Статья ушинского о пользе педагогической литературы кратко

<…> если нам раза два случалось встретить у наших педагогов систематическое собрание главнейших педагогических сочинений, то гораздо чаще встречали мы таких педагогов-практиков, которые с презрением отзывались о педагогической теории и даже питали какую-то странную вражду к ней <…>

Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея.

Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли. Но, увы, спор этот <…> часто слышится в жизни и в особенности в деле воспитания.

Часто педагог-теоретик, принимаясь за свое сочинение, прежде всего отвлекает свою мысль от бессмысленной пестроты жизненных явлений, старается возвыситься до абстрактных начал воспитания, определяет сначала цель человеческой жизни, взвешивает средства к достижению этой цели и начинает чертить путь воспитания, забывая, что главный вопрос о цели человеческой жизни, на решении которого основана вся его теория воспитания, разрешается в действительности с бесконечным разнообразием.

<…> Но если можно не доверять кабинетной теории воспитания, то еще более причин не давать никакого важного и общего значения одиночной опытности практика.

<…> что такое педагогическая опытность? Большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога.

Деятельность человека как человека всегда проистекает из источника сознательной воли, из разума; но в области разума факт сам по себе есть ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая. Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание. <…>

Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека; самое понятие воспитания есть создание истории; в природе его нет. Кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке: каким же образом может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана?

Но что же предлагает нам педагогическая литература, если не собрание опытов сознанных и обдуманных, если не результаты процесса мышления, направленного на дело воспитания? Какой воспитатель, будь он самый закоренелый рутинер (человек занимающийся рутинной, однообразной работой – А.К.), отвергнет совет педагога, более его опытного, или откажется подать благоразумный совет только что начинающему собрату?

Практика, факт — дело единичное, и если в воспитании признавать дельность одной практики, то даже и такая передача советов невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт; если только это не передача тех старушечьих рецептов, в которых говорится: «ты, мой батюшка, возьми эти слова, напиши их на бумажке, а потом сожги и пепел выпей с водой против утренней зорьки, и там увидишь, что выйдет». Неужели искусство воспитания может упасть в такую темную, бессознательную область предрассудков, поверий и фокусов, а такова судьба его, если оно будет предоставлено единичной практике каждого…

Александр Кульчицкий 07-07-2016 г.

Источник

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ К.Д.УШИНСКОГО О ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ЕГО ПОДГОТОВКЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Тимохин А.В.

Магистрант 2 курса

Научный руководитель: Щетинина Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А.Есенина.

Аннотация. В статье рассматриваются взгляды К.Д. Ушинского на личность учителя и его подготовку, их востребованность в современном пространстве педагогического образования.

Ключевые слова: эпоха великих реформ, народное образование, учитель, требования к учителю, учительские семинарии, подготовка учителя.

Проблема формирования личности учителя, а также его подготовка остаются до сих пор актуальной проблемой современного общества. Идея К.Д.Ушинского о связи школы с жизнью в современных условиях приобретает особое значение. К.Д. Ушинский говорил, “что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперёк ее жизни, что истинное воспитание должно быть посредником между школой с одной стороны, жизнью и наукой – с другой” [6, 659].

Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.

Время жизни К.Д. Ушинского совпало с началом эпохи великих реформ, когда происходили изменения во всех областях жизни страны, в том числе и в образовании. Великие реформы стали отправной точкой длительного процесса зарождения и последующего развития народной школы в нашей стране, которая, по ряду причин, прежде всего, социально – экономического, а затем и педагогического характера, значительно отстала от большинства европейских стран в вопросах широкого школьного строительства и значительного расширения доступа основной массы населения к начальному образованию.

Читайте также:  Еда из микроволновки польза вред

К.Д. Ушинский считал, что основной целью воспитания человека может быть только сам человек, и все что существует вокруг, создано для человека.

В основе педагогической системы К.Д. Ушинского лежит идея народности.

“Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдёт ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкоренённой страхом наказаний” [5,79].

