Тема мужества в пользу справедливости

Тема мужества в пользу справедливости thumbnail

В чём проявляется настоящее мужество? Есть ли место страху в жизни мужественного человека? Над этими и другими вопросами размышляет Ф. А. Вигдорова, автор предложенного для анализа текста, поднимая проблему истинного мужества

Раскрывая данную проблему, рассказчица цитирует поэта-декабриста Рылеева: “…мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости”. Ф. А. Вигдорова понимает: несмотря на то, что с момента произнесения этих слов прошло много лет, ничего не изменилось, люди, способные проявить мужество в экстремальных ситуациях, могут смалодушничать в обычных житейских делах, заботясь о своём благополучии.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Чтобы доказать эту мысль, автор приводит два примера-иллюстрации, она рассказывает о герое войны, который ради своей Родины бесстрашно шёл навстречу опасностям, но при этом побоялся вступиться за несправедливо обвинённого друга, и о мальчике, который не боялся спуститься на лыжах с высокой горы или в одиночку переплыть незнакомую реку, но не решился признаться учителю в том, что он разбил окно. Ф. А. Вигдорова стремится донести о нас мысль о том, что “не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы”, – и о том, что каждый из нас в ответе за все свои действия или бездействие в любой жизненной ситуации.

По мнению автора, истинное мужество выражается в умении преодолевать свой страх всегда и везде, не только в военное, но и в мирное время. Рассказчица считает, что по-настоящему мужественный человек должен чувствовать ответственность за каждый совершаемый им поступок и не бояться говорить правду, вступаться за слабых, бороться за справедливость.

Я не могу не согласиться с автором предложенного для анализа текста, настоящее мужество должно быть выше заботы только о собственном благополучии. Мужественный человек должен оставаться таковым в любой ситуации, борясь за справедливость, он должен преодолевать любые свои страхи.

В произведениях русской и зарубежной художественной литературы множество примеров истинного и ложного мужества. Вспомним роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” и Николая Ростова, одного из главных героев. В одном из первых сражений он бросил во француза свой пистолет и сбежал с поля боя, но при этом он имел мужество признаться самому себе в том, что струсил. Читая об этом, мы понимаем, что причина совершенного поступка в большей степени в неопытности, в отсутствии каких-либо представлений о войне, а не в трусости. В дальнейших же сражениях Николай Ростов проявлял смелость и мужество, всегда был верен Отечеству. Он оставался мужественным не только на войне, но и в обычной жизни, это доказывает эпизод, когда Николай Ростов не побоялся признаться отцу в том, что он проиграл в карты большую сумму денег, он раскаялся и решил ограничивать себя во всём, чтобы быстрее вернуть долг родителю. Из всего вышесказанного мы понимаем, что Николай Ростов был поистине мужественным человеком и оставался таковым в любой ситуации.

Также проблема истинного мужества поднимается в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” на примере Понтия Пилата. Он участвовал во многих сражениях, был смелым военачальником, умело командовал солдатами, бесстрашно бросался в атаку и побеждал многочисленные армии, на поле боя он всегда оставался мужественным, но в обычной жизни нередко ставил собственное благополучие выше справедливости. Например, будучи прокуратором Иудеи, он отправил на казнь бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, понимая, что тот не виновен, Понтий Пилат сделал это, потому что боялся потерять свою власть и положение в обществе. Сравнивая его поступки в военное и мирное время, мы понимаем, что прокуратор Иудеи не может считаться по-настоящему мужественным человеком и что образ Понтия Пилата является примером ложного мужества.

В заключение хочется ещё раз напомнить, что настоящее мужество должно проявляться в любой ситуации: и в битве с врагом, и в признании собственной неправоты, неправильности совершённых поступков, и в желании защитить слабого от несправедливости, и в смелости броситься на помощь людям в какой-либо катастрофе.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id30460

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

Мужество — это волевое деяния, требующее преодоление страха. Чувство страха может сопровождать нас не только тогда, когда существует непосредственная угроза нашей жизни, но и когда ставится под сомнение наш привычный, комфортный образ жизни, наши устоявшиеся представления и идеи. В приведённом тексте Ф. А. Вигдорова задаётся вопросом: в чём проявляется мужество в повседневной жизни?

По мнению писательницы, характер людей нередко противоречив.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Один и тот же человек, готовый рискнуть своей жизнью во имя высшей цели, оказывается парализован страхом в мирной жизни, когда цена мужества, казалось бы, несравнимо ниже: «Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости». Возможно, ответ на вопрос о том, почему так происходит, кроется в нашем понимании нравственного долга как такового. Геройство на поле боя осознаётся нами как рискованный, мужественный, но необходимый с точки зрения морали поступок. Понятие же ответственности каждого за всё, что «делается вокруг нас» зачастую отсутствует у людей. «Уж лучше промолчу», — такой описанный автором подход воспринимается большинством не только как возможный вариант, но даже естественный и разумный.

