Третьяков был свое богатство он решил употребить на пользу народу

Третьяков был свое богатство он решил употребить на пользу народу thumbnail

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку

9 класс

Контрольный диктант по теме: «Повторение»

Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы.4 Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли разномастными2 цветами.3

Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух, в нем была полная и совершенная чистота, и эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди темно-зеленой хвои очень далеко.

(130 слов) (По К. Паустовскому).

Контрольный диктант по теме: «Союзные сложные предложения»

Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по–весеннему. Запоздалым сиреневым цветам горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья –великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка.4

Грамматическое задание:

1. Подчеркните в тексте все причастные обороты.

2. Найдите в работе и отметьте все ССП.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённые предложения»

Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.4

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить свое богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, – говорил он. – Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех желающих.

Грамматическое задание:

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

2. Определите виды придаточных предложений.

Контрольный диктант по теме: «Бессоюзные сложные предложения»

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи.4 Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, и, замирая, понесся над обнаженными полями.

И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу.

(160 слов) (По Л. Андрееву).

Грамматическое задание:

1. Подчеркните в тексте деепричастные обороты.

2. Найдите и отметьте БСП.

3. Выполните синтаксический разбор предложения.

Контрольный диктант по теме: «Сложные предложения с различными видами связи»

Снежные крупинки косо неслись по ветру с тихим, невнятным шорохом, быстро засыпая все: и иссушенную морозом траву, и пожухлую осоку на болоте, – и белыми пятнами устилали замерзшие водяные прогалины, которые, чтобы не оставлять следов, тщательно обходила Зоська. Но этих прогалов в траве было много, и она поняла, что никуда от них не деться на этом широком болоте, и пошла напрямик, не разбирая дороги.4 Местами девушка глубоко проваливалась в мох, но до воды не доставала: все-таки болото за последние дни хорошо промерзло. То ли от снегопада, то ли от близкого ветра болото-лесное пространство вокруг все больше мрачнело, хмурилось, наполняя тревогой и без того неспокойную душу путницы. Только выбравшись из лесных зарослей, Зоська оглянулась, хотя сзади вроде бы никого не было. Чтобы отрешиться от недобрых мыслей, она остановилась, смела с плеч снег, отряхнула юбку. Не прошло и минуты – снег снова густо завалил плюшевую куртку, и она подумала, что напрасно отряхивается: лучше поберечь варежки, которые и без того промерзли насквозь и не грели. (По В. Быкову).

Читайте также:  Яблочная диета вред и польза и вред

Грамматическое задание:

1. Составьте схемы сложных предложений с различными видами связи.

2. Выполните синтаксический разбор предложения.

Итоговый контрольный диктант

Старый скрипач любил играть3 у подножия памятника3 Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.

(162 слова) (по А. Платонову).

Грамматическое задание:

1. Выпишите по тир словосочетания: согласование, управление, примыкание.

2. Произведите морфологический разбор слов.

3. Найдите в тексте и отметьте ССП, СПП, БСП.

Источник

Государственная Третьяковская галерея – художественный музей мирового значения – творение рук и дар сердца русского мецената Павла Михайловича Третьякова. Купцы на Руси издавна собирали различного рода коллекции. Для купцов-староверов это были чаще всего собрания икон в драгоценных окладах и старопечатных книг от Георгия (Франциска) Скорины до изданий конца 20-го века. Это выгодное помещение капиталов – искусство вечно, цены на прекрасное поднимаются из века в век. Но собирательская деятельность П. М. Третьякова не имела ничего общего с предпринимательским накопительством. Она имела высокую цель.

Необычность собрания прежде всего состоит в том, что Третьяков, купец из среды староверов внецерковного согласия (они не признавали государственной церкви Московского патриархата) проникся страстью к живописи, которую напрочь отвергали столпы старорусской веры. Второй особенностью собирательства Третьякова было совершенное бескорыстие. Текстильный монополист вел расчеты с художниками скупо, но честно и открыто. Сам Павел Михайлович избегал в быту роскоши и излишеств.

