Слово о пользе путешествий прокопович

Слово о пользе путешествий прокопович thumbnail

19 сентября 1736 года умер известный государственный деятель Феофан Прокопович. В эпоху царствования Петра I он прославился своими проповедями, научными трудами и литературными произведениями. Мы вспомнили его самые значимые работы.

Проповеди

В 1716 году Петр I вызвал Феофана в Петербург. С тех пор он сделался правой рукой царя, особенно в делах церковных. Именно тогда «Слова»-проповеди Феофана Прокоповича стали одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ. Так, в «Слове о пользе путешествий» (1717) автор доказывал необходимость заграничных путешествий с образовательной целью и осмеивает тех, кто препятствовал отправке молодых людей в чужие края. Победа над шведами подтолкнула Феофана Прокоповича на написание «Похвального слова о флоте российском» (1720). Также значимы «Слово о царском путешествии за границу» и «Слово о власти и чести царской» (1718). В этих произведениях Феофан обосновал, почему для России необходимо неограниченное самодержавие, причем проповедник особенно вооружался против «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

«Слова» Феофана, произносимые с церковной кафедры, пользовались огромным успехом. Многие его проповеди не только произносились в церкви, но и печатались. Написанные ясным слогом, без лишней риторики, ритмически построенные «Слова» отличались глубиной содержания и литературными достоинствами. Приведем пример:

– Которые нас гнушались, яко грубых, ищут усердно братства нашего, которые бесчестили, славят, которые грезили – боятся и трепещут, которые презирали – служити нам не стыдятся («Слово похвальное в день рождения Петра Петровича»).

«Духовный регламент».

В «Духовном регламенте, или уставе Духовныя коллегии» (1721) содержалось официальное положение Церкви. Резкой критике в этом произведении Феофан подверг старые церковные порядки. Он сатирически изобразил проповедников, надменных епископов, жадных попов, и просто невежд, которые видели в просвещении опасность распространения ересей. Сам Феофан, наоборот, страстно доказывает пользу и необходимость просвещения.

– Учение доброе и основательное есть всякой пользы как отечества, так и церкви, аки корень и семя и основание… Если посмотрим через истории, аки через зрительные трубки, на мимошедшие веки – увидим все худшее в темных, нежели светлых учением временах, – писал автор.

Конечно, Феофану приходилось выдерживать жестокую борьбу с церковниками, которые обвиняли его в неверии.

Трагикомедия «Владимир»

Публицистичностью отличались и художественные произведения Феофана Прокоповича. Пример тому трагикомедия «Владимир», написанная в 1705 году. В ней он ставит важнейшие вопросы современного ему общества. Сюжет пьесы – известный. В ней рассказывается, как князь Владимир принял христианство и боролся с жрецами. Однако историческую тему следует понимать иносказательно, как политическое уподобление современности. Пьеса Феофана Прокоповича была явной пропагандой петровских преобразований, которые автор по своему значению приравнивал к крещению Руси. А образы жрецов отсылают читателя к современному ему духовенству. Интересна кульминация действия, в котором показаны сомнения, тревога Владимира и спор Жеривола с философом-христианином. Борьба в душе Владимира приводит к победе истины, и по приказу Владимира идолы разрушены, жрецы посрамлены. Христианство, оно же просвещение, торжествует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов. Пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога.

Поэзия

Феофан Прокопович писал похвальные стихи, продолжая традицию патриотических стихотворений Симеона Полоцкого, а также эпиграммы, шутки, элегии. Одно из наиболее известных произведений Феофана Прокоповича – поэма «Епиникион» («Песнь победная на преславную победу Полтавскую»). В ней он прославляет Петра, «храбрые силы России» и вместе с тем развивает в своей поэзии характерную для того времени тему мира:

– Полно ратовать, меч в ножны влагайте, Знамена совета тако ж возвышайте. Что пользы в войне? Война разоряет, Война убожит, а мир обогащает.

Феофан Прокопович также писал похвальные стихи в честь Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны. Однако наибольший интерес представляют стихотворения, в которых Феофан Прокопович пытается усовершенствовать силлабический стих. Послание к Кантемиру «Творцу сатиры «К уму своему», в котором Прокопович приветствует новое дарование и талант молодого автора, он пишет октавой:

Не знаю, кто ты, пророче рогатый,

Знаю, коликой достоин ты славы.

