Стандартизация образования при каких условиях она принесет пользу
Рисунок 1. Основы стандартизации образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Необходимость создания единого образовательного пространства в стране вынудила прибегнуть к стандартизации образования. Такая деятельность позволяет решить ряд вопросов, целей и задач, в том числе по полному обеспечению равного уровня образования для всех выпускников государственных образовательных учреждений.
Определение 1
Стандартизация образования представляет собой разработку и использование системы определенных параметров и показателей, которые принимаются в качестве государственных норм образовательного процесса, причем они должны отражать общественный образовательный идеал, а также учитывать возможности конкретной личности для его достижения.
Государственные образовательные стандарты
В 1992 году после принятия Федерального закона «Об образовании» были сформулированы первые понятия о государственном образовательном стандарте в России.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по действующему законодательству предназначен для:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
- формирования единого образовательного пространства страны, когда происходит обеспечение свободы реализации внутренних национальных программ по образованию;
- проведения объективной оценки деятельности системы высших учебных заведений;
- повышения общего качества образовательного процесса в стране;
- установления и признания эквивалентности документов иностранных государств.
Эти компоненты учитываются при полноценной подготовке учителя, юриста, экономиста и любой другой профессии.
Федеральный компонент
Министерство образования РФ утверждает федеральный компонент (часть). Также орган исполнительной власти формирует требования, которые относятся к содержанию образовательной программы, а также общему уровню подготовки преподавателей и учащихся.
В федеральный компонент входят:
- требования по условию реализации образовательной программы;
- требования к итоговой аттестации выпускников;
- установление расчетного срока освоения программы на всех формах обучения.
Федеральный компонент образовательного стандарта любого уровня включает в себя группу общепрофессиональных дисциплин, группу математических и общих дисциплин по естественной науке, группу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также группу специальных дисциплин.
Национально-региональный компонент
Замечание 2
Национально-региональный компонент призван отражать в содержании образования определенные характерные черты и национально-региональные особенности места, где происходит образовательный процесс.
Такой компонент утверждается непосредственно высшим учебным заведением и его содержание полностью учитывается при подготовке специалистов региона. Обычно в российских условиях принято использовать схему по внедрению федерального и национально-регионального компонентов в образовательную систему, где отдается предпочтение первому компоненту в пропорциях 65 к 35.
Подобная структура государственного образовательного стандарта позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения единства образовательного пространства. Она не подавляет интересы и традиции образовательных учреждений и иных научных школ субъектов Российской Федерации.
Разработка государственных образовательных стандартов
Замечание 3
Главной научной организацией, которая занимается координацией разработки государственных образовательных стандартов (ГОС), является Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.
Он организует деятельность специально для функционирования высшего профессионального образования.
В процессе создания ГОС ВПО принимало участие более 70 учебно-методических объединений, в том числе несколько десятков советов по методологическим рекомендациям. В общей сложности процессом стандартизации управляло несколько тысяч человек. Они смогли разработать ГОС всего за несколько лет, которые периодически изменяются. Министерство образования РФ утверждает все поправки в стандарты, предназначенные для высшего профессионального образования.
К 1996 году были разработаны государственные стандарты по направлениям подготовки или бакалаврским программам, по специальностям и по магистерским программам. В систему ГОС ВПО входит около 700 стандартов.
Разработка государственных образовательных стандартов велась в несколько этапов. Сначала были сформированы образовательные программы для бакалавров, на следующем этапе появились стандарты для образовательных программ подготовки специалистов. Затем такие же стандарты на основе ГОС были представлены для магистров.
При разработке ГОС рождалось принципиальное решение, которое усиливало фундаментальные основы всего образования. Под этим понималось, что фундамент выпускника и его мировоззрение будут формировать не только научные знания, но и сочетание фундаментальных знаний. Совокупность таких знаний может стать основой формирования разносторонней личности с большим профессиональным багажом знаний.
Фундаментальное образование представляет собой совокупность:
- естественных наук;
- гуманитарных наук;
- социально-экономических наук;
- математических дисциплин.
Таким образом, формирование личности происходит из знаний физики, химии, математики, философии, психологии, истории, экономики, физической культуры и других основных дисциплин.
