Слова с разделительным мягким знаком польза разолью веселье сколько
Роль мягкого знака в русском языке
Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.
Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.
Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Игры с буквами и словами
«Игры с буквами и словами» – это забавное путешествие в мир русского языка! С помощью весёлых стихов и иллюстраций ребята узнают о прописных и строчных буквах, о многозначных словах, о правилах переноса, а также поотгадывают загадки и посмеются вместе с героями этой умной и весёлой книжки!
Купить
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
- Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я: вьюга, шью, братья.
- Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
- Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.
С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
- «Роль мягкого языка»,
- «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».
Задания для закрепления темы
Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.
«Два столбца»
Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.
Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.
Ответ:
Ь — мягкость | Разделительный Ь |
лось | друзья |
боль | заячья |
букварь | крестьянин |
польза | деревья |
лень | семья |
лягушачьи | |
серьёзный | |
вьюга | |
клочья |
«Добавь слово»
Задание:дописать предложение, используя слова с мягким знаком; объяснить, в каких словах разделительный Ь, а в каких — показатель мягкости. Получившиеся слова можно записать в соответствующие столбцы в таблицу из предыдущего задания.
Предложения:
- Мама, папа, я — счастливая …
- После петушиной драки во дворе повсюду были …
- Сегодня на улице плохая погода — весь … идёт …
- Ястреб расправил …
- Охотник зарядил своё …
- Вчера наша кошка поймала …
- Женя и Вова — закадычные …
- Сова охотится …
- Катя пошла в магазин, а … забыла дома
- На улице громко чирикали …
Ответы:
- Мама, папа, я — счастливая семья.
- После петушиной драки во дворе повсюду были перья.
- Сегодня на улице плохая погода — весь день идёт дождь.
- Ястреб расправил крылья.
- Охотник зарядил своё ружьё.
- Вчера наша кошка поймала мышь.
- Женя и Вова — закадычные друзья.
- Сова охотится ночью.
- Катя пошла в магазин, а деньги забыла дома.
- На улице громко чирикали воробьи.
Слова с разделительным мягким знаком: семья, перья, крылья, ружьё, друзья, ночью, воробьи.
Слова, где Ь — признак мягкости: день, дождь, мышь, деньги.
«Всем сестрам по серьгам»
Задание: преобразовать словосочетания по типу «шерсть кошки — кошачья шерсть». Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут данные словосочетания, а во втором — новые получившиеся .
Словосочетания:
- шубка лисы
- стая волка
- икра рыбы
- кваканье лягушек
- рога оленя
- берлога медведя
- шерсть овцы
- уши зайца
- молоко козы
- карканье вороны
Ответы:
- лисья шубка
- волчья стая
- рыбья икра
- лягушачье кваканье
- оленьи рога
- медвежья берлога
- овечья шерсть
- заячьи уши
- козье молоко
- воронье карканье
Наглядные материалы к уроку
«Создай фамилию»
Задание: образовать от данных имён фамилии. Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут записаны имена, а во втором — получившиеся фамилии.
Имена: Григорий. Евгений, Юрий, Василий, Арсений, Афанасий, Макарий, Аркадий, Анатолий.
Ответы:
Имена | Фамилии |
Григорий | Григорьев |
Евгений | Евгеньев |
Юрий | Юрьев |
Василий | Васильев |
Арсений | Арсеньев |
Афанасий | Афанасьев |
Макарий | Макарьев |
Аркадий | Аркадьев |
Анатолий | Анатольев |
#ADVERTISING_INSERT#
228133752 / 03 мая 2015 г., 16:25:49
СРОЧНО!!!!!!!!Нужно решить:
Прочитайте предложения А,Б,В,Г и выполните задания А1-А4
А. Для чего белке мухомор ядовитый?
Б. Белка сушит осенью на сучках грибы сыроежки, опята, моховики.
В. Грибы все хорошие и съедобные.
Г Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг мухомор.
А1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) А,Г,В,Б 2) В,А,Г,Б 3) Б,В,Г,А 4) Г,А,Б,В
А2 Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.
1) А 2) Б 3) В 4) Г
А3 У какого слова неправильно определены постоянные морфологические признаки?
Сушит – глагол несовершенного вида, 2-е спряжение.
Вдруг – наречие.
Белка – сущ., собственное, 1 склонение.
Ядовитый – прилаг., в полной форме, качественное.
А4 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) А 2)Б 3) В 4) Г
А5 В каком ряду во всех словах пишется буква а?
