Статья польза демонстрационного экзамена для спо
Демонстрационный экзамен как новый формат подведения итогов обучения в профессиональных образовательных организациях
Подготовила преподаватель И.И. Колоколенкова
В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…». Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.
Работодатели часто относятся с недоверием к документам, которые студенты приносят по завершению программы среднего профессионального или высшего образования. Чаще всего дипломные работы носят реферативный характер и не позволяют оценить профессиональные компетенции.
В стандартах нового поколения пытались разделить процедуры оценки знаний и умений студентов и оценки профессиональных компетенций. 2017 год дал развитие двум инструментам решения этой проблемы: конкурсному движению WorldSkillsRussia и независимой оценке квалификации. В минувшем году около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России впервые сдали демонстрационный экзамен по модели WSR, и с 1 января вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Обе процедуры претендуют на объективность, независимость и достоверность оценивания результативности выпускников и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.
Демонстрационный экзамен по стандартам WORLDSKILLS
Эта форма экзамена предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.
Основные принципы:
-трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;
-независимость экзамена от способа подготовки соискателя;
-индивидуальный подход.
Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании:
-квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;
-промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;
-практическая работа как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.
Эти формы аттестации аналогичны демонстрационному экзамену по содержанию – демонстрации деятельности, но они не выдерживают принцип независимости, требования к материально-технической базе и содержат облегчённые варианты заданий.
Именно поэтому в практиках и моделях WorldSkills ищут инструменты, которые помогут усовершенствовать создание программ СПО и оценивание результатов освоения этих программ.
Во ФГОС СПО для профессий и специальностей ТОП-50 нет привязки к конкретной форме демонстрационного экзамена, но идея закрепления модели WSR активно продвигается и лоббируется Союзом «Молодые профессионалы»
Государственная итоговая аттестация в такой форме приобрела независимый характер, но апробация демонстрационного экзамена по модели WorldSkills выявила некоторые организационные проблемы.
Для проведения демонстрационного экзамена по модели WorldSkills требуются специализированные площадки, оснащённые современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills. И это, естественно, создаёт определённые сложности для образовательных организаций, потому что на своей базе большинство образовательных организаций не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определёнными финансовыми тратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций.
Для проведения экзамена по модели WorldSkills требуются исключительно те контрольно-измерительные материалы, которые применяются в конкурсном движении WorldSkills. И хотя речь шла о том, что эти материалы должны быть адаптированы для проведения государственной итоговой аттестации, в ходе апробации многие задания точь-в-точь воспроизводили конкурсную документацию WorldSkills и не подвергались какой-либо адаптации или приведению в соответствие с требованиями программ среднего профессионального образования. Из-за чего возникали несовпадения в том, к чему студентов готовили и в том, по каким материалам их подготовленность проверялась.
Кроме того, нужно отметить, что не по всем программам среднего профессионального образования существуют конкурсные задания движения WorldSkills. По ряду профессий и специальностей эти оценочные задания должны были специально разрабатываться для проведения демонстрационного экзамена. А поскольку нет единой методики разработки этих оценочных заданий, естественно, образовательные организации сталкивались с определёнными проблемами.
Те, для профессий и специальностей которых можно было использовать уже готовые оценочные материалы, по крайне мере, в этой части были защищены. Те, кто реализует программы, не сопоставимые с компетенцией WorldSkills, были вынуждены, не имея однозначной методики, самостоятельно разрабатывать оценочные средства, что, естественно, очень сложно и интеллектуально затратно.
РИСКИ ГИА ПО МОДЕЛИ WORLDSKILLS:
Стирание различий между ГИА по специальностям СПО и профессиям СПО.
Отсутствие единой методики разработки оценочных материалов.
Нарушение принципа независимости процедуры оценки квалификации (эксперты – экзаменаторы – представители системы СПО).
Несовпадение компетенций WorldSkills с номенклатурой квалификаций, признаваемых российским рынком труда.
Финансовые и материально-технические трудности организации и проведения демонстрационного экзамена.
Предложения по оптимизации процедуры демонстрационного экзамена
В настоящее время обсуждаются варианты проведения итоговой аттестации: организация демонстрационного экзамена исключительно или частично по модели WorldSkills.
Кроме этого, в России развивается другая оценочная процедура – независимая оценка квалификации. За организацию и качество процедуры отвечают советы по профессиональным квалификациям, которые устанавливают требования к квалификациям, утверждают оценочные средства и гарантируют их качество. Также эти советы наделяют полномочиями центры оценки квалификации.
