Священник григорий григорьев о пользе валерьянки
В самоизоляции человек может столкнуться с психологическими проблемами. В том числе — со склонностью к зависимостям.
Почему сейчас стоит отказаться от алкоголя, чем занять себя и детей и как не разучиться радоваться, «Правмиру» рассказал психиатр-нарколог, доктор медицинских наук, протоиерей Григорий Григорьев.
Григорий Игоревич Григорьев — психотерапевт, психиатр-нарколог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации. Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии Санкт-Петербургской митрополии, доктор богословия.
— Сегодня многие оказались в изоляции лицом к лицу с собой, с семьей, со своими проблемами. Думается, сейчас, как никогда, может проявиться и склонность к любой зависимости…
— В международной классификации болезней существует более 400 видов зависимостей. Двадцать лет назад их было порядка 10, так что эта область знания стремительно развивается.
Механизм любой зависимости такой: в центральной нервной системе, в головном мозге человека вырабатываются нейрогормоны — гормоны радости. Там же вырабатываются гормоны стресса. Для того, чтобы человек был психически здоровым, на одну отрицательную эмоцию должно приходиться семь положительных.
Когда человек попадает в любые зависимости — алкоголь, курение, наркотики, компьютер — он пытается включить зону радости неестественным путем. А собственные гормоны радости мозг перестает вырабатывать. В этом состоит главный негативный момент. «Светлая» часть мозга начинает «засыпать», что физиологически и психосоматически выглядит как гормональная недостаточность.
Вы, наверное, слышали о таком эксперименте: в мозговой центр радости крысе вживляли электрод. Зверьку давали возможность самому жать на кнопку, чтобы его активизировать. Так вот, крыса нажимала сотни раз, до полного истощения, до самой смерти.
У каждого человека, который попадает в какие-либо зависимости, они становятся главным источником радости жизни.
Человек истощается, центральная нервная система работает со сбоями.
Стресс, в общем-то, запускает двигатель радости, как стартер. На нем ведь тоже можно проехать, если двигатель не запускается, но только до тех пор, пока аккумулятор не сядет. А аккумулятор — это настроение человека. Оно достаточно быстро «садится».
От любимой работы не бывает ломки
— Обычно, когда говорят о зависимостях, имеют в виду алкоголизм и наркоманию. А как насчет более легких: зависимость от соцсетей, от отношений, шопоголизм?
— Дело в том, что нехимические зависимости вызывают химическую реакцию мозга.
В случае химической зависимости вещества вводятся извне, во всех остальных — происходит концентрация мысли вокруг мозговых центров, которые вырабатывают гормоны радости. Раздражать эти центры можно с помощью пяти органов чувств — зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Человек привыкает к этому раздражению и начинает получать условное удовольствие. Появляется тяга, и вот уже центр нужно раздражать все время. Так складывается немедикаментозная зависимость.
Как пример — психопатический вид любви. Это мания, когда объект любви преследуется вплоть до полного уничтожения, а все интересы в жизни исчезают.
— Получается, зависимость в любом виде опасна и губительна?
— Зависимости могут быть как положительные, так и отрицательные. Рыбалка или любимая работа, даже если человек в каком-то роде зависим от них, его не повреждают. Если кого-то не отпустить на рыбалку, ломка не начнется. Негативная зависимость всегда будет мешать человеку и его близким, забирать на себя все внимание.
— Вы говорите, что рыбалка — это безобидно, но если глава семьи уходит ловить рыбу всякий раз, когда дома назревают проблемы, нет ли замещения в этой попытке самоустраниться?
— Это прикрытие домашних проблем. Когда дома много негативных моментов, человек будет сбегать туда, где ему хорошо. Как подсолнух, он поворачивается за солнцем. Это происходит, когда в семье оскудевает дух любви.
Мы все должны жить немножко как в сумасшедшем доме: с пониманием, что человек — такое хрупкое существо, которое все время нужно хвалить и гладить по голове.
Тогда он будет стремиться домой. Рыбалка в данном случае — это просто способ восстановления.
