Штраф в древней руси в пользу князя за убийство свободного человека на руси

Для того, чтобы всё оценить надо понять следующее:

  • а что именно достигнуто;
  • какая цена этого достижения.

Итак, насчёт достижений.

Свобода слова.

В СССР на предприятиях люди могли и обсуждать действия руководства и на собраниях открыто критиковать его. И это было и нормально и естественно. Это было в порядке вещей.

В РФ такая свобода слова ныне невозможно. Если работник начитает открыто и публично критиковать действия руководства, ему, в лучшем случае, говорят: “не устраивает наша работа – увольняйтесь”, в худшем случае увольняют сразу.

А поскольку в РФ, в отличие от СССР, есть безработица, то уволенный человек лишается и работы, и средств к существованию.

Таким образом, в СССР была больше свободы слова, чем ныне в РФ.

Свобода совести.

В Российской империи не было никакой свободы совести. Православие было обязательным.

Свобода совести – эта свобода, ставшая доступная гражданам России именно благодаря Ленину и большевикам.

Поэтому распад СССР ничего здесь народу не дал. Сейчас (до 2020 года) люди могли посещать храмы. Но и в СССР такое право у людей было.

Да и кстати. В 2020 во время самоизоляции храмы закрыли и их нельзя было посещать даже на Пасху. При большевиках такой жести не было ни во время “испанки”, ни даже во время Великой Отечественной войны.

Свобода рынка

Помню раньше в советские времена иногда бабки вдоль дорог стояли с земляникой, с леденцами, мужики стояли с грибами или со свежепойманной рыбой. И ничего. Это было и нормально и естественно, никого не удивляло и всем было привычно.

А сейчас попробуй-ка встань с чем-нибудь подобным вдоль дороги где-нибудь в Москве. Судя по тому, что уже никто и не стоит, желания пробовать ни у кого и нет. Ибо чревато.

Да и с рынками как-то… После известной в Москве “ночи длинных ковшей” ликвидировали не только многие рынки, но и большинство разных киосков и лотков, мотивируя, что всё сие “незаконный самострой”.

А то, что многое из этого “незаконного самостроя” стояло там ещё со времен Брежнева (если ещё не Хрущева, а то и Сталина) никого не волновало.

А ныне, в 2020 году многие просто лишились своего бизнеса просто потому, что этот бизнес закрыли из-за самоизоляции.

Так что со свободой рынка тоже оно как-то не задалось. Простых людей, желающих что-то продать из собранного (пойманного) или собственные ремесленные изделия, ждут проблемы куда большие, чем они были во времена СССР.

Тоже самое или примерно тоже самое получается и с другими свободами.

Общий вывод: от распада СССР народ не получил ничего хорошего, никаких новых свобод. Только потерял.

А теперь о цене всех нынешних “достижений”, оказавшихся пшиком.

Возьмем демографию. С 1979 по 1989 население РСФСР росло по миллиону в год, причем где-то с 1984-1985 годов наметилось ускорение такого прироста населения.

А что же теперь? Народ России вымирает. Население РСФСР (без Крыма) в 1990 году было больше чем население 2019 году (с Крымом).

Получается, что демографические потери России уже превзошли те, которые она имела во время Великой Отечественной войны.

А если учесть ещё тот фактор, что коренное население России активно замещается мигрантами, и этот процесс не только не останавливается, а даже ускоряется, то положение с демографией иначе как деографической катастрофой и не назовешь.

А если взять какие-то другие сферы:

  • экономику;

-промышленность;

  • сельское хозяйство;

  • науку;

  • культуру;

  • образование;

  • ЖКХ,

куда ни кинь, какую сферу жизни ни возьми – везде видим катастрофическую деградацию.

В общем, от развала СССР выиграли олигархи и их обслуга. Все остальные проиграли. Все преимущества и свободы, которые нам обещали, оказались ложью и мифом.

Более того, 2020 год нам наглядно показывает, что даже те свободы и права, которые у нас пока ещё есть – они временны.

Тех людей, которым удастся выжить после всех карантинных мер и прочей “заботы о здоровье” (ныне – июль 2020 – имеем лишь послабления этих мер, и эти послабления временны, потом “закрутят гайки” ещё туже) ожидает жуткий гибрид фашисткой диктатуры, крепостного права и кошмарных антиутопий.

Источник

Одним из самых первых и известных юридических документов древней Руси является Русская Правда. Этот кодекс правовых норм начал составляться еще при Ярославе Мудром. Первая запись датируется 1016 годом. В Русской Правде были собраны всевозможные правовые нормы, которые долгие века определяли вину и наказание за разные преступления.

Особенности древнерусского законодательства

Одно из главных отличий древнерусского законодательства от современного заключается в том, что в первом не было такого понятия, как ограничение уголовной ответственности ввиду психической невменяемости или несовершеннолетия преступника. И подростки, и юродивые отвечали за свои дела наравне со взрослыми и здоровыми людьми.

Существенные различия заключаются и в определении виновности, а также в мере наказания за те или иные преступные действия. Очень большое значение для установления вины значило социальное положение подсудимого и обвинителя. Когда простого холопа обвинял его хозяин, у первого практически не было шанса доказать свою невиновность.

Но и среди свободных русичей вопрос доказательства вины решался довольно своеобразно. Чтобы доказать, что какое-то лицо виновно в нанесении побоев, обвинителю достаточно было продемонстрировать синяки на своем теле и показать пальцем на того, кого он считал виноватым.

Помимо внешних признаков в ходу был и так называемый «свод». Под ним подразумевались показания очевидцев и процедура поиска украденной вещи (если речь шла о воровстве). Доказать или опровергнуть виновность лица могли «видоки» или «послухи». Первые — очевидцы преступления. К категории послухов относились все, кто хоть что-то слышал об обвиняемом и мог подтвердить, что он хороший или, наоборот, плохой человек.

Если ни очевидцев, ни материальных свидетельств преступления не было, подозреваемого подвергали «Божьему суду». Под этим термином понималось испытание раскаленным железом или водой, а также целование креста и принесение клятвы на Библии.

В Древнерусском государстве появляется и целая система формаль­ных доказательств — ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок — «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, пос­кольку считалось, что Бог помогает правому. Невинность человека также считалась абсолютно доказанной, если он выдерживал пытки железом или водой. Относительно клятв русичи верили, что человек просто не может ложно присягнуть на святом кресте, потому что после смерти за такое попадет в ад.

Читайте также:  Польза савойской капусты и рецепты из нее

Наказания за преступления

Наказания на Руси тоже были весьма своеобразными и по современным меркам несоразмерными тяжести преступления. Существовала целая систем штрафов(вир) за разные противоправные деяния, в том числе и очень тяжелые. За убийство, считающееся в современном УК одним из тягчайших преступлений, на Руси просто взимался штраф.

Цена за жизнь свободного человека и раба (холопа) была различной. Достаточно было заплатить 12 гривен за убийство ремесленника, чтобы вопрос виновности был полностью исчерпан. Князь «стоил» дороже — 80 гривен, его сын — 40. За убийство свободного мужчины полагался штраф 40 гривен, женщины — 20. Цена жизни холопа или холопки была вообще чисто символической — 5-6 гривен.

За нанесение тяжелых увечий свободному гражданину виновный должен был заплатить в казну штраф — полувирье — в размере 10 гривен. Мелкие штрафы полагались за небольшие кражи, оскорбления, нанесение не очень тяжелых повреждений и другие незначительные проступки.

Самыми страшными на Руси считались имущественные преступления: разбой, кража лошадей и поджог дома. Последнее было особенно осуждаемым деянием, поскольку одна пылающая изба грозила уничтожением всего города. За эти беззакония имущество преступника подлежало разграблению, а его самого с женой и детьми продавали в рабство. Вот так решался вопрос преступления и наказания у наших предков.