Объем фундаментальной естественнонаучной подготовки для специальностей технического профиля был увеличен примерно на 30%. Для большинства гуманитарных направлений изучение в высшей школе дисциплин этого профиля вводилось впервые.
Через некоторое время в ходе образовательного процесса удалось выявить ряд недостатков такой системы образования и ряд стандартов изменили свои требования. Специалисты отметили, что существует недостаточный уровень вариантности блока гуманитарных и социально-экономических наук. Это не было в полной мере ориентировано на будущую профессию выпускника. Также существовало обстоятельство невозможности требований, которые содержатся в документе и применяются в процессе промежуточного контроля знаний. Озвучены проблемы с прямой проверкой уровня подготовки выпускников. Выявилось ряд различий в содержании образовательных программ родственного профиля. Они затрудняли рациональную организацию учебного процесса в многопрофильных вузах. Выявлена несогласованность ГОС ВПО со стандартами других уровней образования и между собой.
Стандартизация в сфере образования – это сложная проблема, комплексная. Она требует серьезного концептуального обоснования.
Главный вопрос, который возникает:
«Действительно ли стандартизация образования необходима?»
Приведу две точки зрения:
1. Стандартизация образования – это всего лишь
очередная мода
, она только осложняет и труд преподавать без каких-либо ощутимых результатов.
Стандарт и педагогическое творчество не совместимы
. Стандартизация противоречит самой сути творческой, нестандартной педагогической деятельности.
Стандартизация в образовании
приведет к механической, формальной процедуре оценки результатов образования
, породит очередную волну «процентомании»… Введение Стандартов укрепит
«уравниловку», авторитарную педагогику и жестко административный стиль управления образованием
.
2. Стандартизация образования – это объективный процесс, обусловленный объективными явлениями в образовательной сфере. Он отражает тот факт, что
образование все глубже интегрируется с производственной сферой
, превращаясь из важнейшего фактора прогресса в ведущий вид деятельности. Это процесс
не столько гуманитарный, сколько техногенный
, т.к. он является результатом сближения целей и задач образования (в том числе между разными странами, социальные системы которых даже в чем-то идеологически по-разному ориентированны) по оптимизации и повышению эффективности системы образования на базе новых подходов и технологий.
Приглашаю с деловому разговору!
Предлагаю взглянуть на проблему широко, рассмотреть стандартизацию
не только школьного образования, но и других ступеней образования. Не только предметного содержания образования
…
Ваше мнение очень важно!
(Алексей Бутузов @ 18.08.2006, 14:14)
Стандартизация в сфере образования – это сложная проблема, комплексная. Она требует серьезного концептуального обоснования.
Главный вопрос, который возникает:
«Действительно ли стандартизация образования необходима?»
Приведу две точки зрения:
Нужна ли стандартизация в образовании?
Безусловно – ДА!!! А как иначе? Пусть каждый преподаёт как хочет и как может? И что мы получим? Разные знания за одни и те же оценки?
С тем, что “стандартизация образования – это всего лишь очередная мода”, невозможно согласиться потому, что она далеко не является одним из новвовведений, которых так много в современном образовании…
Утверждение, что “она только осложняет и труд преподавать без каких-либо ощутимых результатов”, также не бесспорно: то, каким образом учитель выполнит стандарт – совсем другой вопрос (вот вам и поле для педагогического творчества).
“Стандартизация в образовании приведет к механической, формальной процедуре оценки результатов образования, породит очередную волну «процентомании»…” – полагают противники стандартизации, а к чему приведет отсутсвие стандартов? Не к тому ли, что равные знания будут оценены по-разному. Тогда уж лучше «уравниловка», хотя это слово в данной ситуации не совсем уместно.
Полагаю, что это касается не только школьного образования, но и других ступеней образования, однако говорю пока лишь о предметном содержании образования… Что касается методик, то, безусловно, здесь нельзя ограничиваться лишь стандартным урокодательством.
(Алексей Бутузов @ 18.08.2006, 15:14)
Стандартизация в сфере образования – это сложная проблема, комплексная. Она требует серьезного концептуального обоснования.
Главный вопрос, который возникает:
«Действительно ли стандартизация образования необходима?»
Проблемный вопрос. На него сразу так не ответишь. Попробуем с плюсами и минусами представленных Вами точек зрения.