Еще один такой способ — общение с друзьями. Во время общения мозг выделяет колоссальное количество гормонов радости, особенно при контакте с людьми одного духа, что в свою очередь провоцирует некоторое внутреннее опьянение. К этому внутреннему опьянению мы все стремимся в любом случае.
Если радости в жизни не хватает, человек будет искать там, где ее больше. Вот почему складываются разные зависимости. Люди устроены так, что органы чувств будут пытаться получать удовольствие. Вот пищу же мы принимаем не как дрова в топку паровоза, а наслаждаясь ею.
Навязчивые мысли как духовная зависимость
— Можете объяснить работу мозга, находящегося в зависимости?
— Один из центральных нейрогормонов радости жизни называется «внутренний алкоголь». Он отвечает за стирание плохих воспоминаний. Если у человека он хорошо вырабатывается, тот быстро забывает все плохое и, по образному выражению преподобного Паисия Святогорца, воспринимает мир, как пчела, которая видит цветы и мед.
А если «алкоголь» вырабатывается плохо, начинают накапливаться плохие воспоминания, и человек уже видит мир, как муха, которая повсюду ищет помойку. Никому не хочется быть мухой, и чтобы стабилизировать себя, приходится вводить вещества извне.
— Как вовремя понять, что наступила зависимость, и провести границу? Я люблю, когда все мое время занято. Таким образом я путаюсь в сетях работы, дел и избегаю пустоты существования. Что хорошего в моем трудоголизме?
— Дьявол кроется в праздности. Когда человек стремится к Богу, у него есть готовность бежать на крик и оказывать помощь. По другую сторону расположен хаос. Как известно: «Спасись сам, и тысячи возле тебя спасутся». Мир создан так, что, заполняя время, мы либо приближаемся к Богу, либо отдаляемся. Приближение к Богу опьяняет человека.
Ваш трудоголизм — нормальное свойство. Как раз вот такие положительные зависимости человек получает, приближаясь к Богу. Надо еще приложить усилия, чтобы их получить. Но их легко и потерять, даже ломки не будет. Дьявольские же зависимости получить легко, но избавиться от них трудно.
Ситуация стара, как мир. Адаму было предложено быть садовником — возделывать Божий сад, то есть наполнять форму содержанием. Но Адам выбрал предложение сатаны. Предпочел взять плод, съесть и получить все сразу. Ваши вопросы о зависимостях на самом деле — наисложнейшие, и они — о взаимоотношении человека с Богом, с миром, с самим собой. Эти вопросы невозможно рассматривать не в контексте грехопадения.
Зависимость всегда происходит на трех уровнях: духовном, психическом, физическом.
Духовная зависимость — это мысли, которые лезут в голову, когда появляется свободное время. Психическая — отвечает за изменение физиологии мозга, за его неестественное раздражение. А формирование тяги происходит на физическом уровне. Нарушение заповеди — это грех. Многократно умножаемый грех становится страстью. Страсть переходит в болезнь, меняется физиология человека. Есть дух, душа и тело, и есть — грех, страсть и болезнь. Поэтому в лечении необходим и врач, и священник.
— То есть когда я зависаю в соцсетях, отстраняясь от близких, мне требуется настолько тяжелая артиллерия помощи?
— Механизм лечения зависимостей тяжелых и не тяжелых один для всех. Важно помнить, что Господь никогда не будет делать за человека то, что может сделать сам человек. Надо попросить Бога о помощи, об исцеляющей благодати: «Господи, я обещаю Тебе больше этого не делать, если Ты мне дашь силы».
Лечит врач, а исцеляет Господь. Врач разбирается с физиологией мозга, с тем, как снять тягу. Но любое лечение, по моему мнению, должно заканчиваться причастием. Божья помощь происходит на уровне таинства, на уровне чуда.
Как пережить самоизоляцию
— Сегодня, когда нас всех отправили в изоляцию, многое меняется и внутри человека. Допустим, раньше я успешно замещала общение с детьми соцсетями или магазинами, но обратно получается гораздо сложнее. Как перепрофилироваться вовнутрь, если привык жить «наружу»?
