Статьи о пользе занятий музыкой

12 причин заниматься музыкой! Качества, которые развивают занятия музыкой.
Не секрет, что занятия музыкой и искусством в целом помогают развить ряд важных качеств (независимо от того обычная это музыкальная школа или онлайн-школа музыки). Даже если Вы не планируете, чтобы Ваш ребенок стал вторым Бетховеном есть очень много причит отдать ребенка в музыкальную школу. Давайте же рассмотрим некоторые их них.
1. Раннее музыкальное образование помогает в развитии тех областей мозга, которые отвечают за речь и логику. Развитие происходит на протяжении нескольких лет после рождения и недавнее исследование показало, что если ребенок систематически занимается, например, вокалом или игрой на инструменте, то активно развивается левое полушарие мозга отвечающее за речь, логическое мышление, математические способности.
2. Существует также связь между музыкой и визуально-пространственным интеллектом. Занятия музыкой развивает образное мышление, позволят ребенку легко понимать карты, схемы, диаграммы. Также развивается память на изображения и «чувство цвета».
3. Благодаря занятиям музыкой студенты учатся творчески мыслить, находя интересные не шаблонные решения. В искусстве нет одного правильного ответа!
4. Последние исследование показывают, что студенты занимающиеся любым видом искусства более успешно сдаютстандартизированные экзамены и лучше учатся в школе.
5. Занятия любым видом искусства (музыка, живопись) с ранних лет развивает у ребенка чувство сострадания, жалости, учат быть чуткими к другим людям.
6. Умение доводить дела до конца и грамотно распределять ресурсы. Разучивание музыкального произведение – не быстрый, последовательный процесс. Ребенок учится ставить перед собой задачи и равномерно их выполнять.
7. В музыке ошибка – это ошибка. Инструмент либо настроен, либо не настроен. Занятия музыкой – тяжелая работа, которая учит, что для достижения цели (хорошего концертного выступления) нужны систематические, усиленные труды.
8. Музыка учит работать в команде. Это ярко выражено при игре в ансамбле, оркестре. Ученики учатся слышать друг друга, вступать одновременно, солировать и т.д.
9. Музыка – это прежде всего средство самовыражения! Благодаря ей жизнь ребенка более осмысленна и интересна.
10. Занятия музыкой развивают навыки, которые необходимы в работе. Ребенок фокусируется на том, чтобы «делать», а не «наблюдать». Учит выполнять, а не создавать иллюзию работы. Во все времена востребованы решительные люди с гибким мышлением и как не странно музыка это все развивает. В музыкальных классах студентам приходится находить общий язык для достижения результата.
11. Умение побеждать страх также очень важное качество. Страх публичного выступление – один из самых сильных страхов, которые ребенку придется преодолевать все время. Также музыка способствует развитию здоровой психики благодаря чему уменьшает риск, например, подростковой наркомании.
12. Игра на музыкальном инструменте развивает координацию. Посмотрите на выступление пианиста, скрипача или барабанщика!
13. И наконец, дети, которые занимаются искусством не такие как все!
Записаться на урок игры на фортепиано, гитаре, скрипке по скайп Вы можете здесь.
При копировании статьи ссылка на AcademyOfSound.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Вы никогда не задумывались, почему дети так любят петь? Они поют так вдохновенно, совершенно не задумываясь о качестве своего исполнения. Еще дети очень любят играть на инструментах. На всех. Они (почти все) хотят научиться играть на гитаре, пианино, баяне и трубе. На всех тех инструментах, которые попадают в их поле зрения. Они хотят, они пробуют, и приходят в бурный восторг от того, что из-под их маленьких пальчиков выходят звуки – музыкальные звуки.
Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.
А как они танцуют? Вы видели? И ведь их никто не учит. Маленькие дети одного года жизни живо реагируют на подвижные ритмы, кружась и маша потешно ручками, они творят свой первый танец, пропуская музыку через свое сердце. Музыка и дети – неразделимы, потому, что музыка была и будет не только видом искусства, а потребностью человека, и человек к ней инстинктивно тянется.
