Смысл жизни принести пользу обществу
Его выживание, познание вселенной, развитие, совершенствование, двигать прогресс вперёд по всем направлениям, к максимальной точке развития науки, искусства и других сфер, строить постепенно счастливый мир для всех живущих людей и всех следующих поколений, мир полный радости, без горя, болезней, зла, бороться со старостью, смертью, правильно воспитывать следующие поколения, хранить историю предыдущих поколений.
Зачем нужно знать смысл существования человечества
Если говорить о смысле жизни как о вопросе “для чего нужно жить человечеству”, “к каким целям должно стремиться человечество”,
то ответ на этот вопрос нужно знать для того, чтобы:
- каждый человек мог в соответствии с этим выбрать себе цели в жизни и двигаться к ним,
- а общество выработало план мероприятий по достижению цели существования человечества.
Но что будет тогда, когда цель будет достигнута? Жизнь без цели?
А предложенная здесь формулировка смысла жизни человечества подразумевает, что это вечная цель, над которой можно работать всегда. Даже если будет достигнута наивысшая точка развития, нужно будет жить счастливо, а там может наука дойдёт до понимания нового смысла жизни.
вытекает из смысла существования человечества, он может быть у каждого свой, но находиться в рамках глобального смысла существования человечества.
Кратко: смысл жизни в том, чтобы выжить, быть счастливыми, достичь максимальной точки развития, строить идеальный мир для себя.
Смысл жизни может исчезнуть, когда исчезнет человечество, поэтому нужно не допустить этого.
В наше время мы ещё не может точно знать в чём заключается смысл жизни, к какой цели должно идти человечество, но и жить без цели тоже бессмысленно. Какой смысл в том, если человек родится и через несколько лет бесследно исчезнет. Какой смысл в том, если возникнет человечество и через несколько веков бесследно исчезнет.
Возможно, смысл жизни и цель, к которой должно идти человечество, поможет узнать наука. Значит нужно стремиться развивать науку для того, чтобы она помогла дать ответы на эти вопросы.
Интуитивно становится понятно, что как минимум смысл жизни состоит:
- в развитии, в стремлении к максимальной точке развития науки и эволюции;
- в том, чтобы человечество выжило и не погибло;
- в том, чтобы люди жили качественно, долго и счастливо;
- в познании мира;
- в улучшении мира;
Жизнь со смыслом цивилизованного человечества в современном мире никак не допускает наличие:
- преступлений;
- бедности;
- страданий;
- болезней;
- злобы;
- наркомании.
Если человечество будет и неспособно выжить в каких-то космических и других катастрофах, то тогда перед этим нужно хотя-бы сохранить исторические данные о себе. Как мы нашли исторические данные о Древнем Риме, Древнем Египте, также и о человечестве в глобальном масштабе нужно сохранить исторические сведения для тех, кто будет после нас или вместо нас. Может быть через тысячи или миллионы лет другие цивилизации, которые найдут останки нашей цивилизации, будут изучать нашу литературу, наши документы.
Люди не могут жить вечно, не могут за свою жизнь реализовать глобальные цели и смыслы жизни человечества, не могут значительно улучшить этот мир, но они надеются продлить себя и весь свой род в своих детях. Люди не хотят исчезнуть бесследно, они оставляют вместо себя своих детей, хотят продолжить через них свои дела, увлечения, воспитание, традиции, обычаи, историю. И так получаются нити жизни: человек продолжил себя в своих детях, а они далее продолжают эти нити жизни через своих детей. Но ожидания людей не оправдываются, реально люди всё равно исчезают навечно через два-три поколения, т.к. обычно никто из правнуков уже не помнит ничего о своих прадедах, нити жизни обрываются. Получается тогда, что зря жили наши прадеды, исчезли бесследно и нет им от нас никакой благодарности и не продолжили они себя в своих предках, а в своих детях продолжили себя ненадолго.
Как жить
Из вопроса о смысле жизни вытекает вопрос о том, как нужно прожить жизнь, чтобы она не оказалось напрасной.
Как прожить жизнь, чтобы потом не оказалось, что она прожита зря?
Очевидно, что:
- жить нужно долго;
- жить нужно качественно;
- жить нужно счастливо;
- нужно стремиться жить с хорошим здоровьем;
- нельзя тратить время зря, в том числе:
- на ничего неделание;
- на бесполезные переживания;
- на злость и злобу;
- на пьянство, курение, наркоманию.
Смысл “на диване”
Если сравнить человека, прожившего активную жизнь и человека, прожившего всю жизнь перед телевизором на диване, то возникает парадокс: второй может чувствовать что его жизнь имеет даже больше смысла, чем у многих учёных или президентов. Жизнь человека на диване может быть очень интересной, он может пересмотреть множество интересных шоу, концертов, клипов, новостей, передач, сериалов, художественных и документальных фильмов. Такие люди могут быть даже очень умны, обладать развитым кругозором и высоким уровнем интеллекта. К таким людям можно отнести и тех, кто не смотрит телевизор, а всю жизнь только читает книги не выходя из дома, может знать наизусть многие книги. Сейчас к таким людям можно отнести и тех, кто сидит постоянно за компьютером в социальных сетях и в компьютерных играх.
