Текст публицистического стиля о пользе чтения
Анджела
Высший разум
(2015186)
4 года назад
Есть ли польза от чтения книг?
Наверное, каждый для себя по-разному может ответить на вопрос, для чего он читает? Для кого-то это удовольствие, для кого-то книга — источник знаний, кто-то читает, чтобы скоротать время, например, в дороге. Сегодня бумажные книги потеснили новейшие технологии — электронные книги. Но суть от этого не меняется. Книги по прежнему читают, и продолжают рождаться люди, которые читают с пеленок и те, которые не читают. Странно, но факт остается фактом.
Какую пользу получает человек от такой полезной привычки, как чтение?
1. На первое место я бы поставила выработку четкого и ясного мышления и воображения. Подумать о прочитанном и поразмышлять, додумать за автора продолжение и придумать собственный финал — очень увлекательное занятие. Мы учимся читать между строк.
2. Чтение книг делает человека грамотным. Перечитывая тонны грамотно построенных предложений и правильно написанных слов, мы учимся писать грамотно и без ошибок. Особенно хорошо помогает в этом чтение вслух. Сегодня этот навык становится редкостью.
3. Чтение книг способствует общению. Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит появляются темы для разговора и обсуждения. Навыки пересказывания, т. е. изложения, будут формироваться постепенно, со временем, вы станете отличным рассказчиком. Это будет объединять вокруг вас других людей.
4. От хороших книг человек умнеет. Таких людей называют начитанными. Книги расширяют наш кругозор. Мы можем поддержать беседу на разные темы или быть компетентным и более сведущим в чем-либо одном. Нас уже не смогут назвать человеком, который и двух слов связать не умеет.
5. Книги развивают память. Если вы любите стихи, то многие из них знаете наизусть. Заучивая и запоминая, мы можем применять полученные навыки в других наших занятиях и деятельности.
Валерия
Мастер
(1511)
5 лет назад
Книги очень полезны для всех, поэтому каждый день мы должны их читать. Они несут в себе довольно много новой и интересной информации, которую иногда не зачерпнешь из телевидения или интернета. Читая книгу, мы развиваемся интеллектуально, духовно, а также эстетически. Разная тематика книг дает нам разное направление. Благодаря этому мы становимся более общительными, а еще лучше интересными людьми. На свете не бывает одинаковых людей.
В книгу можно окунуться с головой и представить все события, происходящие на листах страницы. Читая книгу, мы можем визуально отправиться в страну драконов и узнать о них более подробно. Иногда человек даже и не замечает, что читает книгу, он настолько погружен в нее, что находится совсем в другом мире, при этом продолжает читать ее.
Из книг мы берем очень много информации, которая помогает нам при устройстве на работу или ответах на уроках. Чтение – очень важный процесс абсолютно для каждого человека. Без чтения человек становится “сухим” и “черствым”. Порой с такими людьми даже поговорить не о чем.
В Древней Греции книги очень ценились. В основном люди обожали читать мифы о своих любимых героях. Такой писатель, как Гомер заслужил того, чтобы человечество знало и гордилось его именем, ведь его мифы дошли до наших дней и сейчас мы с удовольствием их читаем.
Сейчас в нашей стране установлено более полутора миллиона библиотек, в которых человек может взять себе абсолютно любую книгу. Полезно читать вечером перед сном. Мозг запоминает всю информацию и выдает нам ее во сне в красочном виде. Читая каждый вечер, человек может быть уверен, что сегодня ночью он побудет на страничках этой интересной книги. Об этом упоминается в передаче “Спокойной ночи, малыши! ” В песне говорится о том, что книжки ложатся спать, чтобы нам присниться ночью.
Нередко заядлые читатели создают свои шедевры, которые потом читают другие. Добрые сказки всегда воспринимаются лучше ужастиков, поэтому сейчас на прилавках книжных магазинов, мы можем увидеть больше фантастических историй с добрым концом, ежели ужастики и триллеры.
Ученые установили небольшую статистику. Студенты, которые читают книги, сдают экзамены на более высокий был, чем студенты, которые просто зубрили экзамен. Все дело в том, что им не хватает словарного запаса, чтобы развить свою тему и доказать экзаменатору, что ты также пользуешься при ответе другими источниками.
