Три аргумента в пользу двойственности памяти
Множественная (двойственная) трактовка памяти была разработана в психологии сознания. Наиболее ярким представителем этой линии исследований был У. Джемс. Используя прежде всего данные интроспекции, он выделил первичную и вторичную память. Содержание первичной памяти составляют впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием вторичной памяти являются наши постоянные знания.
При множественной трактовке памяти предполагалось, что разные типы памяти порождаются различными процессами. Позже эти два типа памяти (первичная и вторичная) получили название кратковременной и долговременной.
Человеческий опыт представлен 2 видами памяти: первичной (все, что актуализируется из вторичной памяти, непосредственно то, что мы знаем о себе, текущий опыт сознания) и вторичной (все имеющиеся знания человека в области предсознания)
Информация, поступающая в первичную память держится около 20-30 сек., если она повторяется, то перетекает в долговременную память, либо удерживается и потом забывается.
Начиная с 1980-х гг. интенсивно развивается коннекционистский подход. Сторонники этого подхода исходят из того, что элемент памяти представляет собой гомогенную единицу, а адекватным описанием структуры знания является сеть, в которой различные компоненты, неразличимые с логической точки зрения, отличаются только числом и характером связей с другими компонентами.
Аргументация сторонников двойственности памяти обычно сводится к следующему: если бы кратковременная и долговременная память были проявлением единой памяти, то они подчинялись бы единым законам, следовательно, одни и те же факторы должны были бы оказывать сходное действие на мнемический результат в случае его регистрации при небольшой и длительной отсрочках. Такими «критическими» факторами являются число построений и продолжительность интервала между предъявлением двух стимулов (так называемое распределенное и концентрированное научение)
В пользу существования двух типов памяти говорят и данные, полученные в экспериментах по электрошоку. Такие испытуемые не в состоянии вспомнить отдаленные события, но обнаруживают относительную сохранность воспроизведения в том случае, если опрос производится сразу же после шокового воздействия.
Трехкомпонентная модель памяти – концепция, разработанная Р.Аткинсоном и представляющая память тремя совместно работающими блоками:
-1- блоком сенсорных регистров;
-2- блоком кратковременного хранилища;
-3- блоком долговременного хранилища.
Информация поступает в систему через рецепторы и передается в СР, практически не подвергаясь переработке. В СР мозаичная сенсорная информация оказывается объектом процессов распознавания образов, в результате которых извлекаются признаки и формируются коды на основе синтеза этих признаков. В СР информация быстро утрачивается вследствие либо стирания, либо «списывания» вновь поступившей информацией. КВХ — это оперативная память ограниченной емкости. В КВХ формируется копия информации, образовавшейся на «выходе» процесса распознавания образов, или информации, содержащейся в ДВХ. В КВХ информация утрачивается, если только она не удерживается там с помощью специальных процессов управления типа повторения или образного представления. О содержании КВХ можно говорить как о «текущем состоянии сознания» индивида.
ДВХ является емким и, в сущности, вечным хранилищем памяти. Содержащиеся здесь структуры памяти обычно не исчезают из системы, однако возможность их дальнейшего использования определяется эффективностью процессов поиска и извлечения. Такие процессы содержат в себе алгоритмы для направленного или эвристического поиска, необходимые для практического оперирования большой памятью. Алгоритмы эти чувствительны к изменениям в содержимом хранилища, так что удержание новой информации может оказывать влияние на доступность старой информации.
Информация представлена в системе памяти в виде кодов. Каждый код — это не что иное, как упорядоченный список признаков, определяющих ту или иную произвольную единицу опыта (объект, отношение или абстрактное понятие) на основе некоторого набора параметров. По типу составляющих их признаков различают два основных класса кодов: перцептивные коды (П-коды) и концептуальные коды (К-коды). П-коды организуются в СР из мозаики сенсорной информации благодаря процессам распознавания образов. Назначение этих процессов состоит в том, чтобы «разложить» сенсорную информацию на элементы, соответствующие тем параметрам, на которые прошлый опыт и непосредственный контекст указывают как на наиболее значимые характеристики.
К-код – совокупность структур памяти, содержащих информацию о конкретном объекте, отношении или каком-то другом концепте; например, концепт стола — это вся информация, накопившаяся в памяти индивида в результате его опыта в отношении различных столов.
Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 951 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Согласно нашей модели, в системе памяти информация может храниться в сенсорных регистрах, в КП и в ДП. Для разграничения этих трех типов хранения информации имеются как логические, так и эмпирические основания. Например, нетрудно найти доводы в пользу гипотезы о существовании сенсорных регистров, поскольку ясно, что в системе памяти должны быть какие-то места, где поступившая от органов чувств информация могла бы удерживаться до тех пор. пока не будет распознан ее первичный смысл. О существовании таких регистров свидетельствуют также экспериментальные данные.
Однако теория, согласно которой подсистема, лежащая выше сенсорного регистра, делится на два хранилища — КП и ДП («теория двойственности»), принимается некоторыми теоретиками с меньшей готовностью. Поэтому мы рассмотрим сначала ряд важных данных, говорящих в пользу этой теории, а затем обсудим ее недостатки и некоторые альтернативные теоретические подходы.
Одна группа данных, приводимых в подтверждение теории двойственности, носит физиологический характер. В 1959 г. Бренда Милнер описала ряд патологических явлений, наблюдаемых после повреждения гиппокампа. Совокупность этих явлений стали называть «синдромом Милнер». Больной с синдромом Милнер, по-видимому, не способен вспоминать недавние события, хотя он помнит события, происходившие в далеком прошлом — до того, как был поврежден его мозг. У него сохраняются те знания и навыки, которые он приобрел до повреждения гиппокампа. Он способен также вспоминать информацию непосредственно после того, как она ему была предъявлена: он может повторить то, что ему сказали, и способен даже удерживать материал в памяти несколько минут, если ему дают возможность повторять его вновь и вновь без перерыва. Но больной, видимо, в состоянии сохранять в памяти новую информацию только до тех пор, пока он может повторять ее. Все это заставляет предполагать, что человек с поврежденным гиппокампом обладает как долговременной памятью (где хранятся события далекого прошлого), так и кратковременной памятью (используемой для немедленного воспроизведения или внутреннего повторения). Создается впечатление, что у него нарушена связь между КП и ДП и поэтому утрачена способность переводить новую информацию в ДП. Таким образом, синдром Милнер вполне соответствует теории двойственности; эта теория по-могает понять, каким образом могли бы возникать подобные расстройства памяти.
Другие данные в пользу теории двойственности получены в результате экспериментальных исследований. Интересные сведения дает изучение ошибок, совершаемых при вспоминании. Одна из ситуаций, в которых возникают такие ошибки, создается в задачах, связанных с «объемом памяти» или «не-посредственной памятью» (напомним, что непосредственная память — это всего лишь другое название для КП). В таких задачах испытуемому предъявляют краткий ряд элементов, например букв, и просят его тут же повторить их. Теоретически при выполнении этой задачи используется информация, находящаяся в КП, поскольку буквы были предъявлены совсем недавно. Когда испытуемый называет букву, которой не было в ряду, вместо той, которая в нем была, говорят об «ошибках смешения». Как уже упоминалось, при таких ошибках чаще путают буквы вроде В и V, сходные по звучанию, чем буквы, звучащие по-разному, причем это наблюдается и в случае зрительного предъявления букв.
Рассмотрим теперь аналогичный эксперимент с долговременной памятью. Испытуемому предъявляют ряд слов и по прошествии часа просят его припомнить их. Ошибки, которые он при этом сделает, будут, как правило, не акустическими, а семантическими. Так, например, если в предъявленном списке было слово ТРУД, то испытуемый назовет вместо него скорее слово РАБОТА, чем ТРУП. Таким образом, он называет слово, сходное по значению, но не путает слова на основе их звучания. Короче говоря, ошибки, совершаемые при вспоминании из ДП, носят обычно семантический характер , а ошибки при вспоминании из КП — в большинстве случаев слуховые. Это указывает на то, что информация, хранящаяся в КП, возможно, закодирована в слуховой форме, а информация, хранящаяся в ДП,— в «смысловой», семантической форме.
В пользу теории двойственности говорят также результаты экспериментов со свободным припоминанием. Мы уже отмечали, что по этим результатам можно построить кривую зависимости частоты вспоминания от места в ряду и что в этой кривой можно выделить начальный участок, среднее плато и концевой участок . Теория двойственности памяти объясняет эту кривую следующим образом. Эф-фект начала — это результат припоминания из ДП. Он возникает потому, что первые слова ряда приходятся на «пустую» КП: испытуемому больше не на чем сосредоточиться и поэтому он может многократно повторять несколько первых слов. Но в конце концов — скажем, после первых шести слов — ему приходится усваивать больше слов, чем он может одновременно удержать в КП (ввиду ее ограниченного объема). Каждое последующее слово может быть повторено лишь несколько раз, прежде чем оно исчезнет из КП. Таким образом, первые слова ряда повторяются большее число раз и поэтому более эффективно переводятся в ДП. В отличие от этого слова из середины ряда поступают в КП, когда она уже наполнена; все они могут быть повторены примерно одинаковое (небольшое) число раз, и поэтому частота вспоминания всех этих слов находится на одном и том же относительно низком уровне.
