Труд как польза и потребность
Без трудовой деятельности немыслимо представить себе развитие и совершенствование всех способностей человека, функций организма, немыслимо здоровье и счастье человека, радость его жизни. Труд, как писал Энгельс, является «высшим из известных нам наслаждений». Трудовая деятельность — естественное условие человеческой жизни.
Труд, здоровье и старость
Одно время существовало мнение, что труд старит человека. Сейчас ни один ученый так не считает. Никому не придет в голову ставить знак равенства между работающим организмом и работающим механизмом. В первом случае работа служит стимулом жизнедеятельности и развития, естественным условием жизни, во втором — механизм постепенно изнашивается.
Старение организма происходит не от работы, а вызывается закономерностями, заложенными в природе самой жизни. Вне труда человеческий организм теряет способность к продолжительной жизни.
«Ничего не делать — это несчастье стариков», — писал 82-летний Виктор Гюго.
Истории не известны долгожители-бездельники. Вот почему врачи рекомендуют вышедшим на пенсию заняться каким-либо видом общественно-полезной деятельности: воспитанием молодежи, участием в благоустройстве жилой местности, помощью в работе общественных советов. Следовательно, чело.веку в любом возрасте важно не избегать труда, ошибочно полагая, что ничегонеделание сохранит здоровье, а стремиться к соблюдению во время труда установленных требований гигиены.
Здесь, очевидно, уместно вспомнить слова И. П. Павлова, который считал, что люди наносят себе вред, переутомляются и заболевают вследствие того, что, будучи не знакомы с законами высшей нервной деятельности, допускают нарушения нормального течения физиологических процессов в нервной системе.
Проблема утомления человека
Проблема утомления выходит далеко за пределы физиологии и медицины. Она является важной социальной проблемой, так как без рациональной организации труда утомление переходит в хроническое переутомление, влечет за собой потерю трудоспособности, способствует возникновению заболеваний.
Все виды труда, как установили гигиенисты, оказывают положительное воздействие на организм человека при условии, если труд будет соответствовать возрасту, правильно организован, разумно сочетаться с отдыхом и, конечно, с двигательной активностью. При всем этом, однако, определенное предпочтение все-таки остается за трудом, связанным с физическими нагрузками. Особо подчеркнем: посильными, соответственно общему развитию организма, опять-таки возрасту и, конечно, они не должны быть чрезмерными.
Неправильно думать, что для достижения долголетия нужно обязательно заниматься только физическим трудом. Да это практически и нереально. Различные виды труда существуют как общественно-экономическая необходимость. Поэтому гигиенистами найдены достаточно надежные способы устранения отрицательного влияния на организм человека, занятого только одним видом труда, например умственным.
Утомляемость и профессии
Так, представителям профессий, не связанных с физической активностью, рекомендованы различные двигательные упражнения и особенно производственная гимнастика.
Затрачивают на нее считанные минуты, а эффект при этом достигается вполне, ощутимый — она оказывает благотворное влияние на протяжении многих часов труда, повышая работоспособность, улучшая деятельность центральной нервной системы, кровообращения, дыхания.
Полезен ли физический труд? Исследования специалистов
Больше того, исследования специалистов подтверждают, что с возрастом эффективность производственной гимнастики не только не снижается, а, наоборот, резко повышается. У людей пожилого возраста гимнастика стимулирует деятельность внутренних органов, улучшает процессы обмена веществ.
Многочисленными наблюдениями за большими контингентами работников производственных предприятий неопровержимо доказан и такой важный факт: постоянно занимающиеся физическим трудом в два-три раза реже представителей умственного труда страдают атеросклерозом, гипертонической болезнью, коронарной недостаточностью.
Об этом же говорят и результаты изучения жизни людей старше 80 лет, проведенные учеными-медиками в течение длительного времени в различных городах и республиках нашей страны. При этом была четко прослежена важная закономерность: практически все долгожители постоянно, всю жизнь занимались трудовой деятельностью. Перешагнув 80-летний рубеж, они продолжали посильно работать, много двигаться, не прерывать своих связей с обществом.
Исторические примеры
Известно много исторических примеров долголетней деятельной жизни. Это — выдающиеся ученые, писатели, изобретатели, обогатившие культуру и науку бесценными плодами своего творчества. Как правило, они были людьми неустанного и регулярного труда, всю свою долгую жизнь, иногда до последнего дня продолжали работать. Так, И. В. Мичурин прожил 80 лет, Л. Н. Толстой — 82, Вольтер — 84, Т. Эдисон — 84, И. П. Павлов — 86, древнегреческий врач Гиппократ — 104, выдающийся советский химик Н. Д. Зелинский — 92, народный поэт Казахстана Д. Джамбул — 99 лет.
