Современные гаджеты для детей польза и вред

Разия Айтушева
Родительский всеобуч «Гаджеты — польза и вред для современных детей»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 140»
Доклад
«Гаджеты: польза и вред для современных детей»
Подготовил:
воспитатель первой квалификационной категории
Айтушева Р. П.
Оренбург, 2018
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем всеобуче.
В современном мире, благодаря научно-техническому прогрессу, широчайшее распространение получилиэлектронные гаджеты, отличительными особенностями каждого из них
являются портативность, мобильность и эргономичность.
Исегоднятема нашего всеобуча «Гаджеты: польза и вред для современных детей». Но прежде чем приступить к обсуждению этой темы, мы представляем вашему вниманию сценку, в которой говорится об одном из электронных гаджетов.
Гаджет – в переводе с английского языка – приспособление, устройство, техническая новинка, выполняющая ограниченный круг задач. Гаджеты – это смарт-телефоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, и другие электронные устройства. Они слышат, видят, поют, рассказывают и делают кучу разных мелочей. Заглянуть в интернет проще простого. Ещё есть разные мелочи,например: ручки-диктофоны, очки-видеокамера, умные часы – на любой вкус и запросы. Удобные электронные штучки заполонили мир и заняли место в нашей жизни. Гаджеты появились, чтобы помогать нам. Они делают жизнь проще и комфортнее.
Мы попробуем рассмотреть все аргументы «за» и «против», чем полезны гаджеты, и в то же время какой вред они могут нанести современному ребенку.
Поговорим сначала о пользе гаджетов.
Развлечение с обучением. Полезных игр множество. Игры в стиле «Помоги ежику собрать яблоки» тренируют внимание. Простейшие графические редакторы помогут научиться различать оттенки цветов. Одевалки помогут сформировать представление о форме и размере – это поможет запоминанию цифр и букв. Управление мышкой поможет сделать пальчики ловкими.
Овладение новыми навыками. Придавайте смысл манипуляциям с гаджетами. Если ребенок заинтересовался принтером, предложите ему вместе распечатать раскраску. Научите ребенка фотографировать, снимать видео, тут же собирать их в ролик, дополняя титрами, заставками, музыкой.
Общение. Объясните, что телефон – это не игрушка, а средство связи и научите его звонить бабушке или друзьям.
Поиск информации. Пусть ребенок видит, что вы не блуждаете по сайтам, а решаете конкретную задачу. Если он хочет присоединиться к вам,найдите цель и для него: например, вместе найти интересный мультик.
Борьба со скукой. Не нужно приучать ребенка, что планшет или мобильник можно использовать, чтобы убить свободное время. Иначе он с изворотливостью киллера будет искать время для игр.
Поговорим теперь о вреде гаджетов.
Врачи, педагоги и психологи считают, что гаджеты могут покалечить психику ребенка и замедлить его развитие.
Их доводы:
1. Нагрузка на зрение.
2. Пониженный тонус мышц.
3. Ущерб для эмоционального развития.
Нагрузка на зрение.
Известно, что люди, проводящие много времени за компьютером, страдают от так называемого синдрома сухого глаза. Это связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед монитором реже моргает. В результате слёзная пленка высыхает и источается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются своеобразно — начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может привести к конъюнктивиту.
Близорукости стоит бояться, если ребенок систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц. Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см.
Пониженный тонус мышц.
Обратите внимание, когда вы играете в гаждеты, то сидите в одной позе. Это приводит к нарушению кровообращения в мышцах. После этого в ногах «покалывает», будто иголочки колют.
Долгое сидение перед компьютером или с планшетом в руках лишает нас возможности двигаться, приводя к спазмам мышечных групп и нарушению осанки. Для детей это особенно опасно, так как их мышечный и костный скелет все еще находится в стадии развития.
Наконец, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, поскольку напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.
Ущерб для эмоционального развития.
Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать.
С другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у ребенка нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями, он достаточно легко обходится без гаджетов.
В целом, электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их. Но надо четко контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ.
Обратимся к рекомендациям врачей. Они считают, что «золотая середина» — это пребывание ребенка у монитора (компьютера, планшета или смартфона)со следующей продолжительностью:
Дети 4-5 лет — не более 15 минут;
6 лет — 20 минут;
7-9 лет — 30 минут;
10-12 лет — 40 минут;
13-14 лет — 50 минут.
Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутые перерывы. Эти цифры могут показаться довольно суровыми. Но, по мнению специалистов, даже взрослый человек не должен работать за компьютером беспрерывно более часа.
Заключение
Можно сделать вывод, что гаджеты – неотъемлемая часть жизни современного человека. Но пользоваться этими приборами нужно разумно.
Если ребенок с детства учится правильно пользоваться новинками компьютерного рынка, то в дальнейшем ему это только пригодиться. Важно, чтобы гаджет был помощником ребенка в раскрытии талантов.
Какое бы вы ни приняли решение, помните одно – ничто не заменит общение с семьей, с другими детьми, а совместные игры навсегда останутся в памяти у ребенка.
И именно об этом наша песня и танец, которые дети дарят вам в подарок.
Спасибо за внимание!
Все современные родители условно делятся на два лагеря: одни выражают категорическое отрицание вредоносности «продвинутых девайсов», другие – пытаются убедить их в обратном. Но, как правило, истина всегда находится где-то между, и поэтому сегодняшняя статья затронет не только «минусы», но и положительное влияние гаджетов для ребенка.
Назад, в будущее
Большинство пользователей, обратившихся к этой статье, еще помнят веселые времена «настоящего детства». Уже практически с пеленок малыш начинает самостоятельно исследовать мир, протирая коленки ползунков, пытаясь забраться на стол за конфеткой, а дальше – копаясь в грязи, пытаясь отремонтировать велосипед, собирая рюкзак для путешествий и еще много, много увлекательного.
В прежние времена жизнь ребенка можно смело назвать сплошным приключением, когда он мог сам постигать реалии мира. По мере взросления менялись и его увлечения. И если в четыре года – это помощь папе в гараже и маме на кухне, то в 10 лет – это кружки и всяческие секции по интересам.
Такая жизнь каждый день наполнялась новыми открытиями, благодаря которым ребенок мог прочувствовать все нотки души и тела. В итоге мы получаем, счастливое детство, бурлящую фантазию, элементарные навыки выживания и друзья.
Но что мы увидим, взглянув на нынешнее поколение? Уже в возрасте 1,5-2 лет мамы и папы вручают отпрыску потрепанный мобильный телефон, планшет или сажают у телевизора с мультиками, чтобы выкроить для себя полчаса-час свободного времени. Таким образом, ребенок «привязывается» к технологическим изобретениям с самых ранних лет и уже в 10-15 лет отучить его от них будет очень сложно.
В то же время, ему необходимо самостоятельно познавать окружающую среду: крутиться, что-то разбирать и собирать, разливать или просыпать.
На детских площадках ситуация тоже выглядит иначе, чем в прежние времена. Ранее дети исследовали вдоль и поперек песочницы, искали там клад или строили замки, натыкаясь на кошачьи каки. Сейчас же, во избежание тревожных ситуаций, и чтобы малыш не упал вдруг, не запачкался, не подхватил инфекцию или не порезался, ему вручается смартфончик, в то время, как мама может заняться своими делами. Это совсем не значит, что 10-30 лет тому назад родители не опекали своих чад и не предпринимали меры безопасности.
В современном мире все известные гаджеты стали средством манипуляции над детьми. Пожалуй, большинство родителей сталкивались с ситуацией, когда взамен выполненного действия чадо получает вознаграждение в виде игры на телефоне или планшете. И неважно, сколько лет малышу 2 или 10 — он осознает, что современные устройства являются отличным инструментом угрожать или мотивировать. Согласитесь, многие современные детки начинают знакомство с миром через стерильные компьютерные технологии и виртуальное восприятие, не задумываясь, что вред этого проявится значительно позже.
Отрицательные стороны общения с устройствами
Основной задачей каждого родителя является подготовка своего ребенка к условиям реального мира и выживанию. В результате, воспитательные усилия в течение многих лет заключаются в обучении отпрысков, заботе об их безопасности и состоянии здоровья. Но как воспринимается это детьми?
Специальная литература рассматривает воспитательный процесс, как увлекательную игру с малышом, программа которой меняется по мере его взросления. Сегодня все эти игры стали виртуальными, лишая ребенка не только контакта с родителями, но и ограничивая полет его фантазии. Но вред регулярного использования гаджетов заключается не только в этом.
Рассматривая тему, как влияют гаджеты на детей и их вред, стоит выделить несколько основных моментов.
