Святые отцы о пользе чтения

Святые отцы о пользе чтения thumbnail

Старцы о пользе чтения. 12 цитат.

Святые отцы о пользе чтения

* * *

«И только у святых отцов и в Евангелии я нашел действительно ценное. Когда человек начнет бороться с собой, будет стремиться идти путем евангельским, то ему святые отцы сделаются необходимыми и своими родными. Святой отец – уже родной учитель, который говорит душе твоей, и она воспринимает это с радостью, утешается. Как тоску, уныние, рвоту вызывали эти философии и всякие сектантские гадости, так, наоборот, как к родной матери, приходил к отцам. Они меня утешали, вразумляли, питали».

Игумен Никон (Воробьев)

* * *

«…Сердечно радуюсь, что Господь утешает тебя чтением отеческих писаний и дал отчасти разумети оные; но глубину оных постигнуть мы еще не можем, ничтоже благо сотворше и не смирившись; ибо “смиренным открываются таинства”.

…Ты, читая букву, не понимаешь смысла Писания… а ты, чего не разумеешь, не испытывай, но смиряй свой разум и виждь нищету. Смирению открываются таинства.

Смиренные не вникают в глубину недоведомых, но смиряют свой помысл, и по времени Бог вразумит их».

Прп. Макарий Оптинский

* * *

«Не оставляйте чтение священной книги, пока не почерпнете себе какого урока или правила для жизни.

Святитель Феофан Затворник

* * *

«— Геронда, чтение каких книг может помочь людям, в которых пробуждается добрая обеспокоенность?

— Пусть они сначала читают Евангелие, чтобы понять, что значит “Христос”. [После того, как они] немного придут в сокрушение, пусть читают Ветхий Завет. Знаешь, как бывает трудно, когда твоей помощи просят люди, ничего не читавшие? Все равно что ученик начальной школы идет к профессору университета и говорит ему: “Помоги мне”. И что тогда говорить профессору? Что “один плюс один равняется двум”?»

Прп. Паисий Святогорец

* * *

«Премилосердный Господь, желающий всем спастись и в разум истины прийти, предвидев в нынешние наши бедственные времена оскудение наставников, оставил Богодухновенное учение святых и богоносных отцов, прошедших деятельную жизнь, чтобы те, кто хочет получить спасение, держались правого разума».

Святитель Тихон Задонский

* * *

«Книги читать поутру с четверть часа до работы, а потом целый день жуй – что читала, как овца жвачку.

Списывать с книг, пожалуй, можно, только нужно усваивать; что понятно, то читать. Читать надо меньше, но понимать».

Прп. Амвросий Оптинский

* * *

«Если напала и беспокоит, например, зависть на брата, то сейчас же искать в книге какого-нибудь святого отца о зависти. Так же – о духе блуда, если беспокоить будет – посмотреть подходящее чтение, равно и при других страстях поступать таким же образом. Так приучается человек обороняться и противостоять страстям».

Святитель Игнатий Брянчанинов

* * *

«…Ежедневно читайте одну главу Св. Евангелия и две главы Апостольских посланий, начиная с деяний, и просите Господа о познании Истины».

Архим. Иоанн (Крестьянкин)

* * *

«Прошу вас, Бога ради, читайте слово Божие и отечес­кие наставления почаще, обрящете пользу, найдете там, что один путь к спокойствию — терпение и смирение».

Преп. Макарий Оптинский

* * *

«…Усердно прошу вас, как искреннего друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных».

Преп. Антоний Оптинский

* * *

«Прекрати чтение божественной книги, когда душа не хочет уже читанием питаться – сыта, значит. Если поразит какое место, стой на нем и не читай более. Лучшее время для слова Божия – утро, житий святых – после обеда, святых отцов – незадолго пред сном. Есть такие тексты Священного Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Такие места надо выписывать и хранить, на случай нужды, для возбуждения духа (разумеется, пред чтением прочитать молитву к Богу)».

Святитель Феофан Затворник

* * *

«Чтобы забыли мы Книгу жизни – святое Евангелие, растленный разум и мир осыпал и осыпает нас своими книгами, преисполненными суеты мирской, говорящими только о земных благах и происшествиях, или удовольствиях, часто нисколько не питающих души, а только возбуждающих голод духовный».

Святитель Иоанн Кронштадтский

Источник

Раскрывая для чтения книгу — святое Евангелие,— вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы и, смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами.Это — книга жизни, и надо читать ее жизнью.

