Сказка о пользе и вреде

Сказка о пользе и вреде thumbnail

Польза сказок в жизни детей.

К моему большому сожалению в нашей жизни мало места для сказки. В современном обществе, молодые родители говорят… «Мы, такие цивилизованные, интеллектуальные и прагматичные, не привыкли тратить время на «глупости»: малыш может заснуть без сказки – и слава Богу». А папа-мама за это время какое-то полезное дело сделают. А то, гляди, еще разбалуешь: сказочку, песенку…

         Некоторые родители считают сказки обманом. А вот ученые доказали: чем дольше ребенок верит в волшебство и в Деда Мороза, тем оптимистичнее, жизнерадостнее остается настрой на всю жизнь.

И болеют оптимисты реже. Чем больше ребенок будет отождествлять себя с положительными героями, тем увереннее, смелее и решительнее научится противостоять злу в дальнейшей жизни. Наши «невежественные» бабушки, прабабушки были очень мудрыми. Жизнь сохранила вечные ценности и будет беречь их и впредь.

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.

Сказки прошли испытания тысячелетиями. Это как театр, который не исчез с интернетом.   Сказки – это целый детский морально-этический кодекс, веками создаваемый народом. Они учат различать добро и зло, любить, сопереживать. 

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет”. Это слова замечательной песенки из «Домовенка Кузи». Помните? Мы все родом из детства .И вряд  ли среди нас найдется хоть один человек, который не слушал сказки. Все мы помним самые первые сказки про Репку, Теремок, Колобка и Курочку Рябу, помним сказки про Дюймовочку, Снежную Королеву и Кота в сапогах. Каждый из нас переживал за главного героя и мечтал о прекрасном принце или о золотой рыбке, волшебной палочке, исполняющей все желания. У каждого из нас была любимая сказка, которую мы просили прочесть 1000 раз, и каждый раз она открывалась для нас с новой стороны.

Что же такого полезного дают  волшебные истории? В первую очередь, психологи и педагоги считают, что благодаря сказкам малыши погружаются в свой волшебный мир, представляют себя в роли персонажа, и таким образом начинают учиться на поступках героев. Естественно, став добрым в сказке, ребенок уже понимает разницу между добром и злом. 

Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой всегда проявляет активность, он храбр и всегда выходит победителем, он прилагает все усилия для разрешения проблемы. Сказки учат ребенка активно действовать, а не пасовать перед трудностями. Волшебные детские сказки учат ребенка, что добро всегда побеждает зло, и за черной полосой всегда будет белая. Она дарит ребенку новые ощущения и впечатления.

Еще один большой плюс в том, что чтение сказок – это момент, который укрепляет семью.

Детские психологи говорят о большой значимости сказки в детской жизни. При работе с детьми они часто используют приемы сказкотерапии, потому что сказка – это лучший инструмент для того, чтобы построить отношения с ребенком. Как для педагогов в детском саду, так и для родителей дома. Сказка может помочь малышам понять мир, а также избавиться от многих комплексов и страхов.

Психологи так же  отмечают, что сказки полезны и для родителей. Когда папа и мама не рассказывают сказок детям, это свидетельствует об их собственных комплексах. Например, они боятся показаться смешными, ведь это несерьезно – рассказывать сказки. Или мешает обычная лень. Помните: мама, читая сказку ребенку, сама релаксирует, происходит коррекция ее комплексов. Ведь мы с годами запрещаем себе мечтать, ждать чуда. Сказка дает это ощущение. Поэтому она, как батарейка, заряжает изнутри. 

Многие родители часто задают вопрос: с какого возраста лучше начинать читать сказки?
Ответ прост – можно с самого рождения. Конечно, ваш малыш еще не понимает смысла того, что вы ему рассказываете, но он уже чувствует эмоции и интонации, а ведь это так важно для грудничка. Очень понравится ребенку, если вы начнете читать сказку на ночь. Со временем юное создание привыкает к такому хорошему обычаю, и мирно будет засыпать под ваши слова.