сг..реть, к..сательная. обг..релый
г..релка, р..сток, пор..сль
отр..сль, заг..р, к..сающийся
водор..сли, заг..релся, соприк..сновение
А6 Найдите слово с орфографической ошибкой.
1) сберечь 2) беспредельный 3) расстилаться 4)просвещение
А7 В каком ряду пропущена одна и та же буква?
пр..морский, пр..вилегия, пр..одолеть
пр..зидиум, пр..вычка, пр..ключение
пр..мудрый, пр..старелый, пр..шить
А8 В каком слове пишется буква и?
1) потр..сение 2) зам..чательный 3) уд..вительный 4) осв..тительная
А9 Выберите фразеологизм, имеющий значение «человек, много возомнивший о себе».
1) человек с головой 2) горячая голова 3) голова варит 4) голова вскружилась
А10 Укажите слово с двумя приставками.
1) посоветовать 2) непобедимый 3) непогрешимый 4) обнажить
А11 В каком ряду все слова общеупотребительные?
иллюминатор, путешествие, земля
материк, невесомость, высота
очертание, рельеф, океан
вершина, корабль, тишина
А12 В каком ряду все слова однокоренные?
побороть, борона, борьба
виновник, вино, виноватый
зарисовка, рисуют, рисунок
колоть, колотить, колотый
А13 В каком слове пишется удвоенная л?
1) гал..ерея 2) тал..ант 3) мол..екула 4) ил..юстрация
А14 В каком словосочетании слово употреблено в переносном значении?
1) золотые изделия 2) золотой слиток 3) золотая монета 4) золотое сердце
А15 В какой строчке во всех словах пишется буква и?
раду..шься, об открыти.., в алле.., к жизн..
стел..шь, реша..шь, в эскадриль.., на станци..
в област.., о словосочетани.., дыш..т, слыш..шь
в пустын.., о наук.., жалу..шься, смотр..шь
А16 В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
На дереве дрожит один листок, и лес молчит.
Учитель вернулся в класс чтобы взять журнал.
Каштанка ни о чем не думала и только плакала.
Я не спал, но чувствовал необыкновенную бодрость.
А17 Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
Что же ты здесь притаился спросил Дубровский кузнеца.
Ожили и леса и пруды и степи.
В корзинке была дичь два тетерева и утка.
Литература учебник жизни.
А18 Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
Друзья познаются в беде.
Друзья мои прекрасен наш союз.
Пишите друзьям.
Если с другом вышел в путь веселей дорога.
Прочитайте текст и выполните задания А19-А21, В1-В5, С
Какая бывает роса на траве
(1) Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. (2) Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. (3) Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
(4) Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. (5) И капли катаются по листку и не мочат его.
(6) Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик. (7) Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку. (8) Росинка эта вкуснее всякого напитка покажется.
А19 Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
Капли росы собрались в треугольных листах.
Роса переливается на солнце желтым светом.
Капелька скатится, если неосторожно сорвешь листок.
Роса вкуснее всякого напитка.
А 20 В каком предложении автор употребляет слово в переносном значении?
1) 2 2) 4 3) 6 4) 8
А 21 Определите стиль и тип речи.
1) научный стиль, описание
2) научный стиль, рассуждение
3) художественный стиль, описание
4) художественный стиль, повествование
Часть 2
Ответы к заданиям В1- В3 запишите словом (-ами).
В1 Выпишите из текста прилагательные в краткой форме.
В2 Из предложения 6 выпишите слово, в котором ь служит для обозначения мягкости согласных.
В3 Выпишите из текста глагол-исключение в форме 2-го лица единственного числа.
Ответы к заданиям В4-В5 запишите цифрами
В4 Укажите номера сложных предложений, состоящих из двух простых.
В5 Сколько грамматических основ в предложении 6?
228133752 / 03 мая 2015 г., 16:25:49
СРОЧНО!!!!!!!!Нужно решить:
Прочитайте предложения А,Б,В,Г и выполните задания А1-А4
А. Для чего белке мухомор ядовитый?
Б. Белка сушит осенью на сучках грибы сыроежки, опята, моховики.
В. Грибы все хорошие и съедобные.
Г Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг мухомор.
А1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) А,Г,В,Б 2) В,А,Г,Б 3) Б,В,Г,А 4) Г,А,Б,В
А2 Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.
1) А 2) Б 3) В 4) Г
А3 У какого слова неправильно определены постоянные морфологические признаки?