Как родилась музыка
Музыка появилась, когда появился человек разумный. Нет, это не было искусством. Искусством она стала позже. А вначале это была необходимость. Потребность человека, такая же, как сон. Потребность в звуках, гармоничных и радующих слух. Потребность в движении, потребность в передаче настроения. Ученые считают, что петь человек научился еще раньше, чем говорить. Нет, музыка не была искусством. Она была частью жизни человека. Она сопровождала его при рождении, в трагичных и радостных моментах. Она же провожала его в мир иной. Через музыкальные средства, первобытные люди искали контакт с природой, вселенной, Богами.
А потом появилось искусство. Музыка для наслаждения. Люди поняли, что приятно не только исполнять, но и слушать. Появились музыкальные инструменты. Играли на всем, что только может быть. Ударные и духовые инструменты стали первыми на земле, ведь их так просто было сделать. Музыка для увеселения, для удовольствия, для церемоний – все это родилось после. Сегодня музыка является одним из самых востребованных видов искусства. И объяснением тому является именно естественное стремление человека к звуку. А дети – тому лучшее подтверждение. Разве можно не дать детям то, что им так необходимо?
Зачем учить ребенка музыке
Музыкальное воспитание детей в нашей стране сегодня стало чем-то основным. И это не может не радовать. Музыкальные школы не ощущают нехватки учеников. Востребованными оказываются и те инструменты, которые еще два-три десятка лет назад были не в фаворе. Повышение культуры и грамотности среди родителей приводит к тому, что музыкальное воспитание прочно закрепляется, как основа воспитания гармоничной личности. Хорошо, что так думает большинство. Но, все-таки, не все. Есть такой тип родителей (их немало), которые искренне не понимают, и задаются вопросом: «А зачем учить моего ребенка музыке? Ведь он не станет музыкантом?».
Музыкантами становятся не многие. Нет, их, конечно, достаточно много, но это лишь десятая часть из всех, кто обучался в детстве. Но так ли это бесполезно? Совсем не бесполезно. Музыкальные занятия – не просто учебная деятельность. Это удовлетворение живых, естественных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств.
«Если ребенок долго не говорит – научите его петь. Петь ему будет гораздо проще. Добавьте к пению игру с ручками. Пусть пальчики танцуют – это отлично стимулирует развитие речи» – говорят психологи.
«Если у ребенка проблема в произношении звука, пусть он его пропоет. Порой самые сложные дефекты речи устраняются в процессе пения» – говорят логопеды.
«Музыкальные упражнения на ритм, изучение элементарной теории музыки способствуют развитию математических способностей. Обучение игре на инструменте, с его систематическими занятиями и повторами вырабатывают усидчивость, терпение и способность рационально мыслить» – утверждают педагоги.
Добавим к этому упражнения на творчество, развитие памяти (текст песни и мелодии наизусть), координацию движений, да и просто море позитивной энергии, которое дарит детям каждое музыкальное занятие. Теперь на сакральный вопрос: «нужно ли учить ребенка музыке» вы ответите сами.
Музыкальные способности детей. Как их выявить, чтобы развивать
Ох уж это наличие музыкального слуха. Сколько вокруг него мифов крутится. Это хорошо, когда ребенок с трех лет недвусмысленно демонстрирует тягу к музыке, чистым голосом напевая любимую мелодию, аккомпанируя себе на импровизированном барабане. Тут все ясно, способности налицо. А если нет? Неужели нет слуха?
Хочется сказать всем родителям нашей большой страны – способности к музыке есть у каждого ребенка. А предпосылки с талантом, чтобы стать музыкантом есть у доброй половины детей. Но только единицы демонстрируют свои таланты в раннем детстве. Остальных надо развивать, им надо время, чтобы раскрыться.
Педагоги – музыканты выявляют три типа музыкальных способностей у детей:
- Чувство ритма. Умение не только слышать и воспроизводить ритм мелодии или всего музыкального произведение, но и пропускать его через себя. Это врожденное чувство. Пропустить такую способность сложно. Дети с хорошим чувством ритма умело отбивают такт услышанной мелодии, воспроизводят заданный ритмический рисунок.