Источник

Ренат Ситдиков

Профи

(654)

10 лет назад

Вира
та часть платы за убийство, которая шла в пользу князя. Термин этот известен только древнерусскому языку; у др. славян соответствующее понятие передавалось словом вражьда. Происхождение его крайне спорно, одни (Татищев, Томсон) считают его финским словом. И. И. Срезневский, указывая на то, что слово это часто пишется через ять, ссылается на хорватское vira (вольная оценка) и отстаивает славянское происхождение этого слова. Куник сближает его с литовским vyras (муж) , Погодин и Миклошич видят в нем искажение немецкого Wergeid. По своему характеру В. подходит под понятие герм. freda — денежной пени за нарушение “королевского мира”, шедшей в пользу общественной власти; для пени в смысле герм. Wergeid у нас был другой термин — гловничество (головщина) , которое представляло собою частное вознаграждение. В “Русской Правде” В. называлась пеня, которая взималась в пользу князя за убийство свободного человека, также за отсечение ноги, руки, носа и за выбитие глаза; денежные штрафы, которыми облагались в пользу князя все остальные преступления, назывались продажами. Нормальный размер В. определен в 40 гривен, но он удваивается за убийство высших членов княжеской дружины, мужей княжеских, к которым приравниваются тиуны княжеские, именно огнищный и конюший, но не сельский; низшая же дружина (отроки) не выделена из общей массы населения. За увечье полагается полувирье. Не взыскивается В. за голову человека неведомого, т. е. когда нет частного истца. В. в пользу князя взималась уже при Владимире Святом. Летописец называет обычай этот “устроением дедним и отчим”. Княжеские В. , следовательно, были известны еще до Владимира. Система денежных пеней проходит у нас через весь домосковский период; отголоски ее попадаются и позже. Слово вира встречается еще в уставной грамоте крестьянам Борисоглебской слободы 1584 года (“Акты археографической экспедиции”, том I, с. 324); но в памятниках XIV-XV в. терминология “Русской Правды” не выдержана: плата князю называется то вирой, то продажей, частное вознаграждение — виной; последний термин употребляется и для обозначения доходов представителя власти. Так называемая дикая В. , на основании “Русской Правды”, уплачивалась вервью (см. это сл. ) с рассрочкой в двух случаях: а) когда преступник не отыскан (предполагается нежелание верви его выдать) и b) когда преступник, находящийся налицо, совершил неумышленное убийство, на пиру, в ссоре. В последнем случае вервь помогает ему платить виру (но не головничество, которое уплачивает один убийца) . В эту дикую виру можно вложиться и не вложиться, т. е. участвовать в платеже ее и не участвовать; но последствием отказа от участия является прекращение по отношению к отказавшемуся обязанности верви помогать ему в платеже В. По памятникам XIV-XVI веков, в случае неизвестности преступника В. обязана платить та волость, в которой совершено убийство. Под поклепной вирой “Русская Правда” разумеет обвинение в смертоубийстве человека, не схваченного на месте преступления. Процесс, начинающийся поклепом, имеет характер состязания сторон перед судьей. Обвинение должно быть доказано или отвергнуто при содействии послухов-сопричастников, а за отсутствием их — путем состязаний другого рода (присяги, ордалий) . Ср. Н. Иванишев, “О плате за убийство в древнем русском и др. славянских законодательствах в сравнении с германскою вирою

Источник

Киевская Русь. «Русская Правда» Ярослава Мудрого (XI век)

«Русская Правда» — сборник правовых норм древней Руси, привязываемый к князю Ярославу, прозваному впоследствии Мудрым.
Это, по сути, уголовный (и, отчасти, уголовно-процессуальный) кодекс Руси XI века.
Здесь определена система наказаний за те или иные преступления и правонарушения, и наказания эти в большинстве своем оказываются денежными штрафами.
Что, в общем-то, разумно — лучше получить приход в княжескую казну, чем изводить ценный человеческий ресурс, закрывая в темницах, или лишая живота.

Различают т.н. «Краткую» и «Пространную» редакции.
Краткая относится как раз к началу-середине XI в. — времени Ярослава и его сыновей.
Пространная редакция — более поздний документ, расширенный и дополненный уже более отдаленными потомками Ярослава.
Мы будем оринтироваться на Краткую редакцию, изредка, впрочем, привлекая и соответствующие статьи Пространной.

Большинство штрафных санкций, определенных в Русской Правде (всякие виры, полувирья, продажи и проч. штрафы) взымалось в пользу князя.
Потерпевшие далеко не всегда могли рассчитывать не какую-либо компенсацию, хотя в некоторых случаях предусматривалась выплата и для них (это называлось за обиду, хотя и обиды зачастую забирал князь).

Как княжеские штрафы, так и частные вознаграждения в Русской Правде исчислялись как правило в гривнах, но использовались и другие денежные единицаы — куны, ногаты, резаны.
Тут, кстати, надо отметить, что гривна в контексте Русской Правды  — это не шматок серебра весом 150–200 граммов, как нам рассказывалось в учебнике истории.
Гривна была не только весовой, но и денежно-счетной единицей, и называлась она гривна кун.
Гривна кун по ценности была эквивалентна ¼ части весовой (новгородской) гривны, и содержала 51 грамм серебра.
А складывалась она из монет разных номиналов в таких соотношениях:
1 гривна = 25 кун, или 20 ногат, или 50 резан.

Читайте также:  Нюхать валерьянку польза и вред

Дирхем (дирхам) — арабская монета,
активно ходившая на Руси в X–XI вв.
под названием куны, или ногаты
(вес  2,83 грамма, серебро 900-й пробы)

Сами монеты — куны и ногаты были, как правило арабскими дирхемами, активно ходившими тогда на Руси
(более полновесные — ногаты, менее полновесные — куны; содержали они в среднем где-то 2,55 и 2,04 гр. серебра соответственно).
Резаны — это были куны, разрезанные пополам — для удобства в более мелких расчетах (т.е., резана ≈ 1,02 гр. серебра).

Так вот, всюду, где в Русской Правде говорится о гривне — имеется в виду гривна кун, а ценность ее в современных деньгах составляет 766 гривен.
Остальные монеты:
куна ≅ 30,6 гривны,
ногата ≅ 38,3 гривны,
резана ≅ 15,31 гривны.

Ну-с, и теперь, после нашего краткого историко-нумизматического экскурса, можно досконально разобраться — что почем в Русской Правде в переводе на современные деньги.

Убийство

Если убьет человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого; если это будет русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или изгой, или словенин, то назначить за него 40 гривен.

Здесь говорится об убийстве свободного человека (словенин, изгой), посему не исключалась и кровная месть по старым понятиям.
Однако, даже если родственники отказывались от мести, убийца все равно попадал на крупный денежный штраф в пользу князя — виру.
Такой же штраф взымался за убийство младшего госслужащего, сиречь, княжеского дружинника сержантско-рядового состава (русин, гридин, купец, ябетник, мечник).
Составлял же он 30627 грн. в современных деньгах.

О женщине. Если кто убьет женщину, то судить, таким же судом, что и за убийство мужчины; если же будет виноват, то платить полвиры 20 гривен.

Между прочим, о женщине вспоминают только а Пространной редакции, в Краткой о ней не говорится ни слова.
Но и здесь она ценится ровно вполовину: 15314 грн.

А вот за убийство княжеского офицера — одного из старших дружинников (огнищанин, тиун, старший конюх) — штраф уже вдвое больше, чем за рядового:

Если убьют огнищанина за обиду, то убийца платит за него 80 гривен, а людям не надо; и за княжеского подъездного 80 гривен.
А за княжеского тиуна 80 гривен.
А за старшего конюха при стаде 80 гривен, как постановил Изяслав за своего конюха, когда его убили дорогобужцы.

Кстати, здесь мы видим еще и зачатки прецедентного права — Изяслв Ярославич создал прецедент, по которому голова старшего конюха стала приравниваться к головам других госслужащих первого ранга:
61255 грн. на наши деньги.

Впрочем, остальной княжеский штат, не входивший в дружину, ценился ниже:

А за княжеского сельского старосту и за старосту, который руководит пахотными работами, 12 гривен.

Впоследствии к ним приравняли и других работников: …а за ремесленника и за ремесленницу — 12 гривен.
Это был эквивалент 9188 грн.

И совсем уж низко оценивались лично зависимые люди, не имевшие практически никаких прав:

А за княжеского рядовича 5 гривен.
А за смерда и за холопа 5 гривен.

Всего-навсего 3828 грн.

Телесные повреждения

Наказывалось также причинение как тяжких, так и менее тяжких телесных повреждений.
Хотя за обиду здесь все платилось князю, пострадавший таки мог в некоторых случаях получить какую-то компенсацию.

Если кто ударит кого палкой, или жердью, или кулаком, или чашей, или рогом, или обухом, то платить 12 гривен.
Если кто ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью, то 12 гривен за обиду.

За драку с причинением телесных повреждений провинившийся рисковал потерять 9188 грн.

Если же ударит мечом по руке и рука отвалится или усохнет, то 40 гривен.

А вот это уже серьезно.
Изувеченный чел без руки — это чистый убыток для князя, его можно сразу списывать в утиль.
Он не сможет ни хлебопашествовать и гречкосеять, ни мечом махать в княжеской банде-дружине, охраняя, либо, наоборот, кошмаря тех самых хлебопашцев и гречкосеев.
Посему и штраф здесь — как за цельного живого человека: 30627 грн. нынешними деньгами.
Впрочем, впоследствии, в Пространной редакции, санкции были смягчены, а пострадавшему стали давать компенсацию:

Если посечет руку, и отпадет рука или усохнет, или нога, то полувиры 20 гривен, а пострадавшему за увечье 10 гривен.

Князю в мошну 15314 грн., а калеке — 7657 грн.

Если же по пальцу ударит какому-либо, то 3 гривны за обиду.

Пальцы, как и руки, тоже ценились.
За поврежденный палец своего верноподданного князь получал 2297 грн.
Сам верноподданный на первых порах не получал ничего, но потом и ему стало кое-что перепадать: …а пострадавшему гривна кун.
То есть, 766 грн.

А за ус 12 гривен и за бороду 12 гривен.

Ага! Усы и бороды издревле почитались на Руси, составляя основную гордость и главный предмет мужского гардероба.
Потому насильное их лишение наказывалось так же, как нанесение серьезных телесных повреждений.
9188 грн. рисковал отдать посягнувший на ту мужскую красу (отдать, разумеется, князю; лишившийся чести, достоинства и растительности на лице удовлетворялся лишь морально).

В более поздней Пространной редакции защищались и другие фрагменты лица:

О зубе. Если выбьют зуб и кровь видят у него во рту, и будут свидетели, то 12 гривен штрафа князю, а за зуб гривна.

Тот же тариф: 9188 грн. Однако, и пострадавшему причиталось компенсация размером в 766 грн. (хотя в наши времена этого явно не хватило бы на дантиста).

Наказывалось, между прочим, не только нанесение, но намерение нанесения телесных повреждений.
Угроза действием, так сказать.

Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

Вот так-то, не в меру горячий скандалист рисковал расстаться с вполне ощутимой суммой в 766 грн. (в эквиваленте).

Читайте также:  Зеленый чай польза и вред фото

Самоуправство с переходом в самосуд также не допускалось:

Если смерда будут истязать, но без княжеского повеления, то 3 гривны за обиду; а за истязание огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

Короче, без княжьего дозволения пороть розгами никого не дозволялось.
Штрафы при этом дифференцировались: за пересичного — 2297 грн., а за чиновника — аж 9188 грн. Штрафы эти, естественно, шли князю, пострадавшему лишь позже стали давать некоторую денежную компенсацию на оздоровление: …а за муку гривна кун — 766 грн. Кстати, что смерду, что  человеку государеву эта самая компенсация на оздоровление была одинаковой.

А вот если холоп чей-то позволял себе распускать руки — за него штраф платил хозяин:

Если холоп ударит свободного человека и убежит в господский дом, а господин его не будет выдавать, то холопа господину взять, и пусть уплатит господин за него 12 гривен…

Так что за буйство своего холопа (раба по сути) хозяин лишался 9188 грн. Но не надо думать, что холоп мог невозбранно дать по сусалам любому встречному.
Вот продолжение этой статьи: …а после того, где тот ударенный человек встретит его, пусть убьет его.
Буде случался такой казус — хозяин рисковал деньгами, а холоп — таки жизнью.

Рекламная пауза:

Кража

При кражах обиды зачастую платились уже потерпевшему.
Хотя и князь не оставался внакладе, взымая свои штрафы (а иногда — и плату за обиду брал в свою пользу).

Если кто поедет на чужом коне без спроса, то платить 3 гривны штрафа.
Если кто возьмет чужого коня, или оружие, или одежду, а хозяин опознает в своем миру, то взять ему свое, а 3 гривны за обиду.

За угон транспортных средств без корыстных побуждений угонщик штрафовался: 2297 грн. нынешними деньгами (в пользу князя).
За их кражу (равно как и за кражу оружия или одежды) уплачивалась та же сумма штрафа, но потерпевшему — за обиду (хотя и обиду князь мог взять себе).

