Самокат польза и вред для ребенка комаровский
Попасть на прием к Наталье Щелоковой непросто: родители могут провести в ожидании более года. Для тех, кто пока не попал на консультацию к врачу-ортопеду с более чем 40-летним стажем, мы подготовили большое интервью с ответами на самые волнующие вопросы родителей.
Читайте другие материалы с лучшими детскими врачами в Беларуси>>>
Слинги и эргорюкзаки: когда и сколько?
Сегодня модно быть мобильным и брать ребенка везде с собой. О чем важно знать, когда покупаешь слинг и эргорюкзак?
– Слинги с ортопедической точки зрения не противопоказаны. Единственное «но» – в слинге ребенок очень плотно фиксируется. И чем меньше ребенок, тем больше происходит перераспределение кровообращения, то есть ребеночек находится в сжатом состоянии. Поэтому малышам не рекомендуется длительно находиться в слинге. Конечно, все индивидуально, но, например, на рынок идти с месячным ребенком в слинге я бы не рекомендовала.
Что касается эргорюкзаков, они предполагают вертикальное положение ребенка. Значит, ребенок может находиться в нем, когда научится держать голову и фиксировать спину в вертикальном положении, а это примерно с 4 месяцев.
Ходунки и прыгунки – точно нет?
Очень много негатива вокруг этих приспособлений для детей. Правда ли, что ими пользоваться нельзя?
– Ребенку нужно развиваться естественно: он должен сам сесть, сам пойти. А такие приспособления, как ходунки и прыгунки, предполагают насильственное нахождение ребенка в вертикальном положении.
Если ребенок еще не умеет стоять, а в ходунках ножками касается пола, он вынужден делать определенные движения ножками. Это чревато деформацией стопы. Если, наоборот, ходунки настроены очень высоко и ребенок едва касается пола, ребенок может привыкнуть ходить на носочках.
Когда у ребенка повышенный тонус или проблемы с формированием стопы, о которых родители могут не знать, очень легко навредить ребенку. Поэтому я против использования ходунков и прыгунков.
Дисплазия: как распознать и лечить?
Часто на первом плановом осмотре у ортопеда у ребенка выявляют неполноценность тазобедренного сустава, так называемую дисплазию. Испуганные родители показывают ребенка разным врачам и получают разные рекомендации. Как родители могут сами распознать дисплазию и что делать дальше?
– Родители могут лишь заподозрить дисплазию по косвенным признакам, таким как несимметричность кожных складок на ножках, а также по ограничению отведения бедер или разболтанности в суставах. В норме ножки младенца должны разводиться до 80 градусов.
Точно диагностировать дисплазию может только врач после осмотра, проведения УЗИ или рентгена тазобедренных суставов. УЗИ дает очень подробную картину об этой патологии, поэтому разные врачи могут по-разному видеть и трактовать ситуацию. Мой совет: найдите врача, которому доверяете.
Все лечение дисплазии так или иначе сводится к тому, чтобы держать сустав в разведенном состоянии. Это может быть достигнуто широким пеленанием, ношением памперса большего размера, гимнастикой.
Хочу предостеречь мам относительно гимнастики, которую они сами иногда делают малышам с таким диагнозом. Чтобы гимнастика принесла пользу, маме нужно пройти обучение. Действуя вслепую, можно только навредить.
Что лучше: беговел или самокат?
Многие малыши любят гонять на беговелах и самокатах. Так ли они безопасны? Есть ли какие-то предостережения?
– К самокатам я отношусь отрицательно. Сейчас их покупают даже совсем еще малышам – детям до 2 лет. А это как раз тот возраст, когда ножки у детей могут приобретать х-образную форму. Такую форму ног имеет 80% детей в возрасте с 2 до 3 лет. И это не считается патологией. У абсолютного большинства детей форма ножек выравнивается к 4-5 годам. Но во время катания на самокате идет неравномерная нагрузка на ножки, а это негативно сказывается на формировании суставов.
То, что одна нога находится на возвышении, а другая является толчковой, влечет перекос таза. А ведь природой так устроено, что тело стремится к балансу. Если в тазовом суставе возникает такой перекос, позвоночник стремится выпрямить тело и может искривиться в другую сторону. И это впоследствии может стать причиной сколиоза.