Такие люди, даже если и прожили “на диване” интереснейшую жизнь и много узнали, то что толку в этом, если они не были полезны обществу, не продлили себя и не оставили после себя след, если у них не было в жизни счастья и радости. Им тогда можно было вообще и не рождаться. Какой смысл в том, что они родились? Общество и без них прекрасно обошлось бы.
Смысл в пользе обществу
Многим может показаться, что смысл жизни в том, чтобы приносить пользу обществу, некоторым даже кажется, что мы живём, чтобы работать. Можно работать по две смены без выходных и отпусков. Но нужно помнить, что на работе мы “зарабатываем на жизнь”, т.е. зарабатываем чтобы жить. А если в будущем всё будут делать роботы, то что же тогда, жизнь человека станет бессмысленной?
Несомненно, нужно приносить пользу обществу, но это далеко не всё, смысл жизни не только в этом.
Можно постараться и за свою жизнь построить не 100, а 200 домов, вырастить не 10, а 20 тонн картошки, это конечно лучше, но… Что в этом толку, если на этом наживутся лишь некоторые миллиардеры, или если всё это через несколько лет погибнет вместе со всем остальным человечеством. Поэтому важен эффективный труд, эффективное развитие в эффективном обществе.
Эффективное общество
Недопустимо жить в обществе, где одни жируют, а другие умирают от голода, где есть болезни и преступления, где полно людей, которые ничего не делают полезного для общества (а иногда даже вредят) и при этом часто даже располагают большими богатствами, чем важные для общества люди. К таким тунеядцам относятся некоторые миллиардеры, миллионеры, их дети, акционеры, преступники, чиновники, пенсионеры, инвалиды. Инвалиды и пенсионеры не обязаны приносить пользу обществу, но они должны иметь такую возможность.
В нормальном обществе не должно быть бедных, нищих, бездомных, голодающих, безработных, болеющих, туниядцев, преступников (убийц, насильников, взяточников). Нужно стремиться построить такое общество.
Если высадить человека на Луну или необитаемый остров, чтобы он там в полной изоляции сам прожил свою жизнь и бесследно исчез, то в его жизни не будет никакого смысла, т.к. человек живёт в обществе, жизнь вместе с другими людьми имеет больше смысла. Человек должен жить в обществе, общаться с друзьями, родственниками, коллегами.
Смысл в детях
Для многих людей смыслом жизни становятся их дети. Такое мнение небезосновательно. Но что толку в детях, если они умрут в детском возрасте, если они станут пьяницами, наркоманами, убийцами. Поэтому важнейшая задача: правильное воспитание детей родителями, школой, детским садом, институтом, училищем, улицой, книгами, телевидением, интернетом. Чтобы дети не умирали, не болели, не становились пьяницами и наркоманами и т.д.
Смысл в получении удовольствий
Многим кажется, что мы живём и работаем для получения удовольствий: секс, еда, развлечения. Это мнение имеет право на существование. Ведь мы постоянно работаем, чтобы заработать денег на отдых, на еду, на развлечения. Но, с другой стороны, так можно вставить себе в мозг два электрода в центр удовольствия, подключить батарейку с кнопкой и балдеть ежедневно, не выходя из дома. Интуитивно понятно, что мы не для этого родились.
Но также понятно, жизнь должна быть насыщена чувствами и эмоциями: радость, удовольствие, эйфорию, энтузиазм, азарт, интерес, счастье и др. Без этих эмоций человек уже не совсем человек. А вот вопрос по поводу отрицательных эмоций, нужны ли они человеку – вопрос спорный, наверное некоторым экстремалам нужны и другие эмоции, к примеру чувство страха при прыжках с парашютом и пр., и наверное кто испытывает необходимость в таким чувствах и эмоциях, тот доложен их получать. Но эмоции должны быть настоящими, получаемыми не от электродов в мозгах, не только от книг и телевизора, а пережитыми реально, с друзьями, во время путешествий и пр.
Самоубийства
Основная причина самоубийств в том, что люди теряют желание жить, не видят больше смысла в своей жизни. И чаще всего это происходит тогда, когда человек чувствует себя не нужным: не нужным своему любимому человеку или никому не нужным. Значит одна из составляющих смысла жизни в том, что человек должен быть кому-то нужным.
