Сущность налога изъятие государством в пользу общества части
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Сущность налога
— это:
б) изъятие государством в пользу
общества части стоимости валового внутреннего
продукта в виде обязательного платежа;
1.2. Налог — это:
в) обязательный, индивидуальный,
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц;
1.3. Сбор — это:
б) обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий совершения
в отношении плательщиков сборов государственными
органами юридически значимых действий;
1.4. Налогоплательщиками
или плательщиками сборов могут быть признаны:
б) организации и физические лица;
1.5. Субъект налогообложения
— это:
а) организации и физические лица,
на которых НК РФ возложена обязанность
уплачивать соответствующие налоги и
сборы;
1.6. Объектами
налогообложения могут являться:
а) любое обстоятельство, имеющее
стоимостную, количественную или физическую
характеристику, с наличием которой у
налогоплательщика возникает обязанность
по уплате налога;
1.7. Налоговая
ставка — это:
а) размер налога на единицу налогообложения;
1.8. Налоговый
период — это:
б) календарный год или иной период
времени применительно к отдельным налогам,
по окончании которого определяется налоговая
база;
1.9. Налоговая
база — это:
а) стоимостная, физическая или
иная характеристика объекта налогообложения;
1.10. Какое из следующих
положений является одним из принципов
построения налоговой системы, установленных
НК РФ:
в) налоги и сборы не могут иметь
дискриминационный характер;
1.11. Принципом
налогообложения, сформулированным Адамом
Смитом, является:
а) принцип справедливости;
1.12. Недоимка
— это:
в) сумма налога или сбора, не уплаченная
в установленный законодательством о
налогах и сборах срок;
1.13. Не признается
реализацией товаров, работ, услуг:
в) передача основных средств
при реорганизации юридического лица;
1.14. Пошлина —
это:
в) денежная плата за совершение
специально уполномоченными органами
отдельных действий в интересах физических
и юридических лиц;
1.15. Налоговыми
агентами признаются лица, на которых
возложена обязанность:
г) по исчислению и удержанию у
налогоплательщика и перечислению в соответствующий
бюджет налогов.
1.16. Доходом признается
экономическая выгода, выраженная:
б) в денежной или натуральной
форме, определяемая в соответствии с
положениями НК РФ;
1.17. Цена товаров
(работ, услуг) для целей налогообложения
принимается:
в) как цена, указанная сторонами
сделки, если иное не предусмотрено налоговым
законодательством;
1.18. Взаимозависимыми
лицами признаются:
г) физические лица и организации,
отношения между которыми могут оказать
влияние на условия или экономические
результаты деятельности.
1.19. Рыночной
ценой товаров (работ, услуг) признается:
г) цена, сложившаяся при взаимодействии
спроса и предложения на рынке идентичных
товаров в сопоставимых экономических
условиях.
1.20. При реализации
товаров (работ, услуг) по государственным
регулируемым ценам (тарифам) для целей
налогообложения принимаются:
б) указанные цены (тарифы);
- НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Только НК
РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:
а) федеральные налоги и сборы;
2.2. Региональные
или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные
НК РФ:
б) не могут устанавливаться;
2.3. К региональным
налогам относятся:
в) налог на имущество организаций;
2.4. К федеральным
налогам относятся:
б) налог на прибыль организаций;
2.5. К местным
налогам относятся:
а) земельный налог;
2.6. К специальным
налоговым режимам относятся:
б) система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности;
2.7. Неустранимые
сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах толкуются:
а) в пользу налогоплательщика
(плательщика сборов);
2.8. Местом нахождения
обособленного подразделения организации
признается:
а) место осуществления деятельности
обособленным подразделением;
2.9. При установлении
регионального налога законодательными
(представительными) органами субъектов
Российской Федерации налоговые льготы:
б) могут устанавливаться в пределах
установленных НК РФ;
2.10. Обязанность
по уплате налога (сбора) прекращается:
б) с уплатой налога (сбора);
2.11. Требование
об уплате налога должно быть направлено
налогоплательщику не позднее:
в) 3 месяцев со дня выявления недоимки;
2.12. Требование
об уплате налога должно быть исполнено:
г) срок не установлен.
