Спортивное ориентирование польза для детей
Хотите, чтобы ваш ребенок проводил время с пользой для ума и здоровья? Отдайте его в секцию по спортивному ориентированию! О медицинских противопоказаниях, со скольки лет можно начать заниматься и сколько это стоит — читайте в нашей статье.
Спортивное ориентирование — это спорт, где участники с помощью компаса и карты преодолевают контрольные пункты. Выигрывает тот, кто проходит первым весь маршрут и выполняет все требования.
С какого возраста
Ограничений по возрасту в спортивном ориентировании нет. Оптимально начать заниматься в 7 — 9 лет. В этом возрасте ребенок готов к аналитическому мышлению и впитывает информацию как губка. К тому же, в этом возрасте легко поставить бег, а это пригодится и в будущем — на уроках физкультуры и в повседневной жизни.
Тренеры и организаторы соревнований грамотно подходят к построению детского маршрута. Если занимаются совсем юные спортсмены, это будут небольшие и промаркированные (яркой лентой) дистанции, около 0,8 — 1,5 км, с линейными ориентирами (дорожки, просеки). Это делается для того, чтобы ребенок не боялся заблудиться и чувствовал себя уверенно. Можно проходить маршрут вместе с родителями. Иногда добавляются элементы игры.
Медицинские противопоказания
В спортивном ориентировании их нет. Достаточно получить справку от педиатра, что ребенок может заниматься беговыми видами спорта. Необходимо проверяться раз в год и обновлять справку.
Проходить маршрут могут даже инвалиды-колясочники (для них организуют специальные дистанции) и инвалиды по слуху (глухо-немые).
Рекомендуется сделать страховку от укуса клеща и от несчастного случая. Причем без последней могут даже не допустить к занятиям. Эту информацию уточняйте в секции. Страховки стоят не дорого: первая — около 300 руб., вторая — 500-700 руб.
Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.
Мальчики и девочки
Этот спорт одинаково подходит для детей обоих полов. В этом и преимущество спортивного ориентирования. Чтобы заниматься им, достаточно одного лишь желания!
Плюсы
Спортивное ориентирование — это уникальный спорт, который ребенок воспринимает сначала как занятную игру, затем втягивается, появляется азарт и желание побеждать на соревнованиях.
- Этот спорт безопасный и абсолютно не имеет противопоказаний — заниматься может любой желающий.
- Полезен для интеллектуального развития: ребенок учится быстро принимать решение, развивает логику и смекалку.
- Не нужен дорогой инвентарь. Спортивная одежда по сезону, компас и географическая карта — все, что нужно для занятий.
- Развиваются навыки в общении, преодолевается застенчивость.
- Общая физическая польза для здоровья при небольшой нагрузке. Особый плюс — пребывание на свежем воздухе, закалка.
- Заниматься можно круглый год. Есть и другие виды спортивного ориентирования. Например, зимой проходить маршрут на лыжах, летом на велосипедах. Есть подводное и городское ориентирование.
- Развиваются важные качества личности, которые пригодятся в будущем: чувство ответственности за свои решения, сила воли, самостоятельность, целеустремленность.
- Ребенок справляется с рассеянностью, учится сосредотачивать внимание.
Минусы
Спортивное ориентирование — самый безопасный вид спорта. Минусов можно найти немного:
- в лесу или парке есть риск получить укус насекомого, из самых опасных, это энцефалитный клещ;
- небольшая вероятность получить травму на пути маршрута — подвернуть ногу или упасть.
Всего это можно избежать, соблюдая необходимые меры осторожности.
Обязательно нужно прививать ребенка от клещевого энцефалита. В школе такую прививку должны делать бесплатно. Приучите его осматривать себя после каждого похода в парк или лес.
Сколько стоят занятия
Можно найти секции по спортивному ориентированию, где занимаются бесплатно: в государственных образовательных учреждениях, в детско-юношеских досуговых центрах, в домах спорта. В частных спортивных школах занятия могут стоить от 1800 руб. в месяц, в зависимости от уровня и региона.
На соревнованиях иногда требуется внести небольшой взнос за участие. Для детей обычно это около 100 — 200 рублей.
Расходы, также, приходятся на приобретение спортивной одежды по сезону: спортивный костюм, куртка, кроссовки или ботинки. Кое что из амуниции могут выдать в секции: компас и карту.