Нужность и полезность
Жизнь многих людей наполнена смыслом, если они ощущают себя нужным кому-то: любимому человеку, родителям, детям, друзьям. Многие не хотят жить или впадают в депрессию когда им кажется, что они никому не нужны. А те, у которых нет близких людей, которым они нужны: дети, родители, друзья, любимые, те стараются делать добро и приносить пользу людям, чтобы быть нужным для более широкого круга людей: для человечества, для страны, для нации, для города. Нужным (полезным) для многих людей можно, если к примеру, добросовестно выполнять свою работу: строить дома, лечить или учить людей, писать книги или песни, ремонтировать телефоны, создавать полезные сайты, заниматься общественной или политической деятельностью. Этим можно частично компенсировать недостаток своей нужности близким людям.
Краткий итог
Человек должен прожить долгую, счастливую, здоровую, интересную, насыщенную, качественную жизнь. Должен оставить после себя и правильно воспитать детей и внуков. Должен улучшать мир, приносить пользу людям. Должен общаться с друзьями и родственниками, испытывать положительные чувства и эмоции. Должен быть нужным и полезным своим близким (друзьям, родителям, детям, родственникам, супругам). Должен помнить и чтить своих предков, передавать информацию о них своих потомкам.
Не должен тратить время зря, на пустые дела, на лень, на злобу, тоску, печаль. Нельзя обижать других и обижаться самому. Не должен портить своё здоровье курением, пьянством, наркоманией. Не должен прожить жизнь в одиночестве.
Человечество должно познавать мир, Вселенную, развивать науку и технику, стремиться к максимальному уровню развития. Нужно предотвратить возможное исчезновение человечества, научиться сохранить существование человечества, противостоять природным и космическим катаклизмам, справляться с глобальными проблемами: перенаселение, исчерпаемость природных ресурсов.
Человечество уже вполне созрело для того, чтобы выбрать смысл своего существования.
А то как-то уже и атом расщепили, в далёкие галлактики заглянули, а со смыслом жизни не определились. Пора!
Выбор наиболее подходящей формулировки можно сделать с помощью опроса-голосования на каком-нибудь ресурсе.
Каждый предлагает свою формулировку и варианты голосования “да/нет”. За какую формулировку будет больше голосов, та формулировка и станет смыслом жизни человечества.
Я сделал такой опрос в двух группах “Смысл жизни” на сайте ВКонтакте.
Обсуждение
Понимание смысла жизни человека связано с его мировоззрением, а оно с идеологией общества.
Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA
, если не указано иное.
15.11.2019
Любить свою работу – одна из слагаемых счастья человека. Она приносит радость и успех. Поэтому не удивительно, что Рая Сафина всегда считала себя поистине счастливым человеком.
25 ноября 1959 года в семье Сафиных родилась младшая, четвертая дочь – светловолосая девочка. Отец, Ахкам Сафиевич, ветеран войны, в то время председатель Ростовского сельского совета, конечно, ждал рождения наследника, сына, но родилась Рая.
Её все любили и в семье, и в деревне, была она бойкая, смелая. В школе учёба ей давалась легко, особенно точные предметы, была комсоргом, участником художественной самодеятельности, а после школы захотела стать учителем русского языка и литературы. Мечта привела её в Башкирский государ- ственный педагогический институт на филологический факультет. В студенческие годы Рая была бессменным комсоргом курса, в строй-отряде была командиром. После окончания института Рая Ахкамовна два года работала в Абдуллинской восьмилетней школе. С 1985 года свою судьбу и педагогическую деятельность связала с родной Теляшевской средней школой.
За годы работы в школе Рая Ахкамовна прививала детям любовь к великому русскому языку, умела заинтересовать их своим предметом, учила творчески мыслить, успешно применяла на уроках новые образовательные технологии. Она давала открытые уроки и обменивалась опытом работы на уровне района, республики, принимала активное участие в работе Всероссийского интернет-педсовета. Лучшие её ученики ежегодно принимали активное участие в районной олимпиаде и показывали хорошие результаты, были призёрами V Всероссийского творческого конкурса для детей и педагогов «Талантоха», Акмуллинской олимпиады по русскому языку и литературе, а также призёрами олимпиады «Альбус-2014, 2015». Выпускники Раи Ахкамовны успешно справлялись с заданиями и показывали отличные результаты на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Среди её выпускников восемь медалистов, многие из них стали учителями.
– Я учила детей справедливости, трудолюбию, доброте, человечности, и жить по совести, – говорит учитель. – Для меня счастье слышать от них слова благодарности. Я получила от жизни всё, чего хотела: любимую работу, дружный коллектив. Но самое главное, думаю, что я достойная дочь своего отца.
Рая Ахкамовна, учитель высшей категории, долгие годы была членом районной комиссии по олимпиадам, а также экспертной комиссии ГИА.
Она пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди коллег, учащихся и родителей, односельчан. Активно участвует в общественной жизни школы и села, участник художественной самодеятельности, на трёх созывах была избрана депутатом Ростовского сельского поселения.
Рая Ахкамовна несколько лет работала завучем по учебной и воспитательной работе. И какую бы должность не занимала, везде проявляла ответственность, аккуратность, терпение, работала с полной отдачей.
