Сделать как можно более пользы моему отечеству

Сделать как можно более пользы моему отечеству thumbnail

«…Сделать как можно более пользы моему Отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности…»
К.Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский – педагог, мыслитель, христианин. Что мы знаем о нем? Думаем ли о том, насколько тесно переплелись жизнь великого педагога, жившего и трудившегося на благо нашей Отчизны 150 лет назад с нашей современной жизнью.

Вот Новгород-Северский, здесь прошло детство и юность Ушинского, Одесса и Крым, здесь Константин Дмитриевич лечился и отдыхал, Симферополь, где он выступал на 2-м съезде учителей Таврической губернии, и, наконец, Киев, последнее пристанище Константина Дмитриевича, здесь он похоронен, по его просьбе, в Выдубицком монастыре. Материальная память городов, улиц, по которым Ушинский ходил, лишь – малая часть подтверждения его активной педагогической и общественной деятельности. Главная память, незримая, – в нас, его потомках, в нашей образованности и культуре.

Все выдающиеся педагоги Украины и России считали и считают честью для себя называться учениками К.Д.Ушинского. По сути, так оно и есть. Каждый человек в течение жизни в своем стремлении к истине воспроизводит ее посредством опыта. Ушинский в течение своей короткой жизни, а прожил он всего 47 лет, построил каркас, остов педагогики настоящего и будущего. Фундамент педагогики Ушинского настолько прочный и истинный, что каждый педагог берет из богатейшего и нестареющего наследия Константина Дмитриевича для своей творческой деятельности то, что он может взять, понести и развить в соответствии с историко-культурными процессами и изменениями в обществе. Так, Антон Макаренко развил в своих трудовых колониях идею труда и коллективизма до высочайшей степени искус- ства воспитания. Василий Сухомлинский, исходя из нового состояния и потребностей общества, открыл по-новому идеи «учителя учителей».

И сегодня современный мир так же высоко ценит талант Ушинского, который перерос саму личность и развился в десятках, если не сотнях выдающихся его последователей, отобразился не только в книгах и учебниках самого Ушинского, но в целой плеяде талантливых и достойных последователей и единомышленников. Не зря учебники советского и российского периодов развития пользуются колоссальным успехом и востребованы у педагогов, родителей не только в России и Украине, но и на западе. Сегодня по учебникам, к примеру, Киселева А.П., законодателя школьной математики, учатся многие западные элитные закрытые заведения. К сожалению, кроме наших детей нашей
современной школы.

Кому на сегодня известно имя украинского педагога Тимофея Лубенца, талантливого педагога, последователя и единомышленника Ушинского? Он перевел «Родное слово» К.Д.Ушинского и адаптировал этот педагогический шедевр к украинским национальным традициям. Его работы сегодня пылятся в архивах.

Общество все больше задается вопросами воспитания детей в современных условиях. Как выйти из кризиса образования и воспитания, на какой основе? И сегодня в очередной раз идеи К.Д.Ушинского становятся востребованными для общества. Что же в нх особенного?

В философии, психологии и религии (в Православии) есть понятие «синергия» – совместное усилие человека и Бога в деле подвига и спасения.

От греч. («syn — вместе, ergos — действие») синергия – суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента. На этом принципиально новом подходе взаимодействия многофакторности и построена синергия педагогики К.Д.Ушинского. В этом кроется
волнующий уже много десятилетий умы философов, педагогов феномен его педагогической системы.

Педагогическая система Ушинского уже есть результат синергии взаимоотношения личности К.Д.Ушинского и Бога. Она выражена в его религиозно-мировоззренческой позиции, педагогической деятельности и непосредственно семейной жизни. Он был любящим отцом пятерых детей, верным супругом.

В сложный период своей жизни, когда его уволили из Ярославского юридического лицея за вольнодумство (1846 – 1849), и казалось, что это конец его научной и преподавательской карьеры, Ушинский пишет в дневнике: «Небольшой толчок судьбы разбил все мои предположения, весь тот мир, который так долго во мне строился. И если я не вооружусь твердой волей, то погибну посреди этих обломков. Нужно уметь принудить себя заниматься и тогда, когда нет во мне энергии, убедившись опытом, что это падение души только временно и что небольшое усилие души над собой всегда вознаграждается рождающейся в ней энергией.

