Родительское собрание вред и польза компьютерных игр для

Родительское собрание в подготовительной группе ДОУ
«Компьютерные игры в детском возрасте:
польза или вред?»
подготовила и провела Парфёнова В.С., воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»
Цель: просвещение родителей по теме «Компьютер и дошкольник».
Задачи консультирования:
1. Акцентировать внимание родителей на возможные проблемы, возникающие у детей при работе с компьютером.
2. Дать родителям рекомендации, при помощи которых ребенок будет познавать компьютер с пользой.
Оборудование: Чистые листы бумаги, ручки.
Предварительная работа:
Воспитатель до собрания проводит анкетирование родителей.
АНКЕТА для родителей:
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Есть ли у Вас компьютер дома?
• ДА
• НЕТ
2. Для чего ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер?
• смотрит видеоролики, слушает аудио-сказки;
• играет;
• занимается по специальным детским развивающим программам;
• ребенку не разрешаем пользоваться компьютером.
3. Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?
• Да;
• Нет;
• Стараюсь, но не всегда получается.
4.С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?
• компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию… (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);
• ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;
• нет положительных моментов в использовании компьютера.
5. Что Вы можете сказать про себя…
• Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета;
• Активный пользователь Интернет.
Результаты анкетирования:
1. У 100% родителей есть дома компьютер.
2. 69 % детей смотрят видеоролики, слушают аудио-сказки; 9 % играют; 5 % занимаются по специальным детским развивающим программам; 17 % родителей не разрешают пользоваться компьютером дошкольникам.
3. 47 % родителей следят за тем, чем ребёнок занимается за компьютером и 53% не следят.
4.С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?
59 % – согласны с тем, что компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);
27 % считают, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;
14 % респондентов утверждают, что нет положительных моментов в использовании компьютера.
5. Что Вы можете сказать про себя…
38 % «Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета»
62 % «Активный пользователь Интернет».
Ход собрания.
Ребенок должен играть в игры, но можно ли считать компьютерные игры полезным занятием для детей?
Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Актуально это и для всеобщей компьютеризации. Компьютер дома – это уже не роскошь, а необходимая вещь. И современный человек должен уметь им пользоваться. Обучение работе на компьютере стало важной частью и в воспитании подрастающего поколения. Хорошо если с раннего возраста ребенок будет знать азы работы за компьютером, уметь найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте или заархивировать «тяжелый» файл. Но осваивая компьютер, ребенок, как правило, в первую очередь увлекается компьютерными играми. Как влияют компьютерные игры на психическое развитие ребенка? И можно ли извлечь пользу из такого увлечения?
Компьютерные игры могут навредить?
Отношение к компьютерным играм у родителей и педагогов очень неоднозначное. Многие считают, что увлечение компьютерными играми несет в себе целый ряд опасностей. Играя за компьютером, ребенок может проводить так слишком много времени, вместо того, чтобы читать книги, делать уроки и уделять время прогулкам на свежем воздухе. Таким образом, компьютер вытесняет другие необходимые вещи из его жизни.
Длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что дети переутомляются, появляются раздражение, нервозность или наоборот вялость. Могут даже появиться проблемы со здоровьем.
Особую тревогу у родителей и педагогов вызывает увлечения «стрелялками».
Вредны ли для психики ребенка «стрелялки»?
Многие компьютерные игры содержат в себе сцены насилия. И ребенок, играя в них, погружается в мир, где он довольно натуралистично вскрывает врагам животы или расстреливает людей в упор. Существует опасение, что при этом он привыкает к виду крови и трупов, и переносит агрессию и спокойное отношение к насилию в реальную жизнь.
Ряд опытов, проведенных учеными, показали, что сразу после просмотра агрессивных видеосюжетов ребенок действительно может становиться более агрессивным. Но исследований насчет того, насколько длителен этот эффект и могут ли подобные игры влиять на мировоззрение и поведение ребенка в целом, пока нет. Наверняка в ближайшее время ученые изучат эту проблему и предоставят результаты на суд общественности. А пока родители могут самостоятельно определить свое отношение к этой проблеме. Проще всего «в качестве профилактики» оградить ребенка, от слишком кровожадных игр.
Но компьютерные игры могут принести пользу и стать помощником в развитии у ребенка целого ряда нужных и полезных навыков. Речь идет о развивающих играх.
Развивающие игры нужны!
Развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на целый ряд психических процессов ребенка. Современная педагогика использует новые компьютерные технологии для обучения детей уже в дошкольном возрасте.
С помощью развивающих компьютерных игр ребенок учится:
мыслить логически и включать рассудочную деятельность
запоминать достаточно большие объемы информации
развивать мелкую моторику рук и глаз
развивать образное мышление
быть собранным и внимательным в нужные моменты
развивать пространственное мышление
Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т.е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации. Важно также, что с помощью логических игр ребенок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.
Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребенка. Определенная игра тренирует какие-то конкретные навыки, поэтому внимательно выбирайте игрушку, в зависимости от задачи, которую хотите поставить ребенку. Существуют также игры для девочек и мальчиков, в которых учитываются особенности их психики.
Лучше всего выбирать игры умеренной сложности и постепенно предлагать более трудные задачи. Для подвижных непоседливых детей предпочтительнее игры покороче и подинамичнее. Спокойным детям можно предлагать более длинные игры.
Определите дозу компьютеризации
А чтобы компьютер не представлял угрозы для ребенка, установите у себя в семье особые правила, своеобразную технику безопасности для детей.
Не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше двух часов в день.
Не давайте ему играть в игры в последние несколько часов перед сном.
Если вы замечаете, что ребенок перевозбуждается от какой-то игры, «отмените» ее.
Проиграйте в каждую из игр сами, чтобы понять, насколько она подходит для задач, которые вы ставите.
Используйте возможности компьютера для того, чтобы помочь ребенку приобрести новые навыки и развить нужные психические характеристики. Но помните об опасностях злоупотреблений. Тогда компьютерные игры принесут вашему ребенку только пользу!
Автор: Хакимова Гульшат Губайдулловна, МБУ “Школа № 40»
Описание материала: разработка родительского собрания на тему “Компьютерные игры- хорошо или плохо»” с использованием приёмов технологии развития критического мышления.
Тема: «Компьютерные игры- хорошо или плохо»»
ЦЕЛЬ: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером.
Задачи родительского собрания:
Образовательные: формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.
Воспитательные: формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.
Организационные: выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации работы детей на компьютере.
Информационные: Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.
Форма проведения: собрание-дискуссия
Подготовка: работа детей над проектом, встреча с медработником.
План родительского собрания
1. Вступительное слово учителя. Распределение родителей по группам.
2. Работа родителей в группах, обмен мнениями .
3. Обобщение результатов работы в группах (приём «синквейн»), свободная дискуссия
4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости .
5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте, уважаемые родители! Тему нашего собрания узнаете, когда отгадаете загадку:
На столе стоит сундук
В сундуке окошко,
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко. (компьютер)
В последнее время мы всё чаще слышим от детей слова: компьютер, компьютерные игры, а можно найти информацию в интернете.
Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.
Всемирный технологический прогресс подарил нам много нового и интересного. Компьютер, который еще несколько десятилетий назад был уникальным чудом техники, теперь есть почти в каждом доме наряду с телевизором, холодильником и микроволновой печью, и стал обычным предметом быта. Современному человеку сложно представить свой день без этого универсального устройства. Оно является нашим верным спутником и в поиске нужной информации, и в общении, и как способ расслабиться и отдохнуть. На сегодняшний день мало кто не знаком с компьютерными играми или хотя бы не слышал о них. Причем возраст игроков неуклонно «молодеет».
А как обстоят дела у учеников нашей школы? Чтобы ответить на этот вопрос, в сентябре – октябре этого года ученики нашего класса провели исследовательскую работу по изучению этой темы. Для этого они провели анкетирование, целью которого было выяснить, как много времени ребята проводят за игрой, как давно они играют в компьютерные игры.
В исследовании приняли участие ученики 3 «А», 2 «В» и 3 «В» класса. Всего 60 детей.
Результаты проведенного исследования показали, что почти все ребята (56 чел из 60) имеют дома компьютер, учатся пользоваться разными программами, но большую часть времени проводят за играми. Немногие задумываются о вреде и пользе этих игр, как и о том, сколько времени можно играть.
Анкетирование показало, что 58% детей играют в компьютерные игры уже более 3х лет. 50% детей, которые играют, проводят за компьютером от одного до двух и более часов.
Обработав результаты анкетирования, дети решили в начальной школе провести акцию-эксперимент «Один день без компьютерной игры». Акция проходила 8 октября. Мы попросили принять участие всех учащихся и их родителей начальной школы. Желающих попросили принести фотографии, написать сочинение как они провели этот день. После эксперимента ученики провели опрос: Смогли ли дети выдержать?
Получились следующие результаты:
Те ребята, которые смогли выдержать эксперимент (из 50 опрошенных 39 учеников), отмечают, что они заменили компьютерные игры другими занятиями: прогулками на свежем воздухе, настольными играми, чтением, общением с близкими, помощью по дому, походом в лес, в гости. Ребята отметили, как много они успели в этот день.