- Музыкально-слуховое представление. Сюда входят умение слышать и запоминать мелодию, воспроизвести ее голосом или с помощью инструмента.
- Ладовое чувство. Способность воспринимать музыку, эмоционально реагировать. Ладовое чувство предполагает понимание настроение, выраженное в музыкальном произведении, ощущение высоты звуков, их различие и порядок.
Он не умеет петь. Это аргумент?
Часто приходится слышать, как мама утвердительно заявляет, что ее ребенку «слон на ухо наступил». На логичный вопрос «С чего вы это взяли?» она дает непоколебимый ответ: «Он ужасно фальшиво поет». Для нее это аргумент – он не умеет петь. Она даже не знает, а умеет ли он слышать? Умение интонировать есть одно из проявлений музыкальных способностей детей. Только одно из многих, но далеко не самое главное умение. Умение интонировать голосом, безусловно, необходимо, если ребенок должен стать певцом. Но так ли это нужно ударнику группы, или первой скрипке в оркестре? Удивим многих мам, но есть прекрасные музыканты, и даже среди известных миру исполнителей, которые совершенно не умеют петь. При этом они обладают идеальным слухом, чувством ритма и тончайшей музыкальной чувствительностью.
При диагностировании педагогом музыкальных способностей, результаты частенько удивляют родителей. А ведь они даже не думали. Он же совсем не умеет петь…
Виды музыкальной деятельности – воспитываем играя
Музыкальные игры
Музыка – не математика и не физика. Музыка должна приносить радость, иначе воспитательный эффект не будет полноценным. Потому музыкальное воспитание не должно быть скучным. Детям такие занятия должны приносить удовольствие, заинтересовать их, затягивать. Поэтому ведущей деятельностью музыкального воспитания остается игра. Дидактические, подвижные, народные музыкальные игры, в которых дети знакомятся с музыкальными средствами, инструментами, элементами народной культуры. Играя, ребенок полностью расслабляется и открывается педагогу. В такой непосредственной обстановке очень просто и легко усваивается информация. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и вспомогательной в начальной школе.
Танец
Танец – это потребность человека. Танец появился гораздо раньше, чем песня и исполнительское искусство. Мы все очень любим танцевать, и делаем это с удовольствием. Танцуя, мы избавляемся от стресса, даем физическую нагрузку на мышцы, сливаемся с ритмом мелодии, пропуская каждый такт через все тело. Танцуя, ребенок учится слышать и чувствовать ритм, настроение в музыке. Танец в музыкальных занятиях – это радость, это расслабление. Соединяя пение с танцевальными движениями, педагог решает важные задачи – развитие художественно эстетического вкуса, способностей вкупе с развитием речи, чувством ритма и памяти. К этому добавим снятие стресса, и получим богатый коктейль позитива и пользы.
Слушание музыки
Ничто так не формирует музыкальный вкус, как слушание музыки. Знакомства с музыкальными произведениями помогают научить детей слышать, эмоционально откликаться и анализировать музыку. Слушание нередко сочетается с другими видами деятельности, такими, как изобразительное искусство (рисовать во время прослушивания).
Пение
Воспроизведение мелодии голосом – важная задача. Петь не так уж просто, как кажется. Педагог уделяет массу времени постановке певческого аппарата, используя, опять же игры-упражнения для дыхания, укрепление связок и воспроизведения мелодии. Петь можно по-разному. Не только песни, выучив слова наизусть. Пропевание мелодии от лица различных героев (баба яга, дед Мороз, кошечка, собачка, свинка и т.д) развивает творческие способности и театральные навыки. К пению относят и всевозможные игры «с язычком», которые так нравятся детям и логопедам. Соединение пения с движениями (логоритмика) является отличным вспомогательным средством для развития речи и решения логопедических проблем.
