Слово о пользе путешествий прокопович читать
Анализу трагедокомедии Феофана Прокоповича “Владимир” посвящена статья Л. А. Софроновой. Нельзя согласиться с тем, что исследовательница определяет пьесу как “драматический панегирик”, т. к. и сам Феофан Прокопович в поэтике совершенно чётко определил жанр трагедокомедии и следовал ему в своей пьесе, и все исследователи, занимавшиеся изучением “Владимира”, также определяют его жанр как трагедокомедию. Вызывает недоумение тот факт, что статья почти полностью по своим идеям и проблемам, ходу анализа соответствует тому, что было уже сказано и опубликовано в статьях и двух диссертациях (Т. Е. Автухович и О. М. Буранка), защищённых задолго до написания статьи, но, к сожалению, не упомянутых Л. А. Софроновой. Мы далеки от мысли обвинять исследовательницу в заимствованиях, однако факт остаётся фактом: она или не знала, или пренебрегла сделанным до неё; в результате многое, что она заявила в статье как бы впервые, в науке уже прозвучало задолго до её статьи.
А. С. Елеонская, завершая своё обстоятельное исследование об ораторской прозе XVII в., ставит вопрос о судьбе ораторской прозы в XVIII в., подчёркивая, что при этом одним из блестящих продолжателей древнерусского политического красноречия будет являться Феофан Прокопович. “Говоря о преемственности между ораторской прозой XVII и XVIII вв., следует подчеркнуть общность тематики: это концепция общего блага прославление побед русского оружия призывы просвещать народ и бороться с суевериями”.
В 1994 г. в “Серии избранных биографий” вышла книга В. Г. Смирнова “Феофан Прокопович”, в которой помимо изложения биографии Феофана опубликованы некоторые из его произведений.
Творчество Феофана Прокоповича рассматривает С. И. Николаев, исследуя литературную культуру Петровской эпохи.
О. Б. Лебедева в своём учебнике (2000), характеризуя идеологическую прозу первой трети XVIII века, уделяет достаточно большое внимание поэтике ораторской прозы и жанру проповеди в творчестве Феофана Прокоповича. Вслед за К. В. Пигаревым она относит проповеди Феофана к панегирическим. “Слово похвальное о флоте российском”, “Слово о власти и чести царской”, “Слово похвальное о баталии Полтавской” привлекаются ею при анализе поэтики проповедей Феофана. Импонирует вывод автора учебника о том, что жанр “слова” в творчестве Феофана-оратора стал “одним из самых совершенных в эстетическом отношении жанров словесного творчества Петровской эпохи. Поэтому понятно, что ораторская проза Прокоповича должна была оказать определённое влияние на становление новой русской литературы”.
Л. Е. Татаринова в учебнике “Русская литература и журналистика XVIII века” (2001) под углом публицистики и пропаганды рассматривает “слова” и “речи” Феофана Прокоповича, упоминает “Похвальное слово о флоте российском”, “Слово о пользе путешествий”, “Слово похвальное в день рождение Петра Петровича”, “Слово на погребение Петра Великого”.
“Слова” и “речи” помогали многим исследователям более глубоко постичь Прокоповича-художника.
Несмотря на активное изучение литературного наследия Феофана Прокоповича, в отечественном и зарубежном литературоведении не был поставлен вопрос о целостном монографическом исследовании Феофана Прокоповича как оратора и драматурга. Исследователи недостаточно полно рассмотрели многие вопросы ораторского творчества Феофана Прокоповича, например: эволюция жанровых особенностей, проблематика и поэтика ораторской прозы Феофана Прокоповича; её место в культуре и литературе Петровской эпохи и влияние на последующую литературу и ораторскую культуру; взаимодействие ораторской прозы с жанрами драматургии и поэзии.
В литературоведении не был поставлен вопрос о целостном, монографическом исследовании Феофана-драматурга. Совершенно не касались исследователи проблемы жанрового своеобразия трагедокомедии “Владимир”. Весьма бегло рассмотрен исследователями вопрос о литературных (по линии драматургии) связях Ф. Прокоповича с ранней русской драматургией, в частности, со школьным театром. Названные вопросы были рассмотрены в нашей кандидатской диссертации, а также в ряде статей и учебных пособий, в том числе в настоящем учебном пособии (см. список основных опубликованных работ в конце данного учебного пособия).