Читайте также:  Рыбий жир для суставов польза

Для того чтобы проявить мужество в повседневной жизни необходимо принять на себя ту каждодневную ответственность, которую мы привыкли перекладывать на чужие плечи. Фрида Абрамовна не зря говорит об оправдании молчания, бездействия — именно этим и занимается человек, попавший в ловушку своего страха. Трусость многогранна, и равнодушие является одним из её проявлений. Но «мужество бывает одно», и поэтому необходимо взрастить в себе готовность проявить смелость не только в экстренном случае, когда всё человеческое существо сосредоточено на том, чего требует нравственный долг, но и в житейских делах, когда в вихре задних мыслей формируется оправдание собственной трусости.

Два приведённых выше примера-иллюстрации показывают, что проявление мужества в трудную минуту и в ежедневной рутине воспринимается людьми по-разному. Поэтому для того, чтобы не поддаваться страху, необходимо быть готовым принять испытание всегда, а не только в роковую минуту, повинуясь неизменному нравственному долгу.

Позиция автора заключается в том, что каждый из нас обязан проявлять мужество в повседневной жизни, если того требует справедливость. Сила духа испытывается в «самых обычных житейских делах». Не выступая против каждодневных проявлений несправедливости, мы невольно становимся соучастниками этих преступлений.

Я согласна с позицией автора и убеждена, что смелый человек — это не тот, кто не испытывает страха, но тот, кто готов преодолеть его во имя правды. Если вы можете оказать поддержку нуждающемуся, то оставаться безучастным к беде другого человека из-за страха негативных последствий для себя самого – худшее проявление трусости. Пример тому мы находим в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Тихон, муж главной героини, видит страдания жены, но не способен противостоять тирании своей матери из-за страха перед ней. Подобно маленькому ребёнку в тени деспотичного родителя, он так и не находит в себе силы помочь ни Катерине, ни себе самому.

Таким образом, мужество в повседневной жизни проявляется в преодолении страха, когда того требует справедливость, вне зависимости от того, считаем ли мы последствия для себя вескими, чтобы промолчать и тем самым породить несправедливость или стать её соучастником.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id82262

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

Читайте также:  Глобальные компании приносят больше вреда чем пользы

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

1. Проблема неоднозначности человеческой натуры. (Почему один и тот же человек может поступать как герой в исключительных
обстоятельствах и испытывать страх в обычной жизни?)
1. Иногда человек, проявивший мужество в исключительных обстоятельствах, не способен проявить его в обычных житейских
ситуациях из-за боязни утратить благополучие.
2. Проблема проявления мужества. (В чём проявляется мужество?)2. Мужество проявляется не только в том, что человек совершает героические поступки, но и в том, что он борется за справедливость и
говорит правду. Мужество требует от человека способности преодолевать в себе страх.
3. Проблема трусости, малодушия, бездействия. (Почему люди проявляют трусость?)3. Даже самый мужественный и отважный человек способен в повседневной жизни проявить трусость и малодушие. Причиной тому становится страх утратить собственное благополучие.
4. Проблема преодоления страха. (Нужно ли поддаваться страху или стоит бороться с ним?)4. Страх – одно из самых трудных испытаний в жизни человека. Необходимо преодолевать свой собственный страх не только в
исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни.
5. Проблема выбора. (Нужно ли бороться за справедливость?)5. Жизнь ставит человека перед нравственным выбором: выступить в защиту справедливости или промолчать. Нужно преодолевать свой
страх и всегда выступать в защиту справедливости.
  • Сочинение–рассуждение по тексту Вигдоровой Ф. Проблема преодоления страха.

Источник

В тексте Ф.А. Вигдоровой затронута проблема мужества.

Чтобы помочь разобраться читателю в поднятых вопросах, автор
обращается к словам поэта-декабриста Рылеева: “Мы не страшимся умирать на полях
битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости”. По мнению писательницы,
даже сейчас, в мирное время, есть люди, которые “не страшатся смерти на поле
битвы”, но боятся заступиться за невиновного человека, которого оклеветали. На
самом деле, как убеждает нас в этом Вигдорова, людей, которые не боятся
взглянуть страху в глаза, и которые не могут справиться с обычным житейским
страхом, нельзя назвать мужественными.

Ф.А. Вигдорова выражает свою точку зрения ясно и однозначно. Она
считает, что “мужество бывает одно, оно требует, чтобы человек умел
преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании”.

Я полностью разделяю позицию советской писательницы.
Действительно, мужественными можно назвать только тех людей, которые способны
справиться не только со страхом в бою, но и в обычной жизни.

В подтверждение позиции автора и своего мнения приведу пример из
русской и зарубежной классики. Жан Вальжан, герой романа Виктора Гюго
«Отверженные», скрываясь под чужим именем, не побоялся признаться в своем
криминальном прошлом, узнав, что вместо него хотят сослать на каторгу невинного
человека. Он потерял работу, авторитет и мирную жизнь ради правды и
справедливости.