Очень важно рассказывать детям правильные сказки и читать их правильно.

  • Прежде всего не делайте этого на ходу. Выделите отдельное время для совместного чтения сказок, чтение сказок перед сном поможет ребёнку успокоиться и расслабиться.
  • Если малыш просит почитать именно сейчас, то не отказывайте по возможности ему в этом. Ведь это желание может пропасть, и тогда родителям будет трудно прививать интерес к книге.
  • Чтение не должно быть неразборчивым, читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова. Еще будет лучше, если вы будете читать в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая голосом особенные моменты…
  • Золотое правило – одна сказка за один раз – таким образом сказки не наскучат вашему ребёнку, да и вы не лишитесь своего голоса. Так ребенок сможет более глубоко понять ее смысл. Никогда не отказывайтесь читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит перечитывать одну и туже сказку несколько дней, снова и снова – не отказывайтесь, значит ему это важно, значит в этой сказке он находит что-то невероятно ценное для себя. 
  • Обязательно задавайте вопросы после прочтения, помогите составить ребёнку правильное отношения к событиям из сказки – таким образом ваше чадо приобретает свой жизненный опыт, который в будущем может сыграть очень важную роль. Так же на следующий день можно нарисовать ,слепить героев, прочитанной сказки.

Итак, можно однозначно заключить, что польза сказок, несомненно,  велика . При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

        Так что же нужно читать детям?

Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова – простыми и понятными. Лучше всего, чтобы главными героями сказок были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Лучшим выбором сказок детям до 3 лет являются: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка», «Лиса и Журавль», «Бычок – смоляной бочок». Эти сказки короткие, в них много повторений и за их сюжетом легко уследит даже малыш.

Читайте также:  Сливочное масло польза или вред при диабете

Ребенок взрослеет и на смену приходят более длинные и содержательные истории, например «Три поросёнка» , «Красная Шапочка», «Гуси-Лебеди», «Волк и семеро козлят» …

Стал постарше следует перейти на «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен, «Мэри Поппинс» П. Трэверс …

Коллекция сказок очень велика:  русские народные сказки, шведские ,датские, английские …

Авторские сказки :А.С. Пушкин, В.И. Даль, Максим Горький, Аркадий Гайдар, Г.-Х. Андерсен, Ш. Перро, Братья Гримм, Астрид Линдгрен, Джанни Родари …

Так же чтение сказок помогает при возникновении различных страхов и эмоциональных проблем у детей.

Слишком активных деток успокоят сказки «Колобок» и «Теремок». Для   решения эмоциональных проблем нужны более сложные сказки – «Буратино», «Чиполлино»,«Карлсон». Детям, которые боятся прививок и уколов, прочтите «Отважный Флай» (Ворошнина Ю.), «Звездочет в поисках капризулей» (Ткач Л.), «Сказка о полезной прививке» ( Е.Казимирская ).

Если ребенок с появлением в семье братика (сестры) показывает свое негативное отношение к новому члену семьи ,то следует почитать «Гуси – лебеди».

Если боится темноты, поможет сказка о Питере Пене, «Краденое солнце»

Ребенок немного труслив, почитайте ему «Тараканище» К.И. Чуковский, если был уличен во лжи, подойдет произведение Л.Н.Толстого «Лгун» …

Намного интереснее придумывать сказки самим, вместе с ребенком – в зависимости от ситуации. Например, «Про Аню и ее вредную подружку», «Про Сашу и волшебника, раздающего подарки» и другие, которые покажутся Вам подходящими. Включите фантазию и у Вас все получится.

Нам, взрослым, нужно чаще вспоминать, что сказка и внутренний мир ребенка неотделимы, отвечать на его переживания сказкой, говорить с ним на языке фантазии и воображения.

