Сочинение о пользе науки ломоносов

Сочинение о пользе науки ломоносов thumbnail

Письмо о пользе стекла 1752 г.

Жанр научно-дидактического послания, который был очень популярен в Европе, но и в России.

Замысел возник на обеде у Шувалова, когда один щеголь позволил себе иронично высказаться о вышедших из моды стеклянных пуговицах на кафтане у Ломоносова. Услышав это, Ломоносов сказал, что он носит такие пуговицы не по моде, а из уважения к стеклу. Он встал и начал пространно и горячо доказывать, как полезно стекло в быту, в науках, ремеслах, художествах и других сферах жизни.

Шувалову так понравилась речь Ломоносова, что он попросил его запечатлеть ее на бумаге.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

После того, как Ломоносов записал это произведение, он открыл стекольный завод, так как всегда любил применять науки к практике.

«Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса»

– В стекле хранятся все лекарства, к которым прибегает человек, когда заболевает в столь развратный век

– Китайцы придумали фарфор, который изначально делается из обычной глины, но в фарфор он превращается именно с помощью стекла

– Из стекла делаются все древние мозаики, которые сохраняют лики изображенных на них героев по сей день

– Из стекла делают окна, а если бы стекла не было, то пришлось бы человеку сидеть в своем доме в темноте

– Стекло сохраняет свежими цветы даже зимой, которыми дамы потом украшают свои уборы

– Многие любят переменять уборы и наряды, но в этом не было бы такой пользы, если бы нельзя было увидеть себя в зеркале, которое тоже сделано из стекла

– Летом дамы украшают свои наряды цветами, но чем бы они украшали из зимой, если бы не было бисера, которые тоже сделан из стекла

– В Америке ведется ужасная борьба за золото, люди гибнут на раскопках, в пути по злому океану, все жаждут богатств и из-за них оказываются преданы бездне моря. Стекло никогда не было виновником стольких бед

– С возрастом ухудшается зрение, и жизнь мрачна без чтения. Что бы люди делали, если бы не было очков, которые также сделаны из стекла

– С помощью стекла можно получить огонь из солнечного луча

– С помощью стекла Коперник определил расположение небесных тел (телескоп), потом другие ученые изучали преломление солнечных лучей через стекло и подтвердили теорию Коперника.

– Из стекла сделан и микроскоп, которые помогает сделать зрение настолько острым, что видны мельчайшие частицы

– Из стекла и барометр, который определяет погоду — теперь легче земледельцам, морякам и многим другим

– Также, с помощью стекла, люди поняли, что гром не страшен и изобрели громоотвод

– В конце поэт говорит, что он сходит с Парнасских гор, чтобы на время приложить весь свой труд к стеклу

Завершается панегирик хвалой императрице Елизавете Петровне. Поэт призывает И. Шувалова немедля обратиться к кроткой, щедрой и просвещенной государыне с предложением поощрять науку.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id93040

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

«Ломоносов М.В. – великая личность.

Поэтическая деятельность»

Приближается знаменательная дата – 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Я познакомилась с личностью Михаила Васильевича еще в школе, но знакомство это было поверхностным, а вот когда я была студенткой факультета филологии и работала над курсовой «Мифологические образы в творчестве М.В. Ломоносова», в силу обстоятельств,  я  активно изучала  не только биографию, но и творчество этого талантливого человека. Я считаю, что талантливый человек, талантлив во всем, как бы банально это не звучало. В России было, есть и будет много поистине гениальных людей, которые, занимаясь совершенно разными деятельностями, добиваются в них невероятных результатов. История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след. Пушкин сказал о нем замечательно, точнее всех: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

 Поэтическая деятельность М. В. Ломоносова протекала в ту эпоху, когда все европейские литературы находились в большей или меньшей степени под властью классицизма. И, конечно, поэт не мог до некоторой степени не подчиниться влиянию этого могучего стиля, его гражданских идеалов, мировоззрения, искренней веры в справедливого абсолютного монарха. Но он не был в полном смысле художником-реалистом. Его творчеству чужд рационалистический взгляд на действительность, на искусство, на слово, боязнь проявить фантазию. Ломоносов не задавался целью изобразить то, что видел вокруг себя, он хотел провозгласить великие истины, открывшиеся ему и народу. Он был не систематизатором настоящего, а творцом грандиозных видений будущего, и его оды самим своим стилем выражают эту устремленность к мечте, отказ от признания действительности помещичьего строя, достойной поэтического воплощения. С другой стороны, величественно-торжественный, приподнятый, пышный стиль од  Ломоносова соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине XVIII в.Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III, Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Но адресовались эти оды не только коронованным особам, но и через их головы должны были “сердца народов привлещи”.[5,5]

Читайте также:  Польза и вред кефирного разгрузочного дня

Большое место среди од Ломоносова было отведено военным событиям. Начал он с победно-патриотической “Оды на взятие Хотина”, которую написал в 1739 году в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. Ломоносов гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, “плач осиротевших”, “слезы престаревших”, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл “возлюбленной тишиной”, “царей и царств земных отрадой”, и почти в каждой оде призывал правителей заботиться о сохранении мира. У Ломоносова была четко продуманная программа, касающаяся мирного процветания народов. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Обилие природных богатств, среди которых и “драгой металл” (Уральских) гор, и сокровища, “какими хвалится Индия” – залог будущего благополучия русского народа. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Ломоносов был искренне убежден в том, что именно занятия науками должны сделать человека счастливым. Так, в оде 1947 г. он заявляет о пользе науки для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах.
Несмотря на то,  что жанр оды Ломоносова, подчиненный общегосударственной и общенациональной проблематике, казалось бы, исключает в нем личность самого поэта, мы представляем себе их автора сторонником мира, неутомимым поборником просвещения и прогресса, страстным борцом за развитие национального самосознания российского народа.

В. Шубинский , посвятивший большую часть своих научных исследований изучению литературно-общественной жизни России XVIII в., подчеркивал исключительную важность поэтической деятельности М. В. Ломоносова.

Она, по его оценке, “явилась великим и победным этапом развития русской культуры” не только благодаря идеям, воплощавшим идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, но и благодаря исключительному и невиданному еще в России “блеску поэтического стиля, воплощавшего эти идеи и глубоко соответствовавшего им”. [8,432]

Список  используемой литературы:

1.     О праздновании 300-летия со дня рождения М. В. Ломоносова : указ Президента РФ от 20 сент. 2006 г. № 1022 // Собрание законодательства РФ.- 2006.- № 39.- Ст. 4052 ; Ломоносовец.- 2006.- 5 окт.

2.     Абикулова, Н. М.В. Ломоносов и физика / Наталья Абикулова // Ломоносовец.- 2008.- 16 окт.- (К 300-летию гения).

3.     Абрамзон, Т. Е. Просветительский миф о Прометее в “Письме о пользе Стекла” : [ода М.В. Ломоносова] / Т. Е. Абрамзон // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология.- 2005.- № 3.- С. 106–115.

4.     Ключников, Ю. Одиночество гения / Юрий Ключников // Наш современник.- 2005.- № 7.- С. 244–255.

5.     Ларионов, А. В. Ломоносов – русское светило / А. В. Ларионов // Патриот.- 2007.- № 4.- С. 1, 5.- (К 300-летию М.В. Ломоносова).

6.     Лебедев Е. М. В. Ломоносов. Ростов-на-Дону, 1997. — (Жизнь замечательных людей).

7.     Романова И. В. М.В. Ломоносов: краткая биография в стихах : поэзия / И. В. Романова.- Архангельск, 2009.- 47 с.

8.     Шубинский В. Михаил Ломоносов. Всероссийский человек / Валерий Шубинский.- СПб. : Вита Нова, 2008.- 575 с.

 

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Атратская средняя школа»

Всероссийский конкурс эссе

«ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ»

Личность Ломоносова

Работа выполнена

Ученицей 9 класса МБОУ

«Атратская средняя

 общеобразовательная школа»

Алатырского района

Чувашской Республики

Долговой Еленой

Куратор работы

Учитель истории

МБОУ «Атратская СОШ»

Долгова Галина Дмитриевна

Атрать 2011

 Приближается знаменательная дата – 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Первый русский ученый – естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле.

Читайте также:  Жасмин чай в чем польза

  Целью данной работы является рассмотрение достижений М.В. Ломоносова. Для этого необходимо кратко осветить его биографию, выяснить достижения великого русского ученого.

  Рассмотрим лишь некоторые из них.

Михаил Ломоносов родился 8(19) ноября в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве). Отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».

Вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников — решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет.

Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля – химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.

   В немецком студенчестве он нашел и то увлечение поэзией, которое выразилось в двух одах, присланных им из-за границы в Академию наук в 1738 году — «Ода Фенелона» и в 1739 году — «Ода на взятие Хотина». К последней он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства». Вообще работы Михаила Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения в области языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Ломоносов  положил начало нашему точному научном языку, без которого теперь никто не может обходиться.

  В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков, студент Ломоносов не получил ни места, ни жалованья. Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, Ломоносов был определен в Академию адъюнктом физики.

   В 1743 году при Академии возникли исторический департамент и историческое собрание, в заседаниях которых Ломоносов повел борьбу против Миллера, обвиняя его в умышленном поношении славян. И вскоре Ломоносов вследствие «продерзостей», непослушания конференции Академии и частых ссор с немцами в пьяном виде, более семи месяцев «содержался под караулом». Он целый год оставался без жалованья, на просьбы о вознаграждении для пропитания и на лекарства получил только разрешение взять академических изданий на 80 рублей. В 1745 году Михаил Ломоносов подает прошение об определении его профессором химии.