Если в музыке существует понятие “абсолютный слух”, то в живописи может быть такое “абсолютное зрение”, которым сполна обладал П. М. Третьяков. В двадцать девять лет, совсем молодым че

ловеком, он завещал свою коллекцию “на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи … из картин русских художников” с условием, что “пользоваться собранием может весь русский народ, это само собой известно!”.

Третьяков писал “Я как-то невольно верую в свою надежду, наша русская школа не последнею будет … “. Эта вера опиралась на старо – русские идеалы. Жаль, что в 21-м веке нет таких меценатов.

Третьяков не искал на полотнах “ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес”. Он просил изображать простую русскую природу, пусть даже самую невзрачную, “да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника”. Поэтому в галерею попали картина Саврасова “Грачи прилетели”, пейзажи Васильева, Левитана, Серова, Остроухова и Нестерова. Эти художники сумели передать скромную поэзию и очарование России.

Художник-баталист Верещагин отправился с войсками на рус – ско-турецкую войну 1877 – 1878 годов, что П. М. Третьяков восторженно привегствовал: “Только может быть в далеком будущем будет оценена жертва, принесенная русским народом … “. Но Верещагин был иного мнения: ” … мы с Вами расходимся … в оценке моих работ … Передо мной, как перед художником, Война, и я Ее бью, сколько у меня есть сил”.

Третьяков возразил: “И Вы и я не за войну, а против нее … Война есть насилие и самое грубое, кто же за насилие? Но эта война исключительная, не с завоевательной целью, а с освободительной … “. Православный патриотизм был для Третьякова основой его убеждений. Но он заказывал портреты русских писателей и поэтов разных направлений и убеждений – Писемского, Гоголя, А. Н. Островского, Шевченко, Грибоедова, Фонвизина, Кольцова, а позже также портреты Достоевского, Майкова, Даля, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Аксакова, Тютчева, Пирогова, Толстого. Он даже приобрел у художника Ге портрет революционного бунтаря Герцена, не жаловавшего православие.

Читайте также:  Вода и ее польза на человеческий организм

С большим усердием меценат коллекционировал древнерусское православное искусство, но как старовер сторонился властей – светских и духовных. Например, в день посещения галереи святителем Иоанном Кронштадским, Третьяков ранним утром уехал на свою фабрику: “Скажите, что меня экстренно вызвали по делам фирмы на несколько дней”. За пять лет до смерти Третьяков отказался от дарованного царем дворянства: “Я купцом родился, купцом и умру”. Единственное звание, принятое им с гордостью, – “Почетный гражданин города Москвы”.