Сушит – глагол несовершенного вида, 2-е спряжение.
Вдруг – наречие.
Белка – сущ., собственное, 1 склонение.
Ядовитый – прилаг., в полной форме, качественное.
А4 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) А 2)Б 3) В 4) Г
А5 В каком ряду во всех словах пишется буква а?
сг..реть, к..сательная. обг..релый
г..релка, р..сток, пор..сль
отр..сль, заг..р, к..сающийся
водор..сли, заг..релся, соприк..сновение
А6 Найдите слово с орфографической ошибкой.
1) сберечь 2) беспредельный 3) расстилаться 4)просвещение
А7 В каком ряду пропущена одна и та же буква?
пр..морский, пр..вилегия, пр..одолеть
пр..зидиум, пр..вычка, пр..ключение
пр..мудрый, пр..старелый, пр..шить
А8 В каком слове пишется буква и?
1) потр..сение 2) зам..чательный 3) уд..вительный 4) осв..тительная
А9 Выберите фразеологизм, имеющий значение «человек, много возомнивший о себе».
1) человек с головой 2) горячая голова 3) голова варит 4) голова вскружилась
А10 Укажите слово с двумя приставками.
1) посоветовать 2) непобедимый 3) непогрешимый 4) обнажить
А11 В каком ряду все слова общеупотребительные?
иллюминатор, путешествие, земля
материк, невесомость, высота
очертание, рельеф, океан
вершина, корабль, тишина
А12 В каком ряду все слова однокоренные?
побороть, борона, борьба
виновник, вино, виноватый
зарисовка, рисуют, рисунок
колоть, колотить, колотый
А13 В каком слове пишется удвоенная л?
1) гал..ерея 2) тал..ант 3) мол..екула 4) ил..юстрация
А14 В каком словосочетании слово употреблено в переносном значении?
1) золотые изделия 2) золотой слиток 3) золотая монета 4) золотое сердце
А15 В какой строчке во всех словах пишется буква и?
раду..шься, об открыти.., в алле.., к жизн..
стел..шь, реша..шь, в эскадриль.., на станци..
в област.., о словосочетани.., дыш..т, слыш..шь
в пустын.., о наук.., жалу..шься, смотр..шь
А16 В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
На дереве дрожит один листок, и лес молчит.
Учитель вернулся в класс чтобы взять журнал.
Каштанка ни о чем не думала и только плакала.
Я не спал, но чувствовал необыкновенную бодрость.
А17 Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
Что же ты здесь притаился спросил Дубровский кузнеца.
Ожили и леса и пруды и степи.
В корзинке была дичь два тетерева и утка.
Литература учебник жизни.
А18 Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
Друзья познаются в беде.
Друзья мои прекрасен наш союз.
Пишите друзьям.
Если с другом вышел в путь веселей дорога.
Прочитайте текст и выполните задания А19-А21, В1-В5, С
Какая бывает роса на траве
(1) Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. (2) Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. (3) Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
(4) Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. (5) И капли катаются по листку и не мочат его.
(6) Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик. (7) Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку. (8) Росинка эта вкуснее всякого напитка покажется.
А19 Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
Капли росы собрались в треугольных листах.
Роса переливается на солнце желтым светом.
Капелька скатится, если неосторожно сорвешь листок.
Роса вкуснее всякого напитка.
А 20 В каком предложении автор употребляет слово в переносном значении?
1) 2 2) 4 3) 6 4) 8
А 21 Определите стиль и тип речи.
1) научный стиль, описание
2) научный стиль, рассуждение
3) художественный стиль, описание
4) художественный стиль, повествование
Часть 2
Ответы к заданиям В1- В3 запишите словом (-ами).
В1 Выпишите из текста прилагательные в краткой форме.
В2 Из предложения 6 выпишите слово, в котором ь служит для обозначения мягкости согласных.
В3 Выпишите из текста глагол-исключение в форме 2-го лица единственного числа.
Ответы к заданиям В4-В5 запишите цифрами
В4 Укажите номера сложных предложений, состоящих из двух простых.
В5 Сколько грамматических основ в предложении 6?
228133752 / 03 мая 2015 г., 16:25:49
СРОЧНО!!!!!!!!Нужно решить:
Прочитайте предложения А,Б,В,Г и выполните задания А1-А4
А. Для чего белке мухомор ядовитый?
Б. Белка сушит осенью на сучках грибы сыроежки, опята, моховики.
