Статья о пользе дополнительного образования

Статья «Роль дополнительного образования в современном обществе»
Выполнила: Стифеева Елена Львовна
педагог дополнительного образования
ГБОУ школа №432 Колпинского района Санкт-Петербурга
2019 г.
Дополнительное образование выходит на новую ступень своего развития. Что понимается под понятием дополнительное образование? Многими исследователями дополнительное образование понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору.
Дополнительное образование детей способствует повышению качества жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, – профилактика беспризорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.
Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.
Дополнительное образование детей – составная часть общего образования, позволяющее обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. На современном этапе возросла роль дополнительного образования детей и занимает особое место. С принятием новых Стандартов Образования, «Новая школа», увеличивается требования к системе дополнительного образования.
Дополнительное образование детей направлено на реализацию заказа детей и родителей на основе кооперирования возможностей и ресурсов различных отраслей и сфер вне зависимости от ведомственно-территориальной подчиненности. Такое «полисферное» развитие дополнительного образования становится одной из основ его развития.
Дополнительное образование детей – консолидированное участие управления образования и науки, управления культуры, управления по физической культуре, спорту и туризму, органов местного самоуправления, общественных организаций области в решении задач развития системы дополнительного образования.
Ребёнок в дополнительном образовании постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется пространство детского благополучия. Когда-то С.Я.Маршак писал «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». В этой связи возрастает роль дополнительного образования детей.
Дополнительное образование формирует у ребёнка самосознание, ощущение собственной личности. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют индивидуальные способности
Педагоги имеют возможность свободного построения программ с учётом интересов детей. Могут выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребёнок получил возможность реализовать свои способности и научился не отдельным умением и навыкам, а овладел целой системой понятий, представлений, практических действий. Таким образом, дети пробуют свои силы в различных видах деятельности, учатся «примерять» свои физические и психологические качества к разным ситуациям. Это даёт им преимущество в приобретении практического опыта и овладении различными компетенциями.
Дополнительное образование – это новое дополнение к основному образовательному процессу, так как дополнительное образование способно решить целый комплекс задач:
-Выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;
-Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
-Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
-Содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.
Таким образом, дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования, а с внедрением внеурочной деятельности детей в систему общеобразовательных школ способствует развитию творческого инициативного и компетентного гражданина Казахстана.
Вот в этом и выражается роль и дополнительного образования в новой модели образования. Роль педагога дополнительного образования, видится в выполнении следующих задач:
– В образовательном процессе использовать новые образовательные стандарты;
– Формировать систему одаренности ;
– Сохранение и укрепление здоровья;
-Научить ребёнка учиться и творить;
-Научить ребёнка сотрудничать;
-Научить ребёнка успешно жить в современном обществе.
Отсюда можно сделать вывод, что роль и место дополнительного образования в современной модели образования состоит в создании условий для духовно – нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся.
Отечественное образование ещё недавно славилось своим качеством и непревзойдённостью. Сегодня, претерпевая различные ступени модернизации, оптимизации и преобразований, система образования никак не поднимется на тот уровень, с которого оно попросту рухнуло несколько десятков лет назад. Добиваясь так называемого качества знаний учащихся, мы забываем о простых истинах: добре, житейском опыте, адаптации в обществе. Родительскую общественность накрыла волна одержимости успешной сдачи единого государственного экзамена и поиска репетиторов своим отпрыскам. В этой погоне родители забыли о дополнительном образовании, которое как раз-таки и занимается развитием необходимых подрастающему поколению социальных компетенций.
Весной текущего года система дополнительного образования в России отмечала 95-летие. Будённовский Дом детского творчества в 2013 году также праздновал свой шестидесятилетний юбилей. Шестьдесят лет – это много или мало? Если говорить о человеческой жизни, то много, если говорить об учреждении такого статуса – мало. За шесть десятков лет педагоги ДДТ вложили свои души в воспитание не одной тысячи учащихся, и на данный момент дополнительное образование здесь получают больше тысячи мальчишек и девчонок от 6 до 18 лет. Стоит вспомнить, насколько популярны были творческие объединения при Доме пионеров: авиамоделирование и хореография, изодеятельность и ансамбль песни и пляски. Сегодня многие выпускники ДДТ связали свою жизнь с педагогической деятельностью. А нынешние руководители, успешные предприниматели, работники администраций – все когда- то были воспитанниками ДДТ.