Тема “Феофан Прокопович и Ломоносов”, “Феофан Прокопович и древнерусская литература”, “Феофан Прокопович и западноевропейская литература”, “Феофан Прокопович и античная литература”, “Феофан Прокопович и поэзия XVIII века” в той или иной степени разрабатывались, но монографического освещения не получили. Не получила должной разработки и проблема “Драматургия Феофана Прокоповича и драматургия предшествующая и последующая” (лишь отчасти этого вопроса касались В. А. Бочкарёв и др.).
Всё вышеназванное ещё ждёт изучения.
Контрольные вопросы
1. Какие и чьи высказывания о Феофане Прокоповиче и его творчестве содержатся в литературной критике XVIII в.?
2. Как литературная критика и литературоведение XIX в. воспринимали Феофана Прокоповича и его творчество?
3. Как изучалось творчество Феофана Прокоповича в ХХ в.?
4. Когда, где и кем было выпущено в свет первое научное издание “слов” и “речей” Феофана Прокоповича?
5. Назовите и охарактеризуйте имеющиеся на сегодняшний день издания сочинений Феофана Прокоповича.
6. Какие диссертации (их авторы, названия) посвящены творчеству Феофана Прокоповича? Каковы их главные идеи?
7. Назовите исследователей и названия их трудов, посвящённых вопросам жизни и творчества Феофана Прокоповича.
8. Назовите исследователей и названия их трудов, посвящённых культуре и литературе Петровской эпохи.
9. Охарактеризуйте идущую в литературоведении полемику о художественном методе Феофана Прокоповича.
10. Используя данное учебное пособие, а также библиографические указатели, библиотечные каталоги, составьте библиографию научных работ о Феофане Прокоповиче по проблемам:
• биография Феофана Прокоповича;
• Феофан Прокопович как идеолог Петровской эпохи;
• литературное творчество Феофана Прокоповича в контексте культуры Петровской эпохи;
• художественный метод Феофана Прокоповича;
• изучение драматургии Феофана Прокоповича;
• изучение ораторской прозы Феофана Прокоповича.
Драматургия Феодана Прокоповича и историко-литературный процесс в России первой трети XVIII века
1. Трагедокомедия Феофана Прокоповича “Владимир”
Театр – составная часть художественного национального сознания. Коренные изменения, происходившие в России в переходную эпоху (конец XVII – начало XVIII вв.), обусловили значительный перелом в художественном сознании того времени; при этом преемственность литературных традиций осталась в силе. “Древняя русская литература, – пишет Д. С. Лихачёв, – и новая русская литература – не две разные литературы, одна внезапно прервавшаяся, а другая внезапно начавшаяся, а единая литература, но с опозданием совершившая переход от средневековой литературной системы к литературной системе нового времени, а потому вынужденная на ходу перестраивать и восстанавливать свои связи с передовой литературой Западной Европы”.
Ôåîôàí Ïðîêîïîâè÷
Ñëîâî íà ïîãðåáåíèå Ïåòðà Âåëèêîãî
Çàïàäîâ Â. À. Ðóññêàÿ ëèòåðàòóðà XVIII âåêà, 1770-1775. Õðåñòîìàòèÿ
Ì., “Ïðîñâåùåíèå”, 1979.
