Тип речи текста о пользе знаков препинания

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
в 9 классе МБОУ В(С)ОШ № 1
Учитель:
Тема урока:
Текст. Стили речи. Типы речи
Цели: формирование коммуникативной и
речевой компетенций девятиклассников, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Задачи:1)формирование навыков комплексного анализа текста,
2)обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
3)совершенствование орфографических и
пунктуационных навыков,
4)формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА
Тип урока: урок закрепления
Вид урока: урок-беседа
Обращаться с языком
кое-как – значит и
мыслить кое-как:
неточно, приблизи-
тельно, неверно
Ход урока
1.Беседа
Вопросы классу:
-можно ли назвать текстом данные предложения?
· В 1601году в нашем крае возник первый в мире заполярный город Мангазея, который за свои богатства называли «златокипящей государственной вотчиной».Самая распространенная форма кочевого жилища у народов Севера – чум. В округе, по подсчетам орнитологов, насчитывается 150 видов птиц. Аргиш – так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой скарб.
(Нет. Предложение может само по себе служить средством общения, т. е.передавать необходимую информацию, выражать различные чувства. Но это когда информация является простой.
Когда надо передать сложную информацию, мы используем несколько предложений, и предложение становится строительным материалом для создания более сложного речевого произведения-текста).
· А эти предложения можно назвать текстом?
А. Север называется Крайним, потому что у нас край земли: кончается суша и начинается океан, Северный Ледовитый.
Б. Мы живем на Крайнем Севере.
В. Мы чувствуем его дыхание.
Г. Он находится не очень далеко от нас.
(при условии соблюдения последовательности)
-Выбрать вариант ответа:
1.А 2.Б 3. Г 4. В
Б А В Г
В Г Б А
Г В А Б
Правильный ответ-2
Мы живем на Крайнем Севере. Север называется Крайним, потому что у нас край земли: кончается суша и начинается океан, Северный Ледовитый. Он находится не очень далеко от нас. Мы чувствуем его дыхание.
–определить средства связи предложений в тексте
Итак, есть смысл,
есть последовательность,
предложения между собой связаны
ВЫВОД
Текстом мы будем называть ряд тематически объединенных предложений, выражающих относительно законченное сообщение
Основные признаки текста: связность, единство, целостность, завершенность, выраженность(всегда выражен в устной или письменной форме),ограниченность(имеет четкие границы),упорядоченность, членимость, содержание соотносится с темой
2. Коллективная работа:
а). Разделите текст на простые законченные предложения, укажите в каждом грамматическую основу (работа с доской).
Ветер упал постепенно море очищалось от льда одинокие льдины тихо покачивались волной сбежали последние легкие тени тучек морозное небо заискрилось мириадами блесток море улеглось необъятно и в нем дробились звезды тихо дремлет полярная ночь в темной пучине колебались повисшие яркие звезды с вышины задумчиво льется голубое сияние мертвая тишина неподвижно повисла над застывшим морем.
Ветер упал. Постепенно море очищалось от льда. Одинокие льдины
Тихо покачивались волной. Сбежали последние легкие тени тучек, морозное небо заискрилось мириадами блесток. Море улеглось необъятно, и в нем дробились звезды. Тихо дремлет полярная ночь. В темной пучине колебались повисшие яркие звезды. С вышины задумчиво льется голубое сияние. Мертвая тишина неподвижно повисла над застывшим морем.
б).Беседа:
-тип речи?
-как озаглавить текст?
-составить схемы сложных предложений,
-назовите антонимы к словам:
упал, улеглось, яркие, мертвая,
– найти инверсию,
– какая часть речи необходима в тексте-описании?
3.Слово учителя
О пользе знаков препинания
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
А. Каневский
4.Слово учителя
Итак,
текст-высказывание, представляющее собой два или несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности.
Текст отражает конкретный фрагмент окружающей действительности.
Текст может состоять и из одного слова.
Текст – от лат. textus – сплетение, соединение, ткань.
5.Задание на развитие логики(устно)
Прочитайте предложение. Определите, в каких случаях расчленение предложения на части недопустимо.
