Сборщики дани в пользу золотой орды
- Подбор слов
- Решение кроссвордов
- Сборщик дани для Батыя
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Ответ на вопрос “Сборщик дани для Батыя “, 6 букв:
баскак
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова баскак
Во времена монголо-татарского ига на Руси — представитель ханской власти и сборщик дани
Представитель монгольского хана в древней Руси
Ханский куратор в покоренных странах
Ханский посол в завоеванных землях
Представитель монгольского хана на Руси
Определение слова баскак в словарях
Большая Советская Энциклопедия
Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(тюрк.), чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани и учётом населения в завоёванных землях. Б. имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покорённого населения против монголо-татарского ига. На Руси Б. появились в середине 13 в.,…
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
баскака, м. (тат. basqaq) (истор.). При татарском иге – представитель ханской власти и сборщик дани.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Представитель ханской власти и сборщик дани на Руси во времена монголо- татарского ига.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. стар. татарский пристав для сбора податей и надзора за исполнением ханских повелений. На Вятке, баскак м. баскачиха ж. доныне смелый, бойкий, или наглый, дерзкий человек.
Примеры употребления слова баскак в литературе.
Не то чтобы не смогли поднять стен вернувшиеся на пепелище после Батыя обитатели двухсот уцелевших домов: пришли бы и помогли белгородцы, звенигородцы и вышгородцы, – только не велено возводить стены: баскак не велит, хан Куремса, наместник Батыя над югом.
Любой баскак, любой даруга, любой начальник ямского, почтового стана или же смотритель дорог – а дорог этих и широченных просек множество пролагали татары и во время и после вторженья, – любой из этих чиновников ордынских был и глазом и ухом Батыя.
Вот мне матерь моя, Пономаревой рукой, пишет: чегойто на ихнего князя, на Пронского, осерчал багадур ихний, баскак этот самый.
Уже баскак Батыя сидел в Тбилиси – оскверненном, загаженном, опустевшем.
И вот – и медом стоялым потчуют татарина, и осетров, что бревна, мороженых целые возы увозит с собою баскак, и – собольком по сердцу!
Источник: библиотека Максима Мошкова
Анонимный вопрос · 12 ноября 2018
18,8 K
Я — искатель приключений в мире слов и их значений.
Общее название – “Ордынский выход”, но были и более узкие.
Основной “налог”, которым Золотая Орда обложила русских крестьян и ремеслинников назывался “ясак”. Размер подати составлял 1/10 часть дохода и сперва выплачивался продуктами или товарами, но потом был заменён на денежный сбор.
Торговцы платили золотоордынцам “тамгу” (от этого термина впоследствии произошло… Читать далее
Также был т.н. “черный бор”. Так называлась дань Новгорода в Орду. Она выплачивалась раз в восемь лет, и ее размер был установлен в 1259 году. Обязанность за ее выплату была наложена на Новоторжскую волость с центром в г. Торжок – южным форпостом Новгородской земли.
Дань именовалась “Ордынский Выход” – выплачивалась русскими землями со второй половины 13 до 15 века. Неуплата дани рассматривалась как неповиновение и каралась (лишение имущества, увод в рабство).
Какую территорию занимала Золотая Орда ?
культуролог, книголюб и гуманист
К 14-му веку Золотая Орда занимала территорию колоссальных размеров и включала земли современного Ирана (Тебриз), Волжскую Булгарию и Башкирию. С западной стороны Орда занимала часть современной Украины (Крымское ханство) и доходила до Дуная, с восточной стороны простиралась до Оби и Иртыша. Граница с Русью проходила рядом с Киевом и Москвой.
Какой народ дольше всего использовал руническую письменность ?
Шведы.
Далекарлийские, или дальские руны использовались в шведской провинции Даларна с XV по XIX век, а региональный вариант этих рун коммуны Эльвдален продолжал использоваться и в XX веке, после чего был окончательно вытеснен латиницей.
Таким образом, далекарлийские руны стали последней когда-либо использованной рунической письменностью.
Какой орден и почему считался самым почётным в СССР и за что его давали ?
Наверно, правильнее было бы сказать не “орден”, а “награда”, потому что наградная система СССР предусматривала разные виды отличий. Помимо орденов это были так называемые “высшие степени отличия СССР” – персональные звания Героя Советского Союза и Социалистического Труда, даваемые городам и оборонительным объектам Город/Крепость-герой, а также звание “Мать-героиня”, – разного рода почетные звания специалистов той или иной области человеческой деятельности, премии. Многое зависело от периода – так, например до 1928 года в Советской России (правда, в других советских республиках существовали его аналоги) и позже в СССР существовал только один орден, Боевого Красного знамени. Он продолжал оставаться одной из наиболее почетных наград СССР всю историю этого государства, но с момента учреждения ордена Ленина и званий Героев уступил этим видам наград высшее место на пьедестале.
Со временем советская наградная система стала довольно громоздкой и разнообразной в плане соответствия разных званий и орденов друг другу – так, в любом случае наиболее почетной наградой было звание Героя Советского Союза (одновременно с ним человек награждался высшим орденом советского государства, орденом Ленина). Но для отдельных категорий людей существовали не менее почетные аналоги – например, орден Победы, которым могли быть награждены только представители высшего генералитета, успешно руководившие вверенными им войсковыми объединениями. С другой стороны, солдаты, младшие командиры и младшие лейтенанты имели свою, специфическую для них награду – орден Славы, награждение тремя степенями которого спустя 20 лет после окончания Второй мировой войны было признано равноценным присвоению звания Героя Советского Союза. Так что формально орден Славы был ниже, скажем, ордена Красного знамени, но с 1965 года обладатель всех степеней ордена получал те же льготы, что и Герой Советского Союза.
Тем, кому было недоступно награждение боевыми наградами, имели свои иерархии наград – безусловно, наиболее почётным было звание Героя Социалистического труда. Но со временем всё было подвержено девальвации – так, высшим партийным, советским и государственным чиновникам почётные звания и ордена вручались к юбилеям, а вот получение, скажем, Ленинской премии от юбилеев зависело меньше, её (а также Сталинскую, Государственную премии, премию Ленинского комсомола) вручали за конкретные достижения. Поэтому в разных системах координат одна советская награда могла иметь в одном контексте больший, а в другом – меньший вес. И если быть беспристрастным, то простой рабочий, получивший орден Трудового Красного знамени, орден Почёта или рядовое звание “Почетный железнодорожник/мелиоратор/кто угодно” заслуживает большего уважения и действительной признательности за свой честный и самоотверженный труд, чем зажравшийся аппаратчик, получивший золотую звездочку на красной колодке к 70-летию со дня рождения только потому, что он – секретарь ЦК по легкой промышленности. Или получивший высшую советскую премию художник, написавший очередной портрет очередного вождя.
Стоит еще принимать во внимание и повод для награждения – некоторые из таких поводов девальвировали ту или иную награду. Взять, например, то же звание Героя Советского Союза и сопоставить, скажем, награждение этим званием лётчиков, спасавших команду “Челюскина”, и награждение им же убийцы Льва Троцкого Рамона Меркадера. Или сопоставить награждение орденом Красного знамени, скажем, лётчика Ивана Кожедуба за подвиги на поле боя, и генерала МГБ Лаврентия Цанава за организацию убийства актёра Соломона Михоэлса (его вывезли на дачу Цанава и задавили грузовиком). Вообще такого рода девальвация наиболее почётных наград характерна прежде всего для диктатур – примером этому может быть история Железного креста, которым награждали и за подвиги на поле боя, и за, например, организацию карательных акций, в ходе которых происходили акты геноцида, военные преступления и преступления против человечности. Так что вывод будет таким – какой бы почетной, высокой награда ни была в некоей писанной или неписанной иерархии, не награда украшает человека, а сам человек, его поступки делают ту или иную награду почётной или наоборот, презренной.
