Слово о пользе учения книжного

Слово о пользе учения книжного thumbnail

Я молодой № 38-39 26/09/2001

Думаю, что если я начну сейчас убеждать кого-либо в необходимости изучения иностранного языка, на меня, в лучшем случае, посмотрят, как на… ну, косо, в общем, посмотрят. Потому что сегодня любому первоклашке известно: знание языка (и хорошо, если не одного) современному человеку нужно не меньше, чем умение отличить Escape от BackspacХa. Однако, если вы думаете, что именно в наши дни человечество переживает первый лингвистический бум, вы, смею вас уверить, ошибаетесь. В качестве доказательства приведу несколько исторических фактов.

ПОНТИЙСКИЙ царь Митридат VI Евпатор владел 22 языками. Некий кардинал Меццофанти – 58. Эразма Роттердамского коллеги-гуманисты дразнили “чудовищем трехголовым” только за то, что он в совершенстве овладел тремя древними языками: латынью, древнегреческим и санскритом. Карл Маркс и Фридрих Энгельс тоже, между прочим, не лыком шиты были, по преданию, оба знали по два десятка языков и на нескольких из них вели переписку. О женщинах-полиглотах история оставила меньше свидетельств, однако известно, что знаменитая королева Марго знала несколько языков, в том числе древнегреческий и латынь.

Владимир Мономах в своем “Поучении” приводил резонные причины к изучению иностранных языков и заодно укорял неразумную молодежь в лености: “Чего же умеючи, того не забывайте доброго, а чего же не умеючи, а тому ся учите, яко же бо отец мой, дома седя, изумеяше 5 язык, в том бо честь есть от инех земль. Леность бо всему мати: еже умеет, то забудет, а еже не умеет, а тому ся не учит”.

В Европе в эпоху Возрождения правила хорошего тона предполагали знание минимум пяти языков, при этом официальным международным языком науки была все та же латынь: на языке римлян велись все ученые дебаты и вся переписка, по-латински же писались научные трактаты. В России при Петре Первом, вместе с курением табака и галантным обращением, в моду вошли немецкий и голландский языки, а что касается века девятнадцатого, то всем известно, что пушкинская Татьяна “по-русски плохо знала… и выражалася с трудом на языке своем родном”: аристократические русские младенцы того времени лепетали по-французски уже в колыбели.

Известно, что недюжинными способностями к изучению иностранных языков отличался Александр Сергеевич Грибоедов. Будущий автор “Горя от ума” поступил в университет в возрасте тринадцати лет, уже зная в совершенстве французский, немецкий и английский языки и понимая свободно в оригинале всех латинских поэтов. Достоверно известно также, что впоследствии Грибоедов овладел персидским языком и даже писал на нем стихи.

А знаменитый немецкий коммерсант и археолог Генрих Шлиман изучил не менее 15 языков, используя самостоятельно изобретенный в юности “метод Шлимана”: изучая, к примеру, английский язык, молодой человек запоминал наизусть творения О. Голдсмита и В. Скотта в оригинале, после чего писал сочинение на вольную тему. Проверенное учителем сочинение он опять же заучивал наизусть, а потом читал его вслух учителю, который исправлял произношение. Кроме того, Шлиман ежедневно (!) читал наизусть по 20 страниц прозы на английском языке и регулярно посещал проповеди англиканских священников. На изучение языка Шлиман отводил по 5 часов в будние дни и по 17 – в воскресные.

НОУ Учебный центр “КомпЛэнг” (обучение иностранным языкам) по итогам рейтингов 1999 и 2000 годов вошел в перечень ЛУЧШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ г. Москвы.

Смотрите также:

  • Как ректор университета стал священником →
  • Иностранный лучше учить в постели →
  • Профессор-священник →

Самое интересное в соцсетях

Источник

Munez

Ученик

(184),
закрыт

4 года назад

Алексей Гасанов

Мудрец

(10995)

4 года назад

От романов, фантастики и фентези – ума не наберёшься. А толковые книги хороших автором очень даже полезны.

Лилия ФроленкоГуру (4298)

4 года назад

Фантастику придумали, как взгляд со стороны. Например, есть рассказ, как люди пытались доказать инопланетянам, что они разумны. Позволяет задуматься, что есть в человеке человечного, что отличает его от животного? Так что книги просто делятся на бессмысленные и со смыслом, независимо от жанра.

