå, ÷åì ïîíÿòèå «ôèëîñîôèÿ».
Òàêèì îáðàçîì, ôèëîñîôèÿ  ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âûñøèé óðîâåíü è âèä ìèðîâîççðåíèÿ, îòëè÷àþùèéñÿ ðàöèîíàëüíîñòüþ, ñèñòåìíîñòüþ, ëîãèêîé è òåîðåòè÷åñêîé îôîðìëåííîñòüþ.

Ôèëîñîôèÿ êàê ìèðîâîççðåíèå ïðîøëà òðè îñíîâíûå ñòàäèè ñâîåé ýâîëþöèè:

1. ÊÎÑÌÎÖÅÍÒÐÈÇÌ – ôèëîñîôñêîå ìèðîâîççðåíèå, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò îáúÿñíåíèå îêðóæàþùåãî ìèðà, ÿâëåíèé ïðèðîäû ÷åðåç ìîãóùåñòâî, âñåñèëüíîñòü áåñêîíå÷íîñòü âíåøíèõ ñèë – Êîñìîñà.
2.ÒÅÎÖÅÍÒÐÈÇÌ – òèï ôèëîñîôñêîãî ìèðîâîççðåíèÿ, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò îáúÿñíåíèå âñåãî ñóùåãî ÷åðåç ãîñïîäñòâî íåîáúÿñíèìîé, ñâåðõúåñòåñòâåííîé ñèëû-Áîãà.
3.Àíòðîïîöåíòðèçì – òèï ôèëîñîôñêîãî ìèðîâîççðåíèÿ, â öåíòðå êîòîðîãî ñòîèò ïðîáëåìà ÷åëîâåêà.

Ãëàâíîå îòëè÷èå ôèëîñîôèè îò âñåõ èíûõ íàóê çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ôèëîñîôèÿ  ÿâëÿåòñÿ òåîðåòè÷åñêîé ñèñòåìîé ìèðîâîççðåíèÿ, ïðåäåëüíûì îáîáùåíèåì ðàíåå íàêîïëåííûõ ÷åëîâå÷åñòâîì çíàíèé.

                2. ÏÐÅÄÌÅÒ, ÌÅÒÎÄÛ È ÔÓÍÊÖÈÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ.

Ïðåäìåòîì íàóêè íàçûâàåòñÿ êðóã âîïðîñîâ, êîòîðûå îíà èçó÷àåò. Îáùóþ ñòðóêòóðó ÏÐÅÄÌÅÒÀ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ – ôèëîñîôñêîãî çíàíèÿ ñîñòàâëÿþò ÷åòûðå îñíîâíûõ ðàçäåëà:
1. Îíòîëîãèÿ (ó÷åíèå î áûòèè).
2. Ãíîñåîëîãèÿ (ó÷åíèå î ïîçíàíèè).
3. ×åëîâåê.
4. Îáùåñòâî.

Îñíîâíûìè ÌÅÒÎÄÀÌÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ (ïóòÿìè, ñðåäñòâàìè, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî îñóùåñòâëÿåòñÿ ôèëîñîôñêîå èññëåäîâàíèå)  ÿâëÿþòñÿ:
1. Äèàëåêòèêà.
2. Ìåòàôèçèêà.
3. Äîãìàòèçì.
4. Ýêëåêòèêà.
5. Ñîôèñòèêà.
6. Ãåðìåíåâòèêà.

1.ÄÈÀËÅÊÒÈÊÀ – ìåòîä ôèëîñîôñêîãî èññëåäîâàíèÿ, ïðè êîòîðîì âåùè, ÿâëåíèÿ ðàññìàòðèâàþòñÿ ãèáêî, êðèòè÷åñêè, ïîñëåäîâàòåëüíî ñ ó÷åòîì èõ âíóòðåííèõ ïðîòèâîðå÷èé, èçìåíåíèé, ðàçâèòèÿ, ïðè÷èí è ñëåäñòâèé, åäèíñòâà è áîðüáû ïðîòèâîïîëîæíîñòåé.