Вспоминаю Григория Мелехова, главного героя романа-эпопеи
М.А.Шолохова «Тихий Дон», которого, несомненно, можно назвать мужественным
человеком. Он не только отважно сражается на полях битв, но и преодолевает
собственные страхи ради справедливости!

Таким образом, мужественным человеком можно назвать только того,
кто способен преодолеть не только страх на поле боя, но и в обычной жизни, ведь
слово “мужество” не имеет множественного числа.

(1)Я
знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара
Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они
встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе –
благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем
страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в
обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем?
(11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он
поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не
страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу
справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть
живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где
каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал
от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек
вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же
хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но
когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он
знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей
собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков,
испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово
в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой
головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную
коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею.
(33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему
смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды:
«Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх
и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу
правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй,
самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю,
нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое
и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к
человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время
какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах,
не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое
мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел
преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь
слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

Читайте также:  Беседа какую пользу приносят солнце воздух и вода цель

(По
Ф.А. Вигдоровой*)

*
Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница,
журналист.

Источник

Мужество – одно из самых благородных качеств человека, проявляющееся как на войне, так и в мирное время. Множество смелых и самоотверженных поступков вошли в историю, огромное количество подвигов, совершённых во время Великой Отечественной войны по-прежнему вызывают восхищение людей. Но почему в самых обычных житейских делах люди проявляют трусость? Именно над этим вопросом размышляет автор, поднимая проблему страха, который настигает людей в обычной, мирной жизни.

Ф.А.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Вигдорова в своём тексте противопоставляет поведение людей в экстремальных ситуациях на войне и в мирное время: «Человек прошёл войну как герой. Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью» «Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга … Он … испугался». Автор обращает внимание читателя на рискованность поступков, совершаемых людьми на войне, и противопоставляет их действиям, не грозящим человеку смертью. Чтобы яснее выразить своё отношение к противоречивости человеческой психологии, Ф.А. Вигдорова рассказывает о мальчике, который разбил стекло и боится признаться в этом. Автор подчёркивает, что ни риск «свернуть себе шею», «слетая с горы», ни опасность «утонуть», «переплывая реку» не вызывают у мальчика чувства страха, но, в тоже время, он боится сознаться в том, что разбил стекло. Ф.А. Вигдорова удивляется: «Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. Почему же о боится их произнести?»

Приводя различные примеры проявления человеческой трусости, автор подводит читателя к мысли о том, что смелость должна проявляться не только «в исключительных обстоятельствах», «в час смертельной опасности», но и в обычных бытовых ситуациях. Ф.А. Вигдорова убеждена, что каждому человеку необходимо научиться преодолевать свой страх всегда: в бою, на улице, на собрании.

С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, быть смелым и мужественным в любой ситуации – это и есть подвиг. Человек должен отвечать за каждое своё действие или слово. Но молчание и бездействие так же возлагают на него ответственность. Да, сказать слово в пользу справедливости бывает страшно, ведь такое проявление мужества и благородства может обернуться неприятными последствиями: негативным отношением окружающих или увольнением с работы. Но оставаться в стороне, зная, что происходит что-то неправильное, несправедливое – значит проявить трусость и неспособность принимать взрослые, взвешенные решения.

Иногда человек, боящийся сказать слово в пользу справедливости, может принять решение, за которое впоследствии будет себя корить. В таком незавидном положении оказался Понтий Пилат – герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Перед прокуратором стоял сложный выбор: казнить Иешуа Га-Ноцри или сохранить бродяге жизнь. Пилат понимал, что Иешуа не виновен, что казнить его – неправильно. Но, испугавшись последствий и не желая губить свою карьеру, прокуратор вынес смертельный приговор. В ночь после казни Понтий Пилат увидел сон, где он и Иешуа беседуют, поднимаясь по светящейся дороге, ведущей к луне. Прокуратор чувствовал себя счастливым, ведь «казни не было». Но, пробудившись, прокуратор вспомнил, что казнь была. Герой осознает, какую ужасную, непоправимую ошибку он совершил, жалеет, что не смог побороть свой страх. Умение отстаивать справедливость, не боясь испортить репутацию или не угодить кому-то – это качество, характеризующее смелого человека, готового нести ответственность за всё, что происходит вокруг него.

Стараясь произвести впечатление на окружающих, люди боятся поступить так, как не принято в обществе. Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина, проявил трусость, не отказавшись от дуэли со своим другом Владимиром Ленским. Евгений знал, что его друг вспыльчив и импульсивен, но не стал отговаривать Ленского от дуэли. Герой потерял своего друга из-за собственной трусости.

Даже в повседневной жизни человек сталкивается с необходимостью проявить смелость, например, подать голос, пойти против всех, защитить слабого. Такое бытовое, повседневное мужество не менее важно, чем отвага на поле боя. Именно оно позволяет человеку оставаться личностью, уважать себя и вызывать уважение других.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id33431

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник