Союз людей объединенных общими началами права и общей пользы

Союз людей объединенных общими началами права и общей пользы thumbnail

1. Понятие государства.

В науке теории государства и права сложился известный плюрализм подходов к определению понятия «государство», наиболее заметны точки зрения следующих исследователей, и так, государство это:

– « Организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории» Н.Матузов, А. Малько.

– «Общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Н.Коркунов.

– «Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» Л.Гумплович.

– «Союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» Л. Тихомиров.

– «Союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» Е.Трубецкой.

– «Союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» И. Ильин.

– «Самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее» Аристотель.

– «Общее благо, которое должно получаться от выполнения конкретных государственных интересов» Н.Макивелли.

– «Правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства» Ж. Боден.

– «Единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты» Т. Гоббс.

– «Общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» Д.Локк.

– «Союз людей, объединенных общими начала права и общей пользы» М. Цицерон.

– «Целевое единство индивидов, наделенное качество юридического субъекта и являющееся носителем прав» Г. Еллинек

– «Машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.Ленин.

2. Признаки государства.

Можно выделить следующие основные признаки государства:

– Наличие аппарата власти и управления.

– Наличие аппарата принуждения.

– Наличие ограниченной территории государства.

– Наличие системы налогов и сборов.

– Наличие территориального деления.

– Наличие организационно-уставных документов.

– Наличие государственного суверенитета.

– Наличие государственных символов.

– Наличие права, как основы государства.

3. Сущность государства.

Сущность государства – это основные, глубинные свойства такого явления как государства. То ради чего и во имя чего оно существует.

Исследователи выделяют следующие подходы к сущности государства:

– Классовый подход, который предполагает, что государство существует во имя интересов экономически господствующего класса.

– Общесоциальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов всех слоев общества, полагаясь на методы компромисса.

– Национальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов титульной нации данного государства.

– Религиозный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо религиозной конфессии.

– Расовый подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы.

4. Типология государств.

Типология государств – классификация государств по характерным признакам в течение всего исторического процесса, для раскрытия их сущности.

Среди исследователей государства и права выделяется два подхода к типологии государства и права: формационный и цивилизационный.

Исходя из первого подхода, важнейшим критерием классификации государств выступают социально-экономические факторы, присущие каждому из типов государств.

В рамках формационного подхода выделяются следующие типы государств:

– рабовладельческие государства

– прафеодальные государства

– феодальные государства

– буржуазные государства

– социалистические государства

Цивилизационный подход предполагает типологию государств, основываясь на их «цивилизационных» признаках – культуре, религии, этнических и национальных особенностях.

В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие типы государств (цивилизации):

– Исламская цивилизация

– Египетская цивилизация

– Китайская цивилизация

– Православная цивилизация

– Западная цивилизация

– другие

Также, типологию государств можно представить по иным основаниям:

– по отношению к религиозным культам: светское государство, теократическое государство, клерикальное государство, атеистическое государство.

Читайте также:  Польза активированного угля для очищения

– по форме правления: монархические или республиканские государства.

– по действующему в государстве политическому режиму: авторитарные, демократические или тоталитарные.

– в зависимости от форме государственно-территориального устройства: федеративные или унитарные.

Также возможно классификация по многим другим признакам и основаниям.

Предыдущие статьи:

    Следующие статьи:

      Источник

      Понятие государства. Плюрализм взглядов

      В науке нет единого подхода к понятию государства. Существуют следующие определения:

      Государство – это организация политической власти на определенной территории, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

      Аристотель считал что Государство – это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан.

      Цицерон полагал, что Государство – это союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

      Шершеневич считал, что Государство – это общественный союз, представляющий собой самостоятельноепринудительноевластвованиенад свободными людьми в пределах определенной территории.

      Гумплович. Государство – это естественновозникшаяорганизация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка.

      Государство – организация политической власти страны.

      В современной науке, понятие государства определяется через его признаки:

      Публичная власть

      Аппарат управления и принуждения

      Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

      Монопольное право на принятие общеобязательных, юридических актов

      Суверенитет

      Наличие казны

      Исходя из этих признаков государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, устанавливающая правовой порядок на определенной территории и обладающая аппаратом управления, принуждения и государственной казной.

      Понятие и сущность государства

      Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же гос. казной.

      Это определение исходит из признаков государства:

      Публичная власть

      Аппарат управления и принуждения

      Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

      Монопольное право на издание правовых актов

      Суверенитет

      Наличие казны

      Определить сущность государства – значит установить чьим интересам оно служит.

      Отсюда существует 2 подхода к определению сущности государства:

      1. Классовый подход

      Т.е. сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу.

      2. Общесоциальный подход

      Т.е. сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса.

      Сущность и роль государства

      Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же гос. казной.

      Это определение исходит из признаков государства:

      Публичная власть

      Аппарат управления и принуждения

      Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

      Монопольное право на издание правовых актов

      Суверенитет

      Наличие казны

      Определить сущность государства – это значит определить чьим интересам оно служит.

      Какова сущность государства, таковы и его цели, задачи. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По содержанию: выступать средством социального компромисса. По форме: быть правовым.

      Отсюда существует 2 подхода к определению сущности государства:

      1. Классовый подход

      Т.е. сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу.

      2. Общесоциальный подход

      Т.е. сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса.

      Роль государства заключает в том, что бы служить обществу (Государство – управляет обществом).

      Для достижения этой цели государство должно:

      1) В своей деятельности учитывать интересы общества. Разрешать возникающие противоречия и конфликты, служить средством согласия и компромисса.

      2) Быть правовым, т.е. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случая и принуждение.

      3) Защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни. Поддерживать социально не защищенные слои общества (инвалиды, пенсионеры).

      4) Обеспечивать безопасность общества от внутренних и внешних угроз.

      Классовое и общечеловеческие начала государства не должны противопоставляться друг другу.

      Признаки государства

      Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной.

      Читайте также:  Кожура яблок вред или польза и вред

      Это определение исходит из признаков государства:

      Публичная власть

      Аппарат управления и принуждения

      Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

      Монопольное право на издание правовых актов

      Суверенитет

      Наличие казны

      1) Публичная политическая власть — это власть, выделенная из общества (осуществляется профессиональным аппаратом) и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя (в первобытном обществе власть не носила политического характера, а была общественной). Публичная власть действует от имени всего общества, являясь его официальным представителем.

      2) Власть приобретает политический характер с дифференциацией общества на различные социальные группы, классы. Выступая в роли арбитра между этими группами, классами государство регулирует их отношения. И это означает политику.

      3) Аппарат управления и принуждения.

      4) Нередко аппарат управления вместе с аппаратом принуждения называют публичной властью.

      5) Для аппарата управления характерны следующие черты:

      1. Специально предназначен для управления обществом.

      2. Обладает властными полномочиями, вплоть до применения принуждения.

      3. Имеет право принимать обязательные для исполнения всеми акты.

      4. Существует особый слой людей, для которых работа в аппарата служит профессией (органы законодательной власти; органы управления (исполнительной власти);судебные органы; органы прокуратуры; некоторые иные государственные органы.)

      Аппарат принуждения состоит из отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также из всякого рода принудительных учреждений (тюрем, лагерей).

      6) Территориальная организация населения / власти (Разделение населения по территориальным единицам (территориальный признак)) означает, что действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства.

      7) Составными частями территории государства являются следующие территории и приравненные к ним объекты.

      1.Сухопутная территория, в том числе: земля; недра земли; анклавы(Калининград) – это часть сухопутной территории государства, окруженная сухопутной территорией других государств и не имеющая береговой линии.

      2.Водная территория: реки; озера; искусственные водохранилища; внутренние моря; территориальные воды – граница которых распространяется на 12 морских миль от линии максимального отлива.

      3.Воздушная территория: атмосфера или пространство над сухопутной и водной территорией государства. 100-110 км над землей

      4. Объекты, приравненные к территории государства: космические корабли и станции, дипломатические представительства (посольства и консульства), военныебазы, судна в открытом море, самолеты в полете. Граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория государства, находятся под защитой государства.

      В государственно организованном обществе население разделяется по административно территориальному признаку, на базе которого организуется и сама государственная власть. Поэтому государственные органы имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

      8) Такими единицами могут быть:

      административно-территориальные образования, если речь идет об унитарном государстве;

      государственные образования, например республики в составе РФ;

      национально-территориальные образования (например, 10 национальных областей в составе РФ);

      9) Монопольное право на издание правовых актов

      Т.е. исключительные полномочия в сфере правотворчества: право принимать, изменять, дополнять, отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство по средствам общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

      10) Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость во взаимоотношениях с другими странами.

      11) Казна состоит из налогов и обязательных платежей, а так же государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас. Казна обеспечивает содержание гос. аппарата, развитие экономики и культуры, поддержание жизнедеятельности общества.

      Территориальная организация населения как признак государства

      Источник

      ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

      ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГОСУДАРСТВА

      Государство в истории политической и правовой мысли понималось и определялось различным образом. Об этом свидетельствуют изречения о государстве известных людей.

      Государство — это:

      • • союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости {Цицерон)’,
      • • правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости {Жан Боден, французский философ XVI в.);
      • • единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты {Томас Гоббс, английский философ XVII в.);
      • • общая воля, которая является выражением преобладающей силы {Джон Локк, английский философ XVII в.);
      • • общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми (отечественный правовед Н.М. Корку нов, конец XIX в.);
      • • союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти (отечественный правовед В. М. Хвостов, начало XX в.);
      • • организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и силой патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками (отечественный философ и юрист ИА. Ильин, первая половина XX в.).
      Читайте также:  Польза глюконата кальция в таблетках

      Суммируя различные взгляды исследователей, можно выделить следующие подходы к пониманию государства.

      Теологический подход – согласно христианскому учению государство имеет божественное происхождение. Разновидностью теологического подхода является мусульманское учение. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) — не господин, а слуга мусульманского права, изменить которое он не может.

      Согласно социологическому подходу государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено. В рамках этого подхода существуют два течения.

      Согласно первому общество и государство отождествляются:

      государство есть само общество, особым образом организованное. Так, по Аристотелю, государство — «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Такое государство мыслилось как организация народа, совпадающая с обществом. Но государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы) исключается из государства. Государство выступает как власть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у Канта: государство — объединение людей под эгидой права. Коркунов определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком.

      В настоящее время превалирует второй вариант социологического подхода, согласно которому государство подчинено обществу. Государство — относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Однако этот институт подчинен обществу. Это, по сути, подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство — это организация особого рода, служащая интересам общества.

      Биологический подход – его сторонники определяли государство как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как «форма социальной биологии».

      Данный взгляд разделялся сторонниками так называемой органической теории государства. Эта теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. При этом и общество, и государство отождествлялись с организмом.

      Политико-организационный подход – при таком подходе государство понимается как организация властвования (политической власти). Такой подход существовал давно. Сам термин «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке государство — «држава». Этот термин имеет место и в русском языке, используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином «держава» обозначается и символ высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху.

      В настоящее время большинство теоретико-правовых теорий, рассматривающих процесс возникновения и функционирования государств, берут за его основу политико-организационный подход. Однако востребованными остаются и другие подходы к пониманию государства.

      Каждый из подходов может иметь различные направления, соответствующие теории. Исходя из этого можно заключить, что в науке существует большое количество различных теорий, объясняющих процесс возникновения государства. Это связано с конкретными историческими условиями их возникновения. Любая теория — одна из основных составных частей мировоззрения. Каждая из позиций отражает взгляды определенных социальных групп, их подходы к пониманию государства.

      Рассмотрим наиболее распространенные в научной литературе теории происхождения государства.

      Источник