С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризм

С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризм thumbnail

Идеи утилитаризма возникли 400 лет назад, но наиболее ясное выражение получили в работах Джереми Бентама (1748—1832). Согласно Бентаму, любая моральная деятельность является оправданной, если ведет к достижению наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей.

Иммануил Кант (1724-1804) в критике утилитаризма указал, что личность станет средством для достижения удовольствий / выгоды / пользы. Личность не может быть средством, личность может быть только целью. Человек рассматривает себя как объект, который можно использовать для удовольствия других людей, а других людей рассматривает как объекты для удовлетворения своих собственных потребностей. Люди используют друг друга, извлекают выгоду друг из друга. Стоит ли удивляться, что в наше время на людей смотрят не как на личности, а как на вещи, которые должны быть удобными для потребления другими людьми. Утилитаризм превращает человека в вещь для потребления.

Утилитаризм происходит от лат. utilitas — польза, выгода.

В утилитаризме человек не является ценностью, ценностью является польза, которую он приносит. Не приносишь пользы, ты никому не нужен, не ценен, не важен, ты только “зря коптишь небо”. Человеческая личность – не ценность, человеческая жизнь – не ценность, любая жизнь – не ценность, жизнь – не ценность.

А ценностью является некая мифическая польза, которую как хотите, так и трактуйте. Учёные мужи написали много книг и диссертаций на тему, как правильно определять полезность.

А являются ли стихи полезными? Поэты – это полезные люди или бесполезные? Один из злободневных вопросов 19 века. Может, кто-нибудь слышал выражение “сапоги выше Пушкина” или “сапоги выше Шекспира”. Оно означает, что сапоги – вещь полезная, их можно надеть, в них можно ходить, а стишки – что с ними делать? их не наденешь, в карман не положишь, ими не насытишься. Какая польза от стихов? В конце концов поэзию пристроили к утилитаризму, нашли в ней какую-то пользу, поэтам разрешили писать стихи, а Пушкина объявили национальным достоянием.

Поэзия – высшая форма жизни.

Кому-то это покажется странным. Тогда скажите, откуда взялись выражения “проза жизни” и “поэзия жизни”?

Почему мы с тоской смотрим в прошлое? Мы видим в нём поэзию. Там, где предки видели грязь и страдания, нескончаемые войны, болезни и голод, мы увидели нечто прекрасное, не опошленное. Может быть, это наши предки там, в другом мире, обрели новое зрение, увидели свою прошедшую жизнь в другом свете, увидели скрытую красоту бытия и каким-то чудом передали своё видение нам. Почему прошлое очаровывает нас? Почему не настоящее? Почему в настоящем мы живём без вдохновения?

В основе любого мировоззрения, учения, идеологии лежит СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ. Как бы банально и избито не звучало это словосочетание, а с системы ценностей всё начинается.

Сейчас в интернете можно найти интересные видеоролики о сотворении реальностей. В основе реальности тоже лежит система ценностей. Какие ценности вы в свою реальность заложите, такую реальность и создадите.

И, говоря о ценностях, разумеется, приходится говорить и об обесценивании.

В школе я ходила в спортивную секцию бега и прыжков. Когда я первый раз поехала в центр города в спортивный клуб, увидела на верху соседнего дома лозунг огромными буквами: ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ – ЗАЛОГ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА. И мне стало нехорошо, тошно, тоскливо: “Что же мы – рабочая скотина?” Мир обрушился, и жизнь стала не в радость. Быть рабочей лошадью – не жизнь. Быть винтиком в колесе – не жизнь. Быть биороботом – не жизнь. Быть вещью для потребления – не жизнь. Там где жизнь – не ценность, и жить не захочется.

Читайте также:  Хумус польза и вред рецепты

Во время крепостничества к крестьянам относились как к рабочей скотине, их продавали и меняли как вещи.

Сохранилась история времён крепостного строя. Кузнец и барин были закадычными друзьями с самого детства. Когда старый барин умер, молодой получил в наследство поместье. Однажды он играл с товарищами в карты и, проиграв все наличные деньги, поставил на кон кузнеца. Кузнеца он тоже проиграл в карты. Кузнец, узнав об этом, повесился, не смог смириться с тем, что барин никогда не видел в нём друга, а видел лишь слугу для развлечения скучающего хозяина, игрушку для детских барских забав.

Грянула Великая Октябрьская революция, уничтожила класс помещиков-эксплуататоров. Людей больше не продают как вещи, не проигрывают в карты, не секут на конюшне, но они так и остались рабочими единицами, койко-местами и человеко-часами. Свершился социальный переворот, но не идеологический, и люди по-прежнему потребляют друг друга, правда делают это несколько гуманнее.

Утилитаризм живёт и побеждает. Утилитаризм создал современное общество потребления и перепотребления. В этом обществе нет места поэзии, вдохновению и творчеству. В этом обществе скоро не останется места и человеку.