В статье «О народности в общественном воспитании»

К. Д.Ушинский даёт меткую характеристику и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского воспитания. К.Д.Ушинский был уверен, что в школе необходимо изучать Библию, которая является важным средством воспитания учащихся. “Библия помогает по-новому взглянуть на многие педагогические идеи, глубже понимать их смысл, рассмотрев через призму вечных нравственных общечеловеческих ценностей” [4].

Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. К.Д. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву.

“Вот основание того убеждения, которое мы высказали выше, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным” [1,35]. Народным учителем может быть только человек, который близок к народу, тесно связан с народом. Личность учителя будет всегда являться главным в деле воспитания. Рассматривая требования к учителю, К.Д. Ушинский указывал, что учитель не должен останавливаться на достигнутом, он должен постоянно совершенствовать свои знания, навыки, непрерывно заниматься самовоспитанием и самообразованием. Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

К.Д. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он считал, что влияние педагога на воспитанников составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить программами, организацией учебных заведений. В статье “Проект учительской семинарии”, которая была опубликована в 1861 году в “Журнале Министерства Народного Просвещения”, К.Д. Ушинский подробно разработал систему подготовки будущих учителей для сельских народных школ. Он также высказывал предложения о создании в университетах педагогических факультетов, где бы готовили преподавателей педагогики и учителей для средних школ.

В статье К.Д. Ушинский доказывает необходимость организации учительских семинарий в России. Это учебное заведение направлено на подготовку учителей для народных школ. По мнению педагогического мыслителя, учительские семинарии следует открывать в небольших городах и сёлах, с тем, чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели полностью отдавались бы работе в учительских семинариях, не отвлекаясь на работу в других учебных заведениях.

Учительские семинарии делились на мужские и женские; они открывались во многих городах Российской империи, начиная с 60-х годов XIX века. Например, учительская семинария в городе Тотьма Вологодской области готовила учителей для народных школ. Тотемская учительская семинария до 1910 г. была единственным учебным заведением на Севере России по подготовке педагогических кадров, она входила в состав Санкт – Петербургского учебного округа.

К.Д. Ушинский уделял много внимания методическим аспектам в подготовке учителя. Учитель должен сочетать индивидуальную работу с учащимися и одновременно со всем классом. Формы и виды учебных занятий могут быть различными. На уроке дети получают новые знания, закрепляют уже полученные знания, позже выполняют письменные работы, чтобы научиться применять знания для решения конкретных практических задач; каждый урок должен носить воспитательный характер. Ученики быстро утомляются, значит, на уроке должна происходить смена действий, не только смена вида урока или его формы, но и использование игровой деятельности. Большое значение К.Д. Ушинский придавал развитию у детей умение работать самостоятельно, нельзя дать детям домашнюю работу, пока они не овладеют этим умением самостоятельно.

В статье “О первоначальном преподавании русского языка” К.Д.Ушинский дал ценные методические указания по преподаванию русского языка.

Как отмечает Н.П. Щетинина, К.Д. Ушинский придавал большое значение педагогической литературе в профессиональной деятельности учителя. В статье «О пользе педагогической литературы» (1857 год) он рассмотрел ряд актуальных для педагогической науки и практической деятельности педагога проблем: о взаимосвязи теории и практики, знание учителем сущности воспитания, педагогических условий его осуществления; средства целостного развития ребёнка в единстве телесного, душевного и духовного компонентов; необходимость специальной педагогической подготовки и создание условий для самообразования педагога [7, 215].

Читайте также:  Польза паштета из печени трески

Педагогическая литература, по убеждению К.Д.Ушинского, позволит оградить педагога от той односторонности, ошибок, которые встречаются в деятельности учителей, не изучающих педагогическую литературу [7, 216].

Современные исследователи педагогического творчества К.Д. Ушинского подчёркивают, что все изданные учебники по методике первоначального обучения уступают учебным книгам К.Д. Ушинского. По словам Н. Ф. Бунакова “Родное слово даёт учителям превосходное дидактическое руководство, а для детей хороший материал для чтения, обработанный с редким талантом и строгим педагогическим тактом” [2].

