Сказка о пользе труда для детей

Сказка о пользе труда для детей thumbnail
Федорино горе ???? Чуковский К.И. ???? ????

Мастера без топора ???? Бианки В.В. ???? ????

Как поп работницу нанимал. Как парень к попу в работники нанялся ???? Писахов С.Г.

Волшебницы ????‍♀️ Шарль Перро

Волшебницы ????‍♀️ Шарль Перро

Детская сказка “Волшебницы” для чтения детям от Шарля Перро

Сказка Волшебницы
Жила когда-то вдова, у которой было две дочери: старшая так была похожа на неё нравом и лицом, что …

Читать далее +

Ослиная Шкура ???? Шарль Перро

Ослиная Шкура ???? Шарль Перро

Детская сказка “Ослиная Шкура” для чтения от Шарля Перро

Сказка Ослиная Шкура
Жил когда-то король, столь великий, столь любимый своими подданными, столь почитаемый всеми своими …

Читать далее +

Подарки феи ???? Шарль Перро

Подарки феи ???? Шарль Перро

Читаем сказку “Подарки феи” от автора Шарля Перро

Сказка Подарки феи
Жила когда-то на свете вдова, и были у нее две дочери. Старшая – вылитая мать: то же лицо, тот же характер. …

Читать далее +

Приключения Чиполлино ???? Джанни Родари

Мальчик Сань Ва и золотистая лошадка

Гилитрутт

Гилитрутт

Жил в давние времена один молодой работящий крестьянин. Был у него свой хутор с обширными пастбищами и много-много овец. И вот он женился. Жена ему, на беду, попалась …

Читать далее +

Ремесло дороже золота

Ремесло дороже золота

Жил некогда богатый царь. Он часто тайком от назиров и везиров одевался в рубище нищего и ходил странствовать по городам и селам, послушать, что о нем говорит народ.

Как-то раз …

Читать далее +

Колосок ???? украинская народная сказка ???? ????

Портной и Вихрь

Портной и Вихрь

Однажды жил да был на свете портной, честный да работящий малый. Звали его Жан. И была у него жена – женщина красивая, но ленивая. Её звали Жанной.

Стоило только портному рано …

Читать далее +

Волшебная яблоня

Волшебная яблоня

Однажды, в давние времена, жила бедная женщина, у которой был единственный сын по имени Владислав. Как-то раз женщина отправилась в лес собрать к обеду малины.

По дороге домой …

Читать далее +

Догадливая невеста

Догадливая невеста

В одной деревне недалеко от реки жил старый крестьянин. Было у него две дочери. Трудно жилось крестьянину. С утра до вечера ковырял он мотыгой свой клочок земли поблизости от …

Читать далее +

Двенадцать месяцев ???? Маршак С.Я. ???? ????

В.Г. Сутеев. Дядя Миша

В.Г. Сутеев. Дядя Миша

Зашёл как-то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает:

– Как дела, Косой?

– Да вот, морковку дёргаю, дядя Миша.

– А хороша морковка-то?

– Хороша, дядя Миша, да только сидит …

Читать далее +

А.М. Горький. Про Иванушку-дурачка

К.Д. Ушинский. Два плуга

К.Д. Ушинский. Два плуга

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и …

Читать далее +

О дятле ???? Даль В.И. ???? ????

О дятле ???? Даль В.И. ???? ????

О дятле – сказка Владимира Даля

Сказка о дятле
Каяться и зарекаться хорошо, коли помнишь слово свое и зарок, и, сделав раз худо, станешь вперед от худа бегать; а коли …

Читать далее +

В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович

Сказка о попе и о работнике его Балде ???? Пушкин А.С.

Источник

Сказки на прогулке. Зима. Труд

Среди задач образовательной деятельности социально-коммуникативного развития «Труд взрослых и рукотворный мир»  в Программе дошкольного образования выделены следцющие:

1. Формировать представление о труде как ценности общества, основы

достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии ивзаимосвязи видов труда и профессий.

2. Развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступноготруда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстникамичерез дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.

4. Обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде,

элементарного планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда.

5. Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию втруде взрослых, оказанию посильной помощи.

Трудовое воспитание проводится и на занятиях, и в свободной деятельности. Сюжетно-ролевые игры, беседыс детьми о труде  и профессиях, рассказывание сказки…

Ведь именно сказки учат, что «без труда не вытянешь рыбку из пруда».

Вот только некоторые из них: русские народные сказки: «Маша и медведь», где Машенька и пол подметет, и медведю еду приготовит. Сказка «Морозко», где падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету. Украинская народная сказка «Колосок», в которой цыплята трудились, а котенок и щенок пели да танцевали все лето. Среди авторских сказок: К.И. Чуковский «Федорино горе»,  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и многие другие.