Доминирующей точкой зрения в нашей стране является мнение, что одним из главных негативных последствий двухвекового татаро-монгольского владычества на Руси является хроническое отставание в экономическом развитии от своих европейских соседей, вызванное ежегодной выплатой татарам огромной дани. Все уверены, что её размеры были таковы, что население было вынуждено жить практически впроголодь, отдавая всё, что оно изготовило или вырастило на своей земле ханским баскакам (сборщикам дани). При этом размер этой дани мало кто может назвать даже приблизительно. Так насколько обременительны для Руси были монгольские налоги и кто за их счёт обогащался?
Баскаки. Худ. С. В. Иванов
Размеры дани неоднократно упоминаются как в русских летописях и исторических документах (например, в завещании Дмитрия Донского), так и в монгольских источниках. В XIV веке они в среднем составляли «полтину с сохи», то есть 50 копеек с трёх дворов. Но много это или мало? Учитывая средний размер одного хозяйства (5 десятин), урожайность (сам-4, т.е. осенью собирали в 4 раза больше чем посадили весной) и цены на рожь (5,5 – 6,5 коп. за коробью) мы можем посчитать средний ежегодный доход двора в 1 руб. 50 коп. – 1 руб. 70 коп. Таким образом дань составляла 50 копеек с 4,5 – 5 рублей (не забываем что собирали полтину с трёх дворов), то есть была равна примерно 10 % от доходов. Фактически, крестьяне платили татарам классическую десятину – средний размер налога с крестьян в Европе в то время. Но почему же именно «татарская десятина» заставляла крестьян жить впроголодь? Всё дело в порядке её сбора.
Сами монголы её сбором не занимались. Деньги с крестьян собирали удельные князья, отвозившие собранное ко двору великого князя. А уже великий князь вёз дань в Орду. Фактически, он и контролировал весь процесс. Это позволяло собирать с населения «немного больше», чем требовал хан и оставлять лишнее себе. Именно поэтому и была столь ожесточённой борьба русских князей за ярлык на великое княжение, ведь кто великий князь – «того и касса».
Но как много великие князья оставляли себе? На этот вопрос мы можем ответить на примере Дмитрия Донского. Княжеские сборщики дани вели налоговый учёт населения, составляя, так называемые дефтери, согласно которым на 1360 год в Великом княжестве Владимирском было 15 тем (тьма – это административная единица, заимствованная у монголов и соответствующая 10 тысячам большесемейных дворов. А один большесемейный двор соответствовал одной сохе). Получается, что всего с населения княжества должно было собираться 75 тысяч рублей серебром. Между тем, в последний год выплаты дани Мамаю (1371 год) в Орду было послано всего 5 тысяч рублей. Остальное, как мы можем догадаться, князь оставил себе.
Именно на праве сбора дани на Руси и поднялись московские князья. С тех пор как ярлык на великое княжение стал наследственным в их роду, а это случилось как раз при Дмитрии Донском, который передал его своему сыну Василию I не спрашивая разрешения у хана Золотой Орды, их экономическая мощь стала просто несоизмеримой с соседними княжествами. Это и привело к тому, что Москва стала центром объединения русских земель.
Подробнее о взаимоотношениях Дмитрия Донского и Орды можно прочитать здесь:
Дмитрий Донской – верный соратник хана Тохтамыша
За что хан Тохтамыш сжёг Москву и кто от этого выиграл?
Тата
Мыслитель
(9052)
9 лет назад
Существовало две основных разновидности налогов: 1) прямые налоги с населения сельских районов; 2) городские налоги. Основной прямой налог назывался данью.
В основе его была десятина. Первоначально, монголы требовали десятую часть «со всего». В их первом приказании (1237г.) люди и лошади были упомянуты особо. Несомненно, скот и продукты сельского хозяйства также подлежали
десятине. После восстания в Новгороде в 1259г. был введен сверхналог (туска) как карательная мера. Предположительно, что он также собирался в натуральном виде. Хотя после этого случая взимание этого налога больше не повторилось, и
основой дани продолжала оставаться десятина. Со временем количество десятины было упорядочено, и дань выплачива-лась в серебре, а не натуральным продуктом.
В Новгороде в 14 и 15 веках, сбор налога, соответствовавшего дани, назывался «черным cбором». Первоначально, должно быть, его платили шкурами черных куниц. Такие платежи назывались «черными», в отличие от платежей «белым»
серебром. Однако во времена правления Василия Второго «черный сбор»определялся в серебряных гривнах.
Помимо дани существовал ряд других прямых налогов. Поплужное (на севере Руси посоха) было налогом на вспаханную землю. Яси являлся особым налогом на
содержание конно-почтовых станций. Еще один налог, упоминающийся в ханских ярлыках, – война (военный, или солдатский налог). И еще один налог в ярлыках называется пошлиной. Некоторые исследователи (И.Березин, Б.Шпулер) толкуют его в терминах монгольской системы налогообло -жения в Золотой Орде и других частях Монгольской империи как калан. В самом прямом смысле калан (тюркское слово) является налогом на землю; но это слово употреблялось в более широком значении с дополнительным смысловым
оттенком «подчинение», «порабощение». Следует здесь заметить, что в Западной Руси в монгольский и послемон-гольский период существовала категория царских рабов, которые назывались каланными. Тогда, “пошлина» соотносится с «налогом», как денежную плату вместо обязанности работать в качестве каланного. Однако четко не установлена идентичность «пошлины» и «калана».[12]
Вдобавок к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право требовать дополнительный налог. Известный как запрос, он упоминается в ярлыках, а иногда и в летописях.
Основной налог с городов назывался тамга. Как на монгольс-ком, так и тюркском языках термин «тамга» обозначает «эмблему», особенно – эмблему клана. В качестве эмблемы администрации, тамга представляла собой рисунок на печати, а затем и саму печать, в особенности клеймо на поступающих в налог вещах. Например, в Перми при Хулагу тамга являлась основным сбором в количестве примерно 0,4% от капитала. Тамга платилась золотом или, по крайней мере, подсчитыва-лась в золоте. Наиболее богатые купцы облагались индивиду-ально; купцы среднего достатка объединялись в ассоциации, которые служили единицами налогообложения. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина. В современном русском языке «таможня»происходит от слова «тамга». Взимался также и местный налог на товары – мыт. Русские ремесла, по-видимому, также подлежали налогообложению. Уже в конце 13 века некоторые русские князья и все русские князья в начале 14 века имели привилегию и обязанность – собирать дань и другие налоги. В связи с этим баскаки были отозваны, а мелкие сборщики налогов теперь назначались самими русскими князьями. Общая сумма, которую каждый великий князь должен был выплатить хану, называлась «выходом». Хотя свидетельства о размерах ордынской дани несистема-тичны, относятся к разным периодам и разным княжествам, тем не менее, они дают общее представление о средствах, безвозвратно перетекавших из русских земель в Золотую Орду. В конце 14 века платежи с Московского княжества и присоединенных к нему княжеств: Дмитровского, Галицкого (Галич-Костромской), великого княжества Владимирского, составляли пять тысяч рублей в год. С одного Московского княжества собирали одну тысячу рублей выходa.
Источник: works.tarefer.ru/33/100819/index.html –
Mikhail Basmanov
Профи
(708)
3 года назад
Баскаки – обычные славянские, сборщики налогов для содержания армии и т. д., в славяно-арийской империи Великой Тартарии, она же Асия. Баскаки были те же славяне! Тартарийцев (славян – жителей Великой Тартарии) только значительно позже, уже при Российской империи, стали называть татарами.
В первые десятилетия после завоевания Руси Орда провела перепись местного населения и установила в качестве налога 10% от дохода русичей. Были также отдельные налоги на вспашку земли, на мосты, на содержание чиновников-татар, единовременные военные выплаты. В целом они составляли до 20% доходов. Дань сначала собирали ордынские баскаки, а середины XIV века монополию на сбор налогов со всей Руси отдали Москве. Московские князья оставляли себе 6-12% от собранной дани, и это позволило им провести централизацию Руси.
О том, каковы были налоги и их величина, почему во время ига возвысилась Москва рассказывается в книге немецкого историка, востоковеда, тюрколога, специалиста по истории монголов Бертольда Шпулера “Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502, изд-во Центрполиграф, 2017). В ознакомительных целях мы приводим выдержки из книги по этой теме.
