Труд приносит пользу себе и окружающим
Все вы слышали выражение: «Трудиться хорошо, а не трудиться плохо». На данном уроке мы рассмотрим, чем труд отличается от других видов человеческой деятельности, какие бывают виды труда. Также мы поговорим о значении правильного выбора профессии для человека, о том, почему за трудом должна следовать награда. В ходе урока мы выясним, почему именно труд является основой человеческой цивилизации.
Тема: Труд
Урок: Труд
1. Труд и его специфика
Сегодня мы начинаем новый раздел нашего курса, посвящённый труду. Наверное, каждый знает по себе, что трудиться для человека очень тяжело, большинство времени у нас нет желания этого делать. Однако труд, однозначно, обязателен для любого человека.
Наверняка вы знаете, что принято считать, что хороший человек – это трудолюбивый человек, а вот человек, который ленится, бесцельно проживает свою жизнь. Давайте выясним, почему же труд так полезен и необходим человечеству.
В самом общем смысле труд – это направленная деятельность человека. Мы все живём в мире, который сами для себя создали. В дикой природе не существует домов, улиц, газонов, тротуаров, автомобилей, квартир, лифтов и прочих предметов, созданных человеком. Всё это – плод человеческого труда. Получается, что труд – это, по сути, основная часть человеческой жизни. Но заниматься трудовой деятельностью далеко не так интересно, как праздно проводить время. Согласитесь, что если вы заняты каким-то делом, не особо вам сейчас интересным, но, тем не менее, необходимым, вы бы с удовольствием променяли его на лежание на диване или компьютерную игру. Ведь просмотр телевизора или компьютерные игры – это тоже некая деятельность. Получается, что труд имеет некую свою специфическую особенность.
Рис. 1. Труд человека (Источник)
Это действительно так. Далеко не всякая деятельность человека является трудом, потому что труд обязательно даёт какой-то результат, положительный либо отрицательный. Если вы заняты каким-то бесцельным делом, например, играете в компьютерную игру, то это не является трудом, так как вы просто пытаетесь провести своё свободное время таким образом. Никакой конечной пользы для вас или окружающих эта компьютерная игра не принесёт. Но для человека, который создал эту компьютерную игру, это был подлинный труд, потому что для него конечной целью являлся продукт, результат его деятельности. Вы же просто выступаете потребителем, который бесцельно тратит время, вы не развиваетесь от такого времяпровождения. То есть труд – это действие, направленное на конечный результат, на достижение пользы. Человек должен преодолеть свою лень и апатию, чтобы получить конечный результат. Вот из таких шагов, из таких мелких действий и соткана вся наша жизнь. Мы окружаем себя теми действиями, которые создают природу человека. Ведь, как уже упоминалось, ничего того, что нас окружает в городах, в природе изначально не существовало.
2. Виды труда
Трудовая деятельность человека также бывает разной. Она отличается по сложности, характеру тех действий, которые выполняет человек, по содержанию того, что делает человек. Самая простая градация – деление труда на интеллектуальный и физический. Но и внутри данной градации также возможно дробление. Так, высокоинтеллектуальный труд можно разделить на низкоинтеллектуальный и высокоинтеллектуальный. В данном случае можно привести много примеров. Например, дворник – это работа, связанная с физическим трудом, когда человек убирает улицы, создаёт чистоту и порядок. В то время как врач или инженер – это люди интеллектуального труда, создающие нечто, используя, прежде всего, свои знания, а также умения и навыки. Но речь не идёт о том, чей труд более важен. Если у нас не будет дворников, если никто не будет убирать улицы, разве наша жизнь будет комфортной и её можно будет назвать человеческой? Любой труд человека важен и необходим. Главное – это понимать, как много вы можете сделать и что именно вы можете сделать.
Помимо деления труда на интеллектуальный и физический, можно привести и некоторые другие классификации труда. Так, труд можно разделить на добровольный и принудительный. Ваши мама с папой наверняка работают где-то, но делают они это добровольно, для того, чтобы иметь возможность содержать семью и жить достойно. Однако, к сожалению, даже в современном мире нередки случаи, когда людей в бедных странах принуждают к труду помимо их воли, а они не имеют права отказаться. По сути труд рабов на плантациях являлся ярчайшим примером принудительного труда.
