Родительское собрание о вреде и пользе компьютеров
Ольга Чернышева
Родительское собрание «Вред или польза компьютера»
Ход собрания:
I – Добрый вечер, уважаемые родители. Я сегодня с вами хочу поговорить о наших детях и о влияний электронных интерфейсов на их развитие. Выделим «+» и «-» компьютера, поговорим о компьютерной зависимости, и как компьютер превратить в источник получения знаний и как найти золотую середину в их использований.
II – В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них совсем не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако родителей очень волнует влияние компьютера на здоровье их детей. Безопасен ли он? Все родители знают, насколько притягательны для детей телевизионные пульты, телефоны, клавиатура и прочие «девайсы». Некоторые родители начинают этим пользоваться, чтобы отвлечь и занять ребенка.Тут кроется первая опасность: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Детей надо вовлекать в жизнь семьи, разговаривать с ними, играть, общаться, гулять, а вместо этого дети получают не внимание со стороны родителей, и указывают им не мешать, а занять себя, чем нибудь….Так, справляясь с сиюминутной задачей, родители, сами того не осознавая, создают проблемы в будущем в виде нервных истощений, плохой саморегуляции, перевозбуждения, невозможности быть в реальности и смещения интереса от познания окружающего мира к миру виртуальному. При этом полностью отказываться от достижений технической жизни и отрицать их пользу глупо. Гаджеты приходят на помощь в длительных автомобильных поездках, авиа перелетах, очередях и других ситуациях ожидания, когда двигательная активностьневозможна и хочется пощадить нервы окружающих.
Все должно быть в меру. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное- ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребенка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютерана детей – время занятий должно быть определено вами сразу: Детям до 6 лет-20 мин. и то, желательно не каждый день, детям в возрасте 7-8 лет можно продлить до 30-40 мин в день. Самостоятельное находить себе занятие – очень важное умение, которое нужно сознательно развивать!
5 типов игр и их влияние на развитие психики ребенка.
Существуют несколько типов игр, которые имеют определенные задачи.
1 Стрелялки Жестокие игры – цель убить или покалечить, как можно больше существ. Эти игры наносят самый непоправимый вред на психику ребенка. Чему может научить такая игра? Убивать. То есть если родитель разрешает своему ребенку играть в компьютерные игры – стрелялки, в которых убийство это основная задача. Значит, родитель поощряет навыки убийцы в своем ребенке. Самое ужасное знание, которое может получить ребенок из таких игр – это то, что ЖИЗНЬ – НИЧТО. Ребенок пренебрежительно относится к своей жизни и жизни других. Этому доказательства ужасные случаи убийств совершенные детьми, которые постоянно играли в жестокие игры. Многие производители игр ограничивают возрастные категории пользователей игр, однако детей это не останавливает, так как они могут получить диск с заветной игрой обманом, в интернет магазине или просто играть в нее он-лайн. Жестокость, агрессия и безразличие являются основными качествами, которые воспитывают у ребенка компьютерные игры стрелялки. Только постоянный контроль и цензура со стороны родителей может оградить ребенка от нежелательных компьютерных игр.
2. Стратегии Игры стратеги – менее кровожадные игры, однако также построены на принципах войны, захвата и рабства. Некоторые считают, что такие игры очень информативные и учат ребенка историческим фактам. Однако если бы игра протекала бы по историческому варианту событий, то интерес бы к ней у пользователей быстро угас. Поэтому существует много версий исхода событий, которые ничего общего не имеют с историей и дают ложные представления и знания ребенку. Положительный эффект стратегий для ребенка заключается в том, что такие игры развивают логическое мышление и планирование событий. Эти качества помогут в дальнейшем гармонично развиваться ребенку. Однако прежде, чем ребенок будет играть в стратегию, родитель должен убедиться в безопасности такой игры для ребенка. Если в стратегии есть сцены насилия, сцены жестокости она не подходит для ребенка!
