Слово с разделительным мягким знаком польза
Роль мягкого знака в русском языке
Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.
Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.
Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Игры с буквами и словами
«Игры с буквами и словами» – это забавное путешествие в мир русского языка! С помощью весёлых стихов и иллюстраций ребята узнают о прописных и строчных буквах, о многозначных словах, о правилах переноса, а также поотгадывают загадки и посмеются вместе с героями этой умной и весёлой книжки!
Купить
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
- Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я: вьюга, шью, братья.
- Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
- Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.
С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
- «Роль мягкого языка»,
- «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».
Задания для закрепления темы
Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.
«Два столбца»
Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.
Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.
Ответ:
Ь — мягкость | Разделительный Ь |
лось | друзья |
боль | заячья |
букварь | крестьянин |
польза | деревья |
лень | семья |
лягушачьи | |
серьёзный | |
вьюга | |
клочья |
«Добавь слово»
Задание:дописать предложение, используя слова с мягким знаком; объяснить, в каких словах разделительный Ь, а в каких — показатель мягкости. Получившиеся слова можно записать в соответствующие столбцы в таблицу из предыдущего задания.
Предложения:
- Мама, папа, я — счастливая …
- После петушиной драки во дворе повсюду были …
- Сегодня на улице плохая погода — весь … идёт …
- Ястреб расправил …
- Охотник зарядил своё …
- Вчера наша кошка поймала …
- Женя и Вова — закадычные …
- Сова охотится …
- Катя пошла в магазин, а … забыла дома
- На улице громко чирикали …
Ответы:
- Мама, папа, я — счастливая семья.
- После петушиной драки во дворе повсюду были перья.
- Сегодня на улице плохая погода — весь день идёт дождь.
- Ястреб расправил крылья.
- Охотник зарядил своё ружьё.
- Вчера наша кошка поймала мышь.
- Женя и Вова — закадычные друзья.
- Сова охотится ночью.
- Катя пошла в магазин, а деньги забыла дома.
- На улице громко чирикали воробьи.
Слова с разделительным мягким знаком: семья, перья, крылья, ружьё, друзья, ночью, воробьи.
Слова, где Ь — признак мягкости: день, дождь, мышь, деньги.
«Всем сестрам по серьгам»
Задание: преобразовать словосочетания по типу «шерсть кошки — кошачья шерсть». Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут данные словосочетания, а во втором — новые получившиеся .
Словосочетания:
- шубка лисы
- стая волка
- икра рыбы
- кваканье лягушек
- рога оленя
- берлога медведя
- шерсть овцы
- уши зайца
- молоко козы
- карканье вороны
Ответы:
- лисья шубка
- волчья стая
- рыбья икра
- лягушачье кваканье
- оленьи рога
- медвежья берлога
- овечья шерсть
- заячьи уши
- козье молоко
- воронье карканье
Наглядные материалы к уроку
«Создай фамилию»
Задание: образовать от данных имён фамилии. Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут записаны имена, а во втором — получившиеся фамилии.
Имена: Григорий. Евгений, Юрий, Василий, Арсений, Афанасий, Макарий, Аркадий, Анатолий.
Ответы:
Имена | Фамилии |
Григорий | Григорьев |
Евгений | Евгеньев |
Юрий | Юрьев |
Василий | Васильев |
Арсений | Арсеньев |
Афанасий | Афанасьев |
Макарий | Макарьев |
Аркадий | Аркадьев |
Анатолий | Анатольев |
#ADVERTISING_INSERT#
Мягкий знак сильно изменился в процессе развития русского языка. Изначально эта буква называлась «ерь» и звучала как очень короткий согласный звук.
По произношению он напоминал что-то среднее между буквами И и Е. Сейчас он не имеет звука в русском алфавите и выполняет несколько важных функций, одна из которых — разделительная.
Роль и значение мягкого знака в русском языке
Разделительный Ь используется в корне слова между его частями. Как уже было сказано, в русском языке ь не имеет звука, но выполняет три основных функции.
Такие как:
- Показатель мягкости согласного.
- Показатель грамматической формы (3 склонение женского рода или инфинитивы, отвечающие на вопрос «что делает/что делать?»).