Её долголетний, плодотворный труд и высокий профессионализм не раз был отмечен почётными грамотами школы, отдела образования, Администрации района, Министерства образования Республики Башкортостан, а также нагрудным знаком «Отличник образования Республики Башкортостан».
Рая Ахкамовна достойно исполнила и дочерний долг: несмотря на сильную занятость в школе, заботливо ухаживала за больными отцом и матерью, и достойно проводила их в последний путь. Вот уже больше 15 лет нет родителей в живых, но она вместе с супругом Сагитом, наряду со своим хозяйством, содержат в чистоте и порядке родительский дом, куда приезжают на лето сёстры и племянники. С родными они живут очень дружно, помогают друг другу и поддерживают во всём.
Чета Сафиных вырастили и воспитали двух дочерей Лилию и Гульнур, дали им высшее образование, выдали замуж.
Ветеран педагогического труда и сегодня придерживается активной жизненной позиции. Бывшие ученики – частые гости в её доме. Они приходят за советом и добрым словом. Она и сама интересуется их судьбой, радуется их успехам. И с удовольствием помогает тем, кто учится заочно. Жить и приносить людям пользу – её смысл жизни.
Люция ЗАКИРЬЯНОВА,
учитель-ветеран, д. Теляшево.
«Ìû äåëàåì ïðîæèòü¸ èç òîãî, ÷òî ïîëó÷àåì; ìû äåëàåì æèçíü èç òîãî, ÷òî îòäà¸ì». Óèíñòîí ×åð÷èëëü
Æèçíü íå èìååò íèêàêîãî ñìûñëà.
Ïðè÷èíà, ïî êîòîðîé áîëüøèíñòâî ëþäåé íå ìîãóò íàéòè öåëü â ñâîåé æèçíè, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îíè ðàññìàòðèâàþò å¸ êàê âåùü, à íå îïûò. Öåëü ýòî íå òî, ÷òî ìû ìîæåì èìåòü; ìû ïðèâíîñèì ñìûñë â æèçíü.
 ýòîì ñîñòîèò ïàðàäîêñ ñ÷àñòüÿ ÷åì áîëüøå ìû çà íèì ãîíÿåìñÿ, òåì ìåíåå ñ÷àñòëèâûìè ìû ñåáÿ ÷óâñòâóåì. Ñ÷àñòüå ýòî ñêîðåå ñîñòîÿíèå äóøè, íåæåëè ýìîöèÿ.
Ïëîõî îïðåäåë¸ííàÿ èäåÿ ñ÷àñòüÿ «ò¸ìíàÿ ñòîðîíà ñ÷àñòüÿ», êàê å¸ íàçûâàþò ïñèõîëîãè îòâëåêàåò íàñ îò áîëåå çíà÷èìûõ àñïåêòîâ æèçíè. ×åì áîëüøå ìû îäåðæèìû ñ÷àñòüåì, òåì ìåíüøå ìû öåíèì òî, ÷òî óæå èìååì.
Ïóòü âàæíåå êîíå÷íîãî ïóíêòà íàçíà÷åíèÿ ìû íàõîäèì öåëü, ïóòåøåñòâóÿ.
Ñïîñîáíîñòü ïðèíîñèòü ïîëüçó ýòî òî, ÷òî ïðèäà¸ò ñìûñë æèçíè
«Ìû âîçâûøàåìñÿ, ïîäíèìàÿ äðóãèõ». Ðîáåðò Èíãåðñîëë
Îáðåòåíèå ñìûñëà ýòî öåëü æèçíè.
Îäíà èç ïîâòîðÿþùèõñÿ ïðîáëåì, ñ êîòîðûìè ÿ ñòàëêèâàþñü êàê êîíñóëüòàíò ïî ïåðåìåíàì â æèçíè, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ëþäè ñìîòðÿò íà öåëü ÷åðåç èíäèâèäóàëèñòè÷åñêóþ ïðèçìó îíè äóìàþò, ÷òî ñìûñë âðàùàåòñÿ âîêðóã íèõ. Çàäà÷à ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû «ïåðåïðîøèòü» óìû ëþäåé ñìûñë âðàùàåòñÿ íå âîêðóã íàñ, à âîêðóã íàøèõ îòíîøåíèé.
Àìåðèêàíñêèé ôèëîñîô è ïîýò Ðàëüô Óîëäî Ýìåðñîí áûë ïðàâ, êîãäà ñêàçàë: «Öåëü æèçíè áûòü íå ñ÷àñòëèâûì, à ïîëåçíûì, áëàãîðîäíûì è ñîñòðàäàòåëüíûì, è äåëàòü òî, ÷òî èìååò çíà÷åíèå, ÷òîáû æèòü õîðîøî».