3Спортивные Спортивные компьютерные игры больше похожи на анекдот «Мне доктор посоветовал заниматься спортом. Поэтому я смотрю все спортивные каналы по кабельному и читаю спортивные журналы. Однако пока никаких улучшений.» Ребенку необходимо развиваться физически, быть ловким и выносливым, гибким и крепким, поэтому лучше играть в спортивные игры в реальной жизни. Бытует мнение, что спортивные компьютерные игры развивают ловкость и точность и тренируют определенные навыки. На самом деле, только высококачественные симуляторы могут обеспечить приобретение хороших моторных навыков. Обычные спортивные компьютерные игры в сочетании монитор – мышка, могут ребенка научить быстро нажимать на кнопки и познакомить с общими правилами игры.
4. Бродилки Компьютерные игры бродилки – это виртуальная реальность, которая уводит ребенка далеко от его собственной жизни и развития. Ребенок потратит огромное количество времени, чтобы пройти игру и получит сомнительные навыки и познания. Чаще всего эти игры прекрасно занимают мозг ребенка и не приносят ни какого полезного опыта для реальной жизни ребенка.
5. Развивающие Существует большое многообразие развивающих компьютерных игр для разных возрастов. Есть действительно интересные и полезные игры. Которые учат детей читать, считать, рисовать, дают полезные знания в разных областях, учат внимательности и логике. Однако под видом развивающих игр можно встретить и обычных – убийц свободного времени, которые только расходуют ценные ресурсы времени и не приносят ребенку совершенно никакой пользы. Поэтому родитель сам должен выбирать развивающие компьютерные игры для ребенка и полностью контролировать процесс и время игры
– А теперь уважаемые родители давайте поговорим о пользе и вреде компьютерных игр. (Родители сидят за столом в два ряда, на столах лежат конверты, один ряд говорит о пользе, а другой ряд о вреде компьютерных игр).
«+»
-развитие мелкой моторики
– развитие внимания, памяти….
– развитие речи
– развитие мускулатуры
– развитие мышления
-развитие усидчивости
«-»
– нагрузка на зрение
-нагрузка на психическое состояние ребенка
-нагрузка на мышление
-не развиваются коммуникативные способности
– слабое физическое развитие
-отставание в умственном развитии
– развивается компьютерная зависимость.
– излучение ультрафиолетовых лучей
-вымирание мозговых клеток
– Итак, мы с вами выделили пользу и вред компьютерных игр. Я также хочу обратить ваше внимание на то, что чрезмерное пользование компьютером приводит к компьютерной зависимости. (Показ видеофильма «влияние на психическое состояние компьютерных игр на ребенка»)
– Что вы можете сказать о видеофильме? (обсуждение).
– Для того чтобы не развивалась эта зависимость, нужно выполнять ряд требований, я вам раздам буклеты, где эти требования подробно расписаны. Надеюсь, при соблюдении данных рекомендации вы вместе со своим ребенком избежите проблем, о которых мы сегодня говорили.
О вреде и пользе компьютера (2 класс)
Цель: расширение представлений родителей о пользе и вреде компьютера, формирование понимания контроля и ответственности за пребыванием ребенка у компьютера.
Компьютер в наше время есть практически в каждом доме, и знакомство детей с компьютером начинается в самом нежном возрасте. Как показывают многочисленные исследования, даже непродолжительное время, проведенное за компьютером, дает значительную нагрузку как на психику ребенка, так и на его зрительную систему. Однако в том случае, если усталость, возникшую в результате школьных занятий, ребенок заметит сразу, то переутомление, вызванное злоупотреблением компьютером, практически всегда остается незамеченным.
Ребенок, увлекшийся интернетом или компьютерными играми, находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. И именно данное эмоциональное возбуждение и не позволяет им вовремя заметить наступившую усталость, и работа с компьютером продолжается дальше. В результате усталость накапливается, словно снежный ком, постепенно доводя ребенка до полно нервного истощения. Вред компьютера для детей чаще всего либо недооценивают, либо же в значительной мере преувеличивают.