В. Грибы все хорошие и съедобные.
Г Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг мухомор.
А1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) А,Г,В,Б 2) В,А,Г,Б 3) Б,В,Г,А 4) Г,А,Б,В
А2 Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.
1) А 2) Б 3) В 4) Г
А3 У какого слова неправильно определены постоянные морфологические признаки?
Сушит – глагол несовершенного вида, 2-е спряжение.
Вдруг – наречие.
Белка – сущ., собственное, 1 склонение.
Ядовитый – прилаг., в полной форме, качественное.
А4 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) А 2)Б 3) В 4) Г
А5 В каком ряду во всех словах пишется буква а?
сг..реть, к..сательная. обг..релый
г..релка, р..сток, пор..сль
отр..сль, заг..р, к..сающийся
водор..сли, заг..релся, соприк..сновение
А6 Найдите слово с орфографической ошибкой.
1) сберечь 2) беспредельный 3) расстилаться 4)просвещение
А7 В каком ряду пропущена одна и та же буква?
пр..морский, пр..вилегия, пр..одолеть
пр..зидиум, пр..вычка, пр..ключение
пр..мудрый, пр..старелый, пр..шить
А8 В каком слове пишется буква и?
1) потр..сение 2) зам..чательный 3) уд..вительный 4) осв..тительная
А9 Выберите фразеологизм, имеющий значение «человек, много возомнивший о себе».
1) человек с головой 2) горячая голова 3) голова варит 4) голова вскружилась
А10 Укажите слово с двумя приставками.
1) посоветовать 2) непобедимый 3) непогрешимый 4) обнажить
А11 В каком ряду все слова общеупотребительные?
иллюминатор, путешествие, земля
материк, невесомость, высота
очертание, рельеф, океан
вершина, корабль, тишина
А12 В каком ряду все слова однокоренные?
побороть, борона, борьба
виновник, вино, виноватый
зарисовка, рисуют, рисунок
колоть, колотить, колотый
А13 В каком слове пишется удвоенная л?
1) гал..ерея 2) тал..ант 3) мол..екула 4) ил..юстрация
А14 В каком словосочетании слово употреблено в переносном значении?
1) золотые изделия 2) золотой слиток 3) золотая монета 4) золотое сердце
А15 В какой строчке во всех словах пишется буква и?
раду..шься, об открыти.., в алле.., к жизн..
стел..шь, реша..шь, в эскадриль.., на станци..
в област.., о словосочетани.., дыш..т, слыш..шь
в пустын.., о наук.., жалу..шься, смотр..шь
А16 В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
На дереве дрожит один листок, и лес молчит.
Учитель вернулся в класс чтобы взять журнал.
Каштанка ни о чем не думала и только плакала.
Я не спал, но чувствовал необыкновенную бодрость.
А17 Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
Что же ты здесь притаился спросил Дубровский кузнеца.
Ожили и леса и пруды и степи.
В корзинке была дичь два тетерева и утка.
Литература учебник жизни.
А18 Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
Друзья познаются в беде.
Друзья мои прекрасен наш союз.
Пишите друзьям.
Если с другом вышел в путь веселей дорога.
Прочитайте текст и выполните задания А19-А21, В1-В5, С
Какая бывает роса на траве
(1) Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. (2) Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. (3) Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
(4) Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. (5) И капли катаются по листку и не мочат его.
(6) Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик. (7) Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку. (8) Росинка эта вкуснее всякого напитка покажется.
А19 Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
Капли росы собрались в треугольных листах.
Роса переливается на солнце желтым светом.
Капелька скатится, если неосторожно сорвешь листок.
Роса вкуснее всякого напитка.
А 20 В каком предложении автор употребляет слово в переносном значении?
1) 2 2) 4 3) 6 4) 8
А 21 Определите стиль и тип речи.
1) научный стиль, описание
2) научный стиль, рассуждение
3) художественный стиль, описание
4) художественный стиль, повествование
Часть 2
Ответы к заданиям В1- В3 запишите словом (-ами).
В1 Выпишите из текста прилагательные в краткой форме.
В2 Из предложения 6 выпишите слово, в котором ь служит для обозначения мягкости согласных.
В3 Выпишите из текста глагол-исключение в форме 2-го лица единственного числа.
Ответы к заданиям В4-В5 запишите цифрами
В4 Укажите номера сложных предложений, состоящих из двух простых.
В5 Сколько грамматических основ в предложении 6?