Детей знакомят с  трудовой деятельностью  и на прогулке. Наблюдайте за природой, приобщайте к труду, рассказывайте  сказки! Попробуйте и у вас получится!

Декабрь

 Однажды на прогулке дети  наблюдали за воробьями. По ходу наблюдения воспитатель читает строчки из стихотворения  В. Мирясовой

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.                            

Воспитатель: Ребята, о воробьях говорят, что они «шумный птичий народ». А я бы  добавила – очень дружный. Послушайте сказку.

«Дружные воробьи»

– В одном городе под крышей многоэтажного дома жила стайка воробьев. Эти небольшие птицы прилетали на территорию детского сада к кормушкам. Там была их своеобразная столовая.

Как у всех зимующих птиц нашего края ворон, галок, сорок, дятлов, у нихесть подпушек и очень твердый клюв.Питаются они крошками и  зернышками.

Но корма в зимнее время им не хватает, а сытость дает птахам тепло.Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, защищаясь от мороза.

Поэтому воробьи селятся рядом с человеком. Чтобы прокормиться и согреться возле него.

Да, зиму воробьи проводят рядом с людьми. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Вот и дети в детском саду, как могли, помогали птицам, подкармливали их. Однажды они принесли из дома корм: сухие корки, пшено. Все разложили в кормушки. На участке висели три кормушки. Девочки очень ответственно отнеслись к заданию. Они очистили кормушку от снега и насыпали зерно. А мальчики положили корки просто так, на дно кормушки, в снег.

Воробьи подлетали, увидев обильный корм, громко чирикали, созывает на пир своих собратьев. Возле расчищенной от снега кормушки воробьевсобралосьбольше. Они с удовольствием поедали зерно. А к кормушке, где хлебные крошки лежали в снегу, редко кто подлетал.

Мальчикам было стыдно, что они так отнеслись к ответственному заданию. С тех пор дети на прогулке проверяли кормушки, старались очищать её от снега и  подкармливать птиц.

А птицы, прилета к кормушкам громко чирикали и радовали ребят своим присутствием.

Трудовая деятельность.  Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Январь

Очень часто  на прогулке дети  наблюдали за сезонными изменениями погоды, рассказывали о природных явлениях. Зимой говорили  о свойствах снега; закрепляли знания о сезонном явлении — снегопаде; развивали чувство прекрасного.

Читайте также:  Самогон на дубовой коре польза

По ходу наблюдения воспитатель загадывает детям загадку:

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит (Снег)

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что в этой зимой мало снега? Для природы это не очень хорошо. Мало снега – мало талой воды, возможна засуха. И деревья могут пострадать. Давайте попробуем их спасти. Послушайте, я расскажу вам сказку.

«Спасенные деревья»

Наступила зима. Снега было мало. Давно он не выпадал, больше недели. Детям хотелось поиграть  в снежки, валяться в снегу.

Осталось только вспоминать, какой бывает снег. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Соблюдая режим дня, дети в детском саду вышли на прогулку.Так как снега было мало, мальчики решили построить из того что есть окопы и поиграть в войну. Они стали откапывать лопатками снег у корней деревьев. Подул сильный ветер и снежинки разлетались в разные стороны. Ребята ушли с участка довольные.

– Завтра продолжим откапывать снег для укреплений,- решили они.

Ночью Серёже приснился сон. Деревья плакали и говорили о том, что при сильном морозе корни их замёрзнут, и они высохнут.

На следующий день пришел Сережа в детский сад и рассказал ребятам свой сон.

Решили мальчики спасти деревья и на прогулке стали заново засыпать корни деревьев снегом.

Трудовая деятельность: Засыпка снегом корней деревьев на своем участке. Цель: развивать умение работать сообща.

Январь  

Наблюдение за трудом дворника

Цели: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель беседует с детьми  о работе дворника  зимой на территории детского сада

И рассказывает сказку.

«На радость малышам»

Однажды в выходные дни намело очень много снега, и дети вместе с родителями пробирались в детский сад по заснеженным дорожкам. Все недоумевали. Что случилось? Где дворник дядя Гриша?

Дети знали его давно. С утра он приводит в порядок территорию детского сада. Летом подметает дорожки, весной вскапывает клумбы, зимой расчищает  от снега тротуар. Орудия труда у дяди Гриши были одни и те же. Он использует для работы метлу, лопаты, секатор, тележку. Ребята знали, как тяжела профессия дворника и часто ему помогали. Сгребали осенью листья в кучу. Вскапывали песочницу. Расчищали дорожки от снега у себя на участке.

И сегодня они очень удивились, не увидев знакомую фигуру около  детскогосада. Оказалось, дядя Гриша заболел.

Выйдя на прогулку, они убрали свой участок и решили пойти на участок младшей группы. Все вместе взялись за работу, и вскоре участок малышей был расчищен для игр. Все остались довольны. А малыши больше всех! Всегда приятно совершать добрые поступки!