Мораль важна, но еще важнее искренние эмоции, которые будет испытывать Ваш малыш. Не забывайте: сказка – это всегда волшебство. Самое страшное чудовище можно остановить добрым словом или поступком, можно просто пожалеть его, накормить и стать его другом – и все изменится! Не жалейте времени, вернитесь в детство, и Вы сами не заметите, что прошла усталость,  заботы и проблемы отойдут на задний план и не будут уже казаться такими тяжелыми и неразрешимыми.

Желаю Вам и Вашим детям самых умных, добрых и полезных сказок – как и чудесного времени, проведенного с самым дорогим существом на свете – Вашим ребенком!

Источник

   Дело было в те благословенные времена, когда мобильные телефоны существовали разве что в сказках, вместе с коврами-самолётами и сапогами-скороходами. Жила-была одна Девушка, и была у них любовь с Прекрасным Юношей. Любовь расцветала с каждым годом всё ярче, и жить бы им долго и счастливо и умереть в один день, да от Прекрасного Юноши забеременела другая Девушка (для удобства повествования так и буду их называть – Первая Девушка и Вторая Девушка, хотя которая была первой хронологически, ещё вопрос). Да так забеременела, что родила! Ну, случается такое с юношами, особенно с прекрасными.

   Первая Девушка узнала об этом совершенно случайно, когда малышу было уже восемь месяцев. И так она прониклась гордостью за благородство Прекрасного Юноши, не оставившего без участия мать и дитя, что тут же бросила его навсегда. Раза четыре, ибо любила его, а сам он бросаться категорически не собирался.

   В один из промежутков между этими четырьмя разами шли они по улице, и Уже Не Столь Прекрасному Юноше срочно понадобилось позвонить. Стекло в телефонной будке по традиции было разбито, и Первая Девушка снаружи невольно видела процесс набора номера.

   Скоро сказка сказывается или не очень, но Первая Девушка всё же решила, что бросать навсегда – значит навсегда. И почти уже привыкла. Но надо же такому случиться – прислали ей посылочку аж из Америки. А в те времена посылки из Америки не заказывали на всяких и-бэях, и приносили их не экспресс-курьеры. Посылки собирали по зёрнышку презренные эмигранты третьей волны и передавали с немыслимыми подвернувшимися оказиями в лице дальних родственников, близких знакомых, а то и вовсе незнакомых на доверии. А так как оказии случались нечасто, то заодно в посылки пихались передачки для всех родственников и знакомых родственников и знакомых. Поэтому Первая Девушка не удивилась пакетику для некоего Т., но разыскать его могла только через Прекрасного Юношу.

   Домашний и рабочий телефоны Прекрасного Юноши почему-то не отвечали. Интуиция подсказала Первой Девушке, что искать коварного надо по номеру из телефонной будки, а феноменальная зрительная память услужливо его нарисовала… Вторая Девушка невежливо спросила, кому понадобился Прекрасный Юноша на ночь глядя. Первая Девушка считала, что вопрос позволителен разве что при звонке в Кремль, да и затруднялась уже объяснить, кто она, поэтому ответила, что Юноша сам потом расскажет, если захочет. Вторая Девушка почти без паузы прошипела: «Он не хочет с Вами разговаривать» и бросила трубку.

   Первая Девушка задохнулась от хамства и несправедливости. Она не искала поводов и предлогов, у неё было важное дело! И Девушка поклялась, что отрубит свою руку, если она, рука, когда-нибудь наберёт этот проклятый номер. И клятву свою сдержала. Не в смысле отрубила, а в смысле не набрала.

   Некий Т., кстати, без своего пакетика не остался. Первой Девушке пришлось вспомнить одного совсем почти незнакомого общего знакомого и отвезти передачку ему в офис. На законный вопрос, почему она не нашла Т. через Прекрасного Юношу, Девушка удивлённо ответила: «А кто это???»

  … Прошло пятнадцать лет, и они встретились – По-Прежнему Первая Девушка и Давно Уже Не Юноша.