Пару слов для родителей
Музыкальные занятия – это не просто развлечение для ваших детей. Музыка не является чем-то лишним или ненужным. Иначе зачем, по -вашему, министерство образования включает музыку в обязательное дошкольное и начальное образование? Умные ученые-педагоги давно выявили связь между музыкальными занятиями и полноценным, всесторонним развитием маленькой личности.
Учите детей музыке. Поощряйте их тягу к миру звуков и ритмов, ведь это естественная потребность человека, которую маленькие люди еще не утратили. Вовсе не обязательно тратиться на покупку музыкального инструмента.
- Включайте почаще хорошую классическую музыку. Пусть ваши дети научатся слушать.
- Прислушивайтесь к советам и рекомендациям музыкальных руководителей – они могут видеть в вашем ребенке особенные способности.
- Не критикуйте ваших детей в их, пусть даже нелепых попытках выражать свои эмоции музыкально. Никогда не говорите, про слона, наступившего на ухо. Ребенок поет с удовольствием – оставьте ему это удовольствие. Он любит себя в этом искусстве.
- Хвалите даже за самые незначительные достижения. Двухминутное выступление на утреннике – это не пустяк. Это его звездный час, поддержите и порадуйтесь.
- Не ругайте за то, что он шумно выстукивает запомнившийся ритм ложкой по кастрюле. Для него это не шум. Это его первый ударный инструмент. Прислушайтесь к тому, что он стучит. Возможно, его музыкальные эмоции требуют выражения. Пусть выражается. Составьте ему компанию.
Музыкантами становятся не все. Но зачем нам надо такое количество музыкантов? Миру нужны и доктора, и адвокаты – это замечательно. Но музыка помогает нам раскрыться. Помогает тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.
О целебных свойствах музыки было известно с давних пор. Древнее предание о царе Сауле повествует, что от меланхолии его спасали лишь волшебные звуки арфы, на которой играл пастух Давид. Музыкальным инструментам издавна приписывали магические свойства. Вспомните легенду, как дудочка помогла избавить город от крыс. А ведь в каждом мифе есть доля правды.
Какие преимущества дает игра на музыкальных инструментах?
Современные исследования подтвердили, что человек, умеющий музицировать, находится в более выигрышном положении. Игра на любом инструменте активирует мозг, укрепляет физическое и психическое здоровье исполнителя. Процесс музицирования нормализует артериальное давление, снижает стресс, успокаивает нервную систему.
Родители, записывающие ребенка в музыкальную школу, поступают разумно. Швейцарские ученые выяснили, что у детей улучшается мелкая моторика, концентрация внимания, быстрее усваиваются новые знания. Эксперименты доказали, что обучение музыке помогает повысить успеваемость по литературе, русскому языку и математике. Через полгода занятий отстающие ученики догоняют сверстников.
Это касается не только детей. Взрослые люди, начав заниматься музыкой, отмечают рост умственных способностей и укрепление памяти. Такое хобби приносит двойную пользу – улучшает качество жизни и служит профилактикой возрастной деменции. Остановимся на этом подробнее.
10 аргументов в пользу освоения музыкального инструмента
Результаты научных исследований подтвердили гипотезу о пользе музыкальных занятий в любом возрасте. Спустя несколько месяцев игры на инструменте отмечаются положительные сдвиги.
Улучшение координации
Для любого музыканта – профессионала или любителя важна правильная техника игры. Она зависит от точности движений рук и ног. Необходимость постоянно совершенствовать технические навыки развивает не только зрительно-моторную, но также общую координацию. Неудивительно, что спортсмены с музыкальной подготовкой чувствуют себя более уверенно.
Совершенствование навыков чтения
Необходимость распознавать нотные знаки развивает читательские навыки. Привычка к расшифровке музыкальных знаков помогает в изучении иностранных языков. Осмысление информации, записанной в нотной тетради, способствует лучшему восприятию художественной и специальной литературы.