2.13. Обязанность
по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов
ликвидируемой организации исполняют:
б) ликвидационная комиссия;
2.14. При обнаружении
ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся
к прошлым налоговым периодам, перерасчет
налоговых обязательств производится:
в) в периоде совершения ошибки;
2.15. Если организация
создана в период с 1 по 31 декабря, первым
налоговым периодом для нее является период:
в) со дня создания до конца календарного
года, следующего за годом создания;
2.16. Срок уплаты
налога может изменяться в форме:
б) инвестиционного налогового
кредита;
2.17. Налогоплательщики
организации и индивидуальные предприниматели
обязаны сообщать в налоговые органы об
открытии или закрытии счетов:
в) в течение 7 дней;
2.18. Инвестиционный
налоговый кредит может быть предоставлен:
а) по налогу на прибыль;
2.19. Процентная
ставка пени определяется как 1/300 ставки
рефинансирования Банка России, действующей:
б) за период существования недоимки;
2.20. Арест на все
имущество налогоплательщика-организации:
б) может быть наложен;
2.21. Исковое
заявление в суд о возврате
суммы излишне уплаченного налога
может быть подано со дня
уплаты указанной суммы:
в) в течение 3 лет;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
И СБОРЫ - Налог на прибыль организаций
3.1.1. Налогоплательщиками
признаются:
а) российские и иностранные организации;
3.1.2. Не являются
плательщиками налога на прибыль:
в) организации, применяющие упрощенную
систему налогообложения;
3.1.3. Объектом
налогообложения признаются:
а) доходы, уменьшенные на сумму
расходов;
3.1.4. Доходами
от реализации признаются:
б) выручка от реализации товаров
(работ, услуг) как собственного производства,
так и ранее приобретенных;
3.1.5. В состав
прочих доходов для целей налогообложения
включаются:
б) прибыль прошлых лет, выявленная
в отчетном периоде;
3.1.6. В состав
прочих расходов включаются:
а) расходы на услуги банков;
3.1.7. При определении
налоговой базы не учитываются:
в) имущество, полученное в форме
залога;
3.1.8. Пеня по хозяйственному
договору, причитающаяся к получению,
признается доходом:
в) на дату признания должником
или получения средств на счета в банках
либо в кассу в зависимости от выбранного
метода признания доходов и расходов;
3.1.9. Не подлежат
налогообложению доходы в виде:
б) имущества, полученного в рамках
целевого финансирования;
3.1.10. При осуществлении
различных видов деятельности общепроизводственные
и общехозяйственные расходы распределяются:
а) пропорционально размеру выручки,
полученной от каждого вида деятельности
в общей сумме выручки;
3.1.11. К посреднической
деятельности относится:
б) комиссионная деятельность;
3.1.12. Расходами
признаются:
а) обоснованные и документально
подтвержденные затраты, направленные
на получение дохода;
3.1.13. К расходам
на оплату труда не относятся:
в) выплаты за счет средств специального
назначения;
3.1.14. К амортизируемому
имуществу относится:
а) имущество со сроком полезного
использования более 12 месяцев и первоначальной
стоимостью более 40 000 руб.;
3.1.15. Представительские
расходы нормируются в размере:
а) 4% расходов на оплату труда;
3.1.16. В себестоимость
товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
прибыли включаются:
а) транспортный налог;
3.1.17. В себестоимость
товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
не включаются:
б) расходы на рекламу сверх предусмотренных
нормативов;
3.1.18. Проценты
по банковским кредитам для целей налогообложения:
а) включаются в себестоимость
товаров (работ, услуг)в пределах, установленных
положениями НК РФ;
3.1.19. Сумма резерва
по сомнительным долгам создается:
в) в зависимости от срока возникновения
задолженности по состоянию на последний
день отчетного периода, но не должна превышать
10% выручки;
3.1.20. Налогооблагаемая
прибыль организаций, получивших безвозмездно
от других организаций имущество:
в) увеличивается на рыночную
стоимость этого имущества с учетом ст.
40 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости;
3.1.21. Организации,
имеющие обособленные подразделения,
уплачивают налог на прибыль по месту
нахождения этих подразделений:
в) пропорционально среднесписочной
численности (расходов на оплату труда)
и остаточной стоимости амортизируемого
имущества;
3.1.22. Признание
доходов и расходов по методу начисления
происходит:
а) в том отчетном (налоговом) периоде,
в котором они имели место;
3.1.23. По налогу
на прибыль установлены следующие ставки
в зависимости от вида дохода:
г) 20%, 15%, 10%, 9%, 0%.
3.1.24. Налоговым
периодом по налогу на прибыль признается:
в) календарный год;
3.1.25. Квартальные
авансовые платежи по налогу на прибыль
имеют право уплачивать:
г) все организации, у которых
за предыдущие четыре квартала доход от
реализации товаров (работ, услуг) не превысил
в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал.
3.1.26. Сумму налога:
а) организация исчисляет самостоятельно
как произведение ставки налога и налоговой
базы;
3.1.27. Ежемесячные
авансовые платежи налога на прибыль уплачиваются
в бюджет:
в) не позднее 28-го числа каждого
месяца;
3.1.28. Не включаются
в доходы банка:
б) суммы положительной переоценки
средств в иностранной валюте, поступившие
в уплату уставного капитала;
3.1.29. Организации
ведут налоговый учет:
а) в обязательном порядке;
3.1.30. Подтверждением
данных налогового учета являются следующие
группы документов:
б) первичные учетные документы,
аналитические регистры налогового учета,
расчет налоговой базы;
3.2. Налог на добавленную стоимость
3.2.1. Плательщиками
НДС не признаются:
в) обособленные подразделения
организации;
3.2.2. Освобождение
от обязанностей налогоплательщика предоставляется,
если:
г) сумма выручки без учета НДС,
за три предшествующих последовательных
календарных месяца в совокупности не
превысила 2 млн руб.