1.Мне не больно. Совсем. Нисколько. Не из гордости. В самом деле.
2.Он здесь. Стоит. Как мрамор, у окна.
3.Быть. Счастливым значит. Быть умным.
4.Самое дорогое. В семье тундровика или таежника. Дети.
(3,4- первые части не оформлены как самостоятельные предложения)
-определить средства выразительности в первых предложениях
(парцелляция)
6.Лингвистическая минутка.
-В безбрежном море щепка плавает (ненецкая загадка)
(лодка)
7.Самостоятельная работа(в парах – по карточкам)
Задания типа такого:
· соберите «рассыпанные» предложения, подчеркивая основу:
1.Я, тундра, к, любви, тебе, прячу, не.
, 2.Вплоть, тебя, мучения, не мучай, животных, страшные, постигнуть, насекомого, до последнего, могут.
(1. Тундра,
Я к тебе любви не прячу… Л. Лапцуй
2.Не мучай животных вплоть до последнего насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.)
8.Работа с таблицей
Стили речи
Книжные стили | Разго- ворный | |||
научный | официально-деловой | публицистиче-ский | литературно- художественный | |
стиль научных работ, учебни-ков, т. д. | стиль документов, договоров, деловых бумаг, т.д. | стиль периодической печати, политических выступлений, т. д. | стиль произве- дений художест- венной литерату- ры | Функ-ция обще-ния |
9.Тренировочные упражнения.
· Что не является стилем речи:
а)научный,
б)публицистический,
в)официально-деловой,
г)разговорный,
д)риторический,
ж)стиль художественной литературы.
· В каких стилях употребляются слова-синонимы:
-а)устранить возгорание,
б)потушить пожар,
в)победить в битве;
а)дрыхнуть,
б)находиться в объятиях Морфея,
в)находиться в состоянии сна;
а)встреча,
б)стрелка,
в)саммит
(-офиц.- деловой, разгов., публиц.:
– разгов., художест., офиц.-деловой;
– худож.,разгов., разговор., офиц.-делов., публиц.)
– словарная работа
саммит
· Определите стиль речи. Докажите:
-Ямало-Ненецкий автономный округ располагается в пределах трех зональных равнинных областей: тундровой,
лесотундровой и лесной. Тундра –пространство приполярных областей со скудной мелкой растительностью. Тундровая зона расположена за Полярным кругом. Климат здесь суровый, избыточно влажный. С полярной ночью и полярным днем, с сильными ветрами. Вечная мерзлота. Повсюду мохово-лишайниковая растительность, на юге – кустарниковая на тундровых глеевых почвах. Территория используется для пастбищного оленеводства.
(Научный.
Характерно наличие терминов, употребление слов в их прямом назначении, исключена эмоциональная лексика разговорного характера, преобладание глагольных форм н. в. 3 лица, т. д..
Главное назначение научного текста – описать явления, предметы, назвать их и объяснить.)
10.Работа с таблицей
Типы речи
Тип речи | Повествование | Описание | Рассуждение |
на какой вопрос дается ответ в тексте? | Что происходит с человеком, предметом? | Каков предмет, человек? | Почему предмет, человек такой? Почему он поступает так, а не иначе? |
О чем говорится в тексте? | О событиях и действиях | О признаках предмета, человека и т. д. | О причинах и следствиях какого – либо явления. события |
Строение текста | Вступление, завязка, развитие действия, кульминация. развязка | Общее впечатление (общий признак0 и отдельные признаки предмета, человека и т. д.. Возможен вывод | Тезис. Аргументы. Выводы |
Языковые особенности | Использование слов, подчеркивающих последовательность действий(сначала, потом, затем, после этого…) | Использование прилагательных, помогающих тонко и объективно «нарисовать» предмет, лицо | Использование вводных слов, подчеркивающих последовательность изложения мыслей, доказательств(во- первых, итак…) |
11.Тренировочные упражнения:
· Что не является типом речи:
-рассказ,
-рассуждение,
-диалог,
-описание,
-реплика?
· Дополнить утверждение:
В тексте, кроме описания окружающего мира, доказывается, почему то или иное время года является любимым. Значит, это——————————– с элементами описания.