Поэтому самокатом я рекомендую пользоваться в меру и детям старшего возраста, пусть в дополнение у ребенка будет также беговел или велосипед.
Беговел малышам подходит гораздо лучше, поскольку нагрузка распределяется равномерно. Но важно правильно отрегулировать беговел по высоте. Ребенок должен отталкиваться от земли практически прямыми ножками.
Велосипед в свою очередь обладает лечебным эффектом, развивает силу ног, при х-образных ножках обладает лечебным эффектом.
С какого возраста детям можно прыгать на батуте?
Многие дети обожают прыгать на батуте. Часто родители беспокоятся: не вредно ли это? С какого возраста ребенку можно разрешать батут?
– Это сложный вопрос, поскольку с одной стороны батут – высоко травматичный вид спорта. Но в то же время, если ребенок в качестве развлечения попрыгает 15 минут на детском батуте в парке, в этом нет ничего плохого. Особенно полезен батут может быть детям 2,5-3 лет, которые еще не умеют прыгать.
Однако не стоит покупать батут ребенку на дачу, чтобы он прыгал там все лето. Особенно, если у него есть проблемы с спиной, вальгусные стопы или проблемы с тазобедренными суставами.
Раннее знакомство со спортом: как не навредить?
Сейчас стало модным отдавать ребенка в спортивные секции как можно раньше. Йога – с 3-х лет, балет – с 2-х лет, и даже на горные лыжи некоторые родители ставят детей в 2 года. Насколько оправдано такое раннее знакомство со спортом?
– Как правило, спортивные кружки и секции начинаются с 3-х летнего возраста. Начинать приобщать ребенка к спорту надо с тех видов спорта, которые гармонично развивают все группы мышц. Это танцы, балет, гимнастика. Пусть ребенок учится управлять своими мышцами, слушать свое тело.
Общая физическая подготовка очень важна для ребенка. Ко мне иногда приходят 7-летние дети, которые не могут расправить плечи или сесть ровно, когда их просишь. Потому что просто не понимают, как это сделать!
После года занятий общей физической подготовки уже можно отдавать ребенка в какое-то определенное спортивное направление.
Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, например, дисплазия, при которой балет противопоказан, или проблемы с позвоночником, я всегда говорю: «Не надо лишать ребенка детства!». Он может научиться танцевать и заниматься спортом, просто нужно внимательно подойти к выбору тренировок. Можно найти занятие ребенку, которое и здоровью не навредит, и поможет физически развиваться.
Обувь дома: все-таки носить или нет?
– Во времена, когда люди носили лапти или ходили босиком, плоскостопия практически не было. Сейчас совершенно другая ситуация. Есть явные дефекты связочного аппарата, которые проявляются сразу после рождения. А есть скрытые – которые появляются, когда начинается нагрузка.
Например, ребенок только научился ходить, а через полгода выявляется скрытый дефект, такой как вальгусная стопа. И тогда уже гораздо сложнее вернуть стопу в исходное положение. Поэтому как только ребенок начинает ходить, я рекомендую носить обувь дома. Час в обуви, полчаса – без обуви.
После полугода хождения в обуви дома ребенка есть смысл показать врачу. Если все нормально, отклонений нет, дальше родители могут сами решать, ходить ребенку дома в обуви или нет.
Правильная детская обувь – какая она?
– Обувь должна хорошо фиксировать голеностопный сустав на уровне щиколотки – чуть выше косточки, а также иметь твердый задник. В обуви обязателен небольшой мягкий супинатор. Под нагрузкой он прогибается, а когда ребенок ножку поднимает, он восстанавливает свою форму. Так супинатор служит своеобразным раздражителем в той области, где должен формироваться свод стопы.
Подошва в обуви должна быть твердая, но эластичная. Никаких стелек ребенку не надо, если уже есть супинатор.
Зимой, как правило, ребенок находится на улице максимум 2 часа. Поэтому наличие супинатора в зимней обуви необязательно и даже теряет свой смысл за счет теплого носка на ножке ребенка. Демисезонная же обувь должна быть с супинатором.
