Скандинавская ходьба польза для детей

Скандинавская ходьба польза для детей thumbnail

Автор Ребенок в спорте На чтение 6 мин. Просмотров 2 Опубликовано 08.11.2018

Поддерживать организм в порядке помогает спорт. Занятия физкультурой восполняют ежедневную потребность в движениях. Особенно это относится к младшему поколению.

Многие из нас видели бодрых пожилых людей с палками, тренирующихся на улице, в парке или в лесу. Скандинавская ходьба стала популярна совсем недавно, и поэтому мало кто воспринимает подобный вид физической активности всерьез.

Несмотря на стереотипы, нужна ли скандинавская ходьба ребенку? Или ей занимаются только люди пожилого возраста? Правда ли, что для занятий не нужен специальный инвентарь и спортивная одежда?

История

В далекие времена люди, проходившие огромные расстояния по рельефной местности, использовали палку для опоры. Позже скандинавская ходьба как тренировка была придумана в Финляндии профессиональными лыжниками, которые стремились поддерживать свою спортивную форму не только зимой, но и летом.

Германия, Австрия и Финляндия основали Международную Ассоциацию скандинавской ходьбы, а со временем этот вид спорта распространился по всему миру.

Что такое скандинавская ходьба

Скандинавская ходьба

Скандинавская ходьба — это особый вид физической активности, в котором используются определенная методика занятий и техника ходьбы при помощи специально разработанных палок.

Палки — единственный инвентарь, который вам понадобится. Они бывают двухсекционные и трехсекционные, имеют наконечники и твердосплавные шипы. В ручках закреплены ремешки, которые напоминают перчатки без пальцев и называются темляком. Смотрите, чтобы темляк не натирал руки.

Выделяют три уровня скандинавской ходьбы в зависимости от цели тренирующегося:

  1. Оздоровительный уровень. Данный уровень часто рекомендован врачами, как легкий способ поддерживать хорошую физическую форму, в отсутствии возможности заниматься другими видами спорта.
  2. Уровень «фитнес». Как правило, выбирается людьми далекими от спорта. А именно теми, кто решил начинать с малого для поддержания спортивного тонуса.
  3. Спортивный уровень. Для спортсменов, ищущих дополнительные тренировки в летний период, или возможность делать простые, но эффективные упражнения.

С ого возраста

Заниматься скандинавской ходьбой можно начинать с дошкольного возраста, примерно в 6-7 лет. Правильно подобранные палки должны быть на 25 см ниже роста ребенка. Занятия проводятся один-три раза в неделю до 30 минут.

Медицинские противопоказания

Перед занятиями вам нужна стандартная справка об отсутствии противопоказаний для занятий спортом. Она дается сроком на год. Противопоказано заниматься людям с острым заболеванием почек, сложной формой диабета, с обострением сердечной недостаточности.

Скандинавская ходьба — один из самых легких физических активностей. При этом постарайтесь первое время позаниматься с инструктором, для того чтобы освоить технику ходьбы правильно и не навредить себе.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

Плюсы

Скандинавская ходьба

Скандинавская ходьба универсальна, в ней нет соревновательного элемента. Она несет в себе позитив и умиротворение. Это не травмоопасный вид спорта, который при сменах маршрута не надоедает никогда, а заниматься можно в любом возрасте.

Плюсы для детского организма:

  • формируется правильная осанка;
  • устраняются признаки сколиоза — на начальной стадии;
  • улучшается работа дыхательной системы;
  • закаливается организм и повышается иммунитет;
  • развивается ловкость, координация движения;
  • вырабатывается выносливость, дисциплина;
  • профилактика плоскостопия, проблем с суставами;
  • борьба с лишним весом;
  • нормализуется психо-эмоциональное и душевное равновесие;
  • активное приобщение к спорту.

Занятия скандинавской ходьбой также снижают артериальное давление, уровень холестерина, ускоряют метаболизм.

Минусы

Главный минус скандинавской ходьбы — это стереотип, о том, что занимаются ею только бабушки от скуки. Поэтому многим детям и подросткам, взрослым кажется нелепым попробовать ходьбу, как альтернативу спортзалу или сидячему образу жизни. Сколько времени понадобится скандинавской ходьбе для создания позитивного молодежного образа неизвестно.