(рассуждение)
· Завершить утверждение:
В тексте-повествовании о встрече мальчика с незнакомцем в лесу показаны внешность мальчика и облик
незнакомца, значит, это повествование с элементами——————————–
(описание)
· 4.Какой тип речи отсутствует?
Описание | Изображаются предметы, люди, животные, природа и т. п. |
Говорится о действиях и событиях | |
Рассуждение | Излагаются причины явлений, их взаимная связь |
12.Занимательная минутка
В чем необычность стихотворения В. Брюсова?
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.
(Первые буквы – по порядку букв в алфавите)
13.Закрепление
Тест(самостоятельная работа)(каждый правильный ответ – 1 балл)
1.Вписать недостающий стиль речи:
а)научный,
б)стиль художественной литературы,
в)публицистический,
г)——————————-,
д)официально-деловой.
2.Указать, что не является типом речи:
а)рассказ,
б)рассуждение,
в)описание,
г)реплика.
3.Дополнить утверждение:
В тексте, кроме описания окружающего мира, доказывается, почему то или иное время года является любимым. Значит, это ———————-с элементами описания.
4.Как построить сравнительную характеристику героев?
Указать номер правильного ответа на вопрос.
Для сравнительной характеристики выбирают таких литературных героев, у которых есть общее и различия.
Чтобы сопоставить этих героев——————————-
1)сначала пишут о том, чем они различаются, потом о том, что у них общего;
2)сначала пишут о том, что у них общее, потом о различиях.
5.Какие знаки препинания недопустимы в конце завершенного текста?
а) . б) ! в ); г): д)-
6.Чем различаются подробное и выборочное изложение?
Вспомните повесть «Капитанская дочка».Рассмотрите 2 темы изложения:
1)Народный бунт под предводительством Пугачева,
2)Гринев и Пугачев.
Вписать на месте пропусков в комментарии к темам соответствующие номера тем и выбрать правильные ответы на вопросы.
Тема———широкая, тема——–узкая. Значит, подробное изложение событий будет по теме——–, выборочное изложение по теме——–.
7.Указать предложение с прямым порядком слов:
1.Легкая пыль желтым столбом несется по дороге.
2.Несется по дороге желтым столбом легкая пыль.
8.Что лишнее в перечне признаков предложения?
1.Высказывание о предмете речи.
2.Является единицей общения.
3.Имеет грамматическую основу.
4.Характеризуется интонационной законченностью.
5.Имеет второстепенные члены.
9.Какой знак препинания допустим в начале текста?
1) …
2)!
3)?
4)никакой
10.Исправьте ошибки:
1)Заслуга Антона Пырерка в том, что я составил первые учебные книги на ненецком языке
Ответы к тесту: «5»- 10бал.,
1.разговорный «4»-8бал.,
2.г
3.рассуждение «3»-5бал..
4.2
5.в, г, д
6.1, 2 , 1 , 2
7.1
8.5
9.1
10. …он составил
14. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: подготовить рассуждение «За что я люблю свой город?»
15.ОБОБЩЕНИЕ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.
Гораций, др. римский поэт
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
Человек потерял __________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял___________ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял ___________ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял________ и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только______________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до_______.
Берегите______________________!
Человек потерял __________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял___________ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял ___________ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял________ и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только______________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до_______.
Берегите______________________!
Человек потерял __________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял___________ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял ___________ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял________ и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только______________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до_______.
Берегите______________________!
Человек потерял __________, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял___________ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял ___________ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял________ и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только______________. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до_______.
Берегите______________________!
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
О пользе знаков препинания Человек потерял запятую – стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! А. Каневский.
Функции знаков препинания Знаки выделения (их функции¡ ¡ обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию: две запятые и два тире (единые парные знаки), скобки, кавычки. Знаки отделения (их функции – ¡ ¡ обозначение границ между отдельными независимыми предложениями; между однородными членами предложения; между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске: точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.