 Благодаря вниманию Эйлера в начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов. Эти образцы он получал с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России.

Физические и химические опыты, которые проводил Михаил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Михаил Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов.

Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Ломоносов пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию «Гугения» (Гюйгенса) и разработал оригинальную теорию цветов.

  Ученый имел немало врагов и завистников, во главе которых стоял всесильный Шумахер.

  В 1757 году Михаил Ломоносов становится канцлером, то есть, по современным понятиям, вице-президентом Академии наук. В том же году он переехал с казенной академической квартиры в собственный дом, сохранившийся на Мойке до 1830 года.

В 1759 году М.Ломоносов занимался устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии.

 По географическому департаменту Ломоносов занимался собиранием сведений о России.

В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора.

Читайте также:  Упражнение велосипед польза для женщин

Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».

  Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

  После восшествия на престол Екатерины II, в 1762 году, Ломоносов написал «Оду», в которой сравнивал новую императрицу с Елизаветой и ожидал, что Екатерина II «златой наукам век восставит и от презрения избавит возлюбленный Российский род».

  В 1764 году была снаряжена экспедиция в Сибирь, под влиянием сочинения Ломоносова: «О Северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном».

Еще в 1742 году, когда Михаил Ломоносов был зачислен в Академию наук, он начал писать большой труд по горному делу, но многочисленные другие академические обязанности задержали окончание этой работы. Он издал «Первые основания металлургии или рудных дел» только в 1764 году.

 Взгляды Ломоносова значительно опередили его время. Так, Михаил Васильевич один из первых понял значение внутренних сил в образовании рельефа Земли.

 Михаил Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля.

 Необходимо отметить, что Михаил Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.

 Через канцелярию Академии наук Ломоносов обращался также и к горнопромышленникам с просьбой присылать ему образцы руд. Некоторые из горнопромышленников тотчас же стали собирать коллекции минералов и руд на своих участках и отправлять их в Петербург.

  В июне 1764 года Екатерина II посетила дом Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты». При отъезде императрицы Ломоносов подал ей стихи.

  Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы — сутки. О последних годах жизни его рассказывала племянница Матрена Евсеевна: «Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского пива с куском хлеба и масла». Размышления и пылкость воображения сделали Ломоносова под старость чрезвычайно рассеянным. Он нередко во время обеда вместо пера, которое по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которой хлебал горячее, или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи. «Редко, бывало, напишет он бумагу, чтобы не засыпать ее чернилами вместо песку».

В конце жизни Михаил Ломоносов был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Став уже признанным, окруженный почетом, привычек своих Ломоносов не менял. Небрежный в одежде, в белой блузе с расстегнутым воротом, в китайском халате мог принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангельцем за кружкой холодного пива, ибо «напиток сей жаловал прямо со льду».

До конца жизни Ломоносов не переставал помогать своим родным, вызывал их в Петербург и переписывался с ними. Сохранилось письмо Михаила Ломоносова к сестре, написанное за месяц до его смерти, последовавшей 4 апреля 1765 года.

Преждевременная смерть помешала Михаилу Ломоносову закончить огромную работу по сбору и обработке минералов нашей страны. Замысел Ломоносова был осуществлен позднее последователями великого ученого — академиками В.М. Севергиным и Н.И. Кокшаровым.

  Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Похороны ученого в Александре-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью. (Самин Д. К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000)

 Ещё при жизни М. В. Ломоносова недоброжелатели утверждали, что он-де только тратит казённые деньги и мало что делает полезного. В дальнейшем научные заслуги Ломоносова были оценены более объективно, однако мнение, что научные заслуги Ломоносова почти или вовсе отсутствуют, высказывалось нередко вплоть до наших дней[125].

Действительно, в деле общего духовного — а вместе и литературного — возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого

Из гуманитарных наук особое место в наследии Ломоносова занимает история России, которой он начал заниматься еще в 1749 году. Постепенно собрав по подлинным документам «Древнюю Российскую историю от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (1-2 части), опубликованную в 1766 году. И «Краткий Российский летописец с родословием» (1760), представляющий собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно.  

Личность  М.В. Ломоносова действительно достойна того, чтобы о ней помнили не только в связи с приближающейся знаменательной датой. Именно благодаря его открытиям и предположениям смогли развиваться многие науки.  

  Михаил Васильевич Ломоносов сумел, не желая того вовсе, стать Личностью с большой буквы. Мы должны помнить таких великих людей. Иначе великая слава России погаснет, не находя отклика в наших душах.

.

Источник