О, зачем я один? Мой разум и мое сердце просят товарища». «Неужели я опустел окончательно?.. Нет, да не будет так… Сделать как можно более пользы моему Отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности…».

Главная цель жизни – сделать как можно больше пользы моему Отечеству. Она еще не определена, но это цель духовная. Вдумайся, читатель:
«О, зачем я один? Мой разум и мое сердце просят товарища». Кто этот товарищ? Откуда черпает силы мо- лодой Ушинский, к кому он взывает и у кого просит помощи?

Чуть позже, работая в журнале «Библиотека для чтения», К.Д.Ушинский знакомится с педагогическими статьями о воспитании. Он увидел, как строится народное образование на западе. Мысль о том, что так же можно построить народное образование в России с учетом наших условий, и какие это открывает перспективы для образования русского народа, преображает и воодушевляет Ушинского. «Я не мог спать несколько ночей. Статьи произвели страшный переворот в моей голове, в моих убеждениях, в понятиях. Они подняли в моем уме целый ряд вопросов по воспитанию и образованию, навели меня на многие, совершенно новые мысли. Я не знаю, что я сделаю, что со мной будет, но я решился посвятить себя с этого дня исключительно педагогическим вопросам». С этого момента и сложилась окончательно синергия двух Личностей – человека и Бога. Именно в педагогической деятельности Ушинский увидел возможность наилучшим образом послужить Богу, Отечеству и народу. И отдает себя этому без остатка. Полная жертвенность.

Он осознает всю степень ответственности и важности дела воспитания и берется за это дело с большой энергией и без колебаний. В это время он пишет: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя… посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, чтоего дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения. Он видит, что вопросы относительно его деятельности, рождающиеся в
его мыслях, занимают тысячи благороднейших умов, постигших глубоко всю важность воспитания».

Так в Ушинском рождается и формируется второй принцип его педагогики – народность. Принцип народности формируется в душе Ушинского с детства постепенно и постоянно, с годами и опытом вырисовываясь все четче, и, наконец, завершившись в зрелых шедеврах Ушинского, статьях: «Родное слово» и «О народности в общественном воспитании».

Читайте также:  Польза для лица с аспирином

В 1854 г., работая преподавателем словесности в Гатчинском сиротском институте, он знакомится с педагогической библиотекой Гугеля Егора Осиповича. Эта находка сыграла важную роль в педагогической деятельности Ушинского. «Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим, и — Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем вступил на педагогическое поприще! Человек, заведший эту библиотеку, был необыкновенный у нас человек. Это едва ли не первый наш педагог, который взглянул серьезно на дело воспитания и увлекся им. Но горько, же и поплатился он за это увлечение. Покровительствуемый счастливыми обстоятельствами, он мог несколько лет проводить свои идеи в исполнение; но вдруг обстоятельства изменились, — и бедняк-мечтатель окончил свою жизнь в сумасшедшем доме, бредя детьми, школой, педагогическими идеями».

Происходит своеобразное душевное рождение третьего принципа – научности. Над ее разработкой он трудится всю жизнь. Только теперь окончательно формируется его педагогическая система, обретая живое синергетическое дыхание трех, главных, обязательных взаимодействующих друг на друга и этим поддерживающих стройную иерархическую систему идей и принципов педагогики К.Д.Ушинского. Они составят и определят канву всего педагогического каркаса, стержень всей методико-дидактической системы, методов и приемов его педагогики.