×òî ñå åñòü? Äî ÷åãî ìû äîæèëè, î ðîññèàíå? ×òî âèäèì? ×òî äåëàåì? Ïåòðà Âåëèêîãî ïîãðåáàåì! Íå ìå÷òàíèå ëè ñå? Íå ñîííîå ëè íàì ïðèâèäåíèå? Î, êàê èñòèííàÿ ïå÷àëü! Î, êàê èçâåñòíîå íàøå çëîêëþ÷åíèå! Âèíîâíèê áåñ÷èñëåííûõ áëàãîïîëó÷èè íàøèõ è ðàäîñòåé, âîñêðåñèâøèé àêè îò ìåðòâûõ Ðîññèþ è âîçäâèãøèé â òîëèêóþ ñèëó è ñëàâó, èëè ïà÷å, ðîæäøèé è âîñïèòàâøèé ïðÿìûé ñûé îòå÷åñòâèÿ ñâîåãî îòåö, êîòîðîìó ïî åãî äîñòîèíñòâó, äîáðèè ðîññèéñòèè ñûíîâå áåññìåðòíó áûòü æåëàëè, ïî ëåòàì æå è ñîñòàâà êðåïîñòè ìíîãîëåòíî åùå æèòü èìóùåãî âñè íàäåÿëèñÿ,– ïðîòèâíî è æåëàíèþ è ÷àÿíèþ ñêîí÷àë æèçíü è — î ëþòîé íàì ÿçâû! — òîãäà æèçíü ñêîí÷àë, êîãäà ïî òðóäàõ, áåñïîêîéñòâàõ, ïå÷àëåõ, áåäñòâèÿõ, ïî ìíîãèõ è ìíîãîîáðàçíûõ ñìåðòåõ æèòü íå÷òî íà÷èíàë. Äîâîëüíî æå âèäèì, êîëü ïðîãíåâàëè ìû òåáå, î áîæå íàø! È êîëü ðàçäðàæèëè äîëãîòåðïåíèå òâîå! Î íåäîñòîéíûõ è áåäíûõ íàñ! Î ãðåõîâ íàøèõ áåçìåðèÿ! Íå âèäÿé ñåãî ñëåï åñòü, âèäÿé æå è íå èñïîâåäóÿé â æåñòîêîñåðäèè ñâîåì îêàìåíåé åñòü. Íî ÷òî íàì óìíîæàòü æàëîáû è ñåðäîáîëèÿ, êîòîðûå óòîëÿòü åëèêî âîçìîæíî ïîäîáàåò. Êàê æå òî è âîçìîæíî! Ïîíåæå åñëè âåëèêèå åãî òàëàíòû, äåéñòâèÿ è äåëà âîñïîìÿíåì, åùå âÿùå óòðàòîþ òîëèêîãî äîáðà íàøåãî óÿçâèìñÿ è âîçðûäàåì. Ñåé âîèñòèíó òîëü ïå÷àëüíîé òðàòû ðàçâå áû ëåòàðãîì íåêèèì, íåêèèì ñìåðòîîáðàçíûì ñíîì çàáûòü íàì âîçìîæíî.
Êîãî áî ìû, è êàêîâîãî, è êîëèêîãî ëèøèëèñÿ? Ñå îíûé òâîé, Ðîññèå, Ñàìïñîí, êàêîâûé äà áû â òåáå ìîãë ÿâèòèñÿ íèêòî â ìèðå íå íàäåÿëñÿ, à î ÿâëüøåìñÿ âåñü ìèð óäèâèëñÿ. Çàñòàë îí â òåáå ñèëó ñëàáóþ è ñäåëàë ïî èìåíè ñâîåìó êàìåííóþ {Èìÿ “Ïåòð” ïðîèñõîäèò îò ãðå÷åñêîãî “êàìåíü”.} àäàìàíòîâó; çàñòàë âîèíñòâî â äîìó âðåäíîå, â ïîëå íå êðåïêîå, îò ñóïîñòàò ðóãàåìîå, è ââåë îòå÷åñòâó ïîëåçíîå, âðàãîì ñòðàøíîå, âñþäó ãðîìêîå è ñëàâíîå. Êîãäà îòå÷åñòâî ñâîå çàùèùàë, êóïíî è âîçâðàùåíèåì îòúÿòûõ çåìåëü äîïîëíèë è íîâûõ ïðîâèíöèé ïðèîáðåòåíèåì óìíîæèë. Êîãäà æå âîñòàþùûÿ íà íàñ ðàçðóøàë, êóïíî è çëîìûñëÿùèõ íàì ñëîìèë è ñîêðóøèë äóõè è, çàãðàäèâ óñòà çàâèñòè, ñëàâíàÿ ïðîïîâåäàòè î ñåáå âñåìó ìèðó ïîâåëåë.
Ñå òâîé ïåðâûé, î Ðîññèå, Èàôåò, íåñëûõàííîå â òåáå îò âåêà äåëî ñîâåðøèâøèé, ñòðîåíèå è ïëàâàíèå êîðàáåëüíîå, íîâûé â ñâåòå ôëîò, íî è ñòàðûì íå óñòóïàþùèé, êàê íàä ÷àÿíèå, òàê âûøå óäèâëåíèÿ âñåÿ ñåëåííûÿ, è îòâåðçå òåáå ïóòü âî âñÿ êîíöû çåìëè è ïðîñòðå ñèëó è ñëàâó òâîþ äî ïîñëåäíèõ îêèàíà, äî ïðåäåë ïîëüçû òâîåÿ, äî ïðåäåë, ïðàâäîþ ïîëàãàåìûõ, âëàñòü æå òâîåÿ äåðæàâû, ïðåæäå è íà çåìëè çûáëþùóþñÿ, íûíå è íà ìîðå êðåïêóþ è ïîñòîÿííóþ ñîòâîðèë.
Ñå Ìîèñåé òâîé, î Ðîññèå! Íå ñóòü ëè çàêîíû åãî, ÿêî êðåïêàÿ çàáðàëà ïðàâäû è ÿêî íåðåøèìûå îêîâû çëîäåÿíèÿ! Íå ñóòü ëè óñòàâû åãî ÿñíûÿ, ñâåò ñòåçÿì òâîèì, âûñîêîïðàâèòåëüñòâóþùèé ñèãêëèò {Ðå÷ü èäåò î ïðàâèòåëüñòâóþùåì Ñåíàòå.} è ïîä íèì ãëàâíûå è ÷àñòíûå ïðàâèòåëüñòâà, îò íåãî ó÷ðåæäåííûå! Íå ñâåòèëà ëè ñóòü òåáå ê ïîèñêàíèþ ïîëüçû è êî îòðàæåíèþ âðåäà, ê áåçîïàñèþ ìèðîëþáíûõ è êî îáëè÷åíèþ ñâèðåïûõ! Âîèñòèíó îñòàâèë íàì ñóìíåíèå î ñåáå, â ÷åì îí ëó÷øèé è ïà÷å äîñòîõâàëüíûé, èëè ÿêî îò äîáðûõ è ïðîñòîñåðäå÷íûõ ëþáèì è ëîáûçàåìü, èëè ÿêî îò íåðàñêàÿííûõ ëåñòöîâ è çëîäååâ íåíàâèäèìü áûë.
Ñå òâîé, Ðîññèå, Ñîëîìîí, ïðèåìøèé îò ãîñïîäà ñìûñë è ìóäðîñòü ìíîãó çåëî. È íå äîâîëüíî ëè î ñåì ñâèäåòåëüñòâóþò ìíîãîîáðàçíàÿ ôèëîñîôñêàÿ èñêóññòâà è åãî äåéñòâèåì ïîêàçàííàÿ è ìíîãèì ïîääàííûì âëèÿííàÿ è çàâåäåííàÿ ðàçëè÷íàÿ, ïðåæäå íàì è íåñëûõàííàÿ ó÷åíèÿ, õèòðîñòè è ìàñòåðñòâà; åùå æå è ÷èíû, è ñòåïåíè, è ïîðÿäêè ãðàæäàíñêèå, è ÷åñòíûå îáðàçû æèòåéñêîãî îáõîæäåíèÿ, è áëàãîïðèÿòíûõ îáû÷àåâ è íðàâîâ ïðàâèëà, íî è âíåøíèé âèä è íàëè÷èå êðàñíîïðåòâîðåííîå, ÿêî óæå îòå÷åñòâî íàøå, è îòâíóòðü è îòàâå, íåñðàâíåííî, îò ïðåæíèõ ëåò ëó÷øåå è âåñüìà èíîå âèäèì è óäèâëÿåìñÿ.
Ñå æå òâîé, î è öåðêâå ðîññèéñêàÿ, è Äàâèä è Êîíñòàíòèí. Åãî äåëî — ïðàâèòåëüñòâî ñèíîäàëüíîå, åãî ïîïå÷åíèå — ïèøåìàÿ è ãëàãîëåìàÿ íàñòàâëåíèÿ. Î, êîëèêàÿ ïðîèçíîñèëî ñåðäöå ñèå âîçäûõàíèÿ î íåâåæåñòâå ïóòè ñïàñåííîãî! Êîëèêèå ðåâíîñòè íà ñóåâåðèÿ, è ëåñòíè÷åñêèå ïðèòâîðû, è ðàñêîë, ãíåçäÿùèéñÿ â âàñ áåçóìíûé, âðàæäåáíûé è ïàãóáíûé! Êîëèêîå æå â íåì è æåëàíèå áûëî è èñêàíèå âÿùåãî â ÷èíå ïàñòûðñêîì èñêóññòâà, ïðÿìåéøåãî â íàðîäå áîãîìóäðèÿ è èçðÿäíåéøåãî âî âñåì èñïðàâëåíèÿ!