Не стоит покупать ребенку обувь, бывшую в употреблении. В крайнем случае это допустимо, если обувь почти не ношена или ребенок ездил в ней в коляске.
Что такое ортопедическая обувь?
– Нельзя путать ортопедическую обувь с ортопедической линией обуви. В обуви ортопедической линии есть каблучок, дополнительная фиксация голеностопа, жесткий задник. То есть эта обувь соответствует всем требования к детской обуви. Обувь ортопедической линии есть практически у всех производителей детской обуви.
Ортопедическая обувь назначается только при наличии деформации, когда есть патология не только связочного аппарата, но и нарушение взаимоотношений в костях стопы. Такая обувь изготавливается на заказ.
Детский сон – как правильно организовать?
Иногда родители обеспокоены тем, где ребенок должен спать. Обязательно это должна быть кроватка с матрасом или можно разместить малыша на тахте или диване. Нужна ли детям подушка?
– Свое спальное место обязательно должно быть у ребенка, но это непринципиально, спит ли он на матрасе в кроватке или на диване. Сейчас вся мебель идет с ортопедическим основанием.
Что касается подушки, до года ребенку она не нужна, после года – по желанию. Подушка должна быть плоской, ее ширина – расстояние от плечика ребенка до макушки.
Ребенок косолапит. Это норма или нет?
– Косолапящая походка не считается нормой ни в каком возрасте. На то всегда есть причина. Это может быть неправильная форма ноги, когда ножки колесом. Или наоборот х-образная форма ног, когда ребенок, чтобы стать ровно, должен немного вывернуть ножки наружу. Еще одной причиной косолапости является проблема в тазобедренном суставе или деформация непосредственно стоп.
Иногда родители жалуются, что ребенок ходит, широко расставляя ножки. Это может быть из-за слабых связок в коленных суставах или слабых мышц ягодиц и ног. Но это временное состояние.
Хочу обратить внимание на частую рекомендацию от массажистов. При косолапящей походке они советуют носить обувь “наоборот” – левый ботинок носить на правой ноге. Ни в коем случае этого делать нельзя. Ведь если причина косолапости не в форме стопы, а, например, спровоцирована формой ног, таким образом можно способствовать развитию плоскостопия.
Когда диагностируют сколиоз?
– Встречала такое мнение: зачем ставить диагноз “искривление осанки” в 5 лет? Ведь осанка формируется до 7 лет. Верно! Но ведь она тоже может формироваться неправильно. И с этим нужно работать как можно раньше. Уже в 3-4 года можно увидеть предрасположенность у ребенка к сколиозу.
В начале своей практики мы делали профилактические осмотры в садах только в старших группах, младших детей смотреть не было смысла, а сейчас уже у четырехлеток есть сплошь и рядом замечания по осанке.
Было время, когда на учете со сколиозом стояло около 300 детей в Минске. Сейчас – их тысячи. К сожалению, сколиоз очень помолодел. Виной всему современный образ жизни. Ведь раньше, как только наступала весна – дети все выбегали на улицу. А сейчас если увидишь ребенка на улице одного, сразу понятно, что он из неблагополучной семьи.
Сегодня дети постоянно сидят – в компьютерах, гаджетах, играх, что и провоцирует эту “скрюченность”. Добавьте к этому вторые смены, когда утром родители на работе и не могут отвезти ребенка на кружок. Утром он сидит дома, а потом он сидит в школе.
Бывает, ко мне приходят дети в 5-6 классе, и когда я им объясняю, какие упражнения надо делать для осанки, мне отвечают:
Доктор, нам некогда делать гимнастику – у нас учеба.
Это в корне неправильно. Ребенку важно выплескивать энергию, развиваться физически, чтобы расти здоровым.
Марта Разумовская, фото: Дарья Садошенко
Если вы хотите поделиться личным опытом или рассказать о проблеме для статьи на нашем портале, пишите на
editor@rebenok.by
Сейчас самый распространенный вид транспорта для ребенка- это самокат. Это легко, удобно, компактно, дешево, красиво и модно.
Также есть беговел-штука для некоторых непонятная, более редкая, помогающая развить равновесие для того, чтобы потом легко сесть на 2-колесный велосипед.