Величина налогов
Наибольший размер дани татары Золотой Орды получали от Руси, хотя порой по сравнению с тем, что имели ильханы в Иране, он и был ниже. Например, в 1384 году каждое русское село выплачивало по половине рубля, или полтине, что составляло значительную сумму. Без этой финансовой опоры экономика Орды просто не смогла бы развиваться.
Первоначально на Руси, так же как и в Иране, взимание дани происходило неорганизованно. Гуюк и Бату просто послали в русские деревни “сарацина” (арабского чиновника), который сильно завысил размер выплат, взимая дань в различной, преимущественно натуральной форме. Натуральные выплаты состояли из шкур медведей, чёрных бобров, соболей, чёрно-бурых лисиц и других товаров. Неплатежеспособных людей угоняли в рабство. Татарские сборщики дани в 1237 году потребовали в Рязани отдать им десятину и всех лошадей.
Такой произвол, совершавшийся в самом начале нашествия, в скором времени был прекращён. Бату привез от великого хана специалиста по организации взимания дани по имени Нусал, который позже наводил порядок в этом вопросе и в Персии. Первую оценку размеров регулярных выплат татары произвели в 1257 году уже при Берке. Тогда по распоряжению великого хана по всей Руси стали разъезжать государственные татарские чиновники, так называемые баскаки. По свидетельству русских летописей, наиболее активно они действовали в районах Мурома, Рязани, Суздаля и Владимира.
Баскаки с помощью специальных переписчиков, так называемых численцев, организовали учёт лиц, обязанных уплачивать дань. Одновременно было образовано специальное налоговое ведомство. Организационно оно строилось по армейскому образцу – татары ввели должности налоговых десятников, сотников, тысячников и темников. Русские летописи пишут о начислении ими в то время двух видов налогов. Первый составляла десятина (скорее всего, от произведённой сельскохозяйственной продукции), так называемый ясак. Второй представлял собой налог с оборота, так называемую тамгу. Отчисления с оборота реализованных товаров касались в первую очередь торговцев. Данные два вида дани являлись основным источником пополнения казны татар.
Позднее слово “дань” стали заменять термином “выход”. Он и встречается в русских летописях чаще всего, хотя позже в них появляется и термин “ясак”. Вторая кардинальная оценка размеров регулярных выплат на Руси состоялась в 1275 году. Тогда от уплаты дани и прочих сборов было освобождено духовенство и монашество, а также все их служки и другие обслуживающие церковь люди. Церковный обслуживающий персонал, а также работавших в интересах церкви ремесленников, сокольничих, ловчих, рабочих и прочих работников запрещалось привлекать к иным видам работ. Это соответствовало основным положениям религиозной политики татар, которая приводила к тому, что священнослужители в основной своей массе по отношению к завоевателям были настроены благосклонно. Документы об освобождении от поборов, выдававшиеся ханами, очень ценились митрополитами и бережно хранились.
Существовали и другие виды дани и финансовых нагрузок. Налог на вспаханную землю (сабанлык, или, по-русски, “поплужное”; уплачивался обычно натуральными продуктами – зерном, мёдом, воском), почтовый сбор (ям), повинность, связанная с обеспечением лошадьми почтовых станций (улаг, или, по-русски, “подводы”) относились к категории “пошлина” (по-тюркски “калан”). Сюда же следует отнести и обязанность обеспечения постоем и пищей проезжих чиновников, послов и т.д. (шусун или по-русски “корм”).
Плата за пользование мостами, или мостовые деньги (мостовщина), а также таможенные пошлины взимались со всех слоёв населения в одинаковом размере. В одном из ярлыков упоминается и такой сбор, как подорожная, уплачивавшийся вплоть до конца XV столетия. Для войсковых нужд обычно вводился дополнительный налог (нимер или немер, по-русски “запрос”), от которого русское духовенство также освобождалось. Этот вид сборов вводился время от времени.