На первом месте стоит вопрос об электроизлучении от компьютера. Измерения уровня излучения показывают, что рентгеновское излучение от современных компьютеров не превышает допустимых безопасных для здоровья значений. То же самое справедливо и в отношении электромагнитных излучений. Однако если вы обладатель компьютера прошлого поколения, вам следует иметь в виду, что эти показатели сбоку и с задней стороны экрана немного выше нормальных показателей.
Решая вопрос, будет ли стоять компьютер в комнате ребенка, помните о том, что работающий компьютер способен в значительной мере изменять характеристики воздуха. Температура после часа работы компьютера повышается на 6 – 7 градусов, а влажность, напротив, понижается на 35 – 40%. Также в помещении повышается содержание двуокиси углерода. Воздух сильно ионизируется. Осаждаясь на пылинках, ионы попадают в дыхательные пути ребенка, что. В свою очередь, зачастую приводит к першению в горле, возникновению кашля и слезоточивости.
При покупке хорошего современного компьютера все эти негативные проявления снижаются в разы, однако кое – какие проблемы все же остаются. Родители должны запомнить несколько простых правил, которые помогут избежать много осложнений:
При выборе места для компьютера необходимо следить, чтобы он стоял или в углу, или же задней стенкой был обращен к поверхности стены. В той комнате, где стоит компьютер, необходимо ежедневно проводить тщательную влажную уборку. Не рекомендуется в этой комнате стелить ковровые покрытия. Как можно чаще проветривайте помещение, в котором работает компьютер. Также ни в коем случае нельзя забывать о необходимости увлажнения воздуха в помещении, где работает компьютер. Вы можете повесить влажные полотенца, однако их необходимо постоянно менять. Возможно, аквариум в комнате станет лучшим решением.
Но это еще не все осложнения, которые могут возникнуть в результате злоупотребления работой за компьютером. Ребенка в 6 – 7 лет представляет собой бурно развивающийся организм. Формируется костная система, в том числе интенсивно растут кости запястья, и длительная работа с мышкой может нанести вред. Влияние компьютера на зрение ребенка достаточно негативное. Именно поэтому время работы за компьютером для ребенка должно быть строго регламентировано.
Во время работы с компьютером дети постоянно сталкиваются с достаточно сложными пространственными и логическими заданиями. Для того чтобы успешно с ними справляться, ребенок должен иметь хорошо развитое абстрактное мышление, способность к сравнению и анализу. Разумеется, все это вызывает сильнейшее утомление ребенка. Кроме того, ему постоянно приходится на близком расстоянии воспринимать достаточно большое количество зрительных образов – мелкие картинки, буквы и иные символы. Также ребенок постоянно изменяет фокусировку зрения с экрана на клавиатуру и обратно. Все это приводит к сильнейшему напряжению всех глазных мышц, которому также в значительной мере способствует и световой импульс экрана. Нагрузка на глаза при работе за компьютером значительно отличается от таковой при других видах деятельности – рисовании, чтении и даже просмотра телевизора. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что при работе за компьютером ребенок постоянно сохраняет статичную (неподвижную) позу, что является дополнительной нагрузкой на организм ребенка.
Рассказывая про влияние компьютера на развитие ребенка, нельзя забывать и о таком немаловажном факторе, как нервно – эмоциональное напряжение во время работы с компьютером. Особо сильное эмоциональное напряжение возникает в то время, когда ребенок играет в компьютерные игры. Объясняется это тем, что игровые процессы зачастую требуют быстрой ответной реакции. Подобная сильнейшая концентрация нервных и мыслительных процессов зачастую оказывается для ребенка непосильной задачей и может вызвать не только переутомление, но и нервные срывы. Помните о том, что влияние компьютера на психику ребёнка зачастую бывает непредсказуемым.