Есть разные варианты проведения итоговой аттестации по модели НОК:
-точное следование процедуре;
-использование инструментов НОК;
-разработка оценочных средств на примере оценочных материалов НОК.
Обе модели и демонстрационный экзамен по модели WorldSkills, и независимая оценка квалификации (НОК) соответствуют тем ожиданиям, которые сегодня возлагаются на итоговую аттестацию СПО, но имеют отличие друг от друга.
Когда компетенции WorldSkills полностью совпадают с квалификациями, которые понятны российскому рынку труда и соответствуют профессиональным стандартам, независимая оценка квалификации и демонстрационный экзамен WorldSkills становятся идентичными процедурами – учреждение СПО выбирает любую из них.
Но если паспорт компетенций WorldSkills не совпадает с понятными для российского рынка труда квалификациями, результаты демонстрационного экзамена по модели WorldSkills учитываются работодателями только частично – выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.
Проведение ГИА в форме демонстрационного экзамена закрепляется во ФГОС СПО по ТОП-50 и предположительно будет зафиксировано в Порядке проведения государственной итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен может проходить как по методике WorldSkills, так и по модели независимой оценки квалификации (НОК). С другой стороны, в ряде федеральных государственных образовательных стандартов проведение демонстрационного экзамена не зафиксировано. В таких ФГОС пока остаётся традиционная форма организации ГИА по основной профессиональной образовательной программе (в соответствии с локальными актами образовательно организации).
Таким образом, демонстрационный экзамен становится реальным фактом. Его форма скорее всего будет адаптирована для применения в системе СПО и закреплена нормативно.
Алла Аркадьевна Факторович, заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики МПГУ, провела вебинар «Демонстрационный экзамен на государственной итоговой аттестации», на котором рассказала о путях совершенствования инструментов оценки качества и освоения программ СПО.Методисты и администрация колледжа приняли активное участие в вебинаре. Делимся информацией.
Как проводить итоговую аттестацию?
Работодатели часто относятся с недоверием к документам, которые студенты приносят по завершению программы среднего профессионального или высшего образования. Чаще всего дипломные работы носят реферативный характер и не позволяют оценить профессиональные компетенции.
Если медицинская сестра напишет хорошую проектную работу или напишет хорошее исследование по какому-нибудь вопросу, связанному с историей медицины, то, конечно, это может охарактеризовать её как эрудированного специалиста, но вряд ли покажет, что она способна грамотно и точно выполнять медицинские манипуляции, – считает Алла Факторович.
В стандартах нового поколения пытались разделить процедуры оценки знаний и умений студентов и оценки профессиональных компетенций. 2017 год дал развитие двум инструментам решения этой проблемы: конкурсному движению WorldSkills Russia и независимой оценке квалификации. В этом году около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России впервые сдали демонстрационный экзамен по модели WSR, и с 1 января вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Обе процедуры претендуют на объективность, независимость и достоверность оценивания результативности выпускников и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.
Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills
Эта форма экзамена предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.
Принципы:
- трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;
- независимость экзамена от способа подготовки соискателя;
- индивидуальный подход.
Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании:
- квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;
- промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;
- практическая работа как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.
Эти формы аттестации аналогичны демонстрационному экзамену по содержанию – демонстрации деятельности, но они не выдерживают принцип независимости, требования к материально-технической базе и содержат облегчённые варианты заданий.
Именно поэтому в практиках и моделях WorldSkills ищут инструменты, которые помогут усовершенствовать создание программ СПО и оценивание результатов освоения этих программ.
Во ФГОС СПО для профессий и специальностей ТОП-50 нет привязки к конкретной форме демонстрационного экзамена, но идея закрепления модели WSR активно продвигается и лоббируется Союзом «Молодые профессионалы».
Государственная итоговая аттестация в такой форме приобрела независимый характер, но апробация демонстрационного экзамена по модели WorldSkills выявила b организационные проблемы.
Комментарии участников вебинара:
Для проведения демонстрационного экзамена по модели WorldSkills требуются специализированные площадки, оснащённые современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills. И это, естественно, создаёт определённые сложности для образовательных организаций, потому что на своей базе большинство образовательных организаций не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определёнными финансовыми тратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций.