Понимание того, что для успешности достаточны только предметные знания, давно в прошлом. Маловероятно, что родители, которые чуть ли не с пелёнок свободное время своего ребёнка посвящают занятиям с репетиторами, в результате получат гармонично развитую личность. В лучшем случае это будет выпускник школы, удачно сдавший ЕГЭ, поступивший в престижный вуз страны, на популярные в наше время факультеты программирования, юриспруденции, экономики и права или управления. Но это будет выпускник, совершенно не постигший за одиннадцать школьных лет культуру общения со сверстниками и взрослыми, не прошедший общественных институтов.
Дополнительное образование как раз и ориентировано на всестороннее развитие ребенка. Дети, которые занимаются в творческих объединениях Дома детского творчества, получают от педагогов не только навыки вышивки, гончарного мастерства или шитья мягкой игрушки, рисования или бисероплетения, в первую очередь они получают элементарные навыки общения, житейский опыт. Здесь ребята могут уйти с головой в творчество. В каждом объединении царит по-домашнему тёплая атмосфера, располагающая на отдых и полезную деятельность, здесь ребята получают установку на успех, познание и творчество.
Для малышей-дошкольников на протяжении десяти лет на базе Дома детского творчества работает студия гармоничного развития «Росток», организацией деятельности которой занимается заместитель директора ДДТ Людмила Егоровна Баранова. Целеустремлённость, активная жизненная позиция, организаторские способности, увлечённость своим делом и нескончаемая любовь к детям этого педагога и заместителя директора одновременно уже на протяжении тридцати лет делают учебный процесс в Доме детского творчества настоящим праздником, где нет места рутине и обыденности.
48 педагогов трудятся над воспитанием душ учащихся, у всех за плечами не один десяток лет опыта работы. Зоя Степановна Онофрийчук учит девочек вышивке, её работы известны далеко за пределами Ставропольского края. А какие изделия из глины (игрушки, посуду, статуэтки) учит ребят мастерить Владимир Александрович Целковой! Украшения своими руками делают ребята в объединении «Пластика форм» под руководством Елены Георгиевны Братченко: эксклюзивные бусы, серьги, браслеты, каких не отыщешь ни в одном ультрамодном магазине бижутерии! Мягкие игрушки (зайцы, плюшевые медведи, сказочные и мультяшные герои), сшитые своими руками, разве не принесут вашему ребёнку радость, душевный подъём – этому учит деток Ирина Валентиновна Шавкута. Ваш ребёнок театрал, мастерски декламирует стихи, любит сцену? Тогда вам к Елене Петровне Правоторовой в детскую театральную студию, где педагог, увлечённый своим делом, привьёт ребёнку любовь к прекрасному. Ваш ребёнок любит рисовать и мечтает творить, как Малевич или Левитан? Приводите его в объединение «Палитра». А если сынок или дочка мечтают танцевать, как Лиепа или Плисецкая, Елена Васильевна Саркизова примет с распростёртыми объятьями маленьких непосед и научит говорить на языке движений.
Всего в ДДТ свыше сорока детских творческих объединений, работает более ста учебных групп. В каждом объединении кипит жизнь, развиваются свои традиции, дети становятся ведущими, артистами, организаторами, издателями. В 2013 году открыты новые объединения. Волонтёрское движение детей и подростков (педагог М. Н. Верещагин) занимается пропагандой здорового образа жизни; в наше время коммерциализации и рыночных отношений воспитанники учатся делать добро. В фотостудии (В. Э. Просин) ребята научатся мастерству фотографии, а в пресс-центре (Е. В. Растапша) каждый желающий сможет попробовать себя в качестве журналиста. В объединении «Волшебный песок» (Е. В. Федяева) детки развивают мелкую моторику, узнают о волшебных свойствах песка.
Невозможно представить Дом детского творчества без праздничных мероприятий, организацией и проведением которых занимается педагог-организатор Галина Андреевна Гогоцкая. Феерические представления, интерактивные игры не оставляют наших воспитанников равнодушными. И всё это воспитанники ДДТ получают абсолютно бесплатно!