Функции знаков препинания Точка Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Восклицательный ¡Передают соответствующую интонацию. знак ¡ Указывают на целевое назначение Вопросительный знак Многоточие предложения или его эмоциональные оттенки (восклицания, вопроса) ¡ ¡ Отделительная. Знак эмоционального напряжения. Подчеркивает многозначность передаваемого содержания. Сигнал преднамеренного пропуска частей.
Функции знаков препинания Запятая ¡ Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. ¡Выделение в предложении особо значимых частей. Точка с Членение текста на значимые в грамматическом и запятой смысловом отношении части. Тире ¡Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и. п. ) ¡Означает пропуск членов предложения. ¡ Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления, сопоставления в БСП. ¡Отделяет однородные члены от обобщающего слова. ¡Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность. ¡ Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения).
Функции знаков препинания Двоеточие Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП) Скобки Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения) Кавычки ¡Выделение цитат, «чужой речи» . ¡ При употреблении слова в необычном, переносном или противоположном значении.
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ¡ ¡ ¡ Задание С 2. 1 – это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Его цель – раскрыть важность того лингвистического материала, о котором идет речь в задании. Сочинение-рассуждение должно быть композиционно оформлено, т. е. содержать тезис, аргументы и вывод: Вступление. Прямая актуализация проблемы: формулировка основного тезиса по указанной проблеме ( «Знаки препинания в русском языке играют важную роль» ). Основная часть. Формулирование тезиса, который предстоит доказывать. ( «Я считаю, что…. » ), его обоснование с помощью примеров из исходного текста. Заключение. Вывод о справедливости высказывания о сущности данного языкового явления.
Типичные ошибки в сочинении данного типа ¡ ¡ ¡ отсутствие тезиса; отсутствие логики в расположении частей сочинения; отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста; неумение употреблять в сочинении средства связи между предложениями; неумение выстраивать доказательную часть сочинения; неумение использовать текст как способ аргументации.
Тезис ¡ ¡ ¡ ТЕЗИС – это кратко сформулированная мысль, истинность которой требуется доказать и в которой последовательно раскрывается его тема и основная мысль. Тезис формулируется как простое двусоставное предложение. Подлежащее – это тема текста. Сказуемое – то главное, важное (основная мысль), что будет говориться по данной теме. Тезис – это ТЕМА + ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Примеры тезисов: ¡ Многоточие ¡ ¡ ¡ ставится для обозначения незаконченности высказывания. Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Запятые не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают передать смысл предложения. В данных тезисах подлежащие называют тему – многоточие, фразеологизмы, запятые. Затем следует основная мысль, которая поясняет содержание темы, выделяет самое главное в ней.
Примерный вариант сочинения- рассуждения «Зачем нужна пунктуация? » ¡ ¡ ¡ На письме без знания пунктуационных правил невозможно обойтись. Они необходимы и автору текста, чтобы выразить определенный смысл, и читателю, чтобы правильно воспринять этот смысл. Для этого используются определенные знаки препинания, подходящие по своей функции в том или ином высказывании. Как правило, выделяют разделительные и выделительные знаки препинания. Они встречаются почти в каждом тексте, в том числе и в предложенном нам. Разделительные знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других. Так, с этой целью они используются в предложениях № 3, 5, 7. Выделительные знаки препинания ( скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые) – парные знаки. Они выделяют различные отрезки речи, как, например, в предложениях № 23, 31. Как видим, при помощи знаков препинания происходит смысловое членение речи, что, несомненно, помогает нам понять текст.
Вариант работы над заданием С 2. 1 (1) Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий поселок. (3)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошелся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развел. (6)Мне еще по пути домой нужно было бухту обогнуть. (7)Только я из глубины бухты обратно в сторону открытого моря повернул, вижу: не пройти. (8)Сильный накат идет, волны песчаную полосу уже захлестывают своими гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море. . . (9)Одна дорога остается: вверх, на крутую скалу. (10)И вода подгоняет: она уже к сапогам подбирается, скоро голенища захлестнет. (11)Начал я вверх карабкаться. (12)А с тяжёлым рюкзаком да еще с ружьем по скалам лазить не больно-то удобно. (13)Да и смеркаться стало раньше обычного. (14)Тучи небо плотно обложили, чувствую я: стемнеет скоро. (15)Надо на ночлег устраиваться загодя, а то в темноте и голову сломать недолго. (16)Еще немного вверх залез, остановился отдышаться. (17)Вижу: площадка на скале небольшая. (18)Да мне одному много ли надо? (19)Зато площадка удобная: скала над ней козырьком нависает, дождь не страшен, и от ветра укрытие. (20)А внизу береговую полосу совсем приливом скрыло. (21)Ну, устроился я. (22)Ружье к каменной стенке прислонил, лапничку наломал, постель себе приготовил. . (23) “Переночую тут спокойно, – размышляю про себя, – а завтра по заре и двину дальше”. (24)Вдруг я слышу: кто-то ко мне на площадку карабкается. (25)Камни из-под него сыплются, стучат по скале, кусты шевелятся. (26)Кто же это такой от прилива спасается?