Да что исторические примеры. Наверное, каждый, оглянувшись вокруг себя, может найти тому многочисленные подтверждения.
Интересно сказал немецкий врач XVIII века X. Гу-феланд: «Нет ни одного примера, чтобы какой-нибудь лентяй дожил до преклонного возраста». Это очень точная мысль. Ведь труд приучает человека к дисциплине, порядку, вносит в его жизнь определенную организованность. В свою очередь, эти качества положительно влияют на сам процесс труда, повышают его эффективность. Недаром трудовому воспитанию в нашей стране придается исключительное значение. Это нашло свое отражение, в частности, в постановлениях партии и правительства по коренной перестройке школы и дальнейшему развитию системы народного образования.
Вообще идея трудового воспитания возникла давно. Еще выдающийся английский мыслитель-гуманист Томас Мор высказал пожелание, чтобы молодое поколение воспитывалось в процессе труда. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что труд полезен для здоровья и долголетия.
Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки – нажмите CTRL+D
Статьи для Вас:
ГКООУ Павловский санаторный детский дом [1]
Воспитательское занятие
«Труд как потребность человека».
По программе социального воспитания и образования детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома
«Уроки жизни».
Модуль «Труд».
Средний школьный возраст
Выполнила воспитатель 5 группы:
Терешина О.Л.
2011 год
Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества ; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Задачи.
1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда.
2.Показать необходимость труда в жизни человека.
3.Убедить воспитанников в том, что их главная цель- учёба.
Оборудование:
плакаты: Труд – всему голова», «Землю солнце красит, а человека – труд», «Труд создал самого человека». “Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды”. (Вольтер.)
План занятия.
1.Организационная часть.
- Игра «Прокати мяч».
Цель: сплотить коллектив, сформировать чувство товарищества.
Дети встают в круг, как можно теснее, вытянув руки вперёд. Нужно прокатить мяч по кругу, по вытянутым рукам и не уронить – помогать руками нельзя.
2.Основная часть.
1)Вводное слово воспитателя.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала заполним кроссворд.
п | о | в | а | р | |||||||
п | о | ж | а | р | н | ы | е | ||||
с | т | р | о | и | т | е | л | ь | |||
ш | о | ф | е | р | |||||||
ш | в | е | я | ||||||||
с | а | п | о | ж | н | и | к | ||||
п | а | с | т | у | х | ||||||
у | ч | и | т | е | л | ь | |||||
л | е | т | ч | и | к | ||||||
1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –
Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,
Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.
Салаты, винегреты, Так кто же мы?
Все завтраки, обеды? (Повар) (Пожарные)
3. Кладет кирпич за кирпичом – 4. Встаем мы рано,
Растет этаж за этажом, Ведь наша забота –
И с каждым часом, с каждым днем Всех отвозить по утрам на работу.
Все выше, выше новый дом. (Шофер)
(Строитель)
5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –
Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.
Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –
(Швея) Мы пойдем сегодня в гости!
(Сапожник)
7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,
Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.
Пасем коров мы целый день, (Учитель)
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастух)
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
(Летчик)
– Какое слово получилось в выделенных клетках?
– А чтобы получить профессию строителя, повара, моляра , что нужно для этого делать? (ответ детей – учиться).
– А чтобы стать хорошим поваром, строителем, маляром нужно много трудиться.
Воспитатель – Сегодня у нас занятие на тему ««Труд как потребность человека».
Итак, ребята, сегодня мы будем говорить с вами о труде взрослых и о вашем труде.
-Что должны делать взрослые, чтобы наша страна была ещё богаче и красивее?
-А что должны делать вы? Что является главной работой ученика?
Представьте себе, что произошло бы, если люди перестали трудиться, не вышли на работу электрики? (не будет света)
Не вышел на работу хлебороб? (не будет хлеба)
Не вышли на работу учителя? (дети не получать знания)
Если бы вы не пришли в школу? (учителям некого было учить).
Правильно ребята! Жизнь- это труд. А как же понять слова? «Где труд, там и счастье», «Труд – в радость».
Вывод : да , труд даёт нам радость, счастье, удовольствие. Некоторые из вас тоже испытали это чувство, радовались результату труда. Девочки, вспомните, что вы испытали, когда убирались в комнате, испекли первый в своей жизни пирог?
А вы, мальчики, когда вы сделали своими руками нужную вещь, помогли что-то строить, чинить, смастерить?
Вы испытали радость, гордость за своё умение, за себя.
