Родительское собрание о вреде и пользе компьютерных игр
Родительское собрание в подготовительной группе ДОУ
«Компьютерные игры в детском возрасте:
польза или вред?»
подготовила и провела Парфёнова В.С., воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»
Цель: просвещение родителей по теме «Компьютер и дошкольник».
Задачи консультирования:
1. Акцентировать внимание родителей на возможные проблемы, возникающие у детей при работе с компьютером.
2. Дать родителям рекомендации, при помощи которых ребенок будет познавать компьютер с пользой.
Оборудование: Чистые листы бумаги, ручки.
Предварительная работа:
Воспитатель до собрания проводит анкетирование родителей.
АНКЕТА для родителей:
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Есть ли у Вас компьютер дома?
• ДА
• НЕТ
2. Для чего ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер?
• смотрит видеоролики, слушает аудио-сказки;
• играет;
• занимается по специальным детским развивающим программам;
• ребенку не разрешаем пользоваться компьютером.
3. Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?
• Да;
• Нет;
• Стараюсь, но не всегда получается.
4.С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?
• компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию… (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);
• ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;
• нет положительных моментов в использовании компьютера.
5. Что Вы можете сказать про себя…
• Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета;
• Активный пользователь Интернет.
Результаты анкетирования:
1. У 100% родителей есть дома компьютер.
2. 69 % детей смотрят видеоролики, слушают аудио-сказки; 9 % играют; 5 % занимаются по специальным детским развивающим программам; 17 % родителей не разрешают пользоваться компьютером дошкольникам.
3. 47 % родителей следят за тем, чем ребёнок занимается за компьютером и 53% не следят.
4.С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?
59 % – согласны с тем, что компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);
27 % считают, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;
14 % респондентов утверждают, что нет положительных моментов в использовании компьютера.
5. Что Вы можете сказать про себя…
38 % «Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета»
62 % «Активный пользователь Интернет».
Ход собрания.
Ребенок должен играть в игры, но можно ли считать компьютерные игры полезным занятием для детей?
Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Актуально это и для всеобщей компьютеризации. Компьютер дома – это уже не роскошь, а необходимая вещь. И современный человек должен уметь им пользоваться. Обучение работе на компьютере стало важной частью и в воспитании подрастающего поколения. Хорошо если с раннего возраста ребенок будет знать азы работы за компьютером, уметь найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте или заархивировать «тяжелый» файл. Но осваивая компьютер, ребенок, как правило, в первую очередь увлекается компьютерными играми. Как влияют компьютерные игры на психическое развитие ребенка? И можно ли извлечь пользу из такого увлечения?
Компьютерные игры могут навредить?
Отношение к компьютерным играм у родителей и педагогов очень неоднозначное. Многие считают, что увлечение компьютерными играми несет в себе целый ряд опасностей. Играя за компьютером, ребенок может проводить так слишком много времени, вместо того, чтобы читать книги, делать уроки и уделять время прогулкам на свежем воздухе. Таким образом, компьютер вытесняет другие необходимые вещи из его жизни.
Длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что дети переутомляются, появляются раздражение, нервозность или наоборот вялость. Могут даже появиться проблемы со здоровьем.
Особую тревогу у родителей и педагогов вызывает увлечения «стрелялками».
Вредны ли для психики ребенка «стрелялки»?
Многие компьютерные игры содержат в себе сцены насилия. И ребенок, играя в них, погружается в мир, где он довольно натуралистично вскрывает врагам животы или расстреливает людей в упор. Существует опасение, что при этом он привыкает к виду крови и трупов, и переносит агрессию и спокойное отношение к насилию в реальную жизнь.
Ряд опытов, проведенных учеными, показали, что сразу после просмотра агрессивных видеосюжетов ребенок действительно может становиться более агрессивным. Но исследований насчет того, насколько длителен этот эффект и могут ли подобные игры влиять на мировоззрение и поведение ребенка в целом, пока нет. Наверняка в ближайшее время ученые изучат эту проблему и предоставят результаты на суд общественности. А пока родители могут самостоятельно определить свое отношение к этой проблеме. Проще всего «в качестве профилактики» оградить ребенка, от слишком кровожадных игр.
Но компьютерные игры могут принести пользу и стать помощником в развитии у ребенка целого ряда нужных и полезных навыков. Речь идет о развивающих играх.
Развивающие игры нужны!
Развивающие компьютерные игры оказывают положительное влияние на целый ряд психических процессов ребенка. Современная педагогика использует новые компьютерные технологии для обучения детей уже в дошкольном возрасте.
С помощью развивающих компьютерных игр ребенок учится:
мыслить логически и включать рассудочную деятельность
запоминать достаточно большие объемы информации
развивать мелкую моторику рук и глаз
развивать образное мышление
быть собранным и внимательным в нужные моменты
развивать пространственное мышление
Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т.е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации. Важно также, что с помощью логических игр ребенок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.
Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребенка. Определенная игра тренирует какие-то конкретные навыки, поэтому внимательно выбирайте игрушку, в зависимости от задачи, которую хотите поставить ребенку. Существуют также игры для девочек и мальчиков, в которых учитываются особенности их психики.
Лучше всего выбирать игры умеренной сложности и постепенно предлагать более трудные задачи. Для подвижных непоседливых детей предпочтительнее игры покороче и подинамичнее. Спокойным детям можно предлагать более длинные игры.
Определите дозу компьютеризации
А чтобы компьютер не представлял угрозы для ребенка, установите у себя в семье особые правила, своеобразную технику безопасности для детей.
Не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше двух часов в день.
Не давайте ему играть в игры в последние несколько часов перед сном.
Если вы замечаете, что ребенок перевозбуждается от какой-то игры, «отмените» ее.
Проиграйте в каждую из игр сами, чтобы понять, насколько она подходит для задач, которые вы ставите.
Используйте возможности компьютера для того, чтобы помочь ребенку приобрести новые навыки и развить нужные психические характеристики. Но помните об опасностях злоупотреблений. Тогда компьютерные игры принесут вашему ребенку только пользу!
Родительское собрание
«Влияние компьютерных игр на здоровье ребенка»
Влияние компьютерных игр на детей: опаснее, чем вы думаете
Сегодня практически в любой семье, где есть ребенок, есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем.
К сожалению, влияние компьютерных игр на детей гораздо сильнее и негативнее, чем мы можем подумать, и расплачиваться за эти часы тишины и родительского спокойствия приходится по очень высокой цене.
Наверняка вы слышали и читали, что компьютерные игры — не слишком полезное занятие для детей, но поскольку негативные эффекты обычно отсрочены во времени, многие родители рассуждают так: «Ну посидит часика два вечером, ничего страшного… Ему же нравится! Да и лучше пусть тут на глазах будет, чем неизвестно с кем во дворе тусоваться!»
Дорогие родители, чтобы минимизировать отрицательное влияние компьютерных «игрушек» на наших с вами детей, надо четко представлять себе, по какому «больному месту» они могут ударить. Как говорится, предупрежден – значит вооружен.
Влияние компьютерных игр на детей: здоровье физическое
Разные стрелялки, симуляторы, сюжетные игры – обычный вид досуга детей в возрасте от 6 лет и старше (если родители регулярно занимают компьютерными играми ребенка еще меньшего возраста, то все проблемы, о которых пойдет речь далее, возрастают в геометрической прогрессии).
Понаблюдайте, как ваш ребенок играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая… Вот то-то и оно.
Педиатры и офтальмологи в унисон твердят о пагубном влиянии компьютерных игр на здоровье детей. Длительное сидение в неправильной позе дает нагрузку на позвоночник и неокрепший еще мышечный корсет, ускоряет развитиесколиоза.
Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром – однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов.
Детские глазки, неотрывно, не моргая, следящие за происходящем на экране, получают колоссальную нагрузку. Вспомните – ведь даже у вас после целого дня сидения за монитором в глаза будто песку насыпали.
Что же говорить про ребенка? Утомляемость глаз, их покраснение, «сухой глаз» — все эти признаки компьютерного зрительного синдрома окулисты наблюдают сегодня у многих детей.
В результате — прогрессирующая близорукость, головные боли…
А прибавьте к этому дополнительную нагрузку в течение учебного года, когда дети еще больше времени проводят сидя и напрягая глаза.
Влияние компьютерных игр на детей: здоровье психическое
Если с влиянием компьютерных игр на неокрепший детский организм все более-менее понятно, потому что появляются жалобы на самочувствие, то психика – материя тонкая. Тут все может быть не настолько очевидно, но и последствия для нервно-психического здоровья ребенка могут быть гораздо тяжелее.
Однозначно стоит обратить внимание на такие признаки: ваш сын или дочка, регулярно играющие в компьютерные игры, стали раздражительными, нервными, плохо управляемыми, появились истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез…
Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.
Искаженное мировосприятие – беда современных детей
Отдельно хочется сказать про влияние компьютерных игр, связанных с насилием, на психику детей, особенно мальчиков 8-15 лет, так как они традиционно являются целевой аудиторией игр, связанных с военными кампаниями, спецоперациями, битвами с монстрами и т.д.
СМИ, медики и учителя бьют в набат по поводу обострившейся проблемы детскойжестокости. Случаи, когда дети и подростки убивают своих сверстников, уже настолько часты, что даже перестали шокировать. А истоки этой «звериной» жестокости во многом оттуда, из компьютерных «игрушек», культивирующих силу.
У детей, много и часто играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие:
ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк;
ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;
за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет!
Просто задайте себе вопрос: хотите ли вы, чтобы ваш ребенок жил в социуме по законам «стрелялки»?
Вместо навыков общения, умения находить компромиссы и слышать других, решал все проблемы, как мускулистые мужики в играх, обвешанные оружием?
При этом не стоит думать, что уж ваша-то дочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности. Еще один аспект негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.
Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.
Что же можем сделать мы, родители, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние компьютерных игр на своего ребенка?
Ничего нового тут не придумать – интересуйтесь своим ребенком больше, проводите с ним время, показывайте ему, что есть другие формы досуга – спорт, книги, настольные игры, хобби.
Не дайте компьютерным персонажам воспитать вашего ребенка вместо вас!
Родительское собрание
«Влияние компьютерных игр на здоровье школьника»
Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются, чуть ли не “предметом первой необходимости”.
Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
Родители часто жалуются на отсутствие у детей интереса к чтению, к книгам. Но немного у нас найдётся родителей, которые пожалуются на равнодушное отношение их ребёнка к компьютеру. Заниматься спортом не уговоришь, в поездку за город не редко приходится тянуть на аркане, зрение ухудшается, а осанка, как у старичка.
Конечно, ничто не заменит маленькому человечку тепло общения, когда он «тычет в книжку пальчик» на коленях у отца или мамы. Но у одного могут быть дела, другому нужно отдохнуть, а ребёнку хочется именно сейчас задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером.
«Компьютер и ребёнок – плюсы и минусы этого общения»
Предлагаю определить Ваше отношение к данному вопросу выбором чаши наших импровизированных весов. Положите в выбранную чашу свою карточку.
Чем сегодня является компьютер для ребенка?
Ответы родителей.
Компьютер должен стать дополнительным педагогическим средство развития ребенка.
Детей я попросила продолжить предложение: «Компьютер – это…»
Для большинства детей компьютер сегодня – игрушка. Некоторые считают компьютер своим умным другом и помощником.
Сейчас я вам предлагаю поработать в группах и выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на здоровье ребенка.
(работа в группах)
А сейчас попытаемся выявить все «за» и «против». Группы по очереди называют убедительные доводы.
«+» | «–» |
вызывает положительный интерес к технике; развивает творческие способности; развивает воображение; воспитывает внимательность, сосредоточенность; помогает овладеть в быстром темпе чтением, компьютерным письмом; тренирует память, внимание; развивает быстроту действий и реакции; воспитывает целеустремленность. | отрицательное влияние на физическое развитие; повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы; содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости; обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой; способствует развитию гиподинамии; снижает интеллектуальную активность; ухудшает зрение. |
Вывод: проведённая работа показывает, что, компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т. е. в какие компьютерные игры играет ребёнок и как использует компьютер.
Перед собранием мы в классе провели анкетирование. Вот его результаты: (слайды)
Проанализировав анкеты, выделила для себя такой момент:
Нужно знакомить детей с возможностями компьютера, учить их работать в разных программах (рисовать, печатать, самостоятельно выходить в Интернет, правильно добывать информацию)
Насторожил ответ на вопрос о компьютерных играх. Я заинтересовалась этим вопросом и выяснила следующее:
Специалисты выделяют такие виды компьютерных игр:
- Игры типа «убей их всех»
Слайды говорят сами за себя. Это игры с воинственными сюжетами, лужами проливаемой крови и горами трупов. Естественно это всё провоцирует вспышки гнева, зла и насилия у детей.
Герои «стрелялок» и «бродилок», как правило, имеют несколько жизней. И увлеченный игрой ребенок, «проживая» за день несколько десятков жизней, теряет уважение к своей собственной, утрачивая инстинкт самосохранения и притупляя чувство опасности.
2. Игры – стратегии
Формируют внутренний план действий, развивают память, мышление, воображение. Но психологи говорят о том, что такие многоуровневые игры тоже опасны для детей. Психоэмоциональное возбуждение ребенка подрастает с каждым уровнем, приводя к повышению артериального давления, учащенному сердцебиению, повышению уровня адреналина в крови, требуя физической разрядки, нередко с агрессивной направленностью по отношению к окружающим.
3. Игры- приключения
Это игры на основе мультипликационных фильмов. Они очень красочны и эмоциональны, но здесь необходимо тоже быть настороже.
Врачами были описаны массовые эпилептические припадки у детей, которые смотрели компьютерные мультфильмы. Оказалось, что световые мелькания на дисплее навязывают свой ритм коре головного мозга, вызывая судороги.
4. Обучающие и развивающие игры
Они очень эмоциональны, сопровождаются весёлой детской мелодией или песней. При их создании использованы красивые яркие краски, которые привлекают внимание детей. Они очень познавательны: дети получают знания об окружающем мире, учатся читать, считать. Происходит развитие творческих способностей, мыслительных процессов.
Поскольку компьютер стал неотъемлемым атрибутом современной жизни, и наши дети будут пользоваться этой умной машиной, и будут продолжать играть в компьютерные игры, наша с вами задача относиться с особым вниманием к приобретению игр, контролировать время, проведённое за игрой. Знакомить детей с другими возможностями компьютера, изучать компьютер вместе с детьми.
Специалисты советуют:
Не опасаться отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.
ПОМНИТЕ, ВО ВСЁМ НУЖЕН РАЗУМНЫЙ ПОДХОД!