Да почто ж было имя укрывати?

Знать, тебе страшны сильных глупцов нравы.

Плюнь на их грозы!

Ты блажен трикрати,

Благо, что дал бог ум тебе здравый,

Пусть весь мир будет на тебя голосливый,

Ты и без счастья довольно счастливый.

Другие сочинения

С того времени, как Феофан стал главным помощником Петра Великого в делах духовного управления, через его руки начали проходить все законодательные акты по делам церкви. Многие из них он сам и создал. Помимо этого он, по поручению царя, писал предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты. В копилке его трудов – предисловие к Морскому уставу (1719), «Слово похвальное о флоте российском» (1720), краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отрокам», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, комментарий к «Уставу о престолонаследии» и многое другое.

Источник

Публицистика петровского времени (Ведомости, слова Феофана Прокоповича).

Билет №1.

Ведомости. При Петре 1 стала выходить печатная газета «Ведомости», официальный правительственный орган. До появления петровских «Ведомостей» Моск. гос-во газет не знало. При царском дворе сущ. обычай переводить и переписывать новости из загран. газет. Сохранились рукописные известия с 1621г. и позже. В них говорилось о сражениях, взятии городов, о приемах послов, о гос.договорах, о прибытии кораблей с товарами, появлении комет… Петр 1 же желал с помощью печатного слова пропагандировать свои военные и хозяйственные начинания, придавать им популярность. С этой целью 15 дек. 1702г. он подписал указ о печатании «Ведомостей». Уже 17 дек. Появился первый номер Ведомостей. Через 10 дней,27 дек., вышел следующий номер, имевший особое название «Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году.» Текст его содержал описание осады Нотебурга. Номер от 2 янв. 1703г. дошел до нас.

Первое сообщение в нем гласило: «На Москве вновь ныне пушек медных гоубиц и мартиров вылито 400. те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов…А меди ныне на Пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит». Начальные строки обнародовали сведения, составляющие гос.тайну – в них названо кол-во изготовленных артиллерийских орудий и указаны запасы металла, предназначенного для литья. Петр сознавал секретность этих сведений, но… Дело в том, что в неудачном бою под Нарвой рус.армия потеряла всю артиллерию. Моральные последствия. Необходимо было вдохнуть бодрость в людей. На Пушечный двор свозились церковные колокола. Этоа крайняя мера нуждалась в публичном оправдании, и оно появилось в газете.

Читайте также:  Улитки в косметологии польза и вред

Также в этом номере сообщается, что «повелением его величества школы уничтожаются, и 45 чел. слушают философию и уже диалектику окончили. В матем-ой штюрманской школе более 300 чел. учатся и добре науку приемлют…» С 24 нояб. По 24 дек. Родилось 386 чел. Из Персии пишут, что индийский царь послал рос. Слона и иных вещей немало. Из Казани пишут, что на реке Соку нашли много нефти и медной руды… Короче развивается Россия. Гл. темой петровский ведомостей становится Северная война. Описание Полтавской битвы, напеч. В №11 за 1709г., принадлежит Петру. Петр торопится отметить храбрость солдат, позволившую разгромить врага (27 июня).

Заграничная жизнь освещалась по донесениям послов (Шафиров, Бестужев, Долгорукий). Петр принимал непосредственное участие в выпуске Ведомостей. Ясность текста. Федор Поликарпов – первый редактор Ведомостей, директор Печ. Двора. Когда Ведомости переехали в Питер, ими стал заниматься директор столичной типографии Михаил Абрамов. В 1719 Коллегия иностр.дел. назначила ответственным за Ведомости преводчика Бориса Волкова. Он привлек к сотрудничеству Якова Синявича (его можно считать первым русским репортером).

Петровские Ведомости не имели еще постоянного названия. Отдельные номера получали разные заглавия: «Ведомости московского гос-ва», «Ведомости московские», Российские В. Тираж газеты испытывал большие колебания – от нескольких десятков до нескольких тысяч. Стоила газета тоже неодинаково – от одной до четырех денег. (деньга – полкопейки). До 1715 года В. Печатались в Москве на печатном дворе. С 11 мая того же года выходит также и в Питере. Лишь к 1719 переходят окончательно в Питер, и в Москве печатаются отдельные номера газеты. Различная периодичность.