MaryShelleyМудрец (15173)

4 года назад

а еще бывает социально-философская фантастика. а романы тут вообще причем? или Вы считаете от Толстого, Достоевского, Гончарова никакой пользы? все они писали романы.

nocturnal

Мудрец

(12877)

4 года назад

Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрЬтаемъ и въздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рЬкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЬшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилЬжно, то обрящеши велику ползу души своей… (Из Повести временных лет)

Перевод:
Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…

Anny N

Знаток

(298)

4 года назад

А какая должна быть польза? Книги это досуг. Чтение улучшает способность письменно выражать мысли, и более углубленно понимать какие-то жизненные поведенческие мотивации людей.

Но я бы не сказала что это прям “польза” и от понимания этого вам станет жить легче. Вовсе нет.

Практика показывает что мало или совсем нечитающие и ограниченно мыслящие об “окружаюшем их мусоре” люди, – имеют и психическое здоровье крепче и добиваются быстрее успехов для себя. Так как не отвлекаются на пустые размышления.

Лилия Фроленко

Гуру

(4298)

4 года назад

Смотря что читать. Читать в общем полезно для грамотности, а чтобы повлияло на мировоззрение, откуда и проявляется красота речи, нужна качественная литература. Издают же чаще всего не то, что несёт в себе глубокий смысл, а то, что приятно читать (про красивую жизнь, из грязи в князи). Читать такую литературу – как питаться сладостями. Чтобы найти что-то качественное среди современной литературы, нужно не одну гору хлама разрыть.
Может, она книги с матюками и изнасилованиями читает, мы ж не знаем))))))

Лей Ащанская

Профи

(807)

4 года назад

Смотря что читаешь. Можно прочитать сотни книг, из них найдутся только 10, которые будут по настоящему тебе полезны. Возможно ваша знакомая и так себя прекрасно чувствует. Почему обязательно меняться то?

Читайте также:  Море соленое польза и вред

Сергей Смолицкий

Искусственный Интеллект

(158471)

4 года назад

Мне кажется, что люди, рассуждающие о пользе книг, о том, что от книг можно поумнеть, путают причину и следствие. Книги читают люди, ищущие знания. Люди, для которых интересен сам процесс приобретения знаний (не путать с информацией!), которым интересно ПОНИМАТЬ. Не с какой-то конкретной прагматичной целью, а просто знание их привлекает само по себе. Такие люди читают книги, ибо до сих другого, более эффективного способа осуществления этого процесса люди еще не изобрели.
Если же знание как самоцель, как самоценность человека не привлекает, вряд ли ему будет большая польза от чтения.

Источник

Учебник для 7 класса

Литература

   
   

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и потешки, загадки и частушки, утешая, веселя.

Но вот в тихих кельях1 монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В X веке появляется древнерусская литература.

«В ней сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой русской литературы нового времени, — утверждает исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев. — Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь „обитаемый мир”, который стал характерен для нее в XIX веке».

Литература древней Руси

В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Ценились они высоко. Летописец, желая похвалить Ярослава Мудрого, отмечал, что он прилежно читал днем и ночью. Книжные центры умножались на Русской земле, и свои летописания вместе с Киевом и Великим Новгородом завели Чернигов, Галич, Ростов, Владимир-Залесский. По свидетельствам литературоведов2, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец — вязь3 киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный4 оформляли оклад5.

О «Повестях временных лет»

«Повесть временных лет» появилась в период, когда в России пробудился особый интерес народа к своей истории. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колеса, подвел их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т. д. Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических событиях. Среди жанров «Повести…» — сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д.

«Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевь нача первье княжити, и откуда русская земля стала есть» — так торжественно начинается древний летописный свод. Исследователь древнерусской литературы Н. И. Прокофьев пишет: «„Повесть временных лет” дошла до нас в нескольких сборниках. Самый ранний из них — „Лаврентьевская летопись”. По своему составу летописный свод включает, кроме погодных записей, различные жанры литературы той эпохи (повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания и др.)» записи устных рассказов, договоры…»

«Язык „Повести временных лет” — древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами…» — пишет Н. Прокофьев.

Из похвалы князю Ярославу и книгам

(Отрывок из «Повести временных лет»)

Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрЬтаемъ и въздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рЬкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЬшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилЬжно, то обрящеши велику ползу души своей…

[Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…]

Вопросы и задания

  1. Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жанры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы.
  2. Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?
  3. Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе.

1 Кёлья — комната монаха в монастыре.

2 Литературовед — специалист, изучающий науку о художественной литературе.

3 Вязь — соединение, сплетение смежных букв в один сложный знак (например, в заглавиях старинных рукописей).

4 Скань — металлические покрытия на иконе, книге.