Завершая свою речь 30 января в 1941 году на Всероссийском совещании руководящих работников народного образования, М.И. Калинин об К.Д. Ушинском сказал следующие слова: “Все это я вычитал у старых русских педагогов, большей частью у К.Д.Ушинского. А ведь он писал 80 лет тому назад. Я вижу, что те идеи, которые развивал в своё время К.Д. Ушинский, это настоящие педагогические идеи” [3,8].

Идеи К.Д. Ушинского об учителе и его подготовке не потеряли актуальности и в настоящее время: идея учителя, служащего интересам народа; структура и содержание подготовки учителя, его непрерывного личностного и профессионального роста. Соглашаясь с мнением К.Д. Ушинского, отметим, что современный учитель предстаёт перед обучающимися не только как носитель знания, но и человек высокой культуры, нравственности, как воспитатель. Поэтому, каждый урок, каждая ситуация общения с учащимися должны носить воспитывающий и развивающий характер.

Список литературы:

  1. Беляев В.И., Савченко Т.А. История социальной педагогики. – М.; 2014.- С. 35.

  2. Горячева И. А. Статьи современных исследователей педагогики Ушинского

  3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История Педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – С. 8.

  4. Салтыкова – Волкович М.В. К.Д.Ушинский о религиозном воспитании.

  5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. – 1856. – С. 79.

  6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Опыт педагогической антропологии. – Собрание сочинений. Т. 8. – М.; 1950. – С. 659.

  7. Щетинина Н. П. К. Д.Ушинский о значении педагогической литературы в профессионально-личностном развитии учителя.- Учитель, перед именем твоим…. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «миссия учителя в прошлом, настоящем, будущем». 8-9 апреля 2010 года.- Нижний Тагил, 2010.- С.214-222.

  8. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии. – Собрание сочинений. – М.; 1974.

  9. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. – Собрание сочинений. – М.; 1974.

  10. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. – Собрание сочинений. Т. 2. – М.; 1948.

Источник

Некоторые из нас вспоминают школьные годы и учителей с благодарностью и светлой печалью, другие, напротив, с содроганием и ненавистью. Мы можем по-разному оценивать нашу систему образования, но в истории отечественной педагогики были славные страницы. (И речь пойдет не о «лучшем в мире» советском образовании). Давайте сегодня поговорим о человеке, который воздвиг российскую педагогику в ранг науки.

Константин Ушинский родился в Туле в 1824 году в дворянской семье. В доме царила атмосфера любви и взаимопонимания. Воспитанием мальчика активно занималась мама, всю себя посвятившая развитию сына. Костя с самого детства много читал: у семьи была богатая домашняя библиотека. Благодаря этому в Новгород-Северскую гимназию он поступил сразу в 3 класс. Занятия давались легко (мамины труды окупились). Однако в отношениях со сверстниками всё было не так гладко: подростки из бедных семей весьма враждебно отнеслись к «барчуку». Тем не менее, Константину удалось найти общий язык с товарищами, а наблюдение за жизнью простых людей впоследствии помогло ему в создании трудов по педагогике. К сожалению, мама, которая всегда была поддержкой мальчику, умерла, когда ему было всего 12 лет…

К. Д. Ушинский, выпускник Новгород – Северской гимназии.

В 1840 году Ушинский поступил в Московский университет. В то время он увлекся театром и подрабатывал частными уроками. В1844 году, после окончания университета по специальности «Камералистика» (управление государственным хозяйством), его пригласил на работу сам граф Строганов. И молодой человек охотно занял должность учителя права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. Проработав там некоторое время, Константин писал о лицеистах: «В каждом из них в большей или меньшей степени чувствуется специалист, но очень мало “человека”». В этих словах и содержится кредо Ушинского-педагога: взрастить в человеке человека и только потом специалиста.

Константин Ушинский в 1840-е годы

Читайте также:  Консультация для родителей о пользе витаминов в осенний период

Ученики его боготворили. И это было неспроста. Константин обладал недюжинной харизмой, доступно разъяснял самые трудные вопросы и был настоящим другом студента. А после знаменитой речи в сентябре 1848 года, когда Ушинский отверг слепое подражание отечественной науки науке заграничной, он стал самым популярным преподавателем среди учеников. Но не среди руководства. Попечитель лицея написал на молодого специалиста несколько доносов и тот оказался под надзором властей. Вскоре его вынудили подать в отставку.