Трудовая деятельность Подметание дорожек на участке младших групп. Цель: воспитывать желание трудиться.

Февраль

На прогулке наблюдение за сезонными изменениями погоды Воспитательс целью расширения и углубления знаний о неживой природе и  формирования интереса к природным явлениям, читает строчки:

Ветер дул всю ночь, шумели ели.

Сосны старые скрипели.

Выло, дуло, завывало.

И когда пришел рассвет,

Ветра будто не бывало,

Будто не было и нет.

Воспитатель: Ребята хотите знать, как образуется ветер?  Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх,  холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер. Зимой сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.

Послушайте сказку.

«Ветер-ветерок и белый Снежок»

Жил-был Ветер-ветерок. Круглый год он путешествовал по свету. С наступлением зимы подружился ветер со Снегом. Когда шла снежная туча, ветер просыпался и мчался резвиться. Снежинки, падая, его не слушались, разлетались  в разные стороны. Всем было весело.

Но не нравилось это зимнему Солнцу, туча закрывала его, и оно не видело зимних утех Ветра и Снега.

И тогда Солнце подговорило Ветер быть не только легким и игривым, а стать серьезнее, показать себя во всей силе.

Поддался на уговоры Солнца Ветер-ветерок. Как только туча закрыла в очередной раз Солнце, Ветер стал дуть сильнее. Снежок, привыкший к легкому дуновению ветерка, не ожидал такой силы и закружился в вихре.Он перемещался по направлению ветра с одного места на другое.

Сталохолодно, ветрено, пасмурно. Началась настоящая метель. Наш Ветерок и сам испугался,  начал убавлять свою силу. Постепенно он утих, и благодарный Снежок вновь стал падать тихо и спокойно.

С тех пор, как только Ветер хочет показать свою силу, Снежок останавливает его, и тот дует  тише,прислушивается к другу.

Трудовая деятельность:  Сбор снега для постройки снежного городка. Цели: формировать умение трудиться в коллективе; планировать работу.

Литература

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  2. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском садуСтаршая и подготовительная к школе группы /.И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. — 208 с. (Программа развития
  3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).

Источник

Татьяна Гордеева
Приобщение детей дошкольного возраста к труду посредством русских народных сказок, пословиц, песен, игр

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 44 “Колокольчик”

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРУДУ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК, ПОСЛОВИЦ, ПЕСЕН, ИГР»

Воспитатель : Гордеева. Т. В.

Серпухов, 2016 г.

Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводи к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой, музыкой, художественной литературой и т. д. Следует подчеркнуть, что общий источник – потребность детей принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых.

Читайте также:  Калина ягоды вред польза и вред

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми.

Трудовое воспитание подрастающего поколения всегда оставалось одной из самых актуальных проблем отечественной педагогики. В последние годы труд детей стал рассматриваться и как средство всестороннего воспитания. Труд оказывает влияние и на расширение кругозора дошкольников, обогащает словарь, побуждает творить прекрасное своими руками.

Приобщение детей к труду, желание и умение трудиться в пределах возможностей должно быть привито ребенку с дошкольного возраста. В этом возрасте природа ребенка такова, что игра и труд тесно связаны и не противоречат друг другу. Ребенок стремится все узнать и сделать сам. Его активность в этом нужно использовать и направлять в нужное русло, тем самым поощряя ребенка к труду.

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Важное значение трудовому воспитанию придавали К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский и др. Ушинский во многих своих работах определял теоретический и методический взгляд на труд детей.Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Например, можно вспомнить пословицы о труде и отношение людей к труду: «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными».

Труд детей своеобразен. Продукты его объективно малозначимы, но необходимо обращать внимание на его субъективную значимость, на затраченные ребенком трудовые усилия, на проявление им воли, настойчивости, на желание трудиться, чтобы доставить радость окружающим или сделать что-то полезное своими руками.

В труде дошкольника ярко проявляется его связь с игрой. Своеобразные манипулятивные действия осуществляются в процессе игры. Так, в словах «как будто» присутствуют воображаемые трудовые операции: помыли посуду, довезли пассажиров до станции и т. д. Процесс игры побуждает ребенка осуществлять реальные трудовые действия: он купает куклу, намыливая её губкой, складывает кубики на месте будущей постройки и т. д.

Игра пронизывает и трудовые действия. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет розетки с гуашью. Закончив работу, превращает поднос, которым пользовался в руль, себя – в шофера и «едет» за розетками. Такое сочетание действий не мешает ему выполнить свои обязанности, и ругать дошкольника за это не следует.

