Учебные издания и их польза

Учебные издания и их польза thumbnail

Учебное издание (УИ) содержит систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитано на учащихся разного возраста и степени обучения Кушнаренко Н.В. Характеристика отдельных видов и типов документов//Делопроизводство. – 2002 – №3..

Целевое назначение учебных изданий — обеспечение процесса обучения, содействие усвоению знаний в условиях определенной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Они частично выполняют также воспитательную функцию.

По читательскому назначению они делятся на три основные группы: для общеобразовательной школы (иачаль-ной и старшей школы), высшей школы I–II (средние специальные заведения), III и IV уровней аккредитации (высшие учебные заведения). Кроме того, различают УИ для учащихся и УИ для обучающих — воспитателей детских садов, учителей школ, лицеев, преподавателей колледжей, училищ, техникумов, вузов, родителей. Внутри этих групп выделяются подгруппы по возрасту учащихся, в зависимости от особенностей обучения (дневное, заочное, экстернат).

Особенность характера информации УИ — широкий тематический диапазон, обусловленный номенклатурой учебных дисциплин, изучаемых во всех типах учебных заведений. Предметы УИ — это научные и прикладные сведения, но не во всем объеме, а в виде основных законов и выводов, которые составляют основу науки или прикладных знаний. Объем материала определяется программой обучения. Издаются УИ, полностью охватывающие курс, и учебные пособия по отдельным разделам.

Общетипологической классификации учебных изданий не существует. По роли в учебном процессе выделяют следующие подвиды УИ: учебники; учебные пособия; практикумы; программно-методические издания.

Учебник — издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Для него характерна строгость и точность отбора и изложения материала, четкая структура, преемственность, тематическое и методическое единство. Учебники одновременно выполняют функции обучающие, воспитательные и развивающие. В них предусмотрены компоненты, рассчитанные на закрепление пройденного материала.

Учебное пособие — издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Разница между учебником и учебным пособием состоит в том, что в учебнике теоретические основы курса излагаются в строгом соответствии с программой, а в учебном пособии — без учета таковой.

К учебным пособиям относятся также хрестоматии, книги для чтения, таблицы, атласы, отдельно изданные части курса, учебные наглядные пособия.

Хрестоматия — учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Она помогает развитию аналитических способностей, приобретению навыков анализа.

Учебное наглядное пособие — изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию и воспитанию. Оно помогает наглядно представить изучаемые объекты и явления, лучше понять их суть.

Практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению теоретических знаний. Он содействует приобретению практических навыков, умению использовать знания для решения практических задач, закреплению пройденного материала (сборник задач, упражнений, практических заданий, лабораторный практикум).

К программно-методическим изданиям относятся: учебная программа, учебно-методическое пособие, методические рекомендации.

Учебная программа — это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части). Она помогает управлять учебным процессом, упорядочить его.

Учебно-методическое пособие — издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или методике воспитания. Оно помогает научиться работать самостоятельно. Отражает произведения, в которых излагается методика освоения всего курса, отдельных его разделов, частей, тем или выполнение практических заданий.

Методические рекомендации (указания) — издание, содержащее разъяснения по определенной теме, разделу или вопросу учебной дисциплины, определяющее методику выполнения определенных заданий, определенного вида работ (семинарских, практических).

По характеру информации, структуре и конструкции различают и такие разновидности УИ, как курс лекций, текст лекций, конспект лекций, задачник, тетрадь и т.п.

Курс лекций — учебное издание, содержащее полное изложение тем учебной дисциплины, определенных программой.

Текст лекций — учебное издание, содержащее изложение материалов определенных разделов учебной дисциплины.

Конспект лекций — учебное издание, содержащее краткое изложение курса лекций или отдельных разделов учебной дисциплины.

Общим для учебников, учебных пособий и практикумов для всех типов школ является добротное оформление. Их печатают на прочных сортах бумаги, покрывают составными или цельнокрытыми тканевыми переплетами. Учебные программы и учебно-методические пособия — это большей частью брошюры, покрытые текстовыми обложками. В программах отсутствуют иллюстрации.

Источник

ПРЕИМУЩЕСТВА  И  НЕДОСТАТКИ  ЭЛЕКТРОННЫХ  УЧЕБНИКОВ  И  ИХ  МЕСТО  В  СОВРЕМЕННОМ  ОБРАЗОВАНИИ

Баркова  Екатерина  Евгеньевна

магистр  2  курса,  кафедра  Управление  инновациями  ФГБОУ  ВПО  УГАТУ

РФ,  г.  Уфа

Е-mail:  k_barkova@mail.ru

Фандрова  Людмила  Петровна

научный  руководитель,  канд.  техн.  наук,  доцент  ФГБОУ  ВПО  УГАТУ

РФ,  г.  Уфа

В  современном  мире  традиционные  методы  обучения  постепенно  сдают  свои  главенствующие  позиции,  уступая  место  более  продвинутым  методам,  способным  не  только  облегчить  восприятия  материала  студентами,  но  и  ускорить  передачу  знаний.  В  свою  очередь  информационные  и  телекоммуникационные  технологии  все  быстрее  и  быстрее  распространяются  в  различные  сферы  деятельности  людей,  в  том  числе  и  образовательной  [4,  c.  855].  Распространению  информационных  технологий  в  образовательной  сфере  способствуют  такие  внешние  и  внутренние  факторы,  как:

  • глобальная  информатизация  общества;
  • потребность  в  соответствующей  подготовке  специалистов;
  • увеличение  компьютерной  и  мультимедийной  техники  в  высших  учебных  заведениях;
  • государственных  программы  информатизации  образования.
Читайте также:  Мамлеева о пользе неудачной помолвки читать

Особую  роль  в  образовательном  процессе  играют  электронные  издания  [5,  c.  311].  В  настоящий  момент  они  относятся  к  наиболее  динамически  развивающемуся  классу  учебной  продукции.  Их  количество  увеличивается  быстрыми  темпами,  а  качество  непрерывно  улучшается.  Электронные  учебники  или  электронные  образовательные  ресурсы  –  это  электронные  издания,  содержащие  в  себе  упорядоченный  свод  знаний  по  соответствующей  дисциплине,  которые  способны  обеспечить  овладение  студентами  умениями  и  навыками  в  этой  области  [2].  Стоит  отметить,  что  электронный  учебник  –  это  не  книга  в  формате  PDF  или  HTML,  чьи  возможности  ограничиваются  способностью  перехода  из  оглавления  по  ссылке  на  нужную  главу.  Электронный  учебник  обладает  высоким  уровнем  художественного  оформления,  полнотой  информации,  качеством  методического  инструментария,  качеством  технического  исполнения,  наглядностью,  логичностью  и  последовательностью  изложения.  Электронный  учебник  –  это  не  просто  учебник,  а  самоучитель,  способный  заменить  преподавателя-предметника  [6].  Он  является  незаменимым  помощником  для  студентов,  у  которых  нет  возможности  присутствовать  на  обычных  аудиторных  занятиях,  то  есть  обучающихся  дистанционно,  а  так  же  для  студентов  заочников  [1,  с.  13].

В  отличие  от  классического  варианта  бумажного  учебника,  в  электронном  пособии  материал  изложен  не  линейно,  а  иерархически  структурирован.  Верхний  уровень  представляет  собой  основные  понятия  и  концепции  изучаемой  дисциплины.  Более  низкий  уровень  детализируют  и  конкретизируют  основные  определения.  Многоуровневость  и  модульность  дают  возможность  учащемуся  освоить  дисциплину  с  различной  степенью  глубины.  Различия  электронного  пособия  и  печатного  учебника  представлены  в  таблице  1.

Таблица  1. 

Различия  между  электронными  учебниками  и  печатными  учебниками

Сравнительные  характеристики

Электронный  учебник

Печатное  издание

Уровень  сложности

Рассчитан  на  один  уровень  сложности

Может  содержать  несколько  уровней  сложности

Уровень  наглядности

Ниже,  из-за  ограниченных  возможностей  представления  информации  (картинки  и  графики)

Выше,  благодаря  возможности  использования  аудио-  и  видеофайлов,  гиперссылок.  Можно  увидеть  физический  или  химический  эксперимент  в  динамике

Уровень  проверки  знаний

Небольшое  разнообразие  заданий  для  самопроверки.  Невозможность  узнать  результат  самопроверки

Огромное  разнообразие  проверочных  заданий,  возможность  не  только  сразу  узнать  результаты  самопроверки,  но  и  получить  комментарии  и  разъяснения  при  неправильном  ответе

Дополнительная  помощь

Отсутствует

При  самостоятельной  работе  “возникают”  подсказки,  помогающие  правильно  выполнить  задание

Словарь

Для  того  чтобы  найти  интересующее  определение,  нужно  перелистать  весь  учебник

Благодаря  гиперссылкам  можно  сразу  же  найти  нужное  понятие  за  доли  секунд

Изменение

В  уже  изданный  учебник  нельзя  добавить  что-то  новое.  Его  необходимо  переиздать,  чтобы  дополнить

Возможность  корректировки,  дополнения  и  исправления  информации  в  любое  время

Достоинствами  электронного  учебника  являются:

  • Способность  адаптироваться  под  индивидуальные  запросы  учащегося,  то  есть  возможность  использовать  текстовую  и  гипертекстовую  структуры.  Более  того,  при  необходимости  можно  использовать  фреймовую  структуру  –  увидеть  одной  странице  объединенную  информацию  с  нескольких  страниц  (содержание,  список  определений  и  рисунки).
  • Использование  дополнительных  возможностей.  Обычно,  электронные  учебники  включают  в  себя  несколько  частей:  текстовую  (аудио)  часть,  графическую  часть  (рисунки,  схемы,  чертежи,  таблицы),  анимацию,  видео-  и  аудиозаписи,  и  строятся  по  модульному  признаку.  Использование  компьютерной  анимации  дает  возможность  визуализировать  сложные  графики,  схемы  и  явления  макро-  и  микромира,  что  при  использовании  обычных  учебников  просто  невозможно  [3,  с.  127].  Именно  благодаря  этому  учебный  процесс  становится  для  учащихся  наиболее  увлекательным  и  запоминающимся,  что  в  конечном  итоге  благотворно  влияет  на  усвоение  материала  студентами.
  • Простой  и  удобный  поисковый  механизм,  как  в  самом  электронном  учебнике,  так  и  за  его  пределами.  С  помощью  гиперссылок  можно  перемещаться  не  только  по  тексту  (картинкам  и  графикам)  учебника,  но  и  перейти  на  сайт  в  интернете  с  необходимой  информацией.  Более  того  сетевые  структуры  предоставляют  учащемуся  возможность  контактировать  с  другими  студентами,  оставаясь  на  своем  рабочем  месте.
  • Простота  и  объективность  контроля  знаний.  Тестовые  задания  позволяют  достаточно  быстро  и  непредвзято  оценить  знания  студентов.  Более  того,  благодаря  рандомной  компоновке  вопросов,  варианты  тестов  индивидуальны  и  не  повторяются.  Так  же  студент  может  выбрать  уровень  сложности  тестов,  ориентируясь  на  свои  здания.
  • Расширенное  восприятие  информации.  Всем  известно,  что  огромную  роль  в  восприятии  информации  является  зрение,  на  него  приходится  порядка  90  %  усваиваемой  и  получаемой  нами  информации.  Звуковой  способ  восприятия  составляет  порядка  9  %,  на  остальные  органы  чувств  приходится  всего  1  %.  Исходя  из  этого,  можно  сделать  вывод,  что  электронный  учебник  является  наиболее  ясным,  понятным  способом  получения  знаний.
Читайте также:  О пользе и вреде беговой дорожки

Недостатками  электронных  учебников  являются:

  • Необходимость  использования  специального  оборудования  и  программ  для  работы  с  электронными  пособиями.  Не  смотря  на  повсеместное  использование  компьютеров  и  прочих  гаджетов,  к  сожалению,  не  всех  есть  возможность  их  приобрести;
  • Для  нашей  страны  дистанционное  обучение  является  непривычной  и  нетрадиционной  формой,  поэтому  электронные  учебники,  как  новые  средства  обучения,  многие  воспринимают  с  недоверием,  считая,  что  они  не  способны  заменить  обычных  занятий.

Из  всего  вышесказанного  можно  сделать  вывод,  что  электронные  учебники  обладают  практической  ценностью.  Они  способны  не  только  предоставлять  информацию  разнообразными  способами,  но  так  же  дают  больше  возможностей  для  самостоятельной  работы.  Поэтому  грамотно  созданный  электронный  учебник  может  стать  ключевым  звеном  в  технологиях  информационного  обучения,  повышая  конкурентоспособность  специалистов  XXI  века.

Список  литературы:

  1. Андреев  А.А.  Дидактические  основы  дистанционного  обучения  в  высших  учебных  заведениях:  Автореф.  дис.  доект.  техн.  наук.  –  МЭСИ,  1999.  –  25  с.
  2. Григорьев  С.Г.,  Краснова  Г.А.,  Роберт  И.В.  и  др.  Технология  создания  электронных  средств  обучения  //  Учебно-методическое  управление  ВГУ.  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  https://uu.vlsu.ru/files/Tekhnologija_sozdanija_EHSO.pdf  (дата  обращения  23.11.2015).
  3. Михалищева  М.А.  Использование  электронных  учебных  пособий  в  учреждениях  профессионального  образования  /  М.А.  Михалищева,  С.В.  Турукина  //  Проблемы  и  перспективы  развития  образования:  материалы  IV  междунар.  науч.  конф.  (г.  Пермь,  июль  2013  г.).  –  Пермь:  Меркурий,  2013.  –  С.  127–129. 
  4. Титова  Е.И.  О  создание  электронного  учебника  [Текст]  /  Е.И.  Титова,  А.В.  Чапрасова  //  Молодой  ученый.  –  2015.  –  №  3.  –  С.  855–856.
  5. Хожиев  А.Х.  Особенности,  преимущества  и  эффективность  электронных  учебников  по  специальным  дисциплинам,  применяемых  в  профессиональных  колледжах  /  А.Х.  Хожиев  //  Молодой  ученый.  –  2012.  –  №  2.  –  С.  311–313.
  6. Явич  М.П.  Электронный  учебник,  его  преимущества  и  недостатки  //  Современные  научные  исследования  и  инновации.  2012.  №  10  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  https://web.snauka.ru/issues/2012/10/16884  (дата  обращения  20.11.  2015).