- Разделение согласной буквы от следующей за ней гласной.
Зачастую, людям известна только одна функция — показатель мягкости, из-за этого допускаются ошибки в таких словах как, например, «статья» или «вьюга».
Правила написания разделительного мягкого знака
Разделительный ь очень легко определить в слове — он будто бы разделяет его на две части. Если при произношении хочется сделать паузу, то чаще всего между этими буквами будет стоять мягкий знак. Но, существуют определенные правила написания, которыми не стоит пренебрегать.
Как правило, разделительный ь ставится между такими частями слова:
- между корнем и суффиксом;
- между суффиксом и окончанием;
- в середине (корне) перед гласными е, ю, я;
- в заимствованных иностранных словах перед буквами он (лучше проверять по словарю).
Разделительный ь никогда не употребляется после приставки.
Отдельно стоит разобрать написание разделительного ь после шипящих в различных частях речи.
Ь после шипящих в наречиях
Употребляется: в наречиях с основой на шипящий (вскачь, сплошь).
Не употребляется:
- в исключениях (невтерпеж, замуж, уж);
- у наречий, оканчивающихся на ж (кроме настежь).
Ь после шипящих в конце частиц
Пишется: в конце частиц — ишь, лишь, вишь, бишь.
Ться и тся в глаголах
Неправильное написание ться и тся в глаголах — практически самая распространенная ошибка. Зачастую, ошибка в инфинитиве может не только испортить первое впечатление, но и абсолютно изменить смысл предложения.
Правописание глагола зависит от вопроса, который можно ему задать, и от наличия в нем мягкого знака. Чтобы понять, когда нужно использовать мягкий знак в инфинитиве, достаточно запомнить простые правила:
- если глаголу можно задать вопрос в будущем или настоящем времени, то ь не используется;
- если же глагол отвечает на вопросы в неопределенной форме, то ь нужно написать.
Говоря более простым языком, перед написанием глагола нужно задать ему вопрос (что делать?, что сделать?) Если мягкий знак в самом вопросе присутствует, значит и в глаголе он употребляется, а если нет — то нет.
Примеры слов с мягким знаком
Любое правило легче всего разбирать на конкретном примере. Рассмотрим, в каких словах мягкий знак употребляется в середине (корне) слова, а в каких в конце.
В середине слова
- курьёзный;
- серьёзный;
- пьедестал;
- компьютер;
- интерьер;
- барьер;
- вьюнок;
- пьеса;
- бурьян;
- каньон;
- бульон;
- соловьиное;
- воробьиное;
- подьячий.
В конце слова
- деревья;
- перья;
- семья;
- ателье;
- платье;
- мышьяк;
- многоборье;
- интервью;
- веселье;
- клочья;
- сучья;
- тряпье;
- ничья.
Теперь вы знаете, в каких случаях нужно писать разделительный мягкий знак, а в каких нет. В начале изучения данной темы лучше проговаривать слово в голове, и, если слышно, будто оно делится на две части — сверять его с представленными выше правилами.
В последствии, употребление разделительного мягкого знака в словах дойдет до автоматизма и уже не будет казаться такой сложной задачей.
В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? О важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи – говорим сегодня.
Три роли одной буквы
Мягкий знак – одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) – что-то среднее между Е и И.
В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова – просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень – пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.
Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).
А может быть разделительным.
Что разделяет мягкий знак?
Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:
Статья – [стат’й’а´]
Пьёт – [п’йо´т]
Вьюга [вйу´га]
Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е – [й’э], ё – ]й’о], ю – [й’у], я – [й’а].
В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!
Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.
Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения
Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».
Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.
Приведем примеры таких слов:
- Бульон.
- Медальон.
- Шампиньон.
- Почтальон.
- Каньон.
- Котильон.
- Батальон.
- Павильон.
Как не ошибиться в слове с разделительным знаком?