1. В первую очередь, это ухудшение зрения. Если малыш постоянно смотрит на монитор или экран мобильного устройства, это отразится на его зрении. Специалисты утверждают, что влияние подобных электронных «игрушек» настолько сильно, что посаженное в возрасте до 10 лет зрение восстановить не удастся. Следовательно, необходимо строго контролировать нахождение ребенка у компьютера.
Кроме того, есть специальные методики, помогающие составить схему безопасного использования современных устройств. На основании того, сколько лет чаду, можно определить допустимую норму пребывания перед монитором:
- детям от 1 года до 5 лет находиться у компьютера педиатры вообще не рекомендуют;
- в возрасте от 5 до 7 лет безопасными считаются игры на компьютере или планшете в течение 10 минут (максимум 20 на протяжении 24 часов);
- ученикам 1, 2, 3, 4 и 5 классов разрешается без перерыва сидеть с гаджетами 10-15 мин. в день;
- с 10 лет ребенок может допускаться к девайсам на 20 минут без перерыва максимум трижды на протяжении дня.
2. Вредное влияние гаджетов на современных детей сказывается и в малоподвижном образе их жизни. Ребенок, который много и часто играет за компьютером или с планшетом, практически не двигается, что сказывается на позвоночнике и суставах. Кроме того, у таких детей уже с малых лет наблюдается склонность к накоплению избыточного веса.
3. Психические расстройства – еще один побочный эффект чрезмерного общения с современной электронной техникой. Хотя и редко, но такие явления вполне возможны. Расстройства психики зачастую наблюдаются больше у тех детей, которые проводят время у монитора за игрой. Особенно наносят вред психическому здоровью детей игры, не соответствующие их возрасту. Например, те, в которых присутствуют сюжеты с элементами насилия, кровью, воздействием психотропных веществ, а также сцены эротического характера.
4. Помимо этого, в каждой онлайн-игре присутствует элемент виртуального общения. В результате, у ребенка меняется мировоззрение, и он попадает под влияние путешествий в мире компьютерных технологий. Конечно, после таких увлекательных игровых эпизодов чаду очень сложно возвращаться в реальный мир к урокам и своим обязанностям, а родителям – тяжело отучить отпрыска от такой пагубной привычки.
5. На фоне длительного регулярного общения с гаджетами у ребенка деградирует способность отличать правду и реальность от вымысла. Многие поступки и сюжеты увиденных сцен на мониторе девайса дети переносят в настоящее, не понимая их вред и негативные последствия. Модель поведения формируется детьми на основании действий героев виртуального мира. В этом заключается основная проблема современных маленьких пользователей электронными девайсами – они перенимают навыки персонажей, большая часть которых является эгоистичными и агрессивными личностями, руководствующимися в действии только собственными желаниями и потребностями.
6. Вред постоянного общения с гаджетами также выражается в том, что у детей вырабатывается зависимость. Многие специалисты сравнивают такую зависимость с алкогольной и наркотической. Однако родители могут не замечать это влияние девайса на чадо. Первые подозрения у них начинают закрадываться, когда они предпринимают попытки отучить отпрыска от электронной «игрушки», заменить виртуальность реальностью.
Положительные стороны
В то же время, есть и «плюсы» общения детей с современными мобильными устройствами и компьютером:
1. Возможность всестороннего развития чада при условии тщательного контроля со стороны родителей. Это не значит, что с первого года жизни кроху стоит знакомить с гаджетами. Этот навык эму понадобиться с семи лет. Современные школьники 7-10 лет умеют включать ноутбук, компьютер или планшет и запускать на нем нужную для обучения или приобретения новых знаний программу. Главное, чтобы родители могли присутствовать рядом с детьми в это время, чтобы ненавязчиво помогать и одновременно контролировать процесс.
2. Возможность ненадолго занять чадо в условиях длительного ожидания. Все знают, что детки плохо переносят долгие очереди, время однообразных длительных путешествий, ожидание в поликлиниках и т.д. В таких ситуациях не всегда увлекательные игрушки или бумага с карандашами оказываются под рукой. Другое дело – смартфон или планшет, который может минут на 10-15 отвлечь малыша. Это время родители тоже могут провести с пользой, запустив познавательную и развивающую игру. Так они смогут и пообщаться со своими детьми, и дополнительно знакомить их с новыми знаниями.
Как можно увидеть, положительные стороны общения с гаджетами тоже имеются. Однако чтобы не допустить привыкания к миру виртуальных путешествий и попыток манипулировать со стороны чад, лучше контролировать время препровождения у мониторов компьютеров и планшетов.