5 Оклад — металлические покрытия на иконе, книге.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская  средняя общеобразовательная  школа №2.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА

 «Первые библиотеки на Руси»

Подготовили: заведующая

библиотекой Морева Т.И.,

учитель русского языка

и литературы Гайсина А.В.

Видное

2013-2014 гг.

Научно-практический семинар

«Первые библиотеки на Руси»

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»  

Цели:

  • помочь увидеть в летописи древнерусское художественное произведение;
  • приобщать учащихся к осознанному прочтению и уважительному отношению к древнейшему памятнику отечественной литературы «Повести временных лет», а также к русской истории.

Задачи:

  • познакомить учащихся с киевским князем Ярославом Мудрым – просветителем земли русской – и его наставлениями сыновьям;
  • развивать умения выразительного чтения;
  • воспитывать любовь и уважительное отношение к книгам – источникам мудрости.

Ведущий 1:  Добрый день всем, кто сегодня собрался на нашу встречу: вам, ребята, и нашим гостям – заведующим библиотеками школ города и района! Наша сегодняшняя встреча посвящена истории появления на Руси первых библиотек. Нам предстоит путешествие в Древнюю Русь, где издавна знали, любили и очень бережно хранили книгу, считая,  что «свет дневной есть слово книжное».   (Слайд №  1)

 Ученик 1.Появление библиотек на Руси связывают с возникновением древнерусского государства-Киевская Русь. (Слайд № 2)
 Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10векам. Книги тогда были рукописными.  (Слайд № 3) Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”, ценились очень высоко. И сама книга являлась предметом искусства,  была доступна немногим.         

Ученик 2. (Слайд № 4)   Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения  определенного круга знаний.  Книги и другие памятники письменности  в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах, у великих князей и высшего духовенства. Хранились книги в книгохранительных палатах.

Читайте также:  Рыбий жир для кошек польза

 Ведущий 1. (Слайд №5) Наше путешествие по Руси книжной начинается со времен правления князя Ярослава Мудрого.  

Ученик 3. Ярослав Владимирович родился в 978 году. В сентябре 2013 года исполнилось 1035 лет со дня его рождения. Его матерью была половецкая княжна Рогнеда, а отцом князь Владимир, крестивший Русь. С детства Ярослав был хромым, но это не мешало ему водить в бой дружины. Женился Ярослав на дочери шведского короля Ингигерде. Князь ценил образованность и начитанность и своих детей, а было у него шесть сыновей и три дочери, приучал к  «учению книжному»,  (Слайд №6)

Ученик 4. Ярослав  дочерей выдал замуж за европейских монархов (Анну – за французского короля Генриха 1, Елизавету – за норвежского короля Гарольда, Анастасию – за венгерского короля Андрея.) Старший сын, Изяслав, был женат на сестре польского короля Казимира, а Всеволод – на дочери византийского  императора Константина Мономаха.

 Ученик 5. (Слайд №7)       Ярослав Мудрый вошел в историю и как создатель первой на Руси государственной библиотеки. Вот как об этом сообщает «Повесть временных лет» – русская летопись начала 12 века

Ученик 6.(Слайд № 8)   «В лето 1037 года «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии и книги любил, читая их часто и ночью и днем. (Слайд № 9) И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество… Ярослав же,  книги многие написав, «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». (Слайд № 9)    

Ведущий 2. В те далекие времена Софийский собор был центром не только Киева, но и всей Руси. Вблизи собора проводили знаменитое киевское вече- народное собрание, здесь организовали первую школу, мастерские переводчиков  и переписчиков книг.  Там же возникла библиотека Ярослава.

 Ученик 7. Вы сказали «библиотека»? но ведь современное слово “библиотека” совсем не подходит для названия книжного собрания времени Ярослава. Термин «библиотека» утвердился лишь в 18 веке, а в то время употребляли слова «книгохранилище», «книгоположница», «книжная казна». Поэтому при переводе на полях переводчик делал пояснение: “книжный дом”.

 Ученик 8. К сожалению, никаких книг из   библиотеки Ярослава не сохранилось, но из Киевской Софии дошла до нас вот эта небольшого формата книжечка – Изборник 1076 года. (Слайд 10) В «Изборнике» есть очень интересная статья «Слово о почитании книжном». Это первое в истории русской культуры сочинение о пользе, методах и целях чтения.

Ученик 9.«Добро есть, братие, почитание книжное… красота воину – оружие, кораблю – вертило, так и праведнику же почитание книжное». Ведущий: А еще дает автор совет: Ученик 9.«Когда читаешь книгу, не старайся торопливо дочитать до другой главы, но разумей, о чем говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к каждой главе».