Для проведения экзамена по модели WorldSkills требуются исключительно те контрольно-измерительные материалы, которые применяются в конкурсном движении WorldSkills. И хотя речь шла о том, что эти материалы должны быть адаптированы для проведения государственной итоговой аттестации, в ходе апробации многие задания точь-в-точь воспроизводили конкурсную документацию WorldSkills и не подвергались какой-либо адаптации или приведению в соответствие с требованиями программ среднего профессионального образования. Из-за чего возникали несовпадения в том, к чему студентов готовили и в том, по каким материалам их подготовленность проверялась.
Кроме того, нужно отметить, что не по всем программам среднего профессионального образования существуют конкурсные задания движения WorldSkills. По ряду профессий и специальностей эти оценочные задания должны были специально разрабатываться для проведения демонстрационного экзамена. А поскольку нет единой методики разработки этих оценочных заданий, естественно, образовательные организации сталкивались с определёнными проблемами.
Те, для профессий и специальностей которых можно было использовать уже готовые оценочные материалы, по крайне мере, в этой части были защищены. Те, кто реализует программы, не сопоставимые с компетенцией WorldSkills, были вынуждены, не имея однозначной методики, самостоятельно разрабатывать оценочные средства, что, естественно, очень сложно и интеллектуально затратно.
Риски ГИА по модели WorldSkills:
- Стирание различий между ГИА по специальностям СПО и профессиям СПО.
- Отсутствие единой методики разработки оценочных материалов.
- Нарушение принципа независимости процедуры оценки квалификации (эксперты – экзаменаторы – представители системы СПО).
- Несовпадение компетенций WorldSkills с номенклатурой квалификаций, признаваемых российским рынком труда.
- Финансовые и материально-технические трудности организации и проведения демонстрационного экзамена.
Предложения по оптимизации процедуры демонстрационного экзамена
В настоящее время обсуждаются варианты проведения итоговой аттестации: организация демонстрационного экзамена исключительно или частично по модели WorldSkills.
Кроме этого, в России развивается другая оценочная процедура – независимая оценка квалификации.
Независимая оценка квалификации
За организацию и качество процедуры отвечают советы по профессиональным квалификациям, которые устанавливают требования к квалификациям, утверждают оценочные средства и гарантируют их качество. Также эти советы наделяют полномочиями центры оценки квалификации.
Демонстрационный экзамен по модели НОК
Есть разные варианты проведения итоговой аттестации по модели НОК:
- точное следование процедуре;
- использование инструментов НОК;
- разработка оценочных средств на примере оценочных материалов НОК.
Обе модели и демонстрационный экзамен по модели WorldSkills, и независимая оценка квалификации (НОК) соответствуют тем ожиданиям, которые сегодня возлагаются на итоговую аттестацию СПО, но имеют отличие друг от друга.
Когда компетенции WorldSkills полностью совпадают с квалификациями, которые понятны российскому рынку труда и соответствуют профессиональным стандартам, независимая оценка квалификации и демонстрационный экзамен WorldSkills становятся идентичными процедурами – учреждение СПО выбирает любую из них.
Но если паспорт компетенций WorldSkills не совпадает с понятными для российского рынка труда квалификациями, результаты демонстрационного экзамена по модели WorldSkills учитываются работодателями только частично – выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.
Проведение ГИА в форме демонстрационного экзамена закрепляется во ФГОС СПО по ТОП-50 и предположительно будет зафиксировано в Порядке проведения государственной итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен может проходить как по методике WorldSkills, так и по модели независимой оценки квалификации (НОК). С другой стороны, в ряде федеральных государственных образовательных стандартов проведение демонстрационного экзамена не зафиксировано. В таких ФГОС пока остаётся традиционная форма организации ГИА по основной профессиональной образовательной программе (в соответствии с локальными актами образовательной организации).
Таким образом, демонстрационный экзамен становится реальным фактом. Его форма будет адаптирована для применения в системе СПО и закреплена нормативно.
Колледж заявился на участие в пилотном проекте Российской Федерации по внедрению демонстрационного экзамена в автономном округе.
Программа «Дошкольное образование» АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» будет апробационной площадкой для проведения ГИА в форме демонстрационного экзамена по методике WorldSkills в 2018 году.
Н. Г. Рязанова
ВВЕДЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы введения демонстрационного экзамена в процедуры государственной итоговой аттестации выпускников при обучении профессии Повар. Изложены все положительные стороны проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills и проблемы, возникающие в процессе перехода на новые формы государственной итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен рассмотрен как новый инструмент оценки качества выпускников профессиональных учебных заведений.
Ключевые слова: WorldSkills, среднее профессиональное образование, ФГОС, демонстрационный экзамен, государственная итоговая аттестация.
“Перспективным направлением в системе среднего профобразования … является введение новых форм государственной итоговой аттестации, абсолютно новых форм, а именно демонстрационного экзамена. Сам экзамен даёт возможность показать освоение программ в условиях, которые могут моделировать реальную производственную ситуацию” Васильева О
В современных профессиональных условиях повысились требования к квалификации специалиста вследствие задач повышения производительности труда. Задача, которую раньше могли выполнять 3-5 работников различной квалификации, сейчас должен быть способен выполнить один. В период интенсивного спроса на кадры с новыми качественными характеристиками, обеспечивающими способность предприятий преобразовывать каждый профессиональный вклад в реальную продукцию, приносящую доход, в среднем профессиональном образовании предпринимаются новые усилия по перезагрузке механизмов управления подготовкой обучающихся студентов.
Новые ФГОС четвертого поколения задают международные требования и современные технологии и выступают в качестве инструмента обновления и модернизации системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, отражают современный подход к результатам освоения профессиональных программ и их качественному преобразованию в сторону усиления ориентации на вызовы технологического уклада.
В системе среднего профессионального образования продолжает набирать популярность движение WorldSkills, объяснение чему находится очень легко – стоит только познакомиться с идеологией самого движения. В этом году наш регион успешно влился в международное течение WorldSkills, и на базе РКЦ был организован и проведен региональный чемпионат WorldSkills Russia Астраханская область. Большинство учебных заведений среднего и высшего профессионального образования активно приняли участие в этом чемпионате профессионализма по различным предложенным компетенциям. Наше учебное заведение также подготовило и представило участника в компетенции «Поварское дело». Участие в чемпионате дало нам хороший урок, вывело нас на новый уровень развития, дало потенциал переосмысления структуры, содержания и условий обеспечения учебного процесса подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Как участник чемпионата, так и эксперт на время проведения окунулись в мир наивысшего профессионализма, соблюдения европейских стандартов, многоступенчатой системы оценивания конкурсных заданий и повышенной самостоятельности, ответственности за свои представленные результаты труда.
Подготовка и выполнение конкурсных заданий студентами-участниками чемпионата, еще в дни чемпионата, навело на мысль о необходимости проведения квалификационных экзаменов или выпускной практической квалификационной работы в форме демонстрационного экзамена, организованного по стандартам и на условиях проведения чемпионатов WorldSkills. В стандартах WorldSkillsбазовыми для всех компетенций являются требования к: организации рабочего места; соблюдению техники безопасности; знанию технологических процессов; навыкам коммуникации и межличностных отношений; пониманию трендов развития отрасли; эффективности расхода ресурсов; навыкам управления временем и проектами.
Проведение демонстрационного экзамена в рамках процедуры государственной итоговой аттестации – пилотный проект, стартующий в 2017 году в рамках внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в 20 субъектах Российской Федерации, в том числе и в нашем регионе. Для выпускников это возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills без дополнительных испытаний и получить предложение о трудоустройстве уже на этапе выпуска из образовательной организации. Целью проведения демонстрационного экзамена является определение соответствия результатов освоения образовательных программ среднего профессионального образования требованиям стандартов WorldSkills и федеральных государственных образовательных стандартов СПО по соответствующим компетенциям.
Студент-участник демонстрационного экзамена может продемонстрировать все свои сформированные как общие, так и профессиональные компетенции. Обычные, традиционные формы проведения экзаменов на освоение профессиональных умений и навыков не дают полного представления о сформированности профессиональных компетенций, как максимум одну или две, не говоря уже об общих компетенциях будущего специалиста. Необходимо менять сложившуюся практику, когда по итогам просто пишется дипломная работа или сдается теоретический экзамен. Да, теоретическая часть нужна, но обязательно студент должен продемонстрировать, что он умеет и как он вписывается в те нормативы, которые говорят о том, что он классный специалист международного уровня.
Подготовка к проведению демонстрационного экзамена от студента потребует обоснованного выбора блюд согласно заданий модулей, определение авторской подачи блюд, демонстрации сформированных общих и профессиональных компетенций, предусмотренных образовательным стандартом. Во время проведения демонстрационного экзамена, участник самостоятельно учится принимать решения в различных возникающих производственных ситуациях, отвечать за результат своего труда, проявлять свою творческую составляющую, владеть своими эмоциями, другими словами почувствовать себя в состоянии настоящего профессионально сложившегося повара.