Особенности занятий

По сути, скандинавская ходьба — это обычная ходьба, но с нагрузками на палки. Сформулируем основные принципы, которые нужно запомнить:

  1. За небольшой шаг делать полное маховое движение рукой.
  2. Не ограничивать движение в плечах, притом локоть не привязывается к корпусу.
  3. Палка должна находиться под острым углом.
  4. Правильный шаг представляет собой перекат с пятки на носок.
  5. Как только мы совершаем опору на палки, идет нагрузка на грудную часть и на руки. Когда мы отводим руку назад, то включаем в работу мышцы спины и плеч, плюсом ровняем осанку.
  6. Помните, даже если вы занимаетесь в паре или в группе, главное — это индивидуальность. Темп и время, отведенное на занятие спортом должны подходить спортсмену. Методика, выбранная вами для занятий должна быть по силам и с разумными нагрузками.

Где заниматься

По инициативе воспитателя или физкультурного работника в детских садах организовывают группы по скандинавской ходьбе. Для малышей — это безопасный и простой в освоении вид спорта. Он укрепляет здоровье, корректирует недостатки физического развития. Это отличная профилактика заболеваний.

Впервые в Нижегородской области в расписании учеников школы появилось факультативное занятие по скандинавской ходьбе.

Учитель физической культуры школы №48, президент Федерации северной ходьбы Нижегородской области Людмила Логинова: «Скандинавская ходьба позволяет выпрямить осанку, так как школьники сидят целый день сгорбленные на уроках, после уроков они так же сидят в гаджетах, а здесь очень хорошая разминка.  Также это очень хорошо влияет на сердечно-сосудистою систему, для  предотвращения остеопорозов, тромбов, здесь одни только плюсы».

В секциях занятия проводятся два раза в неделю, круглогодично, и доступны всем желающим. Правда, география занятий не очень обширна. Так как данный вид только набирает свою популярность.

Конечно, самый лучший вариант семейный. Родители и дети могут спокойно общаться и провести время на природе. Но один из родителей должен иметь опыт в скандинавской ходьбе, или провести первые занятия с инструктором, для уверенности в то, что вы все делаете правильно.

Сколько стоит

Полный курс по обучению скандинавской ходьбе с инструктором обойдется в 7000 рублей. Час занятий с инструктором-фрилансером стоит 300-500 рублей. Много бесплатных групп организуется при спортивных центрах.

Читайте также:  Батончики со злаками польза и вред

С какими трудностями можно столкнуться

Перед занятиями скандинавской ходьбой обязательно проводится разминка. Заниматься нужно только в спортивной одежде и кроссовках. Многим может показаться, что для занятий скандинавской ходьбой не нужны знания или специальные палки. Но это не так.

Время занятий неограниченно. Однако можно навредить себе, если с упорством заниматься неправильно. Для лучшего контроля можно использовать фитнес-трекер.

Соревнования

По скандинавской ходьбе проводятся соревнования, которые делятся на возрастные категории в зависимости от длины дистанции:

  • три километра проходят дети 10-13 лет;
  • пять километров проходят от 14 лет;
  • десять километров — от 18 лет.

Подводим итог

Скандинавская ходьба предназначена для детей, кто не любит бегать, прыгать и не чувствует спортивного азарта. Подходит тем, кто говорит, что спорт не для них. Но даже если вы не любители спорта, то дайте шанс скандинавской ходьбе. Спорту, который не имеет победителя, но также несет оздоровительный эффект и хорошее настроение.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Источник

Родители часто задаются вопросом о выборе подходящего вида спорта для ребенка. При этом важно не навредить хрупкому детскому организму, обезопасить малыша от травм и несчастных случаев. С недавнего времени родители и педагоги предпочитают скандинавскую ходьбу – увлекательный вид любительского спорта, набирающий популярность по всему миру.

Легко, удобно, комфортно

Техника нордической ходьбы (финской или северной, Nordic Walking, «нордик») предельно проста и понятна даже детям, поскольку основана на принципах обычной ходьбы. Основное отличие состоит в том, что для занятий необходимо использовать палки для ходьбы специальной конструкции. При передвижении они служат опорой всему туловищу, и на них можно опираться во время отдыха. Для занятий потребуются минимальные расходы:

  • удобная одежда, обувь, сумка для личных предметов;
  • правильно выбранные по размеру палки;
  • не нужно посещать платные спортзалы;
  • нет необходимости в дорогостоящем инвентаре.

Тренировки проходят в форме веселых непринужденных прогулок, которые можно совершать в любом месте – городских парках, тротуарах, загородных зонах отдыха. В отличие от силовых видов спорта, северная ходьба не вызывает переутомления, усталости, физического истощения. Напротив, можно одновременно шагать и вести беседу, смеяться и отдыхать, изменять темп, ритм, длину шага. Занятия проходят в комфортной обстановке, доставляют неподдельную радость и удовольствие.

Польза для здоровья

Несмотря на простоту, скандинавская ходьба обладает ярко выраженным оздоровительным эффектом. Специальная техника передвижения заставляет работать практически все мышцы. Грамотно подобранные условия тренировки (продолжительность, интенсивность, регулярность) устраняют симптомы стресса, нервного напряжения, поддерживают мышечный тонус. Уже с первых занятий «нордиком» у детей наблюдаются положительные результаты:

  • коррекция осанки, изменение походки;
  • правильное дыхание, улучшение вентиляции легких;
  • закаливание организма, повышение иммунитета;
  • устранение признаков сколиоза (начальной стадии);
  • развитие ловкости, координации движений, мелкой моторики;
  • тренировка выносливости, дисциплины, волевых качеств;
  • профилактика плоскостопия, проблем с суставами;
  • воспитание самостоятельности, инициативы;
  • приобщение к спорту и полезному времяпровождению;
  • планирование времени, досуга, отдыха;
  • психо-эмоциональное и душевное равновесие.

Скандинавская ходьба предполагает применение разной техники, включая разминочные упражнения с палками. Это формирует навыки согласованного движения конечностей и управления телом. Малыши быстро усваивают теоретический и практический материал, уверенно и твердо шагают не только в процессе тренировки, но и ежедневном быту. Ходьба с успехом устраняет последствия неподвижного образа жизни школьника – апатию, депрессию, стресс, гиподинамию, заторможенность.

Выбор инвентаря

Бесспорное преимущество скандинавской ходьбы в том, что занятия подходят всем людям, независимо от физической подготовленности, возраста, состояния здоровья. Немаловажную роль в пользе тренировок играет правильно выбранный инвентарь – специальные детские палки. При их покупке учитывают:

  • длину палки рассчитывают умножением роста ребенка на коэффициент 0,68;
  • инвентарь должен быть легким, но прочным и устойчивым;
  • лучший выбор – телескопические модели с регулируемой длиной;
  • палки с фиксированной длиной более прочные, устойчивые к износу;
  • форма рукоятки должна быть удобной, по размеру ладошки ребенка;
  • темляки должны соответствовать размеру запястья и не натирать.

Противопоказаний к ходьбе для взрослых и детей практически не имеется. Занятия потребуется отложить лишь во время острых инфекционных, вирусных заболеваний и обострения имеющихся хронических недугов. Во всех остальных случаях ходьба только принесет пользу при условии грамотных тренировок.

Особенности занятий

Любые физические упражнения благотворно сказываются на эмоциональном и физиологическом состоянии человека. Дети особенно чувствительны к этому фактору. После первых занятий скандинавской ходьбой ребята становятся подвижными, активными, сообразительными, ловкими, веселыми. Не стоит забывать об особом режиме детских тренировок:

  • занятия проводятся на свежем воздухе;
  • первые тренировки длятся не более 10 или 15 минут;
  • палки в первое время выдаются на 5-10 минут;
  • регулярность – с 1-го раза и до 3-х раз в неделю;
  • привлекаются дети средней возрастной группы (с 5 лет);
  • лучший сезон для начала занятий – ранняя осень;
  • игровая форма с эмоциональными упражнениями;
  • правильный подбор физических нагрузок;
  • чередование ходьбы с перерывами и играми;
  • постепенное наращивание интенсивности нагрузки;
  • индивидуальный подход для каждого ребенка;
  • заинтересовать малыша интересными упражнениями.
Читайте также:  Квас болотова вред или польза

Лучшие результаты наблюдаются у детей, если они занимаются в компании – специальной детской секции, сверстниками по группе или классу, друзьями или членами семьи. Такие тренировки укрепляют здоровье, формируют жизненно важные понятия о товариществе, личной ответственности, способствуют социальной адаптации. Занятия с родителями особенно важны – совместные прогулки создают условия для укрепления дружеских, доверительных, теплых семейных отношений.

Источник

Ольга Зорина
Скандинавская ходьба в детском саду

Исследования последних лет в области физического воспитания свидетельствуют о серьезных нарушениях в здоровье детей, в частности, об отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата. По данным Института гигиены детей и подростков в школу поступает около 40% детей, имеющих от 2 до 5 отклонений в состоянии ОДА, характеризующихся асимметрией плеч, сутулостью, увеличением глубины изгибов позвоночника, боковых искривлений, слабостью мышечного корсета, деформацией нижних конечностей, плоскостопием. Эти дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения для последующей их интеграции в обществе.

В последнее время появляется много видов спорта, которые можно адаптировать к дошкольникам с нарушением ОДА, чтобы ввести их в занятия адаптивной физкультурой.

Не так давно в России стал популярным вид спорта – скандинавская ходьба, который подходит для поддержания двигательной активности людям с нарушением ОДА в любом возрасте.

Оздоровительная ходьба Nordic Walking имеет финские корни. С давних пор профессиональные лыжники искали способы поддержания спортивной формы в летнее время. Летом они много тренировались, занимаясь только энергичной ходьбой и бегом по пересечённой местности с простыми лыжными палками.

Несколько позже, в 80-е годы, ряд медицинских исследований подтвердил положительное влияние ходьбы с палками на физическое состояние человека.

В 1997 году в Финляндии на базе финского института физкультуры и спорта финский спортсмен Марко Кантанева разработал специальные палки для ходьбы, а также придумал к ним резиновые лапки-наконечники для лучшего сцепления.

Данная техника ходьбы очень полезна, проста и увлекательна, так как позволяет активизировать и включить в работу около 90% всех мышц тела, Эффективный результат достигается быстрее, чем при обычной ходьбе. Скандинавская ходьба и комплекс упражнений, разработанный Марко Кантанева, подходят для людей любого возраста и любого уровня физической подготовки, поскольку являются наиболее щадящим и легким способом развития выносливости, координации движений, силы и гибкости.

Скандинавской ходьбой занимаются со специальными палками, чтобы усилить её эффективность.Подбор палок рассчитывается по формуле: рост человека х 0.68.Например: рост 128см х 0.68 = 87.04. Можно использовать палки 90-95см.

Палки используются для того, чтобы мышцы верхней части тела работали не меньше мышц ног, Они делают ходьбу легче, хотя усилий затрачивается больше, чем на обычную ходьбу.

Основные задачи использования скандинавской ходьбыдля детей с нарушением ОДА:

1. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.

2. Осуществлять коррекцию имеющегося патологического состояния.

3. Повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

4.Развить двигательные качества: быстроту, гибкость, силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные.

5. Воспитывать инициативность, самостоятельность, морально-волевые качества и свойства личности.

Техника ходьбы

Шаг должен начинаться с касания пяткой земли, потом следует перекат на носок, что способствует толчку тела в направлении движения. Кисти сжимают палки каждый раз при касании ими земли, а затем отпускают для того, чтобы они свободно оказались позади тела. Пока руки продолжают передвигать палки, туловище и бёдра должны участвовать в скручивающем движении. Это эффективно разрабатывает мышцы пояса. Палки нужно ставить примерно в средину шага, разноимённые рука и нога выносятся одновременно вперёд. Во время движения дыхание не задерживать, вдох через нос, выдох через рот.

Интенсивность нагрузки можно корректировать по ЧСС (пульс за 10сек х 6, пульс замеряем перед занятием, после выполненного задания, после отдыха.

Методика и организации скандинавской ходьбы в дошкольном учреждении

Тренировочный процесс в нашем дошкольном учреждении учитывал: соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха.

Занятия по овладению скандинавской ходьбой мы начали с детьми старшей группы. На наш взгляд наиболее предпочтительное время для начала обучения – осенний период. Продолжительность занятия – 25-30 мин.

Обучение скандинавской ходьбе начинали с комплекса упражнений.

Так как у многих детей с нарушением ОДА нарушена координация движений и равновесие, то обучение скандинавской ходьбе нужно начинать с упражнений на умение стоять, поворачиваться,используя палки:

1. И. п. – ноги на ширине плеч, переставляем палки поочерёдно вперёд, назад, вправо, влево, добиваемся устойчивого положения.