Очевидно, стоимость занятий спортивным ориентированием гораздо ниже, чем другими видами спорта, например, если сравнить с теннисом или хоккеем.
Как выбрать секцию
В секциях по спортивному ориентированию дети под руководством наставников получают необходимые навыки и умения, которые помогают им преуспевать в этом спорте.
Ищите хороших тренеров и опытных организаторов соревнований. Выберете несколько спортивных школ недалеко от дома, почитайте отзывы в интернете, пообщайтесь с другими родителями, сходите на пробные занятия. В первый раз можно даже пройти маршрут вместе с ребенком. Оцените его настроение, все ли ему понравилось, было ли интересно.
Выбирайте секции, где занимаются дети такого же возраста как ваш ребенок. Если хотите, чтобы ребенок развивался разнопланово, можно поискать секции, где проводятся занятия не только на «своих двоих», но еще и на лыжах или велосипедах.
Подводим итог
Времяпровождение на открытом воздухе — это несомненный плюс для здоровья. Ребенок перестает болеть простудными заболеваниями, закаляется, его иммунитет повышается. Как и любой другой подвижный спорт, спортивное ориентирование исключает заболевания связанные с малоподвижным образом жизни: проблемы с лишним весом, сердечная недостаточность.
Кроме физического здоровья, у ребенка появляется чувство ответственности, развивается уверенность в себе, он учится логически мыслить. А на соревнованиях он чувствует себя настоящим членом команды, появляются новые друзья. У ориентировщиков прекрасно развито воображение, что несомненно пригодится и во взрослой жизни.
Удивительный вид спорта – соревнования по спортивному ориентированию. Хотите, чтобы ребенок отдыхал в хорошей компании единомышленников, систематически дышал свежим воздухом, умел не потеряться в новой местности, отлично читал карты (а значит имел «пятерку», как минимум, по географии), креативно мыслил, быстро принимал решения – посоветуйте ему заняться таким увлекательным спортом.
Еще одно из его преимуществ – не нужно покупать дорогостоящий инвентарь, специальную спортивную одежду. Компас, географические карты, обычная спортивная одежда по погоде – вот и все финансовые затраты.
Занятие ориентированием помогает преодолеть ребенку застенчивость, научит быстро завязывать знакомства со сверстниками, позитивно общаться. Ведь ребята тренируются и выступают на соревнованиях командой, у них одна цель – выбрать самый оптимальный путь и заработать победу.
С другой стороны, каждый ребенок должен научиться объективно оценивать возникающие ситуации, сохранять самообладание, принимать решения и доказывать его преимущества по сравнению с другими предложениями, а следовательно, этот вид спорта развивает одно из самых, наверное, главных качеств личности, формирующих успешного взрослого человека, – самостоятельность и умение аргументировано отстоять правоту своей точки зрения. Независимость, самостоятельность, к сожалению, не является врожденной чертой. Ее нужно выработать, воспитать в себе. В спортивном ориентировании перед ребенком ставится цель, и он должен принять ряд решений для ее достижения, часто креативных, нестандартных.
Итак, умение быстро принять правильное решение, суметь исправить, откорректировать ошибочно выбранное – еще один плюс этого вида спорта.
В наше время трудно заставить ребенка выйти прогуляться – компьютер занимает все свободное время. А если вышел – у родителей опять беспокойство: чем займется, что будет делать. Ориентированием же чаще всего занимаются в каком-то парке, лесу. Это значит, что ребенок будет дышать свежим воздухом, тем самым укреплять свое здоровье. К тому же узнавая множество полезных сведений, закрепляя полученные навыки под руководством опытного педагога. И ребенок занят, и родители спокойны.
Способствует укреплению здоровья, физическому развитию и то, что ребенок все время находится в движении при прохождении заданного маршрута.
Бич для детей нашего времени – рассеянность, неумение сосредоточить внимание на чем-то и удерживать его необходимое время. Если у вашего ребенка такая проблема, имейте в виду, что ориентирование развивает наблюдательность, внимание.
Сила воли – еще одно качество, вырабатываемое этим видом спорта. Ведь тренировки и соревнования – это постоянная конкуренция, самоутверждение, преодоление. Каждый должен на деле доказывать, что он лучше, умнее, сообразительнее. Только такой спортсмен станет победителем. Требуется не только быстро оценивать ситуацию и принимать решения, но и преодолевать препятствия, выполнять задачу, несмотря на усталость и неблагоприятные погодные условия.