Эффект конца объясняется следующим образом: элементы, стоящие в конце ряда, еще находятся в КП, когда начинается вспоминание; поэтому испытуемый воспроизводит их непосредственно из КП и частота вспоминания для них
очень высока. В пользу такого объяснения говорит и то, что испытуемые обычно называют слова, стоящие в конце ряда, сразу же, как только начинают воспроизведение.
Эти объяснения, основанные на теории двойственности, получают подкрепление в экспериментах, которые показывают, что на начальный и концевой участки кривой можно оказывать влияние по отдельности. Очевидно, при этом затрагиваются ДП и КП соответственно. Допустим, например, что мы предъявляем испытуемому ряд слов и предлагаем ему начать воспроизведение лишь спустя 30 с В промежутке мы задаем ему несколько арифметических примеров, считая, что тем самым он лишается возможности повторять слова, поступившие в КП. Следует ожидать, что такая процедура как-то затронет концевой участок кривой, поскольку испытуемый не сможет теперь воспроизвести последние слова прямо из КП. Так оно и происходит на самом деле: в таких экспериментах эффект конца отсутствует .
Можно попытаться также воздействовать на ДП, изменяя скорость предъявления слов. При высокой скорости — одно слово в секунду — у испытуемого очень мало времени на повторение, и в ДП может попадать гораздо меньше слов, чем в том случае, если предъявление производят вдвое медлен-нее—одно слово каждые две секунды. (Однако на хранение в КП это не повлияет: испытуемый сможет удержать несколько последних слов в КП как при той, так и при другой скорости предъявления.) Эта гипотеза также подтвердилась. Начальный и средний участки кривой свободного вспоминания при низкой скорости предъявления располагаются выше, так как при такой скорости возможно большее число повторений, обеспечивающее более эффективное хранение в ДП. В то же время на концевой участок кривой скорость предъявления практически не влияет .
Множественная (двойственная) трактовка памяти была разработана в психологии сознания. Наиболее ярким представителем этой линии исследований был У. Джемс. Используя прежде всего данные интроспекции, он выделил первичную и вторичную память. Содержание первичной памяти составляют впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием вторичной памяти являются наши постоянные знания.
При множественной трактовке памяти предполагалось, что разные типы памяти порождаются различными процессами. Позже эти два типа памяти (первичная и вторичная) получили название кратковременной и долговременной.
Человеческий опыт представлен 2 видами памяти: первичной (все, что актуализируется из вторичной памяти, непосредственно то, что мы знаем о себе, текущий опыт сознания) и вторичной (все имеющиеся знания человека в области предсознания)
Информация, поступающая в первичную память держится около 20-30 сек., если она повторяется, то перетекает в долговременную память, либо удерживается и потом забывается.
Аргументация сторонников двойственности памяти обычно сводится к следующему: если бы кратковременная и долговременная память были проявлением единой памяти, то они подчинялись бы единым законам, следовательно, одни и те же факторы должны были бы оказывать сходное действие на мнемический результат в случае его регистрации при небольшой и длительной отсрочках. Такими «критическими» факторами являются число построений и продолжительность интервала между предъявлением двух стимулов (так называемое распределенное и концентрированное научение)
В пользу существования двух типов памяти говорят и данные, полученные в экспериментах по электрошоку. Такие испытуемые не в состоянии вспомнить отдаленные события, но обнаруживают относительную сохранность воспроизведения в том случае, если опрос производится сразу же после шокового воздействия.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТЕОРИИ, РАССМАТРИВАЕМОЕ НА ЛЕКЦИЯХ
ЭКСПЕРИМЕНТ ПИТЕРСОНОВ С ТРЕМЯ БУКВАМИ И ОБРАТНЫМ СЧЕТОМ.
Петерсоны использовали очень простой метод. Они производили с испытуемыми ряд проб, заключавшихся в следующем. Сначала предъявляли (на слух) 1ряд, состоящий из трех согласных (триграмму), например буквы PSQ, а затем трехзначное число, например 167. После этого испытуемый производил обратный счет скачками через 3 единицы (167, 164, 161, 158…) в такт ударам метронома в течение некоторого времени, называемого интервалом удержания. Затем подавался сигнал, по которому испытуемый должен был вспоминать три предъявленные буквы.