Íî î ìíîãîèìåíèòîãî ìóæà! Êðàòêèì ëè ñëîâîì îáûìåì áåñ÷èñëåííûå åãî ñëàâû, à ïðîñòèðàòü ðå÷è íå äîïóñêàåò íàñòîÿùàÿ ïå÷àëü è æàëîñòü, ñëåçèòü òîêìî è ñòåíàòü ïîíóæäàþùàÿ. Íåãëè ñî âðåìåíåì íå÷òî ïðèòóïèòñÿ òåðí ñåé, ñåðäöà íàøà áîäóùèé, è òîãäà ïðîñòðàííåå î äåëàõ è äîáðîäåòåëåõ åãî ïîáåñåäóåì. Õîòÿ è íèêîãäà äîâîëüíî è ïî äîñòîèíñòâó åãî âîçãëàãîëàòè íå ìîæåì; à è íûíå, êðàòêî âîñïîìèíàþùå è àêè áû òîêìî âîñêðèëèé ðèç åãî êàñàþùåñå, âèäèì, ñëûøàòåëèå, âèäèì, áåäíèè ìû è íåñ÷àñòëèâèè, êòî íàñ îñòàâèë è êîãî ìû ëèøèëèñÿ.
Íå âåñüìà æå, ðîññèàíå, èçíåìîãàåì îò ïå÷àëè è æàëîñòè, íå âåñüìà áî è îñòàâèë íàñ ñåé âåëèêèé ìîíàðõ è îòåö íàø. Îñòàâèë íàñ, íî íå íèùèõ è óáîãèõ: áåçìåðíîå áîãàòñòâî ñèëû è ñëàâû åãî, êîòîðîå âûøåèìåíîâàííûìè åãî äåëàìè îçíà÷èëîñÿ, ïðè íàñ åñòü. Êàêîâó îí Ðîññèþ ñâîþ ñäåëàë, òàêîâà è áóäåò: ñäåëàë äîáðûì ëþáèìîþ, ëþáèìà è áóäåò; ñäåëàë âðàãîì ñòðàøíóþ, ñòðàøíàÿ è áóäåò; ñäåëàë íà âåñü ìèð ñëàâíóþ, ñëàâíàÿ è áûòü íå ïðåñòàíåò. Îñòàâèë íàì äóõîâíàÿ, ãðàæäàíñêàÿ è âîèíñêàÿ èñïðàâëåíèÿ. Óáî îñòàâëÿÿ íàñ ðàçðóøåíèåì òàëå ñâîåãî, äóõ ñâîé îñòàâèë íàì.
Íàèïà÷å æå â ñâîåì â âå÷íàÿ îòøåñòâèè íå îñòàâèë íàñ ñèðûõ. Êàêî áî âåñüìà îñèðîòåëûõ íàñ íàðå÷åì, êîãäà äåðæàâíîå åãî íàñëåäèå âèäèì, ïðÿìîãî ïî íåì ïîìîùíèêà â æèçíè åãî è ïîäîáîíðàâíîãî âëàäåòåëÿ ïî ñìåðòè åòî, òåáå, ìèëîñòèâåéøàÿ è ñàìîäåðæàâíåéøàÿ ãîñóäàðûíÿ íàøà, âåëèêàÿ ãåðîèíà, è ìîíàðõèíÿ, è ìàòåðü âñåðîññèéñêàÿ! Ìèð âåñü ñâèäåòåëü åñòü, ÷òî æåíñêàÿ ïëîòü íå ìåøàåò òåáå áûòü ïîäîáíîé Ïåòðó Âåëèêîìó. Âëàäåòåëüñêîå áëàãîðàçóìèå è ìàòåðíåå áëàãîóòðîáèå, è ïðèðîäîþ òåáå îò áîãà äàííîå, êîìó íå èçâåñòíî! À êîãäà îáîå òî óòâåðäèëîñÿ â òåáå è ñîâåðøèëîñÿ, íå ïðîñòî ñîæèòèåì òîëèêîãî ìîíàðõà, íî è ñîîáùåñòâîì ìóäðîñòè, è òðóäîâ, ðàçèîëè÷íûõ áåäñòâèé åãî, â êîòîðûõ ÷ðåç ìíîãàÿ ëåòà, àêè çëàòî â ãîðíèëå èñêóøåííóþ, çà ìàëîå ñóäèë îí èìåòü ëîæà ñâîåãî ñîîáùíèöó, íî è êîðîíû, è äåðæàâû, è ïðåñòîëà ñâîåãî íàñëåäíèöó ñîòâîðèë {Åêàòåðèíà áûëà êîðîíîâàíà 7 ìàÿ 4724 ã., “íàñëåäíèöåé” îíà áûëà îáúÿâëåíà ïî ñìåðòè Ïåòðà (óìåð 28 ÿíâàðÿ 1725 ã.).