— Изоляция, в которой мы оказались, будет для кого-то страшным испытанием, а для кого-то великим спасением. Много людей запьет, уйдет в уныние и депрессию (я не знаю, насколько корректен этот прогноз).
Надо вспоминать все самое лучшее, что было в жизни. Именно это даст защитные иммунные силы. Книги, уборка, ремонт, общение с друзьями — каждый найдет что-то свое. Наш иммунитет всецело зависит от количества положительных эмоций. Все отрицательное будет этот иммунитет разрушать, поэтому необходимо находить такие занятия, которые будут увеличивать внутреннюю радость.
— Если у человека не было предрасположенности к алкоголю, может оно развиться в условиях изоляции? Как защитить близких от пристрастия к бутылке?
— Если у человека связаны с алкоголем какие-то радостные воспоминания, он так или иначе вернется к нему. Поначалу алкоголь будет ему помогать, а вот потом станет гораздо хуже. Поэтому я считаю, в стрессовой ситуации лучше совсем исключить алкоголь. Защитить человека могут только какие-то интересы, которые его всецело захватят.
— Особенно тяжело в изоляции подросткам. Кого-то увезли на дачу, интернет прерывистый, сверстников рядом нет… Мы все оказались в вакууме.
— Для того чтобы подросткам стало хорошо, должно быть хорошо родителям. Пока они не приведут себя в нормальное состояние, у них не будет нормальных отношений с подростками. Я живу в большом доме в Юкках, пригороде Петербурга. У меня тут трое детей и четверо внуков. Все они пребывают в радости, потому что папа и дедушка находится в таком состоянии.
— Но как привести себя в такое состояние?
— Я занимался этим всю жизнь. Целью жизни моей было стать счастливым! Как найти такую радость, которую никто не отнимет? Знаете, когда идет шторм, подводная лодка идет не в гавань, а погружается в глубину, где ее не качает.
Мы не можем эмоционально не реагировать на стрессовые ситуации в обществе, эмоции всегда будут нас штормить.
Но в душе должна быть такая глубина, куда мы можем спрятаться и где этот шторм не сможет нас настигнуть.
В этом месте души хранятся все самые лучшие воспоминания и благодать Божия.
— Что там, на этой глубине, решает сам человек? Или там — Бог?
— Там Бог всегда. И Он всегда подсказывает, что делать дальше. И всегда это неожиданно, радостно! Это называется «глаза не видели, уши не слышали» или «вам и не снилось». Вот какое там состояние!
— Коронавирус вырвал многих из круга «заработать — потратить». Сидя дома, тратишь только на самое необходимое. Пришло осознание, что раньше все время уходило куда-то, а жизнь проходила мимо. Как остановиться и научиться обходиться малым ради самой жизни?
— Сегодня это уже неактуально. Вчера — да. Сейчас мир войдет в такой экономический кризис, что «научиться обходиться малым» произойдет само по себе.
Фото Александра Шенгелидзе для группы Вконтакте «Ветер Радости»
Мнение врача-нарколога — православного священника Григория Григорьева. Священник Григорий Григорьев — преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, член коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Санкт-Петербургской митрополии, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, директор Международного института резервных возможностей человека.
— Какие методы вы применяете и есть ли методы, которые считаете недопустимыми?
— Методы, которые приводят человека к отрезвлению и воцерковлению, нельзя считать недопустимыми. Это мое глубокое убеждение. Не нужно анализировать, православны ли методики, доказавшие свою эффективность. Бессмысленно искать в секулярном обществе православные методы. Нет православной медицины, она, научная медицина, изначально физиологична и методологически атеистична. Но то, что приводит человека в Церковь, не может быть не от Бога. Неважно, какой дорогой приходит человек в храм, если в итоге приходит. Нужно воцерковлять программу «12 шагов» и другие эффективные методики. Главное, чтобы личность врача не заслоняла собой Бога. Суть у этих методик одна. Они все основаны на доверительной беседе, на контакте. Основная задача врача – объяснить человеку, что с ним происходит, что такое зависимость, что есть зависимость физическая, есть психическая, а есть духовная. Исцеление всегда начинается с понимания человеком, что он болен, а, стало быть, только своей волей без помощи врача и Бога зависимость преодолеть не может. Беда в том, что большинство зависимых больными себя не считают.
