Штраф в пользу князя по русской правде
Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. 🙂 Будем размышлять вместе!
Иллюстрация О.Леонтьева. Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.
Относительно системы наказаний, которая существовала в своде русского законотворчества «Русская правда», стоит выделить четыре меры ответственности: «поток и разграбление», денежная, продажа (также денежное наказание), а также определенные обязательства из причинения вреда.
Касаясь вопроса наказаний невозможно не вспомнить про смертную казнь. Стоит сказать, что смертная казнь является явлением закономерным и встречается фактически у всех народов средневекового общества. Происхождение смертной казни обычно относят к языческому обычаю кровной мести. Трактовки о смертной казни в Русской правде не встречается, но это совершенно не значит, что её не было в действительности. В подтверждение своих слов, можно привести судьбу киевлян, уготованную им Мстиславом, а также, например, ослепление князя Василька Теребовльского. Среди мнений, которые высказываются о причине отсутствия смертной казни в памятнике древнерусского права, пожалуй, самым убедительным звучит мысль о том, что решение о смертной казни принимал сам князь. А поскольку князь считается «посланником Божьим» и представляет сам собой, своей личностью, закон, то, смертная казнь правомерна только с его соизволения и никакая Русская правда не способна его остановить.
Ослепление князя Василька Теребовльского. Художник Ф.Бруни. Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.
Главная особенность системы наказаний в Русской Правде состоит в том, что основной целью наказания является возмещение ущерба – материального или морального. Законотворческий свод не заботится ни о предупреждении преступлений, ни об исправлении преступной воли. Русская правда имеет в виду лишь непосредственные материальные последствия преступления и карает за них преступника материальным же, имущественным убытком. Закон как будто говорит преступнику: бей, воруй, сколько хочешь, только за всё плати исправно. Далее этого не простирался взгляд первобытного права, лежащего в основе Русской Правды.
Постараемся разобраться более подробно.
1. «Поток и разграбление» как наказание в «Русской правде». Пожалуй, этот вид наказания можно назвать самым древнейшим в истории нашего народа. Текст Русской правды в полной мере не раскрывает нам сущность данного вида наказания. Однако, существует мнение, что «поток и разграбление» представляют собой лишение покровительства законов, мира, объявлением вне закона, где виновник обычно выдавался властям, а его имущество разграблялось членами общины. На мой взгляд, данное мнение достаточно убедительно. Однако, встречаются различные трактовки, касающиеся истинной сущности наказания «потока и разграбления». Данный вопрос до сих пор можно полагать дискуссионным.
Поток и разграбление рассматривался в качестве наказания для следующих преступлений: ст. 7 – убийство во время разбоя; ст. 35 – кража коня; ст. 83 – поджог двора. Кроме самого преступника, из Русской правды видно, что наказания подвергались также его родственники – жена и дети. Виновные (преступник и его семья) передавались в холопство к князю, а также подвергались всем ссылкам и лишениям, которым подвергался казнь, формируя тем самым поток. Подытожив сказанное, уместно будет сказать, что никаких индивидуальных свобод, прав, обязательств и выбора не существовала. Это была некоторая форма коллективной ответственности, где коллективом выступала родня. Однако тут можно отметить, что, возможно, это делалось из прав нравственности, за которым следила духовная юрисдикция, поскольку подобной коллективной ответственностью оставались нерушимыми узы брака и семьи.
Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”,
2. Денежная мера наказания. Данная мера наказания считалась основной во времена функционирования Русской правда. Основная мера – выкуп. Выкупом стоит считать штрафы, в преимуществе своем денежный, как в пользу пострадавшего, так и в пользу князя.
