Советы родителям о пользе чтения

Советы родителям о пользе чтения thumbnail

                   Консультация для родителей

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
                                                                                                                                   (М. Горький) Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. 
Ещё несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас всё обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие папы, мамы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.
 На что необходимо обратить внимание, покупая литературную новинку своему малышу?

Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребёнка, чтобы заинтересовать его. Желательно, чтобы сюжет её был простым, с чёткой последовательностью событий. Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то,прочные ли страницы и обложка.  Книжки с объёмными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещё не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения.

По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

С какими иллюстрациями следует покупать детям книжки:

с высоко -художественными, выполненные известными художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребёнку. Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребёнку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания малыша и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяют не такое пристальное внимание. На наш взгляд, есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребёнку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.

Требования к иллюстрациям в произведениях для малышей: 
ясность, простота и выразительность. Картинки в книге для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребёнку легче разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.

В библиотеке ребёнка хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки.                                
Несколько слов о сказках и их воздействии на детские умы и сердца.  При всей прелести и значимости этот жанр литературного произведения требует пристального внимания к нему. Отбирая сказки для детского чтения, взрослые должны подумать над тем, как волшебный сюжет может повлиять на ребёнка, какие чувства вызвать. Так, нельзя читать малышу на ночь произведения, будоражащие психику, воображение, эпизоды из которых вызывают ужас даже у взрослого: (про бабу ягу, кощея и т.д.) Очевидно, что подобные тексты вряд ли обеспечат вашему чаду спокойный сон, даже при условии, что зло в сказке всегда наказано.
Когда книга уже куплена, перед взрослыми встаёт вопрос: как познакомить с ней ребёнка, чтобы у него возник интерес к чтению? Так, один малыш может подолгу сидеть с мамой и внимательно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители берут в руки книгу. 
Причинами  такого «прохладного» отношения к книгам являются: 
1) причины кроются в выбранной книге: она может не соответствовать возрасту ребёнка, содержать недостаточно иллюстраций или иллюстраций непонятных малышу и т.д.;
2) причины, связанные с тем, кто озвучивает книжку: взрослые могут читать слишком быстро или медленно, очень долго или, например, невыразительно;
3) причины, связанные с самим ребёнком: он может быть уставшим, неважно себя чувствовать или хочет заняться чем-то другим в данный момент времени. Возможно, малыш планировал построить гараж или заняться ремонтом своего автопарка, а вы отвлекаете его настойчивыми призывами сесть и почитать. 
Все перечисленные случаи, очевидно, и многие другие, могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление вашего сына или дочери.
 Этапы ознакомления с книгой:  
Малышу сначала стоит показать книгу, полистать её, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Может быть до определённой поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. Только тогда, когда ребёнок освоит эту операцию (или параллельно с её освоением), взрослый может привлекать внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая её: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребёнка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький». 
В том случае, если ребёнок уже получает удовольствие от подобно совместного «чтения», родители могут перейти к краткому пересказыванию текста книжки, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребёнок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения и обороты речи. 
В след за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребёнку прочитывается весь текст, написанный под картинкой. Важно следить за реакцией юного слушателя. Как только вы заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у вашего чада не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию. 
Многие родители недооценивают возможности литературных произведений. Книги помогают в решении проблем в поведении детей (детская агрессивность, замкнутость, нежелание идти в детский сад и т. д.)          

Читайте также:  Мюсли польза вред или польза и вред

 Через чтение книг дети познают мир, развивается у детей речь, мышление, память.

Источник

Скворцова Наталья Олеговна
Рекомендации для родителей «О пользе чтения»

Поэзия. Звучащая душа. Поэзию можно воспринимать зрительно,но она требует озвучивания: мы слышим её ритм, её дыхание, её мелодику, темп. Поэзия вводит нас в особый мир, открывает нечто тайное, скрытое в нас самих, одухотворяет нашу жизнь. О ком я говорю? Обо всех нас – носителях культуры своего народа и других народов тоже. И здесь нет никаких цензовых ограничений.Сразу возникают вопросы: зачем детям поэзия? Доступна ли она им?

Вам известно, что большинство детей (школьники) не любят читать и почти не читают художественную литературу. Происходит это потому, что они, как правило, имеют весьма ограниченный запас слов, часто не понимают связей слов в предложении и смысла даже небольших по объему текстов.