Люди не могут прожить жизнь, без труда не было бы и жизни на земле. Труд был и будет основой жизни на земле. Труд помогает переносить все тяготы, невзгоды, и жару, и холод. Своим трудом человек делает свою жизнь лучше, землю – краше, Родину – богаче.
И чем лучше человек трудится, тем сильнее, краше и богаче становится сам. В нашей стране все, весь российский народ трудится: и взрослые и дети. Каждый человек имеет право на труд. Это записано и в Конституции – в основном законе государства. У нас в почёте всякий труд. В нашей стране почётными являются и труд милиционера, и рабочего, и труд строителя, и труд столяра. Каждый человек выбирает для себя любимую работу, которая ему по душе.
А теперь послушаем стихи о труде.
1вос. Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.
2вос. Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
3вос. Телёнка надо напоить
Котёнка надо накормить
И посуду перемыть.
Не трудно, ребята
Вам песенку спеть.
Не трудно , но всё таки надо уменье
За что ни возьмись-
Нужно мастером стать
И дело любое умей выполнять.
4вос. Всё делать должны сами ,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
Воспитатель. Много делают наши жители для благоустройства нашего города и нашего района. Трудятся ваши папы и мамы, братья и сёстры. Всё, что есть в нашем районе, построено трудом тысячи людей. Красота нашего города – труд наших людей.
Послушаем стихотворение А. Абраскина «Да здравствует труд».
Труд- в нашей жизни –основа основ,
Труд-это слово высокой волны.
Да здравствуйте труд дочерей и сынов
Славной Российской страны!
Мы в честном труде закаляем сердца,
В труде мы характер куём.
Мы дело доводим всегда до конца,
Мечтая о счастье большом.
Растут города и заводы вокруг,
Цветут загораясь огни-
Всё это дела наших крепнувших рук
На стройки товарищ взгляни.
воспитатель
– Люди, которые работают с душой, творчески – наша гордость.
-Ребята, посмотрите вокруг – на наших глазах труженики изменяют лицо земли. Там, где высились безлюдные горы, нынче бьёт фонтан нефти, добывается газ, уголь вырастают новые заводы и фабрики. В каждый населённый пункт проложена асфальтированная дорога, В каждый дом – газовое отопление.
Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
–Скажите пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
–И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человека-труд».
Вывод: и так, ребята, сегодня вы узнали много о труде взрослых и детей. А сейчас давайте сделаем вывод и поставим цель: Закончить эту учебную четверть без троек. Принимать активное участие в общественно – полезном труде по благоустройству территории детского дома.
Труд играет исключительно важную роль в существовании и развитии человеческого общества и каждого его члена. Только в процессе труда человек создаёт блага, необходимые для его существования. Именно поэтому труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие жизни.
Вот как определял труд и его роль в жизни человека К. Маркс: «Труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь»[4]. И далее: «Процесс труда …есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни»[5].
Роль труда проявляется в выполняемых им функциях. Во всём многообразии выполняемых трудом общественных функций можно выделить ряд основных (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Функции труда
Первая и важнейшая функция труда – потребительская. Она проявляется в том, что труд выступает как способ удовлетворения потребностей. Основой удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей является производство материальных и духовных благ, созидание общественного богатства. В этом – созидательная функция труда. Удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд лежит в основе всего общественного развития – он определяет социальный статус человека, формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия, тем самым выполняя социальную функцию. Создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, человек в ходе подготовки к труду и в самом процессе трудовой деятельности приобретает знания и профессиональные навыки, осваивает способы общения и взаимодействия, формирует себя как личность и как члена общества, постоянно развивается и совершенствуется. В этом – человекотворческая функция труда. Наконец труд выступает как сила, открывающая человечеству путь к свободе. Свободотворческая функция труда состоит в том, что именно в труде и с помощью труда человечество познаёт как законы природы, так и законы своего развития и, вооружённое их знанием может заранее учитывать всё более отдалённые естественные и общественные последствия своей деятельности.
Все функции труда важны и связаны между собой. Главное, что их объединяет – нацеленность на удовлетворение потребностей человека и общества. Всё, что делают люди в течение жизни, вся человеческая жизнь имеет только одну движущую причину – стремление к удовлетворению потребностей.
Следует отметить, что до настоящего времени не существует ясного и вполне бесспорного понимания сущности и определения понятия потребности. Наиболее часто потребность определяется как «нужда, надобность субъекта (работника, коллектива, общества) в чём-либо для своего нормального функционирования»[6], как «объективное стремление человека к потреблению материальных и духовных благ»[7].