В Русской правде Пространной редакции мы можем видеть следующие денежные взыскания от преступника: вира, головничество, продажа и урок. Денежная фигура, как «вира» носит за собой дискуссионный характер, поскольку одни учены связывают происхождение названия с германцами, другие же данное положение вещей отрицают. Под денежной «вирой» различные ученые понимают как плату князю, как вознаграждение частного характера, третьи полагают, что вира – это вознаграждение, уготованное мстителям, которое выдается последним, поскольку они лишены права кровной мести. Вира по праву считается вторым наказание в Русской правде по мере своей тяжести. Свое применение она находила в статьях об убийстве свободного человека (за убийство холопа вира не взималась). Сумма виры зависела от социального статуса убиенного.
Существовал особый вид виры – «дикая» или «повальная» вира. Если преступник не мог быть найден, а след подозрения приводил к конкретной общине, она налагалась на эту общину. Таким образом, дикая вира связывала всех членов общины круговой порукой. Наказание применялось при простом, не разбойном убийстве; при этом община либо отказывалась выдавать своего подозреваемого в убийстве члена, либо не могла «отвести от себя след» (подозрения). Община платила за своего члена только в том случае, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт «дикой» виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой.
За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры».
Стоит ещё раз отметить, что после принятия христианства и отмены принципа кровной мести, Русская правда носит фискальный характер, где можно увидеть множественное количество выгоды у жертв преступления.
Продажей в Русской правде следует понимать денежный штраф за любое преступление. Наивысшей денежной продажей являлась продаже за таскание за бороду и усы. Связано это с тем, что борода и усы ассоциировались в русском обществе как признак мужества. Далее можно назвать по денежному «гнету» преступника продажу за убийство, побои, оскорбление в суде и пр. Также, виновный, который уплачивал продажу князю, должен был платить продажу и потерпевшим.
Под головничеством (термин, как полагают ученые, традиционно славянский и вопрос о этимологии слова не ставится на «повестку дня») в Русской правде стоит понимать денежное вознаграждение в пользу родственников. В 5 статье Русской правды Пространной редакции преступник должен либо уплатить 40 гривен, либо платит вервь. Сумма, которую при выборе должен отдать преступник, и названа головничеством. При уплате головничества, Русская правда игнорирует степень виновности самого преступника.
Урок – денежное вознагражденное в пользу потерпевшего за обиду (вполне можно соотнести к пункту «плата за обиду» или же «обязательства из причинения вреда»). Он выплачивался в том случае, если преступление носило имущественный характер или же физический вред, и был равен цене вещи, которая пострадала в ходе совершения преступления. Термин урок встречается нам в 84 статье Русской правды Пространной редакции, где заранее запланированное уничтожение собственности влекло за собой уплату и вознаграждение пострадавшего лица. Стоит заметить, что сумма урока в Русской правде не указывалось, однако можно предположить, что, например, размеры той же продажи, не говоря уже о вире, были значительным образом выше как урока, так и того же головничества. Также стоит сказать, что преступник должен был вернуть украденное имущество, вне зависимости от того, чем оно являлось – животным, недвижимой вещью или же холопом.
Урок является обязательством из причинения вреда, но ради справедливости стоит сказать, что не во всех случаях в Русской правде о речь идет об уплате. Например, убийство раба или холопа: как именно складывается взыскание по факту данного совершенного преступления? Русская правда не указывает на это, что является, на мой взгляд, большим упущением. Но если вспомнить, что раб или холоп по своему правовому статус был не больше, чем просто вещь (а порой иногда и меньше), то холоп имел свою определенную стоимость, которая зависела от точки зрения господина, видящего пользу в том или ином холопе в своем хозяйстве.
Русская правда. Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.
3. Продажа. Это денежная сумма штрафа, размер которого выплачивался в зависимости от принесенного материального вреда. Величина продажи остается неизменной – это 12 гривен, 3 гривны 30 кун, 3 гривны и 60 кун. Круг преступлений, на который распространялась продажа, выглядит следующим образом:
– уплата продажи в размере 12 гривен распространялась на вырывание бороды и усов, лишение зуба, нанесение увечий, несущих в себе оскорбительный характер, нежели чем телесный (пощечина, удар рукояткой меча, чашей, сапогом и пр.), кража и убийство холопа, убийство вора.