Также важно знать о том, что труд можно классифицировать как коллективный или индивидуальный. Допустим, если учёный в одиночку сделал некое открытие, такой труд является индивидуальным. Если же над проектом трудился целый научный коллектив, и вместе они пришли к какому-то результату, такой труд будет являться коллективным.
3. Выбор профессии
Это действительно очень важно – уже в вашем возрасте понять, чем именно вы можете заниматься. Дело в том, что каждый из нас предназначен для какого-то труда, так сложилась человеческая цивилизация. Не каждый может стать врачом, не каждый может стать писателем, не каждый может стать художником или военным. Абсолютно бесталанных людей в мире нет, у каждого человека есть свои склонности и способности. Но иногда бывает сложно понять, в чём именно заключается твой талант. Вы должны уже сейчас научиться прислушиваться к себе для того чтобы понять, а что можете именно вы, какой труд для вас был бы интересен, какое дело приносило бы пользу и вам, и окружающим людям.
Рис. 2. Выбор профессии (Источник)
Если вы сможете правильно определить то, к какой профессии вы имеете склонность, в таком случае ваша жизнь сложится весьма удачно. Человек, который занимается делом, которое он любит, – это, как правило, успешный человек, человек, который живёт в достатке. Жизнь такого человека доставляет ему самому удовольствие, потому что заниматься тем трудом, для которого ты предназначен, – быть может, самое большое счастье.
4. Товары и услуги
При этом трудиться можно совершенно по-разному. Можно выпускать какие-то конкретные конечные продукты или вещи. Все мы с вами являемся потребителями таких вещей, когда идём в магазин и покупаем то, что нам необходимо. Обувь, одежда, предметы домашнего обихода – всё это сделано кем-то. Видимо, люди, которые произвели все эти товары, предназначены для такого труда. С другой стороны, многие из вас бывали в салонах красоты или больницах, где вам оказывали некие услуги. Труд людей, работающих в данной сфере – предоставление определённых услуг. В данный момент вы изучаете онлайн-урок, то есть мы оказываем вам образовательную услугу. Иными словами, услуга – это действие, обязательно осуществленное при взаимодействии поставщика и клиента.
Человек трудится всегда, человек трудится постоянно, потому что это форма существования человеческой цивилизации. Поэтому для вас важно определиться уже сейчас, кем вы хотите стать.
Так постепенно мы подходим с вами к изучению большого блока, который в будущих классах будет для вас основным в курсе обществознания. Речь в данном случае идёт об экономике. Все те продукты, которые производит человек, это не просто какие-то вещи, а то, что мы называем товаром. Товар – это продукт труда, произведённый для продажи (или шире — обмена), а не для собственного потребления. Любой товар, будь то услуга или какой-то конечный продукт, имеет свою цену. В данном случае мы можем говорить о том, что цена товара – это интегральный показатель, на который оказывает влияние много компонентов. Кто-то произвёл продукт, причем, иногда это один человек, а иногда множество людей. Соответственно, каждый из этих людей вложил часть своего труда в цену этого товара, каждый должен получить какие-то деньги от его продаж.
5. Награда за труд
Заработная плата – это справедливое вознаграждение за проделанный людьми труд. Конституция РФ определяет заработную плату как «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты». С самого начала мы упоминали о том, что человек очень любит отдыхать и далеко не так сильно любит трудиться. Тем не менее, мы все пытаемся преодолеть в себе слабости. Если вы хорошо трудились и сделали какой-то качественный продукт, причём неважно услугу или конкретную вещь, и получили за это вознаграждение, это совершенно нормально. Это вознаграждение может быть небольшим, а может представлять собой достаточно крупную сумму. Всё зависит от того, насколько важный и качественный тот продукт, который вы сделали, насколько он востребован сейчас и в будущем.
Бывает и такое, что труд людей при жизни может и не быть оценён людьми их поколения. Например, создателя Эйфелевой башни укоряли за его произведение, считая, что оно уродует облик Парижа. Сейчас же Эйфелева башня – это символ Парижа, без которого просто невозможно представить этот город.