Такие эксперименты называют задачами с дистрактором; считается, что обратный счет отвлекает внимание испытуемого и не дает ему возможности повторять буквы, из которых состоит триграмма. Предполагается, однако, что счет не интерферирует с буквами триграммы, сохраняемыми, по-видимому, в КП, потому что числа не должны храниться в КП для последующего припоминания. Таким образом, создаются условия, близкие к тому случаю, когда время (в форме интервала удержания) идет, а испытуемый ничего не делает, за исключением обратного счета, который, как полагают, не оказывает интерферирующего воздействия. Если испытуемый забывает буквы, то это служит доводом в пользу теории угасания.
Результаты эксперимента Петерсонов приведены на рис. 6.2. При использованных ими интервалах удержания — от 3 до 18 с — способность испытуемого припоминать триграмму заметно снижалась. Это было удивительно — в исследованиях памяти до тех пор не наблюдалось такого быстрого забывания. Во-первых, в большей части проводившихся в то время опытов использовались длинные списки элементов, привычные методы последовательного припоминания, парных ассоциаций и т. д. Во-вторых, в экспериментах с такими длинными списками кривые забывания строились как функции времени, выраженного в часах или днях. И что самое удивительное, результаты этого эксперимента можно было легко объяснить пассивным угасанием следов в КП.
Трехкомпонентная модель памяти – концепция, разработанная Р.Аткинсоном и представляющая память тремя совместно работающими блоками:
-1- блоком сенсорных регистров;
-2- блоком кратковременного хранилища;
-3- блоком долговременного хранилища.
Информация поступает в систему через рецепторы и передается в СР, практически не подвергаясь переработке. В СР мозаичная сенсорная информация оказывается объектом процессов распознавания образов, в результате которых извлекаются признаки и формируются коды на основе синтеза этих признаков. В СР информация быстро утрачивается вследствие либо стирания, либо «списывания» вновь поступившей информацией. КВХ — это оперативная память ограниченной емкости. В КВХ формируется копия информации, образовавшейся на «выходе» процесса распознавания образов, или информации, содержащейся в ДВХ. В КВХ информация утрачивается, если только она не удерживается там с помощью специальных процессов управления типа повторения или образного представления. О содержании КВХ можно говорить как о «текущем состоянии сознания» индивида.
ДВХ является емким и, в сущности, вечным хранилищем памяти. Содержащиеся здесь структуры памяти обычно не исчезают из системы, однако возможность их дальнейшего использования определяется эффективностью процессов поиска и извлечения. Такие процессы содержат в себе алгоритмы для направленного или эвристического поиска, необходимые для практического оперирования большой памятью. Алгоритмы эти чувствительны к изменениям в содержимом хранилища, так что удержание новой информации может оказывать влияние на доступность старой информации.
Информация представлена в системе памяти в виде кодов. Каждый код — это не что иное, как упорядоченный список признаков, определяющих ту или иную произвольную единицу опыта (объект, отношение или абстрактное понятие) на основе некоторого набора параметров. По типу составляющих их признаков различают два основных класса кодов: перцептивные коды (П-коды) и концептуальные коды (К-коды). П-коды организуются в СР из мозаики сенсорной информации благодаря процессам распознавания образов. Назначение этих процессов состоит в том, чтобы «разложить» сенсорную информацию на элементы, соответствующие тем параметрам, на которые прошлый опыт и непосредственный контекст указывают как на наиболее значимые характеристики.
К-код – совокупность структур памяти, содержащих информацию о конкретном объекте, отношении или каком-то другом концепте; например, концепт стола — это вся информация, накопившаяся в памяти индивида в результате его опыта в отношении различных столов.
ДОКАЗАТЕЛЬСВА:
1. Функциональное – все три системы работают по –разному.
Сенсорная память – обеспечение нормального восприятия иными словами, это иконическая память. Это последовательный образ от воздействия стимула.
Кодирование: специфически модальное, зависит от модальности подаваемого стимула.
Хранение: осуществляется во временных и количественных ёмкостях. В сенсорной памяти они 250 мс до 2х сек для зрения и до 4 сек для слуха.
Объем: ограничивается сенсорной системой человека.
Эксперимент Спирмена.
Извлечение: легкое, без усилий.
Причина забывания: рассеивание следа.