— Разве кодирование на беседе основано? Многие православные люди считают, что это бесовщина.
— Чушь собачья. Нет такой власти у бесов. На самом деле и кодирования в природе нет. Сегодня многие наркологи называют так любую врачебную манипуляцию. Это просто термин страха, на котором основаны многие современные методы лечения: химзащита, подшивка препарата «эспераль», вливание «торпедо», акупунктурное программирование и ряд других. Если бы была в природе сила, которая связывала волю человека и при этом вела к стопроцентному исцелению, открывший ее получил бы Нобелевскую премию. Если бы кто-то закодировал героинового наркомана, чтобы тот бросил принимать героин, ему бы памятник при жизни поставили. Но это невозможно. Кодирование – просто термин, за которым ничего не стоит. И неправда, что все закодированные не пьют – некоторые пьют. Стопроцентной эффективности нет ни в одной методике, и кодирование – не исключение. Но кому-то помогает протрезветь, и поэтому ничего богопротивного я в кодировании не вижу. А вот борьба с термином «кодирование» путает, смущает, разделяет людей, лишает их надежды на трезвость и уводит от Бога. Когда люди отрезвеют, кто-то придет в храм. А если не отрезвеют, никто не придет.
— И главный нарколог России Евгений Брюн говорит, что кодирование держит человека на страхе. Разве это допустимо?
— А вы вспомните, что сказал Господь, когда показывал Адаму райский сад: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт., 2, 16-17). Бессмертного и безгрешного человека пугал, говорил ему о смерти и грехе! Нам же, грешным, тем более необходимы и страх, и любовь. Страх исцелить не может, но может на время остановить. Разве это мало для человека, который из-за возлияний катится на дно, рискует потерять (или уже потерял) семью и работу? Вот когда он остановится, у него появится шанс исцелиться. А исцеляет только любовь.
— Но есть же и оккультные методы?
— Я не слышал, чтобы они применялись в официальной наркологии или чтобы кто-то бросил пить у оккультистов или колдунов. Не изгонит сатана сатану. Не могут темные силы восстанавливать тело – храм духа. Они способны только разрушать. Повторяю, среди методов, которые доказали свою эффективность, широко применяются и помогают какому-то проценту людей отрезветь, я не знаю ни одного, принципиально противоречащего христианству, отрицающего Христа как Бога.
20 лет жизни протоиерей Григорий Григорьев, выпускник Военно-медицинской академии, отдал морю. Он служил на Тихоокеанском флоте, принимал участие в дальних и трудных походах, пережил три аварии подводных лодок. Как раз после третьей, которая произошла в Индийском океане, он и задумался впервые о Божьем промысле.
– Когда лодка всё же всплыла на поверхность (хотя многие уже попрощались с жизнью), я выбрался на палубу. Взглянул в высокое тёмное звёздное небо и вдруг осознал: во Вселенной, оказывается, существует невероятный порядок, – вспоминает тот день отец Григорий. – И в эту минуту осознал, что случайно из хаоса он возникнуть не мог. В этот момент я поверил в Бога.
После этого подводник принял крещение, демобилизовался и стал работать психиатром-наркологом. Специализировался на лечении алкогольной зависимости, о которой хорошо знал из личного опыта. Служа врачом на подводной лодке, отец Григорий имел неограниченный доступ к спирту. Однажды, почувствовав неладное, стал вести хронометраж выпитого.
– Оказалось, что за три месяца я не принимал спиртного только три дня. Как врач осознал: это уже стало проблемой. С тех пор прошло 35 лет. И за все годы спиртного не пригубил ни разу!
Григорию Григорьеву повезло учиться у Александра Довженко, основателя метода стрессопсихотерапии алкогольной зависимости. Он стал одним из учеников, которым знаменитый врач завещал своё дело. Григорий Игоревич занялся совершенствованием метода, дав ему название – духовно ориентированная терапия, или целебный зарок. Сегодня отец Григорий заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, доктор богословия. Под его руководством защищено 3 докторские и 15 кандидатских диссертаций по лечению зависимостей.
