Союз людей объединенных общими началами права и общей пользы

1. Понятие государства.
В науке теории государства и права сложился известный плюрализм подходов к определению понятия «государство», наиболее заметны точки зрения следующих исследователей, и так, государство это:
– « Организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории» Н.Матузов, А. Малько.
– «Общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Н.Коркунов.
– «Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» Л.Гумплович.
– «Союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» Л. Тихомиров.
– «Союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» Е.Трубецкой.
– «Союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» И. Ильин.
– «Самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее» Аристотель.
– «Общее благо, которое должно получаться от выполнения конкретных государственных интересов» Н.Макивелли.
– «Правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства» Ж. Боден.
– «Единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты» Т. Гоббс.
– «Общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» Д.Локк.
– «Союз людей, объединенных общими начала права и общей пользы» М. Цицерон.
– «Целевое единство индивидов, наделенное качество юридического субъекта и являющееся носителем прав» Г. Еллинек
– «Машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.Ленин.
2. Признаки государства.
Можно выделить следующие основные признаки государства:
– Наличие аппарата власти и управления.
– Наличие аппарата принуждения.
– Наличие ограниченной территории государства.
– Наличие системы налогов и сборов.
– Наличие территориального деления.
– Наличие организационно-уставных документов.
– Наличие государственного суверенитета.
– Наличие государственных символов.
– Наличие права, как основы государства.
3. Сущность государства.
Сущность государства – это основные, глубинные свойства такого явления как государства. То ради чего и во имя чего оно существует.
Исследователи выделяют следующие подходы к сущности государства:
– Классовый подход, который предполагает, что государство существует во имя интересов экономически господствующего класса.
– Общесоциальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов всех слоев общества, полагаясь на методы компромисса.
– Национальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов титульной нации данного государства.
– Религиозный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо религиозной конфессии.
– Расовый подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы.
4. Типология государств.
Типология государств – классификация государств по характерным признакам в течение всего исторического процесса, для раскрытия их сущности.
Среди исследователей государства и права выделяется два подхода к типологии государства и права: формационный и цивилизационный.
Исходя из первого подхода, важнейшим критерием классификации государств выступают социально-экономические факторы, присущие каждому из типов государств.
В рамках формационного подхода выделяются следующие типы государств:
– рабовладельческие государства
– прафеодальные государства
– феодальные государства
– буржуазные государства
– социалистические государства
Цивилизационный подход предполагает типологию государств, основываясь на их «цивилизационных» признаках – культуре, религии, этнических и национальных особенностях.
В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие типы государств (цивилизации):
– Исламская цивилизация
– Египетская цивилизация
– Китайская цивилизация
– Православная цивилизация
– Западная цивилизация
– другие
Также, типологию государств можно представить по иным основаниям:
– по отношению к религиозным культам: светское государство, теократическое государство, клерикальное государство, атеистическое государство.
– по форме правления: монархические или республиканские государства.
– по действующему в государстве политическому режиму: авторитарные, демократические или тоталитарные.
– в зависимости от форме государственно-территориального устройства: федеративные или унитарные.
Также возможно классификация по многим другим признакам и основаниям.
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
Понятие государства. Плюрализм взглядов
В науке нет единого подхода к понятию государства. Существуют следующие определения:
Государство – это организация политической власти на определенной территории, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Аристотель считал что Государство – это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан.
Цицерон полагал, что Государство – это союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.
Шершеневич считал, что Государство – это общественный союз, представляющий собой самостоятельноепринудительноевластвованиенад свободными людьми в пределах определенной территории.
Гумплович. Государство – это естественновозникшаяорганизация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка.
Государство – организация политической власти страны.
В современной науке, понятие государства определяется через его признаки:
Публичная власть
Аппарат управления и принуждения
Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)
Монопольное право на принятие общеобязательных, юридических актов
Суверенитет
Наличие казны
Исходя из этих признаков государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, устанавливающая правовой порядок на определенной территории и обладающая аппаратом управления, принуждения и государственной казной.
Понятие и сущность государства
Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же гос. казной.
Это определение исходит из признаков государства:
Публичная власть
Аппарат управления и принуждения
Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)
Монопольное право на издание правовых актов
Суверенитет
Наличие казны
Определить сущность государства – значит установить чьим интересам оно служит.
Отсюда существует 2 подхода к определению сущности государства:
1. Классовый подход
Т.е. сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу.
2. Общесоциальный подход
Т.е. сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса.
Сущность и роль государства
Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же гос. казной.
Это определение исходит из признаков государства:
Публичная власть
Аппарат управления и принуждения
Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)
Монопольное право на издание правовых актов
Суверенитет
Наличие казны
Определить сущность государства – это значит определить чьим интересам оно служит.
Какова сущность государства, таковы и его цели, задачи. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По содержанию: выступать средством социального компромисса. По форме: быть правовым.
Отсюда существует 2 подхода к определению сущности государства:
1. Классовый подход
Т.е. сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу.
2. Общесоциальный подход
Т.е. сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса.
Роль государства заключает в том, что бы служить обществу (Государство – управляет обществом).
Для достижения этой цели государство должно:
1) В своей деятельности учитывать интересы общества. Разрешать возникающие противоречия и конфликты, служить средством согласия и компромисса.
2) Быть правовым, т.е. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случая и принуждение.
3) Защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни. Поддерживать социально не защищенные слои общества (инвалиды, пенсионеры).
4) Обеспечивать безопасность общества от внутренних и внешних угроз.
Классовое и общечеловеческие начала государства не должны противопоставляться друг другу.
Признаки государства
Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной.
Это определение исходит из признаков государства:
Публичная власть
Аппарат управления и принуждения
Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)
Монопольное право на издание правовых актов
Суверенитет
Наличие казны
1) Публичная политическая власть — это власть, выделенная из общества (осуществляется профессиональным аппаратом) и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя (в первобытном обществе власть не носила политического характера, а была общественной). Публичная власть действует от имени всего общества, являясь его официальным представителем.
2) Власть приобретает политический характер с дифференциацией общества на различные социальные группы, классы. Выступая в роли арбитра между этими группами, классами государство регулирует их отношения. И это означает политику.
3) Аппарат управления и принуждения.
4) Нередко аппарат управления вместе с аппаратом принуждения называют публичной властью.
5) Для аппарата управления характерны следующие черты:
1. Специально предназначен для управления обществом.
2. Обладает властными полномочиями, вплоть до применения принуждения.
3. Имеет право принимать обязательные для исполнения всеми акты.
4. Существует особый слой людей, для которых работа в аппарата служит профессией (органы законодательной власти; органы управления (исполнительной власти);судебные органы; органы прокуратуры; некоторые иные государственные органы.)
Аппарат принуждения состоит из отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также из всякого рода принудительных учреждений (тюрем, лагерей).
6) Территориальная организация населения / власти (Разделение населения по территориальным единицам (территориальный признак)) означает, что действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства.
7) Составными частями территории государства являются следующие территории и приравненные к ним объекты.
1.Сухопутная территория, в том числе: земля; недра земли; анклавы(Калининград) – это часть сухопутной территории государства, окруженная сухопутной территорией других государств и не имеющая береговой линии.
2.Водная территория: реки; озера; искусственные водохранилища; внутренние моря; территориальные воды – граница которых распространяется на 12 морских миль от линии максимального отлива.
3.Воздушная территория: атмосфера или пространство над сухопутной и водной территорией государства. 100-110 км над землей
4. Объекты, приравненные к территории государства: космические корабли и станции, дипломатические представительства (посольства и консульства), военныебазы, судна в открытом море, самолеты в полете. Граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория государства, находятся под защитой государства.
В государственно организованном обществе население разделяется по административно территориальному признаку, на базе которого организуется и сама государственная власть. Поэтому государственные органы имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.
8) Такими единицами могут быть:
административно-территориальные образования, если речь идет об унитарном государстве;
государственные образования, например республики в составе РФ;
национально-территориальные образования (например, 10 национальных областей в составе РФ);
9) Монопольное право на издание правовых актов
Т.е. исключительные полномочия в сфере правотворчества: право принимать, изменять, дополнять, отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство по средствам общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
10) Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость во взаимоотношениях с другими странами.
11) Казна состоит из налогов и обязательных платежей, а так же государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас. Казна обеспечивает содержание гос. аппарата, развитие экономики и культуры, поддержание жизнедеятельности общества.
Территориальная организация населения как признак государства
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГОСУДАРСТВА
Государство в истории политической и правовой мысли понималось и определялось различным образом. Об этом свидетельствуют изречения о государстве известных людей.
Государство — это:
- • союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости {Цицерон)’,
- • правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости {Жан Боден, французский философ XVI в.);
- • единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты {Томас Гоббс, английский философ XVII в.);
- • общая воля, которая является выражением преобладающей силы {Джон Локк, английский философ XVII в.);
- • общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми (отечественный правовед Н.М. Корку нов, конец XIX в.);
- • союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти (отечественный правовед В. М. Хвостов, начало XX в.);
- • организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и силой патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками (отечественный философ и юрист ИА. Ильин, первая половина XX в.).
Суммируя различные взгляды исследователей, можно выделить следующие подходы к пониманию государства.
Теологический подход – согласно христианскому учению государство имеет божественное происхождение. Разновидностью теологического подхода является мусульманское учение. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) — не господин, а слуга мусульманского права, изменить которое он не может.
Согласно социологическому подходу государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено. В рамках этого подхода существуют два течения.
Согласно первому общество и государство отождествляются:
государство есть само общество, особым образом организованное. Так, по Аристотелю, государство — «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Такое государство мыслилось как организация народа, совпадающая с обществом. Но государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы) исключается из государства. Государство выступает как власть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у Канта: государство — объединение людей под эгидой права. Коркунов определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком.
В настоящее время превалирует второй вариант социологического подхода, согласно которому государство подчинено обществу. Государство — относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Однако этот институт подчинен обществу. Это, по сути, подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство — это организация особого рода, служащая интересам общества.
Биологический подход – его сторонники определяли государство как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как «форма социальной биологии».
Данный взгляд разделялся сторонниками так называемой органической теории государства. Эта теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. При этом и общество, и государство отождествлялись с организмом.
Политико-организационный подход – при таком подходе государство понимается как организация властвования (политической власти). Такой подход существовал давно. Сам термин «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке государство — «држава». Этот термин имеет место и в русском языке, используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином «держава» обозначается и символ высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху.
В настоящее время большинство теоретико-правовых теорий, рассматривающих процесс возникновения и функционирования государств, берут за его основу политико-организационный подход. Однако востребованными остаются и другие подходы к пониманию государства.
Каждый из подходов может иметь различные направления, соответствующие теории. Исходя из этого можно заключить, что в науке существует большое количество различных теорий, объясняющих процесс возникновения государства. Это связано с конкретными историческими условиями их возникновения. Любая теория — одна из основных составных частей мировоззрения. Каждая из позиций отражает взгляды определенных социальных групп, их подходы к пониманию государства.
Рассмотрим наиболее распространенные в научной литературе теории происхождения государства.