}. Êàê íàì íå íàäåÿòüñÿ, ÷òî ñäåëàííàÿ îò íåãî óòâåðäèøü, íåäîäåëàííàÿ ñîâåðøèøü è âñå â äîáðîì ñîñòîÿíèè óäåðæèøü! Òîêìî, î äóøå ìóæåñòâåííàÿ, ïîòùèñÿ îäîëåòü íåñòåðïèìóþ ñèþ áîëåçíü òâîþ, àùå è óñóãóáèëàñÿ îíà â òåáå îòúÿòèåì ëþáåçíåéøåé äùåðè {Öåñàðåâíà Íàòàëüÿ Ïåòðîâíà óìåðëà â øåñòèëåòíåì âîçðàñòå, 4 ìàðòà 1725 ã. Ïåòð è åãî äî÷ü áûëè ïîãðåáåíû â îäèí äåíü, 8 ìàðòà.} è, àêè æåñòîêàÿ ðàíà, íîâûì óÿçâëåíèåì áåç ìåðû ðàçúÿðèëàñÿ. È ÿêîâà òû îò âñåõ âèäèìà áûëà â ïðèñóòñòâèè ïîäâèçàþùåãîñÿ Ïåòðà, âî âñåõ åãî òðóäåõ è áåäñòâèÿõ íåîòñòóïíàÿ áûâøè ñîîáùíèöà, ïîíóäèñÿ òàêîâà æå áûòè è â ïðåãîðüêîì ñåì ëèøåíèè.
Âû æå, áëàãîðîäíåéøåå ñîñëîâèå, âñÿêîãî ÷èíà è ñàíà ñûíîâå ðîññèéñòèè, âåðíîñòüþ è ïîâèíîâåíèåì óòåøàéòå ãîñóäàðûíþ è ìàòåðü âàøó, óòåøàéòå è ñàìèõ ñåáå, íåñóìíåííûì ïîçíàíèåì ïåòðîâà äóõà â ìîíàðõèíå âàøåé âèäÿùå, ÿêî íå âåñü Ïåòð îòøåë îò íàñ. Ïðî÷åå ïðèïàäàåì âñè ãîñïîäåâè íàøåìó, òàêî ïîñåòèâøåìó íàñ, äà ÿêî áîã ùåäðîò è îòåö âñÿêèÿ óòåõè åå âåëè÷åñòâó ñàìîäåðæàâíåéøåé ãîñóäàðûíå íàøåé è åå äðàæàéøåé êðîâè — äùåðÿì, âíóêàì, ïëåìÿííèöàì è âñåé âûñîêîé ôàìèëèè îòðåò ñèÿ íåóòîëèìûå ñëåçû è óñëàäèò ñåðäå÷íóþ ãîðåñòü áëàãîñòûííûì ñâîèì ïðèçðåíèåì è âñåõ íàñ ìèëîñòèâíå äà óòåøèò. Íî, î Ðîññèå, âèäÿ êòî è êàêîâûé òåáå îñòàâèë, âèæäü è êàêîâó îñòàâèë òåáå. Àìèíü.
1725
19 сентября 1736 года умер известный государственный деятель Феофан Прокопович. В эпоху царствования Петра I он прославился своими проповедями, научными трудами и литературными произведениями. Мы вспомнили его самые значимые работы.
Проповеди
В 1716 году Петр I вызвал Феофана в Петербург. С тех пор он сделался правой рукой царя, особенно в делах церковных. Именно тогда «Слова»-проповеди Феофана Прокоповича стали одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ. Так, в «Слове о пользе путешествий» (1717) автор доказывал необходимость заграничных путешествий с образовательной целью и осмеивает тех, кто препятствовал отправке молодых людей в чужие края. Победа над шведами подтолкнула Феофана Прокоповича на написание «Похвального слова о флоте российском» (1720). Также значимы «Слово о царском путешествии за границу» и «Слово о власти и чести царской» (1718). В этих произведениях Феофан обосновал, почему для России необходимо неограниченное самодержавие, причем проповедник особенно вооружался против «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.