В бытовом плане польза понятна всем: ребенок умеет ориентироваться в неизвестной, незнакомой местности, знает, как найти дорогу к ближайшему жилью, как выжить в лесу, если потерялся и дорога займет несколько дней.
К тому же начать заниматься спортивным ориентированием равнозначно вступлению в клуб единомышленников. Появляется много новых увлеченных интересным делом знакомых.
Соревнования по этому виду спорта проходят не только в отдельно взятой стране, но и во всем мире. И каждый может в них участвовать. Для этого не обязательно знать много иностранных языков – существуют общепринятые обозначения на карте. Поэтому для них весь мир открыт. Но все-таки ориентирование побуждает ребенка учить иностранные языки – общаться-то все равно нужно уметь.
Многие знают только ориентирование на местности. Но существуют и другие виды: ориентирование на лыжах, велосипедах, подводное и городское ориентирование.
Любители поплавать, особенно те, кто занимается дайвингом, привлечет подводное ориентирование. Ребенку необходимы акваланг, ласты, компас, счетчик расстояния и глубиномер. Этот вид ориентирования требует максимальных психологических и физических сил. Судьи и зрители наблюдают за соревнованием на берегу, следя за буйками из пенопласта, привязанными к спортсменам.
Многие ребята любят носиться по улицам на велосипедах. Зачем это делать бесцельно? Предложите любимому чаду тренироваться в спортивной секции ориентирования на велосипедах.
Спортивное ориентирование – увлекательный и полезный вид спорта: укрепляет здоровье, развивает интеллектуально, полезно в бытовом плане (уметь сориентироваться в незнакомой местности), формирует самостоятельную, уверенную личность.
Likes(1)Dislikes(0)
Татьяна Безотечество
Спортивное ориентирование для детей — а это как?
Спортивное ориентирование для детей будет очень интересным. Каждый маленький мальчишка или девчонка любит бегать, прыгать, решать интересные задачки и загадки. А если все это еще и на свежем воздухе? На природе, в лесу! Пожалуй, если у ребенка взять интервью сразу после финиша дистанции ориентирования, то примерно с такими же эмоциями он и опишет то, что с ним только что произошло. Тяжело описать словами, те чувства, которые дети испытывают на соревнованиях по ориентированию.
Суть ориентирования для взрослых понятна. Но потянет ли ребенок такие задачи? Для детей всегда составляются простые дистанции. Для самых маленьких контрольные пункты устанавливают прямо на дорогах, а варианты движения ясны и стопроцентны. Поэтому можно сказать, что дети выполняют те же задачи ориентирования, что и взрослые, но только в облегченном варианте.
Главное – безопасность
Многие родители в начале спортивнойкарьеры своего чада задаются вопросом: «Насколько безопасно отпускать ребенка в лес одного?». На всех соревнованиях всегда дежурят врачи и наряды МЧС. Списки стартовавших ежеминутно сопоставляются со списками финишировавших. Не забудут ни про кого. Конечно же, бывают случаи, когда дети теряются в лесу, но они единичны и крайне редки, и почти все оканчиваются благоприятно. Вероятность того, что ребенок будет подвергнут какому-либо вредному воздействию, в разы меньше чем на футболе, и уж тем более чем на единоборствах.
Польза занятия ориентированием для детей
Спортивное ориентирование для детей приносит много пользы. Наверное, ни один вид спорта не будет оказывать такое разноплановое положительное воздействие на ребенка. Недаром ориентирование называют шахматами на ходу. Это и интеллектуальная, и физическая деятельность. Причем физически ребенок нагружается не в душном зале, а в экологических местах.
Первое, в чем проявляется польза ориентирования для детей – это физическая активность. В принципе, любой вид спорта может похвастаться этим. Спортивное ориентирование – всесезонный вид спорта. Летом бег, зимой лыжи. Ребенок будет развивать не только ноги, но еще и плечевой пояс, пресс, а самое главное сердце.
Доказано, что при занятии ориентированием у детей развиваются аналитические, прогностические и другие умственные способности в такой же степени, как и в шахматах. И это второй положительный эффект для ребенка. Ведь на соревнованиях по ориентированию приходится усердно шевелить мозгами, чтобы выбрать путь движения, а по ходу еще сопоставлять местность с тем, что нарисовано на карте.