Еще один из новых моментов, дающих преимущество организации и проведения демонстрационного экзамена, это оценка деятельности и результатов труда участников. В этом моменте особо привлекает то, что субъективно и объективно оценивается как ход выполнения работы, его показатели соблюдения санитарных норм и условий, соблюдение правильности технологического процесса, так и оценивание конечных результатов работы. Результат выполненных заданий согласно модулей оценивает эксперт образовательной организации и эксперт – представитель от работодателя, имеющий высокую степень квалификации и богатый профессиональный опыт. Это независимое оценивание дает наиболее качественную, правдоподобную оценку, которая может повлиять на будущее участника демонстрационного экзамена. Если работодатель заинтересуется способностями студента, это даст ему шанс на последующее трудоустройство по своей профессии. Ведь в современном мире это наиболее важный фактор жизни.
Очень часто задают вопросы и можно услышать, а что же дает нам проведение демонстрационного экзамена. Какой синергетический эффект мы получаем:
Направленность программы обучения на решение прикладных задач.
Согласование тем выпускных квалификационных работ студентов с представителями предприятия.
Непрерывная совместная работа по корректировке учебного процесса, которая позволяет обеспечивать постоянное взаимодействие педагогического коллектива и профессионального сообщества в рамках формирования требований к специалистам и программам их обучения.
Ежегодная практика участия в профессиональных конкурсах по методике и стандартам WorldSkills Russia. Вовлечение студентов в решение реальных прикладных задач еще на стадии обучения.
Материально-техническая поддержка учебного процесса: оснащение учебных лабораторий необходимым оборудованием и техникой.
100 % трудоустройство специалистов.
Конечно, организация и проведение демонстрационного экзамена на площадке своего учебного заведения имеет ряд проблем, которые необходимо решать в кротчайшие сроки. К этому относится и материально-техническое обеспечение рабочих мест согласно инфраструктурного листа, это и наличие на своей базе сертифицированных экспертов, и привлечение высококвалифицированных специалистов от работодателя к независимой экспертизе выполненных работ студентами колледжа. Но одно ясно, что в данной ситуации внедрение демонстрационного экзамена в учебный процесс – это выход на новый уровень обучения и презентаций результатов своего труда, это необходимость, к которой мы уже подошли и назад уже дороги нет. Если мы хотим выпускать специалистов и профессионалов, которые будут конкурировать на современном рынке труда, быть востребованными, уметь решать все возникшие производственные ситуации, то внедрение демонстрационного экзамена поможет нам в этом.
Целесообразность введения демонстрационного экзамена обусловлена тем, что труд специалистов со средним профессиональным образованием является прикладной деятельностью, такой, которую можно продемонстрировать, например, это профессия «Повар». В заключение следует отметить, что разрешение выше обозначенных противоречий становится возможным путем комплексной модернизации системы проведения экзаменационных процедур по итогам освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих в СПО. При этом использование критериальной основы, организационных методик и технологий оценивания по формату WorldSkills, применение процедур проведения профессиональных экзаменов в рамках системы независимой оценки квалификаций на основе профессиональных стандартов, организация обмена опытом на базе межрегиональных центров компетенций, распространение лучших практик и активное привлечение работодателей – это те меры, которые могли бы обеспечить сегодня значительное увеличение количества образовательных организаций, вовлеченных в процесс внедрения востребованных и перспективных профессий и специальностей ТОП-50. Для учебного заведения участие в демонстрационном экзамене также свидетельство высокого профессионального уровня и престижа. Если наши студенты хорошо сдадут экзамен, значит, наше учреждение будет на хорошем счету среди абитуриентов. Таким образом, демонстрационный экзамен – новый инструмент оценки качества выпускников СПО.
Библиографический список
https://2017.mmco-expo.ru/program/s/52502/?lang=ru#sthash.sb9hbZ3b.dpuf
Дополнительное профессиональное образование в стране и мире / № 5–6 (27–28) 2016Портал WordSkills Russia https://worldskills.ru/
https://cyberleninka.ru/article/n/prisoedinenie-rossii-k-worldskills-international Золотарева Н.М. Присоединение России к WorldSkills International – Профессиональное образование в России и за рубежом №10/2013
N.G. Ryazanova
THE PROBLEM OF EVALUATION ACTIVITIES OF STATE CIVIL SERVANTS
Abstract
The problem of evaluating the effectiveness and efficiency of civil servants, as evidenced in the implementation of administrative reform. Statistics analyzed the ….
Keywords: civil service, assessment of the state civil servants, law on civil service.