О важности комнат по месту жительства и говорить не приходится: детки, чьи родители на работе, посещают их ежедневно. О пользе судите сами: каждый день комнату школьника «Бригантина» посещают до пятидесяти детей, комнату «Подросток» и хореографическую студию – до ста.
Всех нас: администрацию Дома детского творчества, педагогов, вспомогательный персонал объединяет один, самый лучший проект – наши дети. Сегодня они – зелёные росточки, а завтра – золотые колосья. Именно завтра, дорогие родители, ваш ребёнок, ставший успешным бизнесменом, врачом или журналистом, дипломатом или служащим, скажет вам спасибо, за то, что вы сегодня помогли ему самоопределиться, отгородили его от такого «воспитателя», как улица, поспособствовали развитию креативного мышления и творческих способностей, культуре общения вместе с педагогами Дома детского творчества. Не будем забывать: образование – это то, что останется, когда всё вызубренное забыто.
С. ЛУКИЧЁВА, директор Дома детского творчества,
Е. РАСТАПША, руководитель творческого объединения «Школьный пресс-центр».
Образование
5/5
Для чего необходимо дополнительное образование для детей
https://www.razumka.com/content/newsimg/78i.png
от Юлии Кошик
12 сентября 2018
В вопросе дополнительного образования родители имеют разные взгляды: одни считают его лишним и ненужным. Они аргументируют это тем, что школьное образование дает всё необходимое для развития ребенка. Другие склоняются к мысли о том, что без дополнительного образования раскрыть потенциал ребенка невозможно.
На дополнительных занятиях дети работают над тем, что им нравится, фокусируясь на процессе, а не на результате. Оценки за тесты и контрольные работы не является приоритетом и целью, зато важно развитие творчества. Во время таких занятий ребенок может раскрыть свой творческий потенциал без ограничения со стороны учителей и образовательных программ.
Возможно ли полноценное развитие ребенка без дополнительного образования?
Хотя в документе «Об образовании» и написано, что одна из его целей — формирование гармонично развитой личности, не всегда школы могут обеспечить для этого соответствующие условия. В школьных учреждениях действует ряд ограничений, которые тормозят этот процесс: все учебные предметы подчиняются общим требованиям, планам, а значительная часть работы на уроках направлена на то, чтобы дети могли составить необходимые тесты и написать контрольные работы. В таких условиях не хватает времени на креативную деятельность. Учителям физически очень сложно реализовывать индивидуальный подход и учитывать потребности и особенности каждого ребенка, часто в списке их приоритетов является только выполнение требований учебной программы, а не раскрытие талантов каждого ученика в классе.
Дополнительное образование дает такую возможность. Так как такие занятия проходят в небольших группах (6-10 учеников) и имеют узкий направление, каждый ребенок может максимально раскрыть свой творческий потенциал, заниматься тем, что ему нравится без ограничений со стороны планов и программ. Преподаватели в области дополнительного образования имеют больше свободы в планировании и организации работы, они не ограничены четкими учебными целями и требованиями.
Преимущества дополнительного образования для детей
Если родители колеблются относительно того, стоит ли загружать во внешкольное время ребенка дополнительными занятиями, они должны оценить все преимущества такого типа организации досуга. Для дополнительного образования характерны следующие черты:
- вариативность. Родители могут выбирать для детей различные направления, изменять их и комбинировать, учитывая потребности и способности детей. В отличие от школьного расписания, график дополнительных занятий очень гибкий, его можно корректировать в соответствии с запросами конкретного ребенка;
- комфортность. Занятия обычно проходят в небольших группах — до 10 человек. Такое количество школьников позволяет преподавателю уделить максимум внимания каждому ребенку и гарантирует реализацию индивидуального подхода. В группе из 8-10 человек каждый ребенок получает шанс быть услышанным, увиденным и оцененным, чего трудно достичь в стенах школы, где один учитель работает с классом, в котором 20 и более учащихся;
- специализированность. Дополнительное образование — это вопрос выбора. Дети занимаются тем, что им нравится и соответствует их потребностям и интересам. Если в школе отказаться от уроков математики невозможно, то дополнительные занятия можно менять в любое время. Современное дополнительное образование предлагает большое количество направлений от программирования для детей до курсов писательского мастерства. От родителей требуется лишь выяснить, что именно интересует их ребенка.