Àðèñòîòåëü ïèñàë, ÷òî ñ÷àñòüå è óäîâëåòâîðåíèå äîñòèãàþòñÿ, êîãäà âû îòäà¸òå ëþáîâü, à íå òîëüêî ïðèíèìàåòå. Îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè ÿâëÿþòñÿ «ãëàâíîé îñîáåííîñòüþ ïîçèòèâíîé, ïîëíîöåííîé æèçíè» ýòî âàæíîå îòêðûòèå áûëî ñäåëàíî ïñèõîëîãîì Êýðîë Ðèôô, êîòîðàÿ èçó÷èëà ìíîæåñòâî òðóäîâ ðàçëè÷íûõ ôèëîñîôîâ.
Àíàëîãè÷íûì îáðàçîì, èññëåäîâàíèå Äýðèëà Âàí Òîíãåðåíà è åãî êîëëåã ïîêàçàëî, ÷òî ïðîñîöèàëüíîñòü ïðèäà¸ò íàøåé æèçíè ñìûñë. Ó÷àñòíèêè, êîòîðûå áûëè áîëåå àëüòðóèñòè÷íûìè, êàê ñîîáùàëîñü, âèäåëè áîëüøèé ñìûñë â æèçíè.
Ñóùåñòâóåò äâà òèïà áëàãîïîëó÷èÿ: ãåäîíè÷åñêîå (îùóùåíèå ñ÷àñòüÿ) è ýâäåìîíè÷åñêèé (îùóùåíèå ñìûñëà è öåëè).
Îñìûñëåííàÿ æèçíü è ñ÷àñòëèâàÿ æèçíü ÷àñòî èäóò ðóêà îá ðóêó, íî íå âñåãäà.
Ýòî ãëàâíàÿ èäåÿ ðàáîòû, îïóáëèêîâàííîé Ðîåì Áàóìåéñòåð â æóðíàëå Journal of Positive Psychology. Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ïîêàçûâàþò, ÷òî ñìûñë (îòäåëüíî îò ñ÷àñòüÿ) íå ñâÿçàí ñ òåì, çäîðîâ ëè ÷åëîâåê, äîñòàòî÷íî ëè äåíåã îí èìååò, ÷óâñòâóåò ëè ñåáÿ êîìôîðòíî â æèçíè, â òî âðåìÿ êàê ñ÷àñòüå (îòäåëüíî îò ñìûñëà) äà.
Óäîâëåòâîðåíèå æåëàíèé è ïîòðåáíîñòåé ìîæåò ïðèíåñòè âàì ñ÷àñòüå, íî íå äîáàâëÿåò ñìûñëà. Ñ÷àñòüå ñâÿçàíî ñ íàñòîÿùèì; îñìûñëåííîñòü áîëåå öåëîñòíà îíà îáúåäèíÿåò ïðîøëîå, íàñòîÿùåå è áóäóùåå. Èññëåäîâàíèå óêàçûâàåò íà îäèí ôàêòîð, íåîáõîäèìûé äëÿ ïîèñêà ñìûñëà: ðàçâèòèå êà÷åñòâåííûõ îòíîøåíèé.
Ñ÷àñòüå ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òîáû áðàòü, à íå äàâàòü; îñìûñëåííîñòü ñ òåì, ÷òîáû äàâàòü, à íå òîëüêî áðàòü.
Æèòü çíà÷èò è áðàòü, è äàâàòü
«Áûëî äâà êëàññà ëþäåé, çàíèìàâøèõñÿ áëàãîòâîðèòåëüíîñòüþ: îäíè äåëàëè ìàëî, íî ïîäíèìàëè âîêðóã ýòîãî ìíîãî øóìà, â òî âðåìÿ êàê äðóãèå äåëàëè ìíîãî, íî âñåãäà ìîë÷àëè îá ýòîì». ×àðëüç Äèêêåíñ
Ñîãëàñíî êíèãå Àäàìà Ãðàíòà «Äàâàé è áåðè», âàø ïðèíöèï âçàèìîäåéñòâèÿ, îñíîâàííûé íà âçàèìíîé âûãîäå, îïðåäåëÿåò òî, ãäå âû îêàæåòåñü â êîíå÷íîì èòîãå: íà âåðøèíå èëè â ñàìîì íèçó ëåñòíèöû óñïåõà.
Ïî ñëîâàì Àäàìà Ãðàíòà, ïðîôåññîðà Áèçíåñ-øêîëû Óîðòîíà, ñóùåñòâóåò òðè ðàçëè÷íûõ ïðèíöèïà âçàèìîäåéñòâèÿ, îñíîâàííîãî íà âçàèìíîé âûãîäå. Ñîãëàñíî ýòèì ïðèíöèïàì, ëþäè äåëÿòñÿ íà áåðóùèõ, äàþùèõ è òåõ, êòî îòäà¸ò è áåð¸ò ïîðîâíó.
1. «Áåðóùèå» çàöèêëåíû íà òîì, ÷òîáû âñåãäà ïîëó÷àòü áîëüøå, ÷åì îòäàâàòü.