Рис. 3. Эйфелева башня (Источник)
Иногда и художников, и скульпторов признают значительно позже того времени, когда они творили. Но в любом случае труд для человека – это обязательная форма существования. Человека не существует без создания того, чего нет в дикой природе. Единственный вектор, о котором точно знает человечество, это наша цель создавать те вещи, которых в природе нет, окружать себя своими творениями.
На следующем занятии мы поговорим о том, какого человека можно назвать богатым. Мы побеседуем о том, стыдно ли быть богатым или, напротив, богатством можно гордиться и даже кичиться.
6. Происхождение человека и труда
Быть может, вы слышали о немецком философе Фридрихе Энгельсе. В 19 веке немецкая философская школа была, пожалуй, одной из самых сильных в Европе, да и в мире в целом. Немецкие учёные достигли больших высот в познании человеческого бытия, в познании общества. Энгельс написал крайне любопытную работу «О происхождении человека, труда и капитала». В ней он провёл сравнительную линию между доисторическим этапом развития человека (по сути человек в то время был обезьяной) и периодом, когда появился человек разумный.
В основе развития человека, с точки зрения Энгельса, лежал именно труд. То есть с того момента, как человекообразная обезьяна начала использовать орудия труда, пусть даже самые примитивные, начинает формироваться человек. Даже, более того, Энгельс доказывал, что были и физиологические изменения в человеке: например, изменилось расположение большого пальца, что помогло человеку совершать операции, связанные с мелкой моторикой. Благодаря такому строению кисти люди могут совершать операции, для которых необходима значительная ловкость рук, чего другие живые существа на Земле делать не могут. Мы создаём себе всё более новые орудия труда, и, соответственно, трудимся всё более эффективно. Человек получил тот облик, который сейчас имеет. Концепция эта интересна, но в то же самое время она весьма спорная: можно привести какие-то контраргументы, то есть аргументы, которые могут опровергнуть размышления Энгельса.
Важно то, что труд для человека – основополагающая форма его существования. Мы создаём для себя какие-то предметы, иногда нужные, и иногда – не очень, но в любом случае всё, что сделал человек для себя, помогает ему оставаться человеком. Потому что ничего из этого природа ему не дала и дать не могла. Быть человеком – значит создать себя самому.
Список рекомендованной литературы
1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. – Просвещение, 2004.
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. – 184 с.
3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.
4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. – Дрофа, 2013.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Трудовая деятельность (Источник).
2. Труд в социальной жизни (Источник).
3. Виды труда и их характеристика (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Ответьте на вопросы к картине на странице 125, выполните задания на странице 126 . Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. – Просвещение, 2004.
2. Чем отличаются товары и услуги? Приведите примеры товаров и услуг.
3. *Как вы считаете, верна ли теория Энгельса о происхождении человека и труда? Найдите в литературе или интернете несколько аргументов за и против этой теории.
Статья : «Труд в жизни человека»
Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого начинается еще в самом юном возрасте, когда дети идут в школу. Их труд состоит в получении знаний. Это необходимо для того, чтобы получить образование и специальность, которые помогут устроиться в дальнейшей жизни. Каждая профессия очень важна, поэтому совсем не имеет значения кем трудиться. Каждая профессия приносит пользу людям и позволяет решать различные их проблемы.
Строитель трудится для того, чтобы были новые здания: больницы, школы, жилые дома. Шахтер в шахте добывает уголь, чтобы могли работать котельные и у нас была горячая вода и тепло. Работа парикмахера также необходима каждому человеку, потому что всем нам нужно иметь опрятный вид и красивую прическу. Каждая профессия незаменима. Не может быть магазинов без продавцов, школ без учителей, больниц без врачей. Все трудятся на благо других людей и своей семьи. Каждый труд оплачивается по заслугам. Получив зарплату за свою работу, человек может купить себе и своей семье необходимые вещи, продукты питания, может оплачивать счета за квартиру, за свет, газ и воду.
Как у военных существуют различные звания, от лейтенанта до полковника и генерала, так и в любой профессии есть возможность роста и продвижения. Все начальники и директора когда-то начинали трудиться обычными рабочими. Они старались, и это дало им возможность через несколько лет стать руководителями и управлять такими же простыми рабочими, которыми раньше были они сами.