Кристина Рябова
Ученик
(139)
4 года назад
В наше время многие люди относятся негативно к чтению книг, и в свободное время заменяют компьютером и интернетом. Читая, у человека развивается духовность, умственная фантазия.
когда мы читаем, мы начинаем фантазировать, создаём свой образ картины. Сейчас большинство с чтением книг у людей увеличивается словарный запас, им легко выразить оттенки мысли.
вообще, чтение книг увлеченный процесс, от которого не возможно оторваться, появляется новое желание что-нибудь прочитать.
При чтении мы можем узнать много нового и интересного, войти в этот новый мир, который откроет чтение. Читайте, друзья мои!
Елена Колесникова
Ученик
(230)
1 год назад
В наше время многие люди относятся негативно к чтению книг, и в свободное время заменяют компьютером и интернетом. Читая, у человека развивается духовность, умственная фантазия.
когда мы читаем, мы начинаем фантазировать, создаём свой образ картины. Сейчас большинство с чтением книг у людей увеличивается словарный запас, им легко выразить оттенки мысли.
вообще, чтение книг увлеченный процесс, от которого не возможно оторваться, появляется новое желание что-нибудь прочитать.
При чтении мы можем узнать много нового и интересного, войти в этот новый мир, который откроет чтение. Читайте, друзья мои!
ГОША НАЗАРОВУченик (175)
5 месяцев назад
В наше время многие люди относятся негативно к чтению книг, и в свободное время заменяют компьютером и интернетом. Читая, у человека развивается духовность, умственная фантазия.
Когда мы читаем, мы начинаем фантазировать, создаём свой образ картины. Сейчас большинство с чтением книг у людей увеличивается словарный запас, им легко выразить оттенки мысли.
вообще, чтение книг увлеченный процесс, от которого не возможно оторваться, появляется новое желание что-нибудь прочитать.
При чтении мы можем узнать много нового и интересного, войти в этот новый мир, который откроет чтение. Читайте, друзья мои!
ГОША НАЗАРОВ
Ученик
(175)
5 месяцев назад
1. На первое место я бы поставила выработку четкого и ясного мышления и воображения. Подумать о прочитанном и поразмышлять, додумать за автора продолжение и придумать собственный финал — очень увлекательное занятие. Мы учимся читать между строк.
2. Чтение книг делает человека грамотным. Перечитывая тонны грамотно построенных предложений и правильно написанных слов, мы учимся писать грамотно и без ошибок. Особенно хорошо помогает в этом чтение вслух. Сегодня этот навык становится редкостью.
3. Чтение книг способствует общению. Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит появляются темы для разговора и обсуждения. Навыки пересказывания, т. е. изложения, будут формироваться постепенно, со временем, вы станете отличным рассказчиком. Это будет объединять вокруг вас других людей.
4. От хороших книг человек умнеет. Таких людей называют начитанными. Книги расширяют наш кругозор. Мы можем поддержать беседу на разные темы или быть компетентным и более сведущим в чем-либо одном. Нас уже не смогут назвать человеком, который и двух слов связать не умеет.
5. Книги развивают память. Если вы любите стихи, то многие из них знаете наизусть.
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему ” Сочинение-рассуждение о пользе чтения”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Второй абзац Между тем художественная литература насущна, как кислород. Это, конечно, не доля в «Бритиш петролеум», но если, не приведи господи, очередное поколение русских людей в полном составе сопьется с круга, все же литература донесет до потомства понятие о возвышенном, без которого человек — не то чтобы, не полностью человек. Второе: квалифицированный писатель вряд ли умнее квалифицированного читателя, но он видит насквозь и умеет формулировать, то есть он знает, как вылущить истину и выставить ее во всей шокирующей наготе; стало быть, кто умеет формулировать, тот крайне опасен для проходимцев и дураков. Третье: если вы сидите дома за книгой, то сосулька не свалится вам на голову, телевизор не взорвется, вас не застрелят по нечаянности в ходе бандитской разборки и не собьет пьяный мотоциклист. Одним словом, нужно внимать художественному слову, тогда, по крайней мере, вас не так просто будет загипнотизировать и надуть. mochulskaja: Вывод mochulskaja: Тезис mochulskaja: Аргумент 1 mochulskaja: Аргумент 2 mochulskaja: Аргумент 3
2 слайд
Описание слайда:
Цели урока: провести анализ публицистического текста, отметить отличительные признаки стиля; повторить структуру рассуждения; оценить тематическое и стилевое соответствие тезиса, аргументов и вывода анализируемого текста; сформулировать основные требования к сочинению-рассуждению публицистического стиля.