До Ведомостей существовали «Куранты» или «Вестовые письма»- рукописная газета, рассказ о жизни за рубежом. «В.» в отличие от «К.»- первая газета, рассчит. На массового читателя. Рассказ. о событиях в России, большое место занимала также и иностр. Информация. Агитационный характер газеты – пропаганда новой науки, культуры, воен. действий(напр.Пропаганда партизанской войны против шведов),экономических преобразований…

Основной жанр газеты – информация, также встречалась корреспонденция, газетный репортаж. Газета была небольшого формата (в восьмую долю листа – половина ширины школьной тетради), версталась из небольших заметок в одну колонку, без заголовков. Печат. славянским шрифтом, с 1715 года – гражданским.

«Слово о власти и чести царской»«чревище великое, а крыльца малые, и не по мере тела: вздоймется полететь, да тотчас и на землю падает».

Родился в семье киевского мещанина, рано осиротел, образование получил в Киево-Могилянской академии, затем учился в Риме, в коллегиуме. По возвращении на родину принимает монашество и поступает в Киевскую академию в качестве преподавателя. Писатель-публицист горячо поддерживал все начинания Петра. 1709г – похвальное слово, посвященное Полтавской битве. В 1716 году его вызывает в Петербург царь и он становится правой рукой Петра. Проповеди Прокоповича (слова) явились одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ.

«Слово о пользе путешествий» (1717)-Ф.П. доказывает необходимость заграничных путешествий с образовательной целью и резкое осмеяние тех, кто препятствовал отправке молодых людей в чужие края. Победа над шведами, подтвердившая необходимость создания в России могучего флота, вызвала появление «Похвального слова о флоте российском»(1720).

Слова Ф. Не только произносились в церкви, но и печатались. Жанр – проповедь. Слова были написаны ясным слогом, без лишней риторики, ритмически построены. Отличались глубиной содержания и литературными достоинствами.

В своих произведениях Ф. нередко выступает как памфлетист и сатирик. «Слово о власти и чести царской» (1718) – он резко обличает реакционных церковников, сгруппировавшихся вокруг царевича Алексея. Рисуя сатирический образ такого церковника, Ф.П. сравнивает его с саранчой, у которой «чревище великое, а крыльца малые, и не по мере тела: вздоймется полететь, да тотчас и на землю падает». Другой сатирический памфлет «Духовной регламент, или устав Духовныя коллеги»(1721), в кот. резкой критике подвергаются старые церковные порядки, сатирически изображаются жадные попы и др., которые видят в просвещении опасность распространения ересей. Он отвергает слепую веру в писания «отцов церкви»,считая для себя обязательной только веру в Библию.

«Слово на погребение Петра Великого» (1725) – скорбь, призвание продолжать начатое царем правое дело после его смерти. П. – идеальный монарх. Трактат 1722 года «Правда воли монаршей» – Ф.П. утверждает неограниченную власть царя, подлежащего единому суду – суду перед богом.

В слове «О великих творческих силах человека» автор пишет, что человек, по своей натуре подверженный душевным и телесным страданиям, очень сильный, не ослабевает, не унывает. Он пишет: «Но зри, что не творит? Коих тяжких случаев чрез себе не пропущает? Коих отовсюду окрестных обстояний не сносит?.. Словом: всегдашний подвиг, ни единого покоя, внеуду брани, внутрьуду боязни…»

«О зарождении Русской земли». Как внезапно выросла Россия! Так вот растет человек, растет дерево, но мы не можем усмотреть этого роста! «…а мир весь ясно видел, как народ Российский, когда весьма ему исчезнути многии провещали, возрастал высоко…» «Что бо была Россия прежде так недолго времени? И что есть ныне?» Уже наука, философские науки, политически книги, архитектура… все растет и процветает.

«Сатира на придворных льстецов».

2) Драматургия конца 80-х – начала 90-х гг. (Трагедия Княжнина «Вадим Новгородский»).