Центральной проблемой обучения современных детей является проблема чтения. Только читающий человек, заинтересованный в получении информации, способен к самообразованию. Но в жизненной практике чтение – самый тяжелый и нелюбимый труд для многих детей. Фатально ли это? Нет, ребенок может стать подлинно читающим человеком, подлинным любителем книги. Задача взрослых – педагогов и родителей – состоит в создании условий для реализации языковых способностей.

I. Так, например,в работе со стихотворениями выделяются три аспекта: ритм, содержание, образность языка.

Выбрав текст, взрослый читает его. Например стихи А. Барто. “Бычок”. Взрослый помогает ребёнку перевоплотиться в бычка и изобразить данную ситуацию. Во время драматизации взрослый прочитывает текст. В следующий раз бычка можно вырезать из бумаги (всё это делает ребёнок, а взрослый является ведомым, т. е. он не проявляет инициативы). Таким образом, главным для детей оказывается не чтение, а разнообразная деятельность с новым для них объектом, и поскольку эта деятельность им интересна, они незаметно для себя запоминают текст, так как он читается многократно.

А как здорово работать с баснями при помощи драматизации. При их прочтении хорошо видно, как ребёнок понимает текст. А там есть над чем поработать. Что вам мешает, например, перевоплотится в ворону и лисицу, а ребёнку узнать много новых и непонятных слов (лесть, вещунья.). В обычной жизни они их и не воспримут и не запомнят, а здесь такое поле деятельности.

II. Помимо описанных форм работы со стихотворными текстами детям полезно слышать ритмизированную речь и в быту, применительно к сиюминутным ситуациям. Простые, нехитрые двустишия могут придумывать сами родители в любой момент общения с детьми. Приведу несколько примеров подобных творений. Пусть вас не смущает примитивность этих маленьких текстов – постепенно дети полюбят их, и, возможно, сами включатся в эту речевую игру.

В магазин сейчас пойдём.

Молочка мы принесём.

Вот и суп, а вот и каша.

Принесём тарелки наши!

В дверь нам папа позвонил,

И Серёжа дверь открыл.

III. Нельзя забывать и о ежедневном чтении художественной литературы ребёнку.

Когда вы читаете своему чаду, пусть он вместе с вами смотрит в книгу. В такт чтению ведите указкой по строке, ребенку нужно следить за указкой. Он будет видеть как буквы превращаются в “смысл”, будет приучаться в нужном направлении скользить взглядом по строке, учиться ориентироваться в тексте. Буквенные образы часто встречающихся слов будут запечатываться в его памяти.

Читайте также:  Какао порошок польза и вред при похудении

Старайтесь подбирать литературу не в сокращённом варианте (сейчас такой в изобилии на прилавках). Читайте классику! Возьмите за правило читать 15-20 минут перед сном. А в завершении побеседовать о прочитанном. Поверьте – это настоящее

инвестиционное вложение в ваших детей. Проверено на личном опыте. Дивиденды не заставят себя долго ждать. В результате регулярной (ежедневной) работы – обогащается словарь, увеличивается кругозор, слуховая память, визуальная память, внимание, формируется умение слушать и слышать. А главное – ребёнок полюбит книги!

Никакие аудио сказки не заменят живого прочтения, хотя и экономят ваше время.

На последок. Как требовать от ребёнка чтоб он больше читал? Много ли книг в вашем доме? “Я читаю книги в электронном варианте” – ответите вы. Всё это хорошо, но определённое количество печатной литературы необходимо держать дома.

А видит ли ваш ребёнок что вы тоже читаете литературу? Дети – это наше зеркальное отражение. Пока (в этом возрасте) вы для них самые авторитетные люди. Если сам не делаю, имею ли право требовать от ребёнка? Может стоит начать с себя?

А как долго и часто он смотрит компьютер или играет в компьютерные игры? (рекомендованное время-20 мин. в день).

Так зачем же читать, мучиться над смыслом, утруждать себя если там вся информация переработана и её нужно только проглотить? Как вы думаете захочется потом читать?

Может стоит пересмотреть своё отношение к чтению литературы своему ребёнку?

Источник

Консультация для родителей

О пользе чтения детям.

Подготовила

Воспитатель МБДОУ д/с № 15

г. Таганрог

Мамонова Л.В.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок рос любознательным и умным. Чтение является занятием, которое всесторонне развивает малыша. Для ребенка значение книг очень велико. Книги служат для расширения представлений о мире, для знакомства с природой, с вещами, которые нас окружают. Книги формируют мировоззрение, убеждения, ценности. Книга приучает к усидчивости, заставляет анализировать, думать. Все это оказывает большое влияние на ребенка. Хорошая книга подарит ребенку новые впечатления и восполнит потребность в новой информации. Если ребенок будет видеть в книге источник знаний, то перед ним будут открыты все накопленные человечеством знания.