3 слайд
Описание слайда:
Структура текста-рассуждения: 1. Тезис – утверждение, которое нужно доказать. Почему? – потому что, так как. 2. Обоснования высказанной мысли: аргументы (доводы, доказательства и примеры). Что из этого следует? – поэтому , таким образом, итак, следовательно. 3. Вывод
4 слайд
Описание слайда:
Признаки публицистического стиля Сфера использования СМИ, публичная Основная цель речи Сообщение и воздействие Характерные черты стиля Образность, эмоциональность, оценочность Жанры Очерк, статья, интервью, репортаж, выступление по радио,телевидению и т.п. Языковые средства Общественно-политическая,эмоционально-экспрессивная лексика, слова в переносном значении, восклицательные предложения, средства художественной выразительности
5 слайд
Описание слайда:
+ согласен, поддерживаю, интересная мысль – не согласен, готов поспорить ? не понимаю или не до конца понимаю слово, мысль, образ
6 слайд
Описание слайда:
Вячеслав Пьецух О пользе чтения С некоторых пор у нас писатели не в чести? Одно время их уважали, потом боялись, а нынешние хозяева жизни не то чтобы писателей презирают, а скорее относятся к ним до обидного снисходительно, как к неопасным шалопаям вроде филателистов или толкователей вещих снов. В чем тут дело, так сразу не разберешь: то ли публика резко поглупела, то ли изящная словесность сдала и, может быть, даже находится при последнем издыхании, однако же действительность такова, что в России теперь писатели не в чести. mochulskaja: Вступление mochulskaja: Вывод вступительной части
7 слайд
Описание слайда:
Третий абзац Вот, скажем, сейчас на глазах разворачивается общенациональная драма в связи с переводом, казалось бы, невещественных возможностей в плоскость, казалось бы, вещественного рубля. По российскому обыкновению, понять ничего нельзя. Вроде бы чего лучше: и государству расчетливее, и бабушке удобней, чтобы заместо льготы на телефонную связь с Гренландией можно было приобрести дополнительный батон докторской колбасы. Однако же в результате народ кровно обижен на правительство, правительство — на народ. mochulskaja: Аргумент 4 – развернутый
8 слайд
Описание слайда:
Четвертый абзац Одно дело, что наш человек прочно знает: у нас правительства в принципе благотворительностью не занимаются, так что в каждой реформе ищи подвох. Это наша родовая память нам подсказывает: если Борис Годунов ради упорядочения землепользования устроил нам Юрьев день, если прогрессивный соляной налог, введенный Алексеем I Тишайшим, вылился в страшный голод, если в 1861 году наших пращуров освободили от крепостной зависимости без земли, то от монетизации льгот точно добра не жди.
9 слайд
Описание слайда:
Пятый абзац Другое дело, что власть в России всегда исполняла свои функции абы как. Именно как дворники свои функции исполняют, медицина, крестьянство, но только еще хуже, потому что отечественная государственность умеет существовать, если рабочему человеку сравнительно ничего не платить или не платить решительно ничего.
10 слайд
Описание слайда:
Шестой абзац В том-то вся и штука, что наши власти предержащие всегда озорничали в надежде на долготерпение народа, в сладкой уверенности, что он безответный, двужильный и безропотно снесет самый дерзкий эксперимент. То есть верхи мало того что не уважали так называемые низы, они их не боялись, — вот в чем наша всемирно-историческая беда. Если бы король-солнце запретил во Франции носить бороды, Великая революция свершилась бы значительно раньше; и одним Кромвелем дело не обошлось бы, если бы англичанам устроили химизацию всей страны. А у нас то Юрьев день, то бороды режут, то ни с того ни с сего введут новое правописание — и ничего, относительно тишина.