Для того, чтобы занятия для детей на компьютере оказывали на организм ребенка как можно меньшее негативное влияние, соблюдайте некоторые меры предосторожности. Первое, что необходимо сделать родителям – это позаботиться том, чтобы рабочее место ребенка было обустроено правильно, и ребенок чувствовал себя комфортно. И компьютерное кресло, и стол должны соответствовать росту ребенка. Стул обязательно должен быть со спинкой, а расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 70 сантиметров. Обязательно делайте перерыв в работе каждые 10 минут. Очень полезна гимнастика для глаз. Покупайте для ребенка только качественные лицензионные программы, предназначенные именно для его возраста. Постарайтесь избегать компьютерных программ и игр, содержащих сцены насилия. Ни в коем случае не допускайте бесконтрольного времяпровождения ребенка у компьютера – это может весьма неблагоприятно сказаться на его здоровье, как эмоциональном, так и психическом.
Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер. Сидни Дж. Харрис
За пару секунд компьютер успевает сделать ошибку таких размеров, что сотни людей трудятся над ней месяцами. Мерл Мичем
Компьютер делает не то что вы хотите, а то что ему приказываете.
Я не вижу никакого смысла в том, чтобы в каждом доме стоял компьютер. Кен Олсен
– Здравствуйте уважаемые родители. Вы обратили внимание на высказывания и сами сможете сказать тему нашего сегодня собрания.
– Да, мы с Вами являемся активными пользователями компьютера. Но зачастую, разрешая детям долгое время проводить за компьютером, мы не отдаём себе отчёта о последствиях такой безграничной дружбы с компьютером. Я предлагаю вам посмотреть видео – фрагмент, который расскажет, к чему может привести бесконтрольное использование компьютера ребёнком.
-Гуляя по просторам интернета, я нашла высказывание глобальной сетевой компании о компьютере: Машины должны работать. Люди должны думать. Мы взрослые люди и можем себя контролировать в различных сложных ситуациях, а ребёнку необходимо этому научиться за тот период пока он ходит в детский сад или учиться в начальной школе.
– Уважаемые родители! Перед Вами лежат карточки. Я буду задавать вопросы, а Вы ответьте на них при помощи карточек: если вы согласны с утверждением, то поднимите карточку зелёного цвета, если сомневаетесь – жёлтую, категорически не согласны – покажите карточку красного цвета.
1. Компьютер и человек – неделимое целое.
2. Считаю, что за компьютером можно проводить безграничное количество времени.
3. Я пользуюсь компьютером только на работе.
4. Мой ребёнок часто меня шантажирует при помощи компьютера.
5. Компьютер может привести к развитию различных хронических болезней.
6. Компьютер может вызвать зависимость у человека.
7. Мой ребёнок всегда спрашивает разрешение, чтобы включить компьютер.
8. Не представляю жизни без компьютера.
Послушайте, что говорят наши дети о пользе компьютера и Интернета.
(родителям представляется видео с рассуждениями детей).
– находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
– понять с помощью интернета, как себя нужно вести в той или иной ситуации;
– узнавать новое о различных явлениях в разных областях знаний;
– проводить с пользой свободное время.
– Скажите, как Вы можете объяснить следующие высказывания:
1.. Подбираете ли вы материал для ребёнка или он решает сам, что ему смотреть в Интернете?
2. Семья получает квартиру и наполняет её предметами обихода. Считаете ли вы, что компьютер должен быть в числе главных предметов обихода?
3.Согласны ли вы с точкой зрения, что запретами на использование Интернета воспитанию не поможешь?
4. Какие сайты формируют личность ребёнка?
5. Должно ли государство нести ответственность за информацию в Интернете?
В начале учебного года я провела в классе анкетирование.
Анкета для детей:
1.Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?
2.Как часто пользуешься компьютером? ( каждый день, раз в неделю, раз в месяц)
3.Использушь компьютер для подготовки к урокам?
4.Обсуждаете ли вы с родителями просмотренную информацию?
6.Сколько часов в день ты можешь проводить за компьютером?
8.Какую пользу и какой вред приносит интернет?
– Результаты опроса вы видите на экране:
20 % учащихся в свободное время играют в настольные игры, 38% – читают художественную литературу, 12 % – занимаются творчеством, 30 % – играют в компьютерные игры.