Развитие когнитивной функции
Специалисты медицинского центра в Канзасе провели исследование когнитивных (познавательных) способностей у большой группы испытуемых. Диагностика показала, что результаты тестов, выполненных музыкантами, лучше, чем у остальных. Ученые пришли к заключению, что это следствие высокой активности мозга.
Регулярное музицирование оказалось отличным способом стимулирования серого вещества: увеличивается его объем. Вид инструмента не имеет принципиального значения. Игра на барабане, саксофоне или флейте одинаково полезна для тренировки мозга.
Управление настроением
Музыка способна воздействовать на эмоциональное состояние. Исполнение любимого произведения отвлекает от грустных мыслей. Задорные ритмы бодрят, поднимают настроение и тонус. Человек, умеющий играть на музыкальном инструменте, направляет свои эмоции в конструктивное русло и сохраняет здоровье.
Укрепление органов дыхания
Игра на духовых инструментах способствует увеличению объема легких, улучшению обменных процессов. Врачи рекомендуют такой вид музицирования людям, страдающим хроническим бронхитом, астмой, аллергическими заболеваниями дыхательной системы.
Любой из инструментов этой группы – кларнет, труба и другие – может укрепить органы дыхания. Во время исполнения музыкального произведения глубокий вдох чередуется с медленным выдохом. Это приводит к интенсивной аэрации легких и постепенному выздоровлению.
Снятие нервного напряжения, избавление от бессонницы
Для того, чтобы расслабиться и перестать нервничать необязательно пить таблетки. Лучше научиться играть на духовых инструментах. Это абсолютно безопасное и эффективное средство.
Многолетние наблюдения показали, что детям особенно полезна флейта. Ее мелодичное звучание способствует релаксации. Бонусом станет крепкий сон и здоровая нервная система.
Интересный факт
Игра на саксофоне заставляет работать мышцы живота и развивает абдоминальное дыхание. Это полезно для пения и фигуры.
Развитие концентрации внимания
Музыкант должен концентрироваться на том, что он делает. Отвлекаясь на посторонние раздражители, легко сбиться с ритма, сыграть не ту ноту, перепутать струну, клапан или клавишу. Если приходится играть в ансамбле, джаз-банде или оркестре, то умение сосредоточиться на своей партии становится абсолютно необходимым. Развитая концентрация внимания дает музыканту большое преимущество в других видах деятельности и повседневной жизни: управлении автомобилем, работе с аппаратурой и так далее.
Выработка самодисциплины и целеустремленности
Не секрет, что процесс обучения, постижение азов и отработка техники довольно скучное занятие. Должен быть вдохновляющий пример. Просмотр роликов с игрой любимых исполнителей способен поддержать угасающую мотивацию.
Нужно выработать четкую установку на регулярность занятий и достижение результата. Преодоление трудностей развивает целеустремленность и самодисциплину, что пригодится не только для овладения инструментом. Затраченные усилия станут основой будущих достижений.
Профилактика возрастной деменции
Польза от музыкальных занятий проявляется даже через десятки лет. Доказано, что люди, играющие на разных инструментах, меньше подвержены возрастным нарушениям. Полезное хобби позитивно влияет на мозговую деятельность и сохранение умственных функций.
Музыка служит когнитивным стимулятором для пожилых людей с диагнозом «болезнь Альцгеймера». Она помогает реабилитировать больных после инсульта и других поражений мозга. Воспроизведение знакомых мелодий улучшает состояние кратковременной памяти и речи, восстанавливает координацию движений.
Сохранение остроты слуха
Ученые, изучающие снижение слуха у пожилых пациентов, установили удивительную закономерность. Оказывается, обучение игре на музыкальном инструменте в детские годы служит профилактикой возрастной тугоухости. Эффективен даже короткий курс занятий. В результате у пожилых людей зона мозга, отвечающая за слух, реагирует на звуки речи с прежней скоростью.
Многократные исследования подтвердили тот факт, что играть на музыкальных инструментах полезно для развития речевых навыков и общей грамотности. Улучшается восприятие информации и запоминание, развиваются скрытые способности.
Вывод напрашивается сам собой: пора выбирать подходящий инструмент!