11 слайд
Описание слайда:
Седьмой абзац С монетизацией льгот дело, правда, не обошлось. Оно и понятно: всему есть предел, даже долготерпению народному, и слишком грех перед Богом обидеть наших стариков и старух, которые целую жизнь отработали на кабинетную идею, отъедались два раза в году, на большие праздники, и только при немцах узнали, что это за диковинка — шоколад. Но правительство обиделось на взбунтовавшееся старичье, и это тоже понятно, потому что в нем заседают люди сравнительно молодые, а молодежь нынче стоит на том же, на чем, собственно, и наши старики стояли: кто не работает, тот не ест.
12 слайд
Описание слайда:
Восьмой абзац Вот где собака зарыта: все мы в чем-то девочки и мальчики до гробовой доски, а в чем-то старики и старухи с младых ногтей. Из-за этого возрастного сбоя, сильно влияющего на психику, мы, бывает, вульгарно расчетливы там, где нужно быть милосердными, и наивны тогда, когда нормальные люди опираются на расчет. У нас никому не придет в голову канканировать на Красной площади по поводу принятия очередной неработающей конституции, поскольку мы, в отличие от французов, народ мрачный, вообще серьезный, но ничего не стоит единодушно избрать в Думу забубенного уголовника, который только что не ест на завтрак грудных детей. Иначе говоря, это как раз наши старики и старухи по широте душевной выбрали себе монетизацию льгот, как в свое время накачали себе на шею малограмотного осетина, который так пошерстил страну, что понятие «порядочный человек» нынче без малого атавизм.
13 слайд
Описание слайда:
Девятый абзац Одним словом, нужно читать книги, тогда, по крайней мере, нас не так просто будет загипнотизировать и надуть. Понятно, что «Евгений Онегин» — это длинно и скучно, но хотя бы можно раскрыть на досуге сборник русских пословиц, которые вообще способствуют деятельности разума и души. Положим, откроешь его на 22-й странице, а там: «Какие сани, такие и сами», или: «Виноват волк, что корову съел, виновата и корова, что в лес забрела». mochulskaja: Вывод
14 слайд
Описание слайда:
Требования к сочинению-рассуждению публицистического характера трехчастная структура (тезис, аргументы, вывод); реализация цели публицистического стиля (сообщение и воздействие); образность, эмоциональность, оценочность речи.
15 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание Написать черновик сочинения-рассуждения публицистического стиля «О пользе чтения»
16 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
17 слайд
Описание слайда:
«БРИТИШ ПЕТРОЛЕУМ» “БРИТИШ ПЕТРОЛЕУМ” (British Petroleum) – английская нефтяная компания. Основана в 1909 г. 38% акций принадлежит государству. Добывает нефть в США (Аляска) (ок. 60%) и в Северном море (ок. 40%); перерабатывает в 25 странах. Объем продаж 46,2 млрд. дол., чистая прибыль 2,2 млрд. дол., добыча нефти 77,5 млн. т, переработка 96,2 млн. т., число занятых 126 тыс. человек на кон. 1980-х гг.. Большой Энциклопедический словарь. 2000.
18 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
К учебнику:
«Русский язык», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др.
К уроку:
§ 2. Речь. Речевое общение
Номер материала:
ДБ-658704
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ (средств массовой информации), в том числе – статей, репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.
Примеры публицистического стиля: пример 1, пример 2.
Общими чертами этого стиля можно назвать:
- эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы;
- оценочность и уверенность – для заинтересованности;
- логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности;
- призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;
- легкое и внятное изложение.
Стилевые черты проявляются на языковых уровнях следующим образом:
- в лексике (употреблении слов) – эмоционально-экспрессивные и разговорные слова, фразеологизмы и устойчивые выражения, диалектные или жаргонные слова – в зависимости от специфики аудитории;
- в морфологии (использование частей речи) – обилие прилагательных, местоимений и наречий, глаголы в настоящем времени;
- синтаксисе (построение определенных типов предложений) – короткие и неполные предложения чередуются с тяжелыми сложноподчиненными, построение предложение – разговорное, простое для восприятия.