Читайте также:  Колбаса кровянка польза или вред

   – Почему ты ни разу не позвонила? – спросил Давно Уже Не Юноша. – Я ждал. Всё равно у меня не сложилось со Второй Девушкой, хотя      и живу с ней всё это время. – Странная всё же логика у этих бывших юношей. – Люблю-то я тебя… А ты?

   – Нет, – ответила По-Прежнему Первая Девушка, которая не умела врать и очень не любила, когда это делают другие. И рассказала про      тот телефонный разговор.

   – Я ничего не знал…, – прошептал Давно Уже Не Юноша, и глаза его подёрнулись туманом. Так, кажется, надо писать в мелодрамах? –        Представляешь, если бы тогда были мобильные телефоны? Всё могло бы быть по-другому…

   Посмотрела По-Прежнему Первая Девушка на Давно Уже Не Юношу, на свои красивые руки и решила, что прогресс – зло.

Источник

  • главная
  • люди
  • Ляля Фугу

   Дело было в те благословенные времена, когда мобильные телефоны существовали разве что в сказках, вместе с коврами-самолётами и сапогами-скороходами. Жила-была одна Девушка, и была у них любовь с Прекрасным Юношей. Любовь расцветала с каждым годом всё ярче, и жить бы им долго и счастливо и умереть в один день, да от Прекрасного Юноши забеременела другая Девушка (для удобства повествования так и буду их называть – Первая Девушка и Вторая Девушка, хотя которая была первой хронологически, ещё вопрос). Да так забеременела, что родила! Ну, случается такое с юношами, особенно с прекрасными.

   Первая Девушка узнала об этом совершенно случайно, когда малышу было уже восемь месяцев. И так она прониклась гордостью за благородство Прекрасного Юноши, не оставившего без участия мать и дитя, что тут же бросила его навсегда. Раза четыре, ибо любила его, а сам он бросаться категорически не собирался.

   В один из промежутков между этими четырьмя разами шли они по улице, и Уже Не Столь Прекрасному Юноше срочно понадобилось позвонить. Стекло в телефонной будке по традиции было разбито, и Первая Девушка снаружи невольно видела процесс набора номера.

   Скоро сказка сказывается или не очень, но Первая Девушка всё же решила, что бросать навсегда – значит навсегда. И почти уже привыкла. Но надо же такому случиться – прислали ей посылочку аж из Америки. А в те времена посылки из Америки не заказывали на всяких и-бэях, и приносили их не экспресс-курьеры. Посылки собирали по зёрнышку презренные эмигранты третьей волны и передавали с немыслимыми подвернувшимися оказиями в лице дальних родственников, близких знакомых, а то и вовсе незнакомых на доверии. А так как оказии случались нечасто, то заодно в посылки пихались передачки для всех родственников и знакомых родственников и знакомых. Поэтому Первая Девушка не удивилась пакетику для некоего Т., но разыскать его могла только через Прекрасного Юношу.

   Домашний и рабочий телефоны Прекрасного Юноши почему-то не отвечали. Интуиция подсказала Первой Девушке, что искать коварного надо по номеру из телефонной будки, а феноменальная зрительная память услужливо его нарисовала… Вторая Девушка невежливо спросила, кому понадобился Прекрасный Юноша на ночь глядя. Первая Девушка считала, что вопрос позволителен разве что при звонке в Кремль, да и затруднялась уже объяснить, кто она, поэтому ответила, что Юноша сам потом расскажет, если захочет. Вторая Девушка почти без паузы прошипела: «Он не хочет с Вами разговаривать» и бросила трубку.

   Первая Девушка задохнулась от хамства и несправедливости. Она не искала поводов и предлогов, у неё было важное дело! И Девушка поклялась, что отрубит свою руку, если она, рука, когда-нибудь наберёт этот проклятый номер. И клятву свою сдержала. Не в смысле отрубила, а в смысле не набрала.