Ученик 10. Интересен Изборник еще и тем, что подтверждает ссылками в тексте, что библиотека Софийского собора времени Ярослава Мудрого была разнообразной по содержанию и довольно обширной.

Ученик 12. (Слайд № 11)  К времени правления Ярослава Мудрого относится еще одно произведение, которое дошло до наших дней. Это «Слово о законе и благодати». Автором « Слова» является митрополит Илларион, человек очень талантливый и начитанный. В своем произведении Илларион прославляет князя Владимира, отца Ярослава, а Ярославу желает стать преемником славных дел отца.

Ученик 13. (Слайд № 13) В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые  источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках”. Историк  русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался. 

Ведущий 1.      Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные “Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера – “Изборники», “Шестидневы” – сборник правил для соблюдения их на каждый  день, “Физиологи”, в которых содержались сведения по философии, истории, географии, астрономии. (Слайд № 14) Охотно читали апокрифы – полурелигиозные произведения: повести, романы, исторические хроники. Слово апокриф означает – тайный. Апокрифы пользовались успехом на протяжении нескольких столетий.  
Ученик 14. (Слайд  № 15) Библиотека Софийского собора вовсе не была единственной в Киеве.  Обширное собрание книг – не только русских, но и греческих, имелось в Киево-Печерском монастыре, который был основан  Ярославом Мудрым.  Здесь летописцем Нестором была создана «Повесть временных лет», в которой помещено сочинение, названное  «Похвала учению книжному».(Слайд № 16)

Включается КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН.

Ведущий 2.

Давайте мы сейчас  обратимся к тексту «Похвала учению книжному» (у всех нас на столах лежат распечатки данной статьи).

Комплексный анализ текста

1.Чтение «Похвалы учению книжному».

2.Анализ по следующим вопросам:

  • Что такое похвала, как вы думаете?

Похвала — это особый жанр древнерусской литературы. Произведения такого жанра создавались в честь выдающихся людей. Ярослав Мудрый понимал важность «учения книжного»: он сам много читал, открывал мастерские по изготовлению книг, при нём на древнерусский язык было переведено большое количество богослужебных и иных книг.

  • Какова основная мысль прочитанного текста? 

Основная мысль отрывка о пользе учения книжного в том, что чтение книг поможет человеку приобщиться к Божественной мудрости, содержащейся в этих книгах.

  • Как вы понимаете слова «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?

Чтобы понять смысл этих слов, вспомним о том, что в Древней Руси говорили о божественном происхождении слова, что почти все книги были христианскими, церковными книгами. Важные христианские понятия — это понятия греха (нарушение Божьих заповедей) и покаяния (осознание этих грехов, признание в них и мольба о прощении). Цитата говорит, что божественная мудрость книг помогает человеку осознать себя, свои поступки и грехи и покаяться перед Богом в своих грехах, прося за них прощения.

  • Что значит слово «покаянье»? Подберите однокоренные слова.

1) Покаяние – возрождение от греха; сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.

Читайте также:  Смола с фруктовых деревьев польза

Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всясвятой волей Бога.

Книга становится на Руси главным источником знаний, средством достижения мудрости. «Красота воину оружие и кораблю ветрило, тако и праведнику почитание (чтение) книжное» – писал Иоанн автор статьи к Изборнику 1076 года. Поэтому чтение книги – не развлечение, а трудная духовная работа, постижение истинного смысла книги, нелегкий процесс учения книжного. Не случайно Иоанн в своей статье наставляет читателя «когда читаешь книги, не спеши переходить к другой главе, а вдумайся, что говорят книги и трижды обращайся к одной главе.

Однокоренные  слова – Покаяние, покаянно, покаявшись, покаявшийся, покаянный, покаянность, покаяться, Слово каять изначально понималось так – назначать цену, выкуп за грех. Вот почему окаянный – это человек, который обязан искупить грех, а покаянный – это тот, кто уже платит цену за свое преступление. Неприкаянный же человек – это не искупивший своей вины, не пришедший к покаянию. Вспомним выражение ходить как неприкаянный, оно означает, что человек, не расплатившийся за свою вину, буквально не находит себе места на этой земле. Не даром цена (в древнем звучании – кайна) и покаяние – слова одного корня, хотя сегодня совсем не похожи друг на друга. Итак, покаяние есть наша вольная, осознанная плата за грех.  Если ты обидел друга, приди, повинись перед ним, это будет соразмерной греху платой. Но если ты ограбил человека, твое покаяние – возврат награбленного, а не причитание перед ограбленным или перед священником, виноват, мол, больше не буду. Если убил неумышленно – повинной головой не обойдешься, искупи вину – воспитай сирот, поддержи вдову – вот твое покаяние! Когда же убийство с умыслом, злонамеренное, то покаяние преступника именуется казнью, и само слово казнь, в старину оно звучало – ка-я-знь, есть искупление вины кровью согрешившего.