Публицистический стиль: разбор примера
Рассмотрим, как используются компоненты публицистического стиля, на примере.
Отрывок из статьи:
Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
1. В лексике этого примера можно выделить такие пласты:
- слова общего употребления: экзамен, человек, обед, вечер;
- термины: классная комната, Интернет, меловая пыль;
- разговорные слова: образование, дом, обозначил;
- жаргонные слова: зачетка;
- речевые клише: давать урок, сдавать экзамен, входит в Интернет, не последний человек;
- фразеологизмы: дышать полной грудью, грызть гранит науки.
2. Морфология данного отрывка:
- тематика текста диктует совмещение морфологических черт публицистического стиля с чертами других;
- использование отвлеченных существительных, стоящих в родительном, дательном и винительных падежах: процесс получения, перерыва на обед, образования;
- можно выделить использование глаголов в 3 лице единственного числа и настоящего времени, которые несут обобщенное значение субъекта действия: так не думает, садится, уже спит.
3. Синтаксис:
- предложения короткие, простой структуры;
- интонация, цель высказывания – повествовательная и побудительная;
- неполные предложения: «Сдавать экзамен без зачетки в кармане?»
Научно-публицистический стиль: разбор примера
Публицистический стиль – один из самых развивающихся и «подвижных»: он активно заимствует черты других стилей, в том числе лексику (научные термины, клише официально-делового стиля), добавляя выразительность и эмоциональность художественного стиля для лучшего восприятия и воздействия.
Из подобного синтеза в публицистическом стиле образуются подстили:
- собственно публицистический;
- научно-публицистический (научные статьи);
- художественно-публицистический (статьи развлекательного характера).
Рассмотрим пример научно-публицистического стиля.
Отрывок из статьи:
Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их?
Черты научного стиля:
- Терминологичность (падение рубля, цент, экономические реформы, вкладчики, приватизация).
- Среди существительных встречаются те, которые обозначают признак, состояние (падение, преступность).
- Количество существительных и прилагательных значительно выше, чем глаголов (“…здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок“).
- Множественное употребление отглагольных оборотов и слов (падение, образование, преступность, приговоры).
- Глаголы в настоящем времени, встречающиеся в тексте, часто имеют «вневременное» значение, другими словам, их лексико-грамматическое значение времени, лица, числа ослаблено (мы знаем, скрывают).
Черты публицистического стиля:
- Коммуникативными целями текста, в первую очередь, являются информационная и воздействующая.
- Так же присутствует официальность, которая подчеркивает важность и особое значение фактов, приводимой информации («Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен»).
- Широкий диапазон лексики: начиная с научных и технических терминов и заканчивая словами обыденной просторечной лексики (дикость, разграбляются, падение рубля, цент, экономические реформы, грозные приговоры);
- Наличие категорических оценок, поданных через нестандартные лексические сочетания (национальная катастрофа, какая дикость, скандальные случаи приватизации, грозные приговоры, катастрофически падает);
- Непринужденное использование одновременно экспрессивных и обычных языковых средств (грозные приговоры, тогда это авантюра);
- Сочетание в лексике абстрактных и конкретных понятий (национальное достояние, государство, рубль равен центу);
- Принципиальное отождествление автора с рассказчиком;
- В синтаксисе следует отметить правильность и четкость строения предложений, а также их простоту и ясность.
Публицистический стиль, пожалуй, является сегодня одним из самых используемых и распространенных. О его особенностях важно знать не только журналистам, рерайтерам или блогерам, но и писателям. Мы постоянно слушаем репортажи или читаем новости, на подсознательном уровне усваивая лексику и речевые обороты из СМИ, чтобы после также подсознательно использовать их при написании книг. Однако далеко не все, что используется в языке СМИ, годится для художественных текстов, для которых предназначен свой стиль.
О том, какие языковые средства не стоит использовать при работе над книгой, мы поговорим в соответствующей статье.