– уплата в размере 3 гривны 30 кун назначалась за такие преступления, как отсечение пальца, побои и синяки, рана мечом, кража пчел и пр.
Стоит отметить, что продажа рабами и холопами не уплачивалась, об этом не существует упоминаний в Русской правде. из этого следует, что продажа, словно вира, выплачивалась только со свободного населения, где люди, имеющие своих холопов должны были отвечать за их действия и нести материальные траты в виде продажи.
Продажа представляет собой аналог виры – денежный штраф, который уплачивался князю за всевозможные неправоправные действия со стороны преступника. Вне компетенции продажи оставалось убийство, поджог и конокрадство, т.е. наиболее тяжелые деяния по мере Русской правды.
4. Обязательства из причинения вреда. Данная группа представляет собой последствия, которые осуществлялись в интересах потерпевшего в зависимости от того или иного преступления, учиненного в его сторону. Данный вид наказания сложился по той причине, что ущерб от преступления нарушает интересы не только государства и власти, но и частных, конкретных, отдельных лиц. Ущерб может быть как моральным, так и материальным. В особенности там, где ущерб носит материальный характер, требуется возмещение того или иного имущественного вреда в пользу потерпевшего. Говоря современным языком, можно вспомнить случаи, когда за правонарушение преступник не только сажается в тюрьму, но и обязуется выплатить определенную сумму пострадавшему лицу.
В Русской правде обязательства, которые предусматривались в зависимости от причинения вреда, можно найти в тех статьях, которые, в первую очередь, определяют сумму взыскания с преступника. Здесь выделяются две стороны конфликта: управомоченная и обязанная.
«Плата за обиду» или обязательства из причинения вреда уплачивались непосредственно истцу. Данная плата видна нам в статьях 7 , 4, 11 Русской Правды Пространной редакции.
Кроме денежных обязательств, в Русской правде существуют также обязательства договорного и внедоговорного характера. Обязательства же на Руси согласно Русской правде возникали из правонарушений и договоров.
Вред же, который причинялся лицами, удрученных в своих правах и социальном статусе (холопы, рабыни), не навлекал уголовную ответственность именно на них, но вред выплачивался полностью их господином. Именно поэтому, вполне вероятно, отношения между холопами и господинами несли тяжелый характер, поскольку главный в этих отношениях предпочитал суровую меру воспитания, где были бы в большей степени исключены правонарушения, чтобы не было лишних сумм за уплату проступков нерадивого раба.
Чтение народу “Русской правды”. художник: А.Д.Кившенко.
Характерной особенностью «платы за обиду» или обязательств из причинения вреда можно назвать то, что их функция носит за собой частный характер. То есть, переводя на современный юридический язык, обязанность выплаты и вознаграждения подходит под чистые гражданско-правовые отношения между потерпевшим и обвиняемым.
Подытожив сказанное, можно сказать, что причинами возникновения большинства «плат за обиду» или обязательств из причинения вреда служат те или иные неправомерные действия с целью причинения вреда, в ответ на которые потерпевшая сторона желала получить возмещение морального или материального вреда. В Русской правде носят названия головничество и урок, где первый выплачивается за убийство, а второй – за причинение имущественного вреда.
Таким образом, мы приходим к выводу, что относительно системы наказаний, которая существовала в своде русского законотворчества «Русская правда», стоит выделить четыре меры ответственности: «поток и разграбление», денежная, продажа (также денежное наказание), а также определенные обязательства из причинения вреда. Главная особенность системы наказаний в Русской Правде состоит в том, что основной целью наказания является возмещение ущерба – материального или морального. «Поток и разграбление» представляют собой лишение покровительства законов, мира, объявлением вне закона, где виновник обычно выдавался властям, а его имущество разграблялось членами общины. В Русской правде Пространной редакции мы можем видеть следующие денежные взыскания от преступника: вира, головничество, продажа и урок. Продажа – это денежный штраф, который уплачивался князю за всевозможные неправоправные действия со стороны преступника. Вне компетенции продажи оставалось убийство, поджог и конокрадство, т.е. наиболее тяжелые деяния по мере Русской правды. Обязательства из причинения вреда представляют собой последствия, которые осуществлялись в интересах потерпевшего в зависимости от того или иного преступления, учиненного в его сторону.