Труд развивает человека, позволяет учиться чему-то новому, повышать уровень своего развития и умения. Многие люди осваивают в своей жизни ни одну, а две, три и больше профессий. Имея разные специальности можно работать на совершенно разных предприятиях и остановить свой выбор на той работе, которая окажется наиболее подходящей и будет любимой. Продавец может стать учителем, а сантехник может стать ученым. Все находится в руках каждого человека. Каждый сам выбирает свою профессию и где ему трудиться.
Отношение к труду выражается в ряде черт характера, из которых в первую очередь надо отметить трудолюбие. Трудолюбивый человек чувствует потребность в труде, часто независимо от формы, в какой труд выражается. Конечно, и для такого человека имеются более или менее интересные виды работы, но ему доставляет большое удовольствие и радость сам процесс труда, ведущий к созданию общественно полезного продукта. Если трудолюбивый человек лишен возможности работать, он испытывает беспокойство, скуку, даже страдания.
Все чаще мы слышим слово «трудолюбие» как дома, в школе, так и на работе. Но все ли понимают истинное его значение?
Трудолюбие, это дословно – любить труд
Черта характера человека, который положительно относиться к процессу труда в любом его отношении;
Способность отдавать большое количество времени и собственных сил труду;
Не просто трудиться сутками, но и получать удовольствие от процесса труда и последующего вознаграждения;
Синонимами слова являются – усидчивость, старательность, прилежность, усердность.
Развивать в себе такое качество, как трудолюбие, значит прокладывать себе путь к успеху и удачной жизни.
Преимущества трудолюбия:
Трудолюбивый человек получает настоящее наслаждение от работы и от результата.
Как правило, любая работа не будет его угнетать;
Трудолюбие помогает достичь высочайших результатов и высот;
Любовь к труду заряжает человека положительной энергией;
Трудолюбие подталкивает нас к совершенству и новым открытиям;
Трудолюбивый человек – ответственный. А значит, ему можно доверять работу любой сложности, не боясь просрочек или некачественного выполнения.
Поговорки и пословицы о трудолюбии:
Кто трудиться рад – тот будет хлебом богат. ( русская народная пословица)
Не котёл варит, а стряпуха (русская народная пословица)
Что сделано сегодня, о том нет заботы на завтра (русская народная пословица)
Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. ( Аристотель)
Труд — целительный бальзам, он — добродетели источник. ( И. Гердер)
Это интересно :
В Словении рабочий день начинается в семь часов утра, поэтому в десять ночи города замирают, т.к. жители уже давно легли спать.
Самые трудолюбивыми из всех живых существ на планете оказались пчелы и муравьи.
Любовь к труду, как правило, связана с добросовестностью, с потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всегда наилучшим образом, равно как и с аккуратностью. Эти черты проявляются также и в хорошей организации, в дисциплине труда, в тщательном планировании и обдумывании трудовых операций.
Труд как средство удовлетворения общественных нужд стал для передовых советских людей первой потребностью. Передовой советский человек трудится с подлинным энтузиазмом, презирает бездельников, лентяев, не мирится с формальным отношением к труду не только у себя, но и у других людей.
Трудолюбивые ученики так характеризуются учителем: «Учится с видимым удовольствием, даже наслаждением. С любовью выполняет каждое задание, часто трудится сверх положенного. По нескольку раз переделывает работу, добиваясь хорошего выполнения. Рабочее место в школе и дома содержит в образцовом порядке». «Не любит сидеть без дела. Вечно чем-нибудь занят. Очень усерден: никогда не выполняет работу наспех, небрежно, как-нибудь».
Лень, небрежность как черты характера, выражающиеся в отрицательном или безразличном, нерадивом отношении к труду, в формальном выполнении заданий, — пережитки барски пренебрежительного взгляда на труд. Если эти черты встречаются и у некоторых наших школьников, то это свидетельствует о недостатках воспитательной работы с ними.