Кратковременная память- обеспечение нормального мышления
Кодирование: акустически артикуляционное
Эксперимент Конрада: 6 ЗАГЛАВНЫХ БУКВ, ОНИ ИСЧЕЗАЛИ И ИХ НАДО БЫЛО ВСПОМНИТЬ И ЗАПИСАТЬ. ОШИБКИ ДЕЛАЛИСЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ БЫЛИ ПОХОЖИЕ ПО ЗВУЧАНИЮ БУКВЫ.
Хранение: 20-30 сек без повторения (результаты экспериментов Петерсонов)
Объем: 7 +- 2 единицы хранения
Воспроизведение: последовательная обработка информации
Забывание: интерференция, то есть инфа вытесняется.
Воспроизведение: путем последовательного поиска
ЭКСПЕРИМЕНТ СТЕРБЕНГА
НА ЭКРАНЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ИЗ ЦИФР ОТ 1 ДО 6. ПОТОМ ПРЕДЪЯВЛЯЛАСЬ ОДНА ЦИФРА И ЕСЛИ ОНА БЫЛА В ПРЕДЫДУЩЕМ НАБОРЕ, ТО НУЖНО БЫЛО НАЖИМАТЬ НА КНОПКУ.
РЕЗУЛЬТАТЫ
КОРОЧЕ НЕ НАШЛА ГРАФИК, НО ТАМ ОН ТАКОЙ ТИПА КАК ЛЕСЕНКА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЯМОЙ ЛИНИИ( это значит что инфа последовательно ищется)
Долговременная память – формирование чувства единства личности или формирование личного опыта.
Кодирование: семантическое (по смыслу)
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО-ТО КАК МЫ ПИШЕМ ИЗЛОЖЕНИЯ В ШКОЛЕ
ЭКСПЕРИМЕНТ КЕНРАДА, КОГДА ДАВАЛИ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИХ НАДО БЫЛО ВСПОМНИТЬ И ВОСПРОИЗВЕСТИ.
Форма хранения: годы,дни,часы
Воспроизведение: 1. дискриптивное (все знания усвоенные в течение жизни)
– семантическое(знание вообще)
-эпизодическое(определенные моменты)
2. процедурное (навыки и умения)
Извлечение: путем поиска
Забывание: 1. интерыеренция (вытеснение новой инфой старую) Доказательство – феномен верчения на кончике языка.
-реактивная интерференция(старое мешает воспроизводить новое)
-проактивная(новое мешает воспроизведению старого)
ЭКСПЕРИМЕНТ
2 ГРУППЫ ИСПЫТУЕМЫХ, 1 ЧАС УЧАТ МАТЕРИАЛ. ЗАТЕМ ОДНА ГРУППА УХОДИТ, СО ВТОРОЙ ЕЩЕ УЧАТ ЧАСОК. ТЕ, КТО УХОДИЛ, ХОРОШО ПОМНЯТ СТАРОЕ, А ТЕ, КТО ОСТАЛСЯ ПЛОХО СТАРОЕ И ХОРОШО НОВОЕ.
2. мотивационное забывание (вытеснение)
3. постепенное угасание ненужных данных
ЭКСПЕРИМЕНТ ТУЛЬВИНГА
1 РАЗ ЗАЧИТЫВАЮТ МАТЕРИАЛ И НУЖНО ЗАПОМНИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ И ВАЖНО В КАКОМ ПОРЯДКЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ МАТЕРИАЛ.
ВО ВТОРОЙ СЕРИИ ПОСЛЕ СЛОВ НУЖНО БЫЛО 20-30 СЕК РЕШАТЬ ИНТЕРФЕРИРУЮЩУЮ ЗАДАЧУ (ОБРАТНЫЙ СЧЕТ)
Позиционная кривая — U-образная зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания. Начальный участок нисходящей ветви кривой называется эффектом первичности: хорошо запоминаются первые элементы последовательности. Конечный участок восходящей ветви называется эффектом недавности: лучше всего запоминаются последние элементы. Средний участок кривой, соответствующий наихудшему запоминанию, обусловлен действием ретро- и проактивного торможения. Конкретная конфигурация кривой (степень симметричности нисходящей и восходящей ветвей, уровень среднего участка, наличие или отсутствие восходящей ветви) зависит от условий эксперимента. (Эффекты недавности и первичности ранее назывались эффектом края.)
КЛИНИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСВО:
ПОЗИЦИОННЫЕ КРИВЫЕ У ДАУНА ИНОРМАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ НЕ СИЛЬНО