Светофор его польза на дорогах

Светофор его польза на дорогах thumbnail

Ольга Семенова
Конспект занятия по ПДД «Почему и для чего появился светофор?»

Конспект по ПДД в старшей группе «Почему и для чего появился светофор?»

Воспитатели: Семенова О. Н.

Лебедева Е. А.

Цель: Закрепление детьми знаний о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.

Задачи:

-познакомить с историей светофора

-Закрепить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых сигналах.

-Дать представления о видах светофора

-Развивать умения выполнять движения в соответствии сигнала светофора.

– Развивать умение логически мыслить.

– Приобщать кправиламбезопасного поведения на проезжей части.

Методические приемы:

– Информационно-иллюстративный: беседа, вопросы, объяснение, художественное слово (загадки).

– Игровой: физкультминутка «Автомобили», дидактическая игра «Светофор», решение кроссворда.

Словарная работа: ухабистыедороги, светофор, трамвай, повозка, всадник, дальтоник.

Предварительная работа:

– Подвижныеигры:«Воробушки и автомобиль», «Стой-иди», «Красный, желтый, зеленый».

– Беседы о правилах дорожногодвижения:«Как мы переходим дорогу», «Что я вижу в городе».

– Разбор опасных ситуаций на дорогах, улице.

– Инсценировка ситуаций:«Воспитанный пассажир»,«Найди ошибку».

– Целевые прогулки к проезжей части дороги, к перекрёстку, к дорожным знакам.

– Рассматривание альбомов, книг по правилам дорожного движения.

– Просмотр мультфильмов:«Уроки тётушки совы».

– Чтение художественнойлитературы: С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»,«Машины на нашей улице»и другие.

– Сюжетно- ролевые игры:«Транспорт», «Водитель»

– Игры за столом:«Как избежать неприятностей»,«Азбука пешехода»,«Внимание

дорога»и т. д.

-Дидактические игры: «Кто быстрей соберёт светофор», «Запрещается-разрешается», «Да-нет»

Оборудование:

Макет улицы, дорожные знаки, макет автобуса, рули, 2 набора разрезных картинок «Проезжая часть», загадки, игрушечные автомобили, знаксветофора. презентация, карточки к дидактическим играм.

Ход занятия.

Появляется Лунтик с перевязанной ногой, рукой, весь в царапинах и ссадинах, издаёт звуки боли. – Что случилось? Вопрос воспитателя, а может кто-то из детей. Лунтик рассказывает о том, как он шёл к нам в гости и не правильно переходил дорогу.

А ты что не знаешь, что это не правильно? Когда мы переходим дорогу нам помогает наш друг. который оберегает нас от разных чрезвычайных ситуаций, подсказывает как правильно себя вести на дороге. Но этот друг необычный, а чтобы узнать кто это, ребята, я загадаю вам загадку.

Слайд №2

Ребята, а давайте мы вами отправимся в путешествие и узнаем: почему и когда появился светофор? А в этом поможет нам Автознайка.. Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать.

Слайд №3

– Было время, когда по улицам идорогамездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никакихправил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, адорогиизвилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно изобрестиправила, которые сделали быдвижениепо ним удобным и безопасным.

Слайд №4

Потомпоявились первые автомобили. Ездили они очень медленно. Со временем автомобилей становилось всё больше. Тогда ипоявились первые правила для автомобилистов. Было время, когда перейти через улицу большого города было совсем непросто. Люди подолгу стояли на тротуаре и ждали, когда же закончится нескончаемый поток конных экипажей. Самые нетерпеливые перебегали улицу. Как вы считаете, ониправильно поступали? Что с ними могло случиться?

(Ответы детей)

Слайд№5

Что уж говорить про наши дни, когда поток машин несётся в несколько рядов! Как пешеходам перейти улицу? А ведь ещё есть машины, которые двигаются в поперечномнаправлении, и им тоже необходимо освободитьдорогу. Подумайте и скажите, что помогло отрегулироватьдвижение на дороге?

(Ответы детей).

Правильно, на помощь участникамдорожного движения — и пешеходам, и водителям — приходит светофор. Светофор переводится с другого языка —«носитель света». Он регулируетдвижениес помощью световых сигналов.