Îíè ñ÷èòàþò, ÷òî ìèð æèâ¸ò ïî ïðèíöèïó «×åëîâåê ÷åëîâåêó âîëê», è ñòðåìÿòñÿ äîáèòüñÿ óñïåõà ëþáîé öåíîé. Êîãäà îíè îòäàþò, îíè ñòàíîâÿòñÿ ñëàáûìè. Áåðóùèå ÷óâñòâóþò íåîáõîäèìîñòü â ñàìîïðîäâèæåíèè, ïîñêîëüêó îíè íàõîäÿòñÿ â ïîñòîÿííîì ñîïåðíè÷åñòâå ñ äðóãèìè.
«Êàêàÿ ìíå îò ýòîãî ïîëüçà?» «×òî ÿ ïîëó÷ó âçàìåí?» «Ïî÷åìó ìåíÿ ýòî äîëæíî âîëíîâàòü?» Èõ ïîñòóïêè ïðîäèêòîâàíû êîðûñòüþ îíè çàáîòÿòñÿ òîëüêî î ñåáå.
Òàêîå ïîâåäåíèå äåëàåò áåðóùèõ ðàñ÷¸òëèâûìè, îñòîðîæíûìè è ñàìîçàùèòíûìè.
2. Òå, êòî îòäà¸ò è áåð¸ò ïîðîâíó, âåðÿò â quid pro quo «òî çà ýòî».
Îíè ïîäõîäÿò ê îòíîøåíèÿì ñ ÷óâñòâîì ñïðàâåäëèâîñòè è ðàâåíñòâà. Åñëè îíè äåëàþò êîìó-òî îäîëæåíèå, îíè îæèäàþò ÷åãî-òî âçàìåí. Òî÷íî òàê æå, îíè ÷óâñòâóþò ñåáÿ â äîëãó ïåðåä âàìè, åñëè âû îêàçàëè èì óñëóãó.
«Åñëè òû âîçüì¸øü ó ìåíÿ, ÿ âîçüìó ó òåáÿ. Åñëè òû îòäàøü ìíå, ÿ îòäàì òåáå».
Òàêèå ëþäè îäåðæèìû áàëàíñîì îíè âñåãäà ñëåäÿò çà òåì, ñêîëüêî îíè îòäàþò è ïîëó÷àþò.
3. Äàþùèå ñîñðåäîòî÷åíû íà äðóãèõ
Èõ ïîñòóïêàìè ðóêîâîäèò ùåäðîñòü. Îíè íå âçâåøèâàþò ïëþñû è ìèíóñû è íå ïûòàþòñÿ óñòàíîâèòü áàëàíñ. Îíè ñòðåìÿòñÿ îáîãàòèòü æèçíü ëþäåé, ñ êîòîðûìè âçàèìîäåéñòâóþò.
«×òî õîðîøåãî è öåííîãî ÿ ìîãó ïðèâíåñòè â æèçíü ýòîãî ÷åëîâåêà?» «×òî ÿ ìîãó ñäåëàòü äëÿ íåãî?»
Äàþùèå äâèæèìû ñìûñëîì. Îíè ñòðåìÿòñÿ áûòü ùåäðûìè, äåëÿñü ñâîèì âðåìåíåì, çíàíèÿìè, èäåÿìè è ñâÿçÿìè ñ äðóãèìè ëþäüìè.
Ïîíèìàíèå ýòîé ìîäåëè ïðîñòîå: áóäüòå äîáðû è ïîëåçíû äðóãèì. Îäíàêî åñòü íåêîòîðûå ñóùåñòâåííûå ðèñêè. Â òî âðåìÿ êàê áîëüøèíñòâî äàþùèõ íàõîäÿòñÿ íà âåðøèíå êîðïîðàòèâíîé ëåñòíèöû, ìíîãèå èç íèõ òàêæå ìîãóò îêàçàòüñÿ âíèçó ëåñòíèöû.
Åñëè âû îòäà¸òå ñëèøêîì ìíîãî (èëè íå òåì ëþäÿì), ýòî ìîæåò íàâðåäèòü âàì.
Ïðîáëåìà ñ òåì, ÷òîáû äàâàòü
«Åñëè ìîæåòå, ïîìîãàéòå äðóãèì; åñëè íå ìîæåòå, ïî êðàéíåé ìåðå, íå ïðè÷èíÿéòå èì âðåäà». Äàëàé-ëàìà
Äàð îòäàâàòü ìîæåò ñòàòü ñëàáîñòüþ âû ìîæåòå ñòîëêíóòüñÿ ñ âûãîðàíèåì.