Яков Борисович Княжнин(1742-1791). Писать стал рано, его литературная деятельность начиналась под влиянием творчества Сумарокова. К. написал 8 трагедий,4 комедии,5 комических опер и мелодрам, писал и стихотворения, переводы.

Театр для Княжнина – трибуна, с которой он проповедовал взгляды на существо верховной власти, на отношения между царем и гражданами. Идея К.- борьба с самовластьем во имя свободы. Хотя К. И не шел дальше пропаганды конституционной монархии, речи его героев о тирании, свободе, гражд. Правах, произносимые со сцены, звучали почти революционно.

«Вадим Новгородский»(1789).Возникновение этой трагедии было вызвано стремлением ответить Екатерине2,написавшей пьесу «Историческое представление из жизни Рурика»(1786).В основу трагедии было положено летописное известие из Никоновской летописи о новгородцах, которые были недовольны княжением Рурика. Поэтому Р. «уби Вадима храброго и иных многих изби новгородцев, советников его». Екатерина в своем произведении изображает Вадима не противником самодержавной власти, а честолюбцем, жаждущим власти и с этой целью устраивающим заговор. Р. – идеальный монарх, побеждающий заговорщиков, и В., подавленный великодушием монарха, который предлагает ему роль помощника, спешит доказать свою преданность.

К. Выступ. против трактовки Е., преследовавшей монархические цели. Р. у К. – благодетельный и великодушный государь, избранный самим народом за избавление Новгорода от смуты. В. – пламенный патриот, защитник вольности родного города, идейный противник самодержавия как такового. Самодерж. власть враждебна народу. В. – полководец, вернувшись на родину и застав самодержавное правление Р. защищ. Идеи народоправства, ратует за республику. Защищая вольность, В. организует заговор, а затем восстание. Его поддерживают 2 сподвижника Пренест и Вигор (но ими движут личные цели – оба претенденты на руку дочери В. Рамиды. )

Читайте также:  Обливание водой вред и польза и вред

Основной политический конфликт трагедии К. не тиранство монарха, как в трагедиях Сумарокова, а конфликт, вызванный борьбой за республику против монархии, даже в том случае, если на троне просвещенный монарх. Это – первая республиканская трагедия и первый образ стойкого республиканца – врага самодержавия. Трагедия В. в том, что народ не поддерживал его. Восстание было подавлено, но когда Р. предлагает В. венец – символ своей власти, В. отказывается, и когда народ просит Р. княжить дальше, В. закалывается (ДО ЭТОГО: отверженная отцом, но стремящаяся доказать ему свою любовь, Рамида закалывается, говоря при этом: «…Смотри – достойна ль я быть дочерью твоею?»). Народ в трагедии осознается исторической силой, способной определять ход событий в стране, Р. тебует, чтобы их с В. спор решил именно народ. Симпатии автора на стороне В., предпочитающего смерть рабству.

Трагедия сохраняет статичность и основные принципы, присущие трагедиям классицизма, но в трактовке характеров в его пр-ии нет прямолинейного деления борющихся лиц на положительных и отрицательных персонажей.

1793г. – впервые отдельное издание. Е. – сжечь «якобинскую трагедию», 1871 – новое издание Ефремова с пропуском стихов: «Самодержавие повсюду бед содетель, вредит и самую чистейшу добродетель…» 1914 – впервые перепечатана полностью.

Источник

Крупнейшим деятелем Петровской эпохи был талантливый писатель-публицист, искренний и последовательный защитник идей Петра, всех его гражданских и церковных преобразований ученый-монах Феофан Прокопович. Высокоодаренный и разносторонне образованный человек, он пишет ученые сочинения, проповеди, выступает как драматург и стихотворец. Библиотека Феофана Прокоповича
поражала обилием книг на разных языках и по разным отраслям знания, она «была уникальным явлением как по числу книг, так и по своему составу». Одним из первых он стал вести научные наблюдения, пользуясь телескопом и микроскопом.

Феофан Прокопович (в миру – Елеазар Прокопович) родился 8 (19) июня 1681 г. в Киеве, в купеческой семье. Окончив Киево-Могилянскую академию, он совершенствует свое образование в Польше и Риме, занимаясь изучением, помимо богословских и гуманитарных наук, точных наук. Ученый-гуманист Феофан Прокопович по возвращении в 1704 году на родину преподает пиитику и риторику в Киево-Могилянской академии, резко отрицательно относясь к средневековой схоластике и мракобесию церковников.

Будучи страстным сторонником светского образования и знатоком античной и западноевропейской истории и культуры, ссылками на которую пестрят его сочинения, Феофан Прокопович очень выделялся из среды русского духовенства, по праву называя своих противников «неуками». Свободно мыслящий человек, просветитель, Феофан Прокопович горячо поддерживает начинания Петра, приветствуя его проповедью в 1706 г. в связи с приездом Петра в Киев.

В 1709 г. Феофан Прокопович выступает с похвальным словом, посвященным Полтавской битве. Вызванный Петром в 1716 г. в Петербург, Феофан сделался правой рукой царя, особенно в делах церковных. Он стремился подчинить богословскую догму и церковную практику светским интересам. Главная идея, лежащая в основе проповедей Феофана
Прокоповича, – идея абсолютной монархии – вытекала, по его убеждению, из опыта мировой истории. На примере Римской империи доказывает он гибельность многовластия и неизбежность и благо последствий единодержавной власти. Ссылками на Тита Ливия, Геродота, Гомера, Овидия, Горация, Вергилия, на героев античной и древнерусской истории и литературы наполнены его произведения, логически доказывавшие необходимость и прогрессивность преобразований Петра. «Слова»-проповеди Феофана Прокоповича
являлись одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ. Уже названия «Слов» Феофана Прокоповича раскрывают пафос его проповедей. Так, в «Слове о пользе путешествий» (1717) содержится доказательство необходимости заграничных путешествий с образовательной целью и резкое осмеяние тех, кто препятствовал отправке молодых людей в чужие края. Победа над шведами, подтвердившая необходимость создания в России могучего флота, вызвала появление «Похвального слова о флоте российском» (1720).

«Слова» Феофана, живо и ярко произносимые с церковной кафедры, были пронизаны пафосом утверждения петровских преобразований и пользовались огромным успехом. Многие его проповеди не только произносились в церкви, но и печатались. Лишь в незначительной мере (использование прежде всего церковного жанра – проповеди) носили они церковный характер. Написанные ясным слогом, без лишней риторики, ритмически построенные «Слова» отличались глубиной содержания и литературными достоинствами.

С гордостью пишет Феофан Прокопович: «Которые нас гнушались, яко грубых, ищут усердно братства нашего, которые бесчестили, славят, которые грезили – боятся и трепещут, которые презирали – служити нам не стыдятся («Слово похвальное в день рождения Петра Петровича»).

Политическая агитационность, присущая проповедям Феофана Прокоповича, была направлена на разъяснение мероприятий, проводимых Петром в защиту просвещения. В своих произведениях Феофан часто выступает как памфлетист и сатирик. В известной проповеди «Слово о власти и чести царской», произнесенной им в 1718 г., он резко обличает реакционных церковников, сгруппировавшихся вокруг царевича Алексея. Он изображает «злобных и понурых» меланхоликов, которые больше любят пасмурный день, чем вёдро, плохие вести, чем хорошие. Рисуя сатирический образ такого церковника, Феофан Прокопович сравнивает его с саранчой, у которой «чревище великое, а крыльца малые, и не по мере тела: вздоймется полететь, да тотчас и на землю падает».

В сатирический памфлет вылился и написанный им «Духовной регламент, или устав Духовныя коллегии» (1721), в котором содержалось официальное положение Церкви. Резкой критике подвергаются старые церковные порядки, сатирически изображаются проповедники, надменные епископы, жадные попы, церковные невежды, которые видят в просвещении опасность распространения ересей. Страстно, публицистически ярко и образно доказывает Феофан пользу, необходимость просвещения. «Учение доброе и основательное есть всякой пользы как отечества, так и церкви, аки корень и семя и основание», – и далее: «если посмотрим через истории, аки через зрительные трубки, на мимошедшие веки – увидим все худшее в темных, нежели светлых учением временах».