83 % учащихся пользуются компьютером каждый день, 17 % раз в неделю.
97 % учащихся используют компьютер для подготовки к урокам.
54% проводит за компьютером от 20 до 50 минут, 39 % – более часа, 7 % используют компьютер не каждый день.
Влияние Интернета на детей огромно:
1. Интернет, к сожалению, не стал помощником в приучении к работе над книгой. Даже наоборот, предоставляя возможность усваивать информацию без всяких усилий, он отбивает охоту брать в руки книгу вообще. Ведь для того, чтобы представить себе обстановку или природу, вообразить, как выглядит тот или иной герой в повести или рассказе, надо напрячься, надо заставить себя потрудиться. На экране же монитора всё это преподносится в готовом виде, как протёртая кашица – только глотай. И глотают. И взрослые, и дети. Не ограничивая себя ни временем просмотра, ни качеством передач. Появился термин « интернетоманы», образованный по тому же принципу, что и «наркоманы», «токсикоманы». Быстрее и сильнее заражаются дети. Глубже свои корни она пускает у детей с умственной отсталостью, инфантильных, с ЗПР (а затем и усугубляет это состояние, усиливает отставание). Утрачивается любовь к чтению. Не читая, мы отстаём в своём интеллектуальном развитии.
2. Младшие школьники не могут чётко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.
– Учёными постоянно проводятся различные исследования в области использования Интернета детьми. Результатами таких исследований становятся ухудшения здоровья детей и развитие зависимости от Интернета, которая может перерасти в агрессивную форму общения со сверстниками и взрослыми. Министерство образования и науки РФ не оставило этот вопрос без внимания. В помощь родителям и детям был создан интернет-ресурс «Дети России ОНЛАЙН. Сделаем интернет безопаснее вместе». Здесь обсуждаются вопросы социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а также проблемы их безопасности в современной инфокоммуникационной среде.
Сейчас нам необходимо, по результатам анкетирования наших детей, составить памятку. Предлагаю вам в основу памятки заложить чёткие рекомендации, которые помогут детям при работе с компьютером. А Вам, как родителям , данная памятка станет помощником воспитания у детей правильного отношения к компьютеру. (Родители под спокойную музыку записывают возможные варианты ответов. Затем вместе составляем общую памятку.)
1. Договоритесь с ребенком о «квоте» на пользование компьютером.
2. Включите в режим дня ребёнка чёткое время на использование компьютера.
3. Детская – не место для компьютера: столь доступное удовольствие составит серьезную конкуренцию чтению и развивающим играм.
4. Объясните ребёнку, что такое реклама.
5. Научите его не принимать на веру все то, что мы видим на страницах Интернета.
6. Ребенок может работать за компьютером в день 20 – 25 минут .
7. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
8. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
9. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
10. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
11. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см
12. В процессе работы ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
Итог собрания:
Если ваши дети сильно увлечены компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то он должен “ сломаться” хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Ответ: Воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой!
И напоследок еще несколько советов, которые помогут вам в решении данной проблемы:
• Не спешите, вести ребенка к врачу или психотерапевту, если он «заболел» компьютером. Сначала сами попробуйте до него достучаться.
• Проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве. Если память подводит, обратитесь к соответствующей литературе. Поделитесь с ребенком секретами этих игр и не ленитесь играть вместе с ним – получите огромное удовольствие.
• Чаще бывайте на свежем воздухе. Заведите традицию куда-нибудь вместе ходить, хотя бы раз в неделю. Совместные прогулки вас очень сблизят.
• Никогда не награждайте ребенка игрой на компьютере. Это может придать особый престиж такому времяпрепровождению. А ваша задача скорее состоит в том, чтобы снизить ценность общения с компьютером. Если допуск к машине становится поощрением за успехи, лишение его – наказанием за провинности, это может только усугубить ситуацию.
Все это очень нелегко. Но если приложить усилия и найти взаимопонимание с ребенком, вы вместе сможете пережить увлечение компьютером.