Статья о пользе педагогической деятельности
Учитель должен знать, что попросту никому ничего не должен и ему не должны
Именно так. Если представить, что учитель должен, то это предполагает под собой ответные действия со стороны тех, кому он должен. То есть его бескорыстность в условиях нашего мира оборачивается личной выгодой и желанием ответа, морального или какого-либо иного со стороны учащихся.
Допустим, учитель должен каждый день готовиться к уроку. Это является правилом для большинства педагогов. Однако, подсознательно, чувствуя на себе выполнение своей «великой миссии» подготовки к уроку, учитель строит иллюзии, что ученики в ответ так же должны ему выполнять заданную домашнюю работу. Это дало толчок когда-то в прошлом к оценочной системе обучения. То есть, если мораль, заданная учителем не будет выполняться, то он сыграет на чувствах учеников на сугубо-психологическом уровне путем понижения оценки или выставления абсолютно низкого бала.
И получается дурной замкнутый круг.
Что же я предлагаю?
Я предлагаю основывать отношения не на факторе «должен», а на факторе «хочу». И не в вульгарном эгоистическом смысле, а в «хочу» совсем иного понимания. Например, «хочу сделать своим ученикам сюрприз», «хочу провести интересный урок», «хочу увидеть счастье на лицах», «хочу научить детей любить искусство», «хочу показать им несколько окошек, из которых мир кажется столь многогранным и прекрасным, что забываешь о всякой суетности и мелочности нашего настоящего пребывания в роли человека».
И в ответ от своих учеников педагог, возможно и не по-настоящему, а на инстинктивном уровне услышит их чистые «хочу»: «хочу знать этот предмет, потому что мне раскрыли его суть не на вопросах обязательности, а на вопросах интересности», «хочу обрадовать учителя, не потому, что мне нужна оценка, а потому, что я научился ценить людей и любить их искренне», и т.д.
Возможно, мои суждения кажутся несколько утопичными, но думаю, что они абсолютно правильны и честны по отношению к ученикам.
Нужно быть требовательным к себе, но так, чтобы Ваша требовательность не компенсировалась за счет учеников. Выполняя это достаточно простенькое условие, можно достичь небывалых успехов в данной деятельности, и плюс к этому, можно обогатить свой собственный внутренний мир и возвысить духовный уровень
Каждый ученик – это наглядное доказательство благодарности учителя каждому вдыхающему воздух сущест
Если человек обучает и воспитывает исключительно потому, что может получать хоть какую зарплату – это не учитель.
Если человек стремится самоутверждаться за счет учеников, подвергая их постоянному террору, это – не учитель.
Если он считает себя «великим», это – не учитель.
Как же прощупать эту почти невидимую, едва ощутимую связь, грань между человеком и учителем? Учителя можно разглядеть под бескорыстностью и просто нечеловеческой самоотдачей, под тягой к идеальному и стремлением к новому, а главное – к Истине.
Педагог не имеет никакого права укореняться в своем мнении как единственно верном и будь он хоть трижды учитель со стажем в тридцати лет, он способен ошибиться и в какой-то момент, совершив ошибку, должен уметь признать это, однако самолюбие некоторых учителей столь высоко, что всякая мысль об их хотя бы частичном незнании или неправильности мнения по данному вопросу не то что пугает , но просто не допускается,что проявляется в безапелляционном презрении и принижении спорщика.
Ученик – доказательство благодарности учителя каждому из живущих, потому что только для такого учителя не существует общепризнанных норм, догматов, правил, обуславливающих собственный липовый авторитет, для них существует только величайшая терпимость к каждому и неукротимая сила прощения и гуманности.
Учитель – это заранее сильнее, заранее отчаяннее в поступках и мыслях, заранее болезненнее в вопросах Себя. Учитель – это заранее благосклоннее, заранее благороднее и заранее высокодуховнее. Однако каждый такой учитель должен предполагать и ставить заведомо выше и одновременно наравне с собой ученика.
Такая требовательность с моей стороны по отношению к личности педагога предполагает очень тщательный отбор на эту должность, но ведь так и есть. Педагогическая деятельность не терпит случайных, пришлых людей и не переносит ошибок. Каждая ошибка в выборе может отозваться в будущем просто грандиозными по своему безобразию последствиями.
Педагогическая деятельность – это высшее проявление любви, притом не без-умной любви, а именно с-умной, с-мудрой, с-благодарной, не требующей ответа и доказательств.
Идеалом педагогической деятельности для учителя является Бог, независимо от того, верит ли педагог в Него, или нет. Именно, там, на страницах Писания, если читать его как педагогический труд, скрыты секреты этого тяжелого ремесла, или даже не ремесла, а выше того – Творчества. И опять же, если прибегнуть к Библии, то можно вспомнить, что Бог – это Любовь.
Следовательно, идеалом педагогической деятельности для учителя является Любовь.
Вот мы и пришли к нашему тезису.
Но здесь любовь рассматривается не как продукт эгоизма, взаимной выгоды и сексуального влечения, а как целая культура человека, выстроенная на бес-ко-рыс-ти-и. То есть учитель должен буквально отрывать от себя частицы души ради учительской деятельности и детей, не задумываясь об этом. Тому, кто не задумывается, не ставит себе это в заслугу, все отданное возвратится обратно, во сто крат большем размере.
Только зачастую учитель прежде гордец, чем творец и сотворец человеческой души.
Что такое, в сущности, педагогическая деятельность?
Это когда самое лучшее, что есть у данного человека (учителя) наработанного в душе вступает в союз с самым лучшим и наработанным у учащегося и вместе они начинают постепенно совершенствовать внутренний духовный, глубинный, чувственный мир, при том мир учителя, если он учитель во всем глобальном понимании, также постоянно подвергается совершенствованию.
Педагог-истина никогда не встанет над учащимся, он встанет рядом и будет легонько придерживать за руку, вести, но не так, как ведут нерадивое дитя в школу, а нежно, с готовностью остановиться, подождать, ободрить, и, не направляя на цель, а высказываясь по поводу нее.
Итак, педагогическая деятельность – это любовь в самом высоком проявлении, то есть сродни проявлению божественного начала в каждом.
Кроме Вас для именно этого ребенка и человека существует как минимум еще один учитель – он сам…
Многие из учителей – давители сущности ребенка. То есть диктующие свое и за своими словами не различающие ребенка, который ещё не может сопротивляться авторитету и опыту, ведь он думает, что взрослый человек по определению не бывает неправым. Учитель, его воздействие на ребёнка порой оказывается гораздо сильнее, чем мы можем предположить. В своё время , в одной из книг я прочла, что самое сильное влияние на судьбу человека оказывают три человека: его мать, первый воспитатель ( няня, бабушка, воспитательница д/сада) и….учитель… В своей деятельности учитель должен идти от сердца, а не от разума…,потому что только сердце есть для педагога высший показатель правильности методов воспитания.
<…> если нам раза два случалось встретить у наших педагогов систематическое собрание главнейших педагогических сочинений, то гораздо чаще встречали мы таких педагогов-практиков, которые с презрением отзывались о педагогической теории и даже питали какую-то странную вражду к ней <…>
Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея.
Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли. Но, увы, спор этот <…> часто слышится в жизни и в особенности в деле воспитания.
Часто педагог-теоретик, принимаясь за свое сочинение, прежде всего отвлекает свою мысль от бессмысленной пестроты жизненных явлений, старается возвыситься до абстрактных начал воспитания, определяет сначала цель человеческой жизни, взвешивает средства к достижению этой цели и начинает чертить путь воспитания, забывая, что главный вопрос о цели человеческой жизни, на решении которого основана вся его теория воспитания, разрешается в действительности с бесконечным разнообразием.
<…> Но если можно не доверять кабинетной теории воспитания, то еще более причин не давать никакого важного и общего значения одиночной опытности практика.
<…> что такое педагогическая опытность? Большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога.
Деятельность человека как человека всегда проистекает из источника сознательной воли, из разума; но в области разума факт сам по себе есть ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая. Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание. <…>
Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека; самое понятие воспитания есть создание истории; в природе его нет. Кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке: каким же образом может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана?
Но что же предлагает нам педагогическая литература, если не собрание опытов сознанных и обдуманных, если не результаты процесса мышления, направленного на дело воспитания? Какой воспитатель, будь он самый закоренелый рутинер (человек занимающийся рутинной, однообразной работой – А.К.), отвергнет совет педагога, более его опытного, или откажется подать благоразумный совет только что начинающему собрату?
Практика, факт — дело единичное, и если в воспитании признавать дельность одной практики, то даже и такая передача советов невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт; если только это не передача тех старушечьих рецептов, в которых говорится: «ты, мой батюшка, возьми эти слова, напиши их на бумажке, а потом сожги и пепел выпей с водой против утренней зорьки, и там увидишь, что выйдет». Неужели искусство воспитания может упасть в такую темную, бессознательную область предрассудков, поверий и фокусов, а такова судьба его, если оно будет предоставлено единичной практике каждого…
Александр Кульчицкий 07-07-2016 г.
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса – ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
СЕМИНАР № 8
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ В РОССИИ
1. Конспектируя статьи К.Д.Ушинского “О пользе педагогической литературы” и “Предисловие к 1 тому “Педагогической антропологии”, выпишете тезисы, относящиеся к вопросу о связи педагогической теории с практикой.
Ушинский «О пользе педагогической литературы»
Поднятые в ней проблемы актуальны и в настоящее время. Так, характеризуя некоторых, Ушинский говорит: « … каждый из них (педагогов) так гордится своей опытностью, высчитывая по пальцам года своей воспитательной деятельности» , их он называет «машиной для задачи и спрашивания урока и наказания тех, кто попадается им под руку» . Таким педагогам Ушинский отказывает в знании психологии и осознанности их деятельности. Для Ушинского сознательная деятельность- это деятельность, в которой мы определили цель, узнали материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали, испытали и выбрали средства, необходимые к достижению сознанной нами цели . Об учениках таких педагогов Ушинский также отзывается весьма не лестно. Он говорил: «Они выполнили
необходимую комедию детства и юности и принимаются за новые роли, не
имеющие никакого отношения к старым, воспоминание о которых только мешает жить и чем скорее исчезнет, тем лучше» . А о убеждениях этих учеников пишет, что у них не принято «ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ» .
Причину возникновения поднятых проблем Ушинский видит в недостатке
педагогической литературы, он пишет: «Педагогическая литература вводит его (педагога) в благородный круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания» . Ушинский считает, что «педагогическая литература одна только может придать педагогической деятельности тот смысл и ту занимательность, без которой она делается машинальным препровождением времени, назначенного на уроки» , а так же: «Педагогическая литература знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов и направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания» .
К недостаткам же современной педагогики никак нельзя отнести отсутствие соответствующей научной литературы. Мне представляется, что Константин Дмитриевич ошибся, утверждая, что она кроется только в отсутствии педагогической литературы, так как таковая появилась, но не принесла с собой ни каких изменений. Истинная причина педагогической неграмотности, на мой взгляд, кроется не в невозможности читать педагогическую литературу, а в нежелании многих педагогов этого делать. А причина этого факта кроется в одной из проблем, также затронутых Ушинским, а именно в убежденности таких педагогов, что их
профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Совершенно очевидно, что такое мнение ошибочно.
Нравственный упадок современного общества связан с отсутствием идеологии, как цели к которой нужно стремиться, и высококвалифицированных педагогов.
Практика, факт – дело идентичное, и если в воспитании признавать деятельность одной практики, то даже и такая передача невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт. Педагог – практик не должен отвергать полезность теоретического изучения науки воспитания, основываясь лишь на достаточности его результатов, достигаемых без помощи теории. От каждого педагога – практика должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой, и взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящее от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни. Педагогическая литература представляется для этого могущественным средством. Она знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных педагогов, направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые легко могли бы ускользнуть от нашего внимания. Пед. литература устанавливает в обществе правильные требования в отношении воспитания и открывает средства для удовлетворения этих требований.
Чтобы правильно воспитывать своих детей родители должны иметь ясные и здравые понятия о признаках различных наклонностей в детях, знать требования и цель различных родов воспитания и учения, уметь выбрать и оценить воспитателя, знать воспитательные заведения, их курсы, требования. Помощь в этом оказывает пед. литература. Пед. литература должна выражать, сохранять и делать для каждого доступными результаты пед. практики, на основе которых возможно дальнейшее развитие общественного воспитания.
«Предисловие к 1 тому «Педагогической антропологии»
К.Д. Ушинский приходит к выводу, что педагогика это искусство, а не наука воспитания, т.к. «наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремиться творить то, чего еще нет». Он также указывает, что искусство может иметь свою теорию, которая предписывает правила для практической деятельности. Итак, педагогика это не собрание положений науки, а собрание правил воспитательной деятельности. Необходимо различать педагогику в обширном смысле, как собрание знаний, необходимых или полезных для педагога, от педагогики в тесном смысле, как собрание воспитательных правил.
Ушинский отмечал также важность ясного определения цели воспитания. Важным является то, что пределы воспитательной деятельности даны:
· в условиях душевной и телесной природы человека
· в условиях окружающего его мира.
Следует различать:
· преднамеренную воспитательную деятельность (школа, учителя, наставники)
· непреднамеренную (природа, семья, общество, народ и т.д.), которая является столь же сильной, а может и более сильной.
Много в развитии изменяется и самим человеком. И «эти изменения выходят из предварительных изменений в его собственной душе, на вызов, развитие или задержку которых преднамеренное воспитание, словом, школа со своим учением и своими порядками, может оказывать прямое и сильное действие». Нет сомнения, что учение и воспитание в тесном смысле этих слов могут иметь большое влияние на «идеи, чувства, нравственные и умственные стремления человека». Цель воспитания по Ушинскому: развитие и укрепление характера.
Когда цель воспитания определена, надо определить его средства. Существенную помощь в этом может оказать наука, а именно антропологические науки: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, статистика, политическая экономика и история. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его всех отношениях».
Должны открываться педагогические факультеты, целью которых должны быть изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания. Эти факультеты служили бы не для приготовления всех учителей, в которых нуждается страна, но для развития самого искусства воспитания и для приготовления тех лиц, которые или своими сочинениями, или прямым руководством могли бы распространять в массе учителей необходимые для воспитателей познания. Педагогов должно быть численно даже больше, чем медиков, т.к. воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных.
Педагогика – не наука, а искусство, – самое обширное, самое сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на множество обширных и сложных наук, как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека.
Если нельзя требовать от воспитателя, чтоб он был специалистом во всех указанных выше науках, то, по-крайней мере, он должен понимать основные моменты и стремиться, насколько может, приобрести всесторонние сведения о человеческой природе. Не должно быть одностороннего направления знаний.
Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными мелкими нуждами и со всеми духовными требованиями. Тогда он сможет почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния.
К.Д. Ушинский рассмотрел проблему педагогического такта и педагогического опыта. Педагогический такт – частный случай психологического такта – полусознательное собрание воспоминаний разнообразных психических актов, пережитых человеком, на основании которого человек полагает возможным действовать на душу другого человека и избирает для этого те средства, действенность которых он опробовал на себе. Педагогический такт незаменим в практике потому, что действует быстро, мгновенно, тогда как положения науки припоминаются и обдумываются медленно. Педагогический такт формируется с опытом.
Педагогический опыт очень важен, но его сложно оценить из-за отдаленности последствий от причин – т.е. сложно отследить, что именно (действия воспитателя либо что-то иное) стало причиной перемен в воспитаннике, ведь на развитие человека имеет влияние не одна лишь школа.
К.Д. Ушинский рассмотрел существующие на тот момент зарубежные концепции воспитания: «Перенести к нам целиком одну из психологических теорий Запада мы не могли, ибо осознавали односторонность каждой из них и что во всех них есть своя доля правды и ошибки, своя доля верных выводов из фактов и ни на чем не основанных фантазий». «Сознавая все это, мы задумали изо всех известных нам психологических теорий взять только то, что казалось нам несомненным и фактически верным, снова проверить взятые факты внимательным и общедоступным самонаблюдением и анализом, дополнить новыми наблюдениями, если это где-нибудь окажется по нашим силам, оставить откровенные пробелы везде, где факты молчат, а если где, для группировки фактов и уяснения их, понадобится гипотеза, то, избрав наиболее распространенную и вероятную, отметить ее везде не как достоверный факт, а как гипотезу».
«Гербарт, а потом Бенеке пытались уже вывести педагогическую теорию прямо из психологических оснований; но этим основанием были их собственные теории, а не психологические, несомненные факты, добытые всеми теориями. Педагогики Гербарта и Бенеке, – скорее, добавления к их психологии и метафизике, и мы увидим, к каким натяжкам часто вел такой образ действия… Другой недостаток в педагогических приложениях Гербарта и Бенеке тот, что они совершенно почти выпустили из виду явления физиологические, которых, по их тесной, неразрывной связи с явлениями психическими, выпустить невозможно». «Правда также, что педагогика Карла Шмидта опирается и на физиологию, и на психологию, и еще более на первую, чем на последнюю; но в этом замечательном сочинении дан такой разгул германской ученой мечтательности, что в нем менее фактов, чем поэтических увлечений разнообразнейшими надеждами…»
Вывод о методологии Ушинского:
· во-первых, это фактический подход, основанный на индуктивном методе Бэкона;
· во-вторых, метод Декарта, а именно: 1) считать истинным самоочевидное, то, что не может дать повод сомнению. 2) располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных.
©2015-2020 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь…