Рисование песком на стекле польза для детей
Подробнее о пользе курса песочной анимации:
– Световой стол сконструирован так, что захватывает стандартное после зрения, при котором одним взглядом можно увидеть всю картину. Таким образом, взгляд ребёнка сосредоточен на столе, и даже когда ребёнок отвлекается, светящийся стол “автоматически” уводит ребёнка назад. Так вырабатывается усидчивость и внимательность.
– Рисование двумя руками развивает межполушарное взаимодействие и расширяет поле зрения. Межполушарное взаимодействие является важной частью развития мозга, которое обеспечивает синхронную работу всех систем организма, включая системы гуморальной и нейронной регуляции, лежащие в основе реагирования, в том числе эмоционального. Широкое поле зрения позволяет ребёнку быть более внимательным, а также является одним из факторов быстрого и лёгкого чтения. К примеру, процесс чтения слова “мама” при узком поле выглядит примерно так: м***-*а**-**м*-***а. Узкое после внимания сосредотачивается на одной букве, в это время ребёнок вспоминает как звучит эта буква, затем называет звук, запоминает и двигается дальше к следующему звуку. И так на каждой букве в слове. При широком поле зрения и внимания, процесс чтения выглядит иначе: мам*-*ама. Тогда используя певучие свойства звуков, ребёнок может плавно произнести “ма-ма”, а в дальнейшем предугадать слово по первым буквам и контексту.
– При рисовании песком ребёнок использует свои кисти полностью: пальцы, ладони, тыльные и боковые стороны ладони, расширяя таким образом свой сенсорный опыт и знание о своих телесных границах. Сенсорный опыт обогащает детскую картину мира, позволяет видеть и чувствовать больше. А телесные границы, их осознание и чувствование лежат в основе уверенного поведения личности и понимании себя.
– В техниках рисования песком есть как “расслабленные” , так и “напряженные” движения. Так чередуя процессы напряжения-расслабления достигается снятие накопленного напряжения с мышц руки, причём не только кистей, но и всей руки. Это в свою очередь является профилактикой сколиозов. Так, известно, что сколиоз есть результат долговременного накопленного напряжения в каркасе спины, в следствие неправильной нагрузки. Снять это напряжение можно доведя и напряжение до пика, после чего следует естественное расслабление.
– Песок имеет свойства воды: гибкость, текучесть. Он струится из кулака, шуршит при падении, создаёт на стекле волны. Этими качествами песок успокаивает. Настраивает на состоянии отдыха и медитации. В этом состоит релаксационный потенциал занятий с песком.
– Кляксы и каракули стимулируют фантазию ребёнка. В занятиях есть целый цикл разминок, посвящённых этой теме.
– Рисование песком предполагает создание персоной анимации, а это жанр, который не терпит шаблонов. Переходы из кадра в кадр должны быть удивительными и непредсказуемыми. Создавая такие сюжеты, дети развивают творческое мышление.
– Такого большого репертуара использования рук нет практически ни в одном виде творчества (кроме лепки), поэтому очевидно развитие мелкой моторики, которая в свою очередь влияет на развитие интеллекта.
– Основы изо помогают детям улучшить свои графические навыки, строить фигуры и развивает объемное мышление, фантазию, глазомер.
– Sand artist – художник по песку , это ещё и артист, который общается со зрителем посредством своих рук и сюжетов на песке. И как любому артисту на сцене ему важна эмоциональная и энергетическая наполненность, готовность к выступлению, желание “отдавать”, умение проживать образы и сюжеты. Только внутреннее проживание, соучастность к героям, о которых идёт речь помогает артисту сделать своё выступление понятным и интересным. Всему этому в курсе посвящены занятия по актерскому, ораторскому мастерству и сцен.движениям.
– Театр теней и песок – смежные дисциплины, при этом театр теней это ещё и умение работать в команде: когда нужно управлять одновременно разными куклами, эта задача делится на всех, а сами куклы должны управляться синхронно сценарию.
Алёна Роженко
Консультация «Песочное рисование и его польза»
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого -изобразительное искусство. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной дошкольникам является рисование песком.
Рисование песком является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности.
Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, которые действуют на человека завораживающе и ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисуя песком, ребенок расслабляется, отдыхает.
Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, чувствует себя более уверенным
Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие. Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами. Здесь ещёесть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Это способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Синхронное задействование рук очень полезно для развития двух основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально целостного.
Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность.
Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что воздействует и на качество речи ребенка.
Песочное рисование благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т. д., раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки!
Песочница была неотъемлемой составляющей детства, пожалуй, каждого ныне взрослого человека. Она могла занимать малышей часами. Проводить время там было незабываемо и каждый раз интересно. Причина проста — в песочнице можно притворить в реальность любую фантазию, воссоздать своими собственными силами придуманный образ. Это действительно незабываемое удовольствие, к тому же еще очень полезное в плане творчества занятие.
Сейчас технологии шагнули на новый уровень. Песочницы, конечно, до сих пор популярны, но появилась альтернатива — световой стол, на котором можно рисовать песком. Ниже в статье более подробно, как проходит рисование песком на световых столах для детей, как этим пользоваться и для чего нужно.
Стол
Это основа. Он не является супер сложным устройством, над которыми работают ученые в засекреченных лабораториях. Это обычный стол с относительно прозрачной рабочей поверхностью, встраивать под которую можно разнообразные осветительные приборы и механизмы. Его также называют планшетным столом, что достаточно символично, потому что по своему функционалу он, в принципе, как раз планшет и напоминает. Только вместо излучающего экрана перед ребенком будет обычный песок.
Светящийся стол работает от электричества. Для его подключения подойдет обычная розетка. Все механизмы испытаны и сертифицированы, поэтому за правила безопасности можно не переживать. Песок помещается на рабочую поверхность — крышку стола, далее включается свет и всё, можно творить.
Польза рисования песком для детей
Каждый ребенок любит творить, особенно те, кому 3-4 года. Детство — это тот период, когда мир воспринимается по-особенному. Дети узнают много нового и у них постоянно срабатывают ассоциации. Поэтому детские рисунки не удается повторить взрослым.
Обратите внимание! Рисование песком выводит процесс творчества на новый уровень. Есть возможность не просто водить карандашом и кисточкой по листку бумаги. Появляется шанс выразить больше мыслей прямо своими руками.
Полезные составляющие рисования песком на световом столе, которые помогают развивать в детях их таланты:
- сравним с обычной песочницей. В ней вокруг ребенка целый мир, который оказывает на него воздействие. Иногда это хорошо. Но иногда воздействия могут быть и негативные — животные, климатические особенности, много посторонних детей. В случае рисования песком на столе в помещении разом убираются все негативные факторы. Есть только ребенок, песок и тот же функционал для неограниченной фантазии;
- идеальное устройство для релакса и избавления от любого стресса. Подобная процедура расслабит и позволит отрешиться от всех проблем не только ребенку, но и взрослому;
- развивается моторика. Задействуются не только два-три пальца, чтобы держать карандаш или ручку. Здесь можно рисовать всей рукой целиком. Открываются новые грани для восприятия. Работают все части мозга, а не одна отдельная. Причем не важен стиль рисунка — обычные линии, объемные произведения. Ребенок ограничен только своей фантазией. Подобное не сравнить ни с чем другим;
- по сути нет возрастного ограничения. Некорректно думать, что подобные занятия лишь для школьников и старше. Даже дети дошкольного возраста не испытают проблем с занятием подобного рода. И это не только не отпугнет их, а заставит начать усердно анализировать и познавать новую информацию;
- рисунки песком могут дать более полную информацию о характере ребенка. Существует возможность использования песка разного вида. Поэтому можно сделать выводы на основе цветового использования и композиции в целом. Также появляется возможность оценить координацию благодаря начертанным линиям. Сюда же относят и другие показатели, которые обязательно проявятся: усидчивость, концентрацию, трудолюбие;
- реагирование на подсветку. С помощью нее родители смогут понять, на какое освещение чадо реагирует. Так или иначе, цветовая гамма оказывает воздействие на людей. Какая-то помогает расслабиться, другая, наоборот, делает собраннее или даже агрессивнее. С помощью света под столом можно одновременно с рисованием проводить терапию. Причем ребенок даже не заметит, а результат будет достигнут. Развивается автоматически.
Оборудование и правила использования
Конструкция устройства очень проста. Потребуется специальный столик, стекло и подсветка (лампа).
Так как поверхность, на которой происходит процесс рисования, это стекло, следовательно, нужно придерживаться соответствующих правил поведения для обеспечения безопасности. Следует убрать тяжелые и острые предметы. Не рекомендуется даже наличие игрушек поблизости. Ребенок может увлечься и либо поцарапать стол, либо вовсе повредить или разбить стекло.
Не стоит забывать и о том, что малыш взаимодействует с песком, поэтому следует вести себя аккуратно: не засорять поверхность, не баловаться и не раскидывать материал для рисования. Во-первых, можно его испортить. Высок шанс замешать в песок посторонние предметы разной величины. В том числе нежелательными гостями могут стать насекомые, пусть даже и безобидные. В связи с этим рекомендуется песок периодически просеивать. Во-вторых, можно навредить себе: попасть в глаза, уши и т. д. Этого нельзя допустить. Поэтому следует прививать ребенку чувство ответственности за вещь, давать ему задание следить за устройством и обеспечивать его функционирование.
Обратите внимание! Песок имеет одну неприятную особенность — он электризуется. Данный момент не будет приятен не то что для детей, но даже для взрослых. Поэтому не стоит забывать протирать специальными средствами, обладающими антистатическими свойствами, рабочую поверхность.
Обучение рисованию цветным песком для детей
Роль используемого цвета достаточно весома. Поэтому стоит разобрать основные варианты и то, как они влияют на восприятие:
- оранжевый несет радость и оптимизм, позволяет снять напряжение и избавиться от стресса;
- желтый повышает концентрацию. Особенно рекомендуется использовать его для детей дошкольного возраста;
- зеленый улучшает сон, успокаивает;
- голубой помогает налаживать взаимоотношения с людьми, он буквально несет с собой доброту и общительность;
- фиолетовый позволяет творить, проявлять инициативу;
- красный заводит, добавляет активности, а порой агрессии.
Занятия с песком на световом столе
Для начала нужно собрать всех участников процесса. Важно, чтобы у каждого ребенка были в наличии все инструменты — сам стол, песок, поднос, перчатки, кисти, различные игрушки (специально отобранные именно для мастер-класса), сито. Когда всё готово, нужно включить плавную и ненавязчивую музыку. Шторы должны быть задвинуты. Световой акцент идет на сами столы, а оттенки проявляются наиболее эффективно.
К сведению! Возраст ребенка для занятия не имеет значения, можно от одного года.
В ходе подготовки к уроку рекомендуется задать настроение и требуемые эмоции. Делается это с помощью всё той же музыки или какой-нибудь истории, рассказанной мастером. Повествование вести желательно о песке и столике, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их предстоящими заданиями. Далее следует объяснить цели и то, что с помощью песка можно сотворить любые чудесные произведения. Таким образом получится обучить взаимодействию с песком и помочь участникам полностью погрузиться в процесс со всем азартом.
Таким образом, рисование цветным песком для детей на световых столах — это не просто развлечение, оно несет массу полезного. У детей развивается мелкая моторика, раскрывается талант и прививается чувство ответственности за оборудование. Главное, проговорить технику безопасности до начала занятия.
Зачем детям рисовать песком
Рисование песком еще называют песочной терапией. Более 30 лет назад психологи в США обратили внимание на тот факт, что арт-занятия (уроки живописи) с песком оказывали позитивный эффект в лечении людей, которые переживали психологические травмы или находились в депрессивном состоянии. Сейчас в детских садах организуют занятия с песком, чтобы не просто учить детей рисованию, но и поднимать настроение.
В чем проявляется позитив от занятий с песком?
1. У ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. Это почти, как проведение научного эксперимента или волшебный ритуал. Для рисования выставляется специальная плоскость с подсветкой. И в руки дают не краски вовсе, а песок (!), который сыпется и сначала совершенно не поддается «приручению». А еще песок может быть не обычный, а подкрашенный.
2. Ощущение песка в руках расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается.
3. Ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!» Малыш может просеять песок, собрать в кучку, разровнять, поковырять пальчиком, изобразить примитивные палочки, «каляки-маляки» или целые картины, а потом все поломать и творить заново! Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени.
4. Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии.
Как заниматься с ребенком песочной терапией
Уровень заданий с песком, конечно, будет зависеть, от возраста ребенка, и это вам подскажет детский психолог или педагог. Хотя оборудовать студию рисования песком можно и дома.
Задача первая. Мастерим столик для песка.
Чтобы изготовить своими руками специальный столик-подставку, нужно поискать: ящик, оргстекло, электрическую лампу.
Столик должен получиться прочным и устойчивым. Поэтому лучше всего взять небольшой деревянный ящик, сколоченный из гладко обтесанных и плотно подогнанных досок (подойдет также ДСП). Это будет столешница. Прикрепите ножки к столику – два одинаковых бруска или ножки детской табуретки.
Оргстекло – самый безопасный из всех вариантов. Только его размеры (ширина и длина) пусть будут немного меньше, чем у ящика. Стекло будет размещаться внутри столика, поэтому в днище ящика нужно сделать «окошко» прямоугольной формы. Если стекло прозрачное, то его предварительно надо окрасить с одной стороны (можно заклеить пленкой, которая пропускает свет). Чтобы закрепить стекло сверху над отверстием, используют либо рейки, либо «жидкие гвозди», либо липкую ленту.
Теперь устанавливаем столик, размещаем источник света (лампу или фонарик) внизу, под столешницей, и проверяем конструкцию в работе.
Задача вторая. Добываем песок.
Песок можно купить на строительном рынке, накопать в детской песочнице или привезти с моря. В любом случае, если у вашего песка самое благородное происхождение, нужно материал довести «до ума», а именно: внимательно проверить на наличие мусора, даже просеять, промыть и пропечь в духовке (недолго – достаточно в течение 1,5-2 часов).
Дети, особенно девочки, любят использовать ракушки моллюсков, пуговицы, бусины, камешки и стеклышки для декора, чтобы украсить рисунки. Подготовьте и это в достаточном количестве.
Задача третья. Запасаемся идеями.
Как увлечь ребенка рисованием песком? И тут есть разные интересные варианты.
В первый раз можно подготовить все, но не выдавать вашу тайну, то есть заранее не объяснять, что вы собираетесь делать. Включите сказку в аудиозаписи, или музыку природы, или просто любимую мелодию малыша. И начните рисовать. Следите за реакцией ребенка и позволяйте вмешиваться, если вдруг он посчитает, что надо поправить рисунок.
Или так. Сначала поищите видеозаписи занятий песочной терапией. Посмотрите вместе с ребенком, а потом попробуйте сделать все самостоятельно. Или пусть малыш рисует сам, на ходу видоизменяя увиденное. Экспериментируйте!
«Пишем и рисуем на песке»
Вы думаете, красивые рисунки песком получатся у вас с первого занятия? Это не совсем так, к сожалению. Хорошие рисунки создают даже не все взрослые, не говоря уже о малышах.
Если вам действительно интересно самостоятельно попробовать дело на практике, то сперва найдите и прочитайте книгу под названием «Пишем и рисуем на песке», которую написала немецкий педагог Мариелла Зейц. Это уникальное руководство! В доступной и весьма интересной форме автор делится советами, как мамы и папы могут учиться сами рисовать песком и как учить детей разным техникам рисования.
Какую информацию вы найдете в книге?
Почему песок обладает лечебными свойствами?
Какие инструменты подготовить для рисования песком?
Как организовать рабочее место для ребенка?
Как рисовать на песке с помощью волчка, мячика-ежика, ракушки?
Зачем использовать воронки и сито?
Что могут рассказать фигуры на детском рисунке из песка?
Сложно ли рисовать сразу двумя руками?
Почему дети рисуют символами?
Симметричные рисунки и мандала на песке?
Физиотерапия с песком и коррекция поведения ребенка?
Книга будет интересна и родителям дошкольников, и родителям мальчиков и девочек подросткового возраста.
А вы знаете, что когда-то давным-давно песок был на вес золота? Почему? Благодаря тому, что мастера умели варить из него стекло, а потом делать стеклянные сосуды. Конечно, первое стекло 4 тысячи лет до нашей эры получалось мутноватым, зато какой ажиотаж устраивали торговцы вокруг такой продукции!
Сегодня этот золотой диво-ресурс природы можно взять «на вооружение» в воспитании детей. Если вы научитесь вместе с ребенком рисованию песком, ваши руки будут творить шедевры не хуже, чем муранское стекло.