Ситуативные беседы при проведении режимных моментов подчеркивание их пользы
Юлия Кокорина
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов для детей старшего дошкольного возраста
Питание-продолжать осваивать правила культурного поведения во время еды, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой
1.Ситуативный разговор:
– «О вкусной и здоровой пище»
–«Солдатская каша»
–«Гречневая каша-матушка наша»
–«Плох обед, если хлеба нет»
2. Д/и
–«Вредно-полезно»
Ц:-Выявити знания о полезной и вредной пищи
-по теме недели
3. Чтение худ.литературы:
–«Большая ложка» А. Александрова
4. Психогимнастика 1. Ситуативный разговор
–«Как правильно сидеть за столом»
–«Мой позвоночник»
Ц:-продолжать учить детей вовремя еды сохранять правильное положение за столом
2. Д/и
–«Витаминчики»
-по теме недели
3. Потешки о приёме пищи
4. Игровое упражнение
–«Научим…сидеть за столом»
1.Ситуативный разговор:
– «Когда и как полезно есть»
–«Что надо есть если хочешь стать сильнее»
–«Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты»
–«Самые полезные продукты»
–«Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»
Ц:-формировать понятие «правильное питание»
2. Д/и
–«Удивительное превращение пищи внутри нас»
-по теме недели
3. Пословицы и поговорки о питании
1. Ситуативный разговор
–«Куду девается пища?»
Ц: закреплять знания о необходимости органов
–«Почему нельзя разговаривать во время еды?»
2. Д/и
–«Расставь в нужном порядке»
-по теме недели
3. Чтение худ. литературы о пользе еды. «Вкусная каша» А. Александрова
–«Петушок и бобовое зёрнышко»
Обр. В Даля
Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела
1.Ситуативный разговор:
– «О болезни грязных рук»
–«О болезни кожи»
–«О важности самостоятельного мытья рук»
–«Чистые руки- залог здоровья»
Ц: Учить детей самостоятельно умываться, следить за чистотой своих рук, мыть их по мере необходимости после туалета с мылом
2. Игровые упражнения с водой
3. Игры на развития дыхания
–«Надуем мыльный пузырь»
–«Пузырь»
4. Худ.слово: «Умывальные стихи» В. Степанов
1.Ситуативный разговор:
–«Зубы»
–«Этой щёткой чищу зубы, этой щёткой- башмаки»
–«Почему у Стёпы заболели зубы»
Ц: Учить правильно чистить зуб и поддерживать их в здоровом состоянии.
2. Практические упражнения по обучению способам ухода за зубами
3. Психогимнастика
–«Вкусные конфеты»
–
4. Д/и по закреплению знаний о предметах личной гигиены:
–«Поделюсь -не поделюсь»
–«Чистим зубы» 1.Ситуативный разговор:
–«Зачем нужна расчёска?»
Ц: Продолжать учить детей следить за своим внешним видом
2. Игровые упражнения по приведению волос в порядок.
3. Худ. творчество
–«Нарисовать аккуратные причёски»
4. Стихи
5. Д/и по закреплению знаний о предметах личной гигиены:
–«Найди свою расчёску»
1.Беседа о правилах личной гигиены:
–«Носовой платок»
Ц: Формировать умение при кашле отворачиваться, прикрывать рот платком.
2.Игровые упражнения:
–«Кукла Маша простудилась»
3. Игры на понимания зависимости чистоты
–«Вредные привычки»
–«Моё тело»
4. Потешки, поговорки о ЗОЖ
поведение
1. Беседа
– «Я культурный человек»
Ц: Закреплять умение здороваться, обращаться к взрослому на «вы».
2. Д/и
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Ц: Выявить умения у детей отличать хорошее поведение от плохого 1. .Ситуативный разговор о поведении в общественных местах (библиотека, театр, транспорт, как нужно себя вести
2. Игровая ситуация «Помоги другу»(маме, воспитателю)
Ц: Формировать положительные качества личности на основе конкретных ситуаций, взаимопомощи
1. Разговор с детьми о культуре поведения во время приёма пищи.
2. Упражнения ситуации на освоение правил поведения.
3. Пословицы и поговорки про поведение.
3. Д/и на формирование дружеских взаимоотношений. 1. Разговор с детьми об уважительном отношении к старшим.
2. Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу, вежливо обращаться с просьбой, благодарить.