Давайте разберемся, какие есть плюсы и минусы у самоката и у беговела.
Преимущества самоката:
➢ самокат развивает координацию;
➢ развивает руки, ноги, брюшной пресс и мышцы спины;
➢ не оказывает компрессионного давления на позвоночник;
➢ травмоопасность самоката ниже, чем беговела;
Минусы самоката. Однако, при езде на самокате основная нагрузка распределяется неравномерно, только на одну ногу: на одной ноге ребенок стоит, второй ногой ребенок отталкивается. Такая несимметричная нагрузка приводит к:
➢ большему развитию мышц с одной стороны, чем с другой (несимметричному развитию мышц позвоночника и ног);
➢ к искривлению линии таза (и поясничного отдела позвоночника);
➢ к искривлению линии плеч (и шейного и грудного отдела позвоночника);
➢ и как следствие — к сколиозу.
Преимущества беговела:
➢ развивает координацию;
➢ развивает ноги, брюшной пресс и мышцы спины;
➢ развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия;
➢ готовит ребенка к езде на велосипеде;
➢ симметричный вид транспорта и за счет этого отсутствует нагрузка на одну из двух ног.
Но и у беговела можно найти минусы:
➢ При твердом сидении и жестких колесах на беговелевелосипеде возникает компрессионная нагрузка на позвоночник, а также могут возникнуть онемение, нарушение кровообращения органов таза и микротравмы.
➢ Беговел развивает большую скорость, чем самокат, на беговеле выше травмоопасность и ношение шлема и защиты обязательно!
➢ Не всем детям нравится беговел и не все могут его освоить.
Для того, чтобы оценить насколько у ребенка прямой позвоночник, нужно:
➢ поставить ребенка перед собой и посмотреть на симметричность треугольников тела (правый и левый треугольники должны быть одинакового размера);
➢ измерить длину правой и левой ног (ножки должны быть одинаковыми);
➢ оценить высоту плеч (оба плечика должны быть на одном уровне);
➢ оценить симметричность развития складок на ногах и ягодицах (складки должны быть симметричными);
➢ оценить уровень лопаток (лопатки должны быть на одинаковом уровне справа и слева);
➢ обязательно регулярно посещайте ортопеда чтобы получить профессиональное мнение и вовремя начать лечебную физкультуру и массаж в случае выявления искривлений позвоночника.
Что можно сделать чтобы избежать искривления позвоночника при езде на самокате?
1. Ограничить время катания на самокате до 60 минут в день;
2. Просить ребенка регулярно менять толчковую ногу (это практически нереально, но Вы можете попробовать);
3. Купить ребенку самокат, где будет нагрузка на обе ноги, например вот такой (т.н. Zip-самокат):
4. Заниматься укреплением мышц позвоночника независимо от того, есть ли искривление позвоночника у ребенка или нет;
5. Купить ребенку не самокат, а беговел или велосипед;
6. Регулярно посещать ортопеда.
На что обратить внимание при езде на беговеле?
1. Сиденье должно быть широким, удобным и мягким;
2. Колеса должны быть надувными чтобы максимально хорошо амортизировать и уменьшить удары таза о сиденье;
3. Ребенок обязательно должен быть в шлеме.
Из моего личного опыта могу сказать, что мой сын катался на беговеле (самом простом и дешевом) с 2 лет два лета подряд. В 3г8м он сел на двухколесный велосипед и за 15 минут научился на нем кататься. С 3 лет у нас для езды по городу был и самокат тоже, но сыну он всегда нравился меньше.
Сын даже участвовал в беговелогонке в три года:
Берегите своих деток!
Хирург клиники «МЕДСИ» Алексей Марков ответил на самые популярные вопросы читателей «Правмира».
Вопрос первый: про вред самокатов и беговелов
Каковы вред и польза самоката и беговела для детей 2-3 лет, а также для детей более старшего возраста? На что обратить внимание?
Любая двигательная активность в детском возрасте благотворно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата растущего организма ребенка. Вопросы возникают при выборе вида, продолжительности и регулярности тех или иных нагрузок. На сегодняшний день отсутствуют статистически достоверные данные, которые свидетельствовали бы в пользу развития ортопедических заболеваний у детей в результате использования самоката или беговела.