Как избежать привыкания?
Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:
- реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
- возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.
Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:
- контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
- изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
- не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.
Верите, что планшеты и смартфоны не панацея для современных ребятишек? Так это или нет, гаджеты прочно вошли в повседневность наших отпрысков. Полезно их присутствие или вредно, давайте разберёмся вместе.
Оказывается, теперь есть возможность разработки мобильного приложения для ваших клиентов бесплатно. Если вы руководите учебным центром, кружком, секцией, ВУЗом, языковой школой, то это предложение идеально для вас. Подробнее.
А здесь мы собрали интересные промокоды для вас. Обычно они актуальные 🙂
Взгляд специалистов
Вопрос пребывания детей у мерцающих экранов регламентирован на государственном уровне. По требованиям САНПИНа, с малютками до 5 лет возможность использовать компьютер не рассматривается, но есть ограничения по просмотру на экране:
- для младшей и средней групп – 20 мин. в среднем;
- для старшей, подготовительной – около 30 мин.
По достижению 5 лет лимит до 10 мин., а далее — 15 мин. соответственно.
Школьникам разрешено:
- 9-12 лет — от 30 до 40 минут общения с техникой;
- 12-15 лет — до 50 минут.
Ограничения установлены не только для профилактики заболеваний; вдумайтесь, сколько часов день чадо проводит в обнимку с телефоном, а сколько доз излучения получает от «умных» часов.
Картинка взята с ресурса Яндекс.Картинки
Получается, только вред?
Выявим минусы и их весомость. И если о воздействии мерцания экрана на зрение знают многие родители, то некоторые аспекты выходят из нашего внимания. Они выглядят примерно так:
- Проблемы с осанкой и позвоночником. Неправильное положение тела во время изучения сайтов или бой в «стрелялке» провоцирует сутулость и ряд других проблем: искривление, впалая грудь, головные боли;
- Нарушение микроциркуляции крови. И это опасно не только для молодого мозга, ведь сидеть на стуле школьники любят с подвернутой внутрь ногой, нарушая кровообращение;
- Проблемы с восприятием информации. Даже для взрослого натиск сегодняшнего инфопотока —испытание. Человеческое сознание ищет пути выхода и не сохраняет то, что не несёт пользы с его точки зрения. А ребёнок должен принимать опыт эмпирически, лишь тогда запускается полноценное развитие интеллекта;
- Эмоциональная неразвитость. Как растущему человеку учиться любви, юмору во всех оттенках, если не в «полевых условиях»? Мир блогов и челленджей покажет что-то похожее, но в реальной жизни ребенок просто не прочтет сигналы или перестанет реагировать на подобные раздражители;
- Моральные беды. Укажем границы от взращенной гордыни, доказанной миру новой моделью гаджета, до подмены ценностей в просмотренном контенте.
Картинка взята с ресурса Яндекс.Картинки
Мыслим позитивно: находим пользу
Никто не мешает найти нам положительное в использовании гаджетов, если подойти к теме рационально. В чём поможет смартфон детям и родителям:
- Быть всегда в зоне относительной доступности и безопасности и тем самым предотвратить лишние стрессы. Особо мнительные могут следить за передвижением чада через множество приложений и встроенную геолокацию; проследить его поисковые запросы и оградить от нежелательной информации. А для особо юрких смарт-часы крепятся на запястье, чтобы не потерять и не испортить дорогой девайс;
- Хороший инструментарий для обучения. Используйте готовые приложения для обучения алфавиту, первичному ознакомлению с профессиями, да всему, где игровая форма познания приветствуется. Главное — протестировать «игрушку» самому и соблюдать меры безопасности для организма ребёнка. Быстро подготовить проект, сидя на диване — это тоже сюда. Но поиску информации тоже надо приучить, как и гигиене труда за компьютером или телефоном. Не отдавайте эти полезные навыки на откуп то ли учителю, то ли на «авось» и вы получите мыслящую личность;
- Классика развлечений. Если не хотите трудиться над разучиванием игр в автобусе, очереди и др., просто подсовываете экран с заветным мультфильмом. Бонус: хотя бы сами перестаём нервничать и срываться на людях. А еще можно читать книги с планшета или слушать вместе хорошие сказки и музыку.
Выводы делайте сами, но одно неоспоримо: технологические придумки существенно упрощают жизнь. В первую очередь нам, взрослым. Научите этому рациональному подходу младшее поколение!