“Chekharda” рекомендует:
1. Что считалось преступлением на Руси по “Русской правде”?
2. Как жилось болгарам под Османским владычеством?
3. Дискуссии о внешнеполитической стратегии США после завершения “Холодной войны” в 1990-е гг.
Русская правда (пространная редакция). Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.
Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. 🙂 Будем размышлять вместе!
Человек ежедневно вступает в различные общественные отношения, которые порой могут нести за собой вред. Те отношения, которые могут причинить вред, могут называть преступлением или правонарушением. В русскоязычном источнике права, таком как «Русская Правда», термин «преступление» отсутствует. Вместо «преступление» можно найти термин «обида». Данное положение дел, в целом, наблюдается в источниках права античных и средневековых авторов. Термин «обида» заменяется «преступлением» только тогда, когда территория постепенно приходит к государственному строю империи и абсолютной монархии.
Под «обидой» подразумевалось причинение морального или материального вреда. Например, вырывание усов и бороды трактовалось как причинение морального вреда.
Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.
В «Русской Правде» основанием для ответственности считается нарушение общего или частного интереса. Стоит отметить, что данная общность не соответствует всем людям, а имеет распространение на род и семью или группу родственников. Данное положение вещей объясняется принципами обычая кровной мести. Таким образом получается, что преступление по «Русской Правде» является опасным общественным деянием, сопряженным с причинением того или иного вреда будь то для личности или же для собственности, для государственного или общественного порядка.
Также, хочется отметить, что такие понятия, как уголовное право, семейное право, трудовое право и пр., применяемое в отношении явлений прошлого, носят весьма условный характер. Значение, которое вкладывалось средневековым сознанием русского человека, мы выявить сейчас не можем. Однако, все же необходимо попытаться ту систему юридических определений «перевести» на современный юридический язык, используемый в теории права.
Уместным будет заметить, что мнение исследователей насчет понимания «что есть обида в Русской правде?» разнятся. Мнений, на самом деле, «великое множество» и некоторые из них следует упомянуть: обида – составная часть преступления; преступление относится одновременно как к частному лицу, так и ко всему государству; обида как «троякое» нарушение, направленное против тех, кто находится под защитой князя и пр.
Вопрос о разграничении преступлений и гражданских правонарушений является очень важным. Существует мнение, что в Русской Правде отсутствовала грань между преступлениями и гражданскими правонарушениями. Однако современные ученые полагают, что данные утверждения не совсем верны, поскольку употребление термина «обида» не является показанием неразграниченности преступлений и гражданских правонарушений. Термин «обида» показывает лишь только то, что противоправное действие причиняет вред.
Русская правда выражала достаточно сложный подход относительно тех лиц, кто считался субъектом правонарушения. Стоит сказать, что не все народонаселение считалось субъектом, даже если они имели ограниченную правовую или хозяйственную деятельность. Такими лицами являлись холопы, лица несвободного состояния. Также стоит сказать, что субъекты были различны по своему социальному, правовому статусу, а также в зависимости от возраста. И, безусловно, кроме частных лиц субъектом могла стать определенное скопление людей, например, община.
Объектом преступления по Русской правде является жизнь, честь, а также здоровье человека. Но это совершенно не значит, что жизнь каждого индивидуума охранялась законом. Напротив, некоторые лица, например, холопы, представляют собой только имущество. Соответственно и право, применимое к ним, относится к имущественному рассмотрению. Например, убийство холопа карается штрафом, соразмерным как к утрате имущества, а не жизни человека.
Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.
Не лишним будет отметить, что древнерусское право, согласно Русской правде, разграничивает умышленное или неумышленное преступление, выделяет смягчающие или отягчающие обстоятельства. Например, при групповой краже домашних животных (статьи 40, 41, 43 пространной редакции Русской Правды) или скота, каждый виновный должен был возместить вину в полном объеме. Вполне вероятно, что минимальный возраст и степень вменяемости также имела место быть. Данные утверждения свидетельствуют о высоком уровне осмысления субъективной стороны «обиды», как преступления.
Видами преступления по Русской Правде являются:
1. Преступления, направленные против личности. Здесь можно выделить некоторые подгруппы:
– убийства. Пространная редакция Русской правды выделяет следующие статьи, посвященные убийству: ст.3 – убийство княжеского «мужа» (здесь стоит понимать любого человека из княжеской «администрации»); ст. 6 – убийство во время ссоры; ст. 7 – разбойное убийство; ст. 11 – убийство княжеского отрока, повара; ст. 15 – убийца ремесленника; ст. 16 и ст. 89 – убийство холопа или рабыни; ст. 88 – убийство женщины. По статьям, посвященным убийству, можно отметить следующие характеристики: классовый характер, различная система наказаний.
– преступления, направленные против телесной неприкосновенности. По статьям, посвященным данному виду злодеяний, можно вынести следующие характеристики: телесные повреждения рассматривались с различной степенью их тяжести (легкая – синяки, кровоподтеки; средняя – раны, причиненные острым орудием; тяжелые – увечья); система штрафов в виде наказания.
– преступления против личной свободы. К ней относится ст. 61 пространной редакции Русской правды. Характеризующими качествами данной подгруппы является: система штрафов.
– преступления против чести. Во многих моментах, оскорбления, как вид «обиды», вменяются как преступления против телесной неприкосновенности. «Обида» против чести выражалась также и в преступлении против половой неприкосновенности женщины, где наказание зависело от социального статуса пострадавшей, но, стоит отметить, что закон защищал всех женщин, не выделяя исключения. Характерна система штрафов в качестве наказания.
Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.
2. Преступления против собственности. Несмотря на то, что вопрос о частной собственности в Древней Руси является дискуссионным, можно полагать, что феодальная собственность существовала наряду с общинной собственностью. «Татьба» рассматривалась с двух составов преступления: разбоя и кражи. Ст. 7 указывает нам на разбой., который является наиболее тяжким имущественной «обидой». Более широко Русская Правда касается кражи: кража коня, челяди, птиц, сена, дров, пчел и пр. Характерными особенностями являются: штраф (порой, который выше, чем за убийство, например, за кражу холопа); различные наказания, специфический момент убийства холопа, который также можно соотнести в данную категорию преступлений, поскольку холоп воспринимался не как личность, но как имущество. Кроме разбоя и краж, можно выделить также другие нарушения собственности, а именно: укрывательство беглых рабов, присвоение потерянного предмета, незаконные сделки и как следствие присвоение имущества, неуплата долга, порча чужого имущества и пр. Особого внимания заслуживают те или иные действия, связанные с огнем, с манипуляциями которому к человеку могли прибегнуть очень суровые меры наказания.
Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.
«Обида» (преступление) по Русской правде – это опасное общественное деяние, сопряженное с причинением того или иного вреда будь то для личности или же для собственности, для государственного или общественного порядка.
Среди видов преступлений по Русской правде выделяются:
1. Преступления против личности. Наиболее тяжкие из них – убийства., далее – увечья, далее – покушение на свободу, далее – покушение на честь.
2. Преступления против собственности, среди которых числилась татьба, пользование чужим имуществом, повреждение или поджог чужих вещей и пр.
“Chekharda” рекомендует:
1. Смута XVII века: причины.
2. Град Китеж – “Русская Атлантида”.
3. Загадки личности императора Александра I.