2.ÌÅÒÀÔÈÇÈÊÀ – ìåòîä, ïðîòèâîïîëîæíûé äèàëåêòèêå, ïðè êîòîðîì îáúåêòû ðàññìàòðèâàþòñÿ:
à) Îáîñîáëåííî, êàê ñàìè ïî ñåáå (à íå ñ òî÷êè çðåíèÿ èõ âçàèìîñâÿçàííîñòè).
á) Ñòàòè÷íî (èãíîðèðóåòñÿ ôàêò ïîñòîÿííûõ èçìåíåíèé, ñàìîäâèæåíèÿ, ðàçâèòèÿ).
â) Îäíîçíà÷íî (âåäåòñÿ ïîèñê àáñîëþòíîé èñòèíû, íå óäåëÿåòñÿ âíèìàíèÿ ïðîòèâîðå÷èÿì, íå îñîçíàåòñÿ èõ åäèíñòâî).

3. ÄÎÃÌÀÒÈÇÌ – âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåãî ìèðà ÷åðåç ïðèçìó äîãì – ðàç è íàâñåãäà ïðèíÿòûõ óáåæäåíèé, íåäîêàçóåìûõ, «äàííûõ ñâûøå» è íîñÿùèõ àáñîëþòíûé õàðàêòåð. Äàííûé ìåòîä  áûë ïðèñóù ñðåäíåâåêîâîé òåîëîãè÷åñêîé ôèëîñîôèè.

4. ÝÊËÅÊÒÈÊÀ – ìåòîä, îñíîâàííûé íà ïðîèçâîëüíîì ñîåäèíåíèè  ðàçðîçíåííûõ, íå èìåþùèõ  åäèíîãî òâîð÷åñêîãî íà÷àëà ôàêòîâ, ïîíÿòèé, êîíöåïöèé, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî äîñòèãàþòñÿ ïîâåðõíîñòíûå, íî âíåøíå ïðàâäîïîäîáíûå, êàæóùèåñÿ äîñòîâåðíûìè âûâîäû.

5.   ÑÎÔÈÑÒÈÊÀ- ìåòîä, îñíîâàííûé íà âûâåäåíèè èç ëîæíûõ, íî èñêóñíî è íåêîððåêòíî ïîäàííûõ êàê èñòèííûå ïîñûëîê (ñóæäåíèé), íîâîé ïîñûëêè, ëîãè÷åñêè èñòèííîé, íî ëîæíîé ïî ñìûñëó  ëèáî ëþáîé èíîé âûãîäíîé äëÿ ïðèíèìàþùåãî äàííûé ìåòîä.

6. ÃÅÐÌÅÍÅÂÒÈÊÀ – ìåòîä ïðàâèëüíîãî ïðî÷òåíèÿ è èñòîëêîâàíèÿ ñìûñëà òåêñòîâ. Øèðîêî ðàñïðîñòðàíåí â çàïàäíîé ôèëîñîôèè.

Îäíîâðåìåííî è ÍÀÏÐÀÂËÅÍÈßÌÈ â ôèëîñîôèè, è ÔÈËÎÑÎÔÑÊÈÌÈ ÌÅÒÎÄÀÌÈ ÿâëÿþòñÿ: 
1. ÌÀÒÅÐÈÀËÈÇÌ.
2. ÈÄÅÀËÈÇÌ.
3. ÝÌÏÈÐÈÇÌ.
4. ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌ.

1. Ïðè ÌÀÒÅÐÈÀËÈÑÒÈ×ÅÑÊÎÌ ìåòîäå äåéñòâèòåëüíîñòü âîñïðèíèìàåòñÿ êàê ðåàëüíî ñóùåñòâóþùàÿ, ìàòåðèÿ – êàê ïåðâè÷íàÿ ñóáñòàíöèÿ, à ñîçíàíèå- åå ìîäóñ- åñòü ïðîÿâëåíèå ìàòåðèè.
2. Ñóòü ÈÄÅÀËÈÑÒÈ×ÅÑÊÎÃÎ ôèëîñîôñêîãî ìåòîäà- ïðèçíàíèå â êà÷åñòâå ïåðâîíà÷àëà è îïðåäåëÿþùåé ñèëû èäåè, à ìàòåðèè – êàê ïðîèçâîäíîé îò èäåè, åå âîïëîùåíèåì.
3. ÝÌÏÈÐÈÇÌ- ìåòîä è íàïðàâëåíèå â ïîçíàíèè, ñîãëàñíî êîòîðîìó â îñíîâå ïîçíàâàòåëüíîãî ïðîöåññà, çíàíèÿ ëåæèò îïûò, ïîëó÷àåìûé ïðåèìóùåñòâåííî â ðåçóëüòàòå ÷óâñòâåííîãî ïîçíàíèÿ.
4. ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌ – ôèëîñîôñêèé ìåòîä è íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, â ñèëó êîòîðîãî èñòèííîå. Àáñîëþòíî äîñòîâåðíîå çíàíèå ìîæåò áûòü äîñòèãíóòî òîëüêî ñ ïîìîùüþ ðàçóìà (òî åñòü âûâåäåíî èç ñàìîãî ðàçóìà) áåç âëèÿíèÿ îïûòà è îùóùåíèé.

ÔÓÍÊÖÈÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ – îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ïðèìåíåíèÿ ôèëîñîôèè, ÷åðåç êîòîðûå ðåàëèçóþòñÿ åå öåëè, çàäà÷è, íàçíà÷åíèå.

Ïðèíÿòî âûäåëÿòü ÔÓÍÊÖÈÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ:
1. Ìèðîâîççðåí÷åñêóþ.
2. Ìåòîäîëîãè÷åñêóþ.
3. Ãíîñåîëîãè÷åñêóþ.
4. Êðèòè÷åñêóþ.
5. Àêñèîëîãè÷åñêóþ.
6. Ñîöèàëüíóþ.
7. Âîñïèòàòåëüíî-ãóìàíèòàðíóþ.
8. Ïðîãíîñòè÷åñêóþ.

1. ÌÈÐÎÂÎÇÇÐÅÍ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ öåëîñòíîñòè êàðòèíû ìèðà, ïðåäñòàâëåíèé îá åãî óñòðîéñòâå, ìåñòå ÷åëîâåêà â íåì, ïðèíöèïîâ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îêðóæàþùèì ìèðîì..
2.  ÌÅÒÎÄÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ôèëîñîôèÿ âûðàáàòûâàåò îñíîâíûå ìåòîäû ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.
3. ÃÍÎÑÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß – îäíà èç  îñíîâîïîëàãàþùèõ ôóíêöèé ôèëîñîôèè – èìååò öåëüþ ïðàâèëüíîå è äîñòîâåðíîå ïîçíàíèå îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè (òî åñòü ìåõàíèçì ïîçíàíèÿ)
4. Ðîëü ÊÐÈÒÈ×ÅÑÊÎÉ ôóíêöèè – ïîäâåðãàòü ñîìíåíèþ îêðóæàþùèé ìèð è ñóùåñòâóþùåå çíàíèå, èñêàòü èõ íîâûå ÷åðòû, êà÷åñòâà , âñêðûâàòü ïðîòèâîðå÷èÿ.
5. ÀÊÑÈÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß  ôóíêöèÿ ôèëîñîôèè (â ïåðåâîäå ñ ãðå÷åñêîãî axios – öåííûé) – çàêëþ÷àåòñÿ â îöåíêå âåùåé, ÿâëåíèé îêðóæàþùåãî ìèðà ñ òî÷êè çðåíèÿ ðàçëè÷íûõ öåííîñòåé – ìîðàëüíî-íðàâñòâåííûõ, ýòè÷åñêèõ, ñîöèàëüíûõ, èäåîëîãè÷åñêèõ è äð. Öåëü àêñèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèè – áûòü «ñèòîì», ÷åðåç êîòîðîå ïðîïóñêàòü âñå íóæíîå, öåííîå è ïîëåçíîå è îòáðàñûâàòü òîðìîçÿùåå è îòæèâøåå.
6. ÑÎÖÈÀËÜÍÀß ôóíêöèÿ – îáúÿñíèòü îáùåñòâî, ïðè÷èíû åãî âîçíèêíîâåíèÿ, ýâîëþöèþ, ñîâðåìåííîå ñîñòîÿíèå, åãî ñòðóêòóðó, ýëåìåíòû, äâèæóùèå ñèëû; âñêðûòü ïðîòèâîðå÷èÿ, óêàçàòü ïóòè èõ óñòðàíåíèÿ èëè ñìÿã÷åíèÿ, ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ îáùåñòâà.
7. ÂÎÑÏÈÒÀÒÅËÜÍÎ-ÃÓÌÀÍÈÒÀÐÍÀß ôóíêöèÿ ôèëîñîôèè ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû êóëüòèâèðîâàòü ãóìàíèñòè÷åñêèå èäåàëû è öåííîñòè, ïðèâèâàòü èõ ÷åëîâåêó è îáùåñòâó.
8. ÏÐÎÃÍÎÑÒÈ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû íà îñíîâàíèè èìåþùèõñÿ ôèëîñîôñêèõ çíàíèé îá îêðóæàþùåì ìèðå è ÷åëîâåêå, äîñòèæåíèÿõ ïîçíàíèÿ ñïðîãíîçèðîâàòü òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ, áóäóùåå ìàòåðèè, ñîçíàíèÿ, ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ, ÷åëîâåêà, ïðèðîäû è îáùåñòâà.