(27)Cмотрю: над площадкой медвежья голова поднимается! (28)Уставились мы друг на друга, и на какое-то мгновение оба от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о чем медведь успел подумать, а ято думаю: “Ну все. . . (30)Сейчас он меня лапой как огребет – и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело. . . ” (32)Похолодел весь и про ружье забыл. . . (33)А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная – аж скала дрогнула и брызги вверх полетели! (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (36)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки! (37)Вот уж и верно: у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький, годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу – его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребенок, голову прячет и только дрожит от страха – мелко-мелко, всей своей шкуркой. . . (41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет? (42)Нет, вижу, ничего, терпит. (43)А волна опять как даст! (44)Накрыл я медвежонка своей курткой брезентовой, сам возле него угрелся, да так мы с ним – не поверите! – и задремали под вой ветра и грохот прибоя. (45)Только от каждого удара волны медвежонок во сне вздрагивал. (46)Дышал он ровно и так доверчиво ко мне прижимался. . . (47) Вот, думаю, какая удивительная история. (48)Это же не в цирке, где дрессированные медведи за кусочек сахара всякие штуки вытворяют. (49) Это же дикий зверь! (50)А беда приперла – и к человеку сунулся. (51)Доверяет. . (52) Всегда бы так! (53)Мирно. . . (По Л. Куклину) С 2. 1. Объясните роль восклицательного знака в данном тексте.
Образец сочинения «Удивительный знак» – вот как раньше в русском языке назывался восклицательный знак. Если автор ставит его в конце предложения, то он хочет рассказать читателю о тех чувствах и эмоциях, которые его переполняли. Так, неподдельное изумление рассказчика от встречи с медведем и сложившейся ситуации передает этот знак в предложениях 27, 36, 49, а страх перед возникшей смертельной опасностью – в предложении 30. Однако медведь оказался годовалым медвежонком, до смерти перепуганным мощным штормом и нашедшим спасение рядом с человеком, который не без иронии оценивает свои первоначальные впечатления от увиденного (предложение 37). И всё-таки ощущение нереальности, невероятности произошедшего не покидает рассказчика, и он в предложении 43, удивляясь случившемуся, пытается уверить читателя в том, что всё, описанное им, было на самом деле. К сожалению, такая вот доверчивость дикого зверя – явление редкое, потому что человек сам часто становится врагом природы. Но предложение 52 ( «Всегда бы так!» ) передает чувство удовлетворения рассказчика от случившегося, желание жить в постоянной гармонии с окружающим природным миром. Таким образом, восклицательный знак ( «удивительный знак» ) возвращает читателя к своему древнему значению: удивлять, привлекать внимание.
Образец сочинения (про тире) В письменной речи часто встречается тире. Какую роль играет оно в тексте? Тире – это очень ёмкий по значению знак, выполняющий несколько важных функций. Так, в предложении 30 оно передаёт эмоциональную сторону речи – динамичность, предполагаемую быструю смену событий. С его помощью автор смог рассказать о впечатлении рассказчика от встречи с медведем. Вторая функция тире – смысловая: оно ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом, как, например, в предложениях 34, 49, 50. Тире как бы компенсирует эти пропущенные союзы (в указанных предложениях это союз поэтому). Таким образом, мы видим, что тире – знак препинания, играющий важную роль в письменной речи.