Слайд №6,7

Знаете ли вы, когдапоявилсяпервый светофор?

(Ответы детей)

Слайд №8

У нас в стране первый светофорпоявилсяпочти 100лет назад в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

Слайд №9

В большинстве светофоров используют сигналы трёх цветов. Какие?

(Ответы детей).

А вы знаете, почему именно эти цвета выбрали для светофора?

(Ответы детей)

Дидактическая игра «Светофор»

Воспитатель раздает детям круги желтого, красного, зеленого цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие цветные круги и объясняют, что означает каждый сигнал.

Читайте также:  Каши из пророщенного зерна польза

Почему были выбраны именно эти цвета светофора?

(Ответы детей)

Красный — цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в дождь и в туман. Не случайно пожарные машины всех стран выкрашены в красный цвет. Они предупреждают других участниковдвиженияоб опасности и требуют уступить имдорогу. Вот и красный сигнал светофора запрещаетдвижение. Он словноговорит:«Стой! Путь закрыт!»

Зелёный – цвет резко отличается от красного; их невозможно перепутать. Поэтому зелёный сигнал светофора, в отличие от красного, не запрещает, а разрешаетдвижение. Он как будтоговорит:«Путь открыт!»

Между красным и зелёным «глазами»светофора поместили ещё один — жёлтый. Он призывает водителей и пешеходов быть внимательными, словно говоряим: «Внимание! Скородвижениебудет либо разрешено, либо запрещено».

Иногда на светофорах, кроме трёх основных цветовых секций, устанавливают дополнительные зелёные стрелки. Они указываютнаправление, в котором разрешенодвижение.

Слайд10

Какие еще бывают светофоры?

(Ответы детей)

По своему назначению светофоры бывают пешеходные или транспортные

По расположению сигналов горизонтальные и вертикальные

Слайд №11

В пешеходных светофорах используются только два световых сигнала — красный и зелёный. На них изображены человечки-пешеходы. Красный человечек — стоит, а зелёный — идёт.

– Как вы думаете, что эти цветные человечки обозначают?

Да,правильно, если светится красный пешеход — идти черездорогу нельзя, надо стоять. А вот если светится зелёный пешеход — можно переходить улицу, но обязательно убедившись в том, что нет помех для безопасного перехода.

Чаще всего такие пешеходные светофоры устанавливают в тех местах, гдедвижется большой поток машин и пешеходам трудно перейтидорогу.

Слайд №12

Для людей которые не видят используют светофор со звуковым сопровождением

Слайд №13

Для тех кто плохо различает цвета

Слайд №14

Физкультминутка “Автомобили”.

Проснулись, потянулись.

Наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.

Руки вверх-в стороны, голову поднять – прогнуться – глубокий вдох.

Заводим мотор.

Ноги врозь, руки – в стороны. Поворот туловища влево-вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.

Проверяем ремни безопасности.

Ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, рукискользят вдоль туловища.

Проверяем тормоза.

Руки за спиной, вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно.

Поехали.

Ходьба на месте, переходящая в бег.

Кроме этого существуют транспортные светофоры. Они тоже бывают разные.

Для регулирования движения автомобилей применяют привычные нам светофоры.

Слайд №15

Для регулирования движения велосипедистов иногда применяют специальные светофоры. Это может быть светофор, сигналы которого выполнены в форме силуэта велосипеда.

Слайд №16

Для регулирования движения трамваев используют светофор с горизонтальным расположением

Слайд №17

Для поездов тоже есть свой светофор.

Слайд №18

Решение проблемных ситуаций:

Почему на одном столбе висят два светофора (для водителей и пешеходов)

(Ответы детей)

Если на светофоре для водителей горит красный сигнал, то каким цветом загорится сигнал на светофоре для пешеходов (зеленым)

(Ответы детей)

А если на светофоре для водителей загорелся зеленый цвет, то какой свет будет гореть на светофоре для пешеходов (красный). Можно ли переходить дорогу?

(Ответы детей)

Если на перекрестке висит только светофор для водителей, то на какой сигнал светофора будешь переходить улицу?