А если кто уведет чужого холопа или робу, то платить ему за обиду 12 гривен.

А вот такса на движимое двуногое и говорящее имущество была гораздо выше — 9188 грн.

А если украдет ладью, то за ладью хозяину платить 30 резан, а штрафа князю 60 резан.

Водные транспортные средства оценивались сравнительно невысоко.
За украденную лодку владелец получил бы 459 грн. компенсации, а князь — естественно, вдвое больше: 919 грн. штрафа.

А за голубя и за курицу 9 кун, а за утку, гуся, журавля, лебедя 30 резан, а штрафа князю 60 резан.

Насчет пернатых — здесь имеются в виду как домашние, так и те, что попали в сети для ловли птиц.
Компенсацию получал обворованный, и, надо сказать, даже по нынешним деньгам вполне приличную: 276 грн. (за голубя или курицу), либо 459 грн. (за утку, гуся, журавля, лебедя).
В любом случае 919 грн. штрафа причиталась князю.

А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то 3 гривны за обиду.

А вот за кражу животного, пригодного для княжеской охоты, штраф был гораздо серьезнее — 2297 грн. (за обиду).
Обиженным здесь был, разумеется, князь.

Если сено украдут, то 9 кун; и за дрова 9 кун.

Штраф за кражу сена или дров составил бы 276 грн. (разумеется, в пользу князя).
Впоследствии, впрочем, была введена компенсация потерпевшему: …а сколько возов украдено, то владельцу получить за каждый воз по 2 ногаты.
Это, кстати, дает представление о стоимости воза сена или дров в те времена: 77 грн. на наши деньги.
Надо сказать, более чем дешево.

Если украдут овцу, или козу, или свинью, то пусть платят по 60 резан штрафа князю, а кто поймал воров, тому 10 резан.

Кроме стандартных княжеских штрафных санкций в размере 919 грн. (кстати, если воров было несколько — то с каждого),
здесь еще, обратим внимание, поощряются и добровольные помощники тогдашних копов, выказавшие ретивость в поимке воров.
Размер поощрения, правда скромный — всего 153 грн.
Ну, а итого: вор рисковал попасть на суммарные штрафные санкции в 1072 грн.

За прочих домашних животных полагались вот такие штрафы:

А за княжеского коня, если тот с тавром, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны, за кобылу 60 резан, а за вола гривну, а за корову 40 резан, а за трехлетку 15 кун, а за годовалую полгривны, а за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

Это, напоминаем, штрафы, а не реальная стоимость скота.
В пересчете на современные деньги получаются следующие суммы.

  • Конь княжеский — 2297 грн.
  • Конь смерда ценился, разумеется, дешевле княжеского — 1531 грн.
  • Кобыла шла почти вполцены (как, впрочем, и всякая женщина) — 919 грн.
  • Вол оценивался в 766 грн.
  • Коровушка-кормилица ценилась в 613 грн., причем с возрастом цена ее росла, т.к. за трехлетку брали 459 грн., а за годовалую — всего 383 грн.
  • Теленок ценился невысоко — 77 грн.
  • Дешевле теленка был только баран (равно как и приравненный к нему ягненок) — 38 грн.

Повреждение имущества

Наказывалось не только воровство, но и повреждение чужого имущества.

А за княжескую борть 3 гривны, если ее сожгут или выдерут пчел и соты.

Князь, лишившись своих любимых медов хмельных, наказывал злоумышленника за это строго — как за кражу коня. Штраф составлял 2297 грн.

А если кто запашет межу или затешет межевой знак, то 12 гривен за обиду.

Ну, а за попытку захвата пахотных земель рейдеру грозил штраф в размере, эквивалентном 9188 грн.

Оплата труда

Наконец, единственная статья Русской Правды, касающаяся оплаты труда:

А это постановление для мостников: если настелят мост, то взять за работу ногату, а за городню ногата; если же у старого моста надо будет починить несколько досок, то взять столько же.

Подрядчику, взявшемуся за ремонт моста, либо установку ограды, работа оплачивалась сдельно, и весьма скромно — в размере, равном 38 грн. Это, на минуточку, даже меньше, чем поденная работа на винограднике в древней Иудее (см. Иудея. Новозаветные времена, Труд виноградарей).

Источник