Источник

Среди рассуждений можно выделить
 (*ответ*) собственно рассуждение
 (*ответ*) доказательство
 (*ответ*) объяснение
 определение
 обобщение
Убеждение в том, что люди видят мир по-разному – сквозь призму своего родного языка, лежит в основе теории “лингвистической относительности”
 (*ответ*) Эдварда Сепира и Бенджамина Уорфа
 Вильгельма фон Гумбольдта
 А.Потебни
 М.В.Ломоносова
Убеждение в том, что люди видят мир по-разному – сквозь призму своего родного языка, лежит в основе теории “лингвистической относительности” Эдварда _ и Бенджамина Уорфа
 (*ответ*) Сепира
Установите последовательность предложений в тексте- описании
  Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года.
  Семья Циолковского была очень большая, жила бедно.
  В девять лет мальчик заболел и стал плохо слышать.
  Он еще не верил, что это на всю жизнь.
Установите последовательность предложений в тексте- описании
  Циолковский учился в гимназии, потом в техническом училище в Москве.
  Ему было трудно учиться, потому что он плохо слышал, но дружба с книгами помогла ему найти свое место в жизни.
  Еще в юности Циолковский увлекся физикой, химией, астрономией.
  В двадцать два года Константин Эдуардович сдал экзамены и стал учителем.
Установите последовательность предложений в тексте- описании
  Каждую осень в Сорочинцах ярмарка.
  Сейчас там не только множество народу, но на сотни километров гудят машины.
  Сюда едут из городов и сел Украины, приезжают и гости из других мест.
  Они везут плоды родной земли, изделия народных промыслов, современные промышленные товары.
Установите последовательность предложений в тексте- описании
  На ярмарке – широкая экспозиция старинных ремесел.
  На этой ярмарке можно купить не только изделия народных промыслов, но и телевизоры, современную одежду, мебель и все другие современные товары.
  На выставке появляются гоголевские герои.
  Ежегодно происходит этот красочный спектакль и всегда привлекает интерес зрителей.
Установите последовательность предложений в тексте- описании
  На выставке появляются гоголевские герои.
  Ежегодно происходит этот красочный спектакль и всегда привлекает интерес зрителей.
  И вот телеги, запряженные лошадьми или волами, пробираются на ярмарочную площадь. Они везут Хиврю, Солоху, Парасю, Грицка и многих других героев Гоголя.
  Здесь и великий земляк Сорочинцев – сам Николай Васильевич Гоголь. Вот он сидит вместе с гостями ярмарки и записывает их рассказы.
Установите последовательность предложений в тексте-описании
  Антону всегда нравились люди, у которых сильная воля.
  И вот с понедельника он решил воспитывать в себе волю.
  Он хотел сделать ее железной.
  Антон ставил перед собой все новые трудности.
Установите последовательность предложений в тексте-описании
  Антон ставил перед собой новые трудности.
  Ходил в мороз без шапки, поднимался на десятый этаж без лифта, занимался по системе йогов.
  Каждое утро он стал вставать в 6 часов утра без будильника.
  Наконец, он решил позвонить Наташе.
Установите последовательность предложений в тексте-описании
  В Крыму жил жестокий хан Гирей.
  Он много воевал и убил много людей.
  У каждого человека есть сердце. Без сердца человек не бывает.
  Народ говорил, что у Гирея вместо сердца кусок камня.
Установите последовательность предложений в тексте-описании
  Третьяковская галерея называется по имени Павла Михайловича Третьякова.
  Он положил начало этому замечательному собранию.
  Третьяков был купец.
  Свое богатство он решил употребить на пользу народа.
Установите последовательность предложений в тексте-описании
  Павел Михайлович был очень образован, увлекался живописью, посещал выставки, знакомился с художниками.
  Третьяков знал, что во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, и считал, что пора и России иметь такой же.
  Сосредоточенный, молчаливый появлялся он на всех художественных выставках.
  По лицу ничего не поймешь, но решение уже принято. Картины еще не развешивали в залах, когда он объезжал мастерские художников, узнавал, кто чем занят, все брал на заметку.

Источник

Государственная Третьяковская галерея — художественный музей мирового значения — творение рук и дар сердца русского мецената Павла Михайловича Третьякова. Купцы на Руси издавна собирали различного рода коллекции. Для купцов-староверов это были чаще всего собрания икон в драгоценных окладах и старопечатных книг от Георгия (Франциска) Скорины до изданий конца 20-го века. Это выгодное помещение капиталов — искусство вечно, цены на прекрасное поднимаются из века в век. Но собирательская деятельность П.М. Третьякова не имела ничего общего с предпринимательским накопительством. Она имела высокую цель.
Необычность собрания прежде всего состоит в том, что Третьяков, купец из среды староверов внецерковного согласия (они не признавали государственной церкви Московского патриархата) проникся страстью к живописи, которую напрочь отвергали столпы старорусской веры. Второй особенностью собирательства Третьякова было совершенное бескорыстие. Текстильный монополист вел расчеты с художниками скупо, но честно и открыто. Сам Павел Михайлович избегал в быту роскоши и излишеств.
Если в музыке существует понятие «абсолютный слух», то в живописи может быть такое «абсолютное зрение», которым сполна обладал П.М. Третьяков. В двадцать девять лет, совсем молодым че
ловеком, он завещал свою коллекцию «на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… из картин русских художников» с условием, что «пользоваться собранием может весь русский народ, это само собой известно!».
Третьяков писал «Я как-то невольно верую в свою надежду, наша русская школа не последнею будет…». Эта вера опиралась на старо- русские идеалы. Жаль, что в 21-м веке нет таких меценатов.
Третьяков не искал на полотнах «ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес». Он просил изображать простую русскую природу, пусть даже самую невзрачную, «да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника». Поэтому в галерею попали картина Саврасова «Грачи прилетели», пейзажи Васильева, Левитана, Серова, Остроухова и Нестерова. Эти художники сумели передать скромную поэзию и очарование России.
Художник-баталист Верещагин отправился с войсками на рус- ско-турецкую войну 1877 — 1878 годов, что П.М. Третьяков восторженно привегствовал: «Только может быть в далеком будущем будет оценена жертва, принесенная русским народом…». Но Верещагин был иного мнения: «…мы с Вами расходимся… в оценке моих работ… Передо мной, как перед художником, Война, и я Ее бью, сколько у меня есть сил».
Третьяков возразил: «И Вы и я не за войну, а против нее… Война есть насилие и самое грубое, кто же за насилие? Но эта война исключительная, не с завоевательной целью, а с освободительной…». Православный патриотизм был для Третьякова основой его убеждений. Но он заказывал портреты русских писателей и поэтов разных направлений и убеждений — Писемского, Гоголя, А.Н. Островского, Шевченко, Грибоедова, Фонвизина, Кольцова, а позже также портреты Достоевского, Майкова, Даля, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Аксакова, Тютчева, Пирогова, Толстого. Он даже приобрел у художника Ге портрет революционного бунтаря Герцена, не жаловавшего православие.
С большим усердием меценат коллекционировал древнерусское православное искусство, но как старовер сторонился властей — светских и духовных. Например, в день посещения галереи святителем Иоанном Кронштадским, Третьяков ранним утром уехал на свою фабрику: «Скажите, что меня экстренно вызвали по делам фирмы на несколько дней». За пять лет до смерти Третьяков отказался от дарованного царем дворянства: «Я купцом родился, купцом и умру». Единственное звание, принятое им с гордостью, — «Почетный гражданин города Москвы».