Фрагмент фильма “Кин-дза-дза”:

Автор: Евгения Вазенмиллер

Другие материалы на тему ценности человеческой личности:

Лекции отца Андрея Лоргуса и Ольги Красниковой

Мы обижаемся, потому что себя не ценим (с цитатами из работ Николая Александровича Бердяева)

В мире истинных ценностей никто не сможет нас оскорбить

Как стать неуязвимым для оскорблений и вернуть утраченные жизненные силы

Источник

Когда мы совершаем свои поступки, подспудным мотивом является получение удовольствия. Это утверждали еще древние философы, на этой идее основана теория гедонизма. Особенно такое видно в ситуации. когда приходится выбирать из двух зол. Даже припертый к стене, человек старается поступить так, чтобы последствия его поступка принесли как можно меньше страдания ему самому и другим людям.

Стремление к счастью – естественно для человека. А счастья без удовольствия не бывает.

Эти идеи легли в основу этического направления, которое называется утилитаризмом. Его основоположники – англичане Джереми Бентам (1748-1832) и Джон Стюард Милль (1806-1873).

Джереми Бентам

Согласно Бентаму, вешать на людей ярлыки в смысле “плохой” или “хороший человек”, неправомерно. Все люди имеют свои индивидуальные интересы и совершают поступки, стремясь извлечь максимальную пользу из сложившейся ситуации. Эти поступки могут оцениваться с точки зрения морали не сами по себе, а исключительно исходя из тех последствий, к которым они привели. Если последствия привели к счастью большого числа людей и мало кому навредили – это был добрый поступок. Если привели к страданиям и несчастью – то злой.

Бентам считал, что любой человек думает прежде всего о собственном удовольствии. Такой эгоизм естественен. Однако люди, добиваясь счастья для себя, одновременно могут увеличивать и счастье других. Тогда это нравственно. А если они получают удовольствие, но от этого страдают другие, общественного счастья становится меньше, то это безнравственно.

Все фото из открытых источников в интернете

В концепции Бентама есть, как минимум, одно слабое звено – количественный подход. Кто подсчитает, скольким людям стало хорошо от вашего поступка? Больше ли их, чем тех, кому стало плохо? Потом ведь есть еще понятие последствий. Допустим, сейчас все счастливы от того, что вы сделали, но пройдет какое-то время, и окажется, что все стали несчастны от этого. Всем известно, чем устлана дорога в ад.

Этот недостаток количественного подхода попытался преодолеть Милль.

Джон Стюард Милль

Милль четко разделил удовольствия низшего и высшего порядка. Он считал, что высшие удовольствия неразрывно связаны с чувством собственного достоинства и благородства (что, в свою очередь, предполагает недопущение унижения других людей). Человек, умеющий переживать такие высшие удовольствия, отдает им предпочтение перед низшими. Поэтому и его поступки более нравственны. В их основе лежит не только чистый эгоизм, но и уважение к другим людям, учитывание их интересов, забота о них.

Большое внимание Милль уделял понятию справедливости. Он связывал его с наличием моральных прав, которые есть у всех людей. Но эти права распределены неравномерно, и справедливость как раз в том, чтобы уважать это неравенство. Например, мать имеет моральное право ругать своего ребенка за проступок в большей мере, чем, например, случайный прохожий.

Читайте также:  Образцы договора дарения в пользу несовершеннолетнего

Также Милль рассматривал в связи с полезностью поступков человека его совесть. Это чувство он считал основным мотивом истинно утилитарного поступка. То есть, он считал, что именно совесть заставляет людей совершать нравственные, читай – полезные людям, поступки.

И Бентам, и Милль связывали этику с правом, потому что и там, и там в основе лежат нормы, которые следует выполнять ради общественного блага. Но отличие моральных и правовых норм в том, что первые обоснованы совестью, а вторые законом.

Итак, действительно ли только полезный поступок морален? С точки зрения этики утилитаризма – несомненно и однозначно да.

Читайте еще на моем канале:

Мода как социальный феномен

Этика интернета

Источник

1. Наука как самостоятельный социокультурный феномен возникает…

а) в ХVI-ХVII вв.

б) на Древнем Востоке

в) в Средние века

г) в эпоху Возрождения

2. Характерной чертой философии постмодернизма является …

а) исследование предельных основ бытия

б) рационализм

в) замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира

г) исторический оптимизм

3. Важнейшей производительной силой любого общества является…

а) идеология

б) политика

в) каста

г) человек

4. Современные западные концепции научных революций – как смену парадигм или научно-исследовательских программ – разработали …

а) Кун Т. и Лакатос И.

б) К. Ясперс и А. Тойнби

в) Лиотар Ж. и Деррида Ж.

г) Гадамер Г. и Хайдеггер М.

5. Представление о времени и пространстве как абсолютных, универсальных, однородных формах бытия было высказано…

а) Н. Кузанским

б) Г. Гегелем

в) К. Марксом

г) И. Ньютоном

6. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть…

а) эмоции

б) воля

в) самосознание

г) психика

 7. «Человеку массы» противостоит «сверхчеловек» считал…

а) Гегель

б) Ницше

в) Энгельс

г) Шеллинг

8. Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями  _________________ материализма.

а) метафизического

б) исторического

в) естественнонаучного

г) вульгарного

9. Характерной чертой русской идеалистической философии является…

а) строгость логических построений

б) антропоцентризм

в) системность

г) детальная разработка гносеологии

10. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является…

а) К. Ясперс

б) Д. Белл

в) О. Шпенглер

г) М. Вебер

11. Одной из школ древнекитайской философии является…

а) локаята

б) веданта

в) даосизм

г) джайнизм

12. Учение, не являющееся разделом философии, – это…

а) этика

б) онтология

в) логика

г) искусствознание

13. С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека…

а) аскетизм

б) эвдемонизм

в) гедонизм

г) утилитаризм

14. В основе натурфилософии Возрождения лежит…

а) деизм

б) теизм

в) солипсизм

г) пантеизм

15. Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек направляет и контролирует ход природных процессов, есть…

а) литосфера

б) техносфера

в) биосфера

г) ноосфера

16. Идея противоречия как единства противоположностей сформировалась в…

а) Средние века

б) древности

в) философии марксизма

Читайте также:  В чем польза меда с пергой

г) Новое время

17. Внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется…

а) суммой

б) совокупностью

в) системой

г) схемой

18. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически – преобразовательной деятельности, выступает в роли…

а) мифологии

б) гносеологии

в) аксиологии

г) методологии

19.Искусство во всякого рода производстве называлось в античности…

а) мышлением

б) религией

в) техникой

г) философией

20. Системно-рационализированное мировоззрение называют…

а) религией

б) рефлексией

в) логикой

г) философией

21. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как …

а) ложь

б) заблуждение

в) объяснение

г) фантазия

22. Проблема, которой не придавалось значения в древнегреческой философии и которую в труде «Исповедь» поднял Августин, – это проблема…

а) человеческого Я

б) познания сверхреального мира

в) добродетели

г) построения идеального общества

23. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в(во)…

а) XVIII В.

б) конце XIX в.

в) II-й половине XX в.

г) начале XX в.

24. Сторонников позиции, согласно которой человек познает только явления, но не сущности вещей, называют…

а) догматиками

б) апологетами

в) агностиками

г) гностиками

25. Философская позиция дуализма выражается в признании…

а) тождества мышления и бытия

б) мышления и материи независимыми субстанциями

в) первичности идеального

г) первичности материи

26. Объектом гуманитарного знания является…

а) медицина и врачевание

б) общество

в) духовный мир человека

г) материальное производство

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 6318835
Таня Масян

более месяца назад

Просмотров : 21   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризм

Правильные вопросы отмечены по тесту
тест  прошел проверку, пользуемся)

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризм

Лучшее из галереи за : неделю   месяц   все время

С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризмС умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризм

    С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека утилитаризм

    Другие вопросы:

    Онтонио Веселко

    Согласно Конституции Российской Федерации захват власти или присвоение властных полномочий 15. Согласно Конституции Российской Федерации захват власти или присвоение властных полномочий
     (*ответ к тесту*) преследуются по федеральному закону
     разрешаются в целях обеспечения безо…

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 20   
    Ответов : 1   

    Мари Умняшка

    Согласно Конституции в Российской Федерации гарантируется _ экономической деятельности 9. Свобода совести означает
     (*ответ к тесту*) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой
     право свободно выбирать место пребывания и жительства
     право свободно п…

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 38   
    Ответов : 1   

    Главный Попко

    Решение, принятое на референдуме Российской Федерации не нуждается в дополнительном утверждении 3. Раздел первый Конституции Российской Федерации состоит из _ глав
     (*ответ к тесту*) девяти
     десяти
     семи
     восьми
    4. Решение, принятое на референдуме…

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 24   
    Ответов : 1   

    Пармезан Черница

    Процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации 12. Согласно Конституции в Российской Федерации гарантируется _ конкуренции
     (*ответ к тесту*) поддержка
     создание
     регулирование
    &nb…

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 23   
    Ответов : 1   

    Энджелл

    Согласно действующему законодательству вопрос изменения статуса субъекта Российской Федерации выносится 6. РСФСР не имела таких субъектов Федерации как
     (*ответ к тесту*) республика
     (*ответ к тесту*) город федерального значения
     автономная область
     нацио…

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 26   
    Ответов : 1   

    Источник