При чтении наблюдайте умеренность. Умеренность поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением производит отвращение от него.

Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, пророки и апостолы написали его; вдохновенные Богом мужи, Святые Отцы, истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение Святых Отцов.

Многие, все, отвергшие безумно, кичливо Святых Отцов, приступившие непосредственно, со слепою дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, ниспали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных…

Читайте также:  Сливочное масло при беременности польза или вред

Книги Святых Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотря на них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Чтение только тогда будет приносить желаемую пользу…

..когда читаемое будет по мере сил и возможностей входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым, голым, бездушным и холодным знанием. Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться — и не молится; знает, что нужно прощать обиды — и не прощает; знает, что нужно поститься — и не соблюдает постов; нужно терпеть — и не терпит и т.д. Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осуждение человеку. Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того, что читаешь. Конечно, сразу стать исполнителем всего, что написано, мы не можем — нужна постепенность.

Лучше всего, если на то имеется возможность, на каждое чтение получать благословение духовного отца. При неимении такой возможности нужно получить хотя бы общее благословение на порядок и выбор книг для чтения.

Старцы советуют читать и перечитывать творения Святых Отцов… Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благоговением и вниманием перечитывать небольшое количество книг, нежели многое читать наскоро.

Преподобный Никон Оптинский

Постоянное духовное песнопение и чтение Писания — это пища души, это ее украшение, это ее ограждение. Наоборот, не слушать Писания — для души голод и пагуба. Если чего-нибудь не понимаешь, то прими простой верою; ибо это Сам Бог сказал.

Святитель Иоанн Златоуст

Прежде, нежели выслушаешь, что надобно делать, должно обещать, что сделаешь это. Одна мысль, что вещает Бог, изгоняет всякое противоречие и производит полную покорность.

Преподобный Исидор Пелусиот

Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его. А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их, и исполнить волю Твою; потому что пришлец я на земле; не скрой от меня, Господи, заповедей Твоих, но открой очи мои, и уpазумeю чудеса, явленные законом Твоим (Пс. 118, 18 — 19). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое».

Преподобный Ефрем Сирин

Смиренномудрый и духовно действующий, читая Божественное Писание, все к себе будет относить, а не к другому.

Преподобный Марк Подвижник

Читая духовные книги, прилагайте более к себе, а не к другим в них написанное, а иначе вместо того, чтобы приложить пластырь к своим язвам, налагаете вредный яд. Читайте не для не любознательности, а для научения благочестию и познания своей немощи, а от сего к смирению приходите. Читайте книги со смирением, и Господь просветит сердца ваши.

Преподобный Макарий Оптинский

Сперва помолись Богу, чтобы Он направил твой ум уразуметь Писание. Что понятно, старайся исполнять, а непонятное — пропускай, так советуют Святые Отцы. Священное Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости. Святые Отцы советуют читать святое Евангелие ежедневно; если очень недосужно, хоть одно зачало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренно помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы святого благовествования Христова; читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения.

Схиигумен Иоанн (Алексеев).

Если только ум будешь от книги изощрять, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги еще злее будешь, чем прежде был, поскольку самыми злыми бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежды.

Святитель Тихон Задонский

Кто от Бога, тот слушает словеса Божии. (Ин. 8, 47) Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.(2 Пет. 1, 20). Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе. (Сир. 18, 18). Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могушее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя. (Иак. 1,21-22)

imageПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Просмотры (2753)

Источник

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>

Антология изречений святых отцов церкви

О чтении

Премилосердный Господь, желающий всем спастись и в разум истины прийти, предвидев в нынешние наши бедственные времена оскудение наставников, оставил Богодухновенное учение святых и богоносных отцов, прошедших деятельную жизнь, чтобы те, кто хочет получить спасение, держались правого разума.

Читайте также:  Ноги в теплой воде польза

***

Надежное средство для поддержания веры и любви – чтение святых отцов и житий святых.

***

Кающийся должен книги православные читать и узнавать, в чем грех состоит и в чем добродетель, чтобы греха остерегаться, а добродетели научаться.

Святитель Тихон Задонский

***

Учитесь добру из божественных книг.

***

Не оставляйте чтение священной книги, пока не почерпнете себе какого урока или правила для жизни.

Святитель Феофан Затворник

***

Глинский старец схиархимандрит Илиодор говаривал: «Монашество слабеет потому, что оставило читать творения святых».

***

Читая книги святых, мы проникаемся их мыслями, их желаниями, их молитвами. От этого душа наша получает великое утешение, и радуется чистой радостью, радостью небесной.

***

Закон к религиозным книгам таков: всякие писания и наставления в подвиге, не имеющие ссылок на святых отцов, не признавать, как бы красно ни были они написаны.

***

Если напала и беспокоит, например, зависть на брата, то сейчас же искать в книге какого-нибудь святого отца о зависти. Так же – о духе блуда, если беспокоить будет – посмотреть подходящее чтение, равно и при других страстях поступать таким же образом. Так приучается человек обороняться и противостоять страстям.

***

Кто книгами аскетическими не интересуется, тот бесплоден.

Святитель Игнатий Брянчанинов

***

Для чего нам надо читать учение святых отцов? Для того, чтобы поучаясь у них, могли познать свои страсти и немощи, и с кем имеем борьбу, как употребить орудие, и как вести брань с врагами нашими.

***

Если же удалитесь от чтения книг отеческих, то лишитесь мира Христова и любви.

Старец Паисий Величковский

***

При чтении житий святых хорошо заимствовать осуждение себя и смирение.

Святитель Феофан Затворник

***

Без примера в жизни и без чтения священных книг нельзя знать христианской и монашеской жизни.

***

Писание дано нам от Бога, как некоторое руководство к преуспеванию, однако имеет свои разделения; например: что особенно относится к властям, к среднему и малому возрасту, что к инокам, мирским лицам, супругам, девам и прочее.

***

В келии старца на стенах были прикреплены листы бумаги различной величины с молитвами и изречениями из священных книг.

***

Если не почитаешь день, два и более слова Божия – все мысли твои придут в большой беспорядок. И тебе тогда трудно установить их в порядок.

Святитель Феофан Затворник

***

Незнание Священного Писания и писаний святых отцов – великая стремнина и глубокая пропасть.

***

А самый главный путь есть изучение богодухновенных Писаний… Занимаясь Писанием, в нем, как в общей врачебнице, находим врачевание своему недугу душевному.

***

Чтением отеческих книг человек как бы принимает крепость.

Святитель Василий Великий

***

Лучшего способа нет, как изгнать злые памятования памятованиями добрыми.

Как много помогает в этом случае заучивание на память мест Писания – сказать нельзя.

Святитель Феофан Затворник

***

Великая вещь воистину есть Писания прочитание.

Святитель Иоанн Златоуст

***

Великий дар от Человеколюбца, данный человеку, – книжное поучение.. И насколько выше душа тела, настолько иных всех дарований превосходнее Священное Писание.

***

Всякому желающему приобрести истинное познание Священного Писания, необходимо чтение святых отцов.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Читать и усвоять Слово Божие надо, руководствуясь в понимании его не своим погрешительным разумом, а разумом отцов и учителей церкви.

***

Святой Василий Великий предписал монахам обедать не иначе, как при чтении Священного Писания.

***

Заучивай на память евангельские слова и изречения святых блаженных отцов и жизнь их исследуй, чтобы иметь тебе все это предметом размышления.

***

Слова Божественного Писания читай делами.

***

Прекрати чтение божественной книги, когда душа не хочет уже читанием питаться – сыта, значит. Если поразит какое место, стой на нем и не читай более. Лучшее время для слова Божия – утро, житий святых – после обеда, святых отцов – незадолго пред сном. Есть такие тексты Священного Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Такие места надо выписывать и хранить, на случай нужды, для возбуждения духа (разумеется, пред чтением прочитать молитву к Богу).

Святитель Феофан Затворник

***

Первый живой толкователь Священного Писания и апостольского предания в Церкви – Вселенские соборы.

***

Сонливый и невнимательный к слову Божию не способен ни к чему духовному и сам себя лишает всякого познания и, наоборот, самые грехолюбивые и развращенные, углубившись в Священное Писание переменялись от скверн греховных в святыню.

***

Не должно читать Слово Божие, а умом думать неуместное и срамное.

***

При рассеянии ума советуется чтение Священного Писания.

***

Чтобы забыли мы Книгу жизни – святое Евангелие, растленный разум и мир осыпал и осыпает нас своими книгами, преисполненными суеты мирской, говорящими только о земных благах и происшествиях, или удовольствиях, часто нисколько не питающих души, а только возбуждающих голод духовный.

Читайте также:  Массажер для ног с шипами польза

Святитель Иоанн Кронштадтский

***

Если (при чтении Священного Писания) ты бы и не понимал, что читаешь, все же, от самого чтения, ты получишь великое освящение.

Святитель Иоанн Златоуст

***

Слово Божие разгоняет уныние – сон души и уныние ума.

Святитель Феофан Затворник

***

Ты читаешь романы, журналы, газеты, и в них прочитываешь немало пустых речей.

С Богом ли ты бываешь в это время или нет? Конечно, не с Богом, ибо Бог не бывает в суете земной; значит, ты против Бога, а это грех. Собираешь ли ты благодать Божию, читая (или слушая) пустое разглагольствование? Нет, а расточаешь благодать, которую ты приобрел, если только приобрел, в молитве, в богомыслии или в чтении слова Божия и книг душеспасительных, или в благочестивой беседе, или в добрых делах. А это грех.

Святитель Иоанн Кронштадтский

***

Евангелие и Псалтирь при домашнем правиле приличнее читать стоя, но в болезни или немощи можно и сидя.

***

Хорошо полунощное время посвящать на чтение святого Евангелия.

***

Великое зло не знать Писания, ибо бесчисленное зло рождается от неведения Писания.

***

Дар слова дан нам для двух целей: для прославления имени Божия и для сообщения друг другу поучительных и спасительных мыслей и чувств.

***

Если спросят совета, то можно дать, когда кто требует, и то не от своего разума, а от святых отцов учений, и самую книгу предложить, где сам человек может видеть истину, а так давать весьма вредно, так как ведет к тщеславию и высокоумию.

***

Уж если писать, так писать должно что-нибудь полезное и назидательное.

***

Не будем предпочитать беседе о спасении души какие-либо другие беседы.

Преподобный Феодор Студит

***

Всякий из нас себя на всякий день да испытывает, что пользы от нынешнего чтения слова Божия получил.

***

Новые писания, хотя и духовные, но они только ум питают, а в сердце остается холодная пустота.

Старец Иосиф Оптинский

***

Когда внимание души занято чтением и размышлением о прочитанном, она не пленяется никакими сетями вредных помыслов.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин

***

А которые не прилежат книжному Божьему учению, те сами не имеют духовного разума, и другим не могут принести пользу через советы и наставления о спасении.

Поэтому не ленитесь, читайте священные книги и иных поучайте, да сугубую награду получите от Бога.

***

Что говорится святыми на чтениях, просвящает ум, освящает душу, а через нее передает освящение телу.

Святой Симеон Новый Богослов

***

Не говорите, когда душа неспокойна, но наперед успокойтесь и тогда потолкуйте, указывая, как следует что делать. Положите не всякий раз взыскивать, а на третьем или пятом разе.

***

Если кто начинает злословить другого, должно переменить речь на беседу полезную.

Святой Варсонофий Великий

***

Когда беседуем из слова Божия, чтобы не впасть в высокоумие и самохвальство помыслов, будем держать в мысли, что не исполнив делом того, что говорим, говорим то на осуждение самих себя.

Святой Варсонофий Великий

***

Святое уединение – это учитель мудрости, колыбель покаяния, чертог святости. Пост – друг уединения, молитва – душа уединения. Присоедините чтение святого Евангелия, Псалтири, отеческих книг: Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Златоуста и Добротолюбия.

Архиепископ Иаков Нижегородский

***

Книг мирских, не приносящих душевной пользы, тем более вредных, отнюдь не читать, даже не иметь в комнате.

***

Напоминание (перечитыванием или беседой) божественного хорошо тем, что оно всегда обновляет душу.

Преподобный Феодор Студит

***

Во время лежания на кровати должно заниматься богомыслием.

***

Каждый, кто знает из святых Отцов наставления и опыты, сообщи незнающему, а чего не знаешь, займи у знающего.

Святитель Василий Великий

***

Не для тебя дана тебе от Бога благодать и дар слова, но более для пользы других. Значит, когда просят от тебя слова утешения и советов, грех отказывать.

Старец Даниил Афонский

***

О духовных вещах не должно говорить тем людям, в которых не прилагается желание к слушанию.

Преподобный Серафим Саровский

Занятия священными предметами побуждают ум к благочестивым мыслям.

***

Не нужно мирских книг читать, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение.

Преподобный Силуан Афонский

***

Без чтения священных книг нельзя знать христианской и монашеской жизни.

***

Чтением отеческих книг человек как бы принимает крепость.

Святитель Иоанн Златоуст

 Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

Источник