Рис.1.4. Иерархия потребностей по А. Маслоу[8]
Представляет интерес и такое развёрнутое определение потребности как «субъективное отношение личности (к явлениям и объектам окружающей среды), в котором переживается противоречие (между достигнутым и потенциально возможным в освоении ценностей – в случае духовных потребностей, или между наличными и необходимыми ресурсами жизнедеятельности – в случае материальных), выступающее источником активности»[9].
Существует большое количество различных классификаций потребностей. Наиболее популярной является классификация, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу, включающая пять групп потребностей, условно подразделяемых на первичные и вторичные (рис.1.4). Более развёрнутая классификация предложена российским психологом С.Б. Кавериным (рис. 1.5). В её основе лежит принцип деятельности (всё, что
Рис. 1.5. Классификация потребностей по С.Б. Каверину[10]
делает человек в течение жизни, исчерпывается и описывается всего лишь четырьмя основными видами деятельности: труд, общение, познание и рекреация) и принцип соподчинения.
Осознанная человеком потребность приобретает форму интереса – стремления каким-то путём удовлетворить потребность. Это стремление побуждает человека к определённым действиям. Внутреннее побуждение к активности и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, называют мотивом,а процесс формирования таких побуждений – мотивацией. Побуждение к активности и определённой деятельности может носить и внешний по отношению к субъекту характер. В этом случае оно называется стимулом[11], а процесс создания условий, побуждающих индивидов действовать определённым образом – стимулированием. Многообразие стимулов трудовой деятельности может быть объединено в несколько классификационных групп (рис.1.6).
Рис.1.6. Классификация стимулов трудовой деятельности
Стремление субъекта удовлетворить осознанные им потребности определяет цели его деятельности. Представления человека, коллектива, общества в целом о главных и важных целях деятельности, а также об основных средствах достижения этих целей называют ценностями,а направленность на те или иные ценности – ценностной ориентацией.
Удовлетворение большинства потребностей так или иначе связано с трудовой деятельностью человека и оказывает самое непосредственное воздействие на качество и эффективность его труда (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Механизм воздействия потребностей на трудовое поведение
Содержание и характер труда
От функций труда следует отличать функции (действия, операции, обязанности), которые люди выполняют в процессе труда. Как и по многим другим вопросам среди специалистов отсутствует единая точка зрения на состав и классификацию этих функций. Наиболее часто в процессе труда выделяют следующие функции:
· логическую (мыслительную), связанную с определением цели и подготовкой системы необходимых трудовых операций;
· исполнительскую – приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил и непосредственное воздействие на предметы труда[12];
· контрольно-регулирующую – наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы, её уточнение и корректировка;
· управленческую, связанную с подготовкой, организацией производства и руководством исполнителями.
Каждая из названных функций в той или иной степени может присутствовать (или не присутствовать) в труде отдельного работника, но непременно свойственна совокупному труду. Совокупность распределённых между отдельными работниками действий, операций, функций, их взаимодействие и взаимосвязь формируют содержание труда. В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность труда, складывается конкретное соотношение функций умственного и физического труда.
Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает изменение содержания труда. Главным фактором, обусловливающим изменение содержания труда, является научно-технический прогресс.
Рис. 1.8. Классификация видов труда
Содержание труда отражает принадлежность конкретного вида труда к той или иной сфере деятельности (труд в сфере материального производства, в сфере услуг, науки, культуры и искусства и т.п.), отрасли (труд в какой-либо отрасли промышленности, в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве), виду деятельности (труд учёного, предпринимателя, руководителя, рабочего и проч.), профессии и специальности (рис. 1.8). Содержание труда находит отражение в квалификационных и тарифно-квалификационных справочниках, положениях о подразделениях организаций, должностных инструкциях.
Кроме содержательной стороны труд имеет и социально-экономическую сторону, называемую характером труда. Характер труда определяется системой производственных отношений и степенью развития материально-технической базы данного способа производства.
Главными элементами системы производственных отношений, определяющими характер труда, являются:
отношение трудящихся к средствам производства, форма собственности на средства производства (например, труд частный и труд наёмный);
способ соединения работников со средствами производства (труд принудительный и добровольный, подневольный и свободный);
связь между трудом индивидуума и совокупным трудом общества (труд личный и общественный, индивидуальный и коллективный);
отношение работников к труду (труд инициативный и безынициативный, добросовестный и недобросовестный);
степень социальных различий в труде, обусловленных социальной структурой работников, различиями в уровне их подготовки, содержанием выполняемых функций, условиями труда.
Содержание и характер труда тесно связаны между собой, так как выражают различные стороны одной и той же трудовой деятельности. Сочетание характеристик содержания и характера труда позволяет выделять различные виды (разновидности) труда, группировать их по тем или иным признакам. На рисунке 1.8 приведена примерная, не претендующая на полноту, классификация видов труда.