Бесценные навыки работы с картой и компасом! Кто знает, когда они могут пригодиться. Поэтому лучше научиться этому еще в детстве, а потом уже совершенствовать их в дальнейшем. Помимо этого, на первых этапах тренировок, ребенок обучается основам ориентирования на местности, которые пригодятся не только во время соревнований, но и в быту.
Тренер любого другого вида спорта никогда не сможет позволить себе проводить столько тренировок на открытом воздухе. В ориентировании – это обычное дело. Причем речь идет о тренировках не просто на стадионах под открытым небом, а именно в лесах, где ребенок будет находиться вдали от автомобилей и других вредных воздействий города.
Наталья Конохова
Спортивное ориентирование в дошкольном возрасте
«Спортивное ориентирование в дошкольном возрасте»
Каждый год, в солнечный весенний день, соревнование по спортивному ориентированию объединяет детей дошкольных учреждений нашего города.
Умение ориентироваться – важнейший навык для каждого ребёнка дошкольного возраста.
Спортивное ориентирование предполагает научить детей с помощью карты- схемы, плана выбрать нужное направление движения, пройти указанный маршрут, найти спрятанные предметы на знакомой или новой местности.
Участие в таких соревнованиях это долгая, кропотливая тренировка взрослых и детей.
С чего же начинаем мы?.
Начальный этап обучения:
Ориентирование на местности (средняя группа – дети 4-5 лет).
Первые шаги в ориентированиина местности мы начинаем с выполнения простых заданий:
– покажи и назови, что расположено впереди, сзади, слева, справа;
– назови соседей справа, слева, около, рядом.
– кто рядом с Машей, но это не Дима?
-кто между лисой и зайцем?
Проводим дидактические игры:
«Вагоны в ряд» (предметы расположены в ряд)
«Весёлая карусель» (предметы расположены по кругу)
«На космической ракете полетим к другой планете» (ориентировка по углам местности)
«Куда пойдёшь, кого найдёшь?» Ребёнок находится в центре площадки. Он поворачивается. На сигнал «стоп» останавливается. Дети или взрослый задают направление. Ребёнок движется и находит предмет.
«Футбол» («угол», «правя сторона», «нижняя сторона», «центр»)
«Магазин игрушек» (игры на полочках)
«По лесным тропинкам» (ориентировка на листе)
«Живая картина (предметы передвигают по фланелеграфу, магнитной доске или составляют картину – историю на панно с «липучкой»).
На следующем этапе дети находят предмет по словесной инструкции взрослого: «Начни путь от стола воспитателя в сторону выхода из группы. Иди прямо, у «Магазина» поверни налево, пройди вдоль «Дороги», сверни снова налево. Где ты?» Такие игры мы переносим на улицу (на игровой участок).
Второй этап обучения:
Ориентирование на местности (старшая группа – дети 5-6 лет).
На этом этапе нам помогают макеты: «Комната куклы Маши», «Наш город», «Наша группа». Дети упражняются видеть предметы с «птичьего полёта», «глазами сладкоежки Карлсона», «из корзины воздушного шара Знайки».
Очень важным моментом считаем рисование «карты – схемы».
Сначала это групповая комната, где границы – это стены, окна и двери. После размещаются предметы игровой комнаты, где замечательно можно закрепить видение детей предметов сверху в виде геометрических фигур.
Воспитатель проводит беседу, где дети должны правильно назвать каждый предмет, изображённый на карте – схеме.Затем меняем задание: сначала показать и назвать предмет в группе, а потом найти его на карте – схеме. Если мебель групповой комнаты окрашена в разные цвета, то раскрасьте её и на карте – это ускорит запоминание детьми.
Проводим подвижные дидактические игры:
«Найди игрушку», «Лабиринт», «Где спрятались ребята?», «Где спрятались ребята?», «Путаница», «Синяя и красная дорожки», «Расставь игрушки так, как указано на карте – схеме».
Постепенно наши игры переходят на территорию группового участка. Перед составлением плана мы договариваемся, какими условными знаками мы отмечаем на карте постройки, игровые модули, зелёные насаждения. Здесь, как и в помещение, знакомство с местностью идёт постепенно.
Проводим подвижные игры:
«Разведка», «Прятки», «Иностранец», «Морской бой»,
«Кладоискатели», «Письмо от друга», «Экстренный вызов».