(Алексей Бутузов @ 18.08.2006, 15:14)
1. Стандартизация образования – это всего лишь
очередная мода
, она только осложняет и труд преподавать без каких-либо ощутимых результатов.
Стандарт и педагогическое творчество не совместимы
. Стандартизация противоречит самой сути творческой, нестандартной педагогической деятельности.
Стандартизация в образовании
приведет к механической, формальной процедуре оценки результатов образования
, породит очередную волну «процентомании»… Введение Стандартов укрепит
«уравниловку», авторитарную педагогику и жестко административный стиль управления образованием
.
Отсутствие стандартов:
+++
Творческая составляющая, безусловно, даёт возможность для определённых результатов.
Демократичность в выборе пути решения каких-то задач (даже образовательных).
Отсутствие границ для образования, что позволяет САМОМУ (ученику, учителю) вырабатывать объём, скорость движения, финишную черту.
(Алексей Бутузов @ 18.08.2006, 15:14)
2. Стандартизация образования – это объективный процесс, обусловленный объективными явлениями в образовательной сфере. Он отражает тот факт, что
образование все глубже интегрируется с производственной сферой
, превращаясь из важнейшего фактора прогресса в ведущий вид деятельности. Это процесс
не столько гуманитарный, сколько техногенный
, т.к. он является результатом сближения целей и задач образования (в том числе между разными странами, социальные системы которых даже в чем-то идеологически по-разному ориентированны) по оптимизации и повышению эффективности системы образования на базе новых подходов и технологий.
Отсутствие стандартов:
—
Хаотичная и неструктурированная подача информации ученику.
Потеря связи с другими сферами деятельности.
А как же без школьного стандарта преподавание в вузе строить? Начиная с материала 5 класса все излагать, раз ничего не гарантировано? Но, боюсь, это уже будет не высшее образование, а всего лишь школьное по маркой вузовского.
Настоящее состояние де-факто средней школы – это именно отсутствие стандартов. Де-юре – не спорю, есть документы, регулирующие СО, но на деле?
“Связь с другими сферами деятельности” утеряня давно, не одно десятилетие. Меняется общество – должны меняться НОРМАтивы, определяющие СО.
Но вопросик о стандартах что-то непопулярным стал. Это не значит, что Стандарты не будут приняты. Будут! “реформа”-то идет. Только какой станет НОРМА СО?
По прочтении ветки, не отвечая никому и не претендуя на истинность и полноту, мое мнение:
1. Отсутствие стандарта, безусловно, плохо для развитого “народного хозяйства”.
2. Навязывание стандарта “сверху” – плохо, а навязывание “придуманного” стандарта – еще хуже.
3. Всякий стандарт, а тем более такой сложный и слабо поддающийся определениям, как стандарт образования, явлется разновидностью культурной НОРМЫ и подчиняется всем законам становления и реализации культурных норм.
4. Стандарт образования, как и всякая “нормальная”, культурная норма, должна быть (историческим) обобщением наиболее эффективных (оптимальных) форм деятельности и жизнедеятельности, которое за счет системы образования навязывается всяким проявлениям деятельности-жизнедеятельности, повышая их эффективность. Кроме того, стандарт “сшивает” и “сопрягает” различные части и процессы социума. Таким образом, стандарт образования является (должен, если разумен), по принципу, социально-культурно-исторической НОРМОЙ (все три стороны одинаково важны).
5. ЕГЭ представляет собой искусственную, навязанную процедуру оценки (см.п.2), и тем самым, плох. Но гораздо важнее то, что ЕГЭ является мощным, если не единственным в реальных условиях “недорыночной” и “недоплановой” России, фактором стандартизации – социально-культурно-исторического становления и складывания нормы (стандарта) современного Россиийского образования, не навязывая ничего непосредственно самому ПРОЦЕССУ образовывания.
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 27.09.2006, 02:23)
По прочтении ветки, не отвечая никому и не претендуя на истинность и полноту, мое мнение:
1. Отсутствие стандарта, безусловно, плохо для развитого “народного хозяйства”.
2. Навязывание стандарта “сверху” – плохо, а навязывание “придуманного” стандарта – еще хуже.