Вторая часть ребят (11 учеников) призналась, что долго боролись с искушением, «ходили вокруг компьютера кругами», «брали в руки телефон подержать». В итоге сели играть. Ребята не смогли найти интересную замену компьютерным играм.
Третья группа (30 учеников) даже не пыталась бороться с игровой зависимостью. Они отметили, что это «слишком сложно».
Поработаем в группах и подумаем вместе полезен или приносит вред клмпьютер.
2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (используется приём «уголки» из ТРКМ).
1 группа – доказывают, что компьютер положительно влияет на ребенка
2 группа – называют отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.
Примерные ответы групп:
Положительное влияние компьютера
Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики
Познавательная мотивация
Выработка усидчивости
Улучшение памяти, внимания
Ориентирование в современных технологиях
Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени
Возможность общения
Отрицательное влияние компьютера
Большая нагрузка на глаза
Стеснённая поза
Развитие остеохондроза
Компьютерное излучение
Заболевания суставов кистей рук
Психическая нагрузка
Компьютерная зависимость
Нервно-эмоциональное напряжение
Синдром компьютерного стресса
Ребёнок забывает о реальном мире
Замена общения
3. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия.
После того, как родители обменяются мнениями, представители каждой группы зачитывают ответы.
– Для подведения итога попробуем составить «синквейн», метод обучения по технологии развития критического мышления . (Объяснить, как составляется синквейн.)
Примерные варианты синквейна:
1 группа
компьютер
современный, умный
помогает, учит, развивает
Он – верный друг и помощник.
учитель
2 группа
компьютер
губительный, разрушительный
вредит, затягивает, калечит
Компьютер наносит вред здоровью.
разрушитель
4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости.
Чтобы составить более объективную картину, после проведения анкетирования дети решили узнать о состоянии здоровья учеников в исследуемых классах и расспросить о вреде компьютеров для здоровья у специалиста. Наш класс проконсультировался по этому вопросу у школьного медицинского работника. У 60% учеников заболеваний не выявлено, у 20% выявлено нарушение осанки и у 20% отмечается нарушение зрения. Оксана Александровна ответила, что компьютерные игры больше несут вреда:
-снижение остроты зрения,
-нагрузка на позвоночник,
-перегрузка суставов кистей рук,
-влияние на неокрепшую психику,
-ребята мало времени проводят на улице.
Оксана Александровна посоветовала соблюдать гигиену при работе на компьютере:
Отдыхать каждые 15 минут.
Делать зарядку для глаз.
Делать гимнастику для всего организма.
Проветривать помещение.
Делать самомассаж шеи для улучшения кровообращения головы.
Не сидеть за компьютером больше 1 часа в день.
Не играть перед сном.
. (Раздать рекомендации, приложение 2,3)Обсуждение рекомендаций.
Заканчивая собрание, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер – эффективное средство развития ребенка. Но родителям необходимо знать, что находится внутри их компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет), и как ребёнок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.
5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.
Проект решения собрания:
– соблюдать рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка (приложение 1),
– выполнять упражнения для снятия напряжения глаз (приложение 2)
Приложение 1
Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка
Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной, но обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.
Приложение 2
Упражнения для снятия напряжения глаз
1.На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.
2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4 , а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.
3.Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами: вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону : вверх-влево-вниз-вправо, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.
4.Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1-4 вверх, на счёт 1-6 –прямо. Проделать движения глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем, на счёт 1-6, посмотреть прямо.
5.Посмотреть на кончик указательного пальца, удалённого от глаз на расстоянии 25-30 см, на счёт 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же, глядя на кончик пальца, удалять на то же расстояние.
6. «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
7.Перемещать взгляд по траекториям: по восьмёрке, по часовой стрелке и против.
Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность офтальмотренажа должна ровняться 2 мин.
Литература:
1. Богатырёв А. «В царстве Снежной королевы», «Воспитание школьников», № 5, М.: Школьная пресса, 2001г
2. Лекомцев Д.Г., Лекомцева С.А. «Человек и компьютер», «Читаем, учимся, играем», журнал – сборник сценариев для библиотек и школ № 12 , М.: Либерия – Библиопринт, 2008 г.
3. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2. – С.145-151.
Ресурсы интернета:
https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27590 / Компьютерные игры.
https://psy.1september.ru/articlef.php ?ID=200601911 Зависимость от компьютера
www.parent.fio.ru , статья «Реакция организма детей разного возраста на работу за компьютером».
https://computermania.narod.ru /.