Если дети успешно проходят этот этап, увеличиваем площадь для игры (подключаем соседние участки, переходим на спортивную площадку).
Третий этап обучения:
Ориентирование на местности (подготовительная к школе группа – дети 6-7 лет). На этом этапе идёт закрепление умений и навыков ориентирования на местности.
• Дети самостоятельно составляют карту – схему группового помещения, спортивного зала, музыкального зала, спортплощадки.
Хочется отметить, что дети успешнее выполняют задания, связанные с поиском, если карта – схема составлена самостоятельно. Дошкольники с удовольствием объединяются для совместных поисковых игр.
• Вместе с воспитателем постепенно расширяют карту – схему участка на прогулке, добавляя с каждым разом всё большее количество объектов.
• Самостоятельно проводят игры – соревнования.
Сами соревнования по спортивному ориентированию могут являться итоговым мероприятием по оценке овладения детьми тех или иных навыков и умений. Соревнования с индивидуальным «экзаменом» должны предшествовать соревнованиям командным, подгрупповым.
ольга шнуренко
Спортивное ориентирование в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.
Одним из таких средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование.
С. Ф. Богатов (1967, О. Г. Крюков (1972) отмечают, что в процессе за-нятий ориентированием значительно развиваются и совершенствуются такие качества, как выносливость, сила, настойчивость, уверенность в своих силах, умение быстро и сноровисто преодолевать препятствия.
При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спор-тивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.
Одно из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения ребенком пространственных представлений. Так Г. Скорынина (1999) отмечает, что умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека, что является условием для успешного познания и активного преобразования действительности.
Необходимо отметить, что спортивное ориентирование может стать эффективным средством оздоровления детей и развития у них инте-гративных качеств. Уникальность данного средства заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. А также он доступен каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.
Спортивное ориентирование – это вид спорта, в котором участники, при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП, расположенные на местности. Основная задача – выбрать оптимальный путь движения, эффективно реализовать его – максимально точно и с наименьшими затратами времени.
Существуют следующие основные виды спортивного ориентирования:
ориентирование в заданном направлении «ЗН» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке. В момент старта (в отдельных случаях за 1 минуту до старта) участник получает карту, на которой обозначена последовательность прохождения контрольного пункта. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции;
ориентирование по выбору «ВО» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке;
ориентирование на маркированной трассе «МТ» заключается в том, что участнику предоставляется карта с обозначенным на ней местом старта. Следуя по маркированной трассе, участник вносит в карту расположение контрольного пункта, которые встречает по пути.
Как отмечает Завьялова Т. Г. (2001) в дошкольном учреждении используется все виды ориентирования. В основном это проходит в форме игры по станциям. Инструктор по физической культуре заранее разрабатывает маршруты, готовит карты прохождения маршрутов. Вместе с персоналом дошкольного учреждения устанавливает контрольные пункты, знакомит с правилами проведения ори-ентирования. Перед стартом каждая команда получает карту местности, с обозначенными на ней местом старта и контрольными пунктами. Каждый контрольный пункт – это станция, которая имеет свое название, тему. Например «В гостях у лесовика», «служба спасения МЧС». За каждым контрольным пунктом назначают ответственного, который в образе какого-нибудь героя сказок, муль-тфильмов, сотрудника спецслужбы встречает детей, и предлагает участникам ответить на вопрос или выполнить задание, а также регулирует прохождение контрольного пункта, чтобы команды не встречались на маршруте.Задания и темы на станциях могут быть разными: отгадывание загадок по правилам поведения в природе, собрать в рюкзак предметы для похода, помочь собрать белочке шишки и сосчитать их и т. д.
Ориентирование по выбору проходит с привлечением родителей.Проведение таких соревнований решают следующие задачи: ознакомить и заинтересовать данным видом спорта, способствовать эмоциональному сближению детско-родительских отношений, поэтому нужно следить за простотой постановки контрольных пунктов, так как их нахождение не должно вызвать трудностей у участников соревнований. Например, организаторы придумывают слово – шифр – небольшое и удобное для словообразования (например, «дружба», «счастье»). После этого необходимо подготовить контрольные пункты. Их должно быть столько же, сколько, букв в слове. Затем организаторы устанавливают контрольные пункты, которые потом наносятся на карту для ориентирования. На карту также наносятся места старта и финиша.При подготовке соревнований дети принимают посильное участие: готовят атрибуты, помогают их убирать. Командам заранее разъясняются правила прохождения маршрута, знакомят с картой. За 2 минуты до старта участники на линии предварительного старта проходят регистрацию. За 1 минуту до старта судья-стартер записывает в карточку время старта для стартующей семьи, и по команде “Старт” та выбегает на дистанцию. Выигрывает та семья, которая быстрее всех преодолеет предложенную дистанцию и составит зашифрованное слово.