            3.ÎÑÍÎÂÍÎÉ ÂÎÏÐÎÑ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ È ÎÑÍÎÂÍÛÅ ÍÀÏÐÀÂËÅÍÈß ÔÈËÎÑÎÔÈÈ.

            ÎÑÍÎÂÍÛÌ Â ÔÈËÎÑÎÔÈÈ òðàäèöèîííî Ñ×ÈÒÀÅÒÑß ÂÎÏÐÎÑ ÎÁ ÎÒÍÎØÅÍÈÈ ÌÛØËÅÍÈß Ê ÁÛÒÈÞ, À ÁÛÒÈß Ê ÌÛØËÅÍÈÞ (ñîçíàíèþ).
 
           ÌÀÒÅÐÈß È ÑÎÇÍÀÍÈÅ (äóõ) – äâå íåðàçðûâíûå è â òî æå âðåìÿ ïðîòèâîïîëîæíûå õàðàêòåðèñòèêè áûòèÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì ñóùåñòâóþò ÄÂÅ ÑÒÎÐÎÍÛ ÎÑÍÎÂÍÎÃÎ ÂÎÏÐÎÑÀ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ – îíòîëîãè÷åñêàÿ è ãíîñåîëîãè÷åñêàÿ.

1. ÎÍÒÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß (áûòèéíàÿ) ñòîðîíà îñíîâíîãî âîïðîñà ôèëîñîôèè çàêëþ÷àåòñÿ â ïîñòàíîâêå è ðåøåíèè ïðîáëåìû: ÷òî ïåðâè÷íî – ìàòåðèÿ èëè ñîçíàíèå?
2. Ñóòü ÃÍÎÑÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÉ (ïîçíàâàòåëüíîé) ñòîðîíû îñíîâíîãî âîïðîñà: ïîçíàâàåì èëè íåïîçíàâàåì ëè ìèð, ÷òî ïåðâè÷íî â ïðîöåññå ïîçíàíèÿ?
 çàâèñèìîñòè îò îíòîëîãè÷åñêîé è ãíîñåîëîãè÷åñêîé ñòîðîí â ôèëîñîôèè  âûäåëÿþòñÿ îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ – ñîîòâåòñòâåííî ìàòåðèàëèçì è èäåàëèçì, à òàêæå  ýìïèðèçì è  ðàöèîíàëèçì.

            ÌÀÒÅÐÈÀËÈÇÌ (òàê íàçûâàåìàÿ «ëèíèÿ Äåìîêðèòà») – íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ñòîðîííèêè êîòîðîãî ñ÷èòàëè. ×òî â îòíîøåíèÿõ  ìàòåðèè è ñîçíàíèÿ ïåðâè÷íîé ÿâëÿåòñÿ ìàòåðèÿ.
Ñëåäîâàòåëüíî:
1. Ìàòåðèÿ ðåàëüíî ñóùåñòâóåò
2. Ìàòåðèÿ ñóùåñòâóåò íåçàâèñèìî îò ñîçíàíèÿ (òî åñòü ñóùåñòâóåò íåçàâèñèìî îò ìûñëÿùèõ ñóùåñòâ è îò òîãî, ìûñëèò î íåé êòî-ëèáî èëè íåò)
3. Ìàòåðèÿ ÿâëÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ñóáñòàíöèåé – íå íóæäàåòñÿ â ñâîåì ñóùåñòâîâàíèè íè â ÷åì, êðîìå ñàìîé ñåáÿ;
4. Ìàòåðèÿ ñóùåñòâóåò è ðàçâèâàåòñÿ ïî ñâîèì âíóòðåííèì çàêîíàì.
5. Ñîçíàíèå (äóõ) åñòü ñâîéñòâî (ìîäóñ) âûñîêîîðãàíèçîâàííîé ìàòåðèè îòðàæàòü ñàìó ñåáÿ (ìàòåðèþ).
6. Ñîçíàíèå íå ÿâëÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ñóáñòàíöèåé, ñóùåñòâóþùåé íàðÿäó ñ ìàòåðèåé.
7. Ñîçíàíèå îïðåäåëÿåòñÿ ìàòåðèåé (áûòèåì).

