Союз людей объединенных общими начала права и общей пользы

Союз людей объединенных общими начала права и общей пользы thumbnail

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГОСУДАРСТВА

Государство в истории политической и правовой мысли понималось и определялось различным образом. Об этом свидетельствуют изречения о государстве известных людей.

Государство — это:

  • • союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости {Цицерон)’,
  • • правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости {Жан Боден, французский философ XVI в.);
  • • единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты {Томас Гоббс, английский философ XVII в.);
  • • общая воля, которая является выражением преобладающей силы {Джон Локк, английский философ XVII в.);
  • • общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми (отечественный правовед Н.М. Корку нов, конец XIX в.);
  • • союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти (отечественный правовед В. М. Хвостов, начало XX в.);
  • • организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и силой патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками (отечественный философ и юрист ИА. Ильин, первая половина XX в.).

Суммируя различные взгляды исследователей, можно выделить следующие подходы к пониманию государства.

Теологический подход – согласно христианскому учению государство имеет божественное происхождение. Разновидностью теологического подхода является мусульманское учение. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) — не господин, а слуга мусульманского права, изменить которое он не может.

Согласно социологическому подходу государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено. В рамках этого подхода существуют два течения.

Согласно первому общество и государство отождествляются:

государство есть само общество, особым образом организованное. Так, по Аристотелю, государство — «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Такое государство мыслилось как организация народа, совпадающая с обществом. Но государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы) исключается из государства. Государство выступает как власть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у Канта: государство — объединение людей под эгидой права. Коркунов определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком.

В настоящее время превалирует второй вариант социологического подхода, согласно которому государство подчинено обществу. Государство — относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Однако этот институт подчинен обществу. Это, по сути, подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство — это организация особого рода, служащая интересам общества.

Биологический подход – его сторонники определяли государство как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как «форма социальной биологии».

Данный взгляд разделялся сторонниками так называемой органической теории государства. Эта теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. При этом и общество, и государство отождествлялись с организмом.

Политико-организационный подход – при таком подходе государство понимается как организация властвования (политической власти). Такой подход существовал давно. Сам термин «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке государство — «држава». Этот термин имеет место и в русском языке, используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином «держава» обозначается и символ высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху.

В настоящее время большинство теоретико-правовых теорий, рассматривающих процесс возникновения и функционирования государств, берут за его основу политико-организационный подход. Однако востребованными остаются и другие подходы к пониманию государства.

Каждый из подходов может иметь различные направления, соответствующие теории. Исходя из этого можно заключить, что в науке существует большое количество различных теорий, объясняющих процесс возникновения государства. Это связано с конкретными историческими условиями их возникновения. Любая теория — одна из основных составных частей мировоззрения. Каждая из позиций отражает взгляды определенных социальных групп, их подходы к пониманию государства.

Рассмотрим наиболее распространенные в научной литературе теории происхождения государства.

Источник

Понятие государства.

1. Государство – самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее; сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель).

2. Государство – союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой (Цицерон).

3. Г – общество людей, которое само распоряжается и управляет собой (И. Кант).

4. Г – общая воля, является выражением преобладающей силы (Локк).

5. Г – отношение воль множества людей, союзное единство оседлых людей, обладающее первичной государственной властью; корпорация населяющего определенную территорию народа (Еллинек).

6. Г – юридическая персонификация, юридическое воплощение нации (Эсмен).

7. Г – результат естественной дифференциации в обществе между властвующими и подвластными, т.е. те люди, которые располагают властью благодаря тому, что сильнее других (Дюги).

8. Г – естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать правопорядок (Гумплович).

Читайте также:  Вареные яйца по утрам польза

9. Г – соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. (Шершеневич).

10. Г – общественный союз, представляющий собою самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми (Коркунов).

11. Г – юридический институт, который выступает как фактор интеграции общества в единое целое (Кокошкин).

12. Г – подавление одного класса другим и выражение воли правящего класса. (Ленин и Маркс).

13. Г – организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества (Матузов, Малько).

14. Г – политико-территориальная суверенная организация публичной власти классового общества, охватывающая все население на определенной территории, устанавливающая правопорядок и располагающая аппаратом принуждения для его обеспечения.

15. Г – исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом (проф. Гойман-Червонюк).

С давних времен мыслители пытались ответить на воп­рос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спра­шивал и одновременно отвечал: “Да и что такое государ­ство, как не общий правопорядок?” У Цицерона было нема­ло последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, рус­ский экономист и философ П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что “государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства”. Словом, многие ученые характеризовали государство как организа­цию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков дан­ного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение полу­чило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре эле­мента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) пра­вительство. “Под именем государства, — писал Г. Ф. Шершеневич, — понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти”.

Рассматриваемое определение, верно отражающее не­которые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обще­ством, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (пра­вительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных при­знаков государства называли принудительную власть: “При­нудительная власть есть во всяком человеческом общежи­тии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было”.

Не согласны с приведенным понятием и сторонники пси­хологической теории права. “Государство не совокупность людей определенного рода, — утверждал Ф. Ф. Кокошкин,а отношения между ними, форма общежития, изве­стная психическая связь между ними”. Однако “форма об­щежития”, форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Трудности выработки дефиниции анализируемого слож­ного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в част­ности, писал: “Ведь государство нельзя социологически оп­ределить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют “политическими”, то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству”.

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что эта “та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все граж­данское общество данной эпохи находит свое сосредоточе­ние”. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, соглас­но которому “государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим”. В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: “Государство — это есть машина для поддержания господ­ства одного класса над другим”‘.

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определе­ния походят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, ука­занные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обыч­но определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный ап­парат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее су­щественные черты и признаки государства и в целом при­емлема, но в ней слабо отражена связь государства и обще­ства. Поэтому мы (Корельский и Перевалов) считаем, что более точной будет следую­щая формулировка: государство — это политическая орга­низация общества, обеспечивающая его единство и целост­ность, осуществляющая посредством государственного ме­ханизма управление делами общества, суверенную публич­ную власть, придающая праву общеобязательное значе­ние, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие го­сударства, но больше подходит к современному государ­ству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важ­нейшими общественными делами. В то же время государ­ство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантиро­вать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Читайте также:  Польза и вред земляники луговой

Признаки государства:

1. Публичная власть, специальный аппарат управления и принуждения.

2. Система налогов и займов, наличие государственной казны.

3. Территориальное деление населения.

4. Право.

5. Суверенитет.

*6. Общеобязательный характер актов государства. (Морозова Л.А.)

*7. Символы, атрибуты, памятные даты. (Марченко)

Источник

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция “чтения” служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

    Понятие государства. Плюрализм взглядов.

В науке нет единого подхода к понятию государства. Существуют следующие определения:

Государство – это организация политической власти на определенной территории, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Аристотель считал, что Государство – это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан.

Цицерон полагал, что Государство – это союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Шершеневич считал, что Государство – это общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми в пределах определенной территории.

Гумплович. Государство – это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка.

Государство – организация политической власти страны.

В современной науке, понятие государства определяется через его признаки:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на принятие общеобязательных, юридических актов

Суверенитет

Наличие казны

Исходя из этих признаков государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, устанавливающая правовой порядок на определенной территории и обладающая аппаратом управления, принуждения и государственной казной.

    Понятие и сущность государства.

Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же гос. казной.

Это определение исходит из признаков государства:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на издание правовых актов

Суверенитет

Наличие казны

Определить сущность государства – значит установить чьим интересам оно служит.

Отсюда существует 2 подхода к определению сущности государства:

    Классовый подход

Т.е. сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу.

    Общесоциальный подход

Т.е. сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса.

    Сущность и роль государства.

Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же гос. казной.

Это определение исходит из признаков государства:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на издание правовых актов

Суверенитет

Наличие казны

Определить сущность государства

Источник

Понятие государства. Плюрализм взглядов

В науке нет единого подхода к понятию государства. Существуют следующие определения:

Государство – это организация политической власти на определенной территории, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Аристотель считал что Государство – это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан.

Цицерон полагал, что Государство – это союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Шершеневич считал, что Государство – это общественный союз, представляющий собой самостоятельноепринудительноевластвованиенад свободными людьми в пределах определенной территории.

Гумплович. Государство – это естественновозникшаяорганизация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка.

Государство – организация политической власти страны.

В современной науке, понятие государства определяется через его признаки:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на принятие общеобязательных, юридических актов

Суверенитет

Наличие казны

Исходя из этих признаков государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, устанавливающая правовой порядок на определенной территории и обладающая аппаратом управления, принуждения и государственной казной.

Понятие и сущность государства

Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же гос. казной.

Это определение исходит из признаков государства:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на издание правовых актов

Суверенитет

Наличие казны

Определить сущность государства – значит установить чьим интересам оно служит.

Отсюда существует 2 подхода к определению сущности государства:

1. Классовый подход

Т.е. сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу.

2. Общесоциальный подход

Т.е. сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса.

Сущность и роль государства

Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же гос. казной.

Читайте также:  Куркума польза и вред в медицине это

Это определение исходит из признаков государства:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на издание правовых актов

Суверенитет

Наличие казны

Определить сущность государства – это значит определить чьим интересам оно служит.

Какова сущность государства, таковы и его цели, задачи. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По содержанию: выступать средством социального компромисса. По форме: быть правовым.

Отсюда существует 2 подхода к определению сущности государства:

1. Классовый подход

Т.е. сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу.

2. Общесоциальный подход

Т.е. сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса.

Роль государства заключает в том, что бы служить обществу (Государство – управляет обществом).

Для достижения этой цели государство должно:

1) В своей деятельности учитывать интересы общества. Разрешать возникающие противоречия и конфликты, служить средством согласия и компромисса.

2) Быть правовым, т.е. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случая и принуждение.

3) Защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни. Поддерживать социально не защищенные слои общества (инвалиды, пенсионеры).

4) Обеспечивать безопасность общества от внутренних и внешних угроз.

Классовое и общечеловеческие начала государства не должны противопоставляться друг другу.

Признаки государства

Государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной.

Это определение исходит из признаков государства:

Публичная власть

Аппарат управления и принуждения

Территориальная организация населения / власти (Территориальный признак)

Монопольное право на издание правовых актов

Суверенитет

Наличие казны

1) Публичная политическая власть – это власть, выделенная из общества (осуществляется профессиональным аппаратом) и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя (в первобытном обществе власть не носила политического характера, а была общественной). Публичная власть действует от имени всего общества, являясь его официальным представителем.

2) Власть приобретает политический характер с дифференциацией общества на различные социальные группы, классы. Выступая в роли арбитра между этими группами, классами государство регулирует их отношения. И это означает политику.

3) Аппарат управления и принуждения.

4) Нередко аппарат управления вместе с аппаратом принуждения называют публичной властью.

5) Для аппарата управления характерны следующие черты:

1. Специально предназначен для управления обществом.

2. Обладает властными полномочиями, вплоть до применения принуждения.

3. Имеет право принимать обязательные для исполнения всеми акты.

4. Существует особый слой людей, для которых работа в аппарата служит профессией (органы законодательной власти; органы управления (исполнительной власти);судебные органы; органы прокуратуры; некоторые иные государственные органы.)

Аппарат принуждения состоит из отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также из всякого рода принудительных учреждений (тюрем, лагерей).

6) Территориальная организация населения / власти (Разделение населения по территориальным единицам (территориальный признак)) означает, что действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства.

7) Составными частями территории государства являются следующие территории и приравненные к ним объекты.

1.Сухопутная территория, в том числе: земля; недра земли; анклавы(Калининград) – это часть сухопутной территории государства, окруженная сухопутной территорией других государств и не имеющая береговой линии.

2.Водная территория: реки; озера; искусственные водохранилища; внутренние моря; территориальные воды – граница которых распространяется на 12 морских миль от линии максимального отлива.

3.Воздушная территория: атмосфера или пространство над сухопутной и водной территорией государства. 100-110 км над землей

4. Объекты, приравненные к территории государства: космические корабли и станции, дипломатические представительства (посольства и консульства), военныебазы, судна в открытом море, самолеты в полете. Граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория государства, находятся под защитой государства.

В государственно организованном обществе население разделяется по административно территориальному признаку, на базе которого организуется и сама государственная власть. Поэтому государственные органы имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

8) Такими единицами могут быть:

административно-территориальные образования, если речь идет об унитарном государстве;

государственные образования, например республики в составе РФ;

национально-территориальные образования (например, 10 национальных областей в составе РФ);

9) Монопольное право на издание правовых актов

Т.е. исключительные полномочия в сфере правотворчества: право принимать, изменять, дополнять, отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство по средствам общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

10) Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость во взаимоотношениях с другими странами.

11) Казна состоит из налогов и обязательных платежей, а так же государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас. Казна обеспечивает содержание гос. аппарата, развитие экономики и культуры, поддержание жизнедеятельности общества.

Территориальная организация населения как признак государства

Источник