Вместе с тем надо учитывать, что во время катания на самокате превалирует ассиметричный тип нагрузки преимущественно на одну толчковую нижнюю конечность с одновременным усилением тонуса мышц одноименной половины туловища. Этот фактор необходимо учитывать у детей с плоско-вальгусной установкой стоп или у пациентов, которые находятся под наблюдением у врача-ортопеда по поводу различных видов деформации стопы.
В отличие от самоката, при катании на беговеле происходит симметричный тип нагрузки, который является более физиологическим для растущего опорно-двигательного аппарата ребенка. Полученный ребенком опыт езды на беговеле обычно является подготовительным этапом к самостоятельному катанию на велосипеде.
Вместе с тем следует отметить, что в процессе катания на этих двух видах транспорта для детей развивается балансировочная, координационная функция, укрепляется мышечно-связочный аппарат ребенка. Оптимальным решением является сочетание различных видов физической активности (плавание, подвижные игры и т.п.), которые могут нивелировать некоторые недостатки этих видов двигательной активности.
Следует особо подчеркнуть, что отдельным условием при использовании детских транспортных средств является соблюдение мер безопасности и профилактики детского травматизма (использование защитных приспособлений в виде щитков, шлемов), а также постоянный контроль родителей.
Вопрос второй: про слинги и эрго-рюкзаки
Как вы относитесь к слингам и эрго-рюкзакам (которые повторяют позицию в слинге, а не те, где ребенок висит на промежности)?
При выборе варианта слинга и эрго-рюкзака необходимо руководствоваться следующими моментами:
1. Положение ребенка в этих изделиях должно быть физиологичным и соответствовать определенным этапам развития опорно-двигательного аппарата.
Несмотря на определенные индивидуальные особенности роста и развития опорно-двигательного аппарата у детей первого года жизни, существуют среднестатистические показатели определенных временных этапов его формирования.
Так, в 1 месяц ребенок начинает держать голову, что способствует формированию шейного лордоза. В возрасте 3-4 месяца ребенок начинает самостоятельно переворачиваться, в 5-6 месяцев начинает сидеть, что сопровождается формированием грудного кифоза. В 8 месяцев ребенок пытается вставать и, в среднем, к 1 году – начинает ходить.
Знание этих сроков должно быть предметом внимания как врачей, так и родителей, в целях создания оптимальных условий для положения и возможного объема движений в процессе роста ребенка. Любая попытка форсирования этих сроков может оказать неблагоприятное влияние на процесс роста и развития опорно-двигательного аппарата ребенка.
2. Вопросы безопасности при ношении ребенка, которые включают целый ряд требований к типам материалов, из которых изготовлены данные изделия, их эластичность, но прежде всего – надежность фиксации ребенка во время ношения (профилактика падения ребенка), профилактика зон сдавливания определенных частей тела ребенка конструкциями этих приспособлений, достаточная поддержка спины и головки для новорожденных и т.п.
Вопрос третий: про обувь дома
Ребенок 9,5 мес. ползает, начинает вставать, вот-вот пойдет. Нужна ли обувь дома или можно ходить босиком?
Сроки, обозначенные вами, в части двигательной активности вашего ребенка, являются физиологическими и соответствуют средним показателям возрастной нормы.
В процессе вертикализации и начала самостоятельной ходьбы ребенка происходит увеличение нагрузки на стопы и нижние конечности. Одновременно развиваются процессы координации и поддержания баланса туловища. Наиболее физиологична – ходьба босиком.
Дома ребенок может ходить босиком, но желательно, чтобы поверхность пола была из мягких, эластичных материалов (резиновые покрытия) или с использованием натуральных материалов (например – ковров).
При ходьбе по твердой, жесткой поверхности (паркет, ламинат и т.п.) стопы вынуждены «гасить» ударную нагрузку, в то время как при ходьбе по более неровным и мягким покрытиям снижается ударная нагрузка на стопы и активизируются мышечные группы, ответственные за формирование продольного и поперечного сводов стопы, а также улучшается тонус мышц голени.