Налоговая администрация
Не все города согласились выплачивать дань. Так, в 1262 году, когда хан Берке воевал на Кавказе, а в Монголии шла гражданская война, вспыхнули бунты во Владимире, Суздале и Ростове. Потребовались все дипломатические качества Александра Невского, чтобы уладить с Берке этот конфликт. Позднее, в 1281 году, против выплаты дани выступил великий князь Владимирский Андрей, а в 1340 году начались волнения в Смоленске.
Наряду с государственными чиновниками – даругами, татары в отдельных русских городах на постоянной основе посадили ещё представителей хана – баскаков. Районы, как уже говорилось выше, объединялись по десятичной системе в более крупные соединения, для управления которыми была введена должность великого баскака, резиденция которого в 1269 году была во Владимире. Но в первой половине XIV века следы деятельности баскаков на территориях, относившихся к северу Руси, исчезают. В качестве их помощников появляются казначеи и атаманы.
Другими нижестоящими чиновниками налогового ведомства являлись распределители подушевого налога, а также контролёры снабжения продовольствием, собиратели (поборщики) и взыскатели налога на вспаханную землю (поплужники).
Судя по всему, практика сдачи в аренду права взимания налогов применялась повсеместно. В летописях также упоминается, что время от времени татарские баскаки принимали участие в военных походах князей, на территории которых они находились. Иногда после возвращения из Орды русских князей для наведения порядка на места прибывали специальные налоговые служащие, как, например, в 1326-1327 годах в Тверь, в 1331-1332 годах в Киев. А в 1444 году такой инспектор приехал в Москву вместе с князем Московским Василием II. Иногда ханы и сами отправляли посланцев для урегулирования вопросов выплаты дани, как это сделал Тохтамыш в 1383-1384 годах.
Постепенно ханы предпочли возложить право по сбору дани и прочих выплат на самих русских князей. Но, несмотря на это, баскаки ещё долго оставались в русских городах, что находит свое подтверждение в текстах договоров Москвы с другими князьями. Упоминания о них содержатся в летописях, относящихся даже к XV веку. На территории Руси они сидели во Владимире, Твери, Москве, Туле, Боровске, Рязани и других городах.
Москва как главный сборщик ордынской дани
Русских князей, несомненно, порадовало возложение ханами на них вопросов сбора дани, а не на татар. Тем самым их власть стала менее ограниченной. Первое время дань поступала в Орду регулярно, но уже скоро князья стали удерживать значительную её часть для своих нужд. Так, в 1397 году Мамай вынужден был настоятельно просить московского князя Дмитрия Донского платить ему дань в таких же размерах, как и при Джамбеке. Дмитрий отклонил его просьбу и продолжил производить выплаты в сниженных размерах.
Такое поведение великого князя Московского является наглядным показателем ослабления власти Золотой Орды, чей закат проступил ещё отчётливее, когда в промежуток между 1395 и 1407 годами Москва периодически не платила вообще никакой дани. Москва всё чаще стала брать на себя прерогативу по выплате дани татарам другими княжествами, что было закреплено в соответствующих договорах, например в 1481 году с князьями Углича и Волоколамска. А в 1504 году в своем завещании Иван III вообще ограничил других князей в правах на общение с Ордой, возложив это право только на своего старшего сына, положив тем самым конец всяческим интригам.
Особый интерес представляет договор с князем Угличским, поскольку в нём приводятся сведения о величине выплат дани татарам в те времена. Из 1000 рублей, предназначенных для выплаты дани, Москва забирала себе 100 рублей, 30 алтын и 3 денежки, а при заключении договора с князем Волоколамским Иван III удовлетворился 61 рублем, 10 алтынами и 1 денежкой. Деньги, предназначенные для выплаты дани, должны были аккумулироваться в Ярославле.
Выплаты со стороны Москвы начали производиться всё реже, а после (первого) взятия Казани в 1468 году на целое столетие (до 1571 года) и вовсе прекратились. Затем Москва продолжала выплату дани Крымскому ханству до времени правления Петра I, примерно до 1700 года.
Источник: https://ttolk.ru/articles/rus_platila_v_zolotuyu_ordu_dan_v_20_dohodov