Если после согласной следует гласная Е, Ё, Ю, Я, И, то необходимо определить, не находится ли эта буква на стыке между приставкой и корнем. Если перед нами приставка, оканчивающаяся на согласную, а за ней строит Е, Ё, Ю, или Я, то в этом месте надо писать не мягкий, а твердый знак. И после приставки на согласный переходит в Ы (исключение «взимать», слова с иноязычными и некоторыми другими приставками). Если же это не граница приставки и корня, то надо писать мягкий знак. Приведем примеры: вьюга, шьет, чья, птичьи, соловьи, колье.
Слова иноязычного происхождения лучше проверять с помощью словаря.
Что мы узнали?
Разделительный мягкий знак пишется после согласной (но не после приставки на согласную) перед Е, Ё, Ю, Я, И; буквы Е, Ё, Ю, Я в этом случае обозначают два звука. Мягкий знак пишется также в некоторых заимствованных словах перед О (медальон, почтальон и т.п.)
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 226.
Упражнение 38, с. 19
38. Запишите слова, заменяя в них звуковые обозначения слогов буквенными.
сыно[в’й’á] сыновья [в’й’ý]га вьюга
воро[б’й’и́] воробьи ру[жй’ó] ружьё
пи[с’мó] письмо тю[л’э́н’] тюлень
- Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.
Упражнение 39, с. 19
39. Прочитайте. Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова.
Перья, жильё, братья, ручьи, бельё, крылья, стулья, копьё, друзья, скамья, колья, комья, семья, копья, хлопья, прутья.
- Подчеркните в словах разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он написан.
Упражнение 40, с. 20
40. Прочитайте. Помогите коту и собаке собрать “свои” слова.
→ коньки → пальцы → льдина →пельмени → больше → пальто
→ муравьи → друзья → обезьяна → свинья → печенье → счастье
- Запишите слова каждой группы, разделяя их чёрточками для переноса. Подчеркните разделительный мягкий знак.
Конь-ки, паль-цы, льди-на, пель-ме-ни, боль-ше, паль-то.
Мура-вьи, дру-зья, обе-зья-на, сви-нья, пе-че-нье, счас-тье.
Упражнение 41, с. 20
41. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
1. Целый день сегодня шью. Я одела всю семью.
2. Вызывает удивленье прилежание тюленье: целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.
3. Лягушачья песенка льётся из пруда. Лягушонка слушают листья и трава.
- Подчеркните одной чертой мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука, двумя чертами разделительный мягкий знак.
Упражнение 42, с. 21
42. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Храбрый всадник
Сабля бьётся на боку,
Щит есть и копьё.
Всаднику такому
Славное житьё!
– Дайте нам дорогу!
Берегись! – кричу. –
Я быстрее птицы
На коне скачу.
Д. Минаев
- Подчеркните в выделенных словах орфограммы на изученные правила.
- Подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.
Разделительный мягкий знак: бьётся, копьё, житьё.
Безударный гласный в корне: (на) бокý (бок), копьё (кóпья), береги́сь (бéрежно, берéчься), кричý (крик), (на) коне (конь), скачý (скáчет).
Дорогу (сочетание -оро-)
Житьё (жи-ши пиши с и).
Упражнение 43, с. 21
43. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные слоги с разделительным мягким знаком.
Ли́сьи следы́. Олéньи рогá. Мали́новое варéнье. Овсянóе печéнье. Корóвье молокó. Ворóнье гнездó. Смешнáя обезья́на.
- Обозначьте в словах ударение.
Упражнение 44, с. 22
44. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие изученные орфограммы.
Дружба
Муравьишка занемог –
И бедняжка сразу слёг.
Жук пришёл его проведать:
– Друг, пора бы пообедать!
Молочко парное пей!
Выздоравливай скорей!
В. Нестеренко
- Озаглавьте стихотворение.
Упражнение 45, с. 22
45. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Братья, улыбка, ходить, скворец, морковь, писать, зелёный, друзья, лягушка.
1. Разделительный мягкий знак: братья, друзья.
2. Звонкие и глухие согласные в корне слова: улыбка, морковь.
3. Проверяемый безударный гласный в корне слова: ходить, скворец, писать, зелёный.
4. Непроверяемый безударный гласный в корне слова: морковь, лягушка.