Игровое упражнение «Вежливые слова»
3. Д/по формированию культур поведения.
настроение
1.Разговор:
– «От чего улучшается настроение?»
–«Кого зовут эгоистом?»
–«Мои эмоции»
Ц: Развивать умение вести диалог.
2. Психогимнастика
–«Кривое зеркало»
Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. М., 2003.
3. Игры на поднятия настроения
–«Минута шалости»
–«Весёлая горка»
1. Разговор «Настроение бывает разным»
Ц: Способствовать угадывать чувства и настроение другого человека. Воспитывать чувство сострадания и милосердия.
2. Игровые ситуации
–«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»
–«Золотые капельки»
– «Медовые конфетки». 1. Ситуативный разговор» За что я себя могу похвалить?»
2. Индивидуальная работа
–«Назови ласково»
3. Упражнения в вежливом обращении друг к другу.
Ц: Активизировать употребление слов культуры этикета.
4. Худ. творчество,способствующее коррекции настроения:
-мимика в рисунках
-пантомимика в рисунках
-игра в кляксы 1. Решение проблемной ситуации
«Каждый хочет быть первым»
2. Урок вежливости «Приди на помощь»
Ц:формирование правильного поведения на основе конкретных ситуаций и поступков.
здоровье
1. Утренняя гимнастика
-Закрепить комплекс утренней гимнастики.
-Развивать способность к самоконтролю, самооценки при выполнении движений.
2. Бодрящая гимнастика и закаливание после сна (картотека).
3. Полоскание рта после каждого приёма пищи.
4. Перед каждым приёмом пищи воспитывать у детей привычку самостоятельно мыть руки с мылом, насухо вытирая индивидуальным полотенцем.
5.Ситуативный разговор:
–«В здоровом теле -здоровый дух»
–«Зарядка поможет стать сильным, смелым»
–«О пользе сна»
6. Упражнения на развития мелкой моторики- пальчиковые игры.
–«1,2,3.4.5-я хочу здоровым стать»
–«Части тела»
–«Мы морковку чистим, чистим, мы морковку трём, трём»
–«Салат»
–«Капуста»
7. Пение песен о здоровье, игры, танцы, речёвки.:
-Танцевально-игровое творчество: «Веселые ножки».
–«Мы умеем чисто мыться» муз. М. Иорданского
–«Вышли на зарядку» муз. Е. Тиличеевой, сл. Мироновой.
-Игровое упражнение «Шагаем, как физкультурники».
Особенности организации режимных моментов
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.
Прием пищи. Если позволяют условия, то следует давать детям
право выбора хотя бы из двух блюд. В этом случае они едят более
охотно.
Важно помнить, что дети едят с разной скоростью, поэтому надо дать
им возможность принимать пищу в своем темпе.
Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании еды или пос-
ле ее приема — это способствует утомлению.
Прогулка. Прогулка является надежным средством укрепления
здоровья детей и профилактики утомления. На прогулке они могут
удовлетворить свою потребность в двигательной активности (в самостоятельных и организованных подвижных, спортивных играх и упражнениях).
Недопустимо сокращать время прогулок; воспитатель должен обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в соответствии
с режимом дня.
Продолжительность прогулки во многом зависит от ее организации.
Процесс одевания и раздевания нередко затягивается, особенно в холодное время года. Правильно сформированные навыки самообслуживания,
умение аккуратно складывать одежду в определенном порядке, ожидание
интересной прогулки — все это помогает детям собираться быстрее и позволяет дольше находиться на свежем воздухе.
Ежедневное чтение. В режиме дня для целесообразно выделить
постоянное время ежедневного чтения детям. Читать следует не только
художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре
родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях
социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие — у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами.
Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным
для всех детей.
Дневной сон. Правильное чередование сна и бодрствования способствует нормальной психической деятельности, особенно в дошкольном возрасте. Быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют разнообразная активная деятельность детей во время бодрствования; спокойные
занятия, снимающие перевозбуждение, перед отходом ко сну. В помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку. Постоянный приток свежего воздуха в спальное помещение также способствует
спокойному и глубокому сну.
Физкультурно-оздоровительная работа
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Под руководством медицинского персонала следует осуществлять
комплекс закаливающих процедур с использованием природных факто-
ров: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных
условий. При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.
По решению администрации, медицинского персонала дошкольного
учреждения и родителей необходимо проводить специальные закаливающие процедуры (например, контрастное обливание ног и прочее).
Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки.
В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении
в облегченной одежде.
Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии
с режимом дня.
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.
Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в
организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося
физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным
оборудованием вне занятий (в свободное время).
Ежедневно следует проводить с желающими детьми утреннюю гимнастику.
В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную
образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1–3 минуты.
Режим двигательной активности:
Формы работы | Виды занятий | Количество и длительность занятий в минутах |
Физкультурное Занятие | В помещении | 2 раза в неделю, 25-30 мин |
На улице | 1 раз в неделю, 25 -30 | |
Физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня | Утренняя гимнастика (по желанию детей) | Ежедневно , 8 -10 мин |
Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно – 2 раза (утром и вечером) | |
Физминутки в середине статического занятия | 1 -3 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия | |
Активный отдых | физкультурный досуг | 1 раз в месяц 25-30 |
Физкультурный праздник | 2 раза в год до 60 мин | |
День здоровья | 1 раз в квартал | |
Самостоятельная двигательная деятельность | самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования | Ежедневно |
самостоятельные подвижные и спортивные игры | Ежедневно |
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
- физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды. воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
- социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
• речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
• познавательное развитие: построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования);
ситуативные беседы при проведении режимных моментов,
•художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей:
- физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
- социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
- речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра,
- познавательное развитие: сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
- художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня); рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.
Ольга Чудакова
Образовательная деятельность в режимных моментах
С введением в действие ФГОС ДО кардинально изменилась модель организации образовательного процесса. На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель. Решение образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого, в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах. Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности ребёнка – игре.
Более подробно остановимся на образовательной деятельности в режимных моментах с учётом ФГОС ДО. Образовательная деятельность в режимных моментах – это образовательная деятельность, осуществляемая в форме совместной деятельности педагога с детьми. Режимное время – время, необходимое для осуществления конкретных режимных моментов.
Решение образовательных задач в ходе режимных моментов сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
В связи с введением образовательных стандартов, перед педагогом возникла необходимость трансформировать деятельность, используемую ранее. Указать формы организации образовательного процесса, формы организации детской деятельности, примерный отрезок затрачиваемого времени, а также интеграцию образовательных областей, содержание которых реализуется, указать периоды, в которых реализуется проектная деятельность, исследовательская деятельность и т. п., а также связать всю деятельность с единой темой.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ
Совместная деятельностьдетей и взрослых по направлениям развития ребенка:
физическое развитие:
комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам после сна)
утренняя гимнастика,
упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
социально – коммуникативное развитие:
ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;
развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания;
помощь взрослым;
участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования);
формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
речевое развитие:
создание речевой развивающей среды;
свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов;
ситуативные разговоры с детьми;
художественно эстетическое развитие:
использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики,
привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельностьдетей по направлениям развития ребенка:
предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня,
рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы,
играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр. ,
слушать музыку
познавательное развитие
Опыт работы
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов ведется планомерно и систематически. В группе созданы оптимальные условия, отмечается большое разнообразие игр, оборудования, пособий, моделей, схем. Педагоги грамотно и целесообразно используют инновационные технологии. Знания детей соответствуют возрасту и отвечают программным требованиям. Осуществляя режимные моменты, педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности). Режим дня соблюдается.
Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными – умственными задачами. Не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми задаваемых детьми, росло. Полезно включение в прогулку распознающих наблюдений (когда необходимо установить свойства объектов, например – отличие спелых ягод от незрелых); сравнительных наблюдений (при сопоставлении 2-3 объектов). Чтобы установить причины и связи между явлениями природы, на прогулке использовать элементарные опыты. Элементарность опыта заключается в характере решаемых задач (они неизвестны только детям) и в характере итогов (в процессе опыта не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения). Для элементарных опытов можно использовать обычное бытовое и игровое оборудование.
Во время игровой деятельности дети с удовольствием откликнутся на предложение педагога поиграть в Сказочников, используя игры-схемы знакомых сказок, рассказов. Такой материал будет способствовать развитию мыслительной и речевой активности, развитию наблюдательности, умения пользоваться символикой, схемами, делать выводы.»