Ориентировании по маркированной трассе более сложный вариант, где участникам предоставляется карта без обозначенных контрольных пунктов. Следуя по маркированной трассе, участник встречает контрольные пункты, и его задачей является нанесение их расположения на карту. На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф, если есть ошибки. Штрафом могут быть выполнение какого-нибудь задания (отгадывание загадки, объяснить пословицу и т. д.). Проходя маршрут, ребенок преодолевает полосу препятствий, например, пройди через болото (прыжки из обруча в обруч, пройди через лес (бег между предметами, перейди речку (ходьба по бревну или гимнастической скамейке) и т. д. Такой вид ориентирования используют те дошкольные учреждения, которые ведут углубленную работу по туризму и краеведению.
В основе системы физкультурно-оздоровительной работы с элементами туризма лежат рекомендации Н. И. Бочаровой (2004, в которых заложен принцип цикличности. Построение циклов базируется на особенностях туристской деятельности,которая включает три непрерывных взаимосвязанных этапа: подготовку, проведение и подведение ее итогов. Основу каждого цикла составляют “выходы” детей, как в природную, так и в социальную сферу. Повторное обращение в разных циклах к одним и тем же социальным объектам с постепенным усложнением двигательного и познавательного учебного материала позволяет углублять знания об окружающем мире и совершенствовать двигательные умения и навыки ребенка. Подведение итогов проводится в форме туристского слета дошкольников. Туристические слеты способствуют формированию детского коллектива детей, важнейшим нравственным качествам, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, доброжелательность.
Обучение ориентированию происходит в физкультурно-оздоровительной работе конкретного дошкольногоучреждения в соответствие с программными требованиями поэтапно:
в групповом помещении;
в здании детского сада;
на территории учреждения;
районные туристические слеты.
Физкультурно-оздоровительная работаосуществляется при комплексном подходе к ребенку со стороны всех служб учреждения и участников педагогического процесса: администрации, медицинский персонал, воспитатели, специалисты, родители.
В обучении ориентированию дошкольниковиспользуют следующие средства туризма:
физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пеше-ходных и лыжных прогулках;
специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;
подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;
доступные для дошкольников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т. п.).
Практический опыт педагогов отмечает ряд особенностей в организации проведения туристических слетов:
наличие безопасного участка, доступности и сложности прохождения маршрута,
достаточный уровень материально-технического оснащения, для создания мотивации и повышения интереса прохождения трассы;
учет погодных условий;
предоставление помещений для отдыха и переодевания детей;
разработку сценария проведения туристического слета в зале и на улице, на плохую (пасмурную) и хорошую погоду;
наличие предварительной работы с сотрудниками детского сада по изготовлению инвентаря, с социальными партнерами по организации наградной атрибутики и подарков, украшения территории.
Таким образом, применение элементов спортивного ориентирования в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольниковвключает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной, а интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольника интерес к занятиям с элементами спортивного ориентирования и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Список литературы
1. Акимов В. Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. – Минск.: изд-во БГУ, 1987.-176с.
2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. –Спб: Питер, 2002.
3. Бочарова Н. И.Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2004.-116 с. (Развитие и воспитание до-школьника).
4. Завьялова Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, режимы. // Физическая культура №2 – 2001г. –Режим доступа: https://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N2/p4550.htm#Page_Toр
5. Никоненко Ю. М. Экологическое развитие детей дошкольного возраста средствами ориентирования на местности // Фундаментальные исследования. – 2008. – №8.- С. 91-92
6. Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. N 6 – 1999, С 61-64.
7. Соловьева Т. В. Спортивное ориентирование, как средство развития и оздоровления дошкольников // Инновационная деятельность образовательных учреждений,направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических статей. – СПб.: Балтик-пресс, 2012. С 138-145.