- Обсудите, в какие группы по правилам письма можно объединить данные слова.
Упражнение 46, с. 22
46. Прочитайте. Закончите звуко-буквенный разбор слова гриб.
Гриб [гр’ип] – 1 слог.
г [г] – согл., твёрд. парн., звонк. парн.
р [р’] – согл., мягк. парн., звонк. непарн
и [и] – гласн., ударн.
б [п] – согл., твёрд. парн., глух. парн.
Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.
Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы
Разделительный мягкий знак (ь)
3.5 (69.79%) от 47 голосующих
Тема: «Разделительный мягкий знак»
Предметные цели:
Формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.
Учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости.
Ход урока
I.Мотивационный этап
У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
- Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»
Чистописание.
Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласную читать.
Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит? (из короткой наклонной линии и полуовала)
Запишите по образцу…
Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.
II. Актуализация знаний
Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы
( она не обозначает звука)
Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?
Указывает на мягкость предшествующего согласного
Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.
Словарная работа
Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.
К…ньки, т…традь, учит…ль, м…рковь, п…льто, м…дведь.
Что это за слова?(словарные)
Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)
Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.
-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?
(Указывает на мягкость предшествующего согласного
Значит, где пишется ь –показатель мягкости?)
-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?
-Хотите узнать?
-Тогда за работу!
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Создание проблемной ситуации.
Давайте сейчас поиграем в игру «Назови предмет»
-с его помощью мы покупаем новые вещи…………………….деньги
-с ним легко бежать, кататься на льду……………………коньки
-мать, отец и дети……………………………семья
-это то, что остается после сруба деревьев……………..пеньки
-близкие товарищи…………………………….друзья
Скажите, чем можно объединить эти слова? (во всех словах есть мягкий знак)
Между какими буквами они стоят? (между согласными и гласными, и между двумя согласными)
– разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы?
Давайте сейчас уберем мягкий знак, и посмотрим, что получится. Прочтите полученные слова.
Так, что же случилось, когда мы убрали ь? (варианты ответов: слились с согласными, смягчились, разделились согласные от гласных)
В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.
(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)
А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!
2) Постановка проблемного вопроса.
Значит в чём затруднение?
(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)
Сформулируйте проблему ?
(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)
Тема: Разделительный ь знак.
ΙV. Открытие новых знаний.
Наша цель выяснить роль мягкого знака в словах, узнать для чего он необходим.
А теперь, все открыли книги, страница 31. Послушайте очень внимательно и читайте про себя правило вместе с диктором.
Словарная работа.
Полю (полоть)-улдурертир, чымчадыр
Полью (поливать, лью, лить)- суггарар
Солю (Соль)- дузаар
Солью (сливать, лить)-кудар
V.Физминутка.
Вперед четыре шага
Назад четыре шага
Кружится, кружится наш хоровод
Ручками похлопаем
Ножками потопаем
Плечики подвигаем
А потом попрыгаем
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу.
Попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.
Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с
заданиями.
Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.
а) прочитай слова, обведи ь кружочками;
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака – подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
Составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)
4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.
Итак, что получилось?
– Что дала проверка?
– Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак.
После согласных – Разделительный ь знак – Перед гласными е, ё, и, ю, я.
Проверим наше открытие, быстренько сделав тестирование.
VI. Первичное закрепление
Тестирование
Раздать детям карточки с тестовым заданием
Поменяйтесь тетрадями, и проверьте соседа.
Игра «Приумножь слово» (резерв) с мячом
Соловей- соловьи
Воробей- воробьи
Дерево- деревья
Брат- братья
Стул- стулья
Перо- перья
Друг- друзья
VII.Рефлексия
– Какое открытие мы с вами сделали на уроке?
– Что узнали нового о Ь знаке?
Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,
если при произношении слышится звук й после согласного
Разделяет буквы гласных и буквы согласных)- 2 роль разд.ь
-Что было легко? Что было трудно?
– Какое задание было самым интересным?
– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
-Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.
VIII. Домашнее задание
1. Сложный уровень
Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.
а) прочитай слова, обведи ь кружочками;
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака – подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?