Здесь Феофан Прокопович предстает перед нами истинным поборником и пропагандистом просвещения. Феофану приходилось выдерживать жестокую борьбу с церковниками, которые обвиняли его в неверии. Он действительно отвергал слепую веру в писания «отцов Церкви», считая для себя обязательной только веру в Библию.

Пафосом патриотизма, верой в будущее России наполнено знаменитое его «Слово на погребение Петра Великого» (1725). Пронизанная глубокой скорбью проповедь эта подводит итог блестящей деятельности Петра, и с потрясающей силой звучит в ней призыв Феофана
Прокоповича продолжать в интересах России его дело: «Какову он Россию свою сделал, такова и будет. Сделал добрым любимою – любима и будет, сделал врагам страшною и бытии не перестанет».

Читайте также:  Огурец польза и вред для женщин

В образе Петра Феофан Прокопович воплотил черты «идеального монарха», при котором только и возможно упрочение и благоденствие государства.

В своем трактате «Правда воли монаршей» (1722) он утверждал неограниченную власть царя, подлежащего единому суду – суду перед Богом.

«Не может народ судити дела государя своего», – писал Феофан Прокопович, утверждая в то же время, что первая обязанность государя есть забота о подданных. Представление об «идеальном монархе», составленное Феофаном Прокоповичем на примере деятельности Петра I, легло в основу созданного впоследствии классицистами образа просвещенного монарха, который всегда отождествлялся с личностью Петра I.

Яркой публицистичностью и панегиризмом пронизаны и художественные произведения Феофана
Прокоповича. Примером может служить написанная им еще в 1705 г. трагикомедия
«Владимир». Во многом традиционная по форме (автор пишет по правилам схоластической теории школьной драматургии), трагикомедия
ставит важнейшие вопросы современности. Сюжет пьесы – принятие Владимиром христианства и борьба с жрецами – освещается Феофаном Прокоповичем публицистически. «Историческая» тема принятия Владимиром христианства и борьба с невежественными корыстными жрецами воспринималась читателями иносказательно, как политическое уподобление современности.

Пьеса Феофана
Прокоповича была пропагандой петровских преобразований, которые автором по своему значению приравнивались к крещению Руси. Владимир показан как историческое соответствие Петру, а образами корыстных и грубых жрецов Курояда, Пияра, Жеривола – врагов христианства – он сатирически разоблачал современное ему невежественно-реакционное духовенство. Как требовала теория школьной драматургии, пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога.

В прологе тень Ярополка сообщает жрецам о решении Владимира принять христианство. В эпилоге хор ангелов с апостолом Андреем предсказывает процветание Киева в позднюю, современную Феофану Прокоповичу, пору. Завязкой трагикомедии является начало борьбы Владимира с жрецами (второй акт) из-за решения Владимира упразднить язычество.

Интересен третий акт, кульминация действия, в котором показано психологическое состояние Владимира, его сомнения, тревога и спор Жеривола с философом-христианином. Борьба в душе Владимира приводит к победе истины, и по приказу Владимира идолы разрушены, жрецы посрамлены (пятый акт). Христианство (просвещение) торжествует.

Для современников Феофана
Прокоповича был понятен смысл его пьесы, недаром в доносе церковников говорилось, что Феофан «архиереев, иереев православных жрецами и фарисеями называет… священников российских называет жериволами, лицемерами, идольскими жрецами»…

Трагикомедия
содержит новые черты, свидетельствующие о дальнейшем развитии русской драматургии. Школьные драмы обычно выдерживались в строгом, серьезном тоне, в трагикомедии трагедийные, драматические элементы переплетаются с комедийными, сатирическими элементами, а не выделяются в интермедию. Далее автор делает попытку изобразить психологический конфликт в сознании Владимира, его колебания и постепенное преодоление старых представлений во имя новой веры, нового высокого идеала морали.

В пьесе Феофана
Прокоповича много ярких бытовых деталей, с большой сатирической силой, гротескно даны образы корыстных, преисполненных предрассудков жрецов.

Трагикомедия
пронизана пафосом борьбы невежества и просвещения и победой последнего. Старые боги низвергнуты, народ ликует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов.

