Сделать как можно больше пользы своему отечеству

Сделать как можно больше пользы своему отечеству thumbnail

«…Сделать как можно более пользы моему Отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности…»
К.Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский – педагог, мыслитель, христианин. Что мы знаем о нем? Думаем ли о том, насколько тесно переплелись жизнь великого педагога, жившего и трудившегося на благо нашей Отчизны 150 лет назад с нашей современной жизнью.

Вот Новгород-Северский, здесь прошло детство и юность Ушинского, Одесса и Крым, здесь Константин Дмитриевич лечился и отдыхал, Симферополь, где он выступал на 2-м съезде учителей Таврической губернии, и, наконец, Киев, последнее пристанище Константина Дмитриевича, здесь он похоронен, по его просьбе, в Выдубицком монастыре. Материальная память городов, улиц, по которым Ушинский ходил, лишь – малая часть подтверждения его активной педагогической и общественной деятельности. Главная память, незримая, – в нас, его потомках, в нашей образованности и культуре.

Все выдающиеся педагоги Украины и России считали и считают честью для себя называться учениками К.Д.Ушинского. По сути, так оно и есть. Каждый человек в течение жизни в своем стремлении к истине воспроизводит ее посредством опыта. Ушинский в течение своей короткой жизни, а прожил он всего 47 лет, построил каркас, остов педагогики настоящего и будущего. Фундамент педагогики Ушинского настолько прочный и истинный, что каждый педагог берет из богатейшего и нестареющего наследия Константина Дмитриевича для своей творческой деятельности то, что он может взять, понести и развить в соответствии с историко-культурными процессами и изменениями в обществе. Так, Антон Макаренко развил в своих трудовых колониях идею труда и коллективизма до высочайшей степени искус- ства воспитания. Василий Сухомлинский, исходя из нового состояния и потребностей общества, открыл по-новому идеи «учителя учителей».

И сегодня современный мир так же высоко ценит талант Ушинского, который перерос саму личность и развился в десятках, если не сотнях выдающихся его последователей, отобразился не только в книгах и учебниках самого Ушинского, но в целой плеяде талантливых и достойных последователей и единомышленников. Не зря учебники советского и российского периодов развития пользуются колоссальным успехом и востребованы у педагогов, родителей не только в России и Украине, но и на западе. Сегодня по учебникам, к примеру, Киселева А.П., законодателя школьной математики, учатся многие западные элитные закрытые заведения. К сожалению, кроме наших детей нашей
современной школы.

Кому на сегодня известно имя украинского педагога Тимофея Лубенца, талантливого педагога, последователя и единомышленника Ушинского? Он перевел «Родное слово» К.Д.Ушинского и адаптировал этот педагогический шедевр к украинским национальным традициям. Его работы сегодня пылятся в архивах.

Общество все больше задается вопросами воспитания детей в современных условиях. Как выйти из кризиса образования и воспитания, на какой основе? И сегодня в очередной раз идеи К.Д.Ушинского становятся востребованными для общества. Что же в нх особенного?

В философии, психологии и религии (в Православии) есть понятие «синергия» – совместное усилие человека и Бога в деле подвига и спасения.

От греч. («syn — вместе, ergos — действие») синергия – суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента. На этом принципиально новом подходе взаимодействия многофакторности и построена синергия педагогики К.Д.Ушинского. В этом кроется
волнующий уже много десятилетий умы философов, педагогов феномен его педагогической системы.

Педагогическая система Ушинского уже есть результат синергии взаимоотношения личности К.Д.Ушинского и Бога. Она выражена в его религиозно-мировоззренческой позиции, педагогической деятельности и непосредственно семейной жизни. Он был любящим отцом пятерых детей, верным супругом.

В сложный период своей жизни, когда его уволили из Ярославского юридического лицея за вольнодумство (1846 – 1849), и казалось, что это конец его научной и преподавательской карьеры, Ушинский пишет в дневнике: «Небольшой толчок судьбы разбил все мои предположения, весь тот мир, который так долго во мне строился. И если я не вооружусь твердой волей, то погибну посреди этих обломков. Нужно уметь принудить себя заниматься и тогда, когда нет во мне энергии, убедившись опытом, что это падение души только временно и что небольшое усилие души над собой всегда вознаграждается рождающейся в ней энергией.

О, зачем я один? Мой разум и мое сердце просят товарища». «Неужели я опустел окончательно?.. Нет, да не будет так… Сделать как можно более пользы моему Отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности…».

Главная цель жизни – сделать как можно больше пользы моему Отечеству. Она еще не определена, но это цель духовная. Вдумайся, читатель:
«О, зачем я один? Мой разум и мое сердце просят товарища». Кто этот товарищ? Откуда черпает силы мо- лодой Ушинский, к кому он взывает и у кого просит помощи?

Чуть позже, работая в журнале «Библиотека для чтения», К.Д.Ушинский знакомится с педагогическими статьями о воспитании. Он увидел, как строится народное образование на западе. Мысль о том, что так же можно построить народное образование в России с учетом наших условий, и какие это открывает перспективы для образования русского народа, преображает и воодушевляет Ушинского. «Я не мог спать несколько ночей. Статьи произвели страшный переворот в моей голове, в моих убеждениях, в понятиях. Они подняли в моем уме целый ряд вопросов по воспитанию и образованию, навели меня на многие, совершенно новые мысли. Я не знаю, что я сделаю, что со мной будет, но я решился посвятить себя с этого дня исключительно педагогическим вопросам». С этого момента и сложилась окончательно синергия двух Личностей – человека и Бога. Именно в педагогической деятельности Ушинский увидел возможность наилучшим образом послужить Богу, Отечеству и народу. И отдает себя этому без остатка. Полная жертвенность.

Читайте также:  Противозачаточные таблетки о вреде и пользе

Он осознает всю степень ответственности и важности дела воспитания и берется за это дело с большой энергией и без колебаний. В это время он пишет: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя… посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, чтоего дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения. Он видит, что вопросы относительно его деятельности, рождающиеся в
его мыслях, занимают тысячи благороднейших умов, постигших глубоко всю важность воспитания».

Так в Ушинском рождается и формируется второй принцип его педагогики – народность. Принцип народности формируется в душе Ушинского с детства постепенно и постоянно, с годами и опытом вырисовываясь все четче, и, наконец, завершившись в зрелых шедеврах Ушинского, статьях: «Родное слово» и «О народности в общественном воспитании».

В 1854 г., работая преподавателем словесности в Гатчинском сиротском институте, он знакомится с педагогической библиотекой Гугеля Егора Осиповича. Эта находка сыграла важную роль в педагогической деятельности Ушинского. «Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим, и — Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем вступил на педагогическое поприще! Человек, заведший эту библиотеку, был необыкновенный у нас человек. Это едва ли не первый наш педагог, который взглянул серьезно на дело воспитания и увлекся им. Но горько, же и поплатился он за это увлечение. Покровительствуемый счастливыми обстоятельствами, он мог несколько лет проводить свои идеи в исполнение; но вдруг обстоятельства изменились, — и бедняк-мечтатель окончил свою жизнь в сумасшедшем доме, бредя детьми, школой, педагогическими идеями».

Происходит своеобразное душевное рождение третьего принципа – научности. Над ее разработкой он трудится всю жизнь. Только теперь окончательно формируется его педагогическая система, обретая живое синергетическое дыхание трех, главных, обязательных взаимодействующих друг на друга и этим поддерживающих стройную иерархическую систему идей и принципов педагогики К.Д.Ушинского. Они составят и определят канву всего педагогического каркаса, стержень всей методико-дидактической системы, методов и приемов его педагогики.

Теперь же и появляется первая статья, ко- торая имела феноменальный успех. «О пользе педагогической литературы». Почему? Потому, что с этого момента все, что пишется и создается Константином Дмитриевичем, находится в постоянном синергетическом поле диалога человека – Бога. И подтверждается в теории и практике дел Ушинского в идеях, поступках, действиях. И впоследствии – в делах и педагогических работах единомышленников. Основная черта воспитания, установленная К.Д.Ушинским в результате исследования, – народность. Защищая принцип народности, он хотел предупредить механическое перенесение в Россию систем европейской педагогики, с одной стороны, подчеркнуть жизненную необходимость привлечения общественных народных сил к делу воспитания — с другой. Народ, а не господствующие классы и не бюрократия, должен играть главную роль в воспитании подрастающих поколений, – говорит Ушинский. При механическом переносе западных идей перенесется «только их мертвая форма, безжизненный труп, а не их живое и оживляющее содержание». Общечеловеческие принципы воспитания должны быть применены к специфическим условиям национальной народной жизни. «Необходимо сделать в русской школе главными предметами русский язык, русскую географию, русскую историю, возле которых группировались бы все остальные; словом, обратить нашу школу к народности». Он призывал развивать в каждой народности свою национальную народную школу.

«Не забудем, что если мы многому хотим учить простой народ, тоесть многое, чему мы сами от него научились. Не забудем, что этот народ создал тот глубокий язык, глубины которого мы до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени; что этот простой народ, наконец, создал и эту великую державу, под сенью которой мы живем».

«Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника». В этих словах показана синергия духовного и народного начал.

Читайте также:  Польза картофеля для кожи лица

В.Л. ЕМЕЛЬЯНОВ

(Продолжение следует)

Источник

Ушинский К.Д.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Он по праву считается создателем народной школы в России. Все общепедагогические и дидактические вопросы он решал с точки зрения служения интересам своей Родины, своего народа, руководствуясь девизом: «Сделать как можно больше пользы своему отечеству – вот единственная задача моей жизни». Ушинский исходил из того, что воспитание должно охватывать все подрастающее поколение в порядке обязательного обучения, давать ему реальное образование и «приготовлять к труду в жизни». Центральное место в формировании человека принадлежит родному языку. Созданный великим педагогом учебник «Родное слово» оказал огромное влияние на развитие русской начальной школы.

Задачу педагогики Ушинский видел в том, чтобы реализовать высшее предназначение человека, раздвинуть пределы его физических, умственных и нравственных сил. Взглядам Гербарта он противопоставил педагогическую антропологию, которую строил на утверждении, что педагогика, имея дело с реальным человеком, должна основываться на всестороннем его познании. Он неоднократно подчеркивал, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях. Поэтому педагогика, по мысли Ушинского, должна учитывать данные тех наук, в которых изучается «телесная или душевная природа человека», а именно: анатомии, физиологии, психологии, географии, политэкономии и др. Знание антропологических наук является необходимым условием воспитательного воздействия. Так, например, знание физиологии есть условие воздействия на физическое развитие индивида, а знание психологии – условие воздействия на развитие ума, чувств и воли человека.

В своем главном фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Ушинский выдвинул идею о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность. При этом он утверждал, что такая деятельность нуждается в научном обосновании, что одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине. В обозначенном выше труде его автор раскрыл содержание педагогики и изложил главнейшие вопросы своей дидактики – обучения и развития, формального и материального образования, развития речи и мышления, деятельности учителя и ученика. Ушинский впервые научно обосновал систему подготовки учителя, принципы и методы которой во многом являются актуальными и по сей день

Антропологизм Ушинского проявлялся в его идее о неразрывности физического, умственного и нравственного развития, что приводило к выводу о необходимости целостного воспитания всех сторон личности

Задача Ушинского грандиозна – в его антропологии три отдела: телесный организм, душевные явления, духовные явления. Заметим, что к «третьему отделу» наша российская психология едва подходит сегодня – через полтора века после Ушинского. Западной еще долго к этому идти.

И в «Вопросе о душе», и в «Психологических монографиях», и тем более в «Педагогической антропологии» сформулированы основные положения, характеризующие позиции Ушинского в психологии.

Обозначим эти позиции Ушинского: 1) определяет предмет психологии, причем трактует его широко и целостно; 2) определяет отношение психологии с философией; поскольку он не ставит перед своими трудами задачи обосновать отделение от философии, то просто обозначает это соотношение; 3) обсуждает отношение психологии к другим наукам, т.е. выявляет ее место в системе научного знания; 4) подробно обсуждает, каков должен быть метод психологии; 5) подробно рассматривает важнейший для конституирования науки вопрос, связанный со структурой дисциплины; 6) решает вопрос о соотношении психологии с физиологией; 7) утверждает опытный характер науки; 8) определяет соотношение теории и метода в новой психологии, что было редкостью для той эпохи.

Константин Дмитриевич Ушинский – создатель первой в истории мировой психологии практико-ориентированной психологии

Он первым в мировой науке стал разрабатывать психологию не предметную, как В.  Вундт, Ф.  Брентано, В.  Джемс, которые пытались выделить в сознании тот или иной аспект для анализа. Ушинский подходил прагматически (вспомним кантовскую ант ропологию, обоснованную прагматически), но прагматизм его был усилен решением задачи воспитания человека.

Поэтому психология Ушинского не предметна, а объектна – объект ее человек, и она по возможности старается быть целостной.

В «Педагогической антропологии» он рассматривает психологию в качестве одного из оснований педагогики. Принципиально важно, что в шестидесятые годы, когда Ушинский разрабатывает педагогическую антропологию, научной психологии еще не было.

Ушинским была разработана система практической психологии. У К. Д. Ушинского мы видим рождение новой психологической парадигмы: это практико-ориентированная концепция, имеющая комплексный, антропологический характер, это эмпирический подход, основывающийся прежде всего на фактах, но свободный от известной узости позитивизма. Не случайно антропологизм Ушинского был воспринят теми психологическими теориями, которые пытались преодолеть ограниченность традиционной академической психологии за счет комплексного подхода (Б. Г. Ананьев).

Источник: Мазилов В. А. – Ушинский К.Д. как создатель парадигмы практической психологии: непонятый проект

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Офицер и джентльмен

Уместно сегодня напомнить вам замечательные слова великого русского педагога и мыслителя Константина Дмитриевича Ушинского: «Сделать как можно больше пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности». Милиционер служит Отечеству, всем честным гражданам, а не частным интересам. Если милиционеры или солдаты начинают с оружием в руках защищать чьи-то частные политические интересы, это ведет к трагедии – как показывает история.

Читайте также:  Яблочная мука польза и вред

А главное, что из репрессивно-карательного аппарата МВД превратился в орган защиты населения. Защиты и помощи ему. Это новое представление о месте МВД в российском государстве заложено в основу реформирования ведомства.

О реформе МВД

Более двух лет назад было принято решение о необходимости поэтапного реформирования системы МВД России с учетом возложенных на органы внутренних дел специфических функций обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Сегодня уже можно подвести некоторые итоги этих реформ.

Восстановлена единая централизованная вертикаль управления органами внутренних дел. Проведенные организационно-штатные преобразования устранили, с одной стороны, необоснованную разобщенность, а с другой – дублирование и параллелизм в работе различных служб и подразделений как на федеральном, так и региональном уровне.

В структуре министерства созданы службы, в которых подразделения объединены по функциональному принципу: служба криминальной милиции, служба общественной безопасности, служба тыла, миграционная служба, ФСЭНП. Их возглавляют руководители в ранге моих заместителей. Это позволяет сконцентрировать усилия министерства на ключевых направлениях борьбы с преступностью.

В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений террористического характера при ГУБОП СКМ МВД России недавно создан Центр по борьбе с терроризмом и экстремизмом, определены его основные задачи.

В связи с передачей МВД России полномочий по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона созданы соответствующие структуры по обеспечению деятельности Регионального оперативного штаба в н.п. Ханкала и Оперативного штаба в г. Москве.

Продолжена работа по оптимизации структурного построения центрального аппарата.

Главная особенность

Одной из главных особенностей системы органов внутренних дел скорого будущего (и уже во многом настоящего) является максимальная направленность на требования и нужды общества. Но чтобы знать его нужды, необходимо находиться с ним в постоянном контакте, иметь, выражаясь языком социологов, налаженные каналы обратной связи, а само наше ведомство и наша работа должны быть доступны и понятны для общества. И тут нам есть чем гордиться: по оценкам экспертов, МВД является самым информационно открытым среди силовых ведомств страны.

Более того, для поддержания постоянной связи с обществом в МВД России создано подразделение, занимающееся изучением общественного мнения, которое уже сейчас работает на достаточно высоком уровне. Обращая внимание на отношение общества к милиции, мы видим, что доверие населения к нам за последние два года постепенно растет.

В послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент РФ Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что степень доверия граждан государству напрямую определяется тем, как оно защищает их от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников.

По данным социологических опросов, сегодня почти 40% населения России удовлетворены деятельностью органов внутренних дел, и это довольно хороший показатель, если учесть, в каких экстремальных условиях нередко приходится работать милиции.

Образование

Один из философов прошлого удивительно точно и емко сформулировал одну из закономерностей человеческого развития: «Знание – сила». Только тот, кто обладает знанием, действительно силен и способен противостоять любым природным и социальным вызовам. Эта истина справедлива применительно и к обществу в целом, и к отдельному человеку.

Эта истина в полной мере относится к нашему, российскому обществу и, конечно же, к органам внутренних дел. Эффективно противостоять современной преступности могут только высокообразованные и всесторонне подготовленные люди.

В последние годы руководство страны и Министерства внутренних дел Российской Федерации уделяет особое внимание повышению образовательного уровня сотрудников.

Сложилась и успешно функционирует система профессионального образования. Сейчас в ее состав входят 2 университета, 5 академий, 17 институтов, 9 средних специальных учебных заведений, 2 суворовских военных училища, в которых обучаются более 100 тысяч человек. Кроме того, действуют 5 военных институтов, готовящих офицерские кадры для Внутренних войск.

Мы уверены в том, что специализированное образование является одним из важнейших факторов, позволяющих МВД России качественно и эффективно осуществлять борьбу с преступностью.

Кадры

Наши милицейские кадры становятся более молодыми. Сегодня в органах и подразделениях МВД России проходит службу почти половина (47,5%) молодых сотрудников и военнослужащих в возрасте до 30 лет. Только за последние пять лет на службу пришло более полумиллиона новых сотрудников. В настоящее время молодежь представлена практически во всех основных службах, в том числе в патрульно-постовой службе – 66,2%, уголовном розыске – 55%, следствии – 60%, подразделениях ОМОН – 59%.

К сожалению, организацию работы с молодыми сотрудниками и военнослужащими осложняет тот факт, что в последние годы из органов внутренних дел и внутренних войск произошел значительный отток так называемого среднего звена, т.е. наиболее профессионально подготовленных и опытных сотрудников и военнослужащих. Это привело к определенному разрыву в преемственности поколений, проблемам передачи служебного опыта.

Но в тенденции увеличения доли молодых кадров есть и очень важная положительная сторона. Это люди новой России, формирование которых как личностей происходило в условиях свободы слова, многопартийной системы, рыночной экономики, становления демократии, гражданских прав и свобод… Для них это естественная среда, они свободны от груза прошлого, и в этом их большое преимущество. Им не надо переучиваться, в отличие от некоторых из ваших старших коллег и товарищей. Они способны более успешно воспринять новые задачи МВД.

Материал подготовил Виталий ДЕНИСОВ

Источник