Игра может стать мотивом, побуждающим к труду: чтобы играть в «метро», надо смастерить вагончики, как – то оформить платформы, приготовить билеты и т. д. В средней группе мотивом, побуждающим включиться в труд, может стать желание овладеть новыми навыками, помочь взрослым, а в старшей – осознание своих обязанностей, значимости труда, т. е. мотив общественной пользы.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. Но самообслуживание для маленьких представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. В процессе обучения навыкам самообслуживания редко обращаются к игровой ситуации. Иногда используется какая –либо игрушка: мишка или кукла, «которые смотрят, как чисто умывается дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула».

Проследим, какая связь устанавливается между трудом и игрой детей этого возраста. В начале их заинтересовывает не сам процесс самообслуживания, а игровой образ. Через него дети осваивают навык, приобретают уверенность движений. По мере формирования навыков складывается деятельность самообслуживания. Ребенок самостоятельно умывается, одевается, ест.

Связь игры и труда детей младшей группы можно проследить в процессе выполнения ими дел,необходимых для игры: провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, помыть игрушечную посуду, построить жильё для игрушечных животных, перевести строительный материал к месту стройки и т. п.

В среднем дошкольном возрасте также еще не столь отчетливо выступает линия самостоятельной трудовой деятельности детей, хотя в отдельных случаях содержание труда приводит их к игровой деятельности. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера. Готовясь к празднику, дети приводят в порядок кукольное хозяйство, стирают и гладят платья для кукол, пришивают оторванные пуговицы к пальто или платью куклы. Трудовые процессы в игре детей этого возраста носят эпизодический характер, возникают по их собственной инициативе и получают поддержку воспитателя.

В тех случаях, когда у детей еще не сформированы навыки работы с инструментами, когда сам характер трудового процесса ещё незнаком детям, а ясного указания к использованию инструмента не дано, преобладающей является игровая, а не трудовая деятельность.

Нередко игровые моменты наблюдаются в труде детей не только младшего, среднего, но и старшего дошкольного возраста.

В процессе развития активной трудовой деятельности в игре детей старшей группы, воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность и самостоятельность. На их стремление мастерить что-то своими руками, на обнаруживающуюся более ярко, чем на предыдущей возрастной ступени, способность длительно удерживать единую линию игрового замысла.

Если в средней группе переход от игры к трудовому процессу отвлекает детей от игры, они по своему желанию чаще всего к ней уже не возвращаются. То в старшем возрасте игровой замысел для детей сохраняет свою актуальность. Например, дети мастерят игрушку с ясным желанием сделать её для последующей игры.

Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы возобновить игру.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создать эмоционально-положительную обстановку. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку, художественную литературу, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду.

Читайте также:  Какой вред или польза от душицы

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить ребенка трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой всегда трудолюбив, готов помочь другому герою.Например: «Крылатый, мохнатый масленый», «Репка», «Морозко», «Заюшкина избушка».

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека.Например: «Кем быть» – В. Маяковского, А что у вас?» – С. Михалкова. Показан процесс труда: «Как печатали вашу книгу» – С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» – А. Ивича и др. Рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии,самоотверженность и добросовестности: «Какие они полярники» – А. Членова, «Сквозь буран» – И. Винокурова. Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовление вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий. Например стихотворение Ю Тувима «Все для всех»:

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, наточает?

Стало быть,так и выходит:

Все, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудится

Честно, усердно и дружно.

Читая детям художественные произведения о труде,мы решаем сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношения к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.

В трудовом воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.

Пословицы о труде демонстрируют ребенку, что труд может спасти любого человека, ведь, без работы человек может остаться без куска хлеба.

При этом, русские поговорки и пословицы о труде обращают внимание ребят на то, что недостаточно бездумно делать свою работу, необходимо ее любить. Любимая работа – всегда лучше, чем нелюбимая, надоевшая, которую не зря в народе называют – рутиной.

В работе с детьми каждый день можно использовать пословицы и поговорки. Эти народные мудрости помогают похвалить или подбодрить ребенка.Например: «Маленький да удаленький», «Глаза боятся, а руки делают».Вызвать отношение к лени: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки». Подчеркнуть важность труда: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

К группе художественных средств трудового воспитания относятся диафильмы и видеофильмы, слайды. Например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», все остальное – содержание труда, его процесс вполне современны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде в сельском хозяйстве.

Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

Помогает воспитанию желания трудиться и музыка. Она уже давно используется как сопровождение труда детей. Магнитофонные записи можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Это возможно, когда не идет прямое обучение трудовым действиям.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Известный советский педагог В. А.Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Список литературы

1.”Воспитание дошкольника в труде“. Под ред. В. Г. Нечаевой [текст]/

Издательство «Просвещение», М., 1974

2. Программа воспитания и обучения в детском саду [текст]/

Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой,2005

3. Виноградова А. М., Козлова С. А. [текст]/ Учебно-методические материалы

«Дошкольное образование», 198