– Всю жизнь я занимался строительством моста между медициной и Церковью, – поясняет батюшка.
Дорога в храм
По выходным дням в небольшой храм в деревне Юкки (Ленинградская область), в котором отец Григорий служит настоятелем, собирается по 400-500 человек. В основном это бывшие, настоящие и, увы, будущие пациенты отца Григория. Здесь даже из 12 алтарников половина бывшие алкоголики и наркоманы. Сегодня у всех у них семьи, дети, многие стали успешными бизнесменами. Батюшка с гордостью про них говорит: «Уверен, что Бог их не оставит, пока они стремятся к нему».
Самого колоритного отец Григорий называет «Патриарх алкоголизма». С батюшкой он познакомился в 37-летнем возрасте, к тому моменту успев 70 раз (!) полечиться в наркодиспансере. Когда денег на выпивку не хватало, продавал всё, что оказывалось под рукой. Умудрился продать даже батареи и входную дверь из своей квартиры. Сегодня на службу приходит с супругой и внуками…
– Но ведь наркологи считают, что алкоголизм неизлечим? – спрашиваю.
– Да, медицинским путём можно вывести из запоя, восстановить нарушения, которые возникают при приёме вредных веществ, – поясняет отец Григорий. – Но от духовной зависимости человека может освободить только Бог. Поэтому основа метода – зарок, обращение к Богу за помощью. По словам апостола Павла, Сила Божия в немощи человеческой свершается.
Лечение занимает… один день. Сперва 3-часовая общая беседа. Здесь задача – убедить человека в том, что он болен: ни один алкоголик себя таковым не считает. Потом индивидуальный приём, на котором пациент даёт зарок на кресте и Евангелии. Тем самым пришедший просит помощи у Бога и признаёт: если снова он начнёт пить, значит, откажется от Божьей помощи. После этого над ним читается молитва. И… тяга пропадает. Если же человек опять почувствует беспокойство, желание выпить, раздражительность, его ждёт исповедь. Этот повторный индивидуальный приём помогает обрести вновь силы для борьбы с пагубным пристрастием.
– Обыкновенное чудо, – говорят врачи и психологи, которые по долгу службы присутствуют на беседах.
Замечаю, что многие покупают нательные крестики прямо перед началом беседы.
– Строго говоря, верующими их назвать нельзя, – подтверждает мои наблюдения батюшка. – Под бомбёжкой человек кричит «Господи, помоги!» не потому, что верит в Бога, а потому, что деваться некуда. Вот и они сюда пришли, потому что жизнь загнала их в угол. Но после разговора многие становятся прихожанами.
Нередко на огласительные беседы к отцу Григорию приходят целыми семьями. Увы, случаи, когда жёны алкоголиков, которые водили их по врачам, сами начинают пить, не редкость.
– Психиатры называют это явление индуцированным психозом, а простые люди говорят: «С кем поведёшься, от того и наберёшься», – поясняет батюшка. – Поэтому я всегда говорю жёнам алкоголиков: перестаньте их спасать. Спасайте себя! Иногда единственное, что вы можете сделать для человека, – это вовремя уйти от него.
Русские – пьяницы?
Убеждения, что женский алкоголизм неизлечим, отец Григорий не разделяет:
– Женщина – существо более совершенное, чем мужчина. Они сделаны из более качественного материала (Адам – из грязи, а Ева – из его ребра), потому и излечиваются быстрее.
С тем, что алкоголизм – наследственное заболевание, батюшка тоже не согласен:
– Научные исследования показали, что даже многолетнее употребление спиртного не повреждает генетический код. Поэтому над детьми пьющих родителей нет никакого проклятия. Просто живя в пьющей семье, они порой другой жизни себе не представляют.
Не согласен врач-священник и с тем, мол, что у «русского человека пьянство в крови»:
– Алкоголизм – хорошо изученное заболевание. В России алкоголизм распространён так же, как в других европейских странах. Просто русский человек всегда был человеком духовных ценностей. Когда они исчезли, нишу заняли разные зависимости. Но с Божьей помощью всё преодолеем.