Обычно в вопросе организации дополнительного образования для детей родители делятся на две группы: одни считают, что в этом нет необходимости и у ребенка должно быть детство с играми во дворе. Другие родители убеждены, что чем больше ребенок загружен в свободное время, тем гармоничнее и целостное он развивается. Расписывая его день почасово, родители убеждены, что таким образом предохраняют ребенка от негативного влияния современного социума. Ответа здесь нет: оценив положительные и отрицательные стороны, типичные ошибки в выборе типа дополнительного образования, взрослые должны организовывать досуг школьников так, чтобы в нем было время и для «детства во дворе», и для дополнительных занятий.
5 причин сказать «да» дополнительном образовании
Родители решают включить в жизни своего ребенка дополнительное образование, чтобы:
- помочь ребенку открыть таланты и творческие способности. Некоторые дети не знают, что им нравится и чем они хотят заниматься. Дополнительное образование помогает выяснить это: пробуя различные занятия — творческие, спортивные, технические, — школьники пытаются найти то, что понравится им больше;
- помочь справиться с трудностями в школе. Например, если у ребенка есть проблемы по математике или украинскому языку, то его записывают на соответствующие кружки;
- повысить уровень мотивации. Распространенной является ситуация, когда ребенок не хочет изучать в школе какой-то предмет: ему трудно, не нравится учитель или неинтересно на уроках. Тогда родители выбирают дополнительные занятия по этому направлению, чтобы ребенок открыл для себя этот предмет с другой стороны и легче воспринимал его в школе;
- найти единомышленников, помочь влиться в компанию детей с похожими способностями и наклонностями. Дети с особыми талантами могут чувствовать себя в классном коллективе одинокими и неуверенными. Дополнительные занятия помогают им понять ценность своего таланта, познакомиться со сверстниками, у которых есть схожие увлечения.
Не все, что ребенок получает в школе на уроках, может понадобиться ему в дальнейшей жизни. Школьное образование нуждается в реформировании, и пока целью школы является не формирование компетенций, а передача не всегда актуальных знаний, дополнительное образование остается единственным способом поиска любимого занятия, которое может в будущем стать делом жизни.
Направления дополнительного образования
Популярными направлениями в области дополнительного образования являются:
- технический — занятия, на которых осуществляется развитие логико-математических умений и навыков: математические кружки, логика, эйдетика, шахматы;
- научно-химический расширяет знания детей об окружающем мире, формирует основы научного мышления. Это кружки по естествознанию, химии;
- эстетично художественный развивает эстетический вкус и художественные навыки. Это занятия по живописи, рисованию, лепке, аппликации. На таких кружках дети работают с цветами, формами, образами, с помощью различных методов у них развивается воображение, пространственное мышление, мелкая моторика рук, умение импровизировать;
- оздоровительно-физкультурное направление нацелено на физическое развитие организма. Это занятие танцами, гимнастикой, фигурным катанием, легкой атлетикой;
- биолого-экологический направлен на формирование экологического сознания. Это кружки юных натуралистов, занятия по биологии и её основам;
- экономико-правовой формирует базовые понятия по экономике и правовому сознанию: детей знакомят с их правами, с основами финансовой грамотности;
- туристический направлен на расширение знаний детей о мире, планете, стране. Это могут быть комбинированные занятия, например, сочетание географии и биологии или истории и географии.
Традиционно взрослые выбирают два направления для детей — спортивный и творческий. Такое количество помогает сохранить баланс между школьными занятиями и дополнительными. Три и более направления могут привести к перегрузке ребенка.