(Ответы детей)

Если во время перехода дороги загорелся желтый сигнал, что будешь делать дальше, стоять или продолжить путь?

(Ответы детей)

А еще в зависимости от назначения сигналы светофора могут быть в виде стрелок, Х-образные,

Слайд №19

Ребята а вы знаете что у светофора есть даже свой праздник который отмечают 5 августа

Слайд №20

Наш автознайка много путешествовал и привез много фотографий,где изображены памятники светофору.

Слайд №21

Дидактическая игра «Подумай — отгадай»

– Я хочу узнать, кто у нас вгруппесамый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы и бросать мяч, а вы его ловите и, отвечая на вопрос, бросаете мне его обратно.

Сколько колёс у легкового автомобиля (Четыре.)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде (Один.)

Кто ходит по тротуару (Пешеход.)

Ктоуправляет автомобилем (Водитель.)

Как называется место пересечения двухдорог (Перекрёсток.)

Для чего нужна проезжая часть (Длядвижения транспорта.)

Читайте также:  Гаджеты вред и польза для подростков

По какой стороне проезжей частидвижется транспорт (Поправой.)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушилправила дорожного движения (Авария или ДТП.)

Какой свет верхний на светофоре (Красный.)

Сколько сигналов у светофора (Три.)

С каким животным сравнивают пешеходный переход (С зеброй.)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)

Ребята вам понравилось наше путешествие? .Мы с Автознайкой узнали историю светофора, назначение, виды.

А ты всё запомнил, Лунтик?

-Чтобы наш Дунтик больше не попадал в неприятности и не забывал правила дорожного движения, давайте мы ему изготовим светофоры.

У вас на столах лежат светофоры, но в них не хватает цветов. Давайте мы вырежем круг нужного цвета и приклеим к светофору. Каким образом мы можем получить круг из квадрата?

Молодцы, посмотрите, как я делаю и повторите за мной.

Ну а теперь вы делайте светофоры. Какие цвета вы используете?

В каком порядке эти цвета должны стоять?

Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали. Я отдам ваши светофоры нашему гостю.

Лунтик: «Спасибо вам, ребята. До свидания!»

Источник

Кто, где и за сколько ставит светофоры? Мы выяснили это.

В Москве на пересечении дублера проспекта Мира и Сельскохозяйственной улицы установили светофор. И тут же возникли затяжные пробки, которых раньше не было. Ситуация нормализовалась, когда светофор… отключили. Вывод очевиден: просчитались! Интересно, кто решил, что на этом перекрестке необходим светофор? А ведь его установка стоит немалых денег. И еще нужно раскошелиться на демонтаж.

Главное отличие современного светофора от предшественников — наличие электронных мозгов, благодаря которым половиной столичных светофорных объектов можно управлять из ситуационного центра. Связь идет по проводам (как правило, оптоволоконным) и радиоканалу. Предусмотрена защита от хакеров.

Главное отличие современного светофора от предшественников — наличие электронных мозгов, благодаря которым половиной столичных светофорных объектов можно управлять из ситуационного центра. Связь идет по проводам (как правило, оптоволоконным) и радиоканалу. Предусмотрена защита от хакеров.

Кто виноват?

В Москве за светофорными объектами следит ЦОДД (Центр организации дорожного движения), анализирующий ситуацию: регулярность и протяженность пробок, количество и тяжесть аварий, плотность пешеходного потока. Данные предоставляют и окружные комиссии по безопасности дорожного движения. Любой столичный светофор проходит многоуровневое утверждение, включая согласование с ГИБДД.

Новый светофор на перекрестке Бульварного кольца и Петровки: уменьшенные габариты, глазок видеокамеры, графическое отображение длительности сигнала.

Новый светофор на перекрестке Бульварного кольца и Петровки: уменьшенные габариты, глазок видеокамеры, графическое отображение длительности сигнала.

Говорят, подобные шикарные шкафы светофорных объектов через некоторое время появятся на улицах. За чей счет гуляем?

Говорят, подобные шикарные шкафы светофорных объектов через некоторое время появятся на улицах. За чей счет гуляем?