Ê ìàòåðèàëèñòè÷åñêîìó íàïðàâëåíèþ ïðèíàäëåæàëè òàêèå ôèëîñîôû, êàê  Äåìîêðèò, ôèëîñîôû Ìèëåòñêîé øêîëû (Ôàëåñ, Àíàêñèìàíäð, Àíàêñèìåí); Ýïèêóð; Áýêîí, Ëîêê; Ñïèíîçà; Äèäðî è èíûå ôðàíöóçñêèå ìàòåðèàëèñòû; Ãåðöåí; ×åðíûøåâñêèé; Ìàêñ; Ýíãåëüñ;Ëåíèí.

                ÈÄÅÀËÈÇÌ («ëèíèÿ Ïëàòîíà») – íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ñòîðîííèêè êîòîðîãî â îòíîøåíèè ìàòåðèè è ñîçíàíèÿ ïåðâè÷íûì ñ÷èòàëè ñîçíàíèå (èäåþ, äóõ).
 èäåàëèçìå âûäåëÿþòñÿ äâà ñàìîñòîÿòåëüíûõ íàïðàâëåíèÿ:
1. ÎÁÚÅÊÒÈÂÍÛÉ èäåàëèçì (Ïëàòîí, Ëåéáíèö, Ãåãåëü è äð.)
2. ÑÓÁÚÅÊÒÈÂÍÛÉ èäåàëèçì (Áåðêëè, Þì).

Îñíîâàòåëåì îáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà ñ÷èòàåòñÿ ÏËÀÒÎÍ. Ñîãëàñíî Ó×ÅÍÈÞ îáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà:
1. Ðåàëüíî ñóùåñòâóåò òîëüêî èäåÿ.
2. Èäåÿ ïåðâè÷íà.
3. Âñÿ îêðóæàþùàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü äåëèòñÿ íà «ìèð èäåé» è «ìèð âåùåé».
4. «Ìèð èäåé» (ýéäîñîâ) èçíà÷àëüíî ñóùåñòâóåò â Ìèðîâîì Ðàçóìå (Áîæåñòâåííîì Çàìûñëå è ò.ä.).
5. «Ìèð âåùåé» – ìàòåðèàëüíûé ìèð íå èìååò ñàìîñòîÿòåëüíîãî ñóùåñòâîâàíèÿ è ÿâëÿåòñÿ âîïëîùåíèåì «ìèðà èäåé».
6. Áîëüøóþ ðîëü â ïðåîáðàçîâàíèè «÷èñòîé èäåè» â êîíêðåòíóþ âåùü èãðàåò Áîã-Òâîðåö.
7. Îòäåëüíûå èäåè («ìèð èäåé») îáúåêòèâíî ñóùåñòâóþò íåçàâèñèìî îò íàøåãî ñîçíàíèÿ.

 ïðîòèâîïîëîæíîñòü îáúåêòèâíûì èäåàëèñòàì, ÑÓÁÚÅÊÒÈÂÍÛÅ èäåàëèñòû (ÁÅÐÊËÈ, ÞÌ, ÔÈÕÒÅ è äð.) ñ÷èòàëè, ÷òî:
1. Âñå ñóùåñòâóåò òîëüêî â ñîçíàíèè ïîçíàþùåãî ñóáúåêòà (÷åëîâåêà).
2. Èäåè ñóùåñòâóþò â ðàçóìå ÷åëîâåêà.
3. Îáðàçû (èäåè) ìàòåðèàëüíûõ âåùåé òàêæå ñóùåñòâóþò òîëüêî â ðàçóìå ÷åëîâåêà ÷åðåç ÷óâñòâåííûå îùóùåíèÿ.
4. Âíå ñîçíàíèÿ îòäåëüíîãî ÷åëîâåêà íè ìàòåðèè, íè äóõà (èäåé) íå ñóùåñòâóåò.

Íàðÿäó ñ ïîëÿðíûìè (êîíêóðèðóþùèìè) ãëàâíûìè íàïðàâëåíèÿìè ôèëîñîôèè – ìàòåðèàëèçìîì è èäåàëèçìîì – ñóùåñòâóþò ÏÐÎÌÅÆÓÒÎ×ÍÛÅ (êîìïðîìèññíûå) ÒÅ×ÅÍÈß – ÄÓÀËÈÇÌ È  ÄÅÈÇÌ.