«Слова» Феофана, произносимые с церковной кафедры, пользовались огромным успехом. Многие его проповеди не только произносились в церкви, но и печатались. Написанные ясным слогом, без лишней риторики, ритмически построенные «Слова» отличались глубиной содержания и литературными достоинствами. Приведем пример:
– Которые нас гнушались, яко грубых, ищут усердно братства нашего, которые бесчестили, славят, которые грезили – боятся и трепещут, которые презирали – служити нам не стыдятся («Слово похвальное в день рождения Петра Петровича»).
«Духовный регламент».
В «Духовном регламенте, или уставе Духовныя коллегии» (1721) содержалось официальное положение Церкви. Резкой критике в этом произведении Феофан подверг старые церковные порядки. Он сатирически изобразил проповедников, надменных епископов, жадных попов, и просто невежд, которые видели в просвещении опасность распространения ересей. Сам Феофан, наоборот, страстно доказывает пользу и необходимость просвещения.
– Учение доброе и основательное есть всякой пользы как отечества, так и церкви, аки корень и семя и основание… Если посмотрим через истории, аки через зрительные трубки, на мимошедшие веки – увидим все худшее в темных, нежели светлых учением временах, – писал автор.
Конечно, Феофану приходилось выдерживать жестокую борьбу с церковниками, которые обвиняли его в неверии.
Трагикомедия «Владимир»
Публицистичностью отличались и художественные произведения Феофана Прокоповича. Пример тому трагикомедия «Владимир», написанная в 1705 году. В ней он ставит важнейшие вопросы современного ему общества. Сюжет пьесы – известный. В ней рассказывается, как князь Владимир принял христианство и боролся с жрецами. Однако историческую тему следует понимать иносказательно, как политическое уподобление современности. Пьеса Феофана Прокоповича была явной пропагандой петровских преобразований, которые автор по своему значению приравнивал к крещению Руси. А образы жрецов отсылают читателя к современному ему духовенству. Интересна кульминация действия, в котором показаны сомнения, тревога Владимира и спор Жеривола с философом-христианином. Борьба в душе Владимира приводит к победе истины, и по приказу Владимира идолы разрушены, жрецы посрамлены. Христианство, оно же просвещение, торжествует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов. Пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога.
Поэзия
Феофан Прокопович писал похвальные стихи, продолжая традицию патриотических стихотворений Симеона Полоцкого, а также эпиграммы, шутки, элегии. Одно из наиболее известных произведений Феофана Прокоповича – поэма «Епиникион» («Песнь победная на преславную победу Полтавскую»). В ней он прославляет Петра, «храбрые силы России» и вместе с тем развивает в своей поэзии характерную для того времени тему мира:
– Полно ратовать, меч в ножны влагайте, Знамена совета тако ж возвышайте. Что пользы в войне? Война разоряет, Война убожит, а мир обогащает.
Феофан Прокопович также писал похвальные стихи в честь Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны. Однако наибольший интерес представляют стихотворения, в которых Феофан Прокопович пытается усовершенствовать силлабический стих. Послание к Кантемиру «Творцу сатиры «К уму своему», в котором Прокопович приветствует новое дарование и талант молодого автора, он пишет октавой:
Не знаю, кто ты, пророче рогатый,
Знаю, коликой достоин ты славы.
Да почто ж было имя укрывати?
Знать, тебе страшны сильных глупцов нравы.
Плюнь на их грозы!
Ты блажен трикрати,
Благо, что дал бог ум тебе здравый,
Пусть весь мир будет на тебя голосливый,
Ты и без счастья довольно счастливый.
Другие сочинения
С того времени, как Феофан стал главным помощником Петра Великого в делах духовного управления, через его руки начали проходить все законодательные акты по делам церкви. Многие из них он сам и создал. Помимо этого он, по поручению царя, писал предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты. В копилке его трудов – предисловие к Морскому уставу (1719), «Слово похвальное о флоте российском» (1720), краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отрокам», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, комментарий к «Уставу о престолонаследии» и многое другое.