Теперь же и появляется первая статья, ко- торая имела феноменальный успех. «О пользе педагогической литературы». Почему? Потому, что с этого момента все, что пишется и создается Константином Дмитриевичем, находится в постоянном синергетическом поле диалога человека – Бога. И подтверждается в теории и практике дел Ушинского в идеях, поступках, действиях. И впоследствии – в делах и педагогических работах единомышленников. Основная черта воспитания, установленная К.Д.Ушинским в результате исследования, – народность. Защищая принцип народности, он хотел предупредить механическое перенесение в Россию систем европейской педагогики, с одной стороны, подчеркнуть жизненную необходимость привлечения общественных народных сил к делу воспитания — с другой. Народ, а не господствующие классы и не бюрократия, должен играть главную роль в воспитании подрастающих поколений, – говорит Ушинский. При механическом переносе западных идей перенесется «только их мертвая форма, безжизненный труп, а не их живое и оживляющее содержание». Общечеловеческие принципы воспитания должны быть применены к специфическим условиям национальной народной жизни. «Необходимо сделать в русской школе главными предметами русский язык, русскую географию, русскую историю, возле которых группировались бы все остальные; словом, обратить нашу школу к народности». Он призывал развивать в каждой народности свою национальную народную школу.

«Не забудем, что если мы многому хотим учить простой народ, тоесть многое, чему мы сами от него научились. Не забудем, что этот народ создал тот глубокий язык, глубины которого мы до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени; что этот простой народ, наконец, создал и эту великую державу, под сенью которой мы живем».

«Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника». В этих словах показана синергия духовного и народного начал.

В.Л. ЕМЕЛЬЯНОВ

(Продолжение следует)

Источник

Посвящается дорогому мне человеку, жене, Валентине Николаевне Пасковой,
моей России, которой я обязан жизнью.

1. Просвещение — основа движения к совершенству

Россия — не только великая, могучая, но и мудрая страна.

Величие каждого народа определяется вкладом его культуры в
общечеловеческие ценности.

Хороший адвокат обосновывает свою защиту решениями суда, принятыми
раньше, избегая таким образом ненужных хлопот.

Автор данной книги не собирается защищаться приведением цитат,
высказываний многих авторитетных личностей о необходимости реализовать
«Божественный проект» общества гармонии, справедливости, о необходимости
обновлять психику (сознание) с учётом реалий сегодняшнего дня,
убеждать, что Россия — мудрая держава.

Учения, которые проповедуют в христианстве, исламе, иудаизме, индуизме,
буддизме, соответствовали определённому времени и рассчитаны были на
определённый круг людей в определённой стране.

Многие мысли справедливы и сегодня. Например, еврейский мудрец Акива
говорил: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это считается
главным в Книге Книг еврейского народа (Торе). В христианстве люди
призывались обладать терпимостью и состраданием. В иудаизме «милость и
правда встретились, праведность и мир соприкоснулись» (Псалмы, 85:11).
Такие высказывания можно встретить в священных текстах любой религии.
Наиболее системно изложено в Книге Книг — Торе, написанной 5600 лет
назад, в Ведических текстах, написанных 5000 лет тому назад.

Мировоззрение — это теория, которой руководствуются люди в практической
жизни.

Религия — это признание сверхъестественной силы Бога, которому
надлежит повиноваться, а также выражение такого признания в
соответствующем психологическом состоянии.

Сегодня пришло понимание, что божественные силы — это энергия,
поступающая свыше.

Религия выражает идею веры.

Вера — от совести, от предания, от глубины человеческой души.
Вера — это стремление к возвышенному духовному миру. (Это одна цель
всех людей). Вера может быть разной.

Мир изменился. Психика (сознание) человека тоже изменилась. Ведь не
секрет, что человек выполняет не все заповеди. Нужно совершенствовать
свою личность, самому размышлять. Нужно развивать мировоззрение, не
прерывая связь времён. Нужно видеть зарождающиеся новые явления. Для
этого нужно познать мудрость.

Чтобы внести гармонию и совершенство в мир, человек и человечество
должны делать конкретные шаги к гармонии. Между прочим, слово
«гармония» иностранного происхождения и утвердил его в России всеми
почитаемый историк Н. М. Карамзин. Россия сильна мудростью и согласием
народов, но почему-то о мудрости мало говорят. Людям внушается мысль,
что мудрость — привилегия Бога и простой смертный не может быть мудрым.
Калид, древний алхимик, искал философский камень, камень мудрости, ключ
жизни. Он полагал, что этот «камень мудрости» соединяет в себе цвета:
белый, красный, жёлтый, голубой, как небо, и зелёный. Люди и сегодня
верят, что алмаз даёт человеку мудрость и делает светлым его разум.

Автор считает, что правду следует говорить прямо и открыто, чтобы люди
поняли, какие факты есть на самом деле и прозрели.

А факты таковы:

  • отречение от своей системы ценностей;
  • признание чуждых отношений и нравов;
  • рабство — состояние, когда человек вечно принуждён подчиняться воле
    другого;
  • русский человек живёт душой и великим упорством труда, но не всегда
    может действовать независимо и выразить свою самобытность;
  • не все понимают, что душу и ум надо развивать;
  • чтобы называться религиозным и свободным человеком, недостаточно просто
    исповедовать какую-либо веру, а нужно жить по заповедям, которые
    оставили нам в наследство мудрецы прошлого, жить по новым правилам,
    которые диктует нам жизнь в настоящем, делать шаги к будущему, а также
    своим примером учить других, как реализовать «Божественный проект» и
    создать на Земле мир гармонии;
  • вера в реальность, в возможность реализации «Божественного проекта»
    — это и есть духовный мир.
Читайте также:  Электромагнитное поле вред и польза

Занимаясь поиском преимуществ одной религии над другой, мы не
приблизимся к достижению великой цели. Автор данной книги считает:
когда нет просвещения, нет и знаний о системных свойствах мира
гармонии, о тех качествах ума, который надо развивать. Нет духовности.
Нет нравственности. Человек не умеет сегодня извлекать из своей души
мудрость, не умеет обеспечивать равновесие ума, не ценит результатов
своих предшественников.

Ум — это комплекс способностей. «Невежественные люди исполняют свои
обязанности ради плодов их. Мудрые же делают это ради того, чтобы
вывести людей на правильный путь» (эпическое произведение
«Бхагавад-Гита», о котором к сожалению многие в России не знают,
предполагая, что это сектантское произведение. Но они глубоко
ошибаются. Речь идёт о воспитании свойств характера человека, чтобы он
был творцом). Люди в плену стереотипов. Необходима свобода мышления.

Есть хорошее русское слово «розмысл». Так раньше называли техников,
инженеров в России. Умение размышлять всегда ценилось в России. Это шаг
к мудрости.

Способность довольствоваться малым, трудолюбие, мужество, стойкость,
выносливость, гостеприимство, благожелательность, доброта,
свободолюбие, открытость, скромность, сердечность, демократизм,
коллективизм, долготерпение сложились в отличительные свойства русского
народа. Эти нравственные качества просматриваются на всех этапах
истории России, начиная с Древней Киевской Руси. Сегодня одни люди ищут
ответы на назревшие вопросы в писаниях, другие ждут рекомендаций от
Запада. К сожалению, в учебниках вы не найдёте советов, как
самостоятельно размышлять, как повысить самосознание, какие «шаги»
ожидает человечество от нас, как развить способность, называемую
мудростью, как соединить духовность с материальным миром, как
обеспечить эволюцию психики (сознания), как избежать неблагоприятных
обстоятельств (эпидемий, катастроф, болезней и т.д.).

Мудрость — это всегда новое по сравнению с предшественниками.

А для этого, на языке скрытой мудрости надо попасть, «встать в точку»,
где истина становится добром, где «встречаются небеса и земля», и в
этой точке «одеть корону». Так учат еврейские мыслители.

Картина Мира и маршрут попадания в «точку» представлен на рис. 1.
Абсолютная истина находится в духовном поле («небе»3), там, где
реализуется высшая цель человечества («Божественный проект») — мир
гармонии. В еврейской литературе рекомендуется шестиклеточное мышление
на основе осознания целостности мира, т. е. модель Вселенной — круг,
рекомендуется осознание духовной высоты как среды, где есть внешние
источники мудрости, осознание синтеза духовного и материального мира.
Высший духовный мир — это тоже «круг» (поле). Вокруг видимой части
материи («круга») — мрак, темнота чёрного цвета. Свет всегда белого
цвета. Путь к свету — голубого цвета (цвет неба, освещённого лучами
Солнца) понятен людям с древних времён. Голубой цвет — символ света.

Сделать как можно более пользы моему отечеству

В ведической литературе тела воплощений описываются в четырёх цветах:
белый, красный, жёлтый и чёрный. Люди видят объекты в четырёх цветах.
Люди — это духовные души, стремящиеся к цельности представлений.

Синтез представлений (еврейских и ведических) навёл автора на мысль
дать схему картины мира (см. рис. 1). Красный цвет — символ огня,
пламени. Искра — это тоже огонь. Пламя огромно, а искра ничтожно мала.
Из искры возгорается пламя.

Великие просветители человечества жили не даром. Мы должны быть
благодарны за мысли, за идеи.

Так, в эпическом произведении «Бхагавад-Гита» (системном сборнике
ведических текстов) мы найдём советы, как развивать сознание (психику)
как «жизненную силу». В народе говорят: «Что написано пером, того не
вырубишь топором». Ведические тексты, как и звучные стихи, рождают
волнения, возникают мысли о самосознании, о необходимости развивать
свойства психики.

Веды означает «знание». В Ведах утверждается, что нет смерти, ибо конец
переходит в начало. Человечество переходит в новое расширенное поле,
энергетическое поле, которое не ощутимо ни одним из внешних чувств
человека. И мы должны это понять.

На Руси бытовал и бытует культ коня. Считается, что конь — это
животное, наделённое сверхъестественными способностями, знанием
будущего, связью с иным миром. Конь рассматривался как чудесный
помощник эпических героев, устремлённый вперёд. Конь мчится по
S-образной логической кривой не оглядываясь (см. рис. 2). Связь коня и
человека, мотив судьбы, мотив неизбежности рока часто используется
писателями, поэтами. Так, известна история со смертью вещего Олега,
погибшего от своего коня, или Русь-тройка, которая куда-то мчится.

Сделать как можно более пользы моему отечеству

Но человек — Homo sapiens (человек разумный) и ему не следует сломя
голову куда-то стремиться. Разумным называют того, кто обладает крепкой
памятью и трезво мыслит. На смену Homo sapiens (человеку разумному)
приходит «человек мудрый», способный двигать человечество вперёд,
способный развивать необходимые способности ума, способный находить
выход из затруднительного положения. Все седрца тянутся к человеку,
если он делает добро, одиночество исчезает.

В народе говорят: «умное молвишь, то мудр», «дурак думкой богатеет,
умный и подавно», «сила в уме, да в добре», «голова без ума, что фонарь
без свечки». Тех, кто получает платное образование и не мудр, называют
«образованцами». Кто же их просветит?

Менталитет — это ум, мышление, образ мыслей, душевный склад.

«Успехи разума и способностей его — необходимое следствие гражданского
состояния людей» (Н. М. Карамзин).

«Культура — это искусство (душа человечества) и наука (интеллект
человечества)» (Волгин Л. И. Аспекты культуры. Ульяновск).

Если нет разума — то это животное, а не человек (Homo sapiens). Можно и
нужно искусственно установить равновесие ума.

«Задача просвещения — не только распространение знаний, образованности,
но обязательно воспитание нравственности» (Н. М. Карамзин). Там, где
серое и обыденное, необходимо обновление. Нужно учиться развивать ум.

Структура системы «Просвещение» представлена на рис. 3.

Сделать как можно более пользы моему отечеству

Современное образование не даёт знаний о мире гармонии как системе.
Образование неполно. Люди становятся жертвами сект, не желают
стремиться к самоосознанию. Народ должен осознать необходимость свободы
от невежества, зла, насилия. «Тот, у кого дума торгашеская,
изворотливая, только на обман да подлости способен», — учат мудрецы. Их
волнует только корысть. Они не способны на новаторство. «Все должны
творить в этой России» (А. С. Пушкин).

Умный чужого ума не стыдится.

Кто не стремится к совершенству, тот живёт напрасно. Люди хотят
услышать новые слова о смысле жизни. Интересен Коран как великая поэма,
объясняющая людям Бога, Вселенную, человека. Интересна «Бхагавад-Гита».

В «Бхагавад-Гите» рекомендуется:

  • идти к высшему совершенству жизни;
  • исполнять то, что предназначено судьбой;
  • следовать по стопам великих — это наш долг;
  • направлять ум на то, чтобы осознать главную потребность человека;
    укреплять ум;
  • устанавливать равновесие ума искусственно; познать метод, с помощью
    которого можно властвовать над своим умом;
  • изменить своё сознание (то, что движет телом);
  • обрести духовную жизнь;
  • развивать такие качества, как правдивость, чистота, милосердие,
    серьёзность, разум, застенчивость, красота, снисходительность,
    способность обуздывать ум и чувства, репутация, и другие качества
    (всего 64 качества личности), позволяющие стать совершенной
    личностью;
  • вознестись до высшей ступени духовной деятельности;
  • обрести знания, несущие свет;
  • совершать праведные поступки — это приносит умиротворённость;
  • просвещать людей;
  • выводить людей из тьмы невежества;
  • цель жизни — достижение совершенства. Если человек ищет конечную
    цель жизни с помощью выполнения обрядов, его, наверняка, постигнет
    неудача;
  • развитый интеллект дал человеку для того, чтобы он углублял свои
    познания и шёл к совершенству, переводил своё сознание на высший
    уровень;
  • сознание человека означает «я — есть»;
  • сильная вера человека в то, что он достигнет высшего совершенства и
    есть интеллект;
  • поступать согласно своей природе;
  • лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем
    выполнять чужой, ибо «следовать по чужому путы опасно»;
  • разум — возница. Ум — вожжи, которые держит возница, а чувства —
    лошади;
  • каждый человек должен быть счастливым. Если человек хочет обрести
    истинное счастье, он должен всего лишь изменить содержание деятельности
    и духовно обогатиться;
  • когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает
    ему всё подобно тому, как днём всё освещается солнцем;
  • критерий духовного прогресса — самосознание. Самосознание — это
    насколько вы осознаёте своё «я»;
  • самодостаточный человек черпает удовлетворение в самом себе;
  • знание предполагает, что человек должен уметь доказать своё
    творчество на практике;
  • каждый человек в долгу у великих;
  • правдивость требует, чтобы факты представлялись в истинном
    свете;
  • поклоняться — значит боготворить или оказывать уважение и почтение
    достойному;
  • очистить себя — значит перейти на высший уровень сознания;
  • проявлять терпение. Когда человек готов вынести любые страдания
    ради того, чтобы контролировать свои чувства и сохранять в равновесии
    ум — это и есть терпение;
  • человек умирает, если нет стремления к возвышенному;
  • свобода от алчности, доброта, скромность, стойкая решимость,
    энергичность, всепрощение, сила духа, чистота и свобода от зависти и
    отстранение от славы — все эти качества присущи праведным людям,
    наделённым божественной природой;
  • гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество — эти
    качества присущи тем, кто обладает демонической природой.
Читайте также:  Грудное вскармливание после года польза вред

В любой духовной практике главное место отводится контролю ума и
чувств.

Демоны кичатся своим образованием и богатством, требуют к себе
почтения, хотя и не заслуживают его. Они приходят в сильный гнев из-за
пустяков и речь их груба, совершают поступки по собственной прихоти,
руководствуясь своими желаниями, не сознают свою ответственность.
Демоны заняты деятельностью, которая приведёт мир к гибели. Демоны не
знают предела стремления к наживе. Они ведут народ к нищете. Надо нам
задуматься: существующая система «образование» плодит демонов или
творцов? Воспитание свойств характера — это не вдалбливание качеств,
которыми должен обладать человек. Это бесполезно. Предназначение
человека состоит в том, чтобы преобразовать мир, но для этого нужно
уметь соединять противоположности в единое целое. Этот универсальный
подход к разрешению противоречий называется мудростью. Мудростью
правителей цветут государства образованные. Мудростью людей обретается
счастье. Естественно желание каждого человека быть счастливым и жить
вечно. Мудрецы живут вечно. Мудрецы соединяют духовный и материальный
миры. Мудрость раскрывается не с небес, а из глубин противоречий.

«Если тебе известно что-нибудь более возвышенное, то скажи» (индийская
мудрость). Более возвышенное, чем мудрость, трудно определить. И
всё-таки это премудрость, полёт к свету.

В народе говорят: «не знаешь — не говори». «Коли б людей со слуха учили
мудрости, давно каждый заранее знал то, что делать» (Валентин Иванов).
Автор желает, чтобы Россия знала, куда идти дальше.

Кто-то первый сравнил течение реки с течением непостижимого времени и
был понят. Автор надеется, что его поймут люди. Без духовного движения
цивилизация останавливается в своём развитии.

Чужие, глядя на Россию издалека, ценят её мерой своих обычаев. А нужно
оценивать Россию из её обычаев, традиций и видеть русскую мудрость.
Надо уходить из сектантства, от веры в чудеса, и внедрять движение по
обновлению сознания. Это необходимо, чтобы изменить общество, сделать
его лучше.

Абсолютная истина находится в духовном небе. Надо строить это «небо».

«Будет трудиться для потомства, пробудим требования, укажем разумную
цель, откроем средства, расшевелим энергию — дела появятся сами» (К. Д.
Ушинский).

А. С. Пушкин считал просвещение основой движения к совершенству.

Бенкендорф, выражая мысли императора Николая I, грубо поучал А. С.
Пушкина: «Принятое Вами правило, будто бы просвещение и гений служат
исключительным основанием совершенству есть правило, опасное для общего
спокойствия, завлекшее Вас самих на край пропасти и повергшее в оную
толикое число молодых людей. Нравственность, прилежное служение,
усердие предпочесть должно просвещению, неопытному, безнравственному и
бесполезному». А. С. Пушкин не последовал совету Бенкендорфа, а избрал
свой путь, позволивший принести пользу отечеству. Он «чувства добрые
лирой пробуждал» и остался в памяти народа как классик. «Пушкин, —
писал Гоголь в 1834 г., — есть явление чрезвычайное и, может быть,
единственное явление русского духа. Это русский человек в его развитии,
в каком он, может быть, явится через двести лет».

Развитие происходит не само собой. Процессом надо управлять.

В первой половине XIX в. понятию «культура» соответствовало слово
«просвещение». Нет должного просвещения — нет и культуры. А в XXI веке?
Слово «просвещение» исчезло, осталось «образование».

«Сделать как можно больше пользы моему Отечеству — вот единственная
цель моей жизни и к ней-то я должен направлять все свои способности»
(К. Д. Ушинский, великий педагог XIX в.)

Великие люди действуют согласно с образом мыслей и правилами своего
века, с учётом общего направления развития. Будем же трудиться над тем,
чтобы прилизить «Божественный проект» и создать Россию, как государство
гармонии, справедливости, правды, человеколюбия. «Движение всех людей к
цели должно быть, чтобы создать гармоничное человечество» (Заменгоф).
Направление прогресса: мир гармонии. Великие люди говорили о всемирном
гражданиние (по-гречески «космополит»). История России наводит на
мысль, что племена, входившие в Русский Союз, согласились считать себя
русскими (по названию основного племени). Так почему же сегодня в
России поощряется разделение по национальности? Почему бы не узаконить
статус «гражданин России» без ссылки на национальное происхождение. Это
был бы реальный шаг в направлении общественного прогресса. Слова
«космополит» не надо бояться.

«Жить ведь значит всегда порываться вперёд, к высшему совершенству, к
достижению его» (Пастернак). Нужно стоять на высота этого положения.

Воздаётся тому, кто идёт к цели.

Цель — это предвосхищение в сознании результата, на достижение которого
направлены действия. Цель — «Божественный проект» и Россия должна найти
своё место в процессе.

Источник