На вопрос о «проблемном» светофоре мне в ЦОДД ответили, что он появился при реконструкции Ярославского шоссе, где предполагалось изменить схему движения. Местные жители просили установить светофор для пешеходов. Схему не изменили, светофор отключили, жители замолчали. На баланс ЦОДД светофор не поступал. Заказчик — Департамент строительства Москвы. Там, мол, и спрашивайте.

Впрочем, и так понятно, что по меркам столичного Центра организации дорожного движения один светофор — ничто. Сейчас в Москве около 40 тысяч светофоров, объединенных в 2390 светофорных объектов. Одним больше, одним меньше… Деньги-то не кровные, а из карманов налогоплательщиков.

Сколько стоит светофор?

Стоимость самого простого трехсекционного светофора типа Т1 начинается с 15 000 рублей. Это базовый минимум, финальная цена зависит от типа и количества светофоров на перекрестке, а также от трудности монтажа. Например, светофорный объект на улице Яблочкова обошелся в 1 214 140 рублей, а на пересечении Трубецкой улицы с улицей Усачева — в 5 290 390 рублей. Несколько миллионов рублей — средняя московская цена на оборудование перекрестка под ключ; в нее входит установка не только светофоров, но и дорожных знаков, указателей, ограждений, а также нанесение разметки.

Все столичные светофоры — отечественного производства (в том числе московского), однако в них могут применяться импортные комплектующие.

Все столичные светофоры — отечественного производства (в том числе московского), однако в них могут применяться импортные комплектующие.

Материалы по теме

В регионах, как правило, дешевле — в первую очередь из-за стоимости работ. Например, в городе Касли Челябинской области в 2013 году светофорный объект (восемь светофоров) обошелся в 270 000 рублей. В Тамбовской области 24 светофора приобрели за 334 000 рублей. То есть дешевле 14 тысяч за штуку — как они и стоят с оптовой скидкой.

Но поставить светофоры — полдела, их нужно еще и обслуживать. Раз в десять дней у каждого проверяют работоспособность, износ и повреждения, чистят линзы. Преду­смотрены регламентные работы — от тестовых операций до чистки контактов и измерения сопротивления изоляции. Нужно платить зарплату обслуживающему персоналу, содержать транспорт, покупать расходники и запчасти. Все это тоже немалые деньги.

Им сверху видно всё

Эксплуатация светофоров не ограничивается обслуживанием. Я побывал в ситуационном центре, откуда координируют работу столичных светофоров. На два десятка больших экранов выводятся изображения с камер видеонаблюдения. При затруднениях в движении операторы изменяют режим работы светофоров, выбирая наиболее подходящий из заложенных пяти-семи алгоритмов. Вот на одной из улиц собирается пробка — оператор меняет режим, «хвост» начинает таять на глазах. Эффектно!

Читайте также:  Рыба свойство польза и вред

Проспект Мира: «лежачие» светофоры не только на земле, но и в воздухе. Но почему красный сегмент справа? Пришлось обратиться в ЦОДД с жалобой. Уже поправили.

Проспект Мира: «лежачие» светофоры не только на земле, но и в воздухе. Но почему красный сегмент справа? Пришлось обратиться в ЦОДД с жалобой. Уже поправили.

Но такое переключение режимов помогает не всегда. По моим наблюдениям, заторы возникают с удивительным постоянством в одних и тех же местах, причем смену алгоритма работы светофоров заметить из пробки невозможно. Светофоры просто отрабатывают заложенную программу, а не отслеживают ситуацию — движется ли транспорт или нет. Часто куда эффективнее разруливают сложные ситуации регулировщики, берущие управление трафиком в свои руки. Но нужны ли тогда эти ситуационные центры? Стоит ли строить и оборудовать для них помещения, покупать дорогое оборудование, содержать сотрудников?

Эффектно. А эффективно?

Материалы по теме

Прошлой осенью на столичном проспекте Мира появился первый «лежачий» светофор — в асфальт вмонтировали стеклянные кирпичики с подсветкой, дублирующей сигналы обычного светофора. Подобные «лежачие» светофоры уже работают в Санкт-Петербурге и Челябинске. Светящиеся полосы — антивандальные, выдерживают вес тяжелой техники и удары до десяти килоджоулей — хоть кувалдой бей. И выглядят красиво. Но какая от них польза?