3. Всякий стандарт, а тем более такой сложный и слабо поддающийся определениям, как стандарт образования, явлется разновидностью культурной НОРМЫ и подчиняется всем законам становления и реализации культурных норм.
4. Стандарт образования, как и всякая “нормальная”, культурная норма, должна быть (историческим) обобщением наиболее эффективных (оптимальных) форм деятельности и жизнедеятельности, которое за счет системы образования навязывается всяким проявлениям деятельности-жизнедеятельности, повышая их эффективность. Кроме того, стандарт “сшивает” и “сопрягает” различные части и процессы социума. Таким образом, стандарт образования является (должен, если разумен), по принципу, социально-культурно-исторической НОРМОЙ (все три стороны одинаково важны).
5. ЕГЭ представляет собой искусственную, навязанную процедуру оценки (см.п.2), и тем самым, плох. Но гораздо важнее то, что ЕГЭ является мощным, если не единственным в реальных условиях “недорыночной” и “недоплановой” России, фактором стандартизации – социально-культурно-исторического становления и складывания нормы (стандарта) современного Россиийского образования, не навязывая ничего непосредственно самому ПРОЦЕССУ образовывания.
Почти так. Хотя прцедура оценивания ЕГЭ по русскому языку неплоха. А части С так вообще гораздо лучше 5-ти балльной оценки за сочинение.
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 27.09.2006, 02:23)
По прочтении ветки, не отвечая никому и не претендуя на истинность и полноту, мое мнение:
Браво!
Конечно, норма Вами описанная задана очень рамочно, далеко от конктретного документа – Стандарта. Можем продолжить разговор, обсуждая, проверяя и уточняя ваше определение?
…на всякий случай начну.
1. Рассуждаю…
Историческая составляющая – читаю “ретроспективная”. И далее разворачиваю: ретроспективная – современная – перспективная.
И все три составляющие – не одно и то же.
Например “перспективная” – развитие и системы образования и всего общества – задается
1) социо-культурным опытом – всей совокупностью “багажа”;
2) современностью, делающей часть что-то из этого опыта актуальны, а что-то отходящим в “серую зону памяти” народа;
3) а также ценностями и целями, осознанно (или стихийно) определяющими актуальность тех или иных составляющих современного и прошлого опыта для вхождение в “будущее”.
2. Спрашиваю (один из множества возможных вопросов)
Предопледенность стандартов социо-культурными нормами: какакой Вам видится методика фиксация этих норм?
Надеюсь, что понял вас правильно!
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 27.09.2006, 02:23)
5. ЕГЭ представляет собой искусственную, навязанную процедуру оценки (см.п.2), и тем самым, плох. Но гораздо важнее то, что ЕГЭ является мощным, если не единственным в реальных условиях “недорыночной” и “недоплановой” России, фактором стандартизации – социально-культурно-исторического становления и складывания нормы (стандарта) современного Россиийского образования, не навязывая ничего непосредственно самому ПРОЦЕССУ образовывания.
Интересное , надо отметить, “ненавязывание” суженного до возможностей тестового контроля стандарта под видом кодификатора процедуры приема в вузы.
(Блинов Андрей Иосифович @ 22.09.2006, 11:39)
Нужна ли стандартизация в образовании?
Безусловно – ДА!!! А как иначе? Пусть каждый преподаёт как хочет и как может? И что мы получим? Разные знания за одни и те же оценки?
Я не являюсь нигилистом и полагаю, что чиновник — необходимейшая часть общества.
Но почему же чиновники даже не понимают, что говорят. Как часто бывает, совершенно содержания не схватывают!
Преподавать и надо: КАК хочет и КАК может!
Стандарт — НЕОБХОДИМ, чтобы назначить рубежи. ЧТО (!) должно быть достигнуто в результате работы? А необходим он потому, что человек переходит из школы в школу, поступает в тот вуз или этот. Кабы была каждая школа при вузе — и все выпускники шли бы в этот вуз — так и пусть себе вуз решает. Что пройдем еще в школе, а что перенесем на вузовскую программу. Но у нас — не крепостное право. Да и помимо вузов — ЧТО государство желает получить от учительской работы, когда выпускается в жизнь молодой гражданин. Поэтому — рубежи надо согласовывать.
Г-н Блинов понимает разницу между русскими словами: ЧТО и КАК ?