Демидовский юридический лицей

Долгое время талантливый педагог не мог найти работу даже уездным учителем, полтора года перебиваясь статьями для мелких провинциальных журналов. Но всё-таки через какое-то время Константину удалось устроиться в Департамент иноземных вероисповеданий Министерства внутренних дел, где он выучил английский язык. Наконец, однажды старые знакомые помогли Ушинскому устроиться преподавателем словесности в Гатчинский сиротский институт. Это было большое заведение на 600 человек, в котором процветали телесные наказания, суровая муштра и очень мало времени отводилось получению знаний. Сам Ушинский писал об этом: «Наверху экономия и канцелярия, в середине администрация, под ногами учение, а за дверью – воспитание». За 5 лет Ушинский изменил существующие порядки и значительно облегчил жизнь воспитанников, а свои взгляды на педагогику изложил в программных статьях «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы» и «О народности в общественном воспитании».

Гатчинский сиротский институт.

Императрица Мария Александровна была настолько впечатлена деятельностью Ушинского в Гатчинском институте, что именно ему поручила разработать методику воспитания наследника русского престола. В 1859 году Ушинский написал четыре «Письма о воспитании наследника российского престола». И в этом же году, с подачи императрицы, Ушинский стал инспектором Смольного института и взялся за его преобразование. Этот институт был закрытым, консервативным и крайне закостенелым учебным заведением с преподавателями, упрямо следовавшими догмам XVI века. Ушинский уничтожил существовавшее в институте разделение на «благородных» и «неблагородных» девиц, сократил срок обучения с 9 до 7 лет, исключил риторику и пиитику (стихотворство).

Группа преподавателей Смольного института вместе с инспектором классов К. Д. Ушинским (в первом ряду крайний справа). Фотография, 1862 г.

Также он разработал концепцию о женских гимназиях, значительно опередившее время. Благодаря его стараниям, институт стал чрезвычайно популярен, но, кроме восторженных поклонников, Ушинский нажил себе и врагов, самым влиятельным из которых стала начальница института, обвинившая его в неуважении и вольнодумстве. Разумеется, просто выдворить знаменитого на всю Россию педагога она не могла. Поэтому под предлогом нездоровья его отправили на лечение и «повышение квалификации» за границу.

Смольный институт (Воспитательное общество благородных девиц)

В Европе он написал знаменитые учебники: «Детский мир» и «Родное слово», а также «Руководство к преподаванию по „Родному слову“» которое было издано около 150 раз. Это были первые отечественные общедоступные труды для обучения детей. В середине 1860-ых Ушинский с семьей вернулся на родину. Он стал знаменит и даже богат. Здесь Ушинский пишет свой главный труд, двухтомник «Человек как предмет воспитания», где к педагогике он относится одновременно как к искусству, науке и философии. Его новаторство заключалось в максимально разностороннем анализе процесса воспитания ребенка. Ушинский впервые описывает, как инстинкты, привычки, эмоции и физиология влияют на формирование личности.

В последние годы жизни он вел активную общественную жизнь. Писал статьи, встречался с коллегами, посещал педагогические съезды и мероприятия. При этом всегда был предельно вежлив и учтив со всеми: и с педагогами и с учениками. Однако ещё со времен Смольного Ушинский болел чахоткой, а после трагической смерти сына недуг обострился. Врачи прописали Константину Дмитриевичу воздух Крыма, но по дороге туда в январе 1871 года он умер от осложнений. Ему было всего 46 лет.

Несмотря на не слишком долгую жизнь, он оставил большое количество трудов и проделал колоссальную работу по модернизации российского образования. В чем же был секрет Ушинского? Наверное, в том, что он видел в ребенке личность и стремился сделать всё для ее развития.

С вами был Sklef! Подписывайтесь, если вам нравится читать про интересных и выдающихся людей! Лайк – ваш плюсик в персональную карму и поддержка трудов автора!

Источник