Читайте также:  Свежий лимон с сахаром польза

Третьяков Павел Михайлович
Третьяковская галерея называется по имени Павла Михайловича Третьякова. Он положил начало этому замечательному собранию.

Третьяков был купец. Свое богатство он решил употребить на пользу народа. Павел Михайлович был хорошо образован. Он очень увлекался живописью: читал книги по искусству, посещал выставки, знакомился с художниками. Живопись Павел Михайлович глубоко чувствовал. Художники поражались его метким замечаниям.

«Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,- думал Третьяков.- Пора и нам иметь такой же». В 1856 году Павел Михайлович Третьяков купил две первые картины — художников Шильдера и Худякова (см.).

Третьяков появлялся на открытии выставок сосредоточенный, молчаливый. По лицу ничего не поймешь: кажется, пока лишь прислушивается, что другие говорят. Но решение уже принято. Картины еще не развешивали в залах, когда он объездил мастерские художников, узнал, кто чем занят, все взял на заметку. Он всех обгонял. Случалось, царь, нацелившись на выставке купить какую-нибудь картину, подходил поближе и читал записочку на раме: «Куплена господином Третьяковым».

Приобретенную картину Третьяков не уступал и царю. Ведь он, Третьяков,

собирал сокровища не для себя, а для народа. Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже он позволил пропускать всех желающих. 31 августа 1892 года Павел Михайлович Третьяков подарил свое собрание городу Москве.

Павел Михайлович был очень скромный человек. Вся Россия благодарила его за бесценный дар, всем хотелось узнать побольше о жизни Третьякова, о его многолетнем собирательстве, но на просьбы газет он отвечал: «Сведений о себе я не дам, так как очень не люблю, когда обо мне что-нибудь печатается». Павел Михайлович долго не позволял писать с него портрет. Он считал себя ничем не замечательным человеком и не хотел, чтобы художники тратили на него время и силы.

Первый портрет Третьякова сделал художник Крамской. Зимой 1876 года он выполнял некоторые заказы Третьякова. В свободные часы художник и собиратель прогуливались по залам галереи, беседовали об искусстве, читали вслух новые журналы и книги. Однажды Павел Михайлович заболел. Привычное течение его жизни нарушилось. Он очень тосковал без дела. И тут Крамской, угадав его настроение, попросил: «Павел Михайлович, разрешите написать с вас портрет?»

Третьяков махнул рукой: «Пишите!..»

Источник