С преподавателем не приносят пользы

12503
Преподаватель, к сожалению, не всегда прав. Чтобы взаимодействие ученика и репетитора приносило пользу обоим, стоит понимать, за какие рамки лучше не заходить и чего репетитор не должен делать никогда.
- Чересчур сближаться с учеником. Выходить за рамки профессиональных отношений. Предлагать дружбу в соцсетях. Выносить на публику любые аспекты частной жизни ученика и его семьи.
- Перебарщивать с физическим контактом. Трепать по плечу или давать “пять” – в некоторых случаях вполне допустимо, а вот обнимать, щекотать или в шутку бороться – уже выходит за рамки. Стоять над учеником тоже не рекомендуется, это не дает никакой положительной мотивации, а только смущает или раздражает ученика.
- Приходить неподготовленным. Учитель, явившийся на урок с опозданием, без всякого плана занятия, создает впечатление, что он не заинтересован в своей работе. Репетиторство – это как раз та работа, которая всегда требует тщательного планирования. Если учитель не готовится к занятию сам, то как он подаст пример ученику готовиться к урокам?
- Терять терпение, взрываться, выражать негативные эмоции. Это не значит, что репетитор должен быть как каменный истукан. И также это не значит, что с лица репетитора не должна сходить натянутая пустая улыбка. главное – знать меру. Если преподаватель начнет ворчать, повышать голос или разозлится так, что начнет выдирать у себя волосы (или того хуже – выдирать волосы у ученика), то очень скоро ему придется подыскивать себе новое место работы.
- Быть негибким. Каждый ученик требует индивидуального подхода. Именно для этого семья и нанимает преподавателя! От репетитора ждут умения и желания объяснять одни и те же вещи по многу раз разными способами и каждый раз находить интересные и понятные примеры и сравнения. Не надо пытаться втолковать родителям, что их ребенок неспособный, ленивый и глупый. Если семья наняла репетитора, значит, родителям небезразлично образование и развитие их чада, они готовы в него инвестировать, и их не интересует, почему ребенку невозможно объяснить что-либо, они хотят видеть результат. И заинтересованный и вдохновленный ребенок – это прекрасный результат, за который они будут платить с удовольствием!
- Слишком торопиться. Это недопустимо, потому что важно не просто пройти с учеником определенный материал для галочки. Смысл в том, чтобы ученик этот материал усвоил! К тому же если родители озаботились поисками репетитора, вполне возможно, что их не устраивало то, как торопятся учителя у их ребенка в школе. И им не нужен еще один такой же слишком быстрый учитель дома за дополнительную плату!
- Обещать слишком много. Как правило, репетитора нанимают с каким-то конкретными целями: поступить в определенный ВУЗ, сдать экзамен или, к примеру, подтянуть знание иностранного языка до определенного уровня. Лучше, если цели сформулированы достаточно четко. Однако они должны быть обговорены репетитором и нанимателем еще раз, после одного-двух первых занятий, тогда педагог сможет проанализировав возможности ученика, сказать, реально ли достичь поставленных целей и что для этого необходимо. Трезво оценивать как свои возможности, так и возможности ученика – одно из ценных качеств для репетитора.
Мария Иванникова
Представьте! Вы занимаетесь с носителем английского, который прекрасно владеет живым языком, знает тонкости и нюансы разговорной речи. И вот уже через 2-3 месяца вы сами разговариваете и понимаете английский язык на уровне носителя… Именно так думают многие люди. Они считают, что занятия с носителем – это единственный и самый быстрый способ выучить язык и заговорить на английском. Но, к сожалению, эти ожидания не становятся реальностью. Ведь в изучении английского с носителями есть свои подводные камни.
В статье вы узнаете:
Когда стоит заниматься с носителем
Как правильно выбрать носителя для занятий
Как должны быть построены занятия с носителем
3 причины, почему занятия с носителем не дают результата
Итак, давайте начнем.
Кто такой носитель английского языка?
Носитель – человек, который родился и вырос в стране, на языке которой он говорит. Например, мы с вами носители русского языка. Однако далеко не все носители могут преподавать свой родной язык. Почему не каждый носитель подойдет для занятий английским?
1. Не все носители обладают достаточным уровнем грамотности
Согласитесь, все мы знаем язык на разных уровнях. Кто-то имеет идеальную грамотность, кто-то иногда допускает ошибки, а кто-то вообще не знает элементарных правил. Если человек является носителем языка, это не значит, что он не допускает ошибок в своей речи и на письме.
2. Не каждый носитель может понятно объяснить грамматику другому человеку
Даже если носитель сам является грамотным, прекрасно использует язык в своей речи и на письме, не факт, что он сможет понятно объяснить правила другому человеку. Носители – это обычные люди, и они используют правила английского на автомате, даже не задумываясь о них. Поэтому они просто не смогут объяснить вам их. Так как же не ошибиться при выборе своего преподавателя?
Бонус: Путаетесь в английских правилах и не можете правильно строить предложения на английском? Запишитесь на бесплатный урок английского в Москве, узнайте, как легко разобраться в грамматике английского языка, научиться использовать ее в своей речи на автомате и получите книгу “Как учить английский, чтобы выучить” в подарок! Регистрация по ссылке
Как выбрать репетитора носителя для занятий английским?
Чтобы занятия с носителем были эффективны, убедитесь, что ваш преподаватель:
1. Имеет педагогическое образование
Только человек, который выучился на преподавателя английского, знает все тонкости этого языка и умеет передать свои знания другому человеку. Не стесняйтесь попросить своего преподавателя показать вам диплом. Если он действительно педагог, это не составит для него труда.
2. Имеет положительные отзывы от своих учеников
Результат занятий для преподавателя английского – ученики, способные использовать язык, то есть говорить на нем. Чтобы точно быть уверенным, что занятия принесут результат, попросите у преподавателя дать несколько контактов его учеников. Свяжитесь с ними и узнайте об их успехах и мнении о преподавателе.
3. Имеет программу обучения
Индивидуальное обучение английскому языку с носителем не должно быть дружескими посиделками, где вы просто поболтали со своим преподавателем и ушли. Ваши уроки обязательно должны иметь структуру и план. Если преподаватель-носитель ответственно подходит к занятиям, у него должна быть программа занятий, по которой вы будете заниматься.
Примечание: Английский является государственным языком во многих странах. И в каждой из этих стран есть свой акцент и свое произношение. Обычно ученики перенимают манеру речи и произношение своего преподавателя. Поэтому выбирайте носителя из той страны, какое произношение вы хотите себе.
А сейчас давайте рассмотрим, как должны проходить занятия с носителем.
Как должны быть построены занятия с носителями?
Возможно, вы удивитесь, но не все понимают, что должен делать преподаватель на уроках. Поэтому для начала давайте рассмотрим, какова роль преподавателя на уроках английского. Зачем нужен преподаватель на занятиях?
Преподаватель на уроках должен выполнять следующие функции:
1. Объяснять правила / использование слов
Это одна из самых важных функций. Английский язык очень отличается от русского, и предложения тут строятся совсем по-другому. Задача вашего преподавателя: объяснить вам правила так, чтобы вы их поняли и знали, когда использовать! Если преподаватель плохо объясняет правила и слова, вам придется тратить свое время и вне урока самостоятельно разбираться в них. Обычно в результате такого “самообучения” люди просто бросают английский, так как не получают результат.
2. Поставить правильное произношение
Задача преподавателя, чтобы вы правильно произносили все звуки в словах.
3. Обучать разговорной речи
Чтобы уметь разговаривать, вы должны уметь правильно строить предложения. Поэтому после того, как вам объяснили теорию, вы должны начать тренировать ее на практике. Для этого надо составлять собственные предложения и проговаривать их. На занятиях вы должны говорить большую часть урока, а ваш преподаватель быть вашим партнером по диалогу.
4. Исправлять ваши ошибки
Если вы допускаете ошибки в своей речи, ваш преподаватель должен указать на них и объяснить, как делать правильно. Главная роль преподавателя: вы говорите, он слушает и исправляет. Если он видит, что вы в домашней работе допустили ошибку, то он должен заново объяснить материал и выписать коррекцию.
Как должны быть построены уроки с носителем?
Занятия с носителем строятся точно так же, как и с обычным преподавателем:
1. Преподаватель объясняет правила/слова
2. Вы тренируете произношение
3. Вы тренируете использование слов/правил в своей речи
4. Носитель слушает и поправляет
Очень важно, чтобы именно вы говорили большую часть занятий, а ваш преподаватель корректировал вас и поддерживал диалог. Если преподаватель сам будет постоянно говорить, а вы его слушать, вы не сможете улучшить свой разговорный навык. При этом не важно, занимаетесь вы на курсах английского языка с носителем или индивидуально с репетиром-носителем. В любом случае, вы должны практиковать использование пройденного материала на практике и говорить 70-80% урока.
Но занятия с носителем подходят не всем. Давайте рассмотрим, когда вам будет полезно заниматься с носителем.
В каких случаях стоит заниматься с носителем языка?
Занятия с носителем подойдут вам при следующих условиях:
1. Вы достаточно хорошо знаете английский (не ниже уровня intermediate)
2. Вы знаете основные правила грамматики
3. Вы можете говорить на английском языке
Если вы подходите по всем критериям, то вы сможете:
Улучшить произношение
Улучшить понимание на слух
Улучшить разговорный навык, попрактиковаться в нем
Расширить словарный запас разговорными фразами и углубиться в нюансы разговорной речи
То есть, чтобы эффективно заниматься с носителем, вы должны уже обладать знаниями и навыками. Иначе вы просто не сможете понимать и общаться с преподавателем, и ваши занятия не принесут вам результат.
3 причины, почему занятия с носителем не приносят пользы
Многие люди, начитавшись в интернете, что обучение английскому с носителем очень эффективно, начинают искать курсы английского с носителями. Но зачастую такие уроки не приносят ожидаемого эффекта. Причинами этого являются:
1. Вы имеете низкий уровень английского языка
Новичкам сложно заниматься с носителями языка.
Ведь они не могут ни понимать английский на слух, ни говорить на нем. Соответственно носитель не сможет выполнить одну из главных своих функций – объяснить правило так, чтобы его поняли. Как результат, вам придется проделывать огромную самостоятельную работу:
Разбирать все правила дома
Отрабатывать навыки «говорения»
Учиться понимать английскую речь на слух
Только тогда вы хоть как-то сможете взаимодействовать со своим преподавателем.
Если вы не будете делать этого, то ваши занятия будут неэффективны.
В итоге у вас просто не будет прогресса в английском, а вы потратите кучу времени и денег.
Небольшая история: Однажды к нам на курсы обратилась одна девушка, которая имела начальный уровень и занималась английским с носителем языка почти полгода. За это время прогресс в английском был очень небольшой, потому что на занятиях она плохо понимала преподавателя, но сами занятия ей нравились. В итоге она рассматривала 2 выхода из этой ситуации:
1 – пойти на курсы английского с русскоязычным преподавателем,
2 – оплатить носителю курс русского языка…
Не повторяйте её ошибку. Если уровень вашего английского ниже intermediate, то не стоит заниматься с носителем.
2. На занятиях говорит ваш преподаватель, а не вы
Главная цель изучающих английский – это научиться говорить. Сколько бы вы не слушали идеальную речь носителя, если вы самостоятельно не будете открывать рот и произносить слова и предложения, говорить вы не научитесь. Поэтому на занятиях, в первую очередь, должны говорить вы, а не носитель.
3. Редкие занятия
Некоторые думают, что раз уж они занимаются с носителем, одного/двух раз в неделю точно будет достаточно. Однако занятия с носителем не творят чудеса. Так же как и с русскоязычным преподавателем, чтобы получить результат, вам нужно заниматься часто и регулярно. Поэтому занимайтесь со своим преподавателем хотя бы 3-4 раза в неделю, в перерывах выполняя домашнюю работу.
Вывод: Индивидуальное обучение или курсы с носителем подойдут вам, если: Ваш уровень выше intermediate
Вы знаете грамматику
Можете говорить.
Целью таких занятий будет – улучшение навыков и расширение словарного запаса. Если вы решили заниматься с репетиром-носителем английского языка, убедитесь, что он является преподавателем по образованию и имеет программу обучения. Помните, что ваши занятия должны быть построены так, чтобы вы разговаривали большую часть урока. Иначе вы не будете тренировать свой разговорный навык, и ваши занятия будут неэффективны.
5 признаков плохого преподавателя
Неделю назад мы писали о 5 признаках хорошего преподавателя (https://goo.gl/elvqLc). Сегодня поговорим о преподавателях плохих.
Во первых, что такое плохой преподаватель? Ну, точно не тот, у которого немодная прическа или старый автомобиль. Плохой препод – это препод, занятия с которым вам не приносят ни пользы, ни удовольствия. Конечно, занятия с таким преподом могут стоить совсем не дорого. Но “стоят” ли они того, если за 2 месяца вы так и не поняли тему, которую хороший преподаватель может объяснить вам за 2 занятия?
Итак, как же отличить плохого преподавателя с самого начала (и успеть не потрать свои время, деньги и силы):
· преподаватель слишком официален или слишком фамильярен
Вы уютно устроились на диване/за партой, а преподаватель стоит по стойке смирно и натянуто улыбается? Или, наоборот, вы надели белую рубашку и аккуратно разложили учебники, а преподаватель сел (о, ужас!) прямо на стол и сразу заговорил с вами по-английски, не записав дату на доске? Расслабьтесь, вы просто не подошли друг другу по “формату”. Это не значит, что занятия пройдут безрезультатно. Но это первый признак того, что вам может быть не комфортно заниматься вместе.
· вам не интересно разговаривать
Беседа не “пошла”. Вы рассказываете ему о нейрофизиологии/теннисе/World-of-Warcraft, а преподаватель смотрит на вас расширенными от ужаса/скуки глазами? Или он с восторгом рассказывает как у них, в Чкаловске, открыли новый магазин, и что его подруга была летом в Брянске (а вы приехали на занятие на собственном Мерседесе и даже не знаете, что такое Чкаловск). Ммм… о чем вы будете говорить по-английски, если вам совершенно не о чем разговаривать по-русски?
· преподаватель игнорирует ваши потребности
У большинства студентов нет четких целей, просто хочется подтянуть английский. Задача преподавателя – эти цели выяснить, даже если они не понятны вам самим. Если вы говорите, что совсем не знаете, как поздороваться, а вам уже через неделю улетать в командировку в Лондон, то плохой преподаватель обязательно предложит самый толстый учебник и основательную, в деталях, грамматику. Но не в коем случае на интенсивный разговорный курс! Фу, это же не “как их в институте учили”!
· преподаватель не протестировал ваши знания перед началом занятий
Плохой преподаватель поверит студенту на слово, что у него уровень “в школе когда-то занимался” или “смотрю фильмы в оригинале”. Что это за уровень – скорее всего, не понятно даже самому студенту. Если преподаватель уверен, что может подготовить урок, который не слишком сложен и не слишком прост для уровня “с репетитором занимался 4 года”, то он либо дурак, либо бог.
· преподаватель отказывается советовать вам учебники/сайты/приложения для самостоятельного обучения
Преподаватель не подсказал, где можно скачать фильм или по какому учебнику “подтянуть” грамматику? Варианта два: или он просто не знает ответа, или он боится, что сайт или учебник смогут помочь вам в изучении английского больше, чем его уроки. Вопрос: ну и зачем нужен такой преподаватель?
Преподаватель – это самый важный элемент в процессе обучения. “Свой” препод может мотивировать, объяснить, научить, а “неправильный” педагог только вызовет раздражение и неуверенность в собственных силах. Выбирайте преподавателей правильно, не стесняйтесь задавать вопросы и рассказывать о предыдущем опыте изучения английского. В конце концов, если вы платите за это деньги, вы имеете на это полное право.
Три года назад стартовала программа «Учитель для России». По условиям проекта, выпускники престижных вузов на два года становятся учителями и преподают в обычных школах. Дарья Кутейникова поделилась с «МосУчителем» своей историей, рассказала, с чем ей пришлось столкнуться.
«Безработным февралём 2016 года я сидела и думала о смыслах. К тому времени я уже была состоявшимся психологом, успела поработать с неблагополучными семьями. Произведя ревизию своего внутреннего устройства, я убедилась, что по-прежнему хочу делать жизнь детей счастливее.
Открыла поисковик, вбила «интересные проекты в образовании» и уже в следующий момент заполняла заявку в «Учитель для России». В Программу можно было податься и в качестве педагога-психолога, но мне хотелось учить детей словесности так, чтобы они не сходили с ума от скуки, как я в своё время».
Период трансформации
Отбор в программу многоступенчатый, серьёзный: несколько собеседований, пробные уроки, другие испытания. От очного этапа отбора в марте до выхода в школу в сентябре – весь период – я была будто в эйфории.
В июле мы готовились к учительству. Занимались с коучами, методистами, экспертами с 10 утра до 10 вечера. Во время проведения детского лагеря «Территория лета» пробовали различные образовательные штуки, и никто не осуждал, если у тебя что-то не получалось. Как-то я сидела в коридоре и очень нервничала из-за того, что никак не могла смонтировать видео к фестивалю «Территории лета» на своём MacBook. Я никого не просила о помощи, просто бесконечно расстраивалась, но одна из участниц вдруг подошла и дала мне свой ноутбук. Потому что так правильно. Потому что мы делаем общее дело.
Вспоминаю, как приехала на выходные посреди Летнего института в Москву и совсем не могла разговаривать с людьми. Мне казалось, что никто здесь не может понять, что я проживаю. Это был период большой внутренней трансформации.
Конец иллюзий, неуверенность и ошибки
У меня до сих пор в Instagram радостная фотография с 1 сентября: я переехала жить в Обнинск, который мне безумно нравился; я напросилась провести классный час с 9 классом – и мне разрешили, а ребята оказались чудесными; я была в предвкушении своего первого урока с пятиклассниками. Скажу сразу, что через месяц у меня начались проблемы со сном, а через 4 месяца я уволилась. На Летнем институте больше учили работе с детьми, чем работе в системе школы.
Отчего-то я попросила, чтобы мне дали классы помладше. Была иллюзия, что с ними проще начинать. Со второго сентября началась моя непростая история с двумя очень разными 5а и 5в. Главная проблема, с которой сталкиваешься, придя учителем в школу, — это неуверенность. Она наполняет тебя от кончиков пальцев на ногах до макушки, и ты ходишь комком сомнений: нужно ли давать такую программу? почему все упражнения такие скучные? а лучше ли игровые упражнения? а работает ли свободное письмо? а зачем пятиклассники читают на литературе все эти тексты?
Знаете, что происходит с пятиклассниками, когда учитель сомневается? Они не верят. Когда дети не верят в то, что всё происходящее на уроке очень правильно и нужно, они начинают шуметь. За два года в школе я поняла, что самое главное в управлении процессом – быть уверенным в том, происходящее на занятии необходимо, что я имею право занимать время этих маленьких людей. Никакой продуманный по минутам супертехнологичный урок не сработает, если ты сомневаешься в праведности своих целей. А для обретения этой уверенности нужно много работать над собой, много наблюдать, просить о помощи и учиться понимать весь процесс, а не только устройство отдельного урока».
Но в школе были вещи, которые совсем не способствовали обретению внутренней опоры и пониманию происходящего. Следует признать, что я совершила несколько серьёзных ошибок.
1) Мало взаимодействовала со старшими коллегами.
2) Не ознакомилась с единым школьным регламентом ведения тетрадей и выставления оценок. Очень хорошо, когда в школе всё делается в каком-то одном русле, так понятнее для детей.
3) Не присмотрелась хорошенько к корпоративной культуре – внешний вид, форма взаимодействия, поведение. Я не думаю, что нужно себя ломать и подстраиваться, но есть вещи, которые могут быть непринципиальными для тебя и принципиальными для твоих коллег. Почему бы это не учесть?
4) Не установила контакта с родителями. Родители общались в основном через классных руководителей.
Школа мне этого не простила
У меня было два пятых класса: 5а – с хорошей базой знаний, работоспособные, любящие своих учителей; 5в – добрейшие и интереснейшие ребята с очень плохим самоконтролем, шумные до безобразия с первой минуты нашего общения.
Душа у меня болела по поводу того, как словесность преподаётся в школе: как в этом мало человека и как много механических действий. Я была учителем, который не знает точно, как (кто знает, пусть бросит в меня камень), но понимает, что как есть – точно нельзя.
Я ввела свободное письмо, игровые форматы, старалась делать работу в группах. Несмотря на то, что каждый урок я продумывала по минутам, старалась выстроить хорошую структуру и в моей жизни не было ничего, кроме работы, бардак в классе был страшный. Но и результаты были. Те, кто не мог написать ни предложения, уже через месяц писали связный текст из пяти. Ещё я устроила для детей «Утренние чтения»: мы собирались с желающими на нулевом уроке два раза в неделю и читали непрограммные рассказы и стихи. Иногда делали небольшую театрализацию, иногда обсуждали. Ходили в основном ученики рабочего, спокойного 5а и несколько учеников 5в.
И вот однажды я прихожу, а моего спокойного класса нет. Здесь начинается история, на переживание которой у меня ушло много месяцев. Примерно с этого момента класс будто подменили. На вопрос, почему они больше не ходят на «Утренние чтения», они мне робко признались, что им запретила классная руководительница. Затем класс постепенно стал хуже и хуже себя вести. Дети вставали на уроке и ходили по классу. Могли отвечать очень дерзко. Но пятиклассники не умеют что-то скрывать, они очень быстро мне сказали: «А нам разрешили вести себя на уроках так, как мы хотим». Потом случилось родительское собрание, на котором родители требовали советских учителей. Примерно в это же время прошло методическое объединение, на котором мне сказали, что я никуда не гожусь – это был главный вопрос на повестке.
«Я чувствовала себя хуже всех»
Я не представляю себе, как молодые учителя приходят в школы без «Учителя для России». Всё это время я работала с коучем, который помогал мне находить в себе ресурсы и ставить внятные цели. У меня были независимые методисты, которые могли подсказать, тому или не тому я посвящаю время на уроках, поддерживали во мне крупицы уверенности, державшие меня на учительских ногах. У меня было сообщество, способное меня понять: многие из участников сталкивались с похожими проблемами. На родительском собрании рядом со мной стояли и поддерживали меня люди из команды Программы.
Наверное, я была не самым лучшим учителем, но я очень хотела им стать и по-настоящему много работала. Коллеги из методического объединения, за исключением одной чудесной женщины – она вела русский и литературу в 5б – мои занятия не посещали. Мои коллеги не слышали про работы и учебники Генриетты Граник, не знали понятия «функциональная грамотность», а моё предложение о проведении в школе «Тотального диктанта» восприняли с недоумением – не понимали, о чём я. Также они демонстрировали фантастический уровень ксенофобии: «чурка», «чёрные», «как этих учить» – обычные слова местного учительского сообщества. Разумеется, опыта и уверенности у них было больше, поэтому учебный процесс они организовывали лучше, дети сидели на уроках тихо. И я чувствовала себя хуже всех.
12 января 2017 года после очередного методического объединения, предметом которого, помимо моих огрех в проверке тетрадей учеников, стало разбирательство моего внешнего вида, нехаризматичной натуры и привычки пить воду из пластиковой бутылки, я уволилась из школы. Я ушла с ощущением тотального насилия всех над всеми. Я не знаю, можно ли было поступить иначе и быть сильнее и лучше. Тогда у меня просто закончились силы.
Поддержка команды
На следующий день ко мне приехал целый отряд других участников «Учителя для России» из Тарусы. Проверить, как я. Поддержать. Это был важнейший момент за два года, позволивший мне собраться и идти дальше.
Когда я забирала документы из школы, я встретила на крыльце ту самую учительницу 5б. Она расплакалась, обняла меня и сказала, чтобы я обязательно шла в школу, если предложат. С этими словами я уехала из любимого Обнинска.
Прошло 3 дня в Москве. Я много спала и много думала. Мне позвонили из Программы: «Даша, как ты? Может быть подумаем про другую школу?»
Снова учитель. Версия 2.0
6 февраля я начала работать в школе села Сабуро-Покровское Тамбовской области. Однажды Марина Владимировна Акулинина, заведующая этой школы, спросила меня, почему администрация бывает недовольна участниками Программы. Я сказала, что, наверное, от нас ждут какого-то фейерверка на уроках. Мы очень стараемся, а фейерверка сразу не выходит. Она тогда сильно удивилась: какой же фейерверк в первые два года? Она ждала от нас совершенно другого: жизни, отдачи, новостей, души.
Когда я приехала в село, в школе было только полставки допобразования. Устроить человека в школу посреди года не так просто. И появился мой писательский клуб – моя мечта о том, чтобы учить словесности по-другому приобрела форму. Я, наконец, объединила свой опыт психолога и свои наработки по развитию речи. Коллега из «Учителя для России», Ярослав, с лёгкостью и радостью согласившийся пустить меня к себе жить, тогда уехал на две недели сдавать сессию в магистратуре. А я, в одиночестве кутаясь в одеяла от тамбовских морозов, готовила по три часа каждое занятие, ещё не зная, что прямо сейчас зарождается лучшее, что я сделала в своей жизни.
Другая школа
Первое, что я сделала на новом месте, – купила торт и собрала коллег познакомиться. Я знала, что во многом была не права в предыдущей школе. Я хотела быть в команде. Эта сельская школа показалась мне санаторием. Учителя отнеслись ко мне как к своей сразу же. Марина Владимировна – директор, к которому дети могут легко зайти, если у них есть вопросы. Отношения между учителями разные, но общая установка – мы делаем общее дело, поэтому должны друг друга поддерживать, защищать и уважать. Отношения между учителями и детьми тоже разные, но, в целом, они гораздо теплее, чем в городе, из-за маленькой дистанции. Родители, в большинстве своём, умеют слушать. Не то чтобы они готовы выполнять всё, что ты им скажешь, или во всём согласны, но они готовы выслушать и попробовать понять твою позицию.
Я бы сказала, что открытость для диалога – это главная характеристика Сабуро-Покровской школы. Если ты хочешь провести какое-то мероприятие, ты объясняешь, что и зачем, и тебе задают вопрос: «Чем помочь?»
Отдельно скажу про сельских детей. Они очень открытые и любознательные. Мне кажется, это оттого, что они не избалованы и не измучены миллионом кружков, сохраняют непосредственность и чуть медленнее взрослеют. У них есть детство, которого в больших городах давно нет: даже маленькие дети 6-7 лет могут много гулять одни, их детская площадка — это деревья, заброшенные дома, заросли, поля, пруды. Я понимаю, что у многих родителей при прочтении возникнет вопрос о безопасности, но в селе все дети будто общие. Здесь за ними присмотрит один родитель, а там увидит другой.
Главная задача учителя в селе – расширить границы мира
Когда освободилась ставка педагога-психолога, я на неё согласилась. Это было непростое решение, может быть стоило подождать часов русского и литературы, но я не жалею. Кажется, я сделала что-то полезное для этого места. Иногда, если требовалось, я заменяла уроки. Удивительно, но больше никогда на моих занятиях дети не стояли на ушах, не грубили мне, не срывали мои планы. Мне было хорошо и спокойно в этой школе – а ребятам было спокойно со мной.
Было ли там идеально? Конечно, нет. Сложные ситуации в семьях, общий низкий образовательный уровень, привычка решать все конфликты драками, закрытость среды и нетерпимость среди детей. Некоторые дети плохо едят, это видно по их аппетиту в школе, по отношению к любым предлагаемым угощениям. Иногда сложно и больно смотреть, как очень одарённый ребёнок оказывается запертым в маленьком сообществе села, тогда как мыслит глубоко, легко всему учится, распахнут для чего-то большого. Это сложно принять. В селе моей главной задаче было – расширить границы мира и возможности каждого. Прорубить окно, показать, что выбор есть, научить этот выбор делать.
Когда сваливалось слишком много, всегда можно было вызвать десант «Учителей для России». Уже заканчивая свой второй год, я старалась в качестве финального аккорда придумать что-то интересное для летнего лагеря. Тогда нужно было писать выпускную работу, защищать проект. Было много дел, было много эмоциональных переживаний. Тогда ко мне стали приезжать другие участники Программы, занимать детей: привезли рисование и эксперименты по физике, танцы и футбол. Сложно преувеличить, какое значение для села имеет приезд ярких, молодых, увлечённых людей. Они тоже привозят что-то снаружи. Значит, туда есть какой-то путь.
О программе «Учитель для России» и писательском клубе
Мой писательский клуб https://www.facebook.com/psclubs.community/ вырос в большой проект. В этом тоже немалая заслуга «Учителя для России». Мне помогли с формулировками целей, с выращиванием структуры, со сметой, со встречей с людьми, которые готовы его профинансировать. Сейчас по моей методике работает 10 писательских клубов в 5 регионах России. Я очень хочу, чтобы эти клубы стали вкладом в развитие уроков словесности.
И да, это действительно был «интересный проект в образовании». Он хорош уже тем, что привлекает в педагогику неравнодушных людей, которые, возможно, прошли бы мимо школы и никогда не задумались о происходящих в ней процессах.
«Учитель для России» связывает между собой регионы: ведь школы мало общаются друг с другом, а здесь постоянный обмен. Это очень важный личный опыт, который открывает глаза на то, что в образовании много тяжёлого, но также много прекрасных людей, идей и событий.
Фото: Никита Савостиков