ÄÓÀËÈÇÌ êàê ôèëîñîôñêîå íàïðàâëåíèå áûë îñíîâàí Äåêàðòîì. Ñóòü äóàëèçìà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ñóùåñòâóþò äâå íåçàâèñèìûå ñóáñòàíöèè – ìàòåðèàëüíàÿ (îáëàäàþùàÿ ñâîéñòâîì ïðîòÿæåíèÿ) è äóõîâíàÿ (îáëàäàþùàÿ ñâîéñòâîì ìûøëåíèÿ).
ÄÅÈÇÌ – íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ñòîðîííèêè êîòîðîãî (ïðåèìóùåñòâåííî ôðàíöóçñêèå ïðîñâåòèòåëè 18 âåêà) ïðèçíàâàëè íàëè÷èå Áîãà, êîòîðûé, ïî èõ ìíåíèþ, åäèíîæäû ñîòâîðèâ ìèð, óæå íå ó÷àñòâóåò â åãî äàëüíåéøåì ðàçâèòèè è íå âëèÿåò íà æèçíü è ïîñòóïêè ëþäåé.

ÃÍÎÑÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß(ïîçíàâàòåëüíàÿ) ñòîðîíà  îñíîâíîãî âîïðîñà ôèëîñîôèè ïðåäñòàâëåíà:
1. ÝÌÏÈÐÈÇÌÎÌ (ñåíñóàëèçìîì).Îñíîâàòåëåì ýìïèðèçìà ÿâëÿåòñÿ Ô.Áýêîí.
Ýìïèðèñòû ñ÷èòàëè, ÷òî â îñíîâå ïîçíàíèÿ ìîãóò ëåæàòü ëèøü îïûò è ÷óâñòâåííûå îùóùåíèÿ («Íåò íè÷åãî â ìûñëÿõ ( â ðàçóìå), ÷åãî áû íå áûëî äî ýòîãî â îïûòå è ÷óâñòâåííûõ îùóùåíèÿõ».
2. ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌÎÌ. Îñíîâîïîëîæíèêîì ðàöèîíàëèçìà (îò ëàò. ratio – ðàçóì) ñ÷èòàåòñÿ Ð.Äåêàðò. Îñíîâíàÿ èäåÿ  ðàöèîíàëèçìà â òîì, ÷òî èñòèííîå (äîñòîâåðíîå) çíàíèå ìîæåò áûòü âûâåäåíî òîëüêî íåïîñðåäñòâåííî èç ðàçóìà è íå çàâèñèò îò ÷óâñòâåííîãî îïûòà.

 êà÷åñòâå îñîáîãî íàïðàâëåíèÿ âûäåëÿåòñÿ ÈÐÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌ  (Íèöøå, Øîïåíãàóýð). Ñîãëàñíî èððàöèîíàëèñòàì ìèð õàîòè÷åí, íå èìååò âíóòðåííåé ëîãèêè, à ñëåäîâàòåëüíî, íèêîãäà íå áóäåò ïîçíàí ðàçóìîì.

Ñ ãíîñåîëîãè÷åñêîé ñòîðîíîé îñíîâíîãî âîïðîñà ôèëîñîôèè ñâÿçàíû ïîíÿòèÿ ãíîñòèöèçìà è àãíîñòèöèçìà.
Ïðåäñòàâèòåëè ÃÍÎÑÒÈÖÈÇÌÀ (êàê ïðàâèëî, ìàòåðèàëèñòû) ñ÷èòàþò, ÷òî:
1. Ìèð ïîçíàâàåì.
2. Âîçìîæíîñòè ïîçíàíèÿ íåîãðàíè÷åííû.

Ïðîòèâîïîëîæíîé òî÷êè çðåíèÿ ïðèäåðæèâàþòñÿ ÀÃÍÎÑÒÈÊÈ (êàê ïðàâèëî, èäåàëèñòû):
1. Ìèð íåïîçíàâàåì.
2. Âîçìîæíîñòè ïîçíàíèÿ îãðàíè÷åíû ïîçíàâàòåëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ, íåñìîòðÿ íà òûñÿ÷åëåòíèå èñêàíèÿ ôèëîñîôîâ, îñíîâíîé âîïðîñ ôèëîñîôèè äîñòîâåðíî íå ðåøåí íè ñ îíòîëîãè÷åñêîé, íè ñ ãíîñåîëîãè÷åñêîé ñòîðîíû è ôàêòè÷åñêè ÿâëÿåòñÿ èçâå÷íîé (íåðàçðåøåííîé) ôèëîñîôñêîé ïðîáëåìîé.
 

Источник

Читайте также:  Приведите доказательства в пользу того что крепостное право