Я в шутку подкинул инициаторам идею: это светофор для тех, кто ходит по улицам, уткнувшись носом в смартфон.

Фантастика: моя версия стала официальной! И, видимо, выделили под эту идею дополнительный бюджет, потому что конструкцию доработали.

К светящимся полосам добавили надписи «Стой» и «Иди», чтобы сигналы на тротуаре не сбивали с толку водителей. Сами светящиеся полосы сделали шире и ярче, чтобы их было видно и на солнце, и даже под слоем грязи или снега.

В центре Москвы встречаются светофоры и для велосипедистов. Осталось заставить «педальных» беспрекословно выполнять ­требования электронного регулировщика.

В центре Москвы встречаются светофоры и для велосипедистов. Осталось заставить «педальных» беспрекословно выполнять ­требования электронного регулировщика.

Материалы по теме

По сообщению фирмы «Айра», специализирующейся на световом оформлении городов, реновацию «светофора под ногами» провели по многочисленным просьбам местных жителей.

И тут же статистика: за год работы умного светофора на опасном участке дороги не произошло ни одного ДТП со смертельным исходом. Сколько их было до — ­ не говорят.

Повысить безопасность движения, по мнению новаторов, должен и светящийся шнур, идущий по Г‑образной опоре светофора. Такой можно увидеть, например, в самом начале Ленинградского проспекта. Правда, когда мы поехали фотографировать его для статьи, половина светодиодов в нем уже не горела. На «ноу-хау» не тратили бюджетных денег: шнур приобрел и установил один из подрядчиков ЦОДД. И свежая новость на эту тему: эксперимент признан удачным, до конца года в столице установят 54 светофора с опорами, меняющими цвет. Это уже на бюджетные средства.

На перекрестке Бульварного кольца и Петровки прошлой осенью поставили компактные светофоры со встроенными видеокамерами и датчиками движения. Помимо выполнения основной своей функции они еще следят за обстановкой на перекрестке и передают информацию в центр управления. Инновационно? Безусловно! А насколько удалось благодаря этому «ноу-хау» поднять уровень безопасности и улучшить организацию движения? Об этом чиновники пока молчат.

Если увидите в Москве неработающий светофор, не поленитесь позвонить по короткому номеру 3210. Это поможет быстрее устранить неисправность. Такие «аварийные» номера есть и в других городах — обычно их можно найти на самих светофорах.

ПОЛТОРА ВЕКА НА СЛУЖБЕ

Первые московские светофоры мало походили на современные и напоминали часы. Вместо электронных мозгов в них стояло механическое реле времени.

Первые московские светофоры мало походили на современные и напоминали часы. Вместо электронных мозгов в них стояло механическое реле времени.

Первый светофор появился 10 декабря 1868 года в Лондоне. Конструктор Джон Пик Найт взял за образец для подра­жания железнодорожный семафор. На столбе он смонтировал два подъемных флажка, останавливающих движение, а на верхушке — газовый фонарь для ночной работы, с красным и зеленым сигналами. Правда, проработал светофор лишь месяц и взорвался, ранив управлявшего им полисмена.

Тем не менее устройство доказало свою эффективность, хоть немного упорядочив хаотическое уличное движение.

В 1910 году Эрнст Сиррин (Чикаго, США) запатентовал автоматическую систему управления светофором. Через два года Лестер Вайр (Солт-Лейк-Сити, США) разработал светофор с двумя круглыми электрическими сигналами. А уже в 1914 году возникла американская светофорная компания, которая поставила на перекрестке в Кливленде четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога с красными и зелеными линзами и звуковым сигналом. Ими управлял полицейский из будки.

Трехцветные светофоры также впервые сделали в США — в Детройте и Нью-Йорке, в 1920 году. Их авторами были Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис.

В России первые светофоры появились в 1930 году: 15 января — в Ленинграде, ­на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского ­(Невского и Литейного), а 30 декабря — в Москве, на углу Петровки и Кузнецкого Моста.

Источник