Особую ценность приобретает трудолюбие в сочетании с такой чертой характера, как инициативность. Инициативный человек не удовлетворяется выполнением, хотя бы и самым добросовестным, порученного дела. Это человек с развитым чувством «нового», человек личного почина. Он творчески относится к труду. Не удовлетворяясь старыми формами работы, он стремится внести в труд что-то новое, найти более совершенные, более производительные методы работы. Это и лежит в основе широкого новаторского движения среди наших рабочих, колхозников, деятелей науки и техники. Инициативность советских людей проявляется как на производстве, так и во всей нашей общественной жизни, в любом общественном начинании. Инициативность передового советского человека глубоко отличается от частнособственнической предприимчивости. Она исходит из общественных побуждений, а не из корыстных, эгоистических целей отдельного человека.
В 17 в на Руси было всего 200 разных профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается 3 тыс. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей.
И совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.
Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив. Творческая мысль людей не дает ему «окаменеть». Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. Название профессий может сохраняться старым, а содержание труда сильно изменяется. Изменяется настолько, что человек практически несколько раз как бы меняет профессию.
Мир профессий многообразен. И здесь каждый должен быть сам разведчиком.
Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготавливать одежду, строить жилище, защищаться от врагов.
По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди стали заниматься преимущественно скотоводством, другие – земледелием. Скотоводство и земледелие не могли обойтись друг без друга.
Затем выделились различные ремесла, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Это второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.
Постепенно обмен разнообразными продуктами становится все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену – торговцы, купцы.
Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовным ценностей (научных, художественных от материальных).
В современном обществе существует, как мы уже сказали раньше, более 40 тысяч родов деятельности.
Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.
Профориентационная игра спасатели.
Эта специальность становится все популярнее. Это и не удивительно, ведь представители данной почетной профессии помогают людям справиться с той или иной сложной ситуацией.
Материалы: бинты, бумага, карандаши, детская игровая аптечка в которой игрушечные медицинские инструменты.
1.Для проведения игры нужно выбрать независимое жюри и разделиться на две команды- спасателей и людей, которых нужно спасать.
2.Далее спасателям предлагается несколько ситуации, в которых они должны проявить свою смекалку:
Ситуация №1:Несколько человек пострадали в небольшой аварии на шоссе, до ближайшего населенного пункта далеко, спасателям необходимо оказать первую помощь( при ушибах царапинах и растяжениях).
Ситуация №2:Несколько дачников попали в наводнение, спасателям нужно придумать несколько способов переправы.
Можно придумать еще несколько критических ситуаций, в которых спасатели могли бы себя проявить. Главное спасатели должны справиться с проблемой весело и с выдумкой.
Итог: В процессе игры ребята научились согласовывать свои действия, работать в команде, принимать совместное решение. После окончания игры в совместном обсуждении ребята сделали акцент на том, что играть было не легко и что работа спасателя более ответственная, чем думали ребята.
Профориентационная игра журналист.
Цель: данная игра способствует развитию умения работать в группе, развивает воображение, способствует установлению положительных отношений в группе, знакомит с особенностями профессии.
Участникам этой игры предлагается сыграть роль журналиста, который берет интервью у какой либо известной личности.
Материалы: Бумага, ручки, микрофон (игрушечный).
1.Перед началом игры следует сначала назначить главного редактора журнала, который впоследствии оценит результаты игры. Всем остальным нужно разделиться на пары, в которых один будет исполнять роль журналиста, а другой – известной личности. Та пара, которая наиболее успешно справится с заданием, становится победительницей.
Ребята распределили между собой роли и брали интервью у Штирлица, всем известного Вовочки, у учителя математики на тему ЕГЭ.
Итог: В этой игре ребята были очень активны, многие заметили что когда брали интервью им не всегда хватало воображения и и умения получить желаемый результат, в завершение всеми был сделан вывод что даже самые простые на первый взгляд профессии имеют свои особенности.
Список литературы
1.Макаренко А.С. Воспитание в труде // Соч.: В 7 т. М., 1957. Т.4.
2.Матушкин С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиски / Че- ляб. гос. ун-т. Челябинск, 1988.
3.Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к тру- ду. М., 1959.
4.Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Минск., 1977. – 256 с.
5.Справочник профессий Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.rabotka.ru/infoworker/index.php.