О поэтическом даровании Феофана
Прокоповича свидетельствуют и написанные им стихотворные произведения. Он составил два трактата: «Риторику» и «Поэтику», заложив тем самым основы русской эстетической мысли. Своими теоретическими суждениями и литературной практикой Феофан Прокопович стоит у истоков раннего русского классицизма. «…Его литературно-эстетические взгляды, – пишет В.И.Федоров, – во многом готовили и эстетику, и практику будущего русского-классицизма». В «Поэтике» Феофан Прокопович изложил свои взгляды на поэзию и значение поэтического творчества. Определяя природу поэзии, Феофан Прокопович пишет: «…поэзия есть искусство изображать человеческие действия и художественно изъяснять их для назидания в жизни».

Рассуждая о назначении поэзии, он, ссылаясь на Горация и его книгу «О поэтическом искусстве», подчеркивает необходимость такого назначения поэзии, когда она служит и услаждению, и пользе. «Ибо мы приступаем к чтению поэтов, увлеченные прелестью и изяществом стиля: в поисках удовольствия мы вместе с тем находим и пользу…»

«Поэтика» Феофана
Прокоповича имела общетеоретическое значение и способствовала развитию русской эстетической мысли.

Феофан Прокопович писал похвальные стихи, продолжая традицию патриотических стихотворений Симеона Полоцкого, – эпиграммы, шутки, элегии. Одним из наиболее известных панегирических произведений Феофана Прокоповича
явилась поэма «Епиникион» («Песнь победная на преславную победу Полтавскую»). «Епиникион» наполнен патриотическим пафосом и гордостью за одержанную славную победу под Полтавой, имевшую огромное значение для России. Он прославляет Петра, «храбрые силы России» и вместе с тем развивает в своей поэзии характерную для того времени тему мира:

Полно ратовать, меч в ножны влагайте,
Знамена совета тако ж возвышайте.
Что пользы в войне? Война разоряет,
Война убожит, а мир обогащает.

Пишет Феофан Прокопович стихи похвальные и в честь Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны.

Однако наибольший интерес представляют стихотворения, в которых Феофан Прокопович пытается усовершенствовать силлабический стих. Послание к Кантемиру
«Творцу сатиры «К уму своему» он пишет октавой. В этом послании Феофан Прокопович приветствует новое дарование, сатирический талант молодого автора. Он одобряет Кантемира, выступившего анонимно, и советует ему не бояться «сильных глупцов»:

Не знаю, кто ты, пророче рогатый,
Знаю, коликой достоин ты славы.
Да почто ж было имя укрывати?
Знать, тебе страшны сильных глупцов нравы.
Плюнь на их грозы! Ты блажен трикрати,
Благо, что дал бог ум тебе здравый,
Пусть весь мир будет на тебя голосливый,
Ты и без счастья довольно счастливый.

Усовершенствованный силлабический стих звучал у Феофана Прокоповича
как тонический. Так, в духе народной песни написано его стихотворение о Прутском походе Петра:

За могилою Рябою,
Над рекою Прутовою
Было войско в страшном бою.
В день недельный от полудни
Стался час нам вельми трудный –
Пришел турчин многолюдный.

Элегия «Плачет пастушок в долгом ненастьи» была написана в связи с трудны положением, в котором оказался Феофан Прокопович.

После смерти Петра церковная реакция угрожала расправой наиболее верным сторонникам преобразований. Умный, энергичный Феофан создал кружок образованных ученых и литераторов («Ученая дружина»), готовых активно бороться во имя прогресса, во имя победы просвещения над невежеством. Членами этой «дружины» стали и молодой Кантемир, и видный ученый петровского времени В.Н.Татищев. «Ученой дружине» удалось сорвать «затейку» церковников, стремившихся «кондициями» ограничить власть Анны Иоанновны. После этого положение Феофана
упрочилось, он снова начинает играть важную роль в церковных делах, расправляясь с реакционным духовенством.

Феофан Прокопович скончался 8 (19) сентября 1736 года на Карповском подворье на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге.

Общекультурное и историческое значение Феофана Прокоповича
весьма значительно. В его деятельности отразился переходный период от богословской схоластической образованности XVII в. к рационалистической культуре XVIII столетия. 

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник