Средняя группа беседы на тему о пользе деревьев
Елена Подъякова
Беседа с детьми средней группы о разнообразии и пользе деревьев
Беседа о разнообразии деревьев и их пользе.
В. Ребята, отгадайте загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (деревья)
(Дети отгадывают загадку).
В. Правильно, это деревья. Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою. Деревья зимой отдыхают. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород.
В. Ребята, назовите лиственные деревья, которые вы знаете.
Дети: лиственные деревья: береза, дуб, осина и т. д.
Хвойные деревья: сосна, ель, лиственница, пихта.
В. Растут деревья – в лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.
У дерева есть: корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.
В. Посмотрите на картинки, назовите дерево, которое на ней изображено.
Давайте опишем дерево.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, на березе есть сережки
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки, на сосне есть шишки
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.
В. А сейчас мы немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, которая называется «Корни»:
Друг от друга деревья росли далеко, («деревья» обеими кистями)
Человеку пройти этот путь не легко, («человечек»)
Только корни деревьев однажды сплелись, («корни деревьев»)
Будто дерева 2 навсегда обнялись. («деревья»).
Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
6. Воспитатель предлагает нарисовать – деревья летом.
Дети рисуют деревья карандашами.
В. Следующее наше задание назови «Какой листик?».
Если лист дуба, то он (какой) – дубовый.
Если лист березы, то он – … (березовый).
Если лист рябины, то он – … (рябиновый).
Во множественном числе:
Листья на клене – кленовые.
Листья на рябине – рябиновые.
Листья на березе – березовые.
Листья на дубе – дубовые.
В. Отгадайте загадки.
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это. (клен)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой. (осинки)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует. (сирень)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши. (березки)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это. (дуб)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась. (ива)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это. (тополь)
В. Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые. И сейчас на участке нашего детского сада мы будем сажать молодые деревца.
Марина Викторовна Вицкова
Конспект беседы «Деревья» для детей средней группы
Цель: Закрепить название деревьев, уточнить характерные признаки деревьев, закрепить название частей.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, послушайте, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Его зимой и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели его в меха одели.
Скажите, что это?
Дети: Это Дерево.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о деревьях.
Назовите,какие деревья вы знаете?
Дети :Клен, береза, дуб, тополь, липа, осина,вяз и т. д.
– Ой, ребята, посмотрите, кого я нашла? (Под березкой сидит резиновый заяц). Посмотрите, какой-то он грустный. Что случилось?
(подносит игрушку к уху, делая вид, что зайка что-то шепчет)
Воспитатель: Дети, оказывается, Зайка гулял по нашему садику и ему очень понравились деревья, которые растут у нас на участке.
Но вот беда, он забыл, как они называются. А ему очень хочется узнать, что же это за дерево. Давайте поможем зайке и расскажем, какие же деревья он увидел?
(показ слайдов с изображением березы)
Воспитатель: Ребята, как называется это дерево?
Дети: Береза
Воспитатель: Что есть у деревьев? Что есть у березки?
(ответы детей)
Воспитатель: Дети подойдите пожалуйста к панно и помогите мне собрать дерево.
Возьмите эти части и назовите их.
1-й ребенок. У меня корни.
2-й ребенок. У меня ствол.
3-й ребенок. У меня ветки.
Воспитатель: Это крона деревьев.
4-й ребенок. А у меня маленькие зеленые листочки.
Воспитатель: Вы ребята собрали дерево.
Назовите, из каких частей состоит дерево?
Дети: корень; ствол, ветки и листья – крона.
Воспитатель: Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.
Дерево – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону
Воспитатель: Какую пользу приносят корни дереву? Как вы думаете?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Корни прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.
Где растут деревья?
Дети: На улице, в лесу, в парке, в сквере, в лесу
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише – тише- тише.
Деревцо всё выше-выше!
Воспитатель. Ребята, слушаем следующую загадку, а вы найдете отгадку на нее:
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
Дети: Это дуб
(Показ слайда с изображением дуба)
Воспитатель:
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зеленый.
Значит, я выносливый,
Значит, закаленный.
Дуб — мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы.
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
Дети: Это клен!
(Показ слайда с изображением клена)
Воспитатель: Клен является одним из главных символов русской осени. Клен – очень красивое дерево, которое прекрасно выглядит в любое время года, но осенью – по-особенному. С наступлением осень клен превращается в палитру красок, от которой невозможно оторвать глаз. Не зря практически каждый парк украшают эти прекрасные деревья.
Воспитатель: Ребята наш беседа подошла к концу. Зайка говорит Вам “Спасибо”, что помогли вспомнить ему название деревьев. Давайте еще раз напомним ему, какие же деревья мы сегодня видели?
Воспитатель: А расскажите зайке, как нужно относиться к деревьям? можно ли обижать их: рвать листья, лазить по ним?
Дети: нет.
Воспитатель: А зайке, пора уже в лес, он говорит вам “До свидания”.
Конспект занятия в средней группе «Деревья»
Цели: Формировать у детей представление о таких деревьях как дуб, клен, рябина, береза, ель.
Задачи:
Образовательные: Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
Развивающие: Развивать слуховое внимание и память , артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Предметные картинки по теме, панно «Дерево», листья, картинки веточки деревьев.
Ход занятия:
1. Чтение стихотворения
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём это стихотворение? ( о дереве.)
2. Основной этап:
Игра “Собери дерево“. (Учить называть части растений, формирование навыков сотрудничества.)
Воспитатель приглашает детей к весящему на стене панно
В. Помогите мне собрать дерево. Возьмите эти части и назовите их.
1-й ребенок. У меня корни.
2-й реб. У меня ствол.
3-й реб. У меня ветки.
В. Это крона деревьев.
4-й реб. А у меня маленькие зеленые листочки.
В: Вы собрали дерево.
Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья – крона).
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
– Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.
ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону
– Какую пользу приносят корни дереву?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.
Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере, в лесу)
Игра «Какой бывает лес?»
Если в лесу растут одни берёзы, то это берёзовая роща; если растут только дубы, то это дубрава; если растут только ели, то это-ельник, а если сосна – то это сосновый бор.
В: Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)
-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)
-Какие бывают деревья? (Высокие, низкие) Назовите деревья.
(На доску выставляются картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели)
В: Посмотрите на картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели.
– Чем деревья похожи? (имеют корни, ствол, ветки – крону)
– Чем различаются? ( имеют разные листья, разный цвет стволов, расположение веток у деревьев с листочками ветки тянутся вверх, а у ели вниз)
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.
ЕЛЬ – ствол зеленого цвета. Вместо листьев иголочки – хвоя. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки.
Игра «Подбор слов-действий»
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.
Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
Игра « Назови ласково». (Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательных суффиксов)
В. Я буду говорить слова, и бросать мяч, а вы называйте их ласково.
Лист- листочек
Береза-берёзонька
Ветка-веточка
Дуб- дубочек
Дерево – деревцо
Ель – елочка
Сосна – сосёночка
Иголка- иголочка
Рябина – рябиночка
Корень – корешочек
Физминутка (дети образуют круг)
Листья осенние тихо кружатся,
(кружатся на месте, расставив руки в сторон).
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,(движения руками влево- вправо)
Будто опять закружиться хотят. (кружатся на месте на носочках)
Упражнение «Топни-хлопни».
Воспитатель: Сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите название дерева, то хлопните в ладоши. Если услышите другое слово, то топните ногой.
слова: «погремушка», «колокольчик», «береза», «кот», «дуб», «велосипед», «гном», «клен», «осина», «парикмахерская». Дети топают и хлопают.
Воспитатель: Отлично! Вы были очень внимательными.
Упражнение «Один – много»
У меня лист, а на дереве. (листья).
У меня ветка, а на дереве. (ветки).
У меня дерево, а в лесу. (деревья).
У меня корень, а у деревьев. (корни).
У меня ствол, а у деревьев. (стволы).
У меня береза, а в лесу. (березы).
У меня елка, а в лесу. (елки).
Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»
В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы – березовый, лист с рябины – рябиновый, лист с клёна – кленовый, лист с дуба- дубовый, лист с осины- осиновый, лист с липы- липовый).
– Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей)
(выставка предметов из дерева: карандаши, книга, ложка деревянная, матрёшка, пирамидка, тарелка, кубики…)
Деревья приносят большую пользу:
• их свежая зелень украшает города и селения;
• от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
• они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
• деревья дают древесину;
• они служат топливом;
• из дерева делают мебель, бумагу;
• плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;
• деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.
Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)
-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей)
• не вырубать, не ломать деревья;
• не разжигать в лесу костры;
• не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;
• поливать плодовые деревья, обкапывать их;
– Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
– Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих на участке нашего детского сада?
Составила: Казицына Н.В.,
старший воспитатель МБДОУ ЦРР – «Детский сад №128»
«Беседа о деревьях».
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Здоровье».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Цели: познакомить с названиями некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев, учить бережно относиться к растениям; учить раскрашивать рисунок красками.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, вы-сказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворения С. Я. Маршака; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование листьев); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: картинки с изображением различных деревьев, карточки с изображением листьев и плодов, вырезанные из бумаги силуэты листьев, краски, кисточки и т. д.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент. Воспитатель. Ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? Ребята из соседнего детского сада небрежно обращались со своими стульями и столами и поломали их. Понадобилась новая мебель.
А вы знаете, из чего делают мебель? (Дети отвечают.) Конечно, из дерева.
Послушайте историю. Отправились в лес лесорубы и начали валить деревья. Их стало меньше. Деревья, на которых жили белки, на земле лежат. И вот ребята, которые сломали мебель, узнали об этом, стало им жалко зверей, лес. Решили они отремонтировать старые стулья и столы.
Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.
Послушайте, что пишет поэт С. Маршак:
Что мы сажаем, Что мы сажаем,
Сажая леса? Сажая леса?
Чащу, где бродят Лист, на который
Барсук и лиса, Ложится роса,
Чащу, где белка Воздух для легких,
Скрывает бельчат, И влагу, и тень –
Чащу, где утром Вот что сажаем
Вороны кричат. В сегодняшний день.
2. Ознакомление с названиями деревьев. Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их, затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку и задает вопрос: «Чего не хватает?» Игра повторяется несколько раз.
3. Игра «Плоды и листья». Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить пары картинок.
4. Упражнение «Покажи и назови части дерева».Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, крону, листья, затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.
5. Игра «Один – много». Воспитатель называет дерево в единственном числе, а дети – во множественном.
Клен – клены, сосна – сосны, береза – березы, ива – ивы, ель – ели, рябина – рябины, дуб – дубы.
6. Упражнение «Какой листик?».
Если лист дуба, то он (какой?) – дубовый.
Если лист березы, то он – … (березовый).
Если лист рябины, то он – … (рябиновый).
Во множественном числе:
Листья на клене – кленовые.
Листья на рябине – рябиновые.
Листья на березе – березовые.
Листья на дубе – дубовые.
Во множественном числе в родительном падеже:
Зимой на березе нет каких листьев? Березовых.
На клене? Кленовых. На дубе? Дубовых. На иве? Ивовых.
7. Слушание пьесы П. Чайковского (из «Детского альбома»).После прослушивания дети описывают характер мелодии, темп музыки, придумывают танцевальные движения. Во время повторного прослушивания дети выполняют соответствующие музыке движения.
8. Раскрашивание листьев. Дети рассматривают вырезанные из бумаги силуэты листьев, характерные для разных деревьев, выбирают соответствующие им цвета красок (желтая, красная, оранжевая) и раскрашивают их.
9. Рефлексия. Создание коллажа из осенних листьев. Дети наклеивают разноцветные листья на большой лист бумаги, создавая коллаж.
Вопросы: – Какие деревья вы знаете?
– Из каких частей состоит дерево?
– Что вам понравилось на занятии?