Èññëåäîâàíèå Àäàìà Ãðàíòà ïîêàçûâàåò, ÷òî â ëþáîé îðãàíèçàöèè ñóùåñòâóåò áèìîäàëüíîå ðàñïðåäåëåíèå äàþùèõ. Áûëà âûäåëåíà îáùàÿ ÷åðòà, õàðàêòåðíàÿ äëÿ òåõ, êòî îòëè÷àëñÿ íàèõóäøåé ïðîèçâîäèòåëüíîñòüþ. Èíîãäà îíè îòäàþò ñëèøêîì ìíîãî. Èíîãäà îíè îòäàþò íå òåì ëþäÿì (áåðóùèì).
Êîíòåêñò òîæå èìååò çíà÷åíèå. Îòäàâàòü â ðàáî÷åé êóëüòóðå, êîòîðàÿ âîçíàãðàæäàåò áåðóùèõ (ëþäè, êîòîðûå ìíîãî áîëòàþò, íî íè÷åãî íå äåëàþò) çíà÷èò ëèøàòü ñåáÿ óâëå÷¸ííîñòè.
Íåêîòîðûå ëþäè íå ìîãóò ïåðåñòàòü îòäàâàòü, äàæå åñëè ñèòóàöèÿ îñòàâëÿåò èõ ýìîöèîíàëüíî îïóñòîø¸ííûìè. Ìîæåò áûòü, ïîòîìó, ÷òî îíè íå çàáîòÿòñÿ î ñâîèõ ïîòðåáíîñòÿõ èëè áîÿòñÿ ðàçî÷àðîâàòü äðóãèõ. Åñòü ëþäè, êîòîðûå áîÿòñÿ íàêàçàíèÿ â ñëó÷àå, åñëè îí è íå îòäàäóò âñ¸.
Âàæíî óìåòü îòäàâàòü ïðàâèëüíî ýòî çàùùàåò âàñ îò òîãî, ÷òîáû âàìè ïîëüçîâàëèñü.
Êîãäà âû îòäà¸òå, ýòî ïðèâíîñèò ñìûñë â âàøó æèçíü, ðàçâèâàÿ áîëåå êðåïêèå îòíîøåíèÿ. Äàþùèå ñîçäàþò áåñïðîèãðûøíûå ñèòóàöèè è ïîìîãàþò äðóãèì äîáèâàòüñÿ óñïåõà.
Æèçíü ýòî êîíòèíóóì, ãäå âñå âàøè äåéñòâèÿ ïåðåïëåòåíû. Âû ñîçäà¸òå ñâîþ êàðìó âû ïîëó÷àåòå òî, ÷òî îòäà¸òå. Òå, êòî îòäà¸ò è ïîëó÷àåò ïîðîâíó òî åñòü ñòðåìÿòñÿ ê quid pro quo áóäóò òÿíóòüñÿ ê âàì.
Ñåìü ñïîñîáîâ áûòü ïîëåçíûì äðóãèì
«Åñëè âû çàææ¸òå ëàìïó äëÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà, îíà áóäåò îñâåùàòü è âàø ïóòü». Áóääà
Ëþäè, êîòîðûå ùåäðû, îòäàþò áîëüøå, ÷åì ïîëó÷àþò, èñêðåííå ïûòàþòñÿ ïîìî÷ü äðóãèì, ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ äîáüþòñÿ óñïåõà. Âîò íåñêîëüêî ñïîñîáîâ, êàê ìîæíî ïîìîãàòü îêðóæàþùèì:
1. Ñòðîéòå, íå îãðàíè÷èâàéòå äðóãèõ:
Ñàìûé ïðîñòîé ñïîñîá ïîìî÷ü äðóãèì îïèðàòüñÿ íà èõ èäåè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ìû ðåàãèðóåì îòâåòàìè «äà» èëè «íåò», îäíàêî ìûñëåííî ìû ñïèñûâàåì èäåè äðóãèõ ñî ñ÷åòîâ. Ëèáî ïîòîìó, ÷òî ìû çàíÿòû, ëèáî ïîòîìó, ÷òî íàì âñ¸ ðàâíî. Ìûøëåíèå «Äà, è…» ñäåëàåò âàñ áîëåå ïîëåçíûì. Óñèëèâàéòå èäåè è ìûñëè äðóãèõ ëþäåé. Êðåàòèâíîñòüþ äâèæåò ùåäðîñòü.
2. Ïðàêòèêóéòå ïÿòèìèíóòíóþ ïîìîùü:
Èçâåñòíûé ïðåäïðèíèìàòåëü Àäàì Ðèôêèí ïðèäóìàë ìåòîä «ïÿòèìèíóòíîé ïîìîùè». Ýòî íåáîëüøèå, íî äåéñòâåííûå óñëóãè, êîòîðûå çàíèìàþò ìàëî âðåìåíè. Ðàññìàòðèâàéòå âñå ñïîñîáû, êîòîðûìè âû ìîæåòå ïîìî÷ü äðóãèì. ß, íàïðèìåð, çíàêîìëþ ëþäåé äðóã ñ äðóãîì, äàþ ðåêîìåíäàöèè/ñîâåòû è îáåñïå÷èâàþ îáðàòíóþ ñâÿçü.
3. Áóäüòå àêòèâíûì ñëóøàòåëåì:
Áîëüøèíñòâî ëþäåé íå íóæäàþòñÿ â ñîâåòàõ. Îíè ïðîñòî õîòÿò, ÷òîáû èì óäåëèëè âíèìàíèå. Ðàçãîâîðû ïðèíîñÿò ÿñíîñòü è ïåðñïåêòèâó. Ê ñîæàëåíèþ, áîëüøèíñòâî ëþäåé íå ñëóøàþò äðóãèõ îíè ëèøü ñòðåìÿòñÿ ïîäåëèòüñÿ ñâîåé ìóäðîñòüþ. Âíèìàíèå è ïîíèìàíèå òðåáóþò ùåäðîñòè. Ïðèñóòñòâóéòå â ìîìåíòå è íå ïåðåáèâàéòå.
4. Îêàçûâàéòå ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå:
Èíîãäà ìû íå çàìå÷àåì, êàê íàøå ïîâåäåíèå âëèÿåò íà äðóãèõ. Âàøè ñëîâà è ìûøëåíèå îêàçûâàþò ìîùíîå âëèÿíèå îíè ïðèäàþò ñìûñë âàøèì îòíîøåíèÿì. Âäîõíîâëÿéòå äðóãèõ, ýòî òàêæå ïðèíîñèò ïîëüçó.
5. Íå æäèòå íè÷åãî âçàìåí:
Âàøå âðåìÿ ÿâëÿåòñÿ öåííûì àêòèâîì îòäàâàéòå, íå îæèäàÿ íè÷åãî âçàìåí. Íåêîììåð÷åñêèå îðãàíèçàöèè, ëþäè èëè êîìïàíèè, êîòîðûå òîëüêî íà÷èíàþò ñâîþ äåÿòåëüíîñòü, íóæäàþòñÿ â âàøèõ óñëóãàõ áîëüøå, ÷åì òå, êòî ìîæåò ñåáå ýòî ïîçâîëèòü. Çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü ñâîåé êîíñàëòèíãîâîé ïðàêòèêè ÿ ïðîâîæó íà îáùåñòâåííûõ íà÷àëàõ ýòî ëó÷øèé ñïîñîá âûðàçèòü áëàãîäàðíîñòü çà óñïåøíûé áèçíåñ.
6. Áóäüòå íàñòàâíèêîì äëÿ äðóãèõ:
Âû ìîæåòå èçìåíèòü ÷üþ-òî æèçíü. Íàñòàâíè÷åñòâî ýòî àêò ñîïåðåæèâàíèÿ: âû ñìîòðèòå íà æèçíü ãëàçàìè äðóãîãî ÷åëîâåêà. Íåâàæíî, êîìó âû ïðèõîäèòåñü íàñòàâíèêîì: òîìó, êòî òîëüêî íà÷èíàåò ñâîé ïóòü, èëè óñïåøíîìó ïðîôåññèîíàëó, êîòîðûé ñòðåìèòñÿ ê ïåðåìåíàì â êàðüåðå, íàñòàâíè÷åñòâî ïðåîáðàçóåò îáå ñòîðîíû. ß óçíàë ýòî íà ñîáñòâåííîì îïûòå. Áûòü íàñòàâíèêîì çíà÷èò áîëüøå, ÷åì ïðîñòî îòäàâàòü; âû îáó÷àåòå ïîäîïå÷íîãî èñêóññòâó áûòü ïîëåçíûì.
7. Ñòàíüòå âîëîíò¸ðîì:
Ñîãëàñíî îò÷¸òó Deloitte, 74% ëþäåé, êîòîðûå çàíèìàþòñÿ âîëîíò¸ðñêîé äåÿòåëüíîñòüþ, îòìå÷àþò óâåëè÷åíèå áëàãîñîñòîÿíèÿ è îáðåòåíèå ÷óâñòâà öåëè. Âû ìîæåòå ñòàòü âîëîíò¸ðîì èëè âûðàáîòàòü ïðèâû÷êó åæåäíåâíî ñîâåðøàòü äîáðûå äåëà.
Ñàìà æèçíü íå èìååò ñìûñëà ìû îáðåòàåì åãî, ïóòåøåñòâóÿ.
 ìèðå ïîëíî äàþùèõ è áåðóùèõ. Îäíè ëþäè ëþáÿò âíîñèòü âêëàä â îáùåñòâî, à äðóãèå ïðîñòî çàáîòÿòñÿ î ñåáå. Òî, ÷òî ìû âûáèðàåì, îïðåäåëÿåò íàøó êàðìó.
Öåëü ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû áûòü ïîëåçíûì íàñëàæäàòüñÿ ñâîèìè äîáðûìè ïîñòóïêàìè, íå îæèäàÿ íè÷åãî âçàìåí. – via