Источник

и характеру информации

Выделяют четыре группы изданий, методика редакторской подготовки которых учитывает целевое их назначение и характер информации.

  • 1-я группа – программно-методические издания (учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие);
  • 2-я группа – учебно-методические издания (методические указания, рекомендации)
  • 3-я группа – обучающие издания (учебники, учебные пособия, конспекты и тексты лекций)
  • 4-я группа – обучающие издания (сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения, практикумы) (рис 1).

Схема - виды учебных изданий

Рисунок 1 – Схема – виды учебных изданий

Остановимся на характеристиках этих изданий, существенных с точки зрения их редактирования.

Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. К программно-методическим изданиям относятся учебные планы и учебные программы. Они предназначены прежде всего преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.

Учебный план – документ, регламентирующий учебный процесс. В нем определяются формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения испытательных экзаменов, зачетно-экзаменационных сессий по дисциплинам. учебный издание конспект хрестоматия

Учебные программы (типовые, временные, рабочие) – издания, определяющие содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени.

В программах отражена связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначен круг литературных источников, на основании которых разработан данный предмет.

Программно-методические материалы управляют соответствующей системой учебной литературы.

Учебно-методические издания – методические указания, методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов в вузах, по организации самостоятельной работы студентов.

Обучающие издания – учебник, учебное пособие, курс лекций, конспект лекций.

Учебник

Основное учебное издание по дисциплине. Содержит прежде всего базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

Читайте также:  Чипсы и кириешки польза и вред

Материал организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения.

Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых.

Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине.

Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком.

Содержание учебника отражает определенную систему знаний, составляющих основное ядро сведений по данной науке, сфере деятельности, отрасли или их разделу (направлению). Кроме того, учебник включает характеристику методов получения и использования знаний в данной области, а также методологические основания, определяющие базовые законы и закономерности функционирования и развития отраженной в учебнике деятельности или области знания, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития данной науки, сферы деятельности или их раздела (направления). Теоретические и технические вопросы рассматриваются во взаимосвязи, характеристики знаний и их использования представляются последовательно, во взаимодействии.

По содержанию различают общие и специальные учебники.

Общие учебники содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера, составляющие основу информационной культуры. Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности.

Вузовский учебник по характеру информации сближается с научной монографией, так как логика учебного предмета соответствует, как правило, логике науки, методы изложения и система терминов соответствуют традициям науки. В то же время отбор информации отличает учебник от монографии: в него включается не оригинальный, а уже апробированный материал.

Учебное пособие

Выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли.

В учебное пособие можно включать спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике.

Кроме того, учебные пособия выпускают по новым или элективным курсам.

Для студентов вузов выпускают такие издания, как курсы лекций и конспекты лекций.

Курс лекций

Включает лекции одного автора по дисциплине или взаимосвязанные между собою лекции нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины. Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Лекции создаются на базе прочитанного материала. Курс лекций – авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, ставящая спорные вопросы, отражающая собственную позицию автора.

В лекциях проявляется творческое индивидуальное начало автора, так как в них раскрывается позиция автора по отношению к поставленным проблемам. Курс лекций может быть создан на основе диссертационного исследования как результат изучения актуальной проблемы.

Конспект лекций

Включает основные положения лекционного курса. Готовится по новой дисциплине или в дополнение к учебнику. Как правило, в нем рассматривают новые проблемы, раскрывают альтернативные решения, характеризуют оригинальные направления развития отрасли.

Среди вспомогательных изданий важное место занимают практикумы. К ним относят сборники задач, упражнений и контрольных работ, пособия, руководства по проведению лабораторных, практических, домашних работ, задания для проведения практических занятий, пособия, руководства по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), дневники наблюдений.

Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, на формирование навыков практической работы, на овладение формами и методами познания, используемыми в данной сфере. Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса, повторяя теоретические и практические вопросы для детального их рассмотрения и закрепления. Практикумы могут состоять только из одних вопросов и заданий, включать дополнительно методические указания по их выполнению или материалы, разъясняющие наиболее сложные вопросы. Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебной программе.

Программированный практикум предназначен для самостоятельного изучения предмета и самостоятельного контроля усвоения обучаемым материала. Небольшие части материала в таком практикуме завершаются вопросами и заданиями, дающими возможность проконтролировать степень усвоения пройденного.

Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины.

Книги для чтения издают в помощь изучающим иностранные языки. В них включают законченные произведения и фрагменты из них, позволяющие формировать навыки работы с иностранным текстом.

Источник