3.2.3. Сумма налога,
подлежащая уплате в бюджет, исчисляется
как разница между суммой налога, исчисленной
от реализации товаров (работ, услуг), и
суммой:
в) налоговых вычетов;
3.2.4. К объектам
налогообложения относится реализация
товаров (работ, услуг):
а) на территории Российской Федерации,
в том числе на безвозмездной основе, выполнение
строительно-монтажных работ для собственного
потребления;
3.2.5. К оборотам,
облагаемым НДС, относятся:
а) услуги по предоставлению
напрокат аудио- и видеоносителей из фондов
учр
г) передача товаров для собственных
нужд.
3.2.6. При реализации
на безвозмездной основе товаров (работ,
услуг):
г) плательщиком НДС признается
передающая сторона.
Сущность налогов
изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости внутреннего продукта в виде обязательного взноса
¡ Взносы осуществляют:
работники, создающие своим трудом материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
¡ хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства
Налог –это обязательный, индивидуально-безвозмездный взнос, взимаемый центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающий в бюджеты различных уровней.
Налоги –это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, судов, непроизводственной сферы
НАЛОГИ:
с юридической точки зрения -налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой – субъект налогообложения
(юр.или физ. лицо).
с экономической точки зрения- налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
Виды налоговых платежей :
¡ налог (систематический взнос, который уплачивается без всякого встречного удовлетворения);
¡ сбор(плата государству за право пользования или право осуществления деятельности);
¡ пошлина (плата за совершение действий государственными органами);
¡ платеж (плата за использование ресурсов, направленных на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния).
Вопрос 2
Функция налога –это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога.
Выделяют следующие функции налогов:
¡ фискальная –способствует аккумуляции денежных средств для формирования доходной части бюджета;
¡ контрольная –оценивает эффективность налогового механизма, обеспечивающая контроль за движением финансовых ресурсов,
¡ регулирующая –выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и дает возможность сопоставления налоговых поступлений с потребностями государства в финансовых ресурсах;
¡ распределительная –способствует распределению и перераспределению доходов;
¡ социальная –дает возможность формировать одинаковую налоговую нагрузку посредством льгот.
Субъект налогообложения – это юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога.
Объект налогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), добавленная стоимость, на которые начисляется налог.
Налоговая база –представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая ставка (норма налогообложения) – это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т. п.).
Налоговый период – это период (календарные: месяц, квартал, год), по окончанию которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма к уплате, применительно к определенному налогу.
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Порядок исчисления налога– это определенные законом методические правила расчета величины налога. Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налогового агента или налоговый орган.
Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.
Налоговая льгота -полное или частичное освобождение от налога.
Виды Льгот:
v необлагаемый минимум объекта налога;
v изъятие из обложения определенных
элементов объекта;
v освобождение от уплаты налогов
отдельных лиц или категорий плательщиков;
v понижение налоговых ставок;
v целевые налоговые льготы, включая инвестиционный
налоговый кредит (отсрочки взимания налогов);
v прочие налоговые льготы.
Вопрос 3
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНЯ ПО
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
1.1 Сущность налога
1.2 Элементы налога
1.3 Функции налогов
1.4 Классификация налогов
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА
2.1 Структура налоговых доходов государства
2.2 Динамика налоговых доходов
2.3 Значение налогов в доходах государства
2.4 Прогноз налоговых поступлений в 2009-2011 годах
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ: КАК ЕЕ СДЕЛАТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо подчеркивал К. Маркс. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно – правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.
Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
– описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
– рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
– показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.
налог доход государство бюджет
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОГОВ
1.1 Сущность налога
В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций.
Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общегосударственных функций.
Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций можно считать следующее определение. «Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента»[1].
Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
1.2 Элементы налога
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
1) Субъект налогообложения – это организация или физическое лицо, на которые законодательными или иными нормативными актами возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
2) Объект налогообложения – это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Видами объектов налогообложения как экономического элемента налогов выступают: выручка от реализации, доход, прибыль, имущество, определенные действия и виды деятельности, наступление отдельных событий.
3) Налоговая ставка – это величина налога на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают: твердые и долевые. Долевые делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
4) Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Порядок ее определения по каждому виду налога устанавливается законодательно. Она необходима именно для исчисления налога, но непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог.
5) Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
6) Источник налога —это средства, используемые для уплаты налога. Выбор источника налога строго ограничен: существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, – доход и капитал налогоплательщика.
7) Налоговый оклад — это подлежащая взиманию сумма налога. Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты налога. Срок уплаты налога — это срок, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Существуют три основных способа уплаты налога
Рисунок 1.1 – Способы уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ
8) Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы могут быть разделены на три группы:
1) изъятие (выведение из-под налогообложения отдельных предметов);
2) скидки (льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы);
3)налоговый кредит- льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки.
1.3 Функции налогов[2]
Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.
Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Выделяют две основные функции налогов: фискальную и регулирующую. А также четыре вспомогательные функции: распределительная, социальная, стимулирующая и контрольная.
Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Распределительная функция заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.