Что касается обуви, то основными современными требованиями, предъявляемыми к детской обуви, являются следующие:
— обувь должна быть легкой;
— материал верха и подкладки обуви должен состоять из гипоаллергенных, эластичных и воздухопроницаемых материалов с минимальным количеством швов;
— модель обуви должна быть с формоустойчивым задником, с гибкой, в проекции линии сгиба и переката стопы, подошвой. Обувь не должна ограничивать физиологические движения стопы;
— рекомендуемый запас в длину не должен превышать 0,5-1 размера;
— надежная фиксация стопы в виде застежек – липучек или шнуровки;
— сплошная подошва, без выраженного каблука.
Вопрос четвертый: про парту
Вопрос про стол-парту – обязательно ли парта должна быть наклонной?
Требования к школьной мебели сводятся в основном к двум составляющим: к оптимальному положению ребенка во время занятий и созданию условий для рациональной зрительной нагрузки.
Оптимальной позой во время занятий считают ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры: 1) сиденье стула; 2) спинка стула; 3) пол или подножка. Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении он должен равняться прямому. Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз – стол высок, ниже – стол низок.
Тем детям, для которых мебель высока, рекомендуется использовать подставки под ноги и сиденье. Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раз за учебный год.
Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдения правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стула на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту.
Во избежание того и другого учитель должен показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудной клеткой и краем стола. Особое внимание нужно обращать на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см.
Применительно к профилактике нарушений осанки и искривлений позвоночника у школьников к здоровьесберегающим технологиям относят использование нетрадиционных видов ученической мебели – парт-кафедр или тумб, устанавливаемых на столы, а также обучение в начальной школе прямому письму вместо применяемого наклонного.
Технология обучения за партами-кафедрами или тумбами над столами принципиально отличается от принятой, так как меняет характер рабочей позы учащихся: из сидячей она становится преимущественно стоячей. При этом создается возможность чередовать позы сидя и стоя непосредственно в процессе урока.
Главное достоинство стоячей позы состоит в том, что она обеспечивает преимущественно работу мышц, расположенных вдоль позвоночного столба. При ней вся масса тела приходится на поверхность стоп, эволюционно приспособленных к такому воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные диски и способствует более устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей позе.
Вопрос пятый: про вальгусную стопу
Каково ваше мнение по поводу вальгусной стопы? Кто-то считает, что ничего делать не надо, кто-то советует ортообувь – как правильно?
Различают функциональные и органические (структурные) причины развития плоско-вальгусной деформации стоп.
В подавляющем большинстве случаев плоско-вальгусная установка стоп является следствием чрезмерной эластичности связочного аппарата стопы, который принимает участие в поддержании продольного и поперечного сводов. Во время неправильной установки стоп происходит неравномерное распределение опорной нагрузки на различные отделы стопы, что приводит, в свою очередь, к несбалансированному распределению тонуса мышц и распределению нагрузки в вышерасположенных отделах опорно-двигательного аппарата.
Поэтому при подозрении на неправильное положение стопы необходимо проконсультироваться с ортопедом в целях определения причин возникшей деформации, а также возможных методов коррекции выявленной патологии. До постановки диагноза не следует прибегать к ношению ортопедической обуви.
Вопрос шестой: про «щелчки» суставами
Девочка 8 лет как-то умудряется щелкать тазобедренным суставом. Жалоб у нее нет, но жутко это слышать. Надо ли что-то делать?
Это может быть проявлением физиологического процесса «диспропорции роста и развития» у детей, когда мышечно-связочный аппарат не поспевает за интенсивным ростом костной ткани. Вместе с тем желательно проконсультировать ребенка у врача-ортопеда.
Вопрос седьмой: про позу «лягушкой»
Правда ли, что если ребенок любит сидеть на полу в позе – ноги «лягушкой» (попа на полу, колени согнуты и стопы около таза), то может быть Х-искривление ног? Нужно ли каждый раз поправлять ребенка?
На сегодняшний день статистически достоверных данных о влиянии данной позы на развитие вальгусной или Х-образной деформации нижних конечностей у детей нет. Вместе с тем, если у ребенка имеются признаки вышеуказанной деформации, имеет смысл ограничить длительное пребывание ребенка в данной позе и проконсультироваться с врачом-ортопедом.