И именно родители читают ребенку его первые книги. Общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой – это весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Начинать читать лучше еще с колыбели: если начинать прививать любовь к книгам с раннего детства, то в будущем не возникнет проблем. У малыша должна появиться привычка к чтению, и тогда в старшем возрасте он так же будет продолжать читать.

Почему полезно читать ребенку?

– Развитие речи.

Благодаря чтению развивается речь малыша и увеличивается словарный запас. Книга учит маленького слушателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Важно, чтобы ребенку читали внятно и правильно произносили слова, в этом случае у него будет формироваться правильное произношение.

– Расширение словарного запаса.

Чтение способствует тому, что малыш узнает новые слова. Он хорошо их усваивает, потому что знакомится с ними в предложениях. Нужно объяснять ребенку все незнакомые и непонятные слова во время чтения. Так мы в ненавязчивой форме расширяем его словарный запас.

– Общее развитие.

Во время чтения малыш учится слушать, анализировать, фантазировать, он изучает новые слова, испытывает различные эмоции. Все это формирует гармоничную личность. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит мыслить образами. Чтение расширяет кругозор и развивает познавательные интересы.

– Улучшение отношений с родителями.

Когда родитель читает своему ребенку, он проводит с ним свое время, малыш чувствует свою значимость и ощущает вашу любовь. Совместные занятия улучшают взаимоотношения между родителями и их ребенком.

– Духовное развитие ребенка.

Обычно малышам читают сказки, которые учат правильным поступкам, ответственности, доброте. Все это положительно сказывается на духовном развитии ребенка.

Можно получить большую пользу от чтения ребенку, но для этого важно соблюдать определенные правила:

1. Самое главное – выбрать книгу. Лучше всего брать поучительные истории. Отличный вариант – это сказки. Чтение такой книги не только развлекает ребенка, но и развивает духовно. С помощью книг можно научить доброте, сопереживанию, отзывчивости.

2. Книга должна соответствовать возрасту, чтобы заинтересовать ребенка.

3. Нужно читать внятно, с выражением, правильно расставляя ударения.

4. Важно читать ребенку тогда, когда он готов слушать. Малыш может быть уставшим, или заниматься чем-то другим в этот момент. Не стоит обрывать его игру и садиться читать, пользу такое чтение все равно не принесет, а лишь вызовет сопротивление.

5. Обсуждайте с ребенком прочитанное, спрашивайте – интересно ли ему, как бы малыш поступил на месте героя.

Читайте также:  Косточки от абрикосов польза и вред жить здорово

С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию ребенком, что такое доброта, благородство, настоящая дружба. Глубокий смысл детских сказок напрямую влияет на воспитание ребенка, рассказывая ему о хороших и плохих поступках, о добре и зле. На примере любимых героев ребенок научится тому, как нужно себя вести, а каких поступков следует избегать. При помощи книги ребенку легче понять, что плохой поступок будет рано или поздно наказан, что любое действие приведет к своим последствиям. Также, слушая книги, ребенок становится более самостоятельным. Во время чтения малыш внимательно прислушивается к каждому слову, концентрируется, и учится слушать, что говорит другой человек. С помощью книг можно развить память: учить стихи, пересказывать сказки. Еще одно огромное достоинство книг – они пробуждают в ребенке глубокий интерес.

Если родители хотят, чтобы их ребенок читал – нужно подавать ему пример. Если он видит, что в доме есть книги, что родители проводят время за чтением – он обязательно последует их примеру. Главное – не нужно насильно заставлять читать, иначе малыш будет воспринимать процесс как наказание, от которого хочется поскорее избавиться, а ведь чтение должно быть в первую очередь удовольствием.

Совместное чтение сближает ребенка и родителей. После прочтения книги можно обсудить ее, пересказать, выделить заинтересовавшие моменты. Книга поможет найти сблизиться малышом, да и просто побыть вместе.

Источник

ирина попелюх
Консультация для родителей «О пользе чтения книг»

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться как-то исправить положение вещей. Задача взрослого – открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения.Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в старшем возрасте.

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое, с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна – лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.

Как читать:

В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.

Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.

Показывайте картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.

Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

Не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.

Как только книга надоест ребёнку, прекратите чтение отложите ее на денек.

Источник