Далее выполняем повороты на месте,опираясь на палки:

2. И. п. – ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, повороты на месте переступанием направо, налево, поворот кругом через левое и правое плечо, спина прямая.

Затем переходим к обучению постановки стопы с пятки и одновременному выносу разноимённой руки:

3. И. п. – основная стойка, опора руками на палки

Читайте также:  Чеснок польза для нервной системы

Шаг вперёд правой, поставить ногу на пятку с одновременным выносом вперёд левой руки, палкой опираемся параллельно правой стопе, возвращаемся в и. п. Затем, то же левой ногой и правой рукой.

Переходим непосредственно к ходьбе. В медленном темпе выполняем сначала 2 шага, акцентируем внимание на постановке стопы и выносе палки, затем выполняем 6-8 шагов, акцентируем внимание на постановке стопы, выносе палки и свободном положении палки сзади.

Начинали занятие с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. После чего детям напоминаются правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.

На первом этапе у наших воспитанников движения рук и ног были несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками. Палки не помогали в ходьбе (нет толчка палками, а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.

На втором этапе еще не было полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снималась мышечная напряженность.

На третьем этапе движения рук и ног стали более согласованны, ритмичны, начали совпадать во времени, палки стали выполнять свою основную функцию – отталкивание.

После ходьбы необходимо выполнить несколько упражнений,которые помогут восстановить организм:

1. И. п. – ноги на ширине плеч, палками опираться впереди на расстоянии одного шага;

1-2-3- пружинящие наклоны вперёд прогнувшись;

4 – и. п.

Упражнение выполнять в медленном темпе 6-8 раз.

2. И. п. – то же;

1 – наклон назад;

2 – и. п.

Следить за тем, чтобы голова не запрокидывалась назад, выполнять упражнение в медленном темпе 6-8 раз.

3. И. п. ноги на ширине стопы, опираться на палки

– 10 приседаний в медленном темпе на полной стопе.

4. И. п. – ноги на ширине плеч, опираться на палки;

1 – вдох глубокий;

2 – выдох удлинённый.

Упражнение выполнять 6-8 раз.

Комплекс упражнений для разминки:

Перед началом активных занятий проводятся общеразвивающие упражнения (ОРУ) и специальные упражнения с палками, чтобы подготовить организм к нагрузкам.

1) И. п. – ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, палки держать за середину. Попеременные движения руками вперёд, назад в медленном темпе.

Упражнение выполняется в течение 30сек.

2) И. п. – ноги на ширине плеч, палки держим горизонтально двумя руками хватом сверху.

1 – палки за плечи;

2-3 – палки за плечами;

4 – и. п.

Количество повторений 6-8 раз.

Упражнение можно выполнить на 2-3 с задержкой дыхания.

3) И. п. –ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, палками опираться около стоп, рукоятки палок к груди

1 – разогнуть ноги, отведение рук назад

2 – и. п.

Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.

4) И. п. ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки вперёд, опора на палки

1 – наклон, прогнувшись, ноги выпрямить

2 – и. п.

Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.

5) Приседания с опорой на палки. Количество и глубина приседаний зависят от индивидуальных особенностей заболевания ребенка.

6) И. п. – основная стойка, опора руками на палки

1 – выпад правой вперёд

2 – и. п.

3 – выпад левой вперёд

4 – и. п.

Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.

7) И. п. – то же

1 – шаг вперёд правой, вынос вперёд левой руки, перенести вес тела на правую ногу, опора на палку параллельно правой стопе

2 – и. п.

3 – шаг вперёд левой, вынос вперёд правой руки, перенести вес тела на левую ногу, опора на палку параллельно левой стопе.

Упражнение выполнять 8-10 раз. Акцентировать внимание на постановку стопы с пятки.

На первых занятиях палки даются на 5–10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию ДОУ. Напротив нашего детского сада расположен парк «Березовая роща», где мы проводим занятия 2 раза в месяц.

Особенность проведения скандинавской ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной активности наших воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого инструктор по физической культуре совместно с педагогами используют как фронтальные, так и групповые методы организации.

В зимний период года занятия проводили при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращалась до 15–20 мин. Ходьбу мы используем в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада.

Реализуя поставленные задачи в конце учебного года, мы пришли к выводу, что использование скандинавской ходьбы в работе с воспитанниками с нарушением ОДА имеет коррекционно – оздоравливающий эффект.

Источник