   Некий Т., кстати, без своего пакетика не остался. Первой Девушке пришлось вспомнить одного совсем почти незнакомого общего знакомого и отвезти передачку ему в офис. На законный вопрос, почему она не нашла Т. через Прекрасного Юношу, Девушка удивлённо ответила: «А кто это???»

  … Прошло пятнадцать лет, и они встретились – По-Прежнему Первая Девушка и Давно Уже Не Юноша.

   – Почему ты ни разу не позвонила? – спросил Давно Уже Не Юноша. – Я ждал. Всё равно у меня не сложилось со Второй Девушкой, хотя      и живу с ней всё это время. – Странная всё же логика у этих бывших юношей. – Люблю-то я тебя… А ты?

   – Нет, – ответила По-Прежнему Первая Девушка, которая не умела врать и очень не любила, когда это делают другие. И рассказала про      тот телефонный разговор.

   – Я ничего не знал…, – прошептал Давно Уже Не Юноша, и глаза его подёрнулись туманом. Так, кажется, надо писать в мелодрамах? –        Представляешь, если бы тогда были мобильные телефоны? Всё могло бы быть по-другому…

   Посмотрела По-Прежнему Первая Девушка на Давно Уже Не Юношу, на свои красивые руки и решила, что прогресс – зло.

За сутки посетители оставили 832 записи в блогах и 7295 комментариев.
Зарегистрировалось 29 новых макспаркеров. Теперь нас 5025213.

Источник

Психологи доказали, что…

…лучшее средство работы с внутренним миром ребенка и мощный инструмент развития самосознания — это сказка*. Зная особенности детского восприятия, можно обучать и воспитывать малыша весело и интересно без скучных нравоучений.

* Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекции и педагогической работе // Педагогика. — 1999. — № 10.

Среди родителей существует мнение, что ребенок быстро вырастает из сказок. Так нужно ли им придавать сколь-нибудь серьезное значение? Давайте разберемся.

Изображение Thế Anh Trần с сайта Pixabay

Читайте также:  Монастырский чай вред или польза и вред

Польза русских народных сказок

В пользу чтения и рассказывания русских народных сказок можно привести немало доводов. Мы нарочно не даем примеров, все названия сказок у вас на слуху, а возрастную градацию (когда и что читать) опубликуем в самом конце статьи.

Что же касается значения сказки, не будет лишним напомнить главное. Об этом как раз мало говорят.

Сказка:

✔ приучает к вниманию. Большая часть дошедших до нас сказок имеет несколько смысловых слоев и может быть рассказана как на бытовом или приключенческом уровне, просто для запоминания или переживания, так и на глубинном уровне. Внимание это не просто мыслительный процесс, как утверждает практическая психология, это в первую очередь, духовная работа. Рассказывая сказку, мы учим именно этой работе;

✔ развивает речь и пополняет словарный запас. Заложенные в сказке понятия это шифры. Читая сказку, мы учимся сами и учим наших детей внимательно относиться к слову в сказке: наблюдать речевую ткань, отслеживать образы, находить сравнения, противоположности, последовательности. При этом сказка умеет адаптироваться к уровню понимания и рассказчика, и слушателя, раскрывает свой сюжет и смысл каждому, кто с ней знакомится, по мере накопления им понятийного и жизненного опыта;

✔ раскрывает знание. Многие сказки мы читаем как волшебные, однако они ближе к реальной картине мира, чем то, что мы ежедневно видим вокруг себя. Это нужно осознать, и сказка раскроет, как ни странно, вполне научные знания об окружающем мире, о технических возможностях, о месте человека в природе, в обществе, в семье.

Назовем еще три плюса, уже с точки зрения современной детской психологии и психотерапии:

  • Сказка развивает творческие способности и обучает сторителлингу (умению рассказывать истории): ребенок может самостоятельно придумать или додумать сказку по своему желанию и выразить через речь, рисунок, поделку или игру. Мы с вами знаем, что в силу физиологических особенностей деятельный мир ребенка ограничен, а творческий процесс на основе сказки расширяет эти границы.
  • Сказка учит концентрации, развивает усидчивость и терпение: помимо умения слушания, часто в самих сюжетах заложены примеры поведения, позволяющие достичь желаемого результата, так сказать секрет успеха. Несомненно, в учебе и в бытовой жизни это отличное приобретение.
  • Сказка помогает расслабиться и снять напряжение: действительно в сказке возможно все. Предвосхищая волшебство, победу доброго и ясного над темным и злым, ребенок без страха доверяет всему, что может случиться в сказке. А так как жизнь и сказка в сознании ребенка переплетены, мы часто видим, что во взаимодействии с окружающим миром он тоже становится более открытым.

Изображение Tumisu с сайта Pixabay

Как выбрать сказку?

Выбирая сказку, учитывайте возраст ребенка. Нравятся ли ему животные и сказочные сюжеты или он любит что-то другое? Чтобы не ошибиться со сложностью, следуйте простым правилам:

  • Для самых маленьких подойдут короткие сказки, где мало слов, а сюжет последовательный. Таковы сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка». В них прослеживается момент накопления (героев или действий) в развитии сюжета, часты повторения одних и тех же слов или действий. Мораль в повествовании отсутствует. Здесь есть физиологическое обоснование: малыш сейчас находится на стадии активного впитывания зрительных и слуховых образов, но имеет краткосрочную память, требующую постоянного напоминания. Вывод его сейчас не интересует, а вот начало, насыщение и конец очень важны. Причем самый маленький не позволит вам читать сказку полностью, придется ее комкать. А ближе к двум годам по картинкам будет сам выстраивать последовательности.
  • Дети с 2,5 лет начинают не просто воспринимать, а уже анализировать окружающий мир — им будут интересны те же сказки, но уже с выводами и загадками. Советуем выбирать книги, где можно подольше пообщаться с героями, поиграть в сюжет (книжки-игрушки, головоломки, раскраски). Первые сказки, где возможно отследить отношения предметного мира и мира природных явлений — «Три медведя», «Соломенный бычок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и Журавль», «Снегурочка».
  • Дошкольникам от 4 лет, обучающимся чтению, будут интересны сказки с богатым развитием волшебного сюжета «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Иван Царевич и Серый Волк», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка». Также можно включить народные и авторские сказки, пересказы, которые имеют параллель со сказками других языков (не говорим народов, поскольку корни могут быть одни и те же): «Рукодельница и Ленивица», «Финист — Ясный сокол», («Красавица и чудовище», «Аленький цветочек») и др. Не стоит забывать и о сказках, герои которых — животные: в 5 лет ребенок поймет и вывод, и характеры, и усложнение сюжетных линий: «Волк и Лиса», «Лиса и Котофей Иваныч», «Коза и Волк». По-новому откроются и сказки, которые мы перечислили для маленьких.
  • Начиная с 6-7 лет знакомьте ребенка со сказками народов мира. Пускай он сам и не сможет найти сходство и различия с русскими сказками, но, если вы подскажете, ребенок сделает потрясающее открытие! Многие сказки народов имеют единые корни.

Изображение Jill Wellington с сайта Pixabay

Если ваш ребенок уже сам читает, обязательно хвалите его, даже если он делает только первые шаги. Говорите: «Ты сегодня очень старался. Молодец!» Детям важно чувствовать внимание и поддержку родителей. Так они обретут уверенность в себе и собственных силах. Кстати, если малыш не читает, а только слушает, не забудьте хвалить и его. «Ты слушал внимательно», «Ты понял сказку», «Ты угадал», «Ты помог», «Ты показал, где… (кто, что делал)» и т.д. Слушать сказку — это учение. Не случайны концовки сказок: «А кто слушал — молодец!»

Правильно подобранная сказка способна всерьез заинтересовать ребенка не только чтением, но даже рисованием: со временем он захочет усложнить задачу и создать собственные сказку или рисунок. Поддержите его в этом.

Запомните: сказки — это клад!

Источник