Вот что такое покаяние –  вольное, осознанное искупление нами наших личных грехов не только словом, но и делом. Мы, по слову Евангелия, должны принести плоды покаяния.

  • Что узнали о Ярославе Мудром? (Князь многое сделал для распространения на Руси христианства. Он строил новые церкви (в том числе выдающиеся соборы святой Софии в Киеве и Новгороде), открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. При нем был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь. Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи, «днем и ночью», хорошо знал Библию. За свои заслуги он и получил в народе прозвище Мудрый).
  • Актуальны ли слова о книгах? Какова, по мнению летописца, роль книг? Какова польза от учения книжного?

Можно сделать вывод: книжное слово на Руси воспринималось в первую очередь как слово Бога: кто книги часто читает, тот беседует с Богом. Такое отношение к книге в нашей стране сохранялось на протяжении почти целого тысячелетия.

  • С чем летописец сравнивает книги? С чем бы сравнил книги ты?
    7.Как можно озаглавить эту часть текста? (Вдохновенный гимн книге.)

А сейчас мы прослушаем гимн Ярославу Мудрому, в котором прославляется книжное учение на Руси. Хотелось бы, чтобы вы  услышали слова созвучные  со словами из похвалы. Прислушайтесь, пожалуйста.  

Ведущий 1. (Слайд № 17)   Ребята, одновременно с Софией Киевской начало библиотеке было положено  при Софийском соборе древнего Новгорода. Судьба этой библиотеки оказалась более счастливой. Больше половины уцелевших до нашего времени книг 11-14 веков – это книги из библиотеки Новгородской Софии.

Как  же выглядела эта библиотека? Где хранилась? (Слайд № 18)  Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде  – в длинной анфиладе залов  на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий.

Ведущий 2. Перед вами памятник Ярославу Мудрому. «Сеятелем семян просвещения» назвал Ярослава летописец Нестор в «Повести временных лет». А мы будем помнить, что этот государственный деятель, человек образованный и начитанный, явился создателем первых библиотек на Руси, покровителем книжного дела. А сейчас предлагаю вам, дорогие слушатели, послушать напутственные слова, написанные поэтом  Андреем Сметаниным  «Бумажный кораблик по имени «КНИГА».

Бумажный кораблик по имени «Книга» 

Бумажный кораблик
По имени «Книга»
Не хуже корвета,
Фрегата и брига
Меня увлечёт
В океаны мечтаний,
Где щедро откроет
Сокровища знаний.
Готовы нести меня
В дальние страны
Рассказы и сказки,
Стихи и романы.
Страниц паруса
Наполняются бризом
Историй талантливых,
Полных сюрпризов.
А я командор
Экспедиции-чтения.
Поплыли со мною
Искать приключения!

Слайды презентации

Ведущий 1. Давайте же обобщим все сказанное. Сегодня существует много различных мнений.  Однако вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным основательно. Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке.    Библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни. 
  Все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся  сладостью книжной”.

 Значение древних русских библиотек, которые были центрами просвещения, и книжными мастерскими, и «книгохранилищами», огромно.  Они сохранили для  нас ценнейшие письменные исторические памятники.

Рефлексия.

Ведущий 2.В сентябре 2013 года исполнилось 1035 лет со дня рождения Ярослава Мудрого и, прежде всего, он является покровителем книжного дела и создателем первых библиотек на Руси, «Сеятелем семян просвещения» как назвал его Нестор в «Повести временных лет»

 Какими же семенами засеял Ярослав свою землю?

Данное путешествие  поможет вам в написании дома хвалебного слова книге или наставлении младшему школьнику, как относиться к книге.

А сейчас предлагаю послушать напутственные слова Вам дорогие слушатели

Николаев Денис (выходит с бумажным корабликом, на нем написано «Книга»)

Бумажный кораблик по имени «Книга» 

Бумажный кораблик
По имени «Книга»
Не хуже корвета,
Фрегата и брига
Меня увлечёт
В океаны мечтаний,
Где щедро откроет
Сокровища знаний.
Готовы нести меня
В дальние страны
Рассказы и сказки,
Стихи и романы.
Страниц паруса
Наполняются бризом
Историй талантливых,
Полных сюрпризов.
А я командор
Экспедиции-чтения.
Поплыли со мною
Искать приключения!

Источник