5 ошибок родителей при организации дополнительного образования для детей
Широкий выбор источников дополнительного образования приводит к ситуации, в которой родители теряются и не могут рационально распределить время своего ребенка. Начальный восторг и мотивация от новых творческих или спортивных занятий со временем меняется полным равнодушием к чему-либо и отсутствием желания учиться у детей. Есть 5 главных причин, которые приводят к такому «выгоранию»:
- перезагруженность ребенка. Дополнительные занятия не должны негативно влиять на занятия в школе. Распространенной является проблема, когда дети не успевают из-за нехватки времени выполнять школьные домашние задания, выполняют их не очень качественно и быстро. Родители должны четко расставить приоритеты в организации досуга и не допускать таких ситуаций;
- отсутствие свободного времени. Пытаясь дать детям максимум знаний и всему научить, родители иногда настолько загружают ребенка, что у него нет свободного времени: со школы он идет на дополнительные кружки, а после кружков — на курсы. Надо помнить, что ребенок всегда должен иметь свободное время — для прогулок, проведения времени с друзьями или в одиночестве;
- несистемности занятий. Залогом успешности любых занятий является системность. Любые занятия надо посещать регулярно, стараться избегать пропусков. Несерьезное отношение к дополнительным занятиям, систематическое непосещение или посещение «для галочки» приведет к тому, что ребенок потеряет интерес и мотивацию, потому что при таких условиях не сможет увидеть своих результатов и пользы.
- отсутствие заинтересованности со стороны родителей. Предметом заинтересованности взрослых должны быть не только школьные оценки и результаты, но и достижения в дополнительных занятиях. Важно демонстрировать свою заинтересованность в творчестве и деятельности ребенка: посещать выставки, концерты, презентации, общаться с преподавателями дополнительных занятий, интересоваться результатами. Это дает ребенку понимание того, что его деятельность важна для родителей, и то, что он делает вне школы, тоже имеет большое значение.
Как выбрать дополнительные занятия для ребенка
Определив, что дополнительное образование — необходимый компонент развития школьника, родители сталкиваются с новой проблемой: как выбрать именно те занятия, на которые ребенок будет ходить с радостью?
Можно выделить два способа определения детских предпочтений:
- Составить перечень занятий, которые интересуют ребенка, и посетить пробные занятия по каждому направлению. Однако иногда дети не могут четко сформулировать, что им нравится: они не дают конкретного ответа на вопрос, говорят, что им нравится всё. Тогда уместно воспользоваться вторым способом;
- Самостоятельно выяснить, что интересно ребенку, и направить все усилия на одно направление. Для этого надо наблюдать за ребенком, обращать внимание на то, какие занятия интересуют его больше, пообщаться со школьными учителями. Дополнительно можно проконсультироваться с психологом: например, определить склонность ребенка к чему-то помогают индивидуальные занятия по арт-терапии.
После определения направления надо выбрать место для занятий. Здесь есть ряд особенностей, на которые надо обратить внимание. Родителям может помочь такой перечень критериев выбора:
- практическая польза. Ребенок должен видеть результат своей деятельности. Результат может быть в виде творческих работ — картин, проектов. Он также может проявляться нематериально, например, влиять на успеваемость в школе;
- близость расположения. Дорога к дополнительным занятиям не должна занимать много времени. Если для того, чтобы добраться до кружка или курсов, надо потратить более 1:00 времени или пользоваться различными видами транспорта, это будет негативно влиять на состояние ребенка: такие поездки утомляют и притупляют горячий интерес. Со временем занятия на кружке или в студии будут ассоциироваться не со творчеством и развитием, а с длительной поездкой по городу. Поэтому место для занятий должно быть максимально близко к дому или школе;
- организация занятий. Перед началом занятий нужно поинтересоваться, как они проходят. Желательно, чтобы организация работы имела как можно меньше общего со школьными уроками: это может быть нестандартное размещение столов в кабинете, возможность заниматься на ковриках, с мольбертами, практиковаться на сцене, работать в кругу, в парах, микрогруппах;
- открытость преподавателей. Важно, чтобы преподаватели легко шли на контакт с родителями: рассказывали о методике работы, планах деятельности, делились информацией об успехах, трудностях и достижениях ребенка на дополнительных занятиях.
Когда ребенок видит, что результаты его деятельности интересуют преподавателей и родителей, он осознает важность своей работы, становится более ответственным и мотивированным.
Анализируя преимущества и недостатки дополнительного образования, подыскивая занятия в соответствии с критериями, родители должны не забывать самое главное правило, которым следует руководствоваться при организации досуга детей: надо прислушиваться к ним, наблюдать за ними, учиться их слушать и слышать. Поэтому занятия, которые